+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Приватизация в украине 2019 год

Кабинет министров самой демократически и экономически успешной страны в мире на днях опубликовал весьма примечательный реестр из более чем 320 наименований. В реестре указаны украинские предприятия, которые подлежат «скорейшей приватизации». Список включает в себя и стратегически важные предприятия, которые фактически запрещает выставлять на продажу действующее украинское законодательство. Однако нет на Украине таких законов, которые не могла бы себе позволить переступить украинская «влада». А если переступать будет сложно, то премьер-министр Гройсман уже готов отдать распоряжение о необходимости в срочном порядке «поработать с украинским законодательством на предмет проведения приватизационных мероприятий».

А эти приватизационные предприятия на «незалежной» обещают быть по-настоящему масштабными. Вот лишь часть того самого реестра предприятий, банков и госкомпаний, которые Киев готовится вывезти за пределы государственного владения и государственной ответственности:

Объединённая горно-химическая компания (Днепропетровская область), завод «Электротяжмаш» (Харьков), госпредприятие «Турбоатом», Днепровская (Днепропетровская), Николаевская, Одесская и Херсонская ТЭЦ, шахты государственных компаний «Волыньуголь», «Красноармейскуголь», «Селидовуголь», «Первомайскуголь», «Львовуголь», «Лисичанскуголь», имущественные комплексы гидроэлектростанций, энергетические компании «Запорожьеоблэнерго», «Николаевоблэнерго», «Тернопольоблэнерго», «Харьковоблэнерго», «Хмельницкоблэнерго», Центрэнерго», «Донбассэнерго», «Одессаоблэнерго», «Сумыоблэнерго», «Черкассыоблэнерго», «ДТЭК Днепрэнерго», «Киевэнерго», «ДТЭК Днепроблэнерго», «ДТЭК Западэнерго», «ДТЭК Донецкоблэнерго».
В списке под приватизацию — предприятие «СумыХимПром», Ивано-Франковский локомотиворемонтный завод, Черноморское морское пароходство, Запорожский титано-магниевый завод, Украинский банк реконструкции и развития, Шосткинское объединение (ОАО АК) «Свема», которое, кстати, ещё 12 лет назад по документам было упразднено.

Далее из приватизационного списка украинского кабмина: госкомпания «Укрспирт», 20 проектных и научно-исследовательских институтов, государственная строительная корпорация «Укрбуд», около 20 речных и морских портов, включая Одесский, Мариупольский и спецпорт «Октябрьск».
А ещё – 8 заводов по торфопроизводству, Азовский судоремонтный завод, Дунайское пароходство и Одесский припортовый завод (довершение начатого приватизационного процесса).

Да таким масштабам мог бы позавидовать сам отец родной российской ваучеризации Анатолий Чубайс. Возможно, и завидует, прекрасно понимая, что на Украине сегодня хватает своих «Чубайсов», которые готовы пойти по ещё более простому пути, нежели это делали в 90-е годы Анатолий Борисович сотоварищи. — Без приватизационных чеков и без обещания по «две Волги» за каждый. Украинские власти круг всех грядущих благ давно для населения майданного государства обрисовали – ЕС, НАТО, отмена виз, транш от МВФ, кружевные трусик – нужное подчеркнуть. Подчёркивают.

Безусловно, украинское правительство, как когда-то в 90-е это делали российские экономические «вундеркинды», дети которых ныне резво отказываются от гражданства РФ в надежде продолжить дело отцов на Украине, обещает златые горы. Мол, продадим банки, шахты, пароходства, порты, заводы и электростанции в частные руки – и будет всем счастье. Экономика кааааак скакнёт вверх – с такой резвостью, что даже Индия со своим ежегодным ростом утрётся.

И ведь действительно, можно было бы предположить, что на Украине всё пройдёт гораздо эффективнее, нежели это прошло у нас в упомянутые 90-е. Предположить-то можно, но только без толку это. Факты говорят о том, что виток масштабнейшей украинской приватизации является фактической «ксерокопией» с того, что делали экономические «вундеркинды» (не без подсказок с Запада) с важнейшими государственными активами России. Активы «продавались» (если этот термин тут вообще актуален) по смехотворным ценам, оказываясь в руках всего нескольких человек, подпущенных к «приватизационному» пирогу. Ну, Борис Абрамыч, например.

На данном этапе начинается фактическое разбазаривание всего того промышленно важного, что не успели разбазарить все предыдущие украинские властители. Ну как разбазаривание. Скорее, передача в руки тех же США промактивов, которые станут «откупными» за предоставление, к примеру, так называемых кредитных гарантий.

Обращает на себя внимание тот факт, что приватизация, к примеру, Одесского припортового завода обсуждалась Владимиром Гройсманом с заместителем министра торговли США Брюсом Эндрюсом. Украинский премьер и американский замминистра объявили, что главная цель – «открытый и полностью публичный процесс приватизации». Конечно, конечно. Такой же открытый и публичный, как и всё то, что происходило с активами на Украине за последнее время.

Немаловажным аспектом является то, что Одесский припортовый завод по итогам прошлого года стал одним из наиболее прибыльных украинских предприятий. Лакомый кусок, как и многие другие, ожидает своих новых владельцев, фамилии которых, думается, будут известными.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Особенности приватизации на Украине

ВЛАДИМИР ЗАПЛАТИНСКИЙ
академик Украинской АН национального прогресса, народный депутат Украины

• Аренда предприятий с последующим выкупом оказалась адекватной первому этапу рыночных преобразований формой разгосударствления
и приватизации
• Специфической чертой приватизации крупных и средних предприятий было значительное (в 2,5 раза) преобладание некоммерческих конкурсов над коммерческими
• За один час работник негосударственной фирмы производит товаров
и услуг на 20% больше, чем на государственных и коммунальных предприятиях, что свидетельствует о более высоком уровне интенсивности труда на реформированных предприятиях и более низком уровне его оплаты
• Деньги в бюджет должны поступать не от продажи акций,
а от уплаты налогов эффективно работающими предприятиями

Кризисные процессы происходили в экономике Украины в первые годы становления государственности, проведения приватизации, экономической реформы. Руководство страны оказалось перед выбором: или медленная приватизация с надлежащей индивидуальной подготовкой каждого объекта, или быстрая с передачей всех забот о функционировании предприятия и погашении его долгов новому собственнику. Первый путь требовал средств, высококвалифицированных специалистов, времени. Все это было в дефиците. Поэтому основной целью приватизации на ее первых этапах стало максимально быстрое создание “критической массы” негосударственной собственности, в первую очередь в производственном секторе.

Формирование “критической массы” частной собственности

Аренда оказалась адекватной первому этапу рыночных преобразований формой разгосударствления и приватизации и получила широкое распространение. Это объяснялось несколькими причинами.

Во-первых , в условиях отсутствия на Украине внутренних капиталов аренда предприятия была единственным способом накопить необходимые средства для дальнейшего выкупа той части его имущества, для которой недоставало суммарной стоимости приватизационных бумаг его работников. Во-вторых , законодательство по аренде предлагало наиболее простой и понятный способ приватизации. Кроме того, оно предоставляло руководству предприятий экономическую свободу и указывало путь выхода из административной системы. Аренду с выкупом особенно широко использовали для приватизации такие мобильные отрасли, как строительство и торговля, имеющие значительный оборот капитала. В результате к 1995 г. путем выкупа в частный сектор перешло около 6,5 тыс. предприятий.

Среди первых и наиболее удачных примеров приватизации предприятий путем аренды с выкупом можно назвать ЗАО “Oболонь”, львовскую кондитерскую фабрику “Свиточ”, СП «Кофейная фабрика ”Галка»», АО “Электрон”, металлургические комбинаты им. Ильича и “Азовсталь” (г. Мариуполь), им. Кирова (г. Макеевка), коксохимический завод (г. Авдеевка) и ряд других.

Однако практика показала, что внедрение аренды с выкупом вызывало конфликт интересов арендаторов и большинства населения . Преимущества членов трудовых коллективов при выкупе арендованного имущества с использованием приватизационных сертификатов нарушали принцип социальной справедливости и права граждан, не занятых в сфере производства и обслуживания. Дисбаланс способов приватизации в пользу аренды с выкупом поставил под сомнение также возможность для всех граждан использовать свои имущественные сертификаты. Кроме того, система правового регулирования отношений аренды препятствовала стремлению новых инвесторов получить доступ к приватизации арендных предприятий.

Это интересно:  Право бесплатной приватизации земельного участка 2019 год

Проявились также недостатки коллективной формы собственности арендаторов – нехватка инвестиционных ресурсов, инертность в организации и управлении производством. Возникла необходимость внедрения новых способов приватизации. Одним из них стала корпоратизация , которая представляла собой превращение крупных и средних государственных предприятий и закрытых акционерных обществ, более 75% уставного фонда которых находилось в государственной собственности, в открытые акционерные общества.

Корректировка законодательной базы

Для перехода к следующему этапу необходимы были дополнения к законодательству, поскольку принятые в начале приватизации законы уже не обеспечивали потребность в резком увеличении объемов приватизируемого имущества. Корректировка законодательства осуществлена указами президента Украины.

Указы установили новый порядок приватизации средних и крупных предприятий, который состоял в том, что такие объекты приватизировались исключительно путем преобразования в открытые акционерные общества и свободной продажи их акций на аукционах за приватизационные имущественные и компенсационные сертификаты.

В малой приватизации указы предоставляли арендаторам право в течение 6 мес. выкупить на льготных условиях вместе с имуществом и помещение, в котором оно расположено, или приобрести патент на право аренды этого помещения на срок не менее 10 лет. Остальные, неарендуемые объекты малой приватизации подлежали продаже способами, предусматривающими конкуренцию.

Для реализации модели большой приватизации при содействии международной консультационной фирмы “Прайс Уотерхаус”, финансируемой Американским агентством по международному развитию, создана единая сеть центров сертификатных аукционов , которая состояла из региональных центров в каждой области и Автономной Республике Крым, а также Украинского центра сертификатных аукционов. Главной их задачей стало обеспечение прав граждан Украины принимать участие в приватизации любых предприятий независимо от их местонахождения путем покупки акций за приватизационные и компенсационные сертификаты.

На сертификатных аукционах были выставлены пакеты акций около 8 тыс. предприятий, в основном производственной сферы. Более 33 млн граждан (66% имеющих право получения приватизационных имущественных сертификатов) воспользовались услугами центров, чтобы выкупить свою часть государственной собственности. Среднегодовые темпы приватизации больших и средних предприятий при этом возросли почти в 2 раза.

К положительным итогам второго этапа приватизации следует отнести:

ликвидирована государственная монополия во многих отраслях народного хозяйства, созданы основы конкурентной рыночной экономики;

распределена и закреплена значительная часть государственной собственности среди частных лиц (как юридических, так и физических) без серьезных социальных конфликтов;

созданы условия для перераспределения и концентрации собственности в руках более успешных собственников;

заложены основы корпоративного сектора экономики и финансового рынка;

миллионы граждан Украины превратились в акционеров и начали приобретать опыт владения корпоративными правами.

Вместе с тем нельзя не отметить и ряд существенных недостатков и просчетов, допущенных в этот период. Специфической чертой приватизации крупных и средних предприятий было значительное (в 2,5 раза) преобладание некоммерческих конкурсов над коммерческими . В соответствии с действующей тогда законодательной базой в ходе некоммерческих конкурсов победителем признавалось лицо, предложившее максимальную величину инвестиций в приватизируемое предприятие. Часто покупатель, чтобы добиться победы на конкурсе, декларировал завышенные инвестиционные обязательства, не выполняя их в дальнейшем. Так, Украинская финансовая группа, желая получить контроль над цементным производством, приняла участие в серии конкурсов под инвестиционные обязательства, пообещав вложить в каждый завод отрасли сотни миллионов долларов. После победы на конкурсах группа о своих обязательствах забыла. Понадобились судебные процессы, прежде чем проданные пакеты акций были возвращены государству.

Неудачной оказалась и попытка использовать Фондом госимущества иностранных советников при продаже крупных предприятий. В мае 1996 г. конкурс по привлечению советников для подготовки и организации продажи 51% пакета акций ВАТ “Полтавский завод газоразрядных ламп” выиграла фирма KPMG. Однако она разорвала контракт, так как ее эксперты определили риски как чрезвычайно высокие, а Кабинет министров и Фонд госимущества не смогли представить убедительных гарантий, что продажа не будет отменена. В результате этого потенциальные покупатели приобрели другие ламповые заводы известных фирм: в Польше – “Филипс”, в Венгрии – “Дженерал Электрик”. Продукция этих компаний позднее заняла отечественный рынок, а полтавский завод, потеряв рынок, лишился инвестиционной привлекательности и до сих пор не продан.

Однако основным негативным социальным результатом этапа массовой сертификатной приватизации следует признать разочарование граждан Украины в ее справедливости и эффективности. Это было вызвано рядом факторов.

Во-первых , за приватизационные имущественные сертификаты, по оценкам международных экспертов, продано менее 4% имущества государственных предприятий, подлежащих приватизации, что в 15 раз меньше, чем было определено планом. Во-вторых , на сертификатные аукционы выставлялись акции преимущественно малопривлекательных предприятий. В-третьих , порядок определения цены акции был такой, что в случае большого количества заявок на акции какого-либо предприятия ее цена по итогам аукциона иногда превышала не только пределы экономической обоснованности, но и здравого смысла. А гражданин не имел возможности отказаться от ее покупки по этой цене. Кроме того, по итогам сертификатного аукциона граждане не получали на руки ни акций, ни их сертификатов, а только выписку из протокола о его результатах, где указывалось количество акций, приобретенных на приватизационный сертификат. Далее необходимо было связываться с акционерным обществом, акционером которого гражданин стал, и требовать выдачи ценных бумаг.

Логическим следствием такого хода событий стало самоустранение к концу периода граждан Украины от участия в приватизации как процессе, лишенном реального имущественного наполнения.

Концентрация капитала
в послеприватизационный период

Индивидуальная приватизация предусматривает, что целью продажи целостных имущественных комплексов или пакетов акций предприятий группы Г (предприятия-монополисты и предприятия, имеющие стратегическое значение для экономики и безопасности государства) является концентрация капитала и обеспечение эффективного функционирования предприятия в послеприватизационный период.

Кроме Государственной программы приватизации принят ряд законов, создавших правовую основу индивидуальной приватизации стратегических объектов. Первым из них стал закон “Об особенностях приватизации ОАО ”Укртелеком», принятый 13 июля 2000 г. Согласно закону обязательным условием приватизации является закрепление в госсобственности пакета акций этого АО размером 50% + 1 акция. На льготную продажу членам трудового коллектива и приравненным к ним лицам выставляется 13% акций компании. Остальные 37% должны быть проданы на открытых торгах за денежные средства.

Следующим стратегическим объектом, подлежащим приватизации, стал Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича. С этой целью в ноябре 2000 г. принят закон “Об особенностях приватизации пакета акций, принадлежащих государству в уставном фонде ОАО ”Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича». В соответствии с ним ЗАО “Ильич-Сталь” предоставлено приоритетное право на приобретение 50%-ного пакета акций по рыночной стоимости.

В состав ЗАО, владевшего 40% акций завода, входило более 50% работников “ММК им. Ильича”. Стоимость госпакета акций определялась как средняя цена их покупки в Первой фондовой торговой системе, но не ниже номинальной стоимости. Законом была предусмотрена возможность продажи этого пакета в рассрочку. Плата за приобретенный пакет вносилась в два этапа: 50% его стоимости ЗАО “Ильич-Сталь” должно было внести в течение 30 календарных дней после подписания договора купли-продажи, а остальные 50% – в течение 6 мес. после его подписания.

Это интересно:  Основания отказа в приватизации земельных участков шпаргалка 2019 год

Главными аргументами такого пути приватизации стали хорошие показатели работы предприятия, авторитет его директора как специалиста, а также возможность возникновения конфликта на предприятии и ухудшения показателей его работы в случае покупки государственной доли инвестором, который не пожелал бы искать контакта с коллективом предприятия.

Примером индивидуального подхода явилась продажа пакета акций размером 67,41% уставного фонда крупнейшего в Европе нефтеперерабатывающего предприятия “Лисичанскнефтеоргсинтез” (ОАО “ЛиНOС”) за 53,1 млн гривен одной из структур Тюменской нефтяной компании. Фонд госимущества подвергся жесткой критике за низкую цену продажи объекта. Однако предприятие успешно работает. Инвестор погасил его задолженность перед Пенсионным фондом и госбюджетом на сумму 11,1 млн гривен и по зарплате на сумму 3,8 млн гривен, а также внес более 18 млн гривен инвестиций. На предприятии стабильно возрастают объемы переработки нефти.

Наиболее крупной за всю историю приватизации стала продажа 30% пакета акций Николаевского глиноземного завода, которая при стартовой цене пакета 115 млн гривен дала рекордную сумму поступлений в бюджет 547,2 млн гривен (100 млн долл.) и стратегического инвестора для предприятия.

Важным стратегическим успехом данного этапа необходимо признать приход на некоторые проданные предприятия иностранных инвесторов . Так, приобретение 78% пакета акций Николаевского судостроительного завода “Oкеан” голландской компанией Damien Shipyards Group за 26,3 млн гривен наряду с бюджетными поступлениями обеспечило солидные инвестиции в предприятие и расширение рынков сбыта.

Однако наряду с положительными результатами индивидуальной приватизации следует отметить и неудачи. Прежде всего речь идет о предприятиях электроэнергетики.

Первые продажи пакетов акций распределительных компаний проведены в 1998 г. Фонд госимущества объявил сразу семь конкурсов по продаже акций облэнерго в течение одного месяца. Такая поспешность привела к тому, что из известных международных компаний, которые знакомились с состоянием дел в выставленных на конкурсы распределительных компаниях и в энергетике в целом, только французская EDF подала заявку на приобретение пакета акций “Oдессаоблэнерго”. Победителями конкурсов по остальным пяти компаниям стали финансовые посредники, не имеющие никакого отношения к электроэнергетической отрасли.

Первые шаги в приватизации энергосектора на Украине показали неэффективность приватизации энергокомпаний путем продажи небольших пакетов акций на некоммерческих конкурсах. В связи с этим Министерство энергетики совместно с Фондом госимущества предложило изменить стратегию продажи и направить усилия на привлечение стратегических инвесторов в данную отрасль через конкурсы с фиксированными инвестиционными обязательствами.

В результате совместных усилий Кабинета министров и Фонда госимущества Украины контрольные пакеты акций шести энергоснабжающих компаний проданы иностранным компаниям за 865,7 млн гривен при общей стартовой цене 603,5 млн гривен. Ни один отечественный покупатель не смог выполнить условия конкурса.

Кроме того, стало понятно, что продать все энергокомпании только западным инвесторам не удастся. Поэтому правительство ввело более либеральный механизм допуска к тендерам, что позволит украинским и российским компаниям принимать участие в конкурсах по продаже 12 облэнерго.

Приватизация – основа
экономической реформы

В промышленности на 1 июля 2001 г. разгосударствленными предприятиями произведено продукции на 42,6 млрд гривен, или 56% общего объема производства. При этом в отдельных отраслях этот показатель значительно выше. В таких отраслях, как производство кокса и продуктов нефтепереработки, машиностроение, целлюлозно-бумажная и полиграфическая промышленность, легкая промышленность, пищевая и переработка сельскохозяйственных продуктов, этот показатель составляет 64 – 70%.

На реформированных предприятиях в первом полугодии 2001 г. занято 2,9 млн чел., что составляло 1/4 общего количества наемных работников на предприятиях, учреждениях и организациях (кроме отнесенных к малым). При этом на негосударственных предприятиях промышленности и материально-технического снабжения занято более половины работающих и около половины в строительстве и бытовом обслуживании.

Оценка деятельности приватизированных предприятий неоднозначна. Наиболее эффективно работали предприятия медицинской, легкой, пищевой, стекольной, деревообрабатывающей и фарфоровой промышленности. Приватизированными предприятиями химического и нефтяного машиностроения, машиностроения для легкой и пищевой промышленности произведено свыше 90% общего объема продукции.

Среднемесячная номинальная заработная плата работников приватизированных предприятий за этот период составила 322,69 гривен, что на 11,7% выше уровня, который сложился на предприятиях государственной и коммунальной формы собственности. В то же время за один отработанный час работник негосударственного предприятия производит товаров и услуг на 20% больше, чем на государственных и коммунальных, что свидетельствует о более высоком уровне интенсивности труда на реформированных предприятиях и более низком уровне его оплаты.

Анализ структуры издержек производства продукции (работ, услуг) на подобных предприятиях выявил, что в ней преобладали материальные затраты, которые составили в первом полугодии 2001 г. в целом по Украине 65,5% общей суммы издержек, что говорит о высокой материалоемкости производства. Этот уровень материалоемкости был значительно выше (на 22 процентных пункта), чем на предприятиях государственной и коммунальной формы собственности. При этом против соответствующего периода прошлого года данный показатель на приватизированных предприятиях вырос на 2,4 процентных пункта. Наиболее материалоемким на приватизированных предприятиях, как и в целом по стране, было производство продукции промышленности и строительства.

Это свидетельствует о том, что приватизируемые предприятия еще не полностью адаптировались к новым условиям хозяйствования. Следует также заметить, что действующее законодательство не стимулирует предпринимателей к экономии материальных ресурсов. Тем не менее создание критической массы субъектов предпринимательской деятельности с негосударственной собственностью, в чем решающую роль сыграла приватизация, по мнению независимых экспертов, было одним из важных факторов экономического роста, начавшегося в прошлом году и продолжающегося в текущем.

В 2000 г. скорость обращения средств у типичных промышленных негосударственных предприятий была в 1,8 раза выше, чем у предприятий государственной и коммунальной формы собственности. Соответственно чистая прибыль, полученная приватизированными предприятиями, достигла 1,8 млрд гривен, что составило 79,6% общей суммы прибыли, полученной предприятиями Украины.

Таким образом, 2000 г. можно считать начальной точкой отсчета повышения эффективности функционирования разгосударствленного сектора экономики , что в значительной мере и обусловило экономический рост в стране. Процессы реформирования собственности на Украине осуществляются более быстрыми темпами по сравнению с другими составляющими экономических рыночных преобразований (создание стабильного рыночного налогового законодательства, обеспечивающего условия для эффективного функционирования отечественных товаропроизводителей; развитие институтов фондового рынка; деполитизация экономических решений и т.п.). Поэтому без решения этих важных проблем средствами одной только приватизации невозможно достичь существенных структурных изменений в экономике государства и повышении эффективности ее функционирования.

Самой приватизации на Украине необходимо вернуть ее экономическую сущность. Наполнение бюджета средствами от продажи акций не может быть основной задачей приватизации. Главной ее целью должно стать повышение экономической эффективности приватизированных предприятий вследствие прихода инвестора. Деньги в бюджет должны поступать не от продажи акций, а от уплаты налогов нормально работающими предприятиями.

Это интересно:  Можно ли приватизировать квартиру в доме ветеранов 2019 год

Приватизация в украине

Приватизация квартир в Украине началась после принятия ВР Украины Закона «О приватизации государственного жилищного фонда» 19 июня 1992 года. Указанным законом определено, что приватизация государственного жилищного фонда — это отчуждение квартир, государственного жилищного фонда и хозяйственных сооружений и помещений, принадлежащих к ним, в пользу граждан Украины.

Государственный жилищный фонд — это жилищный фонд советов народных депутатов и жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий, учреждений, организаций.

В собственность граждан могут передаваться квартиры многоквартирных домов, одноквартирные дома, комнаты в коммунальных квартирах, находящихся у граждан на условиях найма. Передача занимаемых квартир оформляется как частная собственность одинокого нанимателя, так и общая долевая или общая совместная собственность семьи.

Передача занимаемых квартир оформляется как частная собственность одинокого нанимателя, так и общая долевая или общая совместная собственность семьи.

Приватизация осуществляется на основании письменного согласия всех совершеннолетних членов семьи. К членам семьи нанимателя квартиры, имеющих право на ее приватизацию, относятся только граждане, постоянно проживающие в квартире с нанимателем, или за ними сохраняется право на жилье.

В приватизации квартир могут участвовать только граждане Украины. Поэтому, если кто-либо из членов семьи не оформил гражданство Украины в установленном порядке и не желает этого делать, семья может приватизировать квартиру только после того, как член семьи, который является не гражданином Украины, сменит место проживания и будет выписан из квартиры, которое приватизируется.

Приватизация квартир в домах, которые включении в план реконструкции, осуществляются после ее проведения владельцем дома. Наниматели, проживающие в квартирах до начала реконструкции, после проведения реконструкции имеют преимущественное право на приватизацию этих квартир.

Одноквартирные дома, а также квартиры в домах, которые включении в планы ремонта, могут быть приватизированы до проведения ремонта с разрешения нанимателей с предоставлением им соответствующей компенсации в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Не подлежат приватизации: квартиры — музеи; комнаты в общежитиях, служебные комнаты и квартиры; квартиры и дома, находящиеся в аварийном состоянии; квартиры и дома, находящиеся на территории различных видов парков, заповедников, военных поселений, предприятий, учреждений, организаций; в зоне обязательного отселения, загрязненной вследствие аварии на ЧАЭС.

Передача жилья в собственность граждан осуществляется безвозмездно, исходя из расчета санитарной нормы: 21 квадратный метр общей площади на нанимателя и каждого члена семьи и дополнительно 10 квадратных метров на семью. Общая площадь квартиры определяется как сумма площадей жилых и подсобных помещений квартиры, устроенных шкафов, лоджий, балконов. Площадь лоджий учитывается с коэффициентом 0,5, а площадь балконов — с коэффициентом 0,3.

Если общая площадь квартиры меньше площади, которую имеет право получить семья нанимателя безвозмездно, действующими нормативными документами предусмотрено. Получение материальной компенсации жилищными чеками. Если же общая площадь квартиры превышает площадь, которую семья нанимателя имеет право получить безвозмездно, наниматель осуществляет доплату ценными бумагами, полученными для приватизации государственных предприятий или земли, а в случае их отсутствия — деньгами. Оплата стоимости лишней площади может осуществляться в рассрочку на 10 лет при условии внесения первоначального взноса в размере не менее 10 процентов.

Независимо от размеров общей площади безвозмездно передаются в собственность граждан:

— занимаемые ими однокомнатные квартиры;

— жилые помещения, полученные в случае сноса или отселения всех семей из дома, принадлежавшие гражданам на праве собственности, если прежние собственники не получили за эти дома денежной компенсации;

— жилые помещения, в которых проживают граждане, награждением звания Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда, награжденные орденами Славы трех степеней, ветераны Великой Отечественной Войны, воины — интернационалисты, инвалиды 1 и 2 групп. Инвалиды детства, ветераны труда, ветераны Вооруженных Сил, граждане, которые были репрессированы, а затем реабилитированы согласно закону Украины «О реабилитации политических жертв на Украине»;

— жилые помещения, в которых проживают семьи лиц, погибших при исполнении государственных и общественных обязанностей на производстве;

— жилые помещения, в которых проживают семьи лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей.

Каждый гражданин Украины имеет право приватизировать занимаемое им государственное жилье на условиях, определенных законом Украины «О приватизации государственного жилищного фонда», только один раз.

Пути и способы приватизации. Приватизация в Украине

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что приватизацию можно осуществлять тремя основным путями.

Первый — это отказ от владения (дивеститура), при котором государственная собственность или права государства на управление предприятием передаются или продаются другим собственникам. Новыми собственниками могут быть частные лица или фирмы, акционеры, работники данного предприятия либо комбинация этих вариантов.

Способов передачи государственной собственности в частные руки может быть несколько. Основные из них:

открытая продажа (тендер) объектов приватизации с целью обеспечить конкуренцию покупателей;

выкуп объектов приватизации товариществами покупателей, созданными работниками этих объектов;

выкуп государственного имущества, сданного в аренду.

При этом можно использовать собственные средства, а также ваучеры.

Второй путь приватизации государственных предприятий — это метод контрактов. Он используется относительно тех видов деятельности, которые являются неотделимой функцией государства и требуют тщательного общественного контроля, или когда экономическая рентабельность не может быть обеспечена даже путем усовершенствования уровня управления.

Преимущества метода состоят в том, что в сфере государственных услуг он вносит элементы конкуренции, которая в свою очередь содействует снижению собственности и повышению качества услуг. Происходит это потому, что предприниматель стремится получить государственный контракт и затем удержать его.

В Украине объектами массовой приватизации стали: 1)имущество государственных предприятий; 2) государственный жилищный фонд; 3) государственный земельный фонд.

В Украине значительное место заняла бесплатная приватизация предприятий. Она осуществлялась путем выделения приватизируемого имущества, предоставления права каждому -гражданину Украины получить приватизационный имущественный сертификат с равной для всех номинальной стоимостью и обменять его на акции приватизируемых предприятий. Способом приватизации практически всех средних и крупных предприятий стало их преобразование в акционерные общества и последующая продажа акций.

Наибольшие производственные объекты приватизировались одним из следующих способов:

выкуп трудовым коллективом;

продажа на аукционе;

В Украине приватизация осуществляется по таким принципам, закрепленным законодательно:

приоритета прав трудового коллектива предприятия, которое приватизируется;

обеспечения социальной защищенности и равенства прав граждан Украины в процессе приватизации;

приоритетного предоставления прав собственности гражданам Украины;

приватизации государственного имущества на платной основе с применением приватизационных бумаг (ваучеров);

соблюдения антимонопольного законодательства;

полного, своевременного и достоверного информирования граждан обо всех действиях относительно приватизации конкретных объектов.

Статья написана по материалам сайтов: vasilievaa.narod.ru, yurporada.kiev.ua, studwood.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector