+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Приватизация в россии 1992 2019 год

Предприятия в лице трудовых коллективов имеют права полного хозяйственного ведения государственным имуществом, распоряжения чистой прибылью и право собственности на ее часть. Предприятия могут почти неограниченно продавать, обменивать, сдавать в аренду не только другим предприятиям, но и отдельным гражданам здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, сырье и материалы. Закрыть государственное предприятие не так просто — трудовой коллектив вправе потребовать его преобразования в арендное или народное предприятие. Даже при смещении и назначении руководителей, определении размеров и форм их оплаты государство не всесильно; на арендных предприятиях это право также передано трудовым коллективам.

Режим управления пока еще бесспорной государственной собственностью — земля, природные ресурсы, импортное оборудование, поставляемое из централизованных фондов, имущество, созданное за счет прямых ассигнований из бюджета, — не сложился. Наличие как минимум трех уровней государственной власти и управления (республиканской, областной и муниципальной) с суверенитетом» каждого на собственность, находящуюся на «своей» территории, означает, что реальный собственник не определен. Нельзя также считать окончательно решенным вопрос о бывшей союзной собственностью. Отсутствие взаимных имущественных исков бывших союзных республик объясняется не столько общей уступчивостью, сколько тем, что пока идет «дележка» весьма политизированной собственности — имущества армии, КГБ, транспорта и т. д. Когда с «черным переделом» будет покончено, можно будет подумать не только о том, что скажет Запад и против кого в будущем будет направлено оружие, но и о том, сколько же все это стоит.

Для полноты картины нужно добавить спад производства, галопирующую инфляцию, резкое падение жизненного уровня, политическую нестабильность и организационную неразбериху. Законодатель также не торопится — нет законов о банкротстве, о полной имущественной ответственности, о залоге; не готовы нормативные акты по процедуре передачи прав собственности. Ожидать нормального протекания инвестиционного процесса приватизация, помимо всего прочего, является его составной частью, — в этих условиях не приходится»

Цели и средства

К реформе собственности правительство в 1992 году предъявляет не слишком амбициозные требования: по возможности ускорить приватизацию небольших предприятий (магазины, общепит, бытовое обслуживание и др.), а также пополнить бюджет. Речь идет по существу о программе «малой» приватизации по типу польской, чехословацкой программ. Общая логика программы и схема приватизации в целом соответствуют принятому в июле 1991 года Закону РСФСР «О приватизация государственных и муниципальных предприятий» с его довольно жесткими процедурными нормами и ограничениями.

Специально выделяются объекты, запрещенные к приватизации в 1992 году (природные ресурсы, электроэнергетика, связь, объекты инженерной инфраструктуры городов и т. д.). В этот список почему-то попало имущество вооруженных сил, банки. И, хочется думать, в качестве небольшой шутки, «средства государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов. Центрального банка России, золотой запас, алмазный и валютный фонд».

Вторая группа — объекты обязательной приватизации (предприятия оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, строительства, пищевой и легкой промышленности, убыточные предприятия, объекты незавершенного строительства и т.д.). Все остальное разрешено к приватизации или почти разрешено (надо получить согласие правительства России или местных Советов).

Обязательную приватизацию предполагается проводить путем доведения заданий до органов государственной власти и управления. Определены нормативы (от 50 до 70% от числа предприятий соответствующих отраслей) и минимальные суммы выручки от их приватизации (от 1,3 млрд. руб. в производственно-техническом обеспечении сельского хозяйства до 23,8 млрд. руб. в пищевой промышленности). Валовая выручка от приватизации в целом по России должна составить, по прогнозу правительства, 92 млрд. руб. Инвестиционные счета и вклады, предусмотренные соответствующим законом РСФСР, предполагается в этом году не наполнять. Все 92 млрд. правительство рассчитывает получить из личных накоплений граждан, фондов экономического стимулирования государственных предприятий и средств негосударственных предприятий. Создание фондов кредитования приватизации не только не предполагается в текущем году, но и прямо запрещается.

Приоритетным методом приватизации в текущем году правительство считает аукцион и его разновидность — коммерческий конкурс (фактически тот же аукцион, на котором, кроме цены, во внимание принимаются обязательства по дополнительным инвестициям). Вводятся специальные ограничения на отход от аукционного принципа: минимальная стоимость основных фондов (в среднем 1-2 млн. руб.), при которой предприятие может быть преобразовано в акционерное общество; обязательная регистрация акций создаваемых акционерных обществ на организованном рынке ценных бумаг и т. д.

Льготы существенно сокращены по сравнению с Законом о приватизации: рассрочка допускается только для трудовых коллективов и не более чем на год; скидки и другие льготы ограничиваются величиной, кратной минимальной заработной плате (7 с половиной минимальных зарплат на одного работника — бесплатно как привилегированные акции; 3 минимальные зарплаты — обыкновенные акции со скидкой 30% от номинала).

Участие иностранных инвесторов в «малой» приватизации не допускается, за исключением конкурсов с условием осуществить дополнительные инвестиции.

1. Масштабы приватизация в 1992 году будут незначительными. Тактика «бутылочного горла», принятая правительством, скорее всего, резко сократит совокупный спрос на объекты государственной собственности. Основная масса населения, понятно, не сможет участвовать в коммерческих конкурсах и аукционах; однако и предприниматели, скорее всего, не будут торопиться — никто не отменял предъявление налоговой декларации при покупке объектов государственной собственности на сумму более 10 тыс. руб., да и перспектива стать «первыми частниками» в условиях всеобщей нищеты и озлобленности вряд ли привлекательна. Наиболее вероятными покупателями станут представители наиболее легитимных коммерческих структур: бирж, банков и др. — их капитал считается «заработанным». Отдельные граждане будут участвовать в приватизации, как правило, в качестве скрытых «представителей» иностранного капитала.

2. Структура спроса изменится. В отличие от 1991 года, когда желание приватизировать предприятия исходило от трудовых коллективов практически всех отраслей, поскольку они ориентировались на номинальную стоимость выкупа, широкие льготы, инвестиционные счета; в 1992 году спрос на объекты приватизации приобретет ярко выраженный отраслевой характер. Блокирование каналов практически бесплатной передачи предприятий трудовым коллективам переориентирует спрос на объекты высокорентабельные и быстроокупаемые — автотранспорт, гостиницы, полиграфическая промышленность, торговля непродовольственными товарами, предприятия, производящие продукцию с низкой степенью переработки сырья.

3. Социальные протесты будут усиливаться. Новыми факторами, которые динамизируют этот процесс вплоть до полной остановки приватизации в отдельных регионах и отраслях, станут: прямое противодействие приватизации со стороны трудовых коллективов; обещание бесплатной раздачи на средства «инвестиционных счетов и вкладов» лишь с 1993 года, то есть с того момента, когда «все лучшее уже будет раскуплено, а народу останется только барахло»; недовольство по поводу приватизации в основном в непроизводственной сфере; неизбежное явное или скрытое сворачивание деятельности приватизированных торговых предприятий, ранее обеспечивавших потребности населения тех или иных районов.

4. Местные программы приватизации будут настроены не столько на выполнение «госзаказа на приватизацию», сколько на недопущение широких социальных волнений. Неизбежны постоянные корректировки «планов», спущенных местным органам власти, на которые будет вынуждено пойти правительство, в том числе и из-за явной искусственности этих планов.

5. Коррупция вряд ли существенно уменьшится. Несмотря на шаги в сторону формально более объективной рыночной оценки предприятий на коммерческих конкурсах и аукционах, субъективное определение начальной стоимости имущества сохраняет свое значение, в частности, при преобразовании предприятия в акционерное общество и первичном распределении акций. Очень существенно это для руководителей государственных предприятий, которые получают право на приобретение до 10 % акций по номинальной стоимости. Процедуры аукциона и коммерческого конкурса также сами по себе не устранят возможность отбора потенциальных покупателей либо сговора между ними.

6. Основной формой приватизации останется преобразование госпредприятий в акционерные общества и товарищества с преобладающей долей государства (главным образом местных властей). Акционерами останутся в основном администрация и работники трудовых коллективов, так как перепродажа полученных ими акций, а также реализация акций, принадлежащих государству, на организованном рынке ценных бумаг маловероятна из-за отсутствия такового. В целом же процесс приобретет характер ярко выраженной номенклатурной приватизации.

7. Кадровая и нормативная база приватизации расширится. Вероятно увеличение спроса на консультационные услуги со стороны коммерческих банков и бирж, а также администрации государственных предприятий. Скорее всего возникнут специализированные «приватизационные» фирмы. Переориентация специалистов на проблематику приватизации конкретных предприятий создаст более благоприятные возможности для улучшения нормативной документации. Усилится лоббистская деятельность в этом направлении.

8. «Всплеск» инвестиционной активности за счет вложения средств в недвижимость на начальном этапе реализации программы может стать фактором сдерживания инфляции лишь в очень небольшой мере, так как деньги, которые будут участвовать в приватизации, «уйдут» не столько с потребительского рынка, сколько с рынка торговых капиталов. Произойдет лишь перемещение избыточного капитала, который и так не слишком сильно давил на потребительский рынок, в отличие, например, от вкладов населения или средств государственных предприятий.

9. Усилится декапитализация государственных предприятий. Отсутствие барьеров, препятствующих администрации продавать, сдавать в аренду имущество государственных предприятий, находящееся в их «полном хозяйственном ведении», вызовет волну таких операций с целью конвертировать «не свое» имущество в «свои» фонды экономического стимулирования. До недавнего времени эта тенденция немного сдерживалась ограничениями на выплату заработной платы, высоким налогом на прирост фонда потребления, а также ожиданиями передачи собственности трудовым коллективам.

10. Крупных иностранных инвестиций в объекты приватизации ждать в этом году не приходится: политическая нестабильность слишком высока; к тому же ориентация на разрешительный принцип участия иностранных фирм в более или менее перспективные отрасли (добыча и переработка сырья и т. д.) и ограничения на участие иностранцев в «малой» приватизация не могут увеличить заинтересованность потенциальных инвесторов.

НАЦИОНАЛИЗАЦИИ АЛЬТЕРНАТИВЫ НЕТ

Разделы

Ссылки

Анализ итогов приватизации в 1992-1996 г.

(Из Доклада Комиссии Госдумы по анализу итогов приватизации, 1997 г.)

С практической точки зрения приватизация привела к катастрофическим социально-экономическим последствиям, нанесен громадный ущерб всем отраслям экономики, науки и культуры, подорван оборонный потенциал страны. Государственная собственность распродана за бесценок банкам, мафиозным структурам и агентам иностранных государств.

С правовой точки зрения приватизация явилась преступным актом, так как привела к колоссальным экономическим и социальным потерям, проводилась поспешно с грубым нарушением, в ряде случаев игнорированием законности и при отсутствии нормативной базы, явилась причиной криминализации общества и прогрессивного роста преступности.

По методам осуществления приватизация явилась авантюрой, позволившей в короткий срок обогатиться небольшой кучке «новых русских», банкирам, коммерсантам и агентам иностранных государств за счет накопленных поколениями богатств и абсолютного обнищания широких масс обманутого трудового народа. Ни одна из провозглашенных целей и задач приватизации не постигнута.

Провозглашенные Указами Президента РФ, Законами РФ, Постановлениями правительства РФ и другими нормативными актами цели и задачи приватизации государственной собственности такие, как: создание эффективной, социально ориентированной рыночной экономики, повышение эффективности деятельности предприятий, привлечение инвестиций в производство, содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения и другие обещания обнаружили свою полную несостоятельность, привели прямо к противоположным результатам. Приватизация общенародной собственности явилась крахом экономики страны и причиной обнищания широких слоев ограбленного и обнищавшего населения.

Социально-экономические потери от приватизации и разрушения экономики превышают 9500 триллионов рублей в ценах 1995 года (т.е. порядка ДВУХ ТРИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ . ), в том числе: экономические потери составили более 5000 триллионов рублей и социальные — более 4500 триллионов рублей, что эквивалентно двадцати годовым бюджетным доходам Российской Федерации за 1996 год. К тому же, за пять лет приватизации вывезено из России более 60 миллиардов долларов, что соответствует сумме равной 1,5 доходов Федерального бюджета России в этом же году (по другим источникам — в три раза больше: 183,7 млрд. — ориентировочные данные на 1997 г.).

Главный вывод состоит в том, что социально-экономическая ситуация в стране срочно требует решительного прекращения массовой приватизации и перехода к сбалансированному процессу преобразования форм собственности, процессу, в котором равноправно проводились бы мероприятия по приватизации, национализации и конфискации незаконно присвоенной собственности.

Депутат Госдумы,
зам. руководителя Комитета по экономической политике,
академик В. Лисичкин.
Май 1997 г.

Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год (утв. Постановлением ВС РФ от 11 июня 1992 г. N 2980-1) (с изменениями и дополнениями) (прекратила действие)

С изменениями и дополнениями от:

25 декабря 1992 г., 1 июля 1993 г.

ГАРАНТ:

Настоящая Программа фактически прекратила действие

Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2284 утверждена Государственная Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, введенная в действие с 1 января 1994 г.

О выполнении настоящей Государственной программы см. постановление ВС РФ от 28 апреля 1993 г. N 4881-I

Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год (далее — Программа), разработанная в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», устанавливает цели, задания и порядок приватизации в 1992 году, а также определяет ограничения в этой области.

Главными целями приватизации в 1992 году являются:

формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики;

повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;

социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;

содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;

создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;

привлечение иностранных инвестиций;

Требования, установленные Программой, обязательны для исполнения органами государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления.

Объекты и предприятия государственной и муниципальной собственности распределены в зависимости от возможности их приватизации в 1992 году на следующие группы:

объекты и предприятия, приватизация которых запрещена;

объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется только по решению Правительства Российской Федерации либо правительств республик в составе Российской Федерации (в зависимости от вида государственной собственности);

объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется только по решению Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом (далее — Госкомимущество России) с учетом мнения отраслевых министерств;

объекты и предприятия, приватизация которых допускается только в соответствии с местными программами приватизации;

объекты, предприятия и структурные подразделения предприятий, приватизируемые в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», с согласия трудовых коллективов;

объекты и предприятия, подлежащие обязательной приватизации.

Приватизация объектов собственности, не включенных в обязательные задания и не имеющих ограничений на приватизацию, осуществляется на основании местных программ приватизации или заявок на приватизацию.

Программа не регулирует приватизацию совхозов, а также земельного и жилищного фондов.

2. Классификация объектов и предприятий по возможности их приватизации в 1992 году

ГАРАНТ:

О классификации объектов и предприятий по возможности их приватизации см. Государственную Программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденную Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2284

2.1. Объекты и предприятия, приватизация которых запрещена

2.1.1. Недра, лесной фонд, водные ресурсы, воздушное пространство, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации, а также право на размещение и эксплуатацию спутников связи в определенных точках геостационарной орбиты.

2.1.2. Охраняемые или особым образом используемые природные территории.

2.1.3. Объекты исторического и культурного наследия народов России (уникальные культурные и природные памятники и объекты природы, истории, культуры, науки и техники, в том числе ценности, хранящиеся в государственных музеях, архивах и библиотеках, включая помещения и здания, где они расположены).

2.1.4. Средства федерального бюджета Российской Федерации, Республиканского валютного резерва Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов. Центрального банка Российской Федерации, а также золотой запас и алмазный фонд.

2.1.5. Центральный банк Российской Федерации, предприятия организации и учреждения, обеспечивающие выпуск и хранение денежных знаков, государственных казначейских билетов, облигаций и других государственных х государственных ценных бумаг.

Это интересно:  Зачем нужно приватизировать квартиру 2019 год

Объекты и предприятия по сортировке драгоценных камней, аффинажные заводы.

2.1.6. Штатное и резервное имущество, находящееся в оперативном управлении Вооруженных Сил Российской Федерации, а также войск Министерства безопасности Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации.

2.1.7. Учреждения, финансирование которых осуществляется за счет бюджетов всех уровней.

Информация об изменениях:

2.1.8. Предприятия и учреждения картографо-геодезической, гидрометеорологической служб, служб контроля за состоянием природной среды и охраны природы, учреждения геологической службы.

2.1.9. Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической, ветеринарной, лесоохранной служб и службы защиты растений.

2.1.10. Учреждения патентной службы, стандартизации и метрологии, а также машиноиспытательные станции.

2.1.11. Объекты, предприятия, организации и учреждения трубопроводного транспорта.

2.1.12. Объекты водохозяйственных и мелиоративных систем и сооружений, а также объекты и предприятия по их эксплуатации.

2.1.13. Телевизионные и радиопередающие центры.

2.1.14. Автомобильные дороги общего пользования и организации, осуществляющие их содержание.

2.1.15. Предприятия по изготовлению государственных знаков.

2.1.16. Предприятия по производству наркотических и ядовитых веществ, а также осуществляющие посев, возделывание и переработку культур, их содержащих.

2.1.17. Портовые сооружения и объекты, атомный, учебный, гидрографический, рейдовый флот, флот для проведения спасательных работ и ликвидации разливов нефти в море, ремонтно-технологическое предприятие «Атомфлот», имущество производственных объединений водных путей и каналов, отрядов «Подводречстроя» и судоходных инспекций.

2.1.18. Объекты, предприятия и оборудование для захоронения твердых промышленных и бытовых отходов, твердых и жидких радиоактивных отходов, скотомогильники.

2.1.19. Объекты и предприятия лечебно-производственных и исправительно-трудовых учреждений.

2.1.20. Объекты инженерной инфраструктуры городов и районов (в том числе электро-, тепло- и газоснабжения, водопроводно-канализационного хозяйства, наружного городского освещения), а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание и содержание указанных объектов.

2.1.21. Объекты и предприятия газового хозяйства, имеющие общероссийское и межрегиональное значение.

2.1.22. Крематории и кладбища.

2.1.23. Предприятия по производству расщепляющихся и радиоактивных материалов, ядерного оружия, космических аппаратов; предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в указанных областях.

2.1.24. Организации и учреждения социальной защиты населения, детские дома, дома ребенка, дома для престарелых, интернаты, госпитали и санатории для инвалидов, детей и престарелых, а также организации и учреждения по профилактике и лечению психических, психоневрологических, инфекционных, онкологических, наркологических и кожно-венерологических больных, инфицированных ВИЧ и больных СПИДом.

Информация об изменениях:

2.1.25. Объекты и предприятия, находящиеся в ведении федеральных органов представительной власти.

Примечание: Ограничения на приватизацию предприятий, указанных в пунктах 2.1.11, 2.1.12, 2.1.14, 2.1.21, распространяются только на предприятия (подразделения), осуществляющие непосредственную эксплуатацию и содержание указанных в этих пунктах объектов и систем.

2.2. Объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется только по решению Правительства Российской Федерации либо правительств республик в составе Российской Федерации (в зависимости от вида государственной собственности)

2.2.1. Объекты и предприятия по изготовлению и ремонту систем и элементов любых видов вооружений, производству боевых припасов, взрывчатых веществ и пиротехнических изделий, а также научно-исследовательские, проектные и опытно-конструкторские организации, осуществляющие работы в указанных областях.

2.2.2. Объекты гражданской обороны и мобилизационного назначения.

2.2.3. Объекты и предприятия атомного машиностроения.

2.2.4. Специализированные элеваторы, холодильники, объекты складского хозяйства, обеспечивающие постоянное размещение государственных резервов и хранение мобилизационных запасов.

Информация об изменениях:

2.2.5. Объекты и предприятия добывающей промышленности (за исключением объектов и предприятий по добыче местного сырья), предприятия геологической службы.

2.2.6. Объекты и предприятия по переработке руд драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, радиоактивных и редкоземельных элементов.

2.2.7. Предприятия и объединения топливно-энергетического комплекса (за исключением строительных организаций и предприятий стройиндустрии), в том числе предприятия электроэнергетики, угле-, нефти-, газодобычи и переработки, экспортные перевалочные нефтебазы, а также нефтебазы, имеющие общероссийское и межрегиональное значение.

2.2.8. Коммерческие банки (их приватизация осуществляется по специальному режиму).

2.2.9. Предприятия связи (кроме предприятий розничной сети «Роспечать»).

2.2.10. Информационные и телеграфные агентства Министерства печати и информации Российской Федерации.

2.2.11. Объекты, предприятия и учреждения социально-культурного назначения (здравоохранения, образования, культуры и спорта) независимо от их ведомственной подчиненности, находящиеся в федеральной собственности, в государственной собственности республик в составе Российской Федерации (кроме объектов, находящихся на балансе предприятий и организаций).

2.2.12. Предприятия оптовой торговли, обслуживающие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, включая вахтовые поселки.

2.2.13. Внешнеторговые объединения Министерства внешних экономических связей Российской Федерации и других министерств и ведомств Российской Федерации.

2.2.14. Полиграфические предприятия и издательства.

2.2.15. Объекты и учреждения государственного санаторно-курортного хозяйства.

Заявка на приватизацию объектов и предприятий, указанных в разделе 2.2. Программы, подается в территориальные агентства Госкомимущества России, которые направляют ее в Государственный комитет по управлению государственным имуществом Российской Федерации с обязательным уведомлением заявителя. Решение по заявке принимается заместителем Председателя Правительства Российской Федерации по представлению Госкомимущества России и соответствующего министерства. Решение по данной заявке должно быть принято в срок до одного месяца с момента ее поступления в территориальное агентство Госкомимущества России.

Указанный порядок применяется в отношении тех объектов и предприятий, включенных в раздел 2.2, которые не могут быть отнесены к разделу 2.1 Программы.

2.3. Объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется только по решению Госкомимущества России с учетом мнения отраслевых министерств

2.3.1. Предприятия всех отраслей народного хозяйства, занимающие доминирующее положение на федеральном или местных рынках товаров, работ и услуг, не вошедшие в разделы 2.1 и 2.2 Программы.

2.3.2. Крупные предприятия (со среднесписочной численностью работников более 10 тысяч человек или балансовой стоимостью основных фондов на 1 января 1992 года более 150 млн. рублей), не вошедшие в разделы 2.1. и 2.2 Программы.

2.3.3. Движимое и недвижимое имущество, высвобождаемое в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, за исключением вооружения, подлежащего уничтожению в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, а также высвобождаемое имущество Министерства безопасности Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации.

2.3.4. Предприятия железнодорожного, авиационного, морского и речного транспорта.

2.3.5. Строительные организации и предприятия по производству строительных материалов и конструкций общероссийского значения.

2.3.6. Государственные племенные и конные заводы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, зверосовхозы (зверофермы).

2.3.7. Высшие и средние специальные учебные заведения, научно-исследовательские, проектные, проектно-изыскательские и другие объекты, предприятия и учреждения Российской академии наук, отраслевых академий. Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации. Министерства образования Российской Федерации, Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации, объекты государственных научных центров.

2.3.8. Объекты и предприятия медицинской промышленности (включая объекты и предприятия фармацевтической промышленности и промышленности медикобиологических препаратов), кроме указанных в пункте 2.1.16 Программы.

2.3.9. Объекты и предприятия по производству спиртовой, ликеро-водочной, винной продукции и табачных изделий.

2.3.10. Объекты и предприятия по производству продуктов детского питания.

2.3.11. Мобилизационные запасы (при приватизации предприятий мобилизационные запасы исключаются из состава их имущества).

2.3.12. Объекты нефтепродуктообеспечения.

2.3.13. Предприятия народных художественных промыслов.

Решения о приватизации объектов и предприятий, включенных в раздел 2.3 Программы, принимаются Госкомимуществом России. Министерства и ведомства Российской Федерации по его представлению дают свои заключения на проекты этих решений.

Указанный порядок применяется в отношении тех объектов и предприятий, включенных в раздел 2.3, которые не могут быть отнесены к разделам 2.1 и 2.2 Программы.

При приватизации объектов и предприятий, указанных в разделах 2.2 и 2.3 Программы, Госкомимущество России вправе принимать решения о закреплении контрольных пакетов акций в федеральной собственности на срок до трех лет.

2.4. Объекты и предприятия, приватизация которых допускается только в соответствии с местными программами приватизации.

2.4.1.Объекты и предприятия городского пассажирского транспорта, кроме таксомоторного, а также предприятия по его ремонту.

2.4.2. Бани, прачечные.

2.4.3. Предприятия, организации и учреждения по оказанию ритуальных услуг, за исключением указанных в пункте 2.1.22.

2.4.4. Мусороперерабатывающие заводы.

2.4.5. Аптеки (с обязательным государственным лицензированием их деятельности).

2.4.6. Объекты, предприятия и учреждения социально-культурного назначения (здравоохранения, образования, культуры и спорта) независимо от их ведомственной подчиненности (кроме указанных в пункте 2.2.11 и объектов, находящихся на балансе предприятий и организаций).

Решения о приватизации объектов и предприятий, включенных в раздел 2.4 Программы, принимаются соответствующим комитетом по управлению имуществом с учетом требований местных программ приватизации.

Ограничения на приватизацию, устанавливаемые Программой, являются обязательным для всех органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления. Введение указанными органами дополнительных ограничений на приватизацию не допускается.

Приватизация объектов и предприятий, на которые распространяются ограничения, установленные Программой, без разрешения соответствующих органов не допускается.

Ограничения на приватизацию, установленные в разделах 2.2-2.4 Программы, не означают запрет на преобразование государственных (муниципальных) предприятий в акционерные общества открытого типа, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности.

Запрещаются купля-продажа, передача, обмен долями (паями или их частями, акциями) между юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых доля государственного или муниципального имущества составляет 25 процентов и более, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.

2.5. Объекты и предприятия, подлежащие обязательной приватизации

Обязательной приватизации подлежат объекты и предприятия, в наибольшей степени влияющие на формирование и функционирование рыночной инфраструктуры, экономики Российской Федерации, а также объекты и предприятия, недостаточно эффективная деятельность которых сдерживает темпы экономического развития России и формирование рынка.

Такими объектами и предприятиями являются:

2.5.1. объекты и предприятия оптовой и розничной торговли (в том числе по продаже продукции производственно-технического назначения), общественного питания и бытового обслуживания (включая ведомственные объекты открытой сети розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания);

2.5.2. объекты и предприятия (организации) строительства и промышленности строительных материалов;

2.5.3. государственные сельскохозяйственные объекты и предприятия, в том числе птицеводческие (кроме совхозов);

2.5.4. предприятия, осуществляющие переработку сельскохозяйственной продукции, обслуживающие сельскохозяйственное производство и выпускающие продукцию производственно-технического назначения для его обеспечения;

2.5.5. предприятия пищевой и легкой промышленности;

2.5.6. убыточные предприятия всех отраслей народного хозяйства, кроме указанных в разделе 2.1. Программы;

2.5.7. законсервированные объекты и объекты незавершенного строительства, для которых истекли нормативные сроки строительства;

2.5.8. имущество предприятий, ликвидированных без установления правопреемства;

2.5.9. предприятия автомобильного транспорта, кроме указанных в пункте 2.4.1.

3. Расчетные показатели по приватизации для органов государственной власти и управления

ГАРАНТ:

О расчетных показателях по приватизации для органов государственной власти и управления см. Государственную Программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденную Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2284

3.1. Расчетные показатели по приватизации на 1992 год для республик в составе Российской Федерации содержатся в таблице 1, для краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга — в таблице 2, для автономной области, автономных округов — в таблице 3.

3.2. Задания определены в относительных показателях (удельный вес приватизируемых объектов в процентах к общему числу объектов отрасли, подлежащих приватизации) и являются минимальными для разработки местных программ приватизации.

Задания по приватизации предприятий, перечисленных в пунктах 2.5.6 и 2.5.7, не устанавливаются.

3.3. На основании заданий Программы комитеты по управлению имуществом республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга разрабатывают местные программы приватизации и определяют прогноз поступлений средств от приватизации.

Утвержденные соответствующими Советами народных депутатов программы приватизации представляются в Госкомимущество России.

Персональная ответственность за выполнение заданий Программы возлагается на председателей Советов народных депутатов, глав администраций, председателей комитетов по управлению имуществом и фондов имущества всех уровней.

ГАРАНТ:

Об образовании и распределении средств от приватизации см. Государственную Программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденную Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2284

О порядке распределения средств по приватизации см. также письмо Госкомимущества РФ, Фонда федерального имущества РФ, Минфина РФ и Госналогслужбы РФ от 13 июля 1993 г. N АЧ-13/4603

Прогноз поступлений средств от приватизации на возмездной основе в 1992 году по отраслям приведен в таблице 4, рассчитан на базе оценки платежеспособного спроса на объекты приватизации в различных отраслях и регионах Российской Федерации. Поступления составят 72 млрд. рублей, в том числе:

из личных средств граждан — 15 млрд. рублей;

из фондов экономического стимулирования предприятий — 32 млрд. рублей;

из средств предприятий, признаваемых покупателями в соответствии с Законом Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», — 15 млрд. рублей;

из средств иностранных инвесторов — 10 млрд. рублей.

В четвертом квартале 1992 года дополнительный платежеспособный спрос населения будет обеспечен введением именных приватизационных счетов (приватизационных чеков).

Основным источником средств для приобретения приватизируемых объектов в этот период будут именные приватизационные вклады (приватизационные чеки) и приватизационные фонды предприятий.

4.3. Средства, поступающие от приватизации, подлежат распределению в соответствующие бюджеты и государственные органы по нормативам, приведенным в таблице 5.

Указанное распределение осуществляется после выплаты средств работникам приватизированных предприятий в порядке, установленном Программой.

4.4. Правительство Российской Федерации вправе корректировать показатели по приватизации (по согласованию с правительствами республик в составе Российской Федерации) и нормативы распределения средств, поступающих от приватизации, с учетом состояния финансовой системы Российской Федерации и конъюнктуры на рынке объектов собственности.

4.5. Все средства, поступающие от приватизации, не подлежат налогообложению.

4.6. Комитеты по управлению имуществом и фонды имущества всех уровней не облагаются налогами.

4.7. Государственные пошлины по всем актам и сделкам приватизации не взимаются.

5. Способы приватизации и льготы, предоставляемые при приватизации в 1992 году

ГАРАНТ:

О способах приватизации и льготах, предоставляемых при приватизации см. Государственную Программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденную Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2284

5.1. Конкретный способ приватизации предприятия определяется соответствующим комитетом по управлению имуществом по результатам работы комиссии по приватизации в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», Государственной и местных программ приватизации, нормативными актами Госкомимущества России и с учетом мнения трудового коллектива приватизируемого предприятия.

При преобразовании государственных и муниципальных предприятий не допускается создание акционерных обществ закрытого типа.

Не допускается создание акционерных обществ (в том числе холдинговых компаний) на основе концернов, союзов, ассоциаций и иных объединений предприятия, в состав которых входят государственные (муниципальные) предприятий, за исключением случаев приведения их организационно-правовой формы в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Имущественные вклады, внесенные государственными (муниципальными) предприятиями в уставный капитал (фонд) предприятий, созданных в любой организационно-правовой форме, в том числе в виде объединений предприятий, признаются находящимися в государственной (муниципальной) собственности. Внесение предприятиями указанных вкладов допускается только с разрешения соответствующих комитетов по управлению имуществом, а продажа и отчуждение в иных формах — только в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Не допускается создание предприятий в любой организационно-правовой форме объединениями государственных (муниципальных) предприятий, а также органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, за исключением комитетов по управлению имуществом и фондов имущества, действующих в соответствии с их компетенцией, определенной законодательством Российской Федерации.

Правопреемниками указанных юридических лиц в качестве учредителей и участников (пайщиков, акционеров) ранее созданных предприятий являются исключительно соответствующие фонды имущества.

Решения о выделении структурных подразделений из состава предприятий в процессе их приватизации принимаются соответствующими комитетами по управлению имуществом с учетом требований антимонопольного законодательства Российской Федерации. В этом случае согласования с трудовым коллективом предприятия не требуется. Если выделяемые структурные подразделения преобразуются в акционерные общества открытого типа, должностным лицам администрации этих подразделений в полном объеме предоставляются льготы, предусмотренные пунктом 5.4 Программы.

5.2. Все государственные (муниципальные) предприятия по отношению к используемым способам приватизации разделяются на три группы:

мелкие предприятия со среднесписочной численностью работающих до 200 человек и балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 1 января 1992 года менее 1 млн. рублей подлежат продаже на аукционе (по конкурсу) в соответствии с требованиями Программы;

Это интересно:  Окончание приватизации земельных участков 2019 год

предприятия со среднесписочной численностью работающих более 1000 человек или балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 1 января 1992 года более 50 млн. рублей приватизируются путем их преобразования в акционерные общества открытого типа;

остальные предприятия могут быть приватизированы любым из установленных способов в соответствии с требованиями Программы.

5.3. В 1992 году предусматривается использование следующих способов приватизации в порядке, установленном Программой:

продажа акций акционерных обществ открытого типа;

продажа предприятий на аукционе;

продажа предприятий по коммерческому конкурсу (в том числе с ограничением состава его участников);

продажа предприятий по некоммерческому инвестиционному конкурсу (инвестиционные торги);

продажа имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных предприятий;

выкуп арендованного имущества.

ГАРАНТ:

5.4. При продаже акций акционерных обществ открытого типа, созданных путем преобразования государственных и муниципальных предприятий (в том числе ранее преобразованных в акционерные общества закрытого типа), по предложению трудового коллектива предприятия применяется один из следующих вариантов предоставления льгот членам трудового коллектива приватизируемого предприятия, причем эти льготы распространяются на:

работников, для которых данное предприятие является основным местом работы;

лиц, имеющих право в соответствии с законодательством Российской Федерации вернуться на прежнее место работы на этом предприятии;

пенсионеров, вышедших на пенсию или бывших работников предприятия, выработавших на приватизируемом предприятии трудовой стаж не менее десяти лет для мужчин и семи лет и шести месяцев для женщин и уволенных по собственному желанию, по сокращению штатов или численности;

лиц, уволенных с этого предприятия по сокращению численности работников после 1 января 1992 года и зарегистрированных в качестве безработных.

Всем членам трудового коллектива приватизируемого предприятия единовременно безвозмездно передаются именные привилегированные (неголосующие) акции, составляющие 25 процентов уставного капитала, но в общей сумме не более 20 установленных законодательством Российской Федерации минимальных размеров месячной оплаты труда в расчете на одного работника;

обыкновенные акции до 10 процентов уставного капитала, но в общей сумме не более 6 установленных законодательством Российской Федерации минимальных размеров месячной оплаты труда в расчете на одного работника, продаются по подписке членам трудового коллектива со скидкой 30 процентов от их номинальной стоимости и предоставлением рассрочки до трех лет, при этом величина первоначального взноса не может быть менее 15 процентов номинальной стоимости акций;

должностным лицам администрации приватизируемого предприятия (руководитель, его заместители, главный инженер, главный бухгалтер) на условиях заключенных с ними контрактов предоставляется право (опцион) на приобретение обыкновенных акций по номинальной стоимости, составляющих в общей сумме на всех указанных должностных лиц в пределах до 5 процентов от величины уставного капитала, но не более 2000 установленных законодательством Российской Федерации минимальных размеров месячной оплаты труда в расчете на одного работника.

Всем членам трудового коллектива приватизируемого предприятия предоставляется право приобретения обыкновенных (голосующих) акций, составляющих до 51 процента от величины уставного капитала.

безвозмездная передача акций и продажа акций на льготных условиях не осуществляются;

продажная цена акций определяется в соответствии с положением, утверждаемым Госкомимуществом России;

при преобразовании государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества открытого типа комитеты по управлению имуществом по предложению администрации приватизируемого предприятия с согласия трудового коллектива могут предоставлять персонально работникам предприятий, входящих в единый технологический комплекс с приватизируемым предприятием, право участия в закрытой подписке на акции, проводимой среди работников приватизируемого предприятия;

общее количество акций, подлежащих продаже работникам приватизируемого предприятия и работникам предприятий, входящих с ним в единый технологический комплекс, не может превышать 51 процента от величины уставного капитала акционерного общества.

Если группа работников предприятия берет на себя ответственность за выполнение плана приватизации предприятия, недопущение его банкротства и получает согласие общего собрания трудового коллектива на заключение соответствующего договора, срок действия которого не может быть более одного года (без права продления), то членам такой группы предоставляется право (опцион) на приобретение по истечении указанного срока и при выполнении условий упомянутого договора 20 процентов уставного капитала в виде обыкновенных акций предприятия по их номинальной стоимости. В случае невыполнения группой условий договора право (опцион) утрачивается и акции поступают в продажу в установленном порядке.

На период действия договора указанной группе передается право на голосование 20 процентами голосующих акций, принадлежащих соответствующему фонду имущества.

В план приватизации включаются условия договора, заключение которого с указанной группой соответствующим фондом имущества является обязательным. В договоре оговариваются обязательства членов группы и пределы их материальной ответственности имуществом, принадлежащим им на праве частной собственности (вносимым в виде залога), на сумму не менее 200 установленных законодательством Российской Федерации минимальных размеров месячной оплаты труда в расчете на каждого члена группы.

При данном варианте всем работникам предприятия (включая членов группы) продаются обыкновенные акции, составляющие 20 процентов величины уставного капитала, но на сумму не более 20 установленных законодательством Российской Федерации минимальных размеров месячной оплаты труда в расчете на одного работника, со скидкой 30 процентов от их номинальной стоимости и с предоставлением рассрочки на три года.

При этом величина первоначального взноса не может быть менее 15 процентов номинальной стоимости акций.

Вариант 3 может применяться только на предприятиях с численностью работников более 200 человек и балансовой стоимостью основных фондов от 1 до 50 млн. рублей.

Решение о выборе варианта 2 или 3 предоставления льгот принимается общим собранием трудового коллектива либо удостоверяется подписными листами его членов. Решение считается принятым, если за него проголосовало (подписалось) не менее двух третей от общего числа работников предприятия. При отсутствии указанного решения льготы предоставляются в соответствии с первым из указанных вариантов.

Во всех вариантах 10 процентов средств, поступивших от продажи акций (за исключением акций, продаваемых членам трудового коллектива приватизируемого предприятия), зачисляются на личные лицевые счета приватизации его работников.

Порядок распределения безвозмездно передаваемых акций (при выборе первого варианта), а также распределения и зачисления средств на лицевые счета приватизации определяется решением общего собрания (конференции) трудового коллектива.

Продажа акций работникам предприятия в пределах льгот, установленных Программой, осуществляется по закрытой подписке в соответствии с положением, утверждаемым Госкомимуществом России. Если сумма подписки превосходит размеры, предусмотренные избранным вариантом, комиссия по приватизации предприятия уменьшает доли всех работников в равной пропорции с тем, чтобы соблюсти указанное ограничение.

Акции, приобретенные или безвозмездно полученные в указанном порядке, а также приобретенные на иных условиях в соответствии с положением о продаже акций, утверждаемым Госкомимуществом России, могут продаваться акционерами без ограничения.

5.5. Продажей на аукционе является приобретение физическими или юридическими лицами в частную собственность на открытых торгах объектов приватизации в случаях, когда от покупателей не требуется выполнения каких-либо условий по отношению к объекту приватизации.

При этом право собственности передается покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.

В этом случае работники приватизируемого предприятия, а также лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после 1 января 1992 года и зарегистрированные в качестве безработных, не получившие право собственности в результате аукциона, получают до 30 процентов от продажной цены объекта, но не более чем 20 установленных законодательством Российской Федерации минимальных размеров месячной оплаты труда в расчете на одного работника.

5.6. Продажей по конкурсу (коммерческому и некоммерческому инвестиционному) является приобретение физическими или юридическими лицами в частную собственность объектов приватизации в случаях, когда от покупателей требуется выполнение каких-либо из перечисленных ниже условий по отношению к объекту приватизации (сохранение профиля предприятия или назначения объекта, числа рабочих мест, финансирования объектов социальной сферы, необходимые размеры инвестиций).

В этом случае работники приватизируемого предприятия, а также лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после 1 января 1992 года и зарегистрированные в качестве безработных, получают до 20 процентов от продажной цены объекта, но не более 15 установленных законодательством Российской Федерации минимальных размеров месячной оплаты труда в расчете на одного работника.

Коммерческий конкурс проводится в виде открытых аукционных торгов или закрытого тендера. При этом на коммерческом конкурсе право приобретения принадлежит покупателю, предложившему максимальную цену.

Продажа по коммерческому конкурсу с ограничением состава участников допускается (в соответствии с местными программами приватизации) только при приватизации расположенных в сельской местности, поселках городского типа, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, предприятий, осуществляющих первичную переработку сельскохозяйственной продукции, производственно-техническое обслуживание сельскохозяйственного производства. К участию в таком конкурсе допускаются только работники приватизируемого предприятия, жители данной местности и лица, депортированные из данной местности (в том числе за пределы Российской Федерации) в периоды массовых репрессий.

По инвестиционному конкурсу (на инвестиционных торгах) продаются государственные и муниципальные предприятия, когда от покупателей требуется осуществление инвестиционных программ. При этом право собственности передается покупателю, предложение которого наилучшим образом соответствует критериям, установленным планом приватизации.

Положение об инвестиционных конкурсах (инвестиционных торгах) утверждается Госкомимуществом России.

При продаже государственных и муниципальных предприятий (а также имущества ликвидируемых предприятий) по конкурсу или на аукционе товариществу (акционерному обществу), включающему не менее одной трети списочного состава работников приватизируемого предприятия (подразделения), при его покупке (кроме случаев выкупа арендованного имущества) предоставляется скидка с продажной цены в размере 30 процентов и рассрочка платежа до трех лет. При этом сумма первоначального взноса не может быть менее 25 процентов от продажной цены.

5.7. Физическим и юридическим лицам, ставшим собственниками приватизированных государственных и муниципальных предприятий на аукционе (по конкурсу), предоставляется право на заключение долгосрочных (на срок не менее 15 лет) договоров аренды занимаемых этими предприятиями государственных (муниципальных) нежилых помещений, зданий, строений, не вошедших в состав приобретенного ими имущества, а также на приобретение в собственность указанных помещений, зданий, строений (не ранее чем через один год после вступления в силу договора купли-продажи предприятия) и занимаемых предприятиями земельных участков в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Изменение условий по сравнению с ранее заключенными этими предприятиями договорами аренды указанных помещений, задний, строений допускается только по соглашению сторон, если иное не предусмотрено условиями договора.

5.8. В случаях, если при проведении аукциона (конкурса) по продаже приватизируемых предприятий физическое или юридическое лицо, признанное покупателем в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», является единственным участником аукциона (конкурса), то предприятие продается указанному лицу по цене, определяемой в порядке, устанавливаемом Госкомимуществом России. Эта продажа осуществляется в течение двух недель со дня проведения аукциона (конкурса) соответствующим фондом имущества. Льготы работникам предприятия, ставшим его покупателями, в этом случае не предоставляются.

5.9. Продажа имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных предприятий проводится исключительно на аукционе.

В этом случае работникам предприятия, а также лицам, уволенным с этого предприятия по сокращению численности работников после 1 января 1992 года и зарегистрированным в качестве безработных, выплачивается до 30 процентов от продажной цены имущества (активов), но не более 20 установленных законодательством Российской Федерации минимальных размеров месячной оплаты труда в расчете на одного работника.

5.10. Приватизация государственного и муниципального имущества, сданного в аренду, осуществляется различными способами в зависимости от наличия права выкупа в договоре аренды и согласия трудового коллектива предприятия-арендатора, принятого решением не менее половины его членов.

Арендаторы, имеющие право на выкуп в соответствии с договором аренды, осуществляют выкуп в следующем порядке:

в соответствии с договором аренды, заключенным до вступления в силу Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», если размеры, сроки, порядок и условия внесения выкупа установлены договором аренды;

путем преобразования предприятия, действующего на основе аренды государственного (муниципального) имущества, в акционерное общество открытого типа с правом первоочередного приобретения арендаторами акций, принадлежащих государству, местным Советам народных депутатов.

Коллектив структурного подразделения, входящего в состав предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, действующего на основе договора аренды с правом выкупа, имеет право в случае принятия им решения о выделении в самостоятельное предприятие выкупить долю арендованного предприятием государственного (муниципального) имущества, пропорциональную его доле в общем объеме производства (реализации) товаров, работ и услуг, со скидкой в 30 процентов от его стоимости, предусмотренной договором аренды.

Положения настоящего пункта распространяются на арендные предприятия и кооперативы только при условии приведения их организационно-правовой формы в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

5.11. Право на выкуп арендованного имущества предоставляется товариществам, созданным трудовыми коллективами структурных подразделений, выделившихся из состава предприятий, созданных трудовыми коллективами государственных (муниципальных) предприятий до вступления в силу Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» на основе аренды имущества этих предприятий и не имеющих такого права в соответствии с договором аренды.

В этих случаях указанным товариществам предоставляется также преимущественное право на заключение долгосрочного договора аренды (сроком не менее 15 лет) занимаемых ими государственных (муниципальных) нежилых помещений, зданий, строений, а также на приобретение их в собственность, но не ранее чем через один год после выкупа арендованного имущества в порядке, устанавливаемом Госкомимуществом России.

5.12. В 1992 году государственные и муниципальные предприятия (независимо от ограничений на их приватизацию) за счет остатков фондов экономического стимулирования и прибыли, остающейся в их распоряжении, могут создавать приватизационные фонды с открытием личных лицевых счетов приватизации работников. Средства, зачисляемые на личные лицевые счета приватизации работников, не подлежат налогообложению.

В 1992 году в приватизационный фонд могут направляться все остатки фондов экономического стимулирования по состоянию на 1 января 1992 года и до 50 процентов фактической прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей.

В приватизационный фонд не направляются прибыль, полученная от реализации основных средств предприятия, и амортизационные отчисления.

После приватизации государственных (муниципальных) предприятий средства, зачисленные на личные лицевые счета приватизации работников, остаются в их распоряжении. При увольнении работника эти средства могут быть по его заявлению перечислены на указанный им иной лицевой счет приватизации.

Право собственности в отношении средств на личном лицевом счете приватизации работника предприятия может переходить к другим лицам в порядке наследования и дарения. Средства личных лицевых счетов приватизации могут быть использованы работниками только на приобретение любых объектов государственной и муниципальной собственности в процессе приватизации.

5.13. В целях защиты интересов работников приватизируемых предприятий с момента принятия решения трудовым коллективом о подаче заявки на приватизацию государственного (муниципального) предприятия (подразделения) либо с момента подачи заявки другим физическим или юридическим лицом и до момента возникновения права собственности у покупателя (проведения первого собрания акционеров) запрещается без согласия соответствующего комитета по управлению имуществом:

осуществлять реорганизацию, ликвидацию и изменение структуры предприятия;

изменять и прекращать действие заключенных ранее договоров аренды занимаемых приватизируемыми предприятиями нежилых помещений, зданий, строений.

В этот период также запрещается изменение штатного расписания предприятия, сокращение численности его работников без решения трудового коллектива предприятия (подразделения) либо уполномоченного им органа.

5.14. В 1992 году устанавливаются следующие дополнительные льготы при приватизации государственных (муниципальных) предприятий:

товарищество, созданное работниками предприятия, где численность инвалидов превышает 50 процентов от общего числа работников, имеет приоритетное право приобретения своего предприятия по остаточной стоимости; если численность инвалидов менее 50 процентов, но более 10 процентов от общего числа работников, то условия продажи предприятия должны включать обязательства покупателя по сохранению определенной планом приватизации численности рабочих мест для инвалидов и обеспечению им специальных условий труда;

товарищество, созданное не менее чем двумя третями от общего числа работников государственного (муниципального) предприятия традиционных промыслов и ремесел народов Крайнего Севера (при условии, что не менее половины членов товарищества принадлежит к малочисленным этническим общностям, относящимся к коренному населению данной территории), народных художественных промыслов, имеет приоритетное право на приобретение предприятия по остаточной стоимости;

при приватизации предприятий горнодобывающей промышленности, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, льготы, предусмотренные Программой для членов их трудовых коллективов, распространяются также на бывших работников этих предприятий, проработавших на них не менее пяти лет, и тех членов старательских артелей, арендующих имущество этих предприятий, которые проработали в них не менее пяти сезонов;

Это интересно:  Кто имеет право приватизировать муниципальную квартиру 2019 год

при приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции и производственно-техническому обеспечению сельскохозяйственного производства акции могут продаваться по закрытой подписке производителям сельскохозяйственной продукции, признаваемым покупателями в соответствии с Законом Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», на территории данной республики в составе Российской Федерации, автономной области, автономного округа, края, области.

6. Условия кредитования приватизации в 1992 году

ГАРАНТ:

Об условиях кредитования приватизации см. Государственную Программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденную Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2284

Коммерческие банки Российской Федерации и иностранные банки могут осуществлять кредитование сделок приватизации без ограничений.

Центральным банком Российской Федерации кредитные ресурсы на эти цели не выделяются.

Местными программами приватизации может предусматриваться выделение кредитных ресурсов на эти цели из средств, находящихся в распоряжении соответствующих Советов народных депутатов.

7. Использование именных приватизационных вкладов граждан в 1992 году

ГАРАНТ:

В настоящее время именные приватизационные вклады граждан не используются, поскольку Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2288 Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР» признан не действующим и не подлежащим применению

7.1. Система именных приватизационных счетов (приватизационных чеков) вводится не позднее 1 ноября 1992 года. Правительство Российской Федерации не позднее чем за один месяц до начала выплат по именным приватизационным счетам (выдачи приватизационных чеков) представляет на утверждение Верховному Совету Российской Федерации общую сумму, подлежащую выплате в виде именных приватизационных вкладов (приватизационных чеков), и размеры выплат одному гражданину.

7.2. Для обслуживания обращения и распределения средств с именных приватизационных счетов комитеты по управлению имуществом и фонды имущества всех уровней создают и способствуют созданию финансовых институтов (инвестиционных компаний, фондов и других) и обеспечивают широкое привлечение к участию в них предпринимательских структур.

7.3. Госкомимущество России и местные комитеты по управлению имуществом в целях приобретения гражданами приватизируемого имущества за счет средств с именных приватизационных счетов (приватизационных чеков) до 1 сентября 1992 года обеспечивают преобразование предприятий с балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 1 января 1992 года более 50 млн. рублей в акционерные общества открытого типа, за исключением предприятий, приватизация которых запрещена согласно разделу 2.1 Программы. С этой целью на руководителей указанных предприятий возлагается разработка проектов документов по учреждению акционерных обществ открытого типа и планов их приватизации, составленных в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», Программы и типовых документов, утверждаемых Правительством Российской Федерации. Согласованные с трудовыми коллективами проекты планов приватизации представляются руководителями предприятий в соответствующие комитеты по управлению имуществом до 1 сентября 1992 года.

8. Использование иностранных инвестиций

ГАРАНТ:

Об использовании иностранных инвестиций см. Государственную Программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденную Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2284

8.1. Использование иностранных инвестиций при приватизации государственных (муниципальных) предприятий осуществляется на следующих условиях:

иностранные инвесторы могут участвовать в аукционе, конкурсе, инвестиционных торгах. При совершении сделок с иностранными инвесторами продавцом приватизируемого имущества выступают исключительно соответствующие фонды имущества;

если иностранный инвестор является единственным участником аукциона, конкурса, инвестиционных торгов, то продажа ему предприятия допускается. В этом случае соответствующим фондом имущества осуществляется специальная оценка имущества предприятия по методике, утверждаемой Госкомимуществом России;

участие иностранных инвесторов в приватизации объектов и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, а также мелких (до 200 человек среднесписочной численности работающих или с балансовой стоимостью по состоянию на 1 января 1992 года до 1 млн. рублей) предприятий промышленности и строительства, автомобильного транспорта допускается только по решению местных Советов народных депутатов или органов, ими уполномоченных;

решение о допуске иностранных инвесторов к участию в приватизации объектов и предприятий топливно-энергетического комплекса, по добыче и переработке руд, драгоценных и полудрагоценных камней, драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов принимается Правительством Российской Федерации или правительствами республик в составе Российской Федерации ( в зависимости от вида государственной собственности) одновременно с принятием решения о допустимости приватизации указанных объектов и предприятий.

Иных ограничений на участие иностранных инвесторов в приватизации не налагается.

8.2. Взаимные расчеты с иностранными инвесторами при совершении сделки осуществляются в валюте Российской Федерации со специальных счетов, открываемых в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации» установлен инструкцией ЦБР от 16 июля 1993 г. N 16

Использование при приватизации рублевых активов иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

8.3. Иностранные физические лица, не зарегистрированные в качестве предпринимателей в стране происхождения, признаются иностранными инвесторами в отношении их участия в приватизации.

9. Порядок взаимоотношений государственных органов по приватизации между собой, с другими органами государственного управления и бюджетами всех уровней

ГАРАНТ:

О порядке взаимоотношений государственных органов по приватизации между собой, с другими органами государственного управления и бюджетами всех уровней см. Государственную Программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденную Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2284

9.1. Продавцами государственных (муниципальных) предприятий и других объектов государственной (муниципальной) собственности являются соответствующие фонды имущества.

При принятии решений о приватизации, отнесенных к их компетенции Программой, Правительство Российской Федерации и Госкомимущество России представляют интересы автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и обеспечивают их защиту.

Контроль за выполнением и законностью сделок приватизации возлагается на постоянные комиссии соответствующих Советом народных депутатов.

В регионах, где фонды имущества ( отделения Российского фонда федерального имущества) не созданы, все их функции по поручению соответствующих Советов народных депутатов (Российского фонда федерального имущества) временно выполняют соответствующие комитеты по управлению имуществом.

9.2. С момента принятия решения о приватизации предприятия полномочия, делегированные соответствующим комитетом по управлению имуществом министерству, ведомству, органу местной администрации, утрачивают силу.

9.3. Министерства и ведомства Российской Федерации разрабатывают и согласовывают с Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и представляют в Госкомимущество России, Российский фонд федерального имущества рекомендации по учету особенностей предприятий отрасли, учитываемых при приватизации и осуществлении полномочий собственника.

9.4. Для осуществления полномочий собственника на собраниях акционеров акционерных обществ, контрольные пакеты акций которых закреплены за государством, фонды имущества соответствующих уровней могут привлекать на договорных началах представителей соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации, должностных лиц администрации предприятий.

10. Образование целевых финансовых фондов за счет средств, полученных от приватизации

ГАРАНТ:

Государственной Программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2284, образование целевых финансовых фондов за счет средств, полученных от приватизации, не предусмотрено

10.1. Под средствами, полученными от приватизации, понимаются вся денежная выручка от продажи объектов приватизации и иные поступления, полученные в процессе приватизации (в том числе регистрационный сбор, залог и прочее).

Дивиденды и арендная плата, получаемые фондами имущества и комитетами по управлению имуществом, не включаются в состав средств от приватизации и подлежат перечислению в соответствующий бюджет за вычетом расходов по банковским операциям.

10.2. Средства, полученные от приватизации, за исключением средств именных приватизационных счетов (приватизационных чеков), поступающие в распоряжение соответствующих Советов народных депутатов в соответствии с нормативами, установленными Программой, направляются на образование целевых фондов:

социальной защиты населения;

осуществления природоохранных мероприятий;

демонополизации и структурной перестройки;

развития социальной и инженерной нифраструктуры городов и регионов, а также на покрытие дефицита бюджета.

За счет средств, полученных от приватизации объектов федеральной собственности, находившихся в оперативном управлении Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерства безопасности Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации, создается федеральный фонд социальной защиты военнослужащих.

10.3. Порядок образования и расходования целевых фондов, а также размеры средств, направляемых на указанные цели, определяются соответствующими Советами народных депутатов.

11. Требования к местным программам приватизации

ГАРАНТ:

О требованиях к местным программам приватизации см. Государственную Программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденную Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2284

11.1. Местные программы приватизации разрабатываются комитетами по управлению имуществом республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов (кроме городов районного подчинения), районов (кроме районов в городах) и принимаются соответствующими Советами народных депутатов, которые вправе устанавливать нижестоящим органам государственной власти и управления (органам местного самоуправления) задания по приватизации в соответствии с Программой.

11.2. Местные программы приватизации должны быть разработаны (переработаны) в соответствии с требованиями Программы и утверждены (переутверждены) не позднее чем в месячный срок после ее опубликования. После этого местные программы должны быть опубликованы в органах печати соответствующих Советов народных депутатов и представлены в Госкомимущество России.

11.3. Местные программы приватизации утверждаются на один год и должны соответствовать следующим обязательным требованиями:

не противоречить Программе, не включать в себя предложения по приватизации объектов и предприятий, которые не подлежат приватизации или имеют ограничения (кроме раздела 2.4) в соответствии с Программой, не вводить дополнительные ограничения на приватизацию объектов и предприятий;

обеспечивать в полной мере выполнение обязательных требований и заданий, установленных Программой;

включать перечни конкретных объектов (групп объектов), подлежащих обязательной приватизации, в обеспечение выполнения расчетных показателей и обязательных заданий Программы;

включать прогнозы получения средств от приватизации, порядок и направления их использования;

содержать перечень ограничений по приватизации, устанавливаемых в соответствии с разделом 2.4 Программы;

содержать конкретные мероприятия по демонополизации и созданию конкурентной среды, использованию для этого средств целевых внебюджетных фондов и иностранных инвестиций.

11.4. Комитеты по управлению имуществом республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов и районов с согласия соответствующих Верховных Советов, Советов народных депутатов могут вносить изменения в республиканские и местные программы приватизации.

11.5. Формы и сроки представления отчетности по выполнению заданий, устанавливаемых Программой, определяются Госкомимуществом России совместно с Российским фондом федерального имущества по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.

11.6. Ответственность за выполнение местных программ приватизации возлагается на председателей местных Советов народных депутатов и фондов имущества, глав администраций и председателей местных комитетов по управлению имуществом.

11.7. Контроль за выполнением местных программ приватизации возлагается на Госкомимущество России.

муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год

Расчетные показатели по приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год для республик в составе Российской Федерации
(в процентах от общего числа предприятий)

Примечание: Кроме того, всем республикам в составе Российской Федерации устанавливаются целевые показатели по приватизации не менее 40 процентов от общего числа объектов незавершенного строительства

муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год

Расчетные показатели по приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год для краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга
(в процентах от общего числа предприятий)

*) Исключая находящиеся на территории национально-территориальные образования.

Примечание. Кроме того, всем территориям устанавливаются обязательные задания по приватизации не менее 40 процентов от общего числа объектов незавершенного строительства.

муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год

Расчетные показатели по приватизации государственных и муниципальных предприятий для автономной области, автономных округов
(в процентах от общего числа предприятий)

муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год

Прогноз поступлений средств в 1992 году от приватизации на возмездной основе

муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год

Нормативы распределения средств, поступающих от приватизации

*) В случае приватизации объекта, находящегося на территории автономного округа, входящего в состав области (края), средства, полученные от приватизации, делятся поровну между краевым (областным) бюджетом и бюджетом автономного округа в пределах общего норматива, установленного п. 2 данной таблицы.

**) Не менее 50 процентов указанных сумм направляются в целевой внебюджетный фонд социальной защиты военнослужащих.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год

Настоящая Программа вводится в действие с момента опубликования

Текст Программы опубликован в «Российской газете» от 9 июля 1992 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1992 г., N 28, ст. 1617

Настоящая Программа фактически прекратила действие

Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2284 утверждена Государственная Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, введенная в действие с 1 января 1994 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменения вступают в силу с 1 июля 1993 г.

Приватизация в россии 1992

1992 год в экономике России — В 1992 году экспорт из России составил $46 млрд.[1] По оценкам ЦБ РФ, в 1992 году в Россию не вернулось около 60 % валютной выручки от экспорта.[1] В 1992 году, после либерализации цен и попыток ужесточения денежно кредитной политики,… … Википедия

Приватизация в России — процесс передачи государственного имущества Российской Федерации (ранее РСФСР) в частную собственность, который осуществлялся в России с начала 1990 х годов (после распада СССР). Приватизацию обычно связывают с именами Е. Т. Гайдара и А. Б.… … Википедия

Залоговые аукционы — Приватизация в России приватизация, которая осуществлялась в России с начала 1990 х годов (после распада СССР). Приватизацию обычно связывают с именами Е. Т. Гайдара и А. Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В… … Википедия

Приватизация — (Privatization) Понятие приватизации, способы и формы приватизации Понятие приватизации, способы и формы приватизации, методы приватизации Содержание Содержание 1. Понятие и разгосударствления Раздел 1. Понятие 2. Способы и формы приватизации… … Энциклопедия инвестора

Экономические реформы в России (1990-е годы) — Основные статьи: Экономика СССР, 1990 е в экономике России См. также: Реформы правительства Ельцина Гайдара Экономические реформы в России, проводившиеся в 1990 е годы в Российской Федерации и включающие либерализацию цен, либерализацию… … Википедия

ПРИВАТИЗАЦИЯ — (лат. privatio избавление, освобождение и privatus частный) 1) в широком смысле: комплекс организационно правовых мер, опосредующий реструктуризацию национальной экономики путем сокращения государственного и расширения частного сектора,… … Энциклопедия юриста

ЕГИПЕТ — Арабская Республика Египет, государство в северо восточной части Африки и на Синайском п ове в Азии (ок. 6% территории), являющемся как бы мостом между двумя материками. Египту принадлежат также несколько небольших островков в Суэцком заливе и в… … Энциклопедия Кольера

Египет — Арабская Республика Египет, Миср, гос во на С. В. Африки и на Синайском п ове Азии. Название Египет известно с III тыс. до н. э. Оно восходит к др. егип. Кипет черная земля , что противопоставляло долину Нила с ее плодородной почвой красной земле … Географическая энциклопедия

Статья написана по материалам сайтов: nationalization.ru, base.garant.ru, news_enc.academic.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector