+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Приватизация в россии в году 2019 год

Банки Сегодня Лайв

Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим

А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Для современной молодежи понятие «приватизация» носит уже исторический характер. Многие помнят, как в 90-х годах их родители оформляли документы на получение жилья в собственность. Сейчас же настало время ипотеки. Однако многие ли знают, что российское государство до сих пор дает право своим гражданам приватизировать недвижимость? При чем, сделать это можно абсолютно бесплатно (за исключением некоторых расходов на оформление сопутствующих документов).

Итак, как приватизировать недвижимость в 2018 году? Что для этого требуется? Кто имеет такую возможность? Все эти вопросы, а так же, другие интересные факты рассмотрим в данной статье.

Понятие термина «приватизация»

Приватизация – это передача государственного или муниципального имущества в частную собственность физическим лицам. Субъектами приватизации выступают 2 стороны: сторона, у которой отчуждается имущество (это государство) и сторона, которой данное же имущество присваивается в частную собственность. В качестве второй стороны могут выступать как граждане, физические лица, так и организации, юридические лица.

В Федеральном Законе № 178-ФЗ от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией понимается «возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц».

Интересно! Процесс, обратный приватизации называется:

  • Национализация
    или
  • Реприватизация
    или
  • Муниципализация.

Приватизация в России носит заявительный характер. То есть не является обязательной. Каждый гражданин сам делает выбор: приватизировать недвижимость или «владеть» им в рамках договора социального найма.

С целью создания условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда 4 июля 1991 года был издан Федеральный Закон №1541-1 «О приватизации жилищного фонда РФ».

Кстати, по данным Федеральной службы государственной статистики, в России приватизированы около 80% квартир.

На настоящий момент любой гражданин Российской Федерации имеет право на бесплатную приватизацию своего жилья. Правительство 5 раз продлевало сроки данной программы, в итоге полтора года назад Президент Российской Федерации, Владимир Владимирович Путин, подписал Федеральный Закон, который вновь продлил право граждан на бесплатную приватизацию недвижимости. Причем продлевается данная возможность на неопределенный (пока неограниченный властями) срок. Однако есть некие критерии, по которым гражданин имеет, или не имеет право приватизировать имущество. Более подробно об этом в следующих пунктах статьи.

Приватизация жилья продлена до какого продлена?

Стоит отметить, что в 2017 году Президент страны принял решение о продлении бесплатной приватизации жилья, правда, если в 2015 году приватизация была продлена сроком на 2 года, то в 2017 году она продлена бессрочно. Т. е. это значит, что теперь любой человек когда-угодно может приватизировать своё жильё. И это будет бесплатно. Всегда.

Предпосылки к появлению приватизации недвижимости в России

Процесс приватизации в нашей стране зарождался еще в конце 80х годов. Начался в начале 90х, и длится по сей день. Правда, конечно, уже не такими темпами, как раньше.

Интересный факт! Приватизацию в нашей стране можно считать самой масштабной в истории.

Основной причиной для начала приватизации являлось то, что прежняя форма устройства оказалась на тот момент экономической и социальной жизни совершенно недееспособной. В нашей стране действовала система, при которой большая часть производительных активов находилось в государственной собственности.

Практически, плановая экономика пришла к своему естественному завершению.

К сведенью, плановая экономика – экономический порядок страны, при котором материальные ресурсы находятся в общественной собственности и распределяются централизованно.

К 80 годам прошлого века экономическая ситуация стала настолько тяжелой, что всем было понятно, настало время для реформ. Именно приватизация и стала одной из крупнейших реформ прошлого столетия.

Нужно понимать, что в любом глобальном процессе не обходится без недочетов. К примеру, можно выделить некую несправедливость в распределении частной собственности. Одно дело физические лица. То есть, граждане, проживающие в той или иной квартире, получили в собственность эту квартиру.

А что касается распределения предприятий и торговых точек? В до приватизационное время все предприятия находились в собственности государства. Однако одни люди работали на предприятиях, которые производили какие-то активы, создавали какую-то добавленную стоимость, а другие граждане работали на предприятиях, которых невозможно было приватизировать… Больницы, театры, школы.

Соответственно, гражданам, работающим в маленьких магазинах, повезло куда больше работников, например, духовной или образовательной сферы.

Экономист Константин Сонин считает, что «Механизм первичной передачи собственности в частные руки сработал весьма эффективно. Он стал фундаментом к построению экономических институтов, которые действительно необходимы для полноценной работы рыночной экономики в России».

Это интересно:  Основания для приватизации квартиры 2019 год

Действительно, после этого заработали арбитражные суды, расширилась законодательная база, появилось законодательство о банкротстве, законодательство, связанное с рынком ценных бумаг и полноценное банковское законодательство.

Преимущества и недостатки приватизации квартиры

Приватизация квартиры весьма выгодна. Ведь гражданин получает в полноправную собственность недвижимость практически бесплатно. А, будучи собственником, владелец жилья наделяется большими полномочиями, нежели простой квартиросъемщик.

К таким особым правам владельца жилья относят:

  1. Право на продажу квартиры;
  2. Право на сдачу жилья в аренду;
  3. Право завещать квартиру (в том числе по наследственному договору);
  4. Право оформлять собственную недвижимость в качестве залога;
  5. Право прописывать в своей квартире любых лиц по своему усмотрению;
  6. Право на осуществление законной перепланировки в жилом помещении.

К недостаткам можно отнести лишь затраты, которые собственник должен будет ежемесячно тратить на содержание своего жилья. Имеется в виду полная оплата коммунальных услуг (к тому же, собственники квартир в многоквартирных домах обязаны вносить платежи на капитальный ремонт жилья). А так же, после оформления жилого помещения в частную собственность необходимо будет ежегодно уплачивать налог на имущество физических лиц.

В целом для обычных граждан приватизация является неким «подарком» от государства, который обеспечивает «кров над головой» вплоть до нескольких поколений семей.

Как приватизировать квартиру в 2018 году?

Приватизация носит заявительный характер. То есть, желающий приватизировать квартиру или иное имущество, должен подать заявление в соответствующие компетентные государственные органы.

Право приватизировать квартиру дается гражданам, имеющим договор социального найма.

Кстати, ранее данный документ назывался ордер на вселение.

Если его по каким-то причинам нет, или он был потерян, его нужно восстановить или оформить. Данный договор заключается между гражданами и городской администрацией, поэтому для получения дубликата документа необходимо обратиться в администрацию города. При этом с собой у заявителя должен быть документ, удостоверяющий его личность, квитанции об оплате коммунальных услуг и выписка из домовой книги.

Если в квартире прописаны и проживают несколько человек, то для приватизации необходимо согласие каждого из них. Если же хотя бы один человек откажется от идеи приватизации, тогда потребуется подписать официальный отказ, заверенный у нотариуса. Если же такого документа не будет, тогда все оставшиеся члены семьи (состав жильцов квартиры) приватизировать квартиру в общую собственность не смогут.

В соответствии с Федеральным Законом № 178-ФЗ от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества», «Приватизация жилых помещений происходит у совершеннолетнего гражданина один раз в жизни, на добровольной основе. Несовершеннолетние могут осуществить данное право 2 раза – до 18 лет — с родителями и после совершеннолетия – самостоятельно».

Кстати! Бывают и такие случаи, что после приватизации гражданин передумал и хочет обратно вернуть имущество государству. В этом случае, данный гражданин лишается права приватизации любого другого жилья в будущем.

Согласие несовершеннолетнего ребенка может подписать его законный представитель (родитель или законный опекун). Недееспособные граждане так же имеют право принимать участие в приватизации, при условии, что их интересы будут представлять законные представители.

Итак, для того, чтобы приватизировать квартиру (или иное недвижимое имущество) в 2018 году необходимо:

    Уточнить, точно ли жилье принадлежит приватизации;

Внимание! Приватизации не подлежат следующие виды жилого имущества:

  1. помещения, находящиеся в аварийном состоянии;
  2. городские кооперативные квартиры;
  3. частное и колхозное строительство в сельской местности;
  4. общежития от предприятий;
  5. жилье в закрытом городке при воинской части; Однако в случае согласия организации, которая имеет права на служебное жилье, на данный пункт будет действовать исключение, и его можно будет приватизировать на законном основании;
  6. школы;
  7. больницы;
  8. дома отдыха.
  • Устно заключить договор между всеми жителями квартиры о приватизации;
  • Каждый член семьи или родственник (проживающий в квартире) должен нотариально оформить свое согласие (или не согласие!) на будущую приватизацию жилья;
  • Подготовить письменное заявление о желании приватизировать недвижимое имущество. Если один из жильцов квартиры не согласен на приватизацию, то он него так же необходимо заявление. В данном заявлении нужно указать следующие данные:
    1. Паспортные данные;
    2. Адрес прописки;
    3. Адрес проживания;
    4. Сформулировать саму просьбу о том, чтобы заявителя не вносили в список потенциальных участников приватизации.
  • Собрать пакет необходимых документов (желательно иметь все оригиналы и копии к каждому документу);
  • Подать заявление в местный многофункциональный центр. Как правило, специалисты центра выдают уже готовый шаблон для заполнения. С момента подачи заявления в МФЦ до вынесения решения о приватизации квартиры может пройти 2 месяца. Данный срок регламентирован законом. Но, как правило, данная процедура не занимает более 30 календарных дней.
  • Получить на руки договор о приватизации (по-другому он может называться «договор о передачи жилья в собственность»);
  • Оплатить государственную пошлину;
  • Со всеми сопутствующими процедуре документами обратиться в местное отделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Свидетельство о праве собственности заявитель получит на руки в течение 5-10 дней после подачи всех документов. За это время специалисты внесут изменения в единую базу данных недвижимости.
  • Для завершения процедуры приватизации уже приватизированную квартиру необходимо поставить на технический учет в службу БТИ.
  • Это интересно:  Почему нельзя приватизировать квартиру 2019 год

    Приватизация в России как важнейший этап перехода к рыночной экономике

    Рубрика: 1. Экономическая теория

    Дата публикации: 28.10.2017

    Статья просмотрена: 1113 раз

    Библиографическое описание:

    Дзуцева Г. Н., Халява А. И. Приватизация в России как важнейший этап перехода к рыночной экономике [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 3-5. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13181/ (дата обращения: 06.05.2019).

    После распада СССР перед новым руководством России встал вопрос о дальнейшем развитии экономики страны. В основном сохранившаяся государственная собственность требовала более эффективного управления, что могло быть обеспечено путем передачи предприятий в частную собственность. В статье рассматриваются основные этапы приватизации в России, условия ее проведения, законодательная база и ее экономические последствия.

    Ключевые слова: приватизация, изменение форм собственности, ваучеры, залоговые аукционы

    В современной экономической науке процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. В новой России, в процессе рыночных реформ, основная роль отводилась именно приватизации. В результате этого процесса, частный сектор должен был стать преобладающей частью экономики.

    Первый этап приватизации начался с принятием Закона «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 3 июля 1991 года, указов президента РФ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 29 января 1992 года и «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» от 14 августа 1992 года. Этот этап получил название ваучерного или чекового, главной его целью ставилось массовое преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа, для чего использовался чековый механизм наделения всех граждан правом на получение доли государственной собственности, а также механизм первоначального распределения акций между трудовыми коллективами и государством [‎1]. Каждый житель страны получал ваучер номинальной стоимостью десять тысяч рублей, а вместе с ним право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций — чековых инвестиционных фондов, или просто продать свой приватизационный чек.

    Согласно статистике, около 25 миллионов россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 миллионов вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их просто продали. Однако законодательство 90-х годов не позволило многим ЧИФам, используя ваучеры граждан приобретать контрольные пакеты акций перспективных предприятий. Приватизационные чеки попали в экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились и были ликвидированы [‎2]. Таким образом, в период первого этапа приватизации в частную собственность было передано 112,6 тысячи государственных и муниципальных предприятий. К концу 1994 года процесс малой приватизации завершился. С точки зрения политической характеристики данного этапа, можно отметить, что официально провозглашенные цели приватизации находились в рамках национальных интересов России, а механизмы ее проведения сохраняли видимость социальной справедливости при разделе государственной собственности. В действительности, социально-экономические результаты ваучерной приватизации обострили политическое противостояние в обществе и привели к ожесточенной внутрипартийной борьбе.

    С первого июля 1994 года начался следующий, денежный этап приватизации. Продажа предприятий, а также акций акционированных предприятий происходила только за деньги. Специфическим методом приватизации стали залоговые аукционы, в рамках которых государственные пакеты акций отдельных предприятий передавались в доверительное управление на определенный период банкам, предложившим кредиты с целью финансирования дефицита госбюджета. В случае непогашения кредитов банк получал право продать или сохранить в своей собственности залоговые пакеты акций, фактически приобретал право собственности над переданными в залог государственными предприятиями. Постепенно уходили из практики стандартные массовые схемы приватизации предприятий, преобладали индивидуальные проекты. Упор делался на переход в частную собственность не целых предприятий, а имущественных долей государства в этих предприятиях. Основная масса населения в залоговых аукционах и инвестиционных конкурсах, разумеется, не участвовала. По своей внутренней логике развития данный этап процесса приватизации может быть охарактеризован как рыночный, ибо именно рыночные механизмы стали господствовать в отношениях преобразования форм собственности. Собственность государства превратилась в обычный товар, а манипуляции с ним чисто рыночными действиями.

    Социально-экономическая специфика данного этапа заключалась в совокупности нескольких новых явлений приватизации. Во-первых, государственная собственность по основным экономическим характеристикам перестала господствовать, приоритетными в экономике стали вновь сформированные частнособственнические отношения. Преобразование экономической основы государства на преимущественно общественной в преимущественно частную форму собственности завершилась. Во-вторых, принципиально изменилась социальная структура общества. Наряду с традиционными слоями и группами появилась новая, олигархическая группа, которая во второй половине 90-х годов приобрела огромное финансовое и политическое влияние, позволявшее ей полностью определять внутреннюю и внешнюю политику России. В обществе, это явление получило название «семибанкирщина». Впоследствии, влияние олигархических групп на государство было ослаблено, однако вопрос о законности проведенных аукционов в обществе не угасает до сих пор. В-третьих, реальностью стала российская многопартийность. Многочисленные политические партии с разнообразной социальной базой, идеологическими ценностями и приоритетами, предвыборными платформами образовали достаточно активное партийное пространство, как существенный политический элемент гражданского общества.

    Это интересно:  Где оформить приватизацию 2019 год

    В начале 2000-х годов начался новый этап приватизационного процесса, который называют точечным или этапом «индивидуальных» проектов. По сути, он охватывал все сферы экономики, не ограничивается в методах и механизмах, превращается в постоянно действующую систему новых экономических и финансовых отношений. Его можно назвать этапом глобальной приватизации. Экономическая политика государства прослеживается в законодательстве 2000–2002 годов, особенно в содержании законов о банкротстве, о земле, об обороте сельскохозяйственных земель и других, а также в Послании Президента РФ Федеральному собранию от 18 апреля 2002 года, в последующей политике руководства страны в отношении государственной собственности и государственной экономики [‎3].

    Особенностью данного этапа стало быстрое нарастание «вторичной» приватизации в виде массового и почти неконтролируемого государством перехода ранее приватизированной собственности к новым владельцам. Чаще всего подобные переходы касались акционированных предприятий, акции которых скупались с предъявлением права на собственность. Нередко таким путем российские предприятия скупались иностранными компаниями, с помощью подставных лиц и лазеек в законодательстве. Обычно такие предприятия подвергались сверхэксплуатации для получения максимальной прибыли, или разрушались как конкуренты на мировом рынке. Оба эти варианта были распространены в цветной металлургии, в добывающей и перерабатывающей промышленности.

    Кроме того, сфера приватизации значительно расширилась. Если в девяностые годы тысячи предприятий оборонного или околооборонного характера не выводились из государственного сектора по причине их прямой связи с обеспечением национальной безопасности, то на этом этапе на первое место ставились экономические интересы страны и стремление получить максимальную прибыль. Правительство считало, что неэффективный государственный сектор не приносит стране ничего, кроме дополнительных проблем и расходов. Часть предприятий оборонного комплекса была приватизирована, однако политическая обстановка в мире со всей очевидностью показала недальновидность таких планов государства, что позволило сохранить ведущие предприятия оборонно-промышленного комплекса и своевременно начать перевооружение армии.

    В 2001 году в правительстве РФ были одобрены программы разгосударствления естественных монополий, таких как Газпром, РАО ЕЭС, РЖД, их реформирования путём дробления на основе производственного процесса с возможной последующей приватизацией отдельных структур. В результате государство сохранило контрольные пакеты в акционерных обществах, так как участие в собственности естественных монополий обеспечивало ее влияние в управлении экономикой страны.

    Негативной стороной приватизации на этом этапе стало широкое распространение так называемого «банкротного» метода приватизации. Банкротство стало формально законным и достаточно лёгким путём перераспределения собственности. Этот метод особенно широко применялся в отношении предприятий с акционерной формой владения, но также и тех, где оставалась государственная доля. «Банкротная» приватизация стала массовым и нечистоплотным процессом только из-за примитивности законодательства и попустительства чиновников государственных структур управления.

    В настоящее время Правительством сформированы планы приватизации государственных активов в акционерных обществах, в том числе естественных монополий и оставшихся в государственной собственности унитарных предприятий, что позволит увеличить объем поступления в федеральный бюджет и создаст условия для вывода компаний на рынок, изменит модель корпоративного управления. Создаются новые инструменты приватизации государственного имущества, например, электронные площадки, список которых утверждается Постановлением Правительства и такой инструмент как формирование пула определенного количества опытных независимых директоров, услугами которых может воспользоваться любое приватизируемое предприятие.

    Таким образом, рассматривая вопрос о приватизации государственных предприятий в Российской Федерации в ходе перехода к рыночной экономике, частная собственность в России получила окончательную и законную прописку. Участвуя в процессе продажи своей собственности, у государства появилась возможность получать реальные денежные поступления в бюджет для решения государственных и социальных нужд. Негативный опыт первых этапов приватизации с использованием ваучеров, залоговых аукционов, принудительного банкротства предприятий и т. д. приведших к значительному социальному неравенству российского общества должен быть переосмыслен и использован для создания новых механизмов справедливого перераспределения государственных средств, в том числе налогового законодательства.

    Статья написана по материалам сайтов: moluch.ru.

    »

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector