+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Пути приватизации в россии 2019 год

Юго-Западный Государственный Университет, Россия

Исторические предпосылки начала приватизации

Во второй половине 80-х годов 20 века советская экономика находилась в плачевном состоянии. Стало очевидно, что простого пути решения проблем нет. Никакого ускорения научно-технического прогресса не возникло, да и не могло возникнуть. Иллюзии относительно возможности быстро и просто исправить состояние советской экономики рассеиваются, а само состояние продолжает ухудшаться.

В 1987 году руководители страны принимают ряд решений, постановлений, направленных на качественное изменение облика народнохозяйственного планирования.

Основным моментом нового этапа реформ стал принятый в июне 1987 года после жарких дискуссий «Закон о государственном предприятии», в котором было закреплено право предприятий самостоятельно разрабатывать и утверждать свои планы, заключать договоры, осуществлять самоуправление.

Стали заметны отдельные ростки рыночной экономики в советской экономической жизни. Вслед за бригадным подрядом в строительстве, представлявшим простейшую форму предпринимательской организации на уровне небольшого коллектива, заявили право на жизнь индивидуальная предпринимательская деятельность и многочисленные производственно-торговые кооперативы. Частный капитал в малых кооперативных формах стал не только взаимодействовать с государственными предприятиями, но и срастаться с ними.

Ещё одним направлением движения к «государственному капитализму» стала аренда государственных предприятий их трудовыми коллективами, на основе которой возникла своеобразная форма смешанной государственно-коллективной формы на средства производства. Поощрение такой аренды было очередным поиском волшебного средства возбуждения советской экономики.

Продолжавшееся ухудшение экономической ситуации к 1988 г. приняло такие масштабы, что правительство вынуждено было признать наличие бюджетного дефицита, который приблизился к 100 миллиардам рублей и превысил 10% валового национального продукта. Дефицит товаров в торговой сети становился тотальным. Предпринимались лихорадочные попытки поправить финансовую ситуацию периодическими повышениями государственных цен на золото, драгоценности, хрусталь, ковры, коньяк, водку, деликатесы. Был введен дополнительный 5% налог с продаж. Произошло даже сокращение бюджетных расходов на социально-культурные мероприятия. В 1989 году экономический рост в стране практически прекратился.

Дальнейшее проведение экономических реформ стало невозможным без адекватных преобразований, а по существу – революционных перемен в политической системе. К этому времени курс реформенных преобразований набрал уже определенную силу. В 1989 г. создается Государственная комиссия по экономической реформе, которую возглавил академик Л.И. Абалкин, в то время заместителем премьер-министра.

Рассматривались три варианта проведения реформы: эволюционный (умеренное, медленное, не глубокое реформирование), радикальный (коренные резкие перемены, «шоковая терапия»), радикально-умеренный (сочетание первых двух вариантов). В концепции предпочтение отдавалось радикально-умеренному варианту. Авторы концепции полагали, что первый этап реформы, в течение которого должна быть стабилизирована экономическая ситуация и создан хозяйственный механизм переходного периода продлится с 1989 по 1991 год. На втором этапе, с 1991 по 1992 год, предполагался запуск в действие нового хозяйственного механизма. Завершение реформы, реализация намеченных мероприятий должны были занять период с 1993 по 1995 год.

Есть ряд оснований считать 1990 год рубежным в проведении рыночных реформ в России. Во-первых, потому, что появилась упомянутая выше первая официальная доктрина рыночных преобразований, которая породила серию последующих проектов перехода к рыночной экономике. Во-вторых, в 1990 году необходимость рыночных преобразований была признана правительством страны. В-третьих, экономическое положение страны стало настолько тяжелым, что, кроме поворота к рынку, в это время, не оставалось реальных путей выхода из сложившейся ситуации.

Приватизация как важнейшая часть экономической реформы

Процесс приватизации в России рассматривался правительством как важнейшая часть экономической реформы преобразования командной экономики в рыночную и состоял из двух этапов: ваучерной и денежной приватизации.

Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Одновременно с приватизацией существует такое понятие как разгосударствление. Это не однозначные понятия, хотя и тесно связанные между собой: под разгосударствлением следует понимать процесс упразднения государственного монополизма, формирование многоукладной смешанной экономики, её децентрализации, освобождения государства от функций прямого хозяйственного управления.

В первый этап приватизации было вовлечено все население России. Возможно поэтому она получила название «народной». Инструментом её проведения послужили приватизационные чеки (ваучеры), розданные всем гражданам России. Одновременно приватизация преследовала цель создать максимум заинтересованных трудовых коллективов в эффективной работе приватизированных предприятий.Ваучерный этап приватизации способствовал тому, что государственная собственность распродавалась за бесценок.

Формы, конкретные пути и варианты приватизации были определены «Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год». Программа предусматривала четыре способа приватизации: аукцион, коммерческий конкурс, аренда с правом выкупа, акционирование.

Приватизация, как и любое экономическое явление, имеет множество трактовок своих целей и задач (как правило, они несколько противоречивы).

Общая цель приватизации — обеспечение условий для функционирования будущей рыночной системы. В свою очередь общая цель состоит из трех основных:

Ø Обеспечение стабильности системы отношений прав собственности;

Ø Создание условий (экономических механизмов, правовых институтов) для самовоспроизводства этой системы;

Ø Экономическая эффективность на микро- и макроуровнях.

В России же главными целями являются:

Ø Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).

Ø Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки).

Ø Социальная (обеспечение социального мира).

Необходимо отметить, что реформирование экономики посредством приватизации госсобственности само по себе не может гарантировать прогресс. Это лишь усиливает конкурентность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной и государственной собственности на средства производства в широком смысле слова. Однако качество управления и вид собственности — не прямо взаимосвязаны, и качество менеджмента в приватизированном секторе зачастую оставляет желать лучшего.

В разумном и сбалансированном сочетании различных форм собственности, их здоровой конкуренции, как свидетельствует опыт развитых стран, — залог успешного функционирования экономики. Но всё же приватизация выполняла две основные функции. С одной стороны, она должна была стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, — инструментом государственного регулирования долговременного характера.

Также можно сказать о том, что каждый гражданин на начальном этапе приватизации в России по-разному понимал её цели: кто-то извлекал из этого собственную выгоду, приватизируя огромное государственное имущество, а кто-то не видел смысла в приватизации и не участвовал в ней.

Принятие Федерального закона от 21 июля 1997 г. О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» стало следующим шагом в развитии процесса приватизации государственной и муниципальной собственности.

Негативная оценка первого этапа приватизации общеизвестна: имущественные ресурсы в итоге не соответствовали все возрастающим задачам органов местного самоуправления и требованиям, предъявляемым к ним. Постоянно шел процесс передачи в муниципальную собственность ведомственного жилого фонда, детских учреждений и прочих объектов, содержать которые в неблагоприятных экономических условиях предприятия не могли. Это увеличивало бремя расходов, ложащихся на органы местного самоуправления.

Необоснованно сужались способы приватизации, не оправдал себя на практике порядок оценки приватизируемого имущества; исключалось участие органов публичной власти в управлении делами акционерных обществ путем закрепления специального права («золотой акции»); не обеспечивалось право государственных и муниципальных органов власти на владение, пользование и распоряжение результатами инвестиций и на участие в доходах от эксплуатации объектов приватизации, имелся ряд других негативных моментов.

Как справедливо отмечалось в литературе, приватизация проводилась комитетами госимущества без всякого согласования с местными органами. В результате лучшие предприятия бытового обслуживания, магазины, ремонтно-строительные предприятия ушли из ведения органов местного самоуправления. У них остались убыточные, ущербные объекты. Местному самоуправлению сбросили все, что было малопригодно для использования предприятиями и организациями. Поэтому в значительной мере муниципальная собственность не только не приносит дохода, но и требует огромных финансовых вливаний.

В результате приватизации муниципальные образования в целом по стране столкнулись с проблемой ликвидации в городах социально значимых объектов: парикмахерских, аптек, швейных, обувных, ремонтных ателье, размещаемых в настоящее время на муниципальных площадях. При продаже муниципального имущества местные предпринимательские структуры просто не готовы и не могли конкурировать с иногородними организациями. Кроме того, при приватизации органы местного самоуправления несут и финансовые потери, поскольку налог на имущество организаций, который заменяет арендную плату, не муниципальный, а региональный.

С 1 июля 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который призван урегулировать отношения, возникающие в связи с отчуждением из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства. Однако в условиях кризиса банковской системы и с учетом имеющихся неясностей применения правовых норм данного Закона воспользоваться правом выкупа муниципальных помещений смогли лишь единицы.

Последствия и результаты приватизации

В России произошёл переход от социализма (или согласно терминологии К.Маркса государственного капитализма) к капитализму.

В России появилась группа так называемых «олигархов», владеющих собственностью, которая досталась им за сравнительно небольшие деньги.

Российская Федерация переживает сегодня один из наиболее сложных и болезненных периодов в своей истории. Происходят колоссальные изменения в облике общества. Вот уже более 10 лет идет смена экономической формации, сопровождающаяся появлением новых форм собственности на средства производства, нарождением новых производственных отношений. Невиданными в мировой практике темпами осуществляется приватизация, в процесс которой так или иначе оказалось вовлеченным практически все население страны. Немало сделано по демилитаризации экономики, развитию свободного предпринимательства и раскрепощению творческой инициативы трудящихся. Меняются представления людей об общественном устройстве государства и образе своей жизни, разрушаются основы планово-распределительной системы, ушел командный метод управления социально-экономическими процессами.

В этой связи вполне естественен вопрос: как воспринимается приватизация различными слоями населения, все ли здесь делается правильно. К сожалению, приходится констатировать, что не все. Более того, нередко имеют место явления, которые не согласуются не только с мировыми тенденциями в странах со свободным предпринимательством и рыночной экономикой, но и со здравым смыслом.

Прежде всего, проводимая в развитых странах приватизация ведет к повышению эффективности экономики. У нас наблюдаются иное: сокращение выпуска продукции, падение производительности труда, рост издержек производства, ухудшение инвестиционного климата, моральное и физическое старение основных фондов, дисквалификация кадров.

В Российской экономике опять-таки в отличие от мировой практики эффективность функционирования производственного капитала во много раз ниже, чем торгового и, тем более, финансового. Вследствие этого денежные средства не только предпринимателей, но и государства направляются преимущественно не в производственную сферу, обеспечивая ее поступательное развитие, а в сферу финансовых структур, что ухудшает инвестиционный климат, создает благоприятные предпосылки для разного рода противоправных действий.

В нашей экономике имеют место такие негативные явления, как неплатежи предприятий по своим обязательствам, продолжительные задержки выплаты заработной платы.

Отрицательные социальные последствия проводимой приватизации: осложняется демографическая ситуация, растут масштабы миграции населения, направления которой зачастую противоречат интересам государства, увеличивается безработица, снижается оплата труда, происходит все большее расслоение общества по уровню доходов, ухудшается сфера обслуживания и экологическая обстановка, возрастает территориальная дифференциация развития производительных сил и уровня жизни населения. [1] Результатом скоропалительной и недостаточно продуманной социально-экономической политики в условиях смен форм собственности стало обнищание десятков миллионов граждан, демографическая стагнация и утрата населением моральных и нравственных ориентиров. Все это вызывает глубокие социально-психологические разочарования у значительной части людей, порождает их недовольство, ведет к дестабилизации общества.

Это интересно:  Документы для приватизации садового дома 2019 год

1.Экономический словарь Габлера;

2. Основы теории переходной экономики (вводный курс). Глава 15. — Киров 1996;

3. Эрроу К. Переход к рыночной экономике: темпы и возможности. Проблемы теории и практики управления .1995.№ 5. С.2;

4. Радыгин А. Приватизационный процесс в России в 1995 году.//Вопросы экономики.№4.1996.

Пути приватизации в России

Пути приватизации в России.docx

  1. Пути приватизации в России. «За» и «против».

Необходимость приватизации собственности в России.

Переходя к вопросу о необходимости проведения приватизации в России,

следует сказать следующее. Дело в том, что российская экономика долгое

время находилась под влиянием административно-командной системы

хозяйствования. Уже с конца 20-х годов мы тщательно пытались заменить ее

чем-то более рациональным, не стихийным, «научно обоснованным». На деле же

был создан неэффективный механизм хозяйствования. Достаточно сказать, что

на его основе непроизводительные расходы и потери в народном хозяйстве

страны оцениваются примерно в 38-40% валового общественного продукта

страны. В сущности, мы ушли не вперед, а в сторону от магистрального пути

цивилизации и зашли в тупик, из которого и пытаемся сейчас выбраться.

Попыткой правительства выхода из сложившегося положения явилось создание

рыночной экономики в России (хотя следует сказать, что путь к

сбалансированной рыночной экономике длительный и противоречивый, как

показывает иностранный опыт. Он включает также и переходный период). Для

этого потребовалось создание условий формирования рынка, рыночной

инфраструктуры. Эти условия следующие:

. приватизация собственности; самостоятельность субъектов рынка;

. система социальной поддержки населения; право субъектов самостоятельно

договариваться о цене: достаточное число производителей, формирующих

. устойчивость рубля и денежного обращения; демонополизация хозяйственной

деятельности и хозяйственных связей;

. система социальной поддержки населения; наличие конкуренции; независимое

судопроизводство, необходимая сеть учреждений Госарбитража;

. формирование у людей рыночных норма поведения.

В ходе приватизации в России государство, будучи практически главным

инвестором и содержателем огромного числа убыточных и малорентабельных

предприятий, отказалось от этого груза в условиях рыночной экономики, т.к.

при сохранении монопольного положения одного собственника (в данном случае

государства) невозможно полноценное развитие рыночных отношений.

Таким образом, цель приватизации, как фундаментального элемента реформы в

«переходной» экономике заключалась в обеспечении условий для нормального

функционирования будущей рыночной системы. Именно в ходе процессов

трансформации отношений собственности в масштабах страны возможно

формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для

рационального изменения структуры производства как базовых условий

повышения эффективности производства и роста национального дохода.

При этом важную роль при достижении целей приватизации играла программа

Российского правительства, определявшая очередность практических шагов

. преодоление монополии государства и создание условий гражданского

общества и социально ориентированной рыночной экономики. Для этого нужны

реальные субъекты рыночных отношений, которые смогут доказать свою

жизнеспособность лишь эффективным ведением хозяйства на основе

заинтересованности и ответственности;

. преодоление бесхозяйственности, убыточности, дефицитов, в том числе и

дефицита бюджета как одного из основных источников инфляции;

. стимулирование инициативы собственников как источника самодвижения,

. изменение роли государства, ибо государство перестает быть монопольным

    1. собственником, но сохраняется как один из собственников; при этом

государство берет на себя функции регулирования рынка в основном

На основании всего вышеизложенного можно сказать, что при участии

государства в процессе приватизации структура собственности, в конечном

итоге, смогла приобрести следующий вид: государственные предприятия,

частный бизнес, народные предприятия, акционерные корпорации с

преобладанием государственного капитала, акционерные негосударственные

предприятия. Такая структура и характерна для многоукладной рыночной

экономики. Рынок необходим для российского государства, как средство

решения многих экономических и хозяйственных проблем, нависших в результате

длительного сохранения в России командно-административ-ного механизма

  1. Проанализируйте основные альтернативные концепции в области международ ной торговли: свобода торговли, протекционизм; селективный протекционизм.

Роль государства в международной торговле

Тарифные методы регулирования

Наиболее полное обобщение теории протекционизма связано с именем австралийского ученого Макса Кордена (биографическая справка 6.1).

Государственное регулирование международной торговли может быть:

  • Односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.).
  • Двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов другой, страны могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов качества и пр.
  • Многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашения в сфере торговли стран—членов Европейского союза (ЕС), которые рассматриваются в соответствующих главах второй части учебника.

В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

Свобода торговли (free trade) — политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

Протекционизм (protectionism) — государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Правда, при этом современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой — это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися — это экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой — это товары традиционного экспорта.

Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:
• селективный протекционизм — направлен против отдельных стран или отдельных товаров;
• отраслевой протекционизм — защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;
• коллективный протекционизм — проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
• скрытый протекционизм — осуществляется методами внутренней экономической политики.

Как определяются «плавающие» валютные курсы?

Свободно плавающие валютные курсы определяются беспрепятственной игрой спроса и предложения. Рассмотрим курс, или цену, по которой американские доллары могут быть обменены, скажем, на британские фунты стерлингов. Как показано на рисунке 1, спрос на фунты будет снижаться, а предложение фунтов — повышаться. Почему?

Падающий спрос на фунты, изображенный прямой DD, указывает на то, что если фунт станет менее дорогим для американцев, то и британские товары станут для них дешевле. Это заставляет американцев расширять спрос на британские товары и, следовательно, на фунты, с помощью которых можно купить эти товары.

Предложение фунтов падает (SS), потому что по мере того как цена фунта, выраженная в долларах, повышается (то есть цена доллара, выраженная в фунтах, падает), у британцев появляется склонность покупать больше американских товаров. Причина, конечно, заключается в том, что при все более высоких ценах на фунты в долларах англичане смогут получить больше американских долларов и поэтому больше американских товаров на каждый фунт. Таким образом, американские товары становятся дешевле для британцев, что стимулирует их покупать больше американских товаров. Покупая американские товары, они поставляют фунты на валютный рынок, поскольку для приобретения американских изделий они должны обменять фунты на доллары.

Точка пересечения спроса и предложения на фунты определит цену фунтов в долларах. В этот момент равновесный валютный курс равняется 2 дол. за 1 ф. ст.

Валютный курс, устанавливаемый свободными рыночными системами, может изменяться и действительно часто изменяется. Когда цена фунта в долларах увеличивается, например, поднимается с 2 дол. за 1 ф.ст. до 3 дол. за 1 ф.ст., то говорят,что стоимость доллара понизилась, или доллар обесценился по отношению к фунту. В более общем виде обесценение валюты означает, что для покупки одной единицы какой-либо иностранной валюты (фунтов) потребуется затратить больше единиц национальной валюты (долларов). И наоборот, когда цена фунта в долларах снижается — падает с 2 дол. за 1 ф.ст. до 1 дол. за 1 ф.ст., — стоимость доллара повышается, или доллар дорожает по отношению к фунту. В общем виде удорожание валюты означает, что на покупку единицы какой-либо иностранной валюты (фунтов) потребуется затратить меньше единиц национальной валюты (долларов). Если доллар обесценивается по отношению к фунту, то фунт относительно доллара дорожает, и наоборот. Эти закономерности показаны на рис. 2

Сторонники системы гибких валютных курсов считают, что она обладает несомненным достоинством: гибкие валютные курсы автоматически корректируются таким образом, что в конечном счете, исчезают дефициты и активы платежных балансов. Это можно пояснить с помощью линий SS и DD на рис.3, которые соответствуют линиям спроса и предложения на рис.1. Равновесный валютный курс 2 дол. = 1 ф.ст. предполагает, что отрицательного и положительного сальдо платежного баланса нет. При валютном курсе 2 дол. = 1 ф.ст. количество фунтов, требующихся американцам для импорта английских товаров, оплаты британских транспортных и страховых услуг, выплаты процентов и дивидендов на британские инвестиции в США, равно количеству фунтов, предоставленными британцами в счет оплаты американского экспорта товаров и услуг, выплаченных процентов и дивидендов по американским инвестициям в Великобритании.

Предположим, что потребительские вкусы американцев изменились, и они решили покупать больше британских автомобилей или что в США повысился по сравнению с Великобританией, что процентные ставки в США упали относительно Великобритании. Любое из этих событий или все они вместе обусловят рост спроса американцев на британский фунт с DD, скажем, до D’D’ на рис.3. Видно, что при первоначальном валютном курсе 2 дол. = 1 ф.ст. дефицит американского платежного баланса составил ab. То есть при курсе 2 дол. = 1 ф.ст. американцы испытывали нехватку фунтов в размере ab. Американские операции экспортного типа позволят получить фунты в объеме, но для финансирования операций импортного типа американцам потребуется ф.ст. В связи с тем, что мы имеем дело с рынком, где действует свободная конкуренция, эта нехватка изменит валютный курс (цену фунта в долларах) с 2 дол. = 1 ф.ст. до, скажем, 3 дол. = 1 ф.ст., то есть курс доллара снизится.

Валютный курс является весьма специфической ценой, которая связывает все внутренние цены с ценами в другой стране.

Изменение валютного курса, следовательно, изменяет цены на все британские товары для американцев и на все американские товары для потенциальных британских покупателей. В частности именно эти изменения валютного курса повлияют на относительную привлекательность американского импорта и экспорта таким образом, что будет восстановлено равновесие в платежном балансе США. Для американца изменение цены фунта в долларах с 2 долл. до 3 долл. означает, что автомобиль «триумф стоимостью 9 тыс. ф. ст., который раньше можно было купить за 18 тыс. долл., теперь будет стоить 27 тыс. долл. Другие британские товары также подорожают для американцев. Следовательно, американский импорт британских товаров и услуг будет снижаться (графически- bc).

Напротив, с точки зрения Великобритании, валютный курс, то есть цена доллара в фунтах, упал. Международная стоимость фунта поднялась. Американские товары подешевели для британцев, и наметилась тенденция к росту американского экспорта в Великобританию (ac). Оба описанных выше изменения — снижение американского импорта из Великобритании и увеличение американского экспорта — явились именно тем, что было необходимо для выравнивания дефицита платежного баланса США. Короче говоря, свободное колебание валютных курсов, реагируя на сдвиги в спросе и предложении иностранной валюты, автоматически корректирует дефициты и активы платежных балансов.

Это интересно:  Мурманск приватизация квартиры 2019 год

Хотя система гибких валютных курсов имеет тенденцию автоматически устранять несбалансированность платежей, она может вызвать некоторые серьезные проблемы:

1) Неопределенность и сокращение торговли. Риск и неопределенность, связанные с использованием гибких валютных курсов, могут внести нарушения в торговые потоки.

Проблемы приватизации в России и пути их решения

Отдельные государства живут и развиваются в оригиналь­ных условиях, не повторяя судьбу других государств. И каждому из них присущи свои особенности приватизации. Яркие отли­чительные черты имеет и российская приватизация, которой по­священа обширная литература. Именно они объясняют те труд­ности, с которыми столкнулась приватизация в нашей стране, не во всем удовлетворительные ее результаты.

Во-первых, приватизация и другие реформы проводились в России без предварительной разработки хоть какой-то програм­мы, часто спонтанно, методом «проб и ошибок». Значение, ме­сто и роль приватизации в преобразованиях общества и госу­дарства не были заранее определены.

Во-вторых, приватизация велась в обстановке острейшей политической конфронтации, при отсутствии консенсуса в об­ществе и государстве. Представители довольно-таки широких слоев населения выступали против приватизации вообще или методов ее проведения.

В-третьих, параллельно с приватизацией Россия осуществ­ляла переход к новой общественно-политической формации. Он сопровождался сломом прежней советской государственной машины с ее аппаратом и законодательством, что вызывало чрезвычайные сложности в государственном управлении обще­ственными процессами.

В-четвертых, приватизация шла поспешно, в крайне сжатые сроки, что неизбежно порождало всякого рода недоразумения, ошибки и злоупотребления.

В-пятых, и это, пожалуй, главное, ранее при советской вла­сти огосударствление глубоко проникло во все сферы жизнеде­ятельности общества, широко охватило многие общественные отношения. Как следствие, и разгосударствление, и приватиза­ция имели место одновременно во всех сферах общества. В социальной сфере, например в здравоохранении, жилищно-коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании населения, тор­говле и общественном питании, место государственных организа­ций все чаще стали занимать частные хозяйственные товарище­ства и общества, кооперативы. В политической сфере, в результате ликвидации монополии, слившейся с государством коммунистической партии, стали признаваться политическое многообразие и многопартийность. В духовной сфере утверди­лось идеологическое многообразие, возникли и действуют мно­гочисленные частные учреждения культуры и средства массо­вой информации. Самой радикальной приватизации подверглась экономическая сфера, бывшая почти полностью огосударствленной. Здесь встала проблема выбора пределов приватизации, которая, к сожалению, своевременно не ставилась и не решалась. Последствия приватизации, проведенной в различных сферах общества, неодинаковы.

Приватизация государственного имуще­ства продолжается. Важный урок истории российской прива­тизации состоит в том, что лицам, занимающим государствен­ные должности, государственным служа­щим, директорскому корпусу пока еще не приватизированных предприятий, а также лицам, выполняющим управленческие функции на уже приватизированных предприятиях, крайне не­обходимо основательное изучение приватизационных норматив­ных правовых актов и процедур их реализации. Для исправления, где это возможно, перекосов в приватизации государственной собственности, явившихся следствием недостат­ков соответствующих нормативных правовых актов и практики их применения, недопущения новых ошибок полезно знать не только существующую сейчас, но также и действовавшую ранее нормативно-правовую основу приватизации, ее генезис и при­чины изменений.

Несмотря на определенные позитивные результаты, достигнутые в ходе приватизации государственного имущества, государству не в полной мере удалось добиться поставленных целей.

В результате отсутствие института рыночной оценки приватизируемого имущества способствовало существенному занижению продажной цены имущества.

При этом отсутствовал надежный механизм контроля за надлежащим исполнением покупателями государственного имущества своих обязательств по инвестиционным условиям. В результате инвестиционные средства не поступали на развитие предприятий, а только «прокачивались» через расчетные счета этих предприятий. Используемая схема приватизации способствовала спаду производства, ставила предприятие на грань банкротства с вытекающими из этого последствиями.

В ходе приватизации исполнительная власть неоднократно использовала не предусмотренные законодательством способы продажи государственного имущества, в частности залоговые аукционы. В результате такие действия привели к скрытой форме приватизации некоторых крупнейших предприятий на внеконкурсной основе по заниженным ценам.

До настоящего момента не создан механизм эффективного управления государственными пакетами акций, в частности, неудовлетворительно функционирует институт представителей интересов государства в органах управления акционерных обществ. В результате происходит ущемление интересов государства, в частности, уменьшение доли государства в результате размывания доли государственных акций. Несмотря на большую работу, проделанную депутатами Государственной Думы в области законодательного обеспечения процесса приватизации, в настоящее время нерешенным остается ряд проблем, требующих первоочередного урегулирования. В частности, многие законодательные акты не соответствуют сегодняшнему уровню социально-экономического развития России, неурегулированным остается большое количество положений, касающихся защиты государственных интересов и управления государственной собственностью, не охвачен целый ряд проблем, связанных с приватизацией части земель сельскохозяйственного назначения и жилищного фонда, с ипотечным кредитованием.

Решить указанные проблемы предполагается на третьем этапе процесса приватизации, который начался с момента вступления в силу новой редакции Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Земельного кодекса.

30 ноября 2001г. Государственная Дума приняла Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». В указанном Законе процесс приватизации делается более открытым, прозрачным и плановым, главным образом благодаря детально разработанному порядку формирования и утверждения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на очередной финансовый год.

Он также исключает субъективный подход при выборе способов приватизации. Согласно Закону все имущество делится на две категории. Первую категорию составляют государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, балансовая стоимость основных фондов которых на последнюю отчетную дату превышает 5 млн. минимальных размеров оплаты труда, а также объекты федерального имущества, отвечающие иным устанавливаемым Правительством Российской Федерации критериям. При этом продавать федеральное имущество первой категории можно строго ограниченными способами. Вторую категорию составляет все остальное имущество, которое может продаваться всеми предусмотренными законопроектом способами.

В Законе расширяется инструментарий (способы) приватизации, который рассчитан на привлечение к приватизации субъектов малого предпринимательства. К таким способам относятся продажа имущества путем публичного предложения, продажа при отсутствии конкурентности, продажа акций по результатам доверительного управления. Причем предполагается поэтапное применение новых способов приватизации, и только в случаях, когда имущество не было продано на аукционе. Урегулирована продажа акций на биржевых торгах, продажа путем публичной оферты, продажа имущества по результатам доверительного управления и т. д.

Важным нововведением является приватизация предприятий одновременно с земельными участками, на которых они расположены. Это повысит стоимость и инвестиционную привлекательность предприятий. Приватизация земельных участков в составе предприятий соответствует государственной политике по формированию единых объектов недвижимости, а также по стимулированию их эффективного использования и оборота. Для этого земельные участки будут либо сразу включаться в уставные капиталы создаваемых акционерных обществ, либо продаваться уже существующим акционерным обществам по нормативной цене земли, что приведет к созданию единых объектов недвижимости.

Акции стратегических акционерных обществ и стратегические предприятия подлежат приватизации только после принятия Президентом Российской Федерации решения об уменьшении степени участия России в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении предприятий из числа стратегических предприятий. Акции открытого акционерного общества «Газпром», Российского акционерного общества энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России», а также являющиеся субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и находящиеся в ведении Министерства путей сообщения Российской Федерации унитарные предприятия будут приватизироваться только после принятия соответствующего федерального закона.

Остальные объекты федерального имущества подлежат приватизации на основании решения Правительства Российской Федерации.

Результатом введения в действие вышеуказанного Закона станет приватизация в 2002г. 1,5–2 тысяч низколиквидных предприятий.

Развитие российской экономики невозможно в условиях несовершенного земельного законодательства, так как препятствует легальному и законодательно оформленному рыночному обороту земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости. Поэтому Государственная Дума приняла Земельный кодекс, который приводит земельное законодательство в соответствие с новыми социально-экономическими условиями и создает предпосылки для подъема российской экономики. Земельный кодекс позволяет решить ряд задач в сфере земельных правоотношений. В частности, поставит существующий нелегальный оборот земли под государственное регулирование, что будет способствовать активизации экономической жизни в стране, приведет к оживлению инвестиционной активности, к развитию промышленности и фондового рынка страны.

Также будут созданы условия для развития ипотеки, так как предоставит гражданам возможность улучшать свои жилищные условия за счет залога земли.

Ряд закрепленных в Земельном кодексе правовых норм направлен на повышение заинтересованности физических и юридических лиц в развитии оборота земель, так как устраняет произвольное вмешательство государства и иных субъектов в область земельного законодательства и одновременно стимулирует участие граждан и общественных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю. Земельным кодексом установлен порядок приобретения прав на земельные участки, на которых располагаются объекты недвижимости, принадлежащие юридическим и физическим лицам. В случае если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, граждане и юридические лица – собственники зданий, находящихся на этих земельных участках, обладают исключительным правом на приватизацию последнего. При этом цена земли для собственников расположенного на ней имущества устанавливается субъектами Российской Федерации в зависимости от размера ставки земельного налога и поправочного коэффициента использования земли.

В Земельном кодексе также определены принципы разграничения государственной собственности на землю на федеральную, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную; разделены функции государственных органов, выступающих от имени собственников земельных участков, от функций управления, использования и охраны земель, а также установлены виды и формы контроля за соблюдением земельного законодательства.

На протяжении длительного периода времени в России велись ожесточенные дебаты в отношении отдельных положений Земельного кодекса. В частности, это касалось права иностранных граждан, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства на приобретение земельных участков на праве собственности. В соответствии с Кодексом вышеперечисленные физические лица наделяются равными с российскими гражданами правами, однако в данном случае из перечня земельных участков, подлежащих приватизации, исключаются особые и приграничные территории. Земельным кодексом урегулировано большое количество вопросов земельного законодательства. Однако оборот большей части земель сельскохозяйственного назначения остается неохваченным. Поэтому Земельным кодексом регламентируется оборот только 2% земель всех запасов Российской Федерации. Это земли населенных пунктов, земли промышленности, транспорта и связи. В отношении земель сельскохозяйственного назначения предусматривается принятие специального закона. Помимо совершенствования земельного законодательства Государственная Дума приняла ряд законов, направленных на защиту интересов государства, являющегося собственником имущества.

В 2000г. была устранена законодательная норма, установленная предыдущей редакцией Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», в соответствии с которой государство имело право голосовать только 25% акций из общего числа голосующих акций. Остальные акции, находящиеся в собственности государства, являлись не голосующими.

Таким образом, ограничивались возможности государства в формировании соответствующего размера государственного пакета состава органов управления акционерных обществ.

В соответствии с предыдущей редакцией данного Федерального закона государство практически отстранялось от решения вопросов, связанных с образованием и досрочным прекращением полномочий исполнительных органов обществ, определением размера дивидендов и участием обществ в других организациях.

Кроме того, значительно снижалась вероятность успешного противодействия попыткам через решение общего собрания акционеров снизить долю государства в уставном капитале путем его непропорционального увеличения или реорганизации общества разными способами; внести изменения в устав, ограничивающие права государства как акционера; принять решение об отчуждении эффективных активов приватизированного общества.

На протяжении длительного периода времени специальное право владельца «золотой акции» на участие в принятии важнейших решений органов управления акционерных обществ не было законодательно оформлено. В связи с этим у акционерных обществ, в отношении которых действовало такое право, возникали затруднения при решении ряда вопросов. Внесенные в Федеральный закон «Об акционерных обществах» изменения устранили указанные недостатки.

Это интересно:  Договор приватизации жилого помещения образец 2019 год

Кроме того, указанный Федеральный закон, регламентирующий права, связанные с «золотой акцией», направлен на усиление защиты прав акционеров, в том числе государства. «Золотая акция» – это обыкновенная акция, предоставляющая ее владельцу право вето на общем собрании акционеров по ряду вопросов, в частности по внесению изменений и дополнений в Устав общества, по принятию решений об отчуждении в любой форме имущества, об участии в других предприятиях, о ликвидации общества. Данный Закон также способствует повышению степени защиты интересов акционеров от ставшего распространенным на практике «размывания» их долей, так как для них устанавливается преимущественное право приобретения дополнительных акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции. Такие нормы призваны защитить в первую очередь мелких акционеров, что является необходимым условием для привлечения внутренних инвестиций в российские акционерные общества.

Вышеуказанные изменения в законодательстве о приватизации государственного имущества, а также в области защиты прав акционеров позволят обеспечить рост российской экономики, формирование сильных и эффективных собственников, что в конечном счете направлено на увеличение благосостояния российских граждан.

Заключение

В заключении проведенного исследования на тему приватизации государственного имущества можно сделать определенные обобщающие выводы.

Проблема преобразования отношений и структуры собственности является одной из ключевых в ходе реформ, проводимых в любой из стран с переходной экономикой. Естественно, что стерж­нем реформы собственности в переходной экономике является приватизационная политика и практика. Вместе с тем этот процесс начался в России отнюдь не сразу, ему предшествовала целая серия подготовительных мер идеологического и правового характера. Точно так же с завершением приватизационных программ рефор­ма собственности в самом широком смысле в пере­ходной экономике не завершается, но лишь получает мощный старт, ибо только после «первичной» прива­тизации начинается формирование действительно эф­фективной системы прав собственности. Приватизация — коренной вопрос перехода к рынку. Она означает движение к тому, чтобы ведущие позиции занял частный сектор: индивидуальное предприниматель­ство, акционерные общества, совместные предприятия. От того, как она будет проведена, зависит и социальный мир, и то, как заработают рыночные стимулы. Приватизация позволит восстановить равноправие и неприкосновенность всех форм собственности — государственной, коллектив­ной и частной. Только возвратив человеку собственность, можно рассчитывать на появление заинтересованного и ответственного производителя конкурентоспособной про­дукции.

В России процесс приватизации был особенно сложен, он начался в период не только перестроения экономики, но и перехода от одного политического строя к другому. Поэтому первый этап приватизации был близок к провальному. Действительно, приватизация проводилась без особых знаний в этой области, что и привело к не самым лучшим результатам. Появилась огромная разница в финансовом благополучии между различными слоями общества, причем резко увеличился контраст между самыми богатыми и самыми бедными гражданами. Не стоит наверно доказывать, что этот этап не привел к главной поставленной ему задаче – к распределению имущества между эффективными собственниками. Процветавшая в тот период коррупция не дала возможность рационально передать во владение государственное имущество тем юридическим и физическим лицам, которые могли бы эффективно им распоряжаться. Однако уже на втором этапе происходит перераспределение имущества с целью передачи его в эффективное пользование. Начали разрабатываться и приниматься различные законы и нормативно-правовые акты для регламента процесса приватизации.

На данном этапе можно сказать следующее, что к настоящему моменту в Российской Федерации сложилась достаточно разработанная нормативная база, регулирующая сферу приватизации государственного имущества. Однако можно с уверенностью сказать, что несмотря на то, что за последнее время приватизация в России приобрела более законный и четкий характер, существует еще целый ряд нерешенных проблем, которые обязательно должны быть устранены в ближайшем будущем, для того, чтобы экономика могла дальше гармонично и эффективно развиваться. В то же время, надо отметить и то, что первичная цель, которая была поставлена, достигнута и

главным результатом приватизации явилось то, что в России возникла принципиально новая система собственности, которая должна обеспечить повышение эффективности производства и подлинную демократизацию общества.

Список литературы

1. Федеральный Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества » №178-ФЗ от 21.12.2001

2. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в

Российской Федерации. – М.: Юстицинформ, 2002 Ч1.

3. Конституция РФ 12 декабря 1993 г. Российская газета от 25 декабря 1993 года

4. Жилинский С.Э. Предпринимательское право. Учебник для ВУЗов: 5-е издание. – М: НОРМА, 2004 год

Пути приватизации

Одна из основных дилемм, возникающих при выборе концепции приватизации, сводится к выбору централизированного подхода (приватизация «сверху») или децентрализированного (приватизация «снизу»).

Первый подход означает, что государство занимается приватизацией предприятий, не спрашивая на то их согласия.

Второй подход подразумевает, что государство лишь устанавливает необходимые правила, а приватизацией занимаются сами предприятия. Большинство правительств являются сторонниками приватизации «сверху», так как считают, что именно этот способ обеспечивает быструю и эффективную приватизацию. Идея приватизации «снизу» имеет поддержку в основном среди персонала предприятий.

Во многих странах процесс приватизации не охватывает отрасли, для которых характерна естественная монополия( железнодорожный транспорт, коммунальные службы и т.д.). В этих отраслях, даже приватизированных, невозможно создать конкретную среду и тем самым повысить эффективность деятельности.

Ход приватизации в России: этапы, способы и результаты

Стержнем проведения курса реформ в России являлась приватизация. Это все понимали: и политики, и экономисты, но конкретные пути предлагались разные[13]: 1) в России нет необходимости в массовой, или так называемой «обвальной», приватизации, достаточно первоначально обеспечить коммерциализацию государственных предприятий и постепенно создать новые частные предприятия; такой эволюционный путь вполне достаточен для формирования полноценных субъектов рыночного хозяйства; 2) необходим революционный путь — быстрая ломка государственной собственности, нужна «шоковая терапия». Именно этим путем и пошла Россия; 3)ни приватизация, ни коммерциализация не могут обеспечить создание условий для эффективной рыночной экономики, так как в экономике России высокий уровень государственного монополизма и нет законов, чтобы противостоять его негативным последствиям.

Несомненно, одно — приватизация должно принадлежать «пальма первенства» в формировании рыночной системы, но механизм ее проведения уже был разработан в международной программе курса реформ России.

Приватизированными официальными в официальной статистике считаются предприятия: выкупленные их трудовыми коллективами, б) приобретенные частными лицами, а также в) преобразованные в акционерные общества. В последнем случае, в зависимости от распределения акций, предприятие может оставаться под государственным контролем или под контролем сторонних инвесторов:

С точки зрения организационно-правовой формы большинство бывших муниципальных предприятий является в настоящее время товариществами с ограниченной ответственностью или обществами акционерного типа. В отличие от них торговые предприятия, с самого начала основанные частными лицами, нередко организованы как индивидуальные частные предприятия или семейные фирмы. Крупные промышленные, строительные или транспортные предприятия разрешалось в процессе приватизации преобразовывать только в акционерные общества открытого типа.

В огромном большинстве случаев «приватизированные» предприятия не имеют какого-то определенного действующего собственника. В настоящее время налицо сложное переплетение прав собственности различных субъектов — государства, менеджеров, рабочих, частных фирм и т.д. Таким образом, с точки зрения организационно-правовых форм, Россия превратилась в страну со смешанной экономикой.

Приватизация в России прошла в два этапа. Первый этап приватизации — ваучерный. Правительство России решило пойти на приватизацию государственной собственности через выпуск так называемых ваучеров. Ваучер — это официальный документ, предоставляющий право владения, распоряжения и пользования определенным количеством материальных благ. Но это формально, так как фактически никто не стал собственником бывшей государственной собственности.

В результате ваучерного этапа приватизации в России сформировались: акционерный сектор экономики; рынки ценных бумаг; система инвестиционных фондов и других финансовых структур. Но самый главный результат — это рождение новой классовой структуры общества: класса частных собственников и наемных рабочих. Появилось «поле» действия новых экономических законов: спроса и предложения, ценообразования, распределения доходов, накопления капиталов, а также новая фискальная, денежно-кредитная, социальная политика. В конечном итоге Россия стала жить как бы в другом измерении — в измерении, где все проблемы решает капитал. И власть капитала впервые была продемонстрирована и де-юре, и де-факто, когда большинство населения осталось с носом, т.е. граждане выкупили у государства этот ваучер, положили его под подушку и лишь немногие вложили его в дело. Следует учесть, что номинал ваучера имел чисто условное значение. Реальная денежная цена ваучера зависела не столько от балансовой стоимости тех 35% основных фондов, подлежащих приватизации, которые выставлялись на продажу за приватизационные чеки, сколько от денежного спроса на ваучеры, определявшегося ожидаемым доходом от акций, которые можно было приобрести на эти ваучеры, и от спекуляции на колебаниях курса самого ваучера. Разговоры о том, что продажа ваучера даст человеку стартовый капитал для начала собственного дела, так и остались разговорами.

Как известно, Как известно, для вложения ваучеров были разработаны чековые инвестиционные фонды (ЧИФ). После шумных рекламных кампаний этих фондов выяснилось, что самые крепкие и крупные из них в состоянии заплатить лишь мизерные дивиденды, а большинство ничего не смогли заплатить.

Реально существовала лишь одна сфера более или менее надежного применения ваучера — покупка акций своего предприятия по закрытой подписке.

Одновременно занижение цены ваучера и цены приобретаемых акций представляло собой благоприятное поле для спекулятивной игры, для массовой скупки ваучеров, а затем и приобретенных на них акций и концентрации этих акций у финансовых спекулянтов, банков и крупных частных компаний.

Занижение реальной цены основных фондов практически ничего не меняет в доходах и в имущественном статусе рядовых граждан. Однако это занижение обеспечивает солидные выгоды состоятельным приобретателям собственности, концентрирующим в своих руках контрольные пакеты акций, обеспечивающие реальную власть над собственностью.

Второй этап приватизации в России — денежный. С 1 июля 1994 г. начался денежный этап приватизации в России. Основной задачей нового этапа являлось не наращивание темпов приватизации, а увеличение отдачи от нее для государственных бюджетов всех уровней. Результатом такой политики стало сокращение предложений продажи имущества и повышение цен на него. Итогом денежного приватизационного процесса стало резкое падение его количественных показателей, что позволяет говорить о некотором завершении процесса приватизации.

Главной целью считалось формирование слоя частных собственников. Очевидно, что акционеры, владеющие несколькими акциями российских предприятий или чековых инвестиционных фондов, не могут рассматриваться как реальные собственники. Для крупных предприятий реальные права собственности оказались разделенными между администрацией предприятия и государственными чиновниками.

Одной из целей приватизации являлось повышение эффективности деятельности предприятия. Между тем процесс приватизации фактически не сказался на улучшении макроэкономических показателей и росте конъюнктуры. Более того, спад производства продолжился и на приватизированных предприятиях.

В результате денежного этапа приватизации в России удалось провести массовое распределение эффективных собственников — среднего класса.

Статья написана по материалам сайтов: turboreferat.ru, studopedia.info, vuzlit.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector