+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Приватизация земель основания 2019 год

Что такое приватизация земельных участков

Одним из оснований приобретения права собственности на земельный участок является приватизация.
Приватизация земельных участков представляет собой передачу государственными или муниципальными образованиями принадлежащего им имущества в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ).
В результате приватизации, граждане и юридические лица приобретают право собственности на земельные участки, которые были ранее им предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения.
Приватизация земельных участков осуществляется на основании различных нормативных актов, которые применяются в зависимости от того, какое именно имущество подлежит приватизации.
Приватизация земельных участков может осуществляться одновременно с приватизацией расположенных на нем строений (объектов недвижимости).
В Земельном кодексе РФ термин «приватизация» используется только в некоторых статьях. Например, в статьях о земельном участке, на котором расположены объекты недвижимости, особо охраняемых природных территориях и сельскохозяйственных угодьях (ч. 1 ст. 36, п. 5 ст. 79, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, а также ч. 7 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Правовые основания приватизации земельных участков

Приватизация земельных участков осуществляется на основании положений Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и других нормативных актов.
Нормы Земельного кодекса и ФЗ № 178–ФЗ применяются также в случаях, когда производится приватизация земельных участков под строениями (объектами недвижимого имущества).
Приватизация не застроенных (свободных) земельных участков осуществляется в соответствии со статьями Земельного кодекса РФ. В определенных случаях, применяются Федеральный закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также другие нормативные акты.

Основные нормативные акты, позволяющие приватизацию земельного участка

Основными нормативными актами, регулирующими приватизацию земли, являлись:
1. Указ Президента РФ от 25 марта 1992 г. № 301 «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий»,
2. Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 631 «Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для осуществления предпринимательской деятельности»,
3. Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утвержденные Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535,
4. Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. № 198 «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности»,
5. Указ Президента РФ от 16 мая 1997 г. № 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами».

С 27 апреля 2002 года приватизация земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы, осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Приватизация земельных участков, занятых объектами недвижимости, осуществляется с 1991 года бесплатно, а также в форме выкупа или проведения торгов.

Какие земельные участки не могут быть приватизированы

Приватизации, в соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», не подлежат земельные участки в составе земель:
— лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов;
— зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
— общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, сады и др.);
— транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских и речных портах, аэропортах, а также отведенные для их развития, если иное не предусмотрено федеральным законом;
— зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Данный перечень земельных участков, которые не подлежат приватизации, не является исчерпывающим.
В соответствии со статьями 129 и 209 Гражданского кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в той мере, в которой он допускается земельным законодательством. Если в иных федеральных законах содержится запрет на передачу земельных участков в частную собственность, то это свидетельствует и о запрете на приватизацию земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости.
Например, как указано в п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ могут включаться в состав различных территориальных зон земель населенных пунктов и не подлежат приватизации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами.
Приватизации не подлежат также земельные участки, которые были изъяты из оборота, и земельные участки, ограниченные в обороте, если федеральными законами не установлено иное.

Способы приватизации земельных участков

Способы приватизации земельных участков перечислены в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».
В соответствии с данной нормой приватизация земельных участков может производиться путем продажи их на аукционе или конкурсе, продажи посредством публичного предложения или без объявления цены, путем внесения земельного участка в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества, а также в качестве способа приватизации земельных участков собственниками объектов недвижимости следует признать выкуп соответствующих земельных участков.
Особенности отчуждения земельных участков определены в ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их ис¬пользования, за исключением следующих случаев:
— отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота;
— отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка.
В последнем случае с покупателями частей зданий, строений, сооружений, расположенных на неделимом земельном участке, заключаются договоры аренды этого участка со множественностью лиц на стороне арендатора. После приватизации всех частей зданий, строений, сооружений, расположенных на таком земельном участке, собственники этих объектов недвижимости вправе одновременно приобрести (приватизировать) земельные участки в общую долевую собственность.
Размер доли в праве собственности на земельный участок будет определяться пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения, сооружения.

Приватизация земельных участков, ранее предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения осуществляется бесплатно.

Порядок приватизации земли под частным домом

Дачные участки и дома частного сектора были и остаются таким же популярным видом недвижимого имущества, как жилые помещения многоквартирных домов. Обладание правом собственности на дом тесно связано с правом на земельный участок, на котором он располагается.

Однако далеко не всегда земля находится в собственности у лица, которое является собственником дома. Оформление собственности на земельный участок является гарантией полного объема прав на него, позволяющих распоряжаться участком по своему усмотрению (продавать, дарить итд.)

Для приобретения земли в собственность законодателем была введена процедура приватизации. Приватизация – получение права собственности на имущество, ранее находившееся в государственной или муниципальной формах собственности.

Ранее законодательство предусматривало нахождение земельных участков только лишь в собственности государства. Частная собственность на землю для граждан не предусматривалась: граждане получали землю в неограниченное по сроку пользование или владение с возможностью передачи данного права по наследству.

Началом приватизации земельных участков стало введение нового Земельного кодекса РФ, запрещающего предоставлять гражданам земельные участки в прежнем порядке, однако вместе с тем разрешающего им однократное право на бесплатное получение в собственность земли, находившейся в бессрочном пользовании или наследуемом владении и переданной лицу на основании соответствующего акта государственных или муниципальных органов.

Приватизация может проводиться несколькими способами:

  1. Бесплатная приватизация (упрощенный порядок).
  2. Бесплатная приватизация, проводимая в административном порядке.
  3. Приватизация путем выкупа земельного участка.
  4. Приватизация в порядке судебного разбирательства.

Основания для бесплатной приватизации земельного участка

Бесплатная приватизация может быть использована лицами, которые на законных основаниях владели земельным участком, а также имели на этом участке частный дом, находящийся в личной собственности или же не оформленный надлежащим образом в данную собственность, но приобретенный до вступления в действие нового земельного законодательства.

При надлежащем оформлении частного дома бесплатная приватизация проходит в упрощенном порядке, а при отсутствии должно оформленных документов – в административном.

Также правом на бесплатную приватизацию могут обладать отдельные категории лиц, указанные в соответствующих нормативных актах. Такими лицами могут быть военнослужащие, герои РФ и СССР, ветераны, дети-сироты и иные лица, имеющие право на определенные социальные гарантии.

Право на бесплатную приватизацию обязательно должно быть подтверждено документально и использовано не более одного раза.

Приватизация путем выкупа земельного участка

Если оснований для бесплатной приватизации не имеется, то переход земли в собственность осуществляется посредством выкупа.

Приватизация путем выкупа земельного участка у государства или муниципальных органов власти от обыкновенной покупки земли отличается своей ценой. В порядке выкупа земля передается по ее кадастровой стоимости, а не по рыночной, что делает процедуру выкупа в разы доступнее.

Стоимость земли по кадастру определяется после проведения кадастровой экспертизы, которая назначается органом исполнительной власти субъекта. После проведения экспертизы выносится соответствующее постановление, регламентирующее результаты определения кадастровой стоимости земель.

Стоит отметить, что процедура выкупа применима только к тем земельным участком, которые официально состоят в кадастровом учете и на которые имеется соответствующий кадастровый паспорт.

Если регистрация в кадастре отсутствует, то лицу необходимо написать заявление в орган местного самоуправления с просьбой о внесении его земельного участка в государственный кадастр недвижимости и выдаче кадастрового паспорта.

Это интересно:  Итоги приватизации в россии 2019 год

Орган местного самоуправления в течение месяца принимает решение об удовлетворении просьбы при условии, что заявитель готов нести все необходимые расходы по работам, необходимым для внесения участка в кадастр недвижимости.

Получение кадастрового паспорта (по-другому, выписки из реестра о наличии земли в собственности) требует наличия кадастрового плана участка. Кадастровый план участка – документ, отражающий сведения о земле, подлежащей кадастровому учету.

Для получения кадастрового плана участка требуется проведение такой процедуры как межевание, а также проведение геодезических работ.

Если все условия соблюдены, то составляется договор купли-продажи, и земля переходит в собственность на его основании.

Процедура приватизации

Процедура приватизации состоит из нескольких этапов, наличие или отсутствие которых зависит от каждой конкретной ситуации, но невозможной приватизации станет при отсутствии необходимых для нее документов. Для проведения приватизации понадобятся следующие документы:

  1. Документы, на основании которых лицо владеет земельным участком.
    В качестве таких документов могут выступать как акты государства и решения советов районов, так и различные свидетельства и договоры. Перечень данных документов несколько различен, поскольку до введения нового земельного законодательства процедура не была должным образом урегулирована, и, как следствие, документы на право владения землей так же были достаточно разнообразны.
  2. Документы на частный дом.
    Необходимо будет предоставить план проведения строительных работ на земельном участке и документы, разрешающие строительство на данной земле, которые выдаются главным архитектором города или района, а также технические документы на сам дом как на объект капитального строительства.
  3. Кадастровый паспорт и кадастровый план участка.
  4. Справку, устанавливающую нормативную стоимость на землю. Выдача подобной справки находится в компетенции земельного комитета.
  5. Справку, в которой обозначается размер земельного налога и площади участка.
    Получить данную справку можно в инспекции Федеральной налоговой службы.
  6. Заявление с просьбой на получение земли в собственность в порядке приватизации.
  7. Документы, удостоверяющие личность заявителя.

После того как необходимый пакет документов, необходимый для проведения приватизации, готов, он направляется в территориальные органы Федеральной регистрационной службы, где в течение 2-х недель будет принято решение об удовлетворении или об отказе в заявляемых требованиях.

При вынесении положительного решения подписывается договор, на основании которого земля безвозмездно переходит в частную собственность лица. Если приватизация проходит в порядке выкупа земли, то составляется договор купли-продажи.

Если государственными органами вынесен отрицательный ответ на просьбу о передаче земли в собственность, то заявитель может обратиться с аналогичными требованиями в суд, где выносить решение будет уже судья с учетом всех имеющихся обстоятельств.

Основания приватизации земли

Бесплатные консультации:
+7 (4
+7 (3
http://*****

Основания приватизации земли

Отказ в приватизации земли

Как предусмотрено вабзаце пятом пункта 3 статьи 28 Закона о приватизации, отказ в выкупе земли недопускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Земельным кодексом РФ и Законом о приватизации предусмотрен ряд норм, исключающих приватизацию земли. Исчерпывающий перечень обстоятельств, являющихся препятствием для приватизации земли, на которых находятся здания, строения, сооружения, в виде единого списка отсутствует, что создаетопределенные сложности в определении того, возможна или нет приватизация того илииного земельного участка.

Препятствием кприватизации земли является изъятие из оборота земельных участков, установленные в статье пункте 4 статьи 27 ЗК РФ. Это земли государственныхзаповедников и парков, земли стратегического назначения, земли вооруженных сили федеральной службы охраны, земли под объектами атомной энергетики, землизанятые воинскими и гражданскими захоронениями и другие земли, имеющие особоезначение для безопасности и обороноспособности государства.

В соответствии с пунктом2 статьи 27 ЗК РФ не предоставляются в частную собственность земли ограниченныев обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Всоответствии с пунктом 5 статьи 27 ЗК РФ, земли, ограниченные в обороте, этоземли в пределах особо охраняемых природных территорий, земли водного и лесногофонда, земли, занятые особо ценными объектами культурного наследия, историко-культурными заповедниками, земли необходимые для обеспечениябезопасности и обороноспособности государства, земли в границах закрытых административно-территориальныхобразований, земли, предоставленные для нужд организаций транспорта, для нуждсвязи и другие подобные.

Однако не допускаетсяотказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельныхучастков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной илимуниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлятьих в собственность граждан и юридических лиц. Так, например, в соответствии сЗемельным кодексом РФ земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космическойдеятельности и земли иного специального назначения могут находиться всобственности граждан, но в их границах может быть введен особый режим ихиспользования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которыенесовместимы с целями использования земли для указанных нужд.
Достаточно ясный перечень обстоятельств, препятствующих приватизации земельныхучастков, также указан в пункте 8 статьи 28 Закона о приватизации.

В пункте 4 ПостановленияПленума ВАС РФ от 01.01.01 года № 11 «О некоторых вопросах, связанныхс применением земельного законодательства» разъяснено, что, рассматриваядела о приватизации земли, суды оценивают доводы исполнительных органов государственнойвласти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорногоземельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизацииземли, установленным федеральным законом, либо по причине его резервированиядля государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актоворганов государственной власти о резервировании, использования его для другихцелей (государственных или публичных нужд).

В частности, правомернымоснованием для отказа в продаже земельного участка может служить тообстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственниканедвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участкепредусмотрено строительство другого объекта. Названные обстоятельства должныприниматься судами во внимание также при разрешении споров по искамсобственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажиземельного участка.

Обжалование отказа в приватизации земли

В тех случаях, когдасобственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретенииправа собственности на земельный участок путем заключения договора егокупли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти ненаправляет заявителю проект договора купли-продажи, собственник объектанедвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам опризнании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконнымив порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ недействительным может быть признан судомтолько такой ненормативный правовой акт, который не соответствует закону илииным правовым актам и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы, заинтересованного лица.

В случае признаниядействий (бездействия) исполнительного органа государственной властинезаконным, суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора инаправить его в определенный срок собственнику недвижимости.
При анализе возможности обращения в арбитражный суд с указанным вышетребованием необходимо учитывать, что согласно пункту 4 статьи 198 АПК РФсоответствующее заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трехмесяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законныхинтересов. Срок для подачи заявления может быть восстановлен судом, только еслион пропущен по уважительной причине.

Также за собственникомнедвижимости признается право предъявления иска о понуждении к заключениюдоговора купли-продажи земельного участка. При этом следует учитывать, чтоответчиком по такому иску является собственник земельного участка (РоссийскаяФедерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) в лицеего уполномоченного органа.

При рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренномстатьей 445 ГК РФ. Пунктом 4 данной статьи предусмотрено, что если сторона, длякоторой в соответствии с законами заключение договора обязательно, уклоняетсяот его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием опонуждении заключить договор. Как следует из пункта 8 статьи 126 АПК РФ ктакому исковому заявлению должен быть приложен проект договора, о понуждениизаключить который просит истец.

Приватизируемые земельные участки

Объектами приватизациимогут быть земельные участки. При этом необходимо иметь ввиду, что приватизациячасти земельного участка допускается только в случае, когда эта часть образуетсамостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого можетосуществляться без перевода его в состав земель иной категории и такой участокболее минимального размера земельного участка, установленного субъектом РФ.
Существует различная классификация земельных участков. Наиболее важными дляпонимания процесса приватизации земли являются 4 вида классификации.
1. По категории земельного участка.
2. По наличию прав на земельный участок до приватизации:
• земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного)пользования;
• земельные участки, находящиеся у граждан на праве пожизненного наследуемоговладения;
• земельные участки, находящиеся на праве аренды;
3. По месту расположения земельных участков (для определения выкупнойстоимости)
4. По наличию на земельном участке строений:
• земельные участки, расположенные под зданиями, строениями, сооружениями, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц;
• земельные участки свободные от зданий, строений, сооружений.
Субъектами приватизации земли выступают граждане и юридические лица.
Земельный участок может быть приватизирован на следующих правах:
-единоличная собственность (один собственник земельного участка);
-долевая собственность (каждый из сособственников имеет право собственности надолю земельного участка);
-совместная собственность (это собственность супругов и лиц, которые ведуткрестьянское (фермерское) хозяйство);

Общий порядок приватизации земельных участков

Земельным кодексом РФустановлен общий порядок приватизации земельных участков. Однако для каждоговида участка существуют особенности приватизации.
Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Принципиально называть приватизацией передачу в аренду земельного участканельзя, но тем не менее на практике аренду часто называют приватизацией.

Предоставление земельныхучастков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, всобственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Однако каждыйгражданин имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или находящи9шйся в егопожизненном наследуемом владении, при этом взимание дополнительных денежныхсумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков всобственность или в аренду из земель, находящихся в государственной илимуниципальной собственности, подают заявления, в котором должны бытьопределены:
-цель использования земельного участка,
-его предполагаемые размеры,
-местоположение,
-испрашиваемое право на землю.

Это интересно:  Бесплатная приватизация земли продлена 2019 год

Необходимо такжепредоставить документы, удостоверяющие личность гражданина.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лицземельных участков, находящихся в государственной или муниципальнойсобственности, кроме земель изъятых или ограниченных в обороте.

Переоформление правапостоянного (бессрочного) пользования юридическими лицами

Юридические лица, которымранее земельные участки предоставлялись на праве постоянного (бессрочного)пользования, теперь, в соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона «О введениив действие Земельного кодекса РФ» () «…обязаны переоформить правопостоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право арендыземельного участка или приобрести земельный участок в собственность…».

При этом, до 01 января2010 года, в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О введении в действиеЗемельного кодекса РФ» цена приобретения в собственность земельного участкаустанавливается субъектами РФ и должна оставаться «…в пределах: двадцатипроцентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах счисленностью населения свыше 3-х миллионов человек…» (т. е. дляСанкт-Петербурга).

После 01 января 2010 годаобязанность выкупить земельные участки или оформить в аренду у лиц, которымтакие участки предоставлялись на праве постоянного (бессрочного) пользованиясохранится, но сделать это они уже смогут лишь уплатив полную стоимостьучастка. Кроме того, с 01 января 2011 года Кодекс об административныхправонарушениях будет дополнен ст. 7.34., устанавливающей ответственность занарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного)пользования земельными участками на право аренды земельных участков или срокови порядка приобретения земельных участков в собственность.

Согласно пункту 2 статьи3 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» переоформлениеуказанных прав осуществляется в соответствии с правилами статьи 36 ЗемельногоКодекса РФ.

Регистрация прав на земельный участок

Переход правасобственности на земельный участок подлежит государственной регистрации втерриториальном органе Федеральной регистрационной службы. В соответствии с ФЗот 01.01.2001 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимоеимущество и сделок с ним» для регистрации необходимы следующие документы:

-решение о опредоставлении в собственность земельного участка, вынесенное органамиисполнительной власти;
-договор купли-продажи земельного участка;
— договор о передаче земельного участка в собственность
-акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданныеуполномоченными органами государственной власти в порядке, установленномзаконодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент ихиздания.

Обязательным приложениемк документам, необходимым для государственной регистрации прав, являетсякадастровый паспорт земельного участка с указанием его кадастрового номера. Кадастровый паспорт земельного участка выдается и удостоверяется органомкадастрового учета – ТО Управления Роснедвижимости.

Все документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются не менее чем вдвух экземплярах, один из которых должен быть подлинником (за исключением актоворганов государственной власти и актов органов местного самоуправления) и послегосударственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.

Помимо приобретения всобственность, аренда земельного участка на срок более 1 года, также подлежитгосударственной регистрации. При этом в территориальный орган Федеральнойрегистрационной службы подаётся тот же комплект документов, только вместодоговора купли-продажи представляется договор аренды земельного участка.

Особенности приватизации различных земельных участков

Предоставлениеземельных участков для садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Граждане, желающие приобрести земельный участок в садоводческих, огородническихили дачных хозяйствах подают уполномоченный орган РФ или Субъекта РФ или органместного самоуправления (по месту территориального расположения) необходимыедокументы:

заверенную копиюсвидетельства о государственной регистрации садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого объединения; заверенную копиюпроекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого объединения, утвержденного главой муниципальногообразования. заявление; документы, удостоверяющие личность.

Решение о предоставленииземельных участков в собственность членам садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого объединения принимается уполномоченным органом РФ илиСубъекта РФ или органом местного самоуправления в течение 14 дней послеполучения указанных выше документов.

Заверенная копия такого решения выдается заявителю для установления границземельного участка на местности и проведения его государственного кадастровогоучета, что проводится за счет заявителя.

Договор купли — продажиземельного участка, который по решению уполномоченного органа РФ или СубъектаРФ или органа местного самоуправления предоставлен для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, заключается в течение 5 дней после представлениясадоводческим, огородническим, дачным некоммерческим объединением кадастровойкарты (плана) земельного участка.

При этом, в случае, еслиземельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического илидачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческомуобъединению либо иной организации, при которой до вступления в силуФедерального закона «О садоводческих, огороднических и дачныхнекоммерческих объединениях граждан» было создано (организовано) данноенекоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данногонекоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести всобственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектоморганизации и застройки территории данного некоммерческого объединения либодругим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческомобъединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельногоучастка осуществляется на основании заявления этого гражданина или егопредставителя.

К данному заявлениюприлагаются следующие документы:
— описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этимгражданином;
— заключение правления данного некоммерческого объединения, в которомуказывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, иподтверждается соответствие указанного описания местоположения такогоземельного участка местоположению земельного участка, фактически используемогогражданином.

Если земельный участокпредоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личногоподсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуальногогаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненногонаследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком, вправе зарегистрировать правособственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральнымзаконом такой земельный участок не может предоставляться в частнуюсобственность.

В случае, если в акте, свидетельствеили другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина наземельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельногокодекса Российской Федерации не указано право, на котором предоставлен такойземельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельныйучасток считается предоставленным указанному гражданину на правесобственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральнымзаконом такой земельный участок не может предоставляться в частнуюсобственность.
Принятие решений о предоставлении таких земельных участков всобственность граждан не требуется.

В случае, если указанныйземельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владенияили постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственнойрегистрации права собственности гражданина на такой земельный участок правопожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользованияпрекращается.

Предоставлениеземельных участков в собственность граждан, обладающих ими на праве постоянного(бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения с иным целевыми пользованием.

Переоформление права на земельный участок включает в себя:

1. подачу вуполномоченный орган РФ или Субъекта РФ или орган местного самоуправлениязаявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка насоответствующем праве при переоформлении права.

Вместе с заявлениемпредоставляются следующие документы:

— документы, подтверждающие нахождение у него земельных участков на праве постоянного(бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения(государственный акт или свидетельство);
— кадастровой паспорт земельного участка;
— копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя.

2. принятие решенияуполномоченным исполнительным органом государственной власти или органомместного самоуправления, о предоставлении земельного участка на соответствующемправе;

3. государственнуюрегистрацию права в соответствии с Федеральным законом «О государственнойрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В случае, если земельныйучасток, находящийся у гражданина на праве постоянного (бессрочного)пользования или пожизненного наследуемого владения, должен быть предоставленему бесплатно, договор купли — продажи не заключается, а решение опредоставлении земельного участка в собственность является основанием длягосударственной регистрации права собственности на земельный участок.

Предоставлениеземельных участков, расположенных под зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности граждан и юридических лиц.

Приватизацию земельногоучастка осуществляет исполнительный орган федеральных органов власти илиорганов власти субъекта федерации или органом местного самоуправления взависимости от того, в чьей собственности находится земельный участок.

Собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию расположенныхпод принадлежащей им недвижимостью земельных участков.

В случае, если здание, строение, сооружение (помещения в нем), находящееся на неделимом земельномучастке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, принимаетсясовместное заявление от этих лиц о приобретении данного земельного участка вобщую долевую собственность либо в аренду с множественностью лиц на сторонеарендатора.

В случае, если в здании, строении, сооружении, находящемся на неделимом земельном участке, помещенийпринадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на правехозяйственного ведения или всем лицам на праве хозяйственного ведения, принимается совместное заявление от этих лиц о приобретении данного земельногоучастка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

Поскольку в общем случаеприватизация земли платная, при приобретении в собственность земельных участковпод объектами недвижимости также необходимо уплатить выкупную цену, однако этацена существенно ниже. Размер стоимости земли устанавливается органамигос. власти или местного самоуправления в зависимости от вида собственности наземельный участок. Указанная цена выкупа не может превышать его кадастровуюстоимость.

Для приватизацииземельного участка собственник недвижимого имущества должен подать вуполномоченный исполнительный орган собственника земельного участка (обычно этофонды, департаменты или министерства по управлению государственными илимуниципальным имуществом) заявление. В заявлении указывается вид истребуемогоправа на земельный участок. К заявлению прикладываются нотариально заверенныекопии правоподтверждающих документов на объекты недвижимости и в случае наличиякадастровый паспорт земельного участка.

В случае наличия узаявителя кадастрового паспорта в соответствии со ст. 36 ЗК РФ уполномоченныйорган РФ или Субъекта РФ или орган местного самоуправления, в месячный срок содня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участкав собственность или аренду. В месячный срок с даты принятия решения опредоставлении земельного участка исполнительный орган государственнойвласти или орган местного самоуправления, осуществляет подготовку проектадоговора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителюс предложением о заключении соответствующего договора.

В случае, если неосуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или вгосударственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местногосамоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либообращения предусмотренного статьей 29 Земельного Кодекса исполнительного органагосударственной власти в месячный срок со дня поступления указанныхзаявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположенияземельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующейтерритории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставленииземельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этогоземельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлениигосударственного кадастрового учета этого земельного участка в органыкадастрового учета.

Это интересно:  Отказ от приватизации по доверенности 2019 год

Местоположение границземельного участка и его площадь определяются с учетом фактическогоземлепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительногозаконодательства. Местоположение границ земельного участка определяется сучетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при ихналичии), естественных границ земельного участка.

Исполнительный органгосударственной власти или орган местного самоуправления, в двухнедельныйсрок со дня представления кадастрового паспорта земельного участкапринимает решение о предоставлении этого земельного участка и направляетзаявителю копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этогоземельного участка.

Предоставлениеземельных участков для ведения личного подсобного хозяйства.

Граждане, желающиеприобрести земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, подают вуполномоченный орган РФ или Субъекта РФ или орган местного самоуправлениянеобходимые документы:

заявление; копию паспорта илииного документа, удостоверяющего личность заявителя.

Орган местногосамоуправления в месячный срок со дня поступления указанного заявления илиобращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельногоучастка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участкакадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственногокадастрового учета этого земельного участка в органы кадастрового учета.

Исполнительный органгосударственной власти или орган местного самоуправления, в двухнедельныйсрок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельногоучастка принимает решение о предоставлении этого земельного участка всобственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельногоучастка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложениемкадастрового паспорта этого земельного участка.

Договор купли-продажи илиаренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятияуказанного решения.

В случае, если земельныйучасток был заранее сформирован (проведено его межевание и государственныйкадастровый учет), уполномоченный орган РФ или Субъекта РФ или орган местногосамоуправления до принятия решения о предоставлении его в собственность илиаренду обращается к главе муниципального образования с запросом о наличии вотношении данного земельного участка публичного сервитута, установленного порешению органов местного самоуправления.

Подготовка пакетадокументов, необходимых для реализации права приватизации по указанным вышеоснованиям, вызывает много вопросов и требует не только углубленных знаний вобласти имущественно-правовых отношений, но и навыков практической работы садминистративными органами.

Только сформированныйземельный участок может являться объектом приватизации. Сформированный – этоучасток, границы которого утверждены в установленном законом порядке, вотношении которого в полном объеме имеется картографический материал и полная, не противоречивая информация в соответствующих реестрах.

В большинстве случаевпроцесс приватизации земельного участка не может выполняться по универсальнойсхеме, так как осложняется дифференцированностью земель по целям использования, наличию прав граждан, юридических лиц на земельные участки, наличию наземельном участке зданий (строений, сооружений), по признакам делимостиучастка. Кроме того, существуют земли, приватизация которых ограничена и, вэтом случае, для определения возможности приватизации/выкупа необходимовсестороннее изучение, в том числе и архивной документации.

Учитывая ограниченные сроки, которые остались доокончания «льготной» приватизации, имеет смысл обратиться кпрофессионалам, т. к. их услуги будут многократно дешевле стоимости выкупаучастка за полную цену, если вследствие ошибок не удастся приватизироватьучасток до 01.10.10 года.

Приватизация земель основания

Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) от 25.10.2001 N 136-ФЗ

Основания возникновения прав на землю:

1. Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

2. Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

3. Не подлежат возврату земельные участки, не подлежит возмещению или компенсации стоимость земельных участков, которые были национализированы до 1 января 1991 года в соответствии с законодательством, действовавшим на момент национализации земельных участков. Земельное право: учебник / Б.В. Ерофеев — отв. ред. Н.И. Краснов. — 9-е изд., перераб. — М.: Юрайт-Издат, 2008.- 380с.

Объектами приватизации могут быть земельные участки и части земельных участков. Необходимо иметь в виду, что приватизация части земельного участка допускается только в случае, когда эта часть образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории и такой участок более минимального размера земельного участка, установленного субъектом РФ.

В современных условиях правовую основу приватизации земельных участков составляют различные нормативные акты в зависимости от приватизируемого объекта. Приватизация земельных участков может осуществляться одновременно с приватизацией расположенных на нем объектов недвижимости. Нормативные акты применяются и тогда, когда производиться приватизация земельных участков под соответствующими объектами недвижимости; приватизация же «свободных» земельных участков основывается на нормах ЗК РФ, Федеральных законов «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также других нормативных актах.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Однако каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность земельный участок, находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или находящийся в его пожизненном наследуемом владении, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.11 Каспин В.И., Осетрина И.А. Приватизация по правилам: вопросы и ответы: Справочник. — М.: Финансы и статистика, 2010. — 96 с.

Субъектами приватизации земли выступают граждане и юридические лица.

Земельный участок может быть приватизирован на следующих правах:

— единоличная собственность (один собственник земельного участка);

— долевая собственность (каждый из сособственников имеет право собственности на долю земельного участка);

— совместная собственность (это собственность супругов и лиц, которые ведут крестьянское (фермерское) хозяйство);

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подают заявления, в котором должны быть определены:

— цель использования земельного участка,

— его предполагаемые размеры,

— испрашиваемое право на землю. Земельное право: учебник / О.И. Крассов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма: ИНФА-М, 2012. — 608с.

Необходимо также предоставить документы, удостоверяющие личность гражданина. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме земель изъятых или ограниченных в обороте.

1) Составление заявления на приватизацию земельного участка.

Первым шагом к обладанию приватизированного участка земли считается правильное написание заявления, которое регистрируется в городском или сельском совете, в зависимости от того, на чьей территории расположена земля. В обязательном порядке в заявлении указывается цель получения прав на землю: последующая застройка (какие виды жилья или подсобные постройки), создание фермерского хозяйства, участок под сад, огород и т.д. После детального рассмотрения заявления специально созданная комиссия при горсовете или сельсовете выносит свое удовлетворительное или отрицательное решение. В среднем срок рассмотрения заявления на приватизацию не должен превышать одного месяца. Если заявитель долгое время пользуется этим земельным участком, то причин для отказа в приватизации почти никогда не возникает. Например, отказ может быть мотивирован тем, что заявитель претендует на земли промышленного назначения, сельскохозяйственного или коммерческого. В любом случае заявитель имеет право узнать причину отказа. Если возникают сомнения в вынесении решения, то заявитель вправе подать в суд и оспаривать свое право.

2) Оформление акта на владение землей при приватизации земельных участков

Если ответ на заявление о просьбе в приватизации дан положительный, то следующим шагом необходимо оформить акт о передаче земли в землеустроительной фирме. В каждом районном центре имеется организация, занимающаяся подобными вопросами. При составлении акта желательно проконсультироваться в правильности его оформления с опытным юристом. Акт может быть одобрен и подписан после замеров участка. Если на участке имеются жилые постройки и соседи, живущие рядом, то регулируется вопрос о границах участка в согласовании с соседями. Составляется кадастровый план с координатами участка земли на территории города или села. Составление акта о землевладении — процесс долгий и занимает в среднем полгода. После получения акта на владение земельным участком, заявитель получает его в полновластное пользование. Но при дальнейшей застройке участка требуется согласование проекта в районной администрации.

3) Приватизация земельных участков: проблемы с накладкой пользования землей двумя и более владельцами.

Во время оформления документов на приватизацию участка и после их подписания могут возникнуть обстоятельства, когда оказывается, что одним участком земли владеют два и более человека. Такие проблемы возникают лишь по халатности членов городской или сельской администрации, но страдают от этого простые люди. Начинается разбирательство по делу о владении землей. Земельный участок: учебник / П.А. Астахов — 5-е изд.: доп. — М.: Эксмо, 2008. — 256с.

Как правило, положительное решение утверждается не в пользу того владельца, который уже давно живет на спорном участке земли и имеет там жилые и хозяйственные постройки, а в пользу человека, юридически правильно оформившего все документы о приватизации. Вот почему так важно при составлении всех актов о землевладении и перед подписанием договора о приватизации консультироваться с опытным юристом. Иногда земельный участок отбирается у того владельца, который использует земельные площади не по прямому назначению и передается в пользование человеку, который собирается на этом участке строить жилье или заниматься сельскохозяйственными работами.

Приватизация земельных участков — это способ приобретения в частную собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Статья написана по материалам сайтов: infonedvizhimost.com, pandia.ru, studbooks.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector