+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Ваучерная приватизация в рф 2019 год

Приватизационный чек (ваучер) эпохи приватизации в России.

Практическим руководством к приватизации служили Указы Президента РФ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» (29 декабря 1991 г.), «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» (29 января 1992 г.), «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» (1 июля 1992 г.), «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» (14 августа 1992 г.), «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (24 декабря 1993 г.).

Ваучерная приватизация была противоречива. Формат приватизации был во многом результатом компромиссов между Правительством и Верховным Советом, с учетом принятых в разное время нормативных актов и интересов разных лоббистских групп. Так, Е. Гайдар и А. Чубайс изначально не были сторонниками ваучерной приватизации, предлагая отказаться от нее в пользу постепенной приватизации за деньги В. Мау Анти-Стиглиц Российские экономические реформы в представлении их западных критиков Вопросы экономики. 1999. № 11, 12. Однако, закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 3 июня 1991 года предусматривал приватизацию с использованием приватизационных именных счетов. Недостатком этого решения была его коррупционная уязвимость: с учетом преимущественного права работников предприятий на выкуп их акций, директора, используя давление на работников, получили бы широкие возможности для захвата контроля над

предприятиями. В качестве компромисса между позицией Верховного Совета и Правительства, чеки были анонимизированы (что приближало приватизацию к рыночной схеме), право трудовых коллективов на преимущественный выкуп акций сохранено В. Мау Анти-Стиглиц Российские экономические реформы в представлении их западных критиков Вопросы экономики. 1999. № 11, 12.

Летом 1992 г. были введены ваучеры (приватизационные чеки), которые не бесплатно раздавались населению. За каждый ваучер необходимо было заплатить 25 рублей, независимо от того, кто получал ваучер взрослый человек или ребёнок. Номинальная стоимость ваучера составляла 10 тысяч рублей. Имущество предприятий страны было оценено в 1400 миллиардов рублей, и на эту сумму были изданы ваучеры. По утверждению главы Госкомимущества Чубайса, руководившего приватизацией, один ваучер соответствовал по стоимости двум автомобилям «Волга». Но купить эти автомобили в обмен на ваучер было нельзя.

Реальная рыночная стоимость пакета акций, который можно было получить в обмен на один ваучер, колебалась в широких пределах в зависимости от компании, чьи акции приобретались в обмен на ваучер, а также от региона, где это происходило. Например, в Нижегородской области один ваучер можно было обменять в 1994 г. на 2000 акций РАО «Газпром» (их рыночная стоимость в 2008 г. составила порядка 700 тыс. рублей), в Московской области — на 700 акций Газпрома (в 2008 г. — порядка 245 тыс. рублей), а в г. Москве — на 50 акций Газпрома (17 тыс. руб. в 2008 г.) За один ваучер можно было также получить 7 акций Торгового дома «ГУМ» (менее 100 руб. в 2008 г.)

Такой порядок приватизации давал серьезные преимущества так называемым «красным директорам», то есть руководителям предприятий, получившим эти должности в советские времена. Во многих случаях основная доля акций

предприятия оказывалась в руках трудовых коллективов; используя административное давление, директора могли добиваться нужных результатов голосования на собраниях акционеров, а впоследствии зачастую и выкупать долю работников предприятий, становясь полноправными владельцами.

Основная масса населения не знала, что делать с ваучерами, поэтому их стали продавать скупщикам. Цена ваучеров стремительно падала, упав до 3—4 тысяч рублей к маю 1993 года. С целью помочь реализации ваучеров создавались чековые инвестиционные фонды, обменивавшие ваучеры на акции разнообразных компаний.

Схема действия чековых инвестиционных фондов была примерно одинакова: фонды собирали ваучеры с населения, участвовали в чековом аукционе, и покупали за ваучеры акции доходных предприятий. Затем, акции продавались с баланса чековых инвестиционных фондов на баланс структур, контролируемых влиятельными в регионе группировками по низкой балансовой стоимости, оставляя номинальные активы в фонде для последующей фактической ликвидации.

Во многом приватизация в России повторила историю приватизации церковных земель во Франции во времена Французской Революции. На тот момент земли церкви были конфискованы, и на основе этих земель (позже к списку земель добавились бывшие имения иммигрантов и земли, принадлежащие короне) были выпущены ассигнанты, которые впоследствии начали использоваться как деньги. Земли впоследствии были распроданы на аукционах, в которых зажиточные крестьяне и буржуа имели преимущество перед бедными крестьянами, что, как и в России, привело к расслоению общества.

Многочисленные критики указывают, что ваучерная приватизация была нечестной, несправедливой, привела незаслуженному резкому обогащению узкой группы лиц.

Ничтожность ваучерной приватизации

3.2. Ничтожность ваучерной приватизации


Вопреки Закону о приватизации Указом от 14 августа 1992 г. Президент РФ установил иной механизм приватизации, предусматривавший в качестве средства оплаты приватизируемых объектов приватизационные чеки на предъявителя. По общему правилу, закрепленному в ст. 121.8 Конституции РСФСР, действовавшей в тот период, указы Президента с момента учреждения поста Президента в структуре органов государственной власти не должны были противоречить Конституции и законам РСФСР, а в случае противоречия применению подлежали Конституция и законы.

Достаточно ли сказанного для вывода о незаконности Указа от 14 августа 1992 г.? Не совсем. Дело в том, что в самом Указе от 14 августа 1992 г. был п. 10, согласно которому Указ вступал в силу на основании и в порядке, установленных Постановлением V Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. «О правовом обеспечении экономической реформы».

В этом Постановлении предусматривалось, что по ряду вопросов (не предусмотренных в ст. 121.5 Конституции РСФСР, определявшей полномочия Президента), в том числе по вопросам отношений собственности, Президент вправе издавать указы, причем противоречащие законам РСФСР (п. 3). В этом случае Президент должен был предварительно представить проект такого указа в Верховный Совет РСФСР, и если в течение семи дней указ не оказывался отклонен, то он вступал в силу. Этот порядок был соблюден и в отношении Указа от 14 августа 1992 г.

Однако существенный дефект скрывался как раз в самом Постановлении. Дело в том, что ст. 121.8 Конституции РСФСР предоставляла Президенту право принимать указы лишь по вопросам, отнесенным к его ведению. Круг таких вопросов был определен в ст. 121.5 Конституции РСФСР, содержание которой дословно повторялось в ст. 5. Закона о Президенте РСФСР.

Полномочий Президента регулировать своими актами вопросы собственности и иные вопросы, упомянутые в п. 3 Постановления, в ст. 121.5 Конституции РСФСР не было предусмотрено. Однако в п. 16 ст. 121.5 было установлено, что Президент вправе осуществлять и иные, кроме прямо упомянутых в ст. 121.5, полномочия, возложенные на него Конституцией и законами РСФСР.

Постановление же Съезда не являлось законом РСФСР, а поэтому оно не могло служить основанием возникновения у Президента дополнительных полномочий (здесь следует напомнить, что согласно ст. 104 Конституции РСФСР Съезд народных депутатов РСФСР мог принимать свои решения в форме законов и постановлений).

Таким образом, Постановление V Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. «О правовом обеспечении экономической реформы» в той части, в какой оно предоставляло Президенту дополнительные по сравнению с предусмотренными в ст. 121.5 полномочия, не имело юридической силы .

Кроме того, предоставляя Президенту РСФСР право издавать противоречащие законам РСФСР Указы, Постановление вступало в противоречие со статьями 121.8 и 184 Конституции РСФСР, а также со ст. 8 Закона о Президенте РСФСР (см. выше). Однако такое право могло возникнуть у Президента лишь в случае внесения соответствующих изменений в Конституцию РСФСР. Согласно ст. 185 Конституции РСФСР и ст. 31 Временного регламента Съезда народных депутатов РСФСР изменение Конституции РСФСР могло производиться только Съездом путем принятия большинством — не менее двух третей общего числа народных депутатов РСФСР соответствующего закона. Постановление заменить такой закон не могло. Соответственно, не имел юридической силы и Указ от 14 августа 1992 г. Поскольку именно этот Указ явился основанием ваучерной приватизации, то и она в силу противоречия закону является полностью ничтожной , то есть не порождает никаких юридических последствий , кроме тех, которые связаны с ее недействительностью.

Это интересно:  Плюсы и минусы приватизации 2019 год

Виды и цели ваучерной приватизации

Приватизация при помощи ваучеров проводилась для перевода государственного имущества, земли и природных ресурсов в частные руки. Эта процедура производилась при помощи ваучеров. В результате приватизации каждый житель страны должен был получить свою долю от основных активов государства. В результате экономической неграмотности населения и мошеннических схем, государственная собственность и земля перешла в руки криминальных структур, чиновников и политической элиты.

Проводимая процедура использовалась для развития рыночной экономики на территории страны. Руководство государства считало, что государственное владение фабриками и заводами привело к краху экономики, а новые собственники будут заинтересованы в развитии производства и получении прибыли.

Денежные средства, которые получены бюджетом, планировалось направить на выполнение социальных программ. По замыслу приватизация нужна была для стабилизации экономики РФ.

С помощью передачи госсобственности в частные руки планировалось привлечь дополнительные инвестиции из-за рубежа, усилить конкурентоспособность производимых услуг и товаров, уничтожить монополии.

Существует несколько видов приватизации государственного имущества:

  • Предприятие становится акционерным обществом или обществом с ограниченной ответственностью.
  • Проводится открытый аукцион с торгом
  • Выпускаются акции предприятия
  • Конкурсная или публичная продажа ценных бумаг населению

Начало приватизации в России

Приватизация в РФ началась в 1990 году с передачи малых объектов бизнеса в частную собственность. Для этого организовывались аукционы. Победитель определялся при помощи торгов.

В 1991 году была проведена денежная реформа. Результатом стало повышение цен, снижение покупательской способности, изъятие денежной массы у населения, высокая инфляция.

В 1992 году был налажен выпуск приватизационных чеков (ваучеров) и раздача их населению.

Ваучеры

Это персонифицированные ценные бумаги, которые дают возможность обмена их на конкретное благо. В мировой практике ваучер мог использоваться, как расчет с туристической фирмой с целью поездки, как документ на недвижимость или для устройства на работу.

Эти чеки в России были предназначены для приобретения ценных бумаг государственных активов. Один ваучер на тот момент был номинально равен 500 акций Газпрома.

Всего государством было напечатано 150 миллионов приватизационных чеков на каждого гражданина страны.

К 1993 году номинальная цена чека снизилась вдвое, потом стоимость его вернулась к номиналу. В последующие 2 года были проведены аукционы, где 70% акций государственных предприятий были выкуплены при помощи ваучеров.

Ход приватизации

Приватизация государственной собственности в РФ делится на несколько стадий.

  1. Малая приватизация. Процесс начался в 1990 году с малых объектов бизнеса (кафе, магазины). В крупных городах осуществлялись аукционы, на которых по итогам торгов, они переходили в частное владение. В это время идет подготовка законодательной базы.
  2. Ваучерная приватизация. Процедура производилась на основании Закона «Об именных приватизационных счетах и вкладах». По законодательству, на каждого жителя должен был открываться счет, а деньги со счета можно было потратить только на акции. На практике в 1992 населению страны было предложено купить чеки для приватизации (ваучеры).
  3. Денежная приватизация. После ваучеров остатки акций государственных активов должны были продаваться за деньги. Цель: пополнения казны страны и улучшение инвестиционного фона.

Что происходило на самом деле?

Приватизация в Российской Федерации началась еще до 1992 года и принятия основных законов. С 1990 года в крупных городах прошел ряд аукционов, передающих в частные руки, малые объекты. Со временем к переделу собственности подключились политики, государственные деятели, криминальные структуры.

Официально руководство страны в это время готовило законы для осуществления передачи собственности населению, разрабатывало ход действий и алгоритмы процесса.

В 1990 году был принят закон «О собственности в РСФСР» и начался процесс подготовки передачи государственной собственности в частные руки. В следующем году была проведена денежная реформа, которая отсекла ненужных претендентов на имущество страны. Целью реформы стала ликвидация денежных запасов населения.

После этого, в 1992 году появились ваучеры, которые были неименными. Население даже не понимало, что можно делать с этими чеками и что можно на них приобрести. Через некоторое время ваучеры за бесценок были куплены инициаторами приватизации.

Скупив ваучеры у людей, такие лица становились владельцами крупных предприятий, заводов, фабрик, ресурсов, земель.

Чтобы люди не использовали свои законные права, претендуя на активы предприятий, денежная реформа продолжилась. С 1991 началось резкое повышение цен и гиперинфляция. Государство перестает контролировать цены, говоря их о рыночном регулировании. Вклады замораживаются, выемка сбережений населения продолжается. На фоне повышения цен и обнищания люди готовы продать полученные приватизационные чеки, чтобы прокормить семьи.

Для выкупа ваучеров у населения начинается эмиссия, что приводит к росту количества денег на валютном рынке.

Все это способствовало покупке ценных бумаг и акций государственных предприятий и активов элитой страны.

Недостатки

Процесс, по мнению экономистов, изначально был противоречивым. Приватизация не имела нужной юридической базы, в законах было множество прорех и лазеек. Ряд социалистических стран имел опыт по переходу к рыночной экономике путем передачи государственных компаний в частные руки. Но ни в одном государстве процесс не шел одновременно с разрушением плановой экономики.

Лоббистские группы защищали определенных лиц и собственников, содействовали в передаче им управления и присвоении права собственности на крупные активы.

«Народная приватизация»

Обнищавшее население страны, не понимая, как воспользоваться чеком, стало пытаться выручить за него хоть что-то. Продав ваучер дельцам, на полученные средства можно было прожить некоторое время.

Человек мог отдать свой ваучер в финансовую пирамиду – ЧИФ. Многие из них просто служили для скупки и изъятия чеков у населения. Большинство таких компаний развалились через несколько лет.

Если у человека было много ваучеров, то он мог участвовать в аукционах по приобретению ценных бумаг государственных предприятий.

Элита государства заведомо «отобрала» у населения выданные ваучеры, скупив через доверенные лица и дельцов. Население никто не информировал, что делать с приватизационными чеками, их просто скупали за бесценок.

Это была задуманная акция, в противном случае, ваучеры бы сделали персонифицированными, были бы ограничения к их продаже и передаче.

Для скупки чеков были организованы специальные инвестиционные фонды (ЧИФы), которые обещали людям огромные прибыли. Это печально известные «МММ-инвест», «Хопер-инвест» и т. д.

Те люди, кто не продавал приватизационные чеки или купили много акций, но были невыгодны государству, просто обманули.

Например, в 90-е годы мощным предприятием был РАО «Норильский никель», потом у него появилась дочерняя организация ГМК «Норильский никель». Людям предложили обменять акции РАО на ГМК, кого-то обманули, кого-то принудили, и они не смогли претендовать ни на участие в управлении, ни на доходы организации.

Криминализация

Обычные акционеры из простого народа не могли управлять предприятием и принимать решения. Дополнительно была произведена переоценка активов организаций. Активы, перешедшие в собственность граждан, получили заниженную стоимость.

Начались незаконные передачи пакетов акций влиятельным лицам.

Сотрудники, работающие на предприятии, имели преимущество при выкупе акций своего предприятия. Для отказа от чеков и скупки шло давление на людей с целью контроля основного пакета акций.

Ваучер можно было реализовать только за 2 года. Люди, не зная, куда его вложить продавали его скупщикам или несли в ЧИФы. Инвестиционные фонды банкротились, растворяясь с ваучерами населения. Потом чеки перетекали в карманы угодных влиятельных лиц.

На счетах банков государство размещает валютные поступления федерального бюджета. Банковские структуры начинают кредитовать государство на условиях передачи в залог или доверительного управления акциями главных предприятий страны.

Результаты

Результатом ваучерной приватизации стал переход государственных организаций, земель и недр в частные руки.

Куда делись ваучеры у населения?

По данным экспертов:

  • Более 20 млн чеков до сих пор не использованы
  • Около 25 млн чеков пропали в финансовых пирамидах (ЧИФах)
  • 40 млн чеков находится в активах предприятий (в том числе, фирм-банкротов, которые не выдают людям дивиденды)
  • 61 млн чеков проданы или скуплены через посредников, но их обладатели неизвестны

Путем ваучерной приватизации дельцы, ставшие в дальнейшем олигархами, получили во владение 35% всех государственных активов. Наиболее известны из них: Березовский, Дерипаска, Фридман, Чубайс.

Через подставные фирмы иностранные компании приватизировали несколько крупных предприятий оборонного комплекса РФ. При этом выкуплены акции компаний были по цене в 150 раз меньше рыночной.

За время реформ 90-х годов и приватизации экономике был нанесен непоправимый ущерб. Большинство государственных активов было продано по цене в десятки и сотни раз ниже рыночных.

Только 2, 5% населения получило доступ к ваучерным аукционам и получило возможность приобрести ценные бумаги.

Из-за гиперинфляции в процессе приватизации население фактически лишилось своих накоплений.

Окончание ваучерного периода

Руководство страны способствовало переходу от командной экономики к рыночным механизмам. Больше государство не являлось регулирующей монополией.

Это интересно:  История приватизации в россии книга 2019 год

После ваучерной приватизации в стране появились новые собственники, но многие из них не имели реального опыта управления и финансового планирования. Это были люди, которые не понимали производственных процессов, стандартов качества. Для них самым важным стало извлечение прибыли.

После перехода права собственности в частные руки пришел период денежной приватизации. Государственные деятели надеялись, что на этом этапе собственниками станут именно эффективные управленцы и начнется активный приток инвестиций из-за рубежа. Но этого так и не произошло. Зарубежные инвесторы не торопились вливать деньги в страну, где законы не работают и экономика находится в упадке.

Критика

Переход государственной собственности в частные руки критиковали и в 90-е годы, и сейчас. Основные претензии к проводимой программе: слабая законодательная база, слишком быстрый переход, ослабление центральной власти. Из-за проведения приватизации началась коррупция, а собственники, как социальная прослойка, так и не появились.

Для получения права собственности был произведен обман населения, давление, рейдерство и другие нечистоплотные методики.

Многие экономисты считают, что политическая элита сговорилась с бизнесменами, которые стали за пару лет олигархами.

Защита выбранного курса

У выбранного курса есть защитники, которые считают, что в условиях кризисной экономики другой путь был невозможен. По их словам, любое промедление могло привести к гражданской войне, голоду и массовым волнениям.
Фильм на эту тему:

Последствия

Выбранный курс привел к следующим последствиям:

  • «Шоковый» переход от одной рыночной модели к другой
  • Формирование олигархической прослойки
  • Объединение активов, власти и криминала
  • Утрата доверия населения, падение авторитета власти
  • Сокращение объемов производства в ряде отраслей
  • Продажа государственных организаций по заниженным ценам.

На нашем сайте вы можете задать абсолютно любой интересующий вас вопрос юристу или адвокату независимо от тематики и сложности обращения. Объединив юристов-профессионалов, оказывающих бесплатные юридические консультации, и людей, которые ищут ответы на вопросы правовой тематики, мы стали незаменимым помощником для тысяч людей по всей стране. Онлайн юридическая консультация – это удобный способ получить необходимую информацию по всем юридическим вопросам и практические советы по их решению.

В силу положений части I статьи 48 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантирована квалифицированная юридическая помощь. Все юридические консультации проводятся в рамках Федерального закона №324 от 21 ноября 2011 года «О бесплатной юридической помощи».

Что такое ваучерная приватизация

Несмотря на небольшую историю, приватизация успела пройти через множество различных этапов, в каждом из которых использовался свой подход.

Особенного внимания заслуживает ваучерная приватизация в России, которая стала одной из первых форм передачи государственного имущества в частную собственность. Данный формат существенно отличался от других, и несмотря на то, что цели у него были все те же, применялись совершенно другие методы.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

При этом многие и сегодня не до конца поняли, что представляет собой ваучерная приватизация и в чем заключаются ее особенности.

Особенности

Ключевыми особенностями ваучерной приватизации можно назвать следующие характерные черты:

  • Государственные предприятия для максимально быстрой продажи было принято оценивать только по остаточной балансовой стоимости, в связи с чем их рыночная цена сокращалась в несколько сот, а то и тысяч раз.
  • Разница между рыночной и балансовой стоимостью дополнительно усиливалась активной инфляцией. Различное имущество, которое передавалось в руки физическим и юридическим лицам, оценивалось в соответствии с его балансовой стоимостью еще до того, как произошел резкий инфляционный скачок.
  • Преимущественное большинство государственных предприятий приватизировалось посредством использования государственных льготных кредитов, то есть потенциальные собственники в принципе не вкладывали в предприятие собственные деньги.
  • Чаще всего частные лица, получающие в свою собственность предприятия, имели близкие отношения с руководящими органами, в связи с чем случайному человеку обзавестись таким имуществом было крайне сложно.
  • Проведение приватизации осуществлялось в такой период времени, когда преимущественное большинство людей были абсолютно безграмотными в финансовой сфере. В связи с этим людей, которые уже привыкли постоянно верить своему государству и правительству, жестоко обманули.
  • Огромнейшее количество людей, которые имели лишь небольшое количество акций, в конечном итоге остались ни с чем после проведения реорганизаций. В некоторых случаях проводили дополнительную эмиссию акций, что приводило к абсолютному отсутствию какой-либо значимости голосов мелких акционеров.

Для обеспечения приватизации предприятия, которые производили реальную продукцию на дорогостоящем специализированном оборудовании, отличались практически нулевой стоимостью рабочих мест, в то время как компании, работающие в офисах в сфере обслуживания, могли иметь стоимость рабочего места в несколько десятков тысяч долларов

Приватизация дачного участка позволит собственнику распоряжаться земельным участком по своему усмотрению.

Какие принципы заложены в план приватизации на 2019 год в Российской Федерации, можно узнать здесь.

Когда была проведена

Ваучерная приватизация проводилась на территории России в период с 1992 по 1994 годы. Официальная цель, которая была заявлена правительством в момент передачи различных предприятий в частные руки, являлась обеспечением максимального мощного класса собственников, в связи с чем многие государственные предприятия и другие виды бизнеса могли быть оформлены в частную собственность гражданами на абсолютно безвозмездной основе. Для обеспечения правильной передачи всего имущества создавался специализированный «ваучерный механизм».

Чтобы упорядочить процедуру массовой приватизации, а также исключить возможность какого-либо мошенничества, было принято решение разработать специализированный проект закона, обеспечивающего именные приватизационные счета и вклады. В соответствии с обновленным законодательством каждый гражданин России в государственном банке получил именной приватизационный счет, обеспечивающий ему право получения определенной части государственного или муниципального имущества на безвозмездной основе.

При этом стоит отметить тот факт, что по закону какая-либо передача таких счетов в пользу других лиц была запрещена, чтобы исключить возможность обмана обычных граждан различными мошенниками.

Однако в конечном итоге изначально справедливый и правильно рассчитанный механизм личных счетов решили упразднить.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что для проведения ваучерной приватизации пригласили более 200 специалистов из других стран, причем некоторые из них были кадровыми сотрудниками Центрального разведывательного управления США, а также лица, служащие в военной разведке. В конечном итоге некоторые из них были осуждены у себя на родине по той причине, что они, оставаясь государственными служащими, занимались незаконным обогащением с помощью приватизации в РФ.

Сама по себе ваучерная приватизация проводилась несколькими способами, каждый из которых отличался уже своими уникальными особенностями. В большинстве случаев все они были малоэффективными.

Пирамиды

Изначально задумывалось так, чтобы ваучерные пирамиды, более известные большинству как ЧИФы, обеспечивали максимально эффективное управление накоплениями обычных людей. Таким образом, гражданин не должен был отправляться самостоятельно на ваучер для покупки акций компании, и вся работа вместо него выполнялась ЧИФом, к которому он закреплен и который занимался массовой скупкой акций, в то время как гражданам обеспечивалась бы безбедная жизнь за счет дивидендов.

На практике фонды собирали активно ваучеры у населения, после чего принимали участие в чековых аукционах и занимались активной скупкой ваучеров действительно доходных предприятий. Дальше схема могла проводиться по разным вариантам.

В первую очередь, акции могли просто реализовываться с баланса инвестиционных фондов на баланс определенных организаций, которые находились под контролем влиятельных группировок в своем районе, причем реализовывались они по предельно низкой балансовой стоимости, а в фонде оставались номинальные активы для того, чтобы впоследствии его полностью ликвидировать.

Некоторые фонды просто занимались аккумулированием серьезных активов, которые позволяли им принять участие в ваучерных аукционах, и только потом уже самоликвидировались.

Бывало и так, что хозяева фондов создавали определенный пакет ваучеров, вследствие чего, хоть это и противоречило законодательству, продавали их директорам различных компаний, которые хотели получить ту или иную часть предприятия сразу. Директора компаний за счет того, что регулярно задерживали заработную плату своим сотрудникам и экономили средства множеством других методов, занимались активной скупкой таких пакетов, после чего уже на них выкупали акции своих предприятий.

Сами же ЧИФы, которые были обязаны обеспечить хранение ваучеров и обменивать их на акции, своей работой вообще не занимались, в связи с чем уже в скором времени все их быстро закрыли.

Ваучеры активно распространялись через отделение Сбербанка, но за каждую такую бумагу нужно было заплатить дополнительно 25 рублей. Чубайс на тот момент давал официальное объявление о том, что рыночная стоимость каждого ваучера будет равна двум «Волгам», что было просто невероятной роскошью для преимущественного большинства выходцев Советского Союза.

С точки зрения использованной модели приватизации номинальная стоимость ваучера в принципе не играла никакой роли, потому что этот документ только определял право на приобретение акций различных государственных предприятий в процессе их приватизации. При этом предусматривалось, что основная часть акций любой компании будет заменена исключительно на такие ваучеры.

Это интересно:  Заявление по приватизации по форме втб 2019 год

Реальная стоимость данного документа непосредственно зависела от того, в каком состоянии находилась приватизация на том или ином предприятии. Таким образом, в одном месте можно было поменять ваучер только на 3 акции, в то время как в другом – на 300, то есть написать его номинальную стоимость можно было в принципе любую, и это никоим образом не сказалось бы на его покупательной способности.

После того, как ваучеры впервые появились 01.10.1992, они еще неоднократно менялись свою стоимость, и в реальном выражении она приблизительно в два раза снизилась уже к середине следующего году. При этом в процессе расширения масштабов ваучеризации, а также учитывая количество объектов, которые можно было оформить в частную собственность, реальная стоимость ваучеров действительно приблизилась к номиналу на момент конца 1993 года.

В реальности же обычные граждане имели не такое большое разнообразие вариантов того, как можно было использовать полученные ваучеры:

  • можно было просто продать полученные документ и получить за него небольшую сумму, которой могло хватить разве что на обеспечение проживания в течение одной-двух недель;
  • можно было купить акции определенных предприятий, включая те, в которых работал гражданин;
  • можно было передать бумаги чековому инвестиционному фонду, все из которых, как говорилось выше, в конечном итоге развалились.

Те же лица, которые имели достаточно большое количество ваучеров, могли принять участие в специализированных ваучерных аукционах для того, чтобы оформить в свою собственность акции государственных компаний.

В конечном итоге 99% обычных граждан не получили вообще ничего с ваучерной приватизации, что и было первоначально задумано теми лицами, которые организовали эту процедуру. Основная масса населения просто понятия не имела о том, что можно сделать с этими документами, в связи с чем их преимущественное большинство было передано в руки обыкновенных скупщиков. В связи с этим стоимость ваучеров постоянно сильнее и сильнее снижалась, в связи с чем к маю 1993 года составляла около 3-4 тысяч рублей.

Так как впоследствии бумаги сделали обезличенными, купить такой документ можно было в любом количестве.

В соответствии со статистическими данными приблизительно 60 миллионов граждан продали свои ваучеры обыкновенным спекулянтам, а это, ни много ни мало, 40% от общего количества выпущенных документов, и как в конечном итоге оказалось, этим людям удалось получить хоть что-то, так как на полученные деньги они могли приобрести какую-то одежду или бытовую технику

Аукционы

С технической точки зрения эти мероприятия должны были служить в качестве максимально простого и доступного инструмента, через который можно было бы реализовать приватизационные чеки населения. Принять участие в таком аукционе мог любой желающий, начиная от работников приватизируемой компании и заканчивая иностранными гражданами. Единственным условием было оплачивать покупаемые акции только ваучерами.

Вполне естественно, что представители местной элиты были максимально заинтересованы в том, чтобы изначально знать результаты проводимых торгов. Ответственными лицами, которые занимались организацией и рекламой подобных торгов, были назначены территориальные комитеты имущества, то есть в их виде выступали обыкновенные чиновники городского и областного уровня, которые старались обеспечить себе максимальную выгоду путем удовлетворения интересов финансовых и криминальных лидеров, а также своих собственников.

В связи с этим в преимущественном большинстве случаев информация о проведении приватизационного мероприятия просто утаивалась от большинства людей, причем, по сути, это даже не противоречило действующему законодательству, в связи с чем впоследствии практически никто так и не понес реального наказания.

Первоначально государственные предприятия могли передавать акции только путем приобретения их за ваучеры, но потом было принято просто «невероятное решение» — чиновникам дали возможность по своему усмотрению продавать определенную часть акций предприятий за деньги, вследствие чего крупные бизнесмены перестали заниматься скупкой ваучеров, а прост отдавали полную сумму нужным лицам и получали контрольный пакет акций какого-нибудь универмага или завода.

В связи с этим с течением времени от «ваучерных аукционов» не осталось ничего, кроме самого названия, потому что преимущественное большинство активов продавалось за реальные деньги. Даже принятый со временем указ президента, ограничивающий возможность приобретения акций за реальные деньги, не принес уже практически никакого результата, так как за счет связей в руководящем составе бизнесменам удавалось обходить любые запреты, и стремительный рост регулярных нарушений остановить было практически невозможно.

Последствия

В конечном итоге такой формат проведения приватизации привел к вполне ожидаемым для экспертов результатам, а именно:

  • Россия полностью перешла от социализма к капитализму;
  • в России появилось огромное количество «олигархов», которые получили в свою собственность крупные предприятия практически за копейки, а в некоторых случаях и вовсе за счет государства, то есть без какого-либо вложения собственных средств;
  • органы власти, крупный капитал и организованная преступность максимально сблизились между собой, сформировав своеобразный «синдикат»;
  • в глазах преимущественного большинства обычных граждан процедура приватизации была максимально скомпрометирована, и по сегодняшний день практически все граждане считают, что приватизация является нечестной, а ее итоги стоит «пересмотреть»;
  • приватизация привела к деиндустриализации страны, в связи с чем существенно сократился объем производства в обрабатывающей и легкой промышленностях.

Таким образом, проведение приватизации было осуществлено в предельно короткие сроки, и в итоге были удовлетворены интересы лишь определенных лиц, в то время как подавляющая часть населения осталась ни с чем. При этом в государственный бюджет поступила сумма, которая равнялась 0.5-1% годового бюджета всей страны.

Недостатки

С самого начала приватизация на территории России была достаточно противоречивой, так как ее формат включал в себя огромнейшее количество юридических пробелов. На тот момент уже было огромное количество стран, имеющих реальный опыт проведения приватизации, но таких масштабов, как в России, еще не было нигде.

В первую очередь, между Верховным Советом и Правительством никак не достигалось взаимопонимания о том, как именно будет осуществляться передача государственных предприятий частных лиц, а помимо этого активное влияние оказывали и различные лоббистские группы, главной целью которых было отстаивание интересов конкретных бизнесменов.

Отдельного внимания заслуживает и то, что сама суть приватизации не нравилась тем, кто был главными идеологами формирования рыночной экономики – Анатолию Чубайсу и Егору Гайдару, но при этом в 1991 году все равно приняли закон об использовании именных счетов.

В конечном итоге главным недостатком приватизации в России стала повальная коррупция, так как сотрудники предприятий имели преимущественное право на приобретение акций, но их руководство активно давило на работников, заставляя продавать чеки и обеспечивая тем самым себе контроль над крупными активами.

Документы для приватизации гаража должны включать справку, выданную председателем кооператива, о том, что заявитель является его членом и не имеет долгов.

Какие документы для приватизации жилья следует подготовить перед подачей заявления, читайте тут.

Как происходит приватизация квартиры через МФЦ, можно узнать отсюда.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 703-16-92
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 309-85-28
    • Регионы — 8 (800) 333-88-93

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Статья написана по материалам сайтов: yurbus.su, 03-pravo.ru, calculator-ipoteki.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector