+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Причины отказа регистрации недвижимости 2019 год

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 9 июня 2003 г. N 69-ФЗ наименование статьи 20 настоящего Федерального закона изложено в новой редакции, вступающей в силу по истечении трех месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 20. Основания для отказа в государственной регистрации прав. Прекращение государственной регистрации прав

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 20 настоящего Федерального закона

О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 20 настоящего Федерального закона см. информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июля 2009 г. N 132

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ в пункт 1 статьи 20 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2013 г.

1. В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:

право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;

с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;

документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;

лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;

лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;

правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;

правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;

не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;

имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;

осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона;

ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе;

в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в пункте 1 статьи 19 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ в пункт 1.1 статьи 20 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2013 г.

1.1. В государственной регистрации прав по требованию судебного пристава-исполнителя может быть отказано только по основаниям, указанным в абзацах втором, четвертом, пятом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом, двенадцатом, тринадцатом, четырнадцатом пункта 1 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 декабря 2009 г. N 334-ФЗ статья 20 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 1.2, вступающим в силу с 1 марта 2010 г.

1.2. Не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом О государственном кадастре недвижимости», за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 9 июня 2003 г. N 69-ФЗ пункт 2 статьи 20 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении трех месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона

2. Наличие судебного спора о границах земельного участка не является основанием для отказа в государственной регистрации прав на него.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ пункт 3 статьи 20 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 октября 2013 г.

3. При принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю направляется по указанному в заявлении о государственной регистрации прав или в требовании судебного пристава — исполнителя адресу сообщение о причинах отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, в срок не более чем пять дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления. Если одновременно с сообщением об отказе в государственной регистрации прав заявителю должны быть направлены подлежащие в соответствии с настоящим Федеральным законом выдаче после проведения государственной регистрации прав экземпляры — подлинники представленных заявителем документов, указанные документы также направляются заявителю. Сообщение об отказе в государственной регистрации прав и указанные документы по желанию заявителя могут быть выданы ему лично.

Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 225-ФЗ в пункт 4 статьи 20 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 февраля 2008 г.

4. До внесения в Единый государственный реестр прав записи о сделке, о праве или об ограничении (обременении) права либо до принятия решения об отказе в государственной регистрации права рассмотрение заявления (заявлений) о государственной регистрации права и иных представленных на государственную регистрацию прав документов может быть прекращено на основании заявлений сторон договора. Государственный регистратор обязан в письменной форме уведомить заявителей о прекращении государственной регистрации права с указанием даты принятия решения о прекращении государственной регистрации права. В случае, если государственная регистрация прав проводится судебным приставом-исполнителем на основании судебного акта, она может быть прекращена только на основании судебного акта. В случае, если государственная регистрация прав проводится по требованию судебного пристава-исполнителя, она может быть прекращена только по требованию судебного пристава-исполнителя.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ в пункт 5 статьи 20 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

5. При отказе в государственной регистрации права уплаченная государственная пошлина за государственную регистрацию права не возвращается. При прекращении государственной регистрации прав на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина суммы, уплаченной в виде государственной пошлины за государственную регистрацию прав.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ пункт 6 статьи 20 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 октября 2013 г.

6. Если отказ в государственной регистрации прав признан судом необоснованным (не соответствующим основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе) и в решении суда указано на необходимость осуществить государственную регистрацию прав, она осуществляется без заявления о государственной регистрации прав на основании соответствующего решения суда, вступившего в законную силу и поступившего в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, и документов, ранее помещенных в дело правоустанавливающих документов. В течение трех рабочих дней со дня поступления такого решения суда государственный регистратор обязан уведомить заявителя по указанному в заявлении о государственной регистрации прав адресу о поступлении такого решения суда и сроке окончания осуществления государственной регистрации прав.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ статья 20 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 7, вступающим в силу с 1 октября 2013 г.

7. Порядок и способы направления сообщения об отказе в государственной регистрации прав, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом выдаче после проведения государственной регистрации прав экземпляров — подлинников представленных заявителем документов, а также уведомления о поступлении указанного в пункте 6 настоящей статьи решения суда и сроке окончания осуществления государственной регистрации прав устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.

Это интересно:  Порядок регистрации сделок с недвижимостью 2019 год

Содержание

Пять основных причин отказа в регистрации права собственности

Получить решение Росреестра об отказе регистрации права собственности — всегда неприятно. Оформление недвижимости приходится начинать заново. Лучше потратить немного больше времени на подготовку пакета документов, получить необходимые разрешения и избежать досадной ситуации. Разберем пять самых распространенных причин отказов в регистрации права.

Прежде всего надо понимать, что Росреестр несет материальную ответственность за регистрацию прав на недвижимое имущество. Сотрудники ведомства обязаны тщательно проверять предоставленные документы во избежание обжалования неправомерных действий в суде. Все основания для отказа в государственной регистрации определены в ст. 20 ФЗ-218 закона «О государственной регистрации недвижимости».

Первая, самая распространенная, причина — несоответствие требованиям действующего законодательства по форме или содержанию документов, представленных на государственную регистрацию прав. Например, любой договор по отчуждению доли (долей) в праве в должен быть нотариально удостоверен. Граждане, не следящие за изменениями в законодательстве, делают такой договор по шаблону из интернета в простой письменной форме, без участия нотариуса, и сдают на регистрацию. В итоге, сначала получают приостановку, а затем отказ — правоустанавливающий документ не соответствует форме, требуемого законодательством.
Другой пример, при продаже земельного участка стороны не указывают, что на участке нет строений или сооружений. Эти сведения очень важны: если их не указать, будет нарушено требование ст. 35 Земельного кодекса РФ, который запрещает продажу земли отдельно от расположенных на нем объектов недвижимости.

Самая нежелательная категория отказов — недвижимое имущество, в отношении которого проводится государственная регистрация, не стоит на кадастровом учете. Любой объект недвижимости должен стоять на кадастровом учете, ему должен быть присвоен индивидуальный кадастровый номер. Кадастровый учет — это описание недвижимости как физического предмета (площадь, этажность, расположение и т.д.). Сотрудник Росреестра не зарегистрирует право на то, чего нет в природе. Советуем заранее заказать выписку из ЕГРН и удостовериться в факте кадастрового учета объекта.

Следующая распространенная причина отказов — недостаточный пакет документов. Несмотря на то, что услуга по государственной регистрации права все больше уходит в информационное пространство и стремительно расширяется межведомственное взаимодействие, есть документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. К ним относятся заявления о семейном положении, согласие супругов на совершение сделок, сертификат на материнский капитал, разрешение органов опеки, решение юридического лица о крупной/некрупной сделке и т.п. Конечно, эти документы можно досдать в Росреестр, проблема решаема. А как быть, если местонахождение бывшего супруга (супруги) не известно и получить согласие на продажу квартиры невозможно?

Существенным основанием для отказа в государственной регистрации будет отсутствие в правоустанавливающем документе указания ограничений права. Как правило, такая ситуация возникает при оформлении договора уступки права требования по договору долевого участия (нет согласия застройщика), или при продаже помещения, обремененного правами аренды (продавец попросту не считает нужным указать наличие арендаторов). Такой отказ можно получить при продаже квартиры, в которой прописаны лица, отказавшиеся от участия в приватизации этой квартиры.

Невнимательность правообладателя — самый досадный источник приостановок и отказов в государственной регистрации права собственности. При подаче документов через многофункциональные центры (МФЦ) ошибки при заполнении заявления на государственную регистрацию встречаются на каждом шагу. Ведь специалисты МФЦ не являются сотрудниками Росреестра, они не всегда компетентны в законодательстве о государственной регистрации прав на недвижимость. Это и заявление на другую услугу вместо необходимой заявителю, например человек хочет взять участок в аренду, а специалист заполняет заявление на выкуп. Это и отсутствие одного из необходимых заявлений при сложных сделках, например на регистрацию ранее возникшего права (возникшего до 1998 года), на регистрацию ипотеки в силу закона (при сделках с отсрочкой платежа). Всегда следует очень тщательно проверять данные в заполненном заявлении, которое вам передает на подпись сотрудник МФЦ.

Многих ошибок, недоразумений и неприятностей при оформлении недвижимости можно избежать, если доверить подготовку документов квалифицированному специалисту — юристу по недвижимости. Через его руки проходит сотни сделок в год, все ситуации уже изучены, найдены решения сложных случаев. Недвижимость — слишком дорогой вопрос, чтобы его решать в своими силами.

Основания для отказа в государственной регистрации прав – причины и правила обжалования

Оформление недвижимого имущества на законных основаниях, требует обязательного проведения процедуры государственной регистрации в ЕГРН, в рамках действующего законодательства, представленного ФЗ №218-ФЗ. При отсутствии подтвержденного право собственности, владелец имущества не сможет каким-либо образом распоряжаться имеющимися у него помещениями или земельными участками в полном объеме. Недвижимая собственность без юридического закрепления за новым владельцем не может быть отчуждена.

Отказ в государственной регистрации прав

После обращения в Росреестр с установленными документами сотрудниками учреждения может быть вынесено лишь два решения – оформление и регистрация помещения, либо отказ в проведении такой процедуры.

Законодательством установлено, что отказ в регистрации должен быть юридически обоснован и мотивирован, поэтому отсутствие разъяснений и пояснений от сотрудников Росреестра может послужить веским основанием для обращения с жалобой в вышестоящие инстанции.

Основания для отказа

Приостановление представляет собой временную меру, направленную на внесение правок, предоставление дополнительных бумаг, либо внесение корректировок в поданный пакет документов.

Условно основания можно разделить на две большие категории:

  1. Нарушения или неточности в документальной составляющей.
  2. Отсутствие прав и полномочий на регистрируемую недвижимость у заявителя либо его представителя.

Как показывает юридическая практика, практически на всей территории России распространены следующие причины отказа проведения процедуры:

  • Подача документов или заявления лицом, которое не является непосредственным участником регистрации, в том числе представитель заявителя, занимающийся вопросом без юридического оформления своих действий;
  • Оформление подаваемых бумаг не соответствует российскому законодательству, либо прямо противоречит ему, в том числе по содержанию;
  • Проведение процедуры не требуется для регистрируемого объекта недвижимости;
  • Возникновение или подтверждение противоречий в данных, которые были внесены ранее и предоставлены новым владельцем;
  • Предоставление недостаточного количества бумаг;
  • В случае с оформлением приватизированной квартиры, приостановление действия или признание недействительным акта приема и передачи недвижимости физическому лицу из государственного сектора;
  • Установление несоответствий в виде фактического наложения границ смежных участков друг на друга, а также в случае, если провести межевание не представляется возможным (чаще всего возникает в случае оформления наследственной массы на нескольких наследников, при которой один не пускает на участок второго и т.д.).

Приведенный перечень причин отказов в регистрации прав не является исчерпывающим, так как федеральное законодательство устанавливает минимум 55 поводов для мотивированного отклонения процедуры, указывая на возможность применения иных, не прописанных в законе, оснований на практике.

Последствия

Главным последствием получения отказа проведения регистрационных действий является отсутствие перехода права собственности на недвижимость к новому владельцу.

Гражданское законодательство устанавливает некоторые особенности, касающиеся проведения сделок с жилыми и нежилыми помещениями в рамках ст. 433 ГК РФ:

  1. Заключение договора о приобретении жилой недвижимости осуществляется с последующим оформлением нового владельца квартиры в качестве собственника, так как подобная сделка считается завершённой только после официального завершения данной процедуры. В случае получения отказа, соглашение считается недействительным и не подлежит исполнению.
  2. Покупка нежилого имущества устанавливает менее строгие правила осуществления перехода собственности, так как при покупке такой недвижимости, сделка считается завершенной с момента подписания договора. Наличие или отсутствие замены собственника в ЕГРН не является основанием для неисполнения условий договора купли-продажи.
Это интересно:  Перерегистрация очереди на улучшение жилищных условий 2019 год

Согласно ст. 551 ГК РФ, любая сделка, связанная с недвижимостью, должна пройти процедуру регистрации с последующим переоформлением предмета договора на нового собственника.

Заявителям стоит иметь в виду, что при получении отказа в проведении регистрационных действий с недвижимостью, ранее уплаченная государственная пошлина не возвращается, в рамках ст. 17 ФЗ №218-ФЗ. Существует возможность вернуть половину суммы в случае, если инициатором прекращения оформления стал заявитель.

Форма и сроки отказа

Решение о приостановлении процедуры либо о ее полном прекращении направляются в течение пяти дней после истечения срока, направленного на рассмотрение заявления. К уведомлению прикладывается либо перечень необходимых документов, который нужно предоставить, либо обоснованные причины отказа проведения регистрации.

Обычно гражданам дается месяц на то, чтобы исправить совершенные ошибки, предоставить необходимую информацию или дополнить перечень документов недостающими бумагами.

ФЗ №218-ФЗ устанавливаются положения, регламентирующие действия уполномоченных органов. Так, государственный служащий, осуществляющий свою деятельность в Росреестре, обязан письменно уведомить стороны договора об отказе в регистрации, а также указать дату и причины принятия подобного решения.

Основания приостановления госрегистрации прав

Приостановление регистрационных действий – вынужденная процедура работников Росреестра, так как в большинстве случаев участники соглашений, касающихся недвижимого имущества, неправильно заполняют анкеты, предоставляют неверные, недостоверные или недействительные документы и т.д.

Единственным способом исправления сложившейся ситуации является временная приостановка рассмотрения вопроса, при этом физическим и юридическим лицам поясняются причины и основания для таких действий.

Срок исправлений неточностей составляет один месяц с момента уведомления. В случае нарушения сроков, а также игнорировании требований, оформление регистрации будет полностью прекращено.

Обжалование отказа в регистрации в суде

Согласно действующему Федеральному закону №218-ФЗ, непосредственное обжалование действий служащего Росреестра в судах не допускается. Первой инстанцией является апелляционная комиссия.

В случае, если решение комиссии не удовлетворило участников соглашения, то они могут обратиться:

  • В суды общей юрисдикции, если сторонами являются физические лица;
  • В Арбитражный суд, если стороной или сторонами выступают индивидуальные предприниматели или соучредители ООО, ОАО и т.д.

В суды предоставляется исковое заявление, в котором указываются реквизиты всех участников дела, обстоятельства рассматриваемого вопроса, а также конкретная просьба заявителя о принятии конкретного решения. Помимо, этого необходимо предоставить полный пакет документов, подтверждающих неправомерность действий работников Росреестра, а также квитанцию об оплате пошлины.

Срок для обжалования составляет три месяца со дня вынесения решения.

Государственная регистрация прав на недвижимость является неотъемлемой частью осуществления перехода прав собственности от бывшего владельца к новому. Без соблюдения данной процедуры о юридической правомерности совершенной сделки говорить нельзя.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в данной статьей могла устареть. Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.

КАК ОБЖАЛОВАТЬ ОТКАЗ В РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

Как известно с 1 января 2017 года в Российской Федерации права на недвижимое имущество регистрируются по новым правилам – по закону «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015г. №218-ФЗ.

Согласно новому закону отказ в регистрации прав может произойти в момент подачи документов на государственную регистрацию прав или в процессе юридической экспертизы поданных документов. Так согласно пункту 15 статьи 18 закона при подаче документов на бумажном носителе (личное обращение) их могут не принять, если не установлена личность заявителя.

Учитывая, что прием документов на государственную регистрацию прав физических лиц осуществляют многофункциональные центры по предоставлению государственных услуг (МФЦ), фактический отказ в принятии документов физические лица получают в МФЦ.

МФЦ и регистрирующий права на недвижимость государственный орган делает вывод о неустановлении личности заявителя, если в момент подачи заявления на гос регистрацию прав не предъявлен документ, удостоверяющий личность заявителя, или заявитель отказался предъявить документ, удостоверяющий его личность. Вместе с тем, заявителям необходимо учесть, что положения закона позволяют трактовать его расширительно, поскольку основания для отказа в принятии документов на гос регистрацию прав сформированы в виде открытого перечня.

Понятие «установление личности» в самом законе не раскрыто, и регистраторы толкование понятия «установление личности» для гос регистрации прав проводить с учетом Положения о паспорте гражданина РФ, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828, а установление личности ностранных граждан — по правилам закона РФ от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

По этому, уже при подготовке к сделке с недвижимостью проверьте свой российский паспорт, и при достижении соответствующего возраста замените его. Органы государственной регистрации прав тщательно следят за действительностью представленных на регистрацию документов, и действительность паспорта является частой причиной отказа в принятии документов.

В отличие от многих государств в России существуют внутренние паспорта и заграничные паспорта, причем правила их выдачи, требования к эти паспортам и срок их действия не совпадают. Важно, что на территории РФ заграничный паспорт гражданина РФ не применяется для удостоверения личности, и при регистрации прав на недвижимость в России загран паспорт у вас не примут.

Более сложная ситуация с удостоверением личности иностранцев. Согласно закону РФ от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» личность иностранца на территории РФ удостоверяется паспортом иностранного гражданина а так же международными договорами. По этому, у МФЦ и у регистрирующего органа появляется дополнительная возможность для усмотрения на стадии подачи документов.

Соответственно, фактически первый этап получения отказа в государственной регистрации прав на недвижимость может быть получен при подаче заявления и документов на государственную регистрацию права в МФЦ или непосредственно в Росреестре.

Основания для отказа в государственной регистрации прав

Основания для отказа в государственной регистрации прав в законе о государственной регистрации сформулированы в самой общей форме и связаны с не устранением причин препятствующих государственной регистрации (статья 27). При этом, в законе отсутствует перечень таких препятствий.

Вместе с тем, в части 1 статьи 26 закона приведен перечень причин из 55 пунктов, которые являются основанием для приостановки государственной регистрации прав. Очевидно именно эти обстоятельства указывают регистраторы Росреестра в качестве оснований для отказов в государственной регистрации прав.

Среди 55 оснований для приостановления государственной регистрации в частности указаны:

  1. лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости;
  2. с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
  3. имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
  4. право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, о регистрации которого просит заявитель, не подлежит государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом;
  5. не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
  6. представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны;
  7. форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;
  8. представленные документы подписаны (удостоверены) неправомочными лицами;
  9. не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам;
  10. представлена (поступила) информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам;

Как видно, перечень достаточно широкий и содержит оценочные критерии, что позволяет каждый из пунктов перечня оснований для приостановки государственной регистрации достаточно широко толковать. То есть новый закон о государственной регистрации прав предоставляет регистратору широкое поле возможностей для усмотрения.

Гарантией интересов заявителя государственной регистрации прав является двухэтапная процедура отказа в гос регистрации которая в обязательном порядке должна содержит: 1) приостановку по инициативе регистрирующего органа, и 2) решение об отказе. Каждое из решений и решение о приостановлении и об отказе в государственной регистрации прав, согласно статье 28 закона, оформляется в виде отдельного документа.

Это интересно:  Закон о регистрации недвижимости 218 фз 2019 год

Обжаловать отказ в регистрации прав

Возможность обжаловать отказ в государственной регистрации прав предусмотрена в статье 8.1 Гражданского кодекса РФ, и с января 2017 года — частью 12 статьи 29 закона «О государственной регистрации недвижимости (218-ФЗ). Способ обжалования отказа единственный – судебный.

Куда обжаловать отказ в регистрации прав

Действия заявителя по обжалованию — это не догма, поскольку при получении отказа действия заявителя каждый раз индивидуальны и зависят от конкретной ситуации — мотивов отказа. Куда обжаловать отказ в регистрации прав и стоит ли обжаловать отказ, каждый раз определяется по ситуации. Как было показано выше отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество возможен только после приостановки регистрации, а приостановка допускается только по основаниям, прямо установленным в статье 26 закона о регистрации недвижимости № 218-ФЗ. Именно от оснований приостановки и отказа в государственной регистрации права зависят дальнейшие действия заявителей. Мотивы и приостановки и отказа в государственной регистрации права должны быть изложены в соответствующем решении регистрирующего органа. Суд по регистрации прав на недвижимости, фактически, оценивает мотивы принятого государственным органом решения об отказе и приостановке государственной регистрации прав.

Куда обжаловать отказ в регистрации прав

В законе о регистрации недвижимости прямо установлена возможность обжалования отказов или приостановок государственной регистрации в суд. Как известно, в России существуют мировые судьи, районные суды и Арбитражные. Функции Росреестра по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, сделок с недвижимостью – это так называемые административные публичные функции, а споры, возникающие между Росреестром и заявителями при выполнении регистрационных функций являются административными.

И в зависимости от категории заявителя способ оспаривания решений об отказе в гос регистрации прав будет разный:

1. Если заявитель – организация или предприниматель и созданная недвижимости используется в предпринимательской или иной экономической деятельности, заявитель подает заявление в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, оспаривая ненормативный акт государственного органа (Росреестра).

Такие заявления имеют ряд особенностей подготовки и рассмотрения. Например, заявление должно быть подано в течение 3-х месяцев с даты вынесения решения соответственно о приостановке или об отказе в государственной регистрации права. Существенным отличием заявления в порядке 24 главы АПК РФ от исков при исковом производстве – истец должен доказать только два обстоятельства: 1) Не соответствие решения государственного органа закону, и 2) Нарушение прав заявителя таким решением, или создание препятствий заявителю в осуществлении предпринимательской деятельности, или в возложении на заявителя, нарушение закона, какие либо обязанности (ч.1 ст.198 АПК РФ).

Подготовка заявления, его оформление и прилагаемые документы – в целом, соответствуют правилам подготовки и подачи исковых заявлений. Вместе с тем, к заявлению, согласно статье 199 АПК РФ, должно быть приложено оспариваемое решение.

Существенным отличием рассмотрения заявления в порядке главы 24 АПК РФ является распределение бремени доказывания: согласно ч.5 ст.200 АПК РФ именно на соответствующий государственный орган возлагается обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия).

2. Если заявитель – физическое лицо (не предприниматель), с 15.09.2015г. дела этой категории — возникающие из административных и иных публичных правоотношений в связи с отказом в государственной регистрацией прав рассматриваются в соответствии с главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) судами общей юрисдикции – согласно статье 19 КАС РФ районными судами.

Требования заявителя по делам об отказе в государственной регистрации права, как правило два:

Основное: О признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности.

Дополнительное: Об обязании Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности.

Производство по административным делам осуществляется в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства, имеющей существенные отличия от порядка, установленного в Арбитражном процессуальном кодексе РФ. Так, обращение в суд в порядке главы 22 КАС РФ оформляется административным исковым заявлением, а заявитель именуется административным истцом.

Согласно статье 219 КАС РФ административный иск может быть подан в течении 3-х месяцев с даты нарушения прав заявителя, или с даты, когда заявителю стало известно о нарушении его прав. Вместе с тем, согласно части 3 указанной статьи заявление о признании незаконным решения, действий государственного органа может быть подано в течение 10 дней с даты, когда заявителю стало известно соответственно о приостановлении или об отказе в государственной регистрации права на объект недвижимости.

В отличие от главы 28 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд не может не принять административное исковое заявление только по причине пропуска срока его подачи. В силу прямого указания части 5 и 7 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление должно быть принято судом в любом случае, а причины пропуска подлежат рассмотрению в предварительном судебном заседании. При этом в случае пропуска срока по уважительным причинам срок подачи административного искового заявления восстанавливается судом.

Решение суда по административному исковому заявлению о приостановлении или об отказе в государственной регистрации права на недвижимость может быть двух видов (часть 2 статья 227 КАС РФ):

  • об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании решения незаконным, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца,
  • и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
  • об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения незаконным.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения о приостановке или об отказе в государственной регистрации права, суд выясняет (статья 227 КАС РФ):

  1. нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;
  2. соблюдены ли сроки обращения в суд;
  3. соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
  • а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
  • б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
  • в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4.соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В рамках спора при государственной регистрации права на недвижимость административный истец (заявитель) доказывает только два обстоятельства: 1) нарушение прав и законных интересов заявителя отказом в гос регистрации права на недвижимость, и 2) соблюдение срока подачи административного искового заявления.

Остальное – пункты 3 и 4, доказывает административный ответчик.

Решение суда по административному исковому заявлению вступает в силу в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме, если не была подана апелляционная жалоба (статья 298 КАС РФ).

По сравнению с общим порядком государственной регистрации прав на объекты недвижимости регистрация прав через суд имеет очевидное преимущество – решение суда не подлежит юридической экспертизе регистраторами Росреестра, а значит избавлено от усмотрения чиновников взгляды которых на одни и те же юридические факты иногда существенно отличаются.

В отдельных ситуациях государственная регистрация права собственности через суд – единственная возможность оформить права на недвижимость. Прием судебной регистрации в равной мере применяется как к регистрации прав на вторичную недвижимость, так и для государственной регистрации прав на новостройки.

Вы можете быть уверены в грамотном решении Вашего вопроса!

Статья написана по материалам сайтов: registr-m.ru, urmetr.com, dat.spb.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector