+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Приватизация жилищный кодекс рф 2019 год

Электронная библиотека

Вводный закон – Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ

«О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»

ГК РСФСР – Гражданский кодекс РСФСР 1964 г.ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ; часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ; часть третья от 26 ноября 2001 г.

Жилищный кодекс приватизация квартиры

Партнер Адвокатского бюро «Малумовы и партнеры», адвокат, окончил Российскую таможенную академию по специальности «Юриспруденция» и Российский государственный торгово-экономический университет по специальности «Финансы и кредит».

Помощник по правовым вопросам заместителя Председателя Государственной Думы ФС РФ (IV созыва). До работы в Государственной Думе ФС РФ работал практикующим юристом Союзной коллегии адвокатов г.

Жилищные права граждан, отказавшихся от участия в приватизации жилья, мнение адвоката

При приватизации занимаемого жилого помещения гражданам и членам их семей бесплатно передается жилье на праве общей долевой собственности.

При этом все участники приватизации жилья становятся собственниками и приобретают равные права и обязанности.

Следовательно, данные граждане имеют одинаковые жилищные права на приватизированное жилье, умаление жилищных прав одних собственников в пользу других недопустимо. На практике большое распространение получили случаи, когда некоторые члены семьи нанимателя, проживающие с ним совместно, отказываются от участия в приватизации жилья, но дают согласие на ее осуществление в пользу других лиц.

В данном случае за гражданами, не ставшими собственниками в порядке приватизации, сохраняется право бессрочного проживания. Однако в ст. 19 Федерального закона от 29.

Жилищный кодекс приватизация квартиры

Новый ЖК РФ расширяет права по использованию жилого помещения — теперь «допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности» (см.

Как разрешено использовать жилое помещение ) В соответствии с новым жилищным законодательством жилье по договорам социального найма теперь будет жильем для малоимущих и наиболее социально незащищенных слоев населения, а также — как можно заключить из законодательства — для различных категорий государственных служащих. С 1 марта 2005 года жилье по договорам социального найма будет предоставляться только малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, и иным категориям граждан, установленным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (например, судьям, работникам прокуратуры, милиции и др. а также инвалидам, семьям с детьми-инвалидами и др.)

Какие жилые помещения нельзя приватизировать?

В соответствии со ст.

4 Закона о приватизации не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 г.

а также жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения. Начиная с 1 марта 2005 г.

Жилищный кодекс приватизация квартиры

Возможность приватизировать жилье гражданами была введена Законом РФ от 4 июля 1991 г.

Жилищный кодекс служебное жилье приватизация

Такая процедура, за рядом исключений, доступна всем и каждому – это значит, что приватизировать служебные помещения можно и нужно. Кто имеет право Разделом выше мы выяснили, что сотрудник должен проработать в организации не менее 10 лет. Тогда и только тогда он получит право бесплатно приватизировать жилье из спецфонда. Осталось разобраться, кто имеет право подавать заявление на приватизацию ведомственной жилплощади. Список лиц следующий:

  • бюджетники (депутаты, чиновники, учителя, врачебные работники и т.д.);
  • сотрудники силовых ведомств (МЧС, МВД, ФСБ);
  • остальные (таможенники, судьи);
  • сельскохозяйственные специалисты и сотрудники природоохранной деятельности (лесных и рыболовных отраслей).

Отдельно следует отметить узкопрофильных специалистов. Как правило, им создаются все условия для продуктивной деятельности.

Приватизация служебного жилья

Например, предоставление служебного жилья и быстрая приватизация спустя 5-10 лет. Это позволяет учреждениям привлечь ценных работников на длительный период работы в регионе. Договор найма служебного помещения Фактическое проживание в специализированном жилье не происходит само по себе – работодатель и сотрудник должны состоять в трудовых отношениях (официальных или по договору).
Помимо этого, стороны подписывают договор найма служебного помещения (ордер). Действуя на основании такого документа, работник имеет право заселиться в квартиру и проживать в ней вместе с семьей. Форма договора найма – строго письменная; устные договоренности не допускаются.

Соглашение относится к категории срочных. Другими словами, ордер всегда имеет период действия. Например, конкретная дата или период трудоустройства человека в данной организации.
Ведь как только вы расторгнете трудовой договор с организацией-собственником, жилплощадь придётся освободить. Но в том случае, если состояние технического оборудования жилплощади и её общее состояние не в порядке, нужно задуматься, а стоит ли становиться собственником. После приватизации содержание квартиры полностью ляжет на плечи её владельца.
Все внутренние работы, включая замену системы отопления, водоснабжения, канализации нужно будет делать за свои деньги, нанимая при этом рабочих. Если вы стоите в очереди на получение жилья от государства, которое будет явно больше по площади, чем служебная квартира, приватизация вам однозначно не нужна. Поскольку наличие служебной жилплощади не лишает граждан права на улучшение жилищных условий.

Это интересно:  Отказ от приватизации после 2019 год

Особенности приватизации служебного жилья

  • Вариант 1: Если служебное жилое помещение строилось или приобреталось коммерческой организацией за собственные средства, а затем было передано жильцам – право пользования квартирой по договору социального найма за ним не признается.
  • Вариант 2: Если служебное жилое помещение принадлежало в прошлом государственному предприятию, передавшему добровольно жилой фонд органам местного управления. В такой ситуации за жильцами при их желании может быть признано право использовать жилье на условиях социального найма с возможностью изменения статуса, если государственное предприятие не приватизировалось, не акционировалось, не реорганизовывалось . Время передачи жилого фонда госпредприятием муниципалитету (до или после утверждения Жилищного кодекса РФ) в этом вопросе роли не играет.

Как приватизировать служебное жилье: пошаговая инструкция

Россреестре.Особенности приватизации служебного жилья В вопросах приватизации служебного жилья в правовом институте существуют некоторые особенности. Так, в случае получения отказа в приватизации со стороны ведомства или предприятия, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с исковым заявлением в отношении:

  • администрации предприятия – с требованием обратиться в муниципальное учреждение с заявлением о передаче такого жилья;
  • муниципальной организации – с требованием передать жилье в собственность заинтересованного лица.

Кроме того, стоит отметить тот факт, что перевести жилье из служебного в частную собственность можно посредством договора дарения в отношении объекта недвижимости или по договору купли-продажи квартиры с указанием минимальной оценки ее стоимости.

Как приватизировать служебное жилье

Таким образом, с начала действия закона возникает вопрос о том, имеют ли право жильцы служебных квартир в обязательном порядке требовать от владельца жилого помещения разрешения на передачу ему в собственность используемой служебной квартиры. Или такие права имеет исключительно собственник жилого фонда? Практика московских судов В основном суды общей юрисдикции признают право собственников самим принимать решение о предоставлении конкретному гражданину возможности приватизации служебной квартиры. Судебные иски о признании отказов в приватизации служебного жилья неправомерными оставались без удовлетворения ─ Москва не хочет лишаться собственности, а суды «сохраняют солидарность». Пример одного последнего дела: гражданка М. и гражданин С.

Можно ли приватизировать служебное жилье и как

  • семьи погибшего или пропавшего без вести сотрудника МЧС, МВД и иных силовых структур;
  • семейство погибшего сотрудника предприятия;
  • вышедшие на пенсию «по старости» (не уволенные);
  • инвалиды I-II группы, получившие увечья вследствие вины непосредственного работодателя;
  • малоимущие категории населения (дети-сироты или матери-одиночки).

Проживать в служебном жилье можно, а вот приватизировать его без согласия собственника нельзя. Это пример второго отличия от муниципальной недвижимости, которая принадлежит местным органам власти.

Служебная квартира

Возможна ли приватизация служебного жилья?

Жилищный кодекс приватизация служебного жилья

По истечении данного срока сотрудник – наниматель получает официальное решение по вопросу. Отказ предприятия означает окончание процедуры приватизации. По закону заставить собственника передать жилое помещение в частные руки невозможно, и никакие обращения в суд вам не помогут.

Если администрация предприятия согласится на передачу в собственность служебного жилого помещения, начинается процедура приватизации. Закон накладывает однозначный запрет на приватизацию служебных квартир в аварийных домах. Кроме того, не смогут оформить в собственность квартиру лица, уже участвовавшие в приватизации.
Исключение составляют лица, впервые участвовавшие в приватизации в возрасте до 18 лет. О том, как добиться признания прав собственности через суд, вы можете узнать из нашей статьи.
Оглавление:

  1. Служебное жилье: приватизация с оговоркой
  2. Практика московских судов
  3. Возможности приватизации
  4. Когда жилье в муниципальной собственности
  5. Что делать, с чего начать

Проблема приватизации служебного жилья не теряет своей актуальности, ведь немало людей проживает в служебных жилых помещениях и не имеет возможности их приватизировать (или не знает, как это сделать). Конечно, количество служебных квартир сегодня намного меньше, чем 20 лет назад, но этот вопрос еще волнует многих, в частности тех, кто уже обращался к властям по вопросу приватизации своего жилья и получил стандартный отказ: служебные жилые объекты приватизации не подлежат.

Приватизация жилищный кодекс рф

Навигация: Главная Приватизация жилых помещений специализированного жилищного фонда

Приватизация жилых помещений специализированного жилищного фонда

В силу Закона жилое помещение по договору социального найма передается гражданину (нанимателю) в бессрочное владение и пользование, что не исключает его (договора) расторжение и прекращение. Причем наниматель может расторгнуть договор найма в любое время. Это право для него является безусловным, оно не зависит от мнения другой стороны и не требует судебного подтверждения. В случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда (ч. 3 ст. 83 ЖК РФ).

Жилищный кодекс РФ (ч. 3 ст. 83)

3. В случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда.

Но не всегда действие договора зависит от сторон. В ряде случаев он прекращает свое существование независимо от воли сторон. Как предусмотрено ч. 5 ст. 83 ЖК РФ, утрата (разрушение) жилого помещение, а также смерть одиноко проживавшего нанимателя ведут к прекращению договора социального найма.

Жилищный кодекс РФ (ч. 5 ст. 83)

5. Договор социального найма жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, со смертью одиноко проживавшего нанимателя.

Наряду с физической невозможностью исполнения договора найма, о чем речь идет в ч. 5 ст. 83 ЖК РФ, прекращение его может быть обусловлено причинами юридического порядка.

В частности, это происходит при бесплатной приватизации жилых помещений, занимаемых по договору социального найма. С момента заключения договора о передаче жилого помещения гражданину или нескольким гражданам и его государственной регистрации договор социального найма прекращается немедленно и автоматически, так как перестают существовать предмет договора и его участники в лице наймодателя и нанимателя. Разумеется, прекращение договора найма жилого помещения по указанным основаниям возможно только при согласии на это нанимателя и всех членов его семьи независимо от момента вселения — одновременно с нанимателем или позднее — и наличия у них права на приватизацию. Точно так же не имеют правового значения и мотивы, по которым то или иное лицо не согласно на приватизацию и прекращение договора найма жилого помещения. Тут должен быть такой же подход, как и при вселении нового члена семьи нанимателя. Согласие на его вселение является сделкой, и отказ от ее совершения любого из членов семьи нанимателя не может быть оспорен в судебном порядке.

Основные принципы и условия бесплатной приватизации регламентированы Законом «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», который неоднократно изменялся и дополнялся.

Наиболее значительные изменения внесены в него Федеральным законом «О ведение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. Первая часть этих изменений сводилась к отмене бесплатной приватизации начиная с 1 января 2007 г. К тому же приватизировать жилые помещения в этот срок могли только те граждане, кто получили их до 1 марта 2005 г., т.е. до вступления в силу нового ЖК РФ. В дальнейшем срок бесплатной приватизации был продлен до 1 марта 2010 г., поскольку процедура приватизации довольно сложна и на местах оперативно справиться с данной работой в относительно короткие сроки просто не могли.

По поводу конституционности указанных положений в Конституционный Суд РФ обратились Верховный Суд РФ и граждане Орловы. По мнению Верховного Суда РФ, отмена права граждан на приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилых фондов (с 1 марта 2005 г. частичная, а с 1 января 2007 г. полная) противоречит вытекающим из Конституции РФ принципам справедливости, стабильности и гарантированности прав граждан, поддержания доверия граждан закону и действиям государства, недопустимости издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина.

Однако с таким пониманием завершения процесса приватизации жилых помещений Конституционный Суд РФ не согласился, указав в своем постановлении от 15 июля 2006 г., что право граждан на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилых помещений не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина. Следовательно, федеральный законодатель, осуществляя законотворчество в жилищной сфере, вправе как ввести бесплатную приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, так и прекратить ее, исходя из необходимости обеспечения сохранности государственной и муниципальной собственности.

Вместе с тем Конституционный Суд РФ согласился с доводами жалобы Орловых в отношении того, что запрет на приватизацию жилых помещений, предоставляемых гражданам по договору социального найма после 1 марта 2005 г. (в пределах общего срока действия норм о бесплатной приватизации жилищного фонда), не имеет конституционного обоснования и противоречит ст. 19 Конституции РФ.

Таким образом, исходя из решения Конституционного Суда РФ, для приватизации социального жилья до ее завершения, т.е. до 1 марта 2010 г., не имеет значения, когда оно было предоставлено (до или после 1 марта 2005 г.).

Наряду с установлением общего срока действия о бесплатной приватизации жилищного фонда исключительно важный материально-правовой аспект приватизации заложен в ст. 7 Вводного закона ЖК РФ в связи с изменением режима общежитий, принадлежавших ранее государственным и муниципальным предприятиям.

Указанной статьей Федерального закона «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находятся в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Из ее содержания видно, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Поскольку проживающие в этих общежитиях лица получили равные права с нанимателями социального жилья без каких-либо ограничений, то тем самым не имеется препятствий для приобретения ими занимаемых помещений в собственность на основании ст. 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В то же время так как изложена ст. 7 Вводного закона, такой вывод не всегда очевиден, остаются вопросы, поскольку не все общежития переданы в ведение органов местного самоуправления, а те, которые переданы, продолжают сохранять статус общежитий. Кроме того, общежития могут быть различного типа.

В частности, есть два типа общежитий. Одни расположены в обычных жилых домах, занимая подъезд, этаж либо отдельную квартиру, так называемые семейные общежития. Другие изначально строились как общежития с коридорной системой, где каждому предоставлялась комната либо койко-место, если комната заселялась несколькими лицами.

Закономерно возникает вопрос, какие именно общежития имеет в виду ст. 7 Вводного закона ЖК РСФСР.

На этот вопрос попытались дать ответ судьи Белгородской области.

А. обратилась в суд с иском к МУП «Городской жилищный фонд», администрации г. Белгорода о признании решения об отказе в приватизации жилого помещения незаконным, признании права на участие в приватизации жилищного фонда, сославшись на то, что с 1970-х гг. она проживает в комнате дома, являвшегося ранее общежитием в г. Белгороде. Данное здание было принято в эксплуатацию в 1957 г. и использовалось как общежитие. 17 мая 2005 г. в приватизации занимаемого жилого помещения истице отказано, с чем она не согласна.

Решением Октябрьского районного суда г. Белгорода от 23 июня 2005 г. оставленным без изменения, в кассационном порядке в иске А. было отказано.

Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд исходил из того, что дом, в котором расположена спорная комната, был построен и использовался как общежитие. Постановлением главы администрации Белгородской области от 1996 г. данный дом принят в муниципальную собственность, но не исключен из специализированного жилищного фонда и при его заселении МУП «Городской жилищный фонд» продолжает применять Положение о порядке предоставления мест в муниципальных общежитиях г. Белгорода. Тем самым, по мнению суда первой инстанции, дом не утратил статуса общежития, решение о присвоении ему статуса жилого дома не принималось.

С учетом положений ст. 4 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», запрещающей приватизацию жилых помещений, находящихся в общежитиях, суд в итоге пришел к выводу о законности отказа администрацией г. Белгорода в приватизации занимаемой А. комнаты.

Суд кассационной инстанции, оставляя это решение без изменения, дополнительно сослался на положения ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. о том, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовались в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма. Толкуя данную норму права исходя из ее буквального смысла, судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда пришла к выводу, что положения о договоре социального найма необходимо применять только тогда, когда жилые помещения находились в жилых домах, построенных изначально как многоквартирный жилой дом. Поскольку жилое помещение, о котором возник спор, никогда не имело статуса жилого дома, а изначально использовалось в качестве общежития, отказ в приватизации комнаты является правомерным.

С такими основаниями к отказу в иске А. не согласилась Судебная коллегия Верховного Суда РФ по гражданским делам. При этом, отменяя вынесенные по делу судебные постановления, Судебная коллегия указала, что выводы об отказе в иске А. основаны на неправильном толковании Закона, поскольку приведенные правовые нормы не дают оснований для подобного ее толкования.

Из содержания ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу Закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Поскольку общежитие принято в муниципальную собственность в соответствии с постановлением главы администрации Белгородской области от 1996 г., то после вступления в силу Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» статус общежития данным жилым домом утрачен в силу Закона и истица вправе приобрести занимаемое ею по договору социального найма жилое помещение в собственность в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Статья написана по материалам сайтов: departamentsud.ru, obhis.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector