Особенности регистрации недвижимости 2019 год

Статья 70 . Особенность осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях

1. Орган регистрации прав снимает с учета часть земельного участка, сведения о которой внесены в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ О государственном кадастре недвижимости» до 1 января 2013 года в связи с наличием на соответствующем земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, в случае:

1) снятия с государственного кадастрового учета здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с прекращением их существования;

2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об описании местоположения здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке.

2. Государственная регистрация права собственности на объект недвижимости, созданный по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, объекта недвижимости с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимости между сторонами такого договора, осуществляется после завершения строительства, реконструкции этого объекта недвижимости при наличии подписанного сторонами документа, подтверждающего исполнение ими обязательств по такому договору, и в соответствии с распределением площади соответствующего объекта недвижимости, предусмотренным данным документом.

3. Орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.

Информация об изменениях:

Статья 70 дополнена частью 3.1 с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 247-ФЗ

3.1. До 1 января 2040 года орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, предоставленный в безвозмездное пользование гражданину в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших такой земельный участок, при государственной регистрации прекращения договора безвозмездного пользования таким земельным участком в связи с отказом гражданина от договора безвозмездного пользования земельным участком.

Информация об изменениях:

Статья 70 дополнена частью 3.2 с 1 сентября 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

3.2. Орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществлены до 1 сентября 2018 года, в случае, если право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком или право аренды такого земельного участка переоформлено на публичный сервитут в соответствии со статьей 3.6 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

4. Орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учета часть помещения, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае:

1) снятия с государственного кадастрового учета соответствующего помещения или здания, сооружения, в котором расположено помещение, в связи с прекращением их существования;

2) прекращения прав на такую часть помещения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ в часть 5 статьи 70 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

5. В срок до 2020 года документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таком объекте недвижимости. Форма данной декларации, требования к ее заполнению, состав включаемых в нее сведений устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

6. Особенности, установленные частью 5 настоящей статьи, применяются при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, созданные до дня вступления в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

7. Утратила силу с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ в часть 8 статьи 70 внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2016 г.

8. Единый институт развития в жилищной сфере представляет в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации предусмотренного Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» ограничения права собственности Российской Федерации на находящиеся в федеральной собственности земельные участки, земельные участки, образованные из таких земельных участков, иные находящиеся в федеральной собственности объекты недвижимости, в отношении которых Единый институт развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» выполняет функции агента Российской Федерации, при государственной регистрации права собственности Российской Федерации, аренды и иных обременений, устанавливаемых в пользу третьих лиц, в отношении указанных объектов недвижимости или в течение одного месяца со дня принятия межведомственным коллегиальным органом решения, указанного в пункте 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» и в соответствии с которым Единый институт развития в жилищной сфере выполняет функции агента Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 70 дополнена частью 9 с 11 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ

9. Допускается осуществление государственного кадастрового учета части лесного участка в составе земель лесного фонда в целях предоставления ее в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их составной частью, без одновременной государственной регистрации обременения лесного участка. Государственная регистрация обременения лесного участка в указанном в настоящей части случае осуществляется в соответствии с частью 4 статьи 14 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Статья 70 дополнена частью 10 с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

10. В срок до 1 января 2024 года подготовка технического плана в целях осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд зданий, сооружений, относящихся к имуществу общего пользования и созданных до дня вступления в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется на основании декларации, составленной и заверенной председателем садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и правоустанавливающего документа на земельный участок общего назначения, на котором расположены такие здания, сооружения. При этом для подготовки технического плана предоставление разрешения на строительство и (или) разрешения на ввод в эксплуатацию таких зданий, сооружений, а также иных документов не требуется.

Информация об изменениях:

Статья 70 дополнена частью 11 с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

11. В случае поступления в орган регистрации прав от органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации, указанных в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, заявления о государственном кадастровом учете и прилагаемых к нему документов в отношении соответствующего объекта недвижимости, в том числе выданного в период с 1 января 2018 года до 1 августа 2018 года разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, орган регистрации прав одновременно с кадастровым учетом объекта недвижимого имущества обеспечивает внесение сведений о зоне с особыми условиями использования территории в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с правилами, установленными статьей 34 настоящего Федерального закона, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации указанное разрешение на ввод объекта в эксплуатацию являлось решением об установлении зоны с особыми условиями использования территории.

Содержание

Это интересно:  Закон о регистрации недвижимости 1997 года 2019 год

Новый порядок и правила регистрации недвижимости

Изменения, вступившие в силу в 2016 году

В 2016 год мы вступили с изменениями в госрегистрации недвижимости, установленными законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» от 29.12.2015 № 391-ФЗ. Данный закон дополнил действовавший тогда закон № 122-ФЗ следующими случаями обязательной нотариальной заверки сделок:

  • по продаже доли в праве общей собственности третьему лицу (п. 1 ст. 24);
  • продаже земельной доли (п. 3 ст. 24.1);
  • продаже недвижимого имущества на условиях опеки или доверительного управления, а также имущества несовершеннолетних и недееспособных (п. 2 ст. 30).

С правилами продажи доли можно ознакомиться, прочитав статью Нужен ли нотариус при продаже квартиры в долях?

Новые правила регистрации недвижимости, действовавшие в 2016 году

В середине 2016 года произошел еще ряд изменений:

  • Законом «О внесении изменений…» от 02.06.2016 № 172-ФЗ расширен круг сделок по отчуждению общей собственности на недвижимое имущество, требующих нотариального заверения. Сюда вошли все такие сделки, в том числе сделки по продаже своих долей всеми участниками собственности по одной сделке.
  • Законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 351-ФЗ отменена нотариальная регистрация сделок по продаже земельных долей.

Таким образом, в 2017 год мы вошли с обязательным участием нотариуса:

  • в продаже долей в общей собственности (п. 1 ст. 42 закона № 218-ФЗ);
  • продаже недвижимого имущества на условиях опеки или доверительного управления, а также имущества несовершеннолетних и недееспособных (п. 2 ст. 54 закона № 218-ФЗ).

Еще одним новшеством 2016 года стало упразднение свидетельств о госрегистрации права (закон «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 360-ФЗ, вступивший в силу с 15.07.2016). Теперь государственная регистрация права подтверждается выпиской из реестра прав. Такое же положение содержит и ст. 28 закона № 218-ФЗ.

Изменения в госрегистрации недвижимости с 2017 года

Закон № 218-ФЗ внес немало изменений в существующий порядок госрегистрации. Систематизируем и рассмотрим новшества подробнее. Итак, новый порядок регистрации недвижимости предусматривает такие нововведения, как:

  • создание нового ЕГРН, объединяющего существовавшие ранее ЕГРП и ГКН;
  • возможность одновременной постановки объекта недвижимости на кадастровый учет и регистрации прав на него;
  • изменение порядка представления документов на госрегистрацию;
  • уменьшение сроков производства регистрационных действий;
  • признание машино-мест объектом недвижимости;
  • изменение оснований и сроков приостановки госрегистрации;
  • появление основания для отказа в приеме документов;
  • увеличение госпошлины за выдачу выписок и копий документов из реестра.

Рассмотрим каждое из нововведений детально.

Единый государственный реестр недвижимости

ЕГРН — свод достоверной и систематизированной информации:

  • о зарегистрированных объектах недвижимого имущества;
  • учтенных правах на такое имущество;
  • основаниях возникновения таких прав;
  • собственниках и других правообладателях имущества.

Такое определение ЕГРН приводится в ч. 2 ст. 1 закона № 218-ФЗ.

Кроме того что данный реестр объединил в себе ЕГРП и ГКН, введено еще несколько новшеств:

  • Реестр ведется в электронной форме (кроме реестровых дел, в которых содержатся письменные документы заявителя).
  • Произошло расширение реестра границ. В частности, добавятся границы лесничеств, игорных зон, охотничьих угодий и т. д.
  • Введено понятие дежурной кадастровой карты. Такие карты предназначены исключительно для внутреннего пользования сотрудниками Росреестра. В отличие от публичных, они содержат границы и номера частей земельных участков, зданий и сооружений.

Новый порядок регистрации и постановки недвижимого имущества на учет

Законом № 218-ФЗ внесены значимые изменения в процедуру представления документов:

  • Введена обязанность органа регистрации самостоятельно запрашивать в налоговой инспекции учредительные документы юридического лица — заявителя (п. 9 ст. 18 закона № 218-ФЗ).
  • Появилась возможность направить документы через уполномоченное лицо органа регистрации при выездном приеме, а по окончании регдействий их может доставить курьер, правда, эти услуги платные (п. 1 ст. 18, пп. 19, 20 ст. 29).
  • Заявление на госрегистрацию можно подать в любое подразделение органа регистрации или МФЦ вне зависимости от того, где расположен объект недвижимости (п. 2 ст. 18).
  • Упрощен порядок госрегистрации прав, возникших из акта госоргана (орган, принявший акт, самостоятельно направляет документы на регистрацию не позднее 5 рабочих дней с момента возникновения права или обременения (п. 2 ст. 19).
  • На регистрацию передается только 1 оригинал документа-основания возникновения прав на бумажном носителе. Второй экземпляр остается у заявителя, а не возвращается после регистрации, как было прежде (п. 5 ст. 18).
  • При представлении документов по почте кроме нотариального удостоверения подписи на заявлении требуется заверить у нотариуса доверенность и саму сделку (п. 12 ст. 18).

Закон от 01.07.2018 № 175-ФЗ ввел изменения в закон № 218-ФЗ. Они упрощают регистрацию вновь созданных по договорам долевого строительства объектов: теперь можно не приобщать к заявлению о постановке на кадастровый учет и регистрации проектную декларацию, а также разрешение на строительство. Оба документа для целей Росреестра берутся в единой информационной системе жилищного строительства.

Сроки производства регистрационных действий

Напомним, что закон № 122-ФЗ содержал одинаковый срок для постановки объектов на кадастровый учет и госрегистрации права собственности — 10 рабочих дней (далее — р. д.).

С 01.01.2017 закон № 218-ФЗ предусматривает следующие сроки для производства регистрационных действий:

  • постановка объекта недвижимости на кадастровый учет осуществляется в течение 5 р. д. при подаче заявления непосредственно в орган регистрации и 7 р. д. при подаче через МФЦ;
  • госрегистрация права собственности — в течение 7 и 9 р. д. соответственно;
  • одновременное совершение 2 перечисленных действий займет 10 и 12 р. д.

Сроки госрегистрации прав на основе нотариально удостоверенных сделок останутся прежними — 3 р. д. или 1 р. д. при условии отправки документов нотариусом в электронном виде. Подача таких документов через МФЦ увеличит срок до 5 р. д.

Регистрация машино-мест

Законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 315-ФЗ в ГК РФ введено понятие «машино-место». Машино-место теперь включено в перечень недвижимого имущества. Чтобы приобрести статус недвижимости, подлежащей госрегистрации, оно должно соответствовать следующим критериям:

  • предназначаться для парковки автомобиля;
  • быть расположено в строении;
  • быть не ограничено либо частично ограничено строительной конструкцией;
  • иметь четко установленные границы.

Ранее узаконить машино-место можно было только в виде доли в праве общей долевой собственности, что вызывало такие затруднения при продаже, как:

  • необходимость соблюдения преимущественного права сособственников, т. е. возможность продать третьему лицу возникала по истечении 1 месяца с момента письменного предложения о продаже машино-места другим собственникам (п. 2 ст. 250 ГК РФ);
  • необходимость обязательного оформления такой сделки у нотариуса (п. 1 ст. 24 закона № 122-ФЗ).

П. 3 ст. 6 закона от 03.07.2016 № 315-ФЗ устанавливает, что для выдела в натуре и госрегистрации права собственности на машино-место требуется представить документ, составленный сособственниками, устанавливающий порядок пользования недвижимостью, которая находится в общей долевой собственности.

Новшества в отказе и приостановке госрегистрации

В правилах, регулирующих отказ в госрегистрации и ее приостановку, выделим следующие изменения:

  • предусмотрен только 1 повод для отказа в приеме документов — непредставление лицом, лично подающим заявление на госрегистрацию, документа, удостоверяющего его личность (п. 15 ст. 18 закона № 218-ФЗ);
  • предусмотрен 1 повод для отказа в госрегистрации — неустранение причин, послуживших поводом для приостановки (ст. 27 закона № 218-ФЗ);
  • определено 60 оснований для приостановки регистрационных действий (п. 1 ст. 26 закона № 218-ФЗ);
  • увеличились сроки приостановки с 1 месяца по инициативе регистратора и 3 по инициативе заявителя до 3 и 6 месяцев соответственно (п. 2 ст. 26, п. 1 ст. 30 закона № 218-ФЗ).

Государственная пошлина

Госпошлина за совершение регистрационных действий изменений не претерпела. О ее размерах можно узнать из нашей статьи Госпошлина при продаже квартиры. За выдачу выписок из реестра и копий документов существенно увеличилась:

  • госпошлина за самую часто применяемую выписку из ЕГРН на бумажном носителе, содержащую общедоступные сведения, составляет для физлиц 750, для юрлиц — 2200 руб. Электронный документ обойдется в 300 руб. и 600 руб. соответственно;
  • госпошлина за выписку из ЕГРН на бумажном носителе об установлении недееспособности правообладателя — 950 руб. в электронном виде – 400 руб.;
  • госпошлина за копию документа, содержащегося в регистрационном деле и выражающего содержание сделки, — 300 вместо прежних 100 руб.

Вот такие основные изменения в регистрации недвижимости произошли в последнее время. Думается, что они были не последними. Стоит отметить, что процесс госрегистрации недвижимости становится проще и быстрее.

Ходжиева А. В. Особенности государственной регистрации прав на недвижимость на современном этапе развития законодательства

Особенности государственной регистрации прав на недвижимость на современном этапе развития законодательства

Features of state registration of real estate rights at the current stage of development of legislation

Ходжиева Айна Владимировна

Khodzhieva Aina Vladimirovna

Магистрант ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые специфические особенности процесса государственной регистрации прав на недвижимость в свете последних изменений в законодательстве. Анализируются особенности государственной регистрации ограничений и обременений, специфика регистрации прав на единый недвижимый комплекс и его существенные признаки.

Это интересно:  Закон о регистрации недвижимости консультант 2019 год

Annotation. The article considers some specific features of the process of state registration of real estate rights in the light of recent changes in legislation. Features of state registration of restrictions and encumbrances, specifics of registration of rights to a single immovable complex and its essential features are analyzed.

Ключевые слова: недвижимость, государственная регистрация прав на недвижимость, единый недвижимый комплекс, ограничения, обременения.

Keywords: the property, state registration of property rights, single immovable complex, constraints, burdens.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о госрегистрации) [3], государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав. Законом о госрегистрации предусмотрена единая процедура государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества и государственного кадастрового учета данного объекта, однако кадастровый учет объектов и государственную регистрацию прав теперь возможно проводить как одновременно, так и отдельно. Причем, в новой редакции случаев одновременной регистрации права и кадастрового учета объекта недвижимости предусмотрено не так много.

Ведение кадастрового учета недвижимости и регистрирование прав на нее находится исключительно в ведении Росреестра и его территориальных органов. Эти полномочия он не сможет передавать подведомственным учреждениям.

Законом о госрегистрации уточнены объекты недвижимости, которые подлежат кадастровому учету, и права на которые регистрируются. Некоторые нормы Закона были приведены в соответствие со ст. 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) [1], например, нормы о едином недвижимом комплексе. Можно выделить следующие сущностные признаки ЕНК:

  1. Он является недвижимым объектом, на который распространяются такие правила, регулирующие оборот недвижимости.
  2. Он представляет собой совокупность объектов недвижимости, в силу чего на него распространяется режим неделимой вещи, установленный ст. 133 ГК РФ.
  3. В едином государственном реестре все объекты, входящие в состав ЕНК, считаются в совокупности одной недвижимой вещью. [7]

Кроме того, закон позволяет прийти к выводу, что ЕНК может быть двух видов:

– как совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов;

– как совокупность объектов недвижимости, расположенных на одном земельном участке.

Следовательно, в первом вышеуказанном случае, расположение всех включенных в ЕНК объектов на одном земельном участке не является обязательным. Данный вывод подтверждается Росреестром в его Письме от 01.04.2014 N14-исх/03596-ГЕ/14. [4]

У многих возникает вопрос, в чем же отличие ЕНК от предприятия, которое, согласно ГК РФ, тоже является имущественным комплексом. Оно заключается, в том числе, в том, что только после учета и государственной регистрации прав на каждый объект, который входит в состав предприятия как имущественного комплекса происходит государственная регистрация права собственности на данный объект. [5]

К государственному учету и государственной регистрации участков недр, также как и к воздушным, морским судам, судам внутреннего плавания, космическим объектам положения Закона не применяются.

Рассмотрим особенности государственной регистрации ограничений и обременений. В действующем ГК РФ термин «обременение» можно встретить в ряде статей, но в одних случаях из содержания норм закона понятно, что «обременение» – это субъективное гражданское право, однако конкретное обременяющее свойство этого права не раскрывается. В ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон N122-ФЗ) предусматривалось следующее определение исследуемого правового явления: ограничения (обременения) – наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других). [2]

В отличие от Закона N122-ФЗ, предусматривавшего единое определение для понятий «ограничение» и «обременение», в Законе о госрегистрации таковых не содержится. Законодатель оставил этот вопрос за нормами материального права. В процессе подготовки указанного закона законодатель, очевидно, пришел к выводу, что понятия «ограничение» и «обременение» не являются тождественными и употребляет их уже не как равные по смыслу определения, например, внесение сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, и лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости (п. 2 ст. 13 Закона о госрегистрации). Также следует обратить внимание на п. 2 ч. 2 ст. 7 Закона о госрегистрации, который определяет реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества, тем не менее, порядок регистрации данных правовых явлений практически остался неизменным [6].

Проанализировав литературу и существующее гражданское законодательство, можно прийти к выводу, что термин «обременение» обычно относится к имуществу, а термин «ограничение» чаще используется относительно гражданских прав. Данное разграничение не всегда четко проводится в законодательстве.

Ограничение права на недвижимое имущество можно определить как установленное законом, специально уполномоченными органами или условиями сделки уменьшение правомочий собственника относительно того объема, который формально установлен законом.

В свою очередь, термин «обременение», как правило, применяется к имуществу (ст. 274, 275, 460, 586, 704, 1019 ГК РФ) – в отличие от термина «ограничение», применяемого, как правило, к гражданским правам. Сущность обременения имущества обычно заключается как в ограничении правомочий собственности, так и в наличии прав на данное имущество у третьих лиц (ипотека, рента, сервитут и др.), на основании которых такое ограничение возникло.

Следовательно, обременение имущества, по нашему мнению, это – установленные законом, иными нормативно-правовыми актами, актами, изданными специально уполномоченными органами, а также договором ограничения вещных прав на имущество и специальные обязанности обладателей этих прав, сохраняющиеся при смене правообладателя.

В соответствии с законом, частный сервитут может быть установлен на основании договора, судебного решения либо в силу прямого указания закона. Заключение договора об установлении сервитута – самый распространенный и реально возможный способ урегулирования разногласий между собственником и третьим лицом.

Основным отличием обязанностей в рамках ограничений от обязанностей собственников, представляющих обременение его права, является наличие (отсутствие) направленных к ним гражданских прав третьих лиц. Так, обязанности собственника по уплате налогов и другие обременения, носящие публичный характер являются ограничением права собственности, поскольку им корреспондируют права административных органов и должностных лиц.

В отличие от ограничения права, при обременении собственник претерпевает стеснение в правах из-за притязаний в отношении его имущества третьих лиц (наличие права залога или аренды) или прав требования от него на совершение определенных действий в их интересах или в их пользу в виду обладания обремененным правом.

Библиографический список:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017)// СЗ РФ. – 1994. – N 32. – Ст. 3301.
  2. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. – 28.07.1997. – N 30. – Ст. 3594.
  3. О государственной регистрации недвижимости: федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 28.02.2018) // СЗ РФ. – 20.07.2015. – N 29 (часть I). – Ст. 4344.
  4. О направлении писем: Письмо Росреестра от 01.04.2014 N 14-исх/03596-ГЕ/14 // Доступ из справоч.-прав. системы «Консультант Плюс», 2018.
  5. Болдырев В.А. Имущественные комплексы как объекты гражданских прав / В.А. Болдырев // Гражданское право. – 2015. – N 2. – С. 26–28.
  6. Зайцев С.Ю. Гносеология ограничения и обременения гражданских прав / С.Ю. Зайцев // «Чёрные дыры» в российском законодательстве. – 2012. – N 6. – С. 55.
  7. Жаркова О.А. Кадастровый учет объектов недвижимости / О.А. Жаркова // Вестник ВАС РФ. – 2014. – N 2. – С. 62–75.

—>

Регистрация объектов недвижимости в результате преобразования. Особенности регистрации имущественного комплекса

Наша организация до 2018 г. была ФГУП, но на основании на основании приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом была реорганизована в форме преобразования в акционерное общество. Перед реорганизацией мы провели полную инвентаризацию всех объектов недвижимости, находящихся на нашем балансе, поставили их все на учет, зарегистрировали право РФ и право хоз ведения. Всего объектов недвижимости 257. Это объекты, основное предназначение которых — оказание услуг связи. Это земельные участки, линейно-кабельный сооружения, антенно-мачтовые сооружения, здания и т.д.

Нам сказали, что заявление с приложенным пакетом документов необходимо подать в Москву, в Управление Росреестра. Считаем, что своими силами нам будет сложно правильно все подготовить, поэтому обращаемся к вам с просьбой помочь нам в этом деле. Возможна ли вообще такая регистрация с нашими объектами недвижимости (может быть есть какие-то ограничения или же какие-то особые требования). Может быть Росреестр посчитает, что наши объекты недвижимости не могут быть зарегистрированы как единый комплекс?

Какая разница между производственно-имущественным комплексом и единым недвижимым комплексом?

Законодательство не содержит термина «производственно-имущественный комплекс». Можно говорить о понятии «имущественный комплекс», которое встречается в Гражданском кодекса РФ.

По смыслу статей 132, 133.1 ГК РФ под имущественным комплексом понимается совокупность одного или нескольких видов имущества, объединенного по определенному признаку. Законодательством выделяется 2 вида имущественных комплексов: предприятие (ст. 132 ГК РФ) и единый недвижимый комплекс (ст. 133.1 ГК РФ).

Это интересно:  218 фз о гос регистрации недвижимости 2019 год

В связи с этим здесь и далее, отвечая на вопросы о «производственно-имущественном комплексе» будет подразумеваться «имущественный комплекс» в виде предприятия.

О предприятии

Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью (п. 1 ст. 132 ГК РФ).

В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 2 ст. 132 ГК РФ).

Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав (п. 2 ст. 132 ГК РФ). Предприятия является непопулярной правовой конструкцией, поэтому на практике возникает множество вопросов, связанных с ее применением.

О едином недвижимом комплексе (ЕНК)

Согласно абз. 1 ст. 133.1 ГК РФ под ЕНК понимается совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

Таким образом, к ЕНК может быть отнесено имущество по любому из следующих критериев:

  • здания, сооружения и иные вещи, физически или технологически связанные между собой (при этом могут находиться на разных земельных участках);
  • здания, сооружения и иные вещи, расположены на одном земельном участке.

ЕНК может иметь в своем составе движимое и недвижимое имущество.

Отличие ЕНК от предприятия

ЕНК в отличие от предприятия представляет собой единый объект только вещных прав, в то время как предприятие включает в себя также и обязательственные, и исключительные права.

В отличие от предприятия норма о ЕНК не указывает прямо, что в его состав входит земельный участок. Вследствие этого на практике зачастую делается вывод о том, что земельный участок, в пределах которого находится единый недвижимый комплекс, не является частью единого недвижимого комплекса.

В отличие от предприятия конструкция единого недвижимого комплекса получила широкое распространение на практике. На наш взгляд, при наличии необходимости регистрации имущественного комплекса лучше использовать конструкцию с ЕНК, чем с предприятием.

Возможна ли регистрация объектов недвижимости как производственно-имущественного комплекса? Может быть, есть какие-то ограничения или же какие-то особые требования?

Обязательным условием признания ЕНК является его регистрация в целом, как одной недвижимой вещи. Незарегистрированные как ЕНК объекты не признаются таковыми (ст. 133.1 ГК РФ).

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на ЕНК осуществляются:

  1. в связи с завершением строительства объектов недвижимости, если в соответствии с проектной документацией предусмотрена эксплуатация таких объектов как единого недвижимого комплекса;
  2. в связи с объединением нескольких указанных в ст. 133.1 ГК РФ объектов недвижимости, государственный кадастровый учет которых осуществлен в ЕГРН и права на которые зарегистрированы в ЕГРН, по заявлению их собственника (п. 1 ст. 46 Закона о регистрации недвижимости). В Вашем случае речь идет о подпункте 2 – объединение объектов.

Статьей 46 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлены особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении единого недвижимого комплекса и предприятия как имущественного комплекса.

Пунктом 2 названной статьи установлено, что государственная регистрация права собственности на предприятие как имущественный комплекс осуществляется после государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на каждый объект недвижимости, входящий в состав предприятия как имущественного комплекса.

Таким образом, единое правило действует для ЕНК и предприятий: сначала регистрируются объекты в ЕГРН (Едином государственном реестре недвижимости), а затем осуществляется их объединение в ЕНК или предприятие.

Выяснить в Росреестре, могут ли объекты недвижимости быть зарегистрированы как единый комплекс?

В данном случае нормы права дают возможность прийти к выводу, что регистрация ЕНК возможна, если сведения о регистрируемых объектах недвижимости содержатся в ЕГРН. Ситуация очевидна и не требует дополнительных разъяснений со стороны Росреестра.

Какие последствия могут быть у такой регистрации, будет ли какое-либо ограничение в пользовании нашим имуществом, в предоставлении его в аренду (отдельных объектов)?

К единым недвижимым комплексам согласно ст. 133.1 ГК РФ применяются правила о неделимых вещах (со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями), а именно:

  • составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу, в частности, не может быть признана самовольной постройкой (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016));
  • впоследствии единый недвижимый комплекс не может быть разделен (преобразован иным способом) на самостоятельные объекты недвижимости.

Нужна ли вообще регистрация перехода права собственности?

Из описания ситуации и представленных сведений следует, что все объекты недвижимости зарегистрированы в ЕГРН, а цель АО — поставить эти объекты на учет после реорганизации в форме преобразования. При реорганизации в форме преобразования собственник не меняется (меняется только его организационно-правовая форма).

Таким образом, Росреестр не вправе требовать регистрации перехода права на объекты недвижимости от реорганизованного лица к правопреемнику. Соответственно, регистрировать объекты недвижимости не нужно, поскольку собственник не изменился. В этом случае требуется лишь изменить наименование собственника в ЕГРН.

Правовое обоснование:

Право собственности на недвижимость (возникновение, переход, прекращение и т.п.) подлежат государственной регистрации в ЕГРН (п. 1 ст. 131 ГК РФ).

В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ при реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица.

Вместе с тем, согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Поскольку юридическое лицо при преобразовании сохраняет неизменность своих прав и обязанностей, не передавая их полностью или частично другому юридическому лицу, закон не предусматривает обязательности составления в этом случае передаточного акта, предусмотренного ст. 59 ГК РФ, от одного лица другому.

Положение о том, что права и обязанности от реорганизуемого к создаваемому юридическому лицу переходят на основании передаточного акта, было исключено из п. 5 ст. 58 ГК РФ с 01.09.2014 Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ.

Таким образом, в настоящее время, в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования достаточно внесения изменений в ЕГРП в части наименования правообладателя, содержащего указание на организационно-правовую форму юридического лица.

Рекомендации по дальнейшим действиям

  1. Необходимо обратиться в Росреестр с заявлением о внесении изменений в ЕГРН в связи со сменой наименования юридического лица.
  2. При подаче заявления необходимо уплатить пошлину. Пошлина за внесение изменений в ЕГРН составляет 1000 рублей (п. 27 ст. 333.33 НК РФ).
  3. В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату (зачету) частично или полностью в случае возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Таким образом, ранее уплаченная пошлина может быть возвращена или зачтена, поскольку Росреестр возвратил заявление без рассмотрения. Данная позиция не подтверждается пока судебной практикой (ввиду ее отсутствия), но по смыслу ст. 333.40 НК РФ право на возврат (зачет) пошлины в данном случае сохраняется.
  4. В целях экономии времени можно вновь оплатить пошлину, и одновременно с этим обратиться с заявлением о возврате первоначальное оплаченной пошлины. При желании можно сделать зачет. Порядок зачета и возврата пошлины описан в статье 333.40 НК РФ.
  5. Обращаться с заявлением о переходе права собственности на объекты недвижимости не нужно.
  6. Обращаться с заявлением о регистрации имущественного комплекса (предприятия или ЕНК) не нужно (хотя при желании можно, после того, как в ЕГРН будет изменено новое наименование юр. лица после преобразования). Зарегистрировать ЕНК без внесения изменений в ЕГРН в связи со сменой наименования, скорее всего, не получится.

Если вам понравилась статья, подпишитесь на наши группы в соц. сетях и порекомендуйте Прайм лигал друзьям и знакомым.

Статья написана по материалам сайтов: rusjurist.ru, posidpo.ru, primelegal.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий