+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Ваучер приватизации в белоруссии 2019 год

Опыт ваучерной приватизации

Практика восточноевропейских стран, особенно Болгарии и Румынии, выявила крайне негативные последствия затягивания сроков приватизации. В условиях экономической либерализации государство во многом теряет возможность контролировать госпредприятия. Имущество, фактически потерявшее владельца, становится объектом злоупотреблений.

Тема 18. разгосударствление и приватизация в Республике Беларусь – 2 часа

18.1 Разгосударствление. Цели и направления разгосударствления.

18.2 Приватизация. Принципы, формы и методы приватизации.

18.3 Особенности реформирования собственности в Республике Беларусь

18.1 Разгосударствление. Цели и направления разгосударствления.

Ключевой момент переходного периода — реформирование отношений собственности. Как известно, собственность выступает основой не только экономических, но и всех общественных отношений. Поэтому от темпов и масштабов этих реформ зависит успех всей рыночной трансформации народного хозяйства.

Необходимость реформирования отношений собственности обусловлена разным статусом собственников и коренными различиями в отношениях собственности в рыночной и командной экономике. Рыночная экономика предполагает множество субъектов и форм собственности. Б командной экономике господствует только один субъект собственности — государство и только одна форма собственности — государственная. Отношения, возникающие между многими независимыми собственниками в рыночной экономике, требуют четких имущественных прав. В централизованно управляемой огосударствленной экономике такой четкости нет. Здесь ни один производитель не может полновластно распоряжаться средствами производства и готовым продуктом. Рыночная экономика требует, чтобы предприятия, как самостоятельные субъекты хозяйствования, несли полную ответственность за конечные результаты своей деятельности. В огосударствленной же экономике фиктивному праву владения имуществом соответствует фиктивная ответственность. Поэтому результаты убыточной работы перекладываются на все общество.

Кроме того, рыночная и огосударствленная экономика базируются на разных стимулах и мотивах деятельности, генерируемых отношениями собственности. В рыночной экономике движущим мотивом являются экономические интересы субъектов хозяйствования, реализующиеся через механизмы конкуренции и ценообразования. В огосударствленной экономике собственность функционирует через административное внеэкономическое принуждение.

Отсюда следует, что переход от сложившейся в социалистических странах КАС к рыночной экономике может быть осуществлен только на базе перестройки отношений собственности, путем децентрализации как экономических отношений, так и прав собственности. Реорганизация отношений собственности необходима не только для реализации принципа социальной справедливости (возвращения народу собственности, созданной его трудом), но и для повышения эффективности народного хозяйства, создания условий для экономической мотивации широких слоев населения. Для этого проводят разгосударствление экономики и приватизацию государственных предприятий. Таким образом с государства снимаются функции прямого управления народным хозяйством. Государственный сектор экономики переходит в негосударственные формы собственности прежне- ! го. Необходимость подобных мер состоит и в том, что бюджетное финансирование огромного количества предприятий в итоге ложится на плечи всего населения.

Под разгосударствлением в большинстве стран понимается передача от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью функций прямого хозяйственного управления собственностью. При этом происходит замена вертикальных связей между органами государственного управления и предприятиями на горизонтальные, т.е. связи между самими предприятиями. Разгосударствление предполагает изменение роли и функций государства в экономике, в частности переход от административных к преимущественно экономическим методам регулирования. Целями разгосударствления являются:

* преодоление монополии государства, создание и развитие конкурентных рыночных отношений, формирование многоукладной экономики;

* устранение существующего в условиях КАС отчуждения работника от средств и результатов производства и превращение человека в реального собственника;

* преобразование трудовых отношений путем введения разных форм собственности и предоставления возможности выбора сферы применения своего труда вместо безальтернативного государственного найма на работу;

* демонтаж административного управления и замена его экономическим регулированием.

Разгосударствление включает следующие основные направления :

1) сокращение доли государственного сектора в экономике на основе приватизации государственных и муниципальных предприятий;

2) уменьшение доли национального продукта, перераспределяемого через государственный бюджет;

3) коммерциализацию государственных предприятий путем передачи им полной хозяйственной самостоятельности и преобразования их в акционерные общества, все акции которых принадлежат государству;

4) ликвидацию государственной монополии на внешнюю торговлю;

5) переход от централизованного распределения материальных, финансовых и трудовых ресурсов к формированию соответствующих рынков.

18.2 Приватизация. Принципы, формы и методы приватизации.

Приватизация означает смену собственника путем продажи или безвозмездной передачи объектов государственной собственности другим экономическим субъектам: частным или юридическим лицам, трудовым коллективам. На базе бывших государственных предприятий возникают частные фирмы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, другие виды коллективных и смешанных предприятий. В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, распоряжения и пользования государственной собственностью. В широком смысле приватизацию понимают как передачу государственных активов частному сектору, сопровождающуюся коренным перераспределением имеющихся производственных ресурсов, перестройкой существующей институциональной структуры производства, введением новых методов корпоративного управления.

Приватизация — не самоцель, а способ формирования крупного негосударственного сектора, получения средств для реконструкции народного хозяйства, становления слоя частных собственников, так называемого среднего класса. В западной экономической теории приватизация рассматривается как переход к частнокапиталистическому хозяйствованию. Необходимо учитывать, что главное содержание приватизации заключается в том, что преобразование централизованно регулируемых государственных предприятий в независимых рыночных субъектов коренным образом изменяет отношения собственности как внутри предприятия, так и во веем обществе. В результате возникает новая система экономических интересов, требующая новых механизмов их согласования, т.е. другой системы управления. Появляются новые социальные слои и группы — управляющие (менеджеры), собственники (акционеры), крупные и мелкие предприниматели. Таким образом, приватизация, трансформируя отношения собственности, создает предпосылки для коренных изменений в социальной структуре общества.

Субъектами приватизации могут быть граждане данной страны, юридические лица, деятельность которых связана с негосударственной собственностью, трудовые коллективы государственных предприятий, иностранные инвесторы. Объектами приватизации являются находящиеся в государственной собственности предприятия, здания, сооружения, оборудование, лицензии, патенты и другие виды государственного имущества. В то же время в каждой стране существует перечень объектов, не подлежащих приватизации. Как правило, это предприятия оборонного комплекса, объекты, деятельность которых угрожает жизни и здоровью людей; так называемые естественные монополии: железные дороги, системы связи, электростанции и др.

Процесс, противоположный приватизации, называется национализацией. Она представляет собой передачу частной собственности в распоряжение государства. В XX в. наиболее масштабная национализация была проведена в СССР. Государство получило подавляющую часть средств производства и национального богатства. Национализация и приватизация проводятся в разных странах и в настоящее время. Кроме того, в отдельных странах осуществляется реприватизация — возврат национализированной собственности прежним владельцам.

Некоторые страны добиваются успеха в рыночных преобразованиях, не прибегая к массовой смене форм собственности. Для других государств, избравших неолиберальную модель рыночной трансформации, единственно приемлемым вариантом является скорейшая массовая приватизация. Однако необходимо учитывать, что непродуманная быстрая массовая приватизация может привести к негативным экономическим результатам и иметь долговременные отрицательные социально-экономические последствия. Обычно наиболее успешно протекает приватизация мелких объектов в сфере торговли и услуг. Крупные предприятия приватизировать труднее из-за множества экономических и социальных проблем.

Несовершенство законодательной базы и недостаточный контроль со стороны правительства могут привести к такому нежелательному явлению, как стихийная приватизация. В этом случае руководители предприятий за бесценок скупают или просто присваивают государственное имущество. Иногда крупные предприятия дробятся на несколько более мелких, возглавляемых близкими к руководству людьми. Такие случаи вызывают естественное широкое возмущение населения, порождают недоверие к проводимым реформам.

В большинстве стран СНГ приватизация осуществляется на основе следующих принципов:

1) сочетание платного и бесплатного способов приватизации. Это означает, что часть государственного имущества, подлежащего приватизации, бесплатно передается в собственность граждан страны, а остальная часть продается;

2) право каждого гражданина на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности. На практике это право реализуется путем выдачи именных приватизационных чеков, ваучеров;

3) дифференциация методов, форм и процедур приватизации. Поскольку приватизируемые объекты отличаются размерами, стоимостью, техническим уровнем и другими признаками, то для них не может быть использован лишь один способ приватизации. Небольшие предприятия, например, могут быть проданы на аукционе, крупные — преобразованы в акционерные общества;

4) предоставление социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий. Трудовой коллектив может выступать инициатором приватизации своего предприятия. Он имеет первоочередное право выкупа арендуемого им государственного имущества или приобретения акций приватизируемого предприятия;

5) обеспечение гласности процесса приватизации. Это предполагает широкое освещение условий и хода приватизации в средствах массовой информации; регулярное ознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; участие представителей администрации, трудовых коллективов, местных советов народных депутатов в работе комиссий по приватизации; возможность обращения граждан, трудовых коллективов и юридических лиц в государственный арбитраж, суд или другие органы в случаях ущемления их интересов при приватизации;

Это интересно:  Кто имеет право приватизировать муниципальную квартиру 2019 год

6) контроль за ходом приватизации со стороны государства.

Проведение приватизации — сложная социально-экономическая проблема. Перед началом приватизации в обществе обычно возникают острые дискуссионные вопросы, от решения которых зависит не только судьба самой приватизации, но и ход экономических реформ. Например, кто может претендовать на имущество приватизируемых государственных предприятий — все население или только члены трудовых коллективов этих предприятий? Каким способом лучше проводить приватизацию — продавать имущество или бесплатно его раздавать? Можно ли и в каких масштабах допускать к процессу приватизации иностранный капитал?

Практика показывает, что успех приватизации в значительной степени зависит от ее подготовленности, в том числе от создания соответствующей правовой базы. В начале переходного периода при отсутствии более или менее совершенной законодательной базы приватизация зачастую принимает стихийный» а иногда и криминальный характер, В этом случае приватизация может использоваться для «отмывания» преступного капитала и более быстрой передачи дешевого государственного имущества в частные руки. Только со временем, по мере усовершенствования законов, процесс приватизации приобретает упорядоченный управляемый характер.

В настоящее время в большинстве стран с переходной экономикой существуют два основных подхода к проведению приватизации. Первый заключается в бесплатной передаче государственного имущества трудовым коллективам и населению, второй — в его продаже. У каждого подхода есть свои достоинства и недостатки. Создание приватизируемого государственного имущества всем народом, низкий жизненный уровень населения стран СНГ, незначительные денежные сбережения, обесцененные инфляцией, создают предпосылки для использования первого варианта. К его недостаткам можно отнести неравномерное распределение производственных фондов по отраслям и природных ресурсов — по регионам, что создает различные стартовые условия для будущих собственников — трудовых коллективов. Кроме того, бесплатная раздача имущества еще не означает превращения работника в хозяина.

Бесплатная приватизация обычно осуществляется путем выдачи приватизационных ваучеров. Такой подход является наименее конфликтным, так как больше всего отвечает принципам социальной справедливости. В России ваучеры представляют собой ценную бумагу на предъявителя. В Беларуси в качестве ваучеров выступают приватизационные чеки «Жилье» и «Имущество». Это ценные государственные именные бумаги в форме записи на чековом счете в сберегательном банке страны. Такие чеки могут получить только граждане Республики Беларусь на сумму, соответствующую их доле (квоте) в безвозмездно передаваемой государством собственности. Они дают владельцу право на бесплатное приобретение акций приватизируемых предприятий и получение дивидендов на эти акции.

Ваучерная приватизация преобладала в Албании, Беларуси, Казахстане, Монголии, России. Она также осуществлялась в Болгарии, Польше и Румынии. Наиболее успешно и быстро из восточноевропейских стран этот способ приватизации был использован в Чехии и Словакии. Такая приватизация позволяет оперативно передать в частные руки наиболее сложные объекты — крупные промышленные предприятия. Бесплатность ваучеров или их зачастую символическая цена вовлекает в процесс приватизации большую часть населения. Однако успех такого способа приватизации в решающей степени зависит от развитости рынка ценных бумаг. Из стран, проводивших ваучерную приватизацию, финансовые рынки обладали достаточной устойчивостью только в Чехии, Словакии и Словении. В России, Казахстане, Монголии и Беларуси рынки ценных бумаг находятся в неустойчивом или зачаточном состоянии. Следует отметить, что уже к середине 90-х годов в ряде стран ваучерная приватизация из-за недостатков механизма ее реализации потеряла привлекательность для населения. Так, население Польши на референдуме в 1996 г. проголосовало против этого метода и высказалось в поддержку возмездной приватизации.

Второй, часто применяемый способ приватизации — продажа имущества государственных приватизируемых предприятий. Существует несколько вариантов использования данного подхода, так как имущество может продаваться отечественным или иностранным инвесторам, а также трудовому коллективу. Достоинством этого способа является быстрое пополнение казны государства и устранение бюджетного дефицита, укрепление денежного обращения. Основной недостаток — нехватка средств у населения. Поэтому в данном случае число инвесторов, как и приватизируемых предприятий, крайне ограниченно. Кроме того, предприятия должны быть привлекательными для инвестора, т.е. прибыльными. Количество же таких предприятий в условиях трансформирующейся экономики резко сокращается.

В странах с переходной экономикой приватизируемое имущество различается по размерам, отраслям и территориям, уровню технической вооруженности и другим признакам. Кроме того, разные типы имущества (промышленные предприятия, фермерские хозяйства, недвижимость) требуют отличающихся подходов. Поэтому методы приватизации не могут быть одинаковы. Чаще всего используется продажа на аукционе, по конкурсу, аренда с последующим выкупом трудовым коллективом, акционирование государственных предприятий.

При продаже на аукционе объекты государственной собственности приобретаются по правилам аукционных торгов. Приватизируемое имущество переходит в собственность того покупателя, который предлагает наивысшую цену. Как правило, такой вид приватизации используется, когда не оговариваются специальные условия по дальнейшему использованию приватизируемого объекта. Второй способ платной приватизации — продажа по конкурсу- Он используется в тех случаях, когда покупатель должен выполнить определенные условия по дальнейшему использованию предприятия. Эти условия могут предусматривать: сохранение или создание новых рабочих мест, проведение определенных природоохранных мероприятий, отказ от изменения в течение определенного времени профиля предприятия, сохранение объектов социальной сферы предприятия и др. Победителем конкурса объявляется покупатель, предложение которого лучше всего соответствует условиям конкурса.

На аукционе и по конкурсу обычно продаются небольшие предприятия, в первую очередь низкорентабельные или убыточные. Эта форма предпочтительна в рамках «малой» приватизации для объектов торговли, общественного питания, сферы услуг, промышленности и строительной индустрии. Преимущества такого способа заключаются в обеспечении одинаковых прав всем потенциальным покупателям.

Конкурсы и особенно аукционы позволяют выявить рыночную цену продаваемых предприятий. Однако значительная их часть (в основном промышленных) реализуется по заниженным ценам, что является существенным недостатком данной формы приватизации.

В отдельных странах (Венгрии, Латвии, Литве, Польше и особенно в России) достаточно широкое распространение получила такая форма приватизации, как передача или льготная продажа государственного имущества работникам приватизируемых предприятий. Несомненным достоинством данного подхода является обеспечение массовости и возможность быстрой передачи в руки трудового коллектива значительного количества государственных предприятий. К недостаткам относятся, во-первых, существенные различия в стоимости приватизируемого имущества по отраслям и предприятиям, а во-вторых, дифференциация объектов по уровню рентабельности. Поэтому трудовые коллективы разных предприятий оказываются в неодинаковых стартовых условиях. Кроме того, по крайней мере на первом этапе такой приватизации, исключается участие иностранных инвесторов, а также возникают трудности, связанные с отсутствием опыта управления реформированными предприятиями.

Наиболее предпочтительным способом приватизации для трудовых коллективов считается выкуп арендуемого имущества. В этом случае для выкупа можно использовать чистую прибыль и амортизационные отчисления, полученные от использования имущества, приобретенного трудовым коллективом за время аренды. При таком подходе сохраняется трудовой коллектив. Нет необходимости делиться прибылью с другими собственниками. Преимуществом является и возможность использования разных вариантов выкупа. Он может быть единовременным прямым и в рассрочку. При прямом выкупе в бюджет полностью вносится стоимость выкупаемого государственного имущества. Выкуп в рассрочку используется, когда у трудового коллектива не хватает собственных средств, а кредиты банков нецелесообразны или невыгодны. В этом случае стоимость выкупаемого имущества погашается частями.

Недостатком такого способа является невозможность быстрого повышения эффективности предприятия, так как к участию в приватизации не допускаются другие собственники, способные внести средства для его реконструкции.

Преобразование в акционерное общество является одним из массовых способов приватизации, особенно для крупных предприятий, которые не могут быть приватизированы другими методами. В этом случае создаются закрытые или открытые акционерные общества. Акции выпускаются на сумму переоцененного имущества (уставный фонд) предприятия. По решению трудового коллектива они могут быть реализованы либо внутри коллектива, когда образуется закрытое акционерное общество, либо частично проданы другим лицам (открытое акционерное общество). Акционирование целесообразно в первую очередь для тех предприятий, которые выпускают конкурентоспособную продукцию, обладают крупными основными производственными фондами, имеют большой экспортный потенциал.

Существуют и другие методы приватизации. Так, эксперты Всемирного банка в постсоциалистических странах выделяют такие способы приватизации, как прямую продажу активов предприятий, выкуп контрольного пакета акций, ликвидацию предприятий, акционирование, создание акционерного государственного предприятия с участием иностранного капитала, безвозмездную передачу имущества муниципальным органам, массовую ваучерную приватизацию. Однако оценить эффективность каждого способа представляется достаточно сложным, так как во всех странах они применяются в том или ином сочетании.

Это интересно:  Приватизировать квартиру с чего начать 2019 год

Особым методом передачи государственного имущества в частные руки, как отмечалось, является реприватизация — возвращение собственности прежним владельцам, лишившимся ее в результате национализации. Основными видами реприватизации выступают компенсация стоимости национализированного имущества деньгами или ваучерами и реституция — возврат прежним владельцам или их наследникам самой собственности. Большое значение имеют сроки проведения реприватизации. Она должна предшествовать приватизации. В противном случае может возникнуть конфликт между старыми и новыми владельцами предприятия. Более успешно и в сравнительно широких масштабах реприватизация была проведена в Болгарии, Венгрии, Словении, Чехии, Хорватии, Эстонии.

18.3 Особенности реформирования собственности в Республике Беларусь

Приватизация в Беларуси получила законодательную базу в 1993 г. с принятием закона «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности». Согласно первоначальной программе приватизации, к 2000 г. в негосударственную форму собственности должны были быть переведены 2/3 основных фондов государственных предприятий. Первоочередному разгосударствлению подлежали предприятия легкой, пищевой, деревообрабатывающей промышленности, строительства и сферы обслуживания. Ваучерная приватизация в Беларуси началась в апреле 1994 г. выдачей населению чеков «Жилье» и «Имущество». Было подготовлено и вступило в действие положение об участии иностранных инвесторов в конкурсах и аукционах по продаже объектов государственной собственности. Однако интерес к акциям отдельных белорусских предприятий (в основном химической промышленности и топливно-энергетического комплекса) проявили только российские инвесторы. По состоянию на 1 января 1998 г. в Беларуси было приватизировано 2694 государственных предприятий. Из них 950 (35,2%) были акционированы, 1015 (37,6 %) — проданы на аукционах и по конкурсу, 138 (5Д %) — выкуплены трудовым коллективом, 461 (17,1 %) — выкуплены трудовым коллективом арендного предприятия.

Приватизация в странах СНГ выявила и негативные моменты этого процесса. Так, несовершенство законодательства, поспешность в проведении реформ, коррумпированность и криминализация этого процесса в России привели к тому, что 500 крупнейших предприятий страны с реальной стоимостью имущества 200 млрд долларов США были проданы за 7,2 млрд долларов, т.е. фактически за бесценок, и оказались в руках иностранных компаний и их подставных структур. Зачастую иностранные компании скупают через чековые аукционы акции предприятий в странах СНГ, чтобы устранить с мировых рынков своих конкурентов. Так, два гражданина Израиля скупили 28 % акций Красноярского алюминиевого завода и 48 % акций Братского алюминиевого завода. Одно физическое лицо скупило 51 % акций завода «Уралмаш», а другое физическое лицо — 210 млн акций «Газпрома», заплатив за них 2 млрд 100 млн рублей.

Эти примеры свидетельствуют о том, что приватизация иногда не приводит к возникновению реальных собственников, а принимает форму перераспределения собственности между номенклатурной бюрократией, полу криминальными элементами и иностранными компаниями.

В настоящее время во всех странах СНГ осуществляется первый этап приватизации, связанный с перераспределением собственности. На очереди второй этап — создание условий для повышения конкурентоспособности производства, реорганизации и реконструкции предприятий, притока инвестиций. Для этого необходимо создание соответствующей законодательной базы, увязка программы приватизации с программой структурной перестройки экономики, формирование полноценных рынков ценных бумаг, создание условий для работы чековых и других инвестиционных фондов, становление финансово-промышленных групп .

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

В Белоруссии снимаются ограничения на приватизацию госактивов

Президент Белоруссии Александр Лукашенко своим декретом объявил о снятии значительного числа ограничений на приватизацию в стране. До 2011 года будет облегчена приватизация акций госкомпаний, снимается запрет, наложенный на продажу акций, полученных гражданами Белоруссии в ходе ваучерной приватизации в 1990-х. Пока неизвестно, в какой степени происходящее откроет доступ российским компаниям к активам в Белоруссии,— возможность остановить процесс в любой его точке президент Белоруссии сохранил за собой.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко вчера подписал декрет, которым снял значительную часть ограничений с продажи акций государственных АО. Как сообщил вчера Интерфаксу» замминистра экономики Белоруссии Олег Мельников, декрет господина Лукашенко снимает мораторий на приватизацию в Белоруссии, который действовал с 1994 года. Господин Мельников сообщил, что поэтапная отмена моратория позволит государству определиться с планами относительно распоряжения собственностью. Декрет де-факто является поправкой к другому декрету господина Лукашенко от 20 марта 1998 года о разгосударствлении госсобственности в Белоруссии — им она де-факто была запрещена.

Согласно нынешнему декрету, приватизация в Белоруссии будет осуществляться по трехлетним планам, утверждаемым белорусским правительством и местными советами депутатов. Им же предусмотрено три этапа разгосударствления. С 1 апреля 2008 года снято «ограничение на отчуждение акций компаний, в которых доля государства превышает 75% и более». С этого же времени разрешено отчуждать акции АО, связанных с переработкой сельскохозяйственной продукции. С начала 2009 года будет разрешено продавать акции тех компаний, в которых государству принадлежит более 50%, а с начала 2011 года «все ограничения будут полностью отменены». Поэтапно снимаются и ограничения на перепродажу акций белорусских компаний, полученных гражданами и компаниями в ходе ваучерной приватизации (ваучеры были именными) начала 1990-х в Белоруссии — сейчас оборот этих активов заморожен. При этом действие первых двух этапов приватизации не будет распространяться на АО, «обеспечивающие функционирование стратегически значимых отраслей» — список утверждается президентом страны.

Вчера же белорусский концерн «Белнефтехим» объявил о подготовке к приватизации своих предприятий. Как сообщил агентству «Интерфакс» представитель концерна, «по поручению правительства начата работа по подготовке к созданию СП на ряде крупных предприятий концерна, в том числе путем привлечения прямых инвестиций через продажу акций». Среди предприятий, которые планируется начать приватизировать уже в 2009 году, он назвал ОАО «Нафтан», «Полимир», «Гродно Азот», «Гомельский химзавод», «Могилевское химволокно». Среди наиболее вероятных инвесторов представитель концерна назвал НК ЛУКОЙЛ, с которой белорусская сторона не исключает заключения сделок купли-продажи активов «Нафтана» и «Полимира», а также «Газпром», который рассматривает предложение по покупке «Гродно Азот» «Если эти сделки состоятся, то они будут совершены не через конкурс, а по прямой договоренности»,— сказал представитель «Белнефтехима».

Как считает Ярослав Романчук из белорусского научно-исследовательского центра Мизеса, «Александр Лукашенко попал в ситуацию, когда решения принимать нужно, но в каком порядке и объеме он еще сам не знает». По его оценке, в 2007 году совокупный внешний долг Белоруссии вырос на 87,4% ($5,9 млрд), до $2,72 млрд или 28,5% ВВП. Ярослав Романчук считает, что увеличение задолженности всех предприятий позволит воспользоваться при консолидации пакетов акций и передать их «Альфа-групп», АФК «Система», ВТБ, других российских групп. Эксперт полагает, что в приватизационные списки, которые утверждаются лично Александром Лукашенко, не попадут «голубые фишки» — НПЗ, «Беларуськалий», «Белтелеком», Белорусский металлургический комбинат. Вчера в российских компаниях, в том числе и в «Газпроме», отказались комментировать свои планы в Белоруссии.

Чековая приватизация

27 сентября 2005

Чековая приватизация: отменить нельзя продлить

К приватизации в Беларуси привычно негативное и осторожное отношение. Мол, это у них «прихватизация», в ходе которой «нячэсные» коммерсанты скупают народное достояние. А у нас все по честному – под чутким и строгим контролем государства. Приватизация заменяется национализацией, вводится институт «золотой акции», фактически ликвидируется институт банкротства. Быстро и споро, раз – указ, два – указ. Однако проблема чековой приватизации не решается также быстро и эффективно. Привычное решение вопроса «по понятиям» может ухудшить рейтинги и поэтому социально опасно, решение вопроса по справедливости – очень дорого. В результате жизнь ненужных и бесполезных чеков в Беларуси шестой раз продлевается.

К истории вопроса

Постановлением Совета Министров РБ №950 от 29 августа 2005 года чековая приватизация в Беларуси продлена до 30 июня 2007 г. Соответственно, срок обращения именных приватизационных чеков «Имущество» продлен до 30 июня 2007 года.

Решение о продлении чековой приватизации правительство приняло, поскольку попытка в очередной раз завершить чековую приватизацию с 2006 г. без компенсации неиспользованных чеков провалилась: в июне этого года правительство отозвало свой законопроект из парламента, понимая, что он не будет принят (учитывая предварительное негативное решение профильной комиссии).

Аргументы сторон сводятся к следующему. С одной стороны, поскольку фактически в Беларуси не было приватизации, возможности населения по использованию чеков «Имущество» были значительно ограничены. С другой стороны, люди отказываются вкладывать свои чеки в предлагаемые сегодня предприятия, приватизируемые за ваучеры (хотя в списке «приватизируемых», т.е. акционируемых, более 200 предприятий различных отраслей, но большинство из них либо убыточны, либо непривлекательны с точки зрения получения дивидендов).

Это интересно:  Закон о приватизации гуп и муп 2019 год

Согласно ст. 13 Закона «Об именных приватизационных чеках» «по истечении срока обращения приватизационных чеков не использованные владельцем чеки могут быть предъявлены для погашения по месту выдачи или Национальному банку Республики Беларусь. Государство гарантирует гражданину Республики Беларусь – владельцу погашаемых чеков – выплату компенсации в пределах сумм чеков, полученных им в соответствии со ст. 7 настоящего Закона, и их стоимости на момент окончания выдачи по Республике Беларусь».

По состоянию на июль 2005г. использовано чуть более половины выданных чеков (53.2%). Однако, несмотря на номинально низкую цену ваучера, в бюджете нет денег на такого рода выплаты (примерно USD 409 млн. исходя из номинальной цены в BYR 4400 и количества неиспользованных чеков), что сопоставимо с годовыми расходами бюджета на образование или медицину.

Чековая приватизация в Беларуси

— профессиональные посредники чекового рынка, специализированные инвестиционные фонды (СИФы) в настоящее время являются практически неработоспособными (из 46 созданных СИФов формально на рынке продолжает работать менее 5);

— юридические лица не имеют права продавать ИПЧ «Имущество», а СИФы могут вкладывать чеки только в объекты приватизации только на чековых аукционах согласно выделенной квоте;

— приобретенные по льготной подписке или за ваучеры акции нельзя отчуждать или продавать на бирже *;

— государство является основным собственником выпущенных приватизированными предприятиями акций;

— в результате всех выше перечисленных ограничений фондовый рынок – важнейший институт рыночной экономики – в Беларуси так и не был создан.

В настоящее время в процессе «приватизации» (можно ли называть приватизацией то акционирование госпредприятий, которое происходит в Беларуси?) задействовано три группы, каждая из которых имеет свои собственные интересы, иногда противоречащие интересам других групп.

Предприятия (руководство и работники) стремятся к прибыльности и конкурентоспособности. Рост прибыльности – это результат увеличения эффективности функционирования предприятия. В свою очередь, эффективность предприятия растет вследствие роста производительности труда. Для того чтобы получить такой рост, необходимо инвестировать в технологии и оборудование, обучить сотрудников работе в новых рыночных условиях, уволить излишних работников и т.д. Такие реструктуризационные процессы требуют денег, которые могут придти только с новым собственником (инвестором), который согласен вкладывать деньги, чтобы сделать покупаемое им предприятие прибыльным (еще более прибыльным), получив взамен право контролировать предприятие.

Возможность приватизировать предприятие за ваучеры сама по себе препятствует поиску и привлечению инвестиций. Государство как один из основных держателей акций акционируемых предприятий еще более сдерживает процессы реструктуризации в Беларуси на микро- и макроуровне. Более того, мораторий по хождению и отчуждению (т.е. продаже) акций, приобретенных за ваучеры либо по льготной подписке, ограничивает возможности поиска инвесторов и рыночной реструктуризации даже акционированных предприятий.

Правительство (в лице Министерства финансов) является второй группой, имеющей свои собственные интересы в приватизации. С одной стороны, необходимость прямо и косвенно финансировать и поддерживать государственные предприятия, особенно убыточные, не способствует достижению макроэкономической стабилизации. По этой причине Министерство финансов заинтересовано в быстрой и успешной реструктуризации предприятий. Более того, продажа предприятий за деньги может привести к дополнительным доходам бюджета. С другой стороны, необходимость выполнять норму действующего законодательства и выплачивать компенсацию за неиспользованные чеки является угрозой большого бюджетного кризиса и сокращения социальных расходов. Таким образом, правительство заинтересовано в как можно более быстром завершении чековой приватизации без всякой компенсации за неиспользованные ваучеры.

Владельцы чеков – это третья группа. Прежде всего, формально, согласно закону (хороший он или плохой – это уже другой вопрос) население имеет право не участвовать в приватизации, а получить деньги за неиспользованные чеки. Поэтому некоторые владельцы чеков могут ожидать денежной компенсации, поскольку они считают, что правительство не предоставило достаточного количества привлекательной с точки зрения получения дивидендов собственности в обмен на чеки. Однако доверие населения к ваучеру как источнику будущих доходов было низким с самого начала чековой приватизации (учитывая, что только 60% граждан получили чеки). Много ли тех, кто по прошествии более 10 лет всерьез ожидает больших денег за компенсацию чеков?

Продолжение ваучерной приватизации: экономические и политические последствия

Продление чековой приватизации в Беларуси означает сохранение неэффективной модели «приватизации». В результате ни одна из целей приватизации в Беларуси не будет достигнута. Бюджет не получит ни дополнительных доходов от продажи предприятий, ни роста налоговых поступлений. Приватизированные предприятия столкнутся с трудностями при поиске стратегических инвесторов, а их финансовое состояние (при прочих равных условиях) будет ухудшаться.

В результате ухудшения финансового положения предприятий и низких бюджетных поступлений выгоды населения тоже мало заметны – люди не получат ни дивидендов, ни роста расходов по социальной защите, ни конкурентоспособных товаров. В условиях ухудшения финансовых показателей и сохранения запрета на продажу приобретенных по льготной подписке и за чеки акций маловероятно и создание рынка ценных бумаг. Однако за такую цену можно купить относительную социальную стабильность в обществе.

Государство как главный акционер ничего не изменяет в функционировании предприятий. Более того, государственные предприятия имеют больше шансов получить различные виды государственной поддержки. Это может значительно увеличить число предприятий, которые не будут хотеть акционироваться в принципе. Принимая во внимание, что и правительство, и директорат понимают все недостатки действующей схемы приватизации в Беларуси, можно ожидать дальнейших исключений из списка предприятий, подлежащих приватизации за ваучеры всеми их владельцами (а не только сотрудниками приватизируемого предприятия – случай акционирования ОАО «Белтрансгаз» в этом плане показателен). Следовательно, формально население будет иметь шанс использовать свои ваучеры, однако потенциально привлекательные и выгодные предприятия будут приватизироваться только за деньги. Усилит ли это уважение и доверие к приватизации и власти? Разрушит ли это устойчивый стереотип, что приватизация – это всегда обман?

Чековая приватизация имеет свои преимущества и недостатки. Среди преимуществ можно отметить относительно высокую скорость, низкие политические риски (социальная справедливость), быстрое создание фондового рынка. Отрицательных моментов гораздо больше. Главные из них – размытая структура прав собственности, недостаток инвестиций и недостаточно профессиональный и незаинтересованный в долгосрочном развитии предприятия менеджмент.

Однако, как показывает опыт проведения чековой приватизации в Чехии, Польше, России, чековая приватизация лучше, чем отсутствие приватизации вообще. В краткосрочном периоде реализация такой модели приватизации, особенно в случае законодательных ограничений чековых фондов по приобретению контрольных пакетов акций, низких требований листинга на фондовой бирже и др., имеет некоторые недостатки. Однако в долгосрочном периоде она позволяет начать реструктуризацию предприятий и сформировать адекватный для развития предприятия портфель собственников. Так, в целом российская приватизация, столь критикуемая в середине 90-х годов, позволила предприятиям пищевой, легкой, деревообрабатывающей промышленности, промышленности строительных материалов привлечь внутренние и внешние инвестиции и значительно повысить свою конкурентоспособность.

По политическим причинам дальнейшее продолжение чековой приватизации является самым простым решением. В целом это будет означать ее реальное отсутствие и ограничения на реструктуризацию (продажу акций) уже приватизированных (акционированных) предприятий. Государство останется основным игроком, определяющим правила игры и параметры структурной перестройки предприятий и экономики в целом. Отвечает ли это стратегическим интересам страны – остается по-прежнему открытым вопросом.

* Государство, не желая, чтобы население продавало свои акции сторонним инвесторам, ввело мораторий на отчуждение акций, приобретенных по льготной подписке работниками предприятия или населением за ваучеры в отделениях Сбербанка (декрет президента №3, 1998 г. и последующие изменения в законе «О приватизации» в 1999 г.). В настоящее время акции, которые нельзя отчуждать, составляют 10% от их общего количества, большинство остальных принадлежат государству.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, www.kommersant.ru, nmnby.eu.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector