+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Приватизация сущность способы проблемы 2019 год

Приватизация – одно из направлений разгосударствления, заключающееся в передаче государственной собственности в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

· формирование слоя частных предпринимателей;

· повышение эффективности работы предприятий и экономики в целом;

· осуществление социальной защиты населения посредством использования средств полученных от приватизации;

· обеспечение конкурентной среды в экономике;

· привлечение иностранных инвестиций.

· приватизация проводилась по несовершенному законодательству;

· предприятия продавались по заниженной стоимости, поэтому были получены низкие доходы;

· не был сформирован эффективный слой собственников;

· приватизация сопровождалась падением производства и уровня жизни;

· в результате приватизации произошла концентрация собственности в руках незначительного количества людей.

С окончанием массовой приватизации по прогнозному плану осуществляется приватизация федерального имущества.

Закономерности развития и особенности экономических систем.

А) Исторические типы экономических систем.

Исторический взгляд на характер взаимодействия природы и экономики позволяет выделить два типа технико-экономических систем: присваивающее и производящее хозяйство. Присваивающее хозяйство преобладало на ранних ступенях развития человечества при отсутствии общественного разделения труда, низком уровне развития производительных сил и неразвитости человеческих потребностей. Оно характеризуется добыванием из природы готовых продуктов (собирательство, рыболовство, охота). Производящее хозяйство базируется на общественном разделении труда (выделение земледелия, скотоводства, ремесла) и развитии способов преобразования веществ природы в ремесленные, а затем и промышленные изделия. Доиндустриальная экономика характеризуется неразвитыми производительными силами, в ней сильны элементы присваивающего хозяйства, ведущим сектором экономики является аграрный. Индустриальная экономика организована на основе машинного производства, ведущая отрасль – промышленность. Постиндустриальная экономика характеризуется ведущим положением в структуре отраслей сектора нематериальных услуг, повсеместным распространением телекоммуникаций и компьютерных технологий, превращением информации в важнейший фактор развития.

3. Приватизация: сущность, цели, этапы, результаты и проблемы.

Наиболее сложной проблемой в системе рыночных преобразований является приватизация государственной и муниципальной собственности. Под приватизацией принято понимать передачу государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность» 10 .

Процессы приватизации, которые развиваются в России и других постсоциалистических странах, не являются уникальными в мировом хозяйственном развитии. Причины широкомасштабной приватизации 70х, 80-х годов в западном мире многогранны, являются конкретно-историческими. Западноевропейская приватизация обусловлена определенной стадией экономического развития, сменой общественных приоритетов, в том числе, отказом от идеологии «государства благоденствия», в определенной мере, — недостаточной эффективностью работы госсектора.

Западный мир накопил значительный опыт осуществления приватизации, который необходимо анализировать и использовать. Однако, ни темпы, ни масштабы, ни цели и условия их приватизации несоизмеримы с российскими. К примеру, широко пропагандируемый опыт британской приватизации ограничивается преобразованием в частные нескольких десятков государственных предприятий в течение полутора десятков лет. Существенным ограничением для России в заимствовании форм и механизмов приватизации является то, что имевшийся до сих пор мировой опыт приватизации базируется на рыночной экономике.

Начатую в нашей стране с 1 октября 1992 года приватизацию называют “чековой”, или “ваучерной”, так как основным платежным средством на первом этапе выступали приватизационные чеки. Применение приватизационных чеков ограничивалось объектами государственной собственности. Муниципальная собственность не могла быть приватизирована путем использования приватизационных чеков.

Начало чековой приватизации было положено Указом Президента РФ “О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации” от 14 августа 1992 года № 914.

Первый этап приватизации, определенный Государственной программой приватизации, поставил следующие социально-экономические цели этого процесса:

Формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики.

Повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации.

Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации.

Содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации.

Создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства.

Привлечение иностранных инвестиций.

Создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации на последующих этапах.

Официальная оценка результатов первого этапа приватизации Госкомимуществом была весьма оптимистичной. “Приватизация в России состоялась. Создан обширный класс собственников. Создан фондовый рынок. Россия может рассчитывать на быстрый экономический подъем в самое ближайшее время”.

Однако, это мнение не разделяли не только экономисты — исследователи, но и федеральные властные структуры, региональные и местные органы власти, деловые круги России, указывая на нереализованность поставленных Государственной программой стратегических целей, проблемы и провалы ее конкретных шагов 11 .

Таблица C. Динамика объемов промышленного производства в Псковской области (в процентах к предыдущему году) 12

Производство товаров народного потребления

* данные девяти месяцев

Понятно, что сжатые сроки разработки программ, недостаток опыта подобной работы и дефицит квалифицированных специалистов обусловили слабость аналитического обоснования приватизационных программ, отсутствие в них рекомендаций по формам и методам приватизации, учитывающим региональную и производственную специфику, мировой опыт ее осуществления. Все это в значительной мере предопределило результаты первых приватизационных мероприятий и их последствия. К недостаткам первого этапа приватизации следует отнести следующее:

Из-за слишком поспешного преобразования государственных предприятий в акционерные общества, последние оказались неподготовленными к работе в условиях рынка.

При проведении чековой приватизации практически нерешенной оказалась задача защиты прав и интересов владельцев приватизационных чеков. Выпуск приватизационных чеков был осуществлен в нарушение Закона “Об именных приватизационных счетах и вкладах”, при этом полностью отсутствовал контроль со стороны органов государственной власти за деятельностью чековых инвестиционных фондов и других организаций, работавших с приватизационными чеками граждан, что создало основу для финансовых афер, обмана граждан и других злоупотреблений.

Характерно приобретение за бесценок контрольных пакетов акций лицами (чаще всего, из администрации предприятий), которые не обеспечили хотя бы сдерживания спада производства на купленных предприятиях.

Значительная часть акций приватизированных предприятий, в соответствии с моделями приватизации использованными в Российской Федерации, осталась в собственности государства. По итогам российской приватизации в 1995 году совокупный частный сектор по числу впервые превысил государственный (50,5 и 49,5 % соответственно). По доле произведенной продукции в ВВП этот рубеж не был преодолен.

Следовательно, многие организации с точки зрения экономических форм собственности, превратились в смешанные. По завершении акционирования встает проблема управления смешанными предприятиями при сохранении контроля государства над ними, или при необходимости, реализации пакета акций, закрепленных за государством.

Кратко остановимся на финансовых аспектах приватизации. Федеральные и местные программы предусматривали определенные нормативы распределения средств по бюджетам разных уровней. Учитывая «ваучерный» характер первого этапа нашей приватизации, нельзя было и ожидать поступления значительных средств от приватизации государственного имущества. Они действительно оказались весьма незначительными, что подтверждается как данными по Российской Федерации в целом, так и по Псковской области, представленных в таблице и диаграммах.

Таблица D. Доходы от приватизации в Российской Федерации (млрд. руб.) 13

Теория приватизации

Сущность приватизации

Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет собой особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную».

Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики.

Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации.

В западных странах можно встретить множество определений, такие как: переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную; полная продажа государственных предприятий частным лицам; продажа части активов; передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.

Несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из которых опирается наопределенные доводы и аргументы.

Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов.

Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками — ваучерами.

Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.[7]

Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:

  • 1. сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;
  • 2. требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;
  • 3. монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу;

Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников — основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.

Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, — инструментом государственного регулирования долговременного характера.[9]

Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими:

  • 1. Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства)
  • 2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки).
  • 3. Социальная (обеспечение социального мира).
  • 4. Перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива,демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций.

Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации -акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство. Чтобы добиться наибольшего результата надо отдать предприятие в руки умелых управляющих и суметь заинтересовать их в достижениях наилучших конечных результатов.[8]

Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ — не навреди!

На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов: приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму; приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий; изменения структуры собственности должны носить постепенный характер; обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев; приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности; каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.

Основные концепции приватизации.

В условиях рыночной трансформации российской экономики в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».

В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности.

Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной.

Второй подход — «трудовой» — на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность.

Третий подход, который по его собственному критерию можно назвать «субъектным», тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.

Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся — отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора.

Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.

Массовый характер приватизация может принять только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи).

Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и деприватизации-двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.[20]

Экономическое содержание приватизации.

Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную под непосредственным воздействием государственных органов.

При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы.

Содержание системы отношений приватизации раскрывается через ее цели. В этом аспекте приватизация — не цель реформы, а ее инструмент. Приватизация способствует демонополизации производства. К сожалению, резкий переход к акционированию крупных предприятий произошел без их предварительной реорганизации и коммерциализации. Это не позволило увязать задачи приватизации и демонополизации. Следует учитывать, что проблему демонополизации удается решить не во всех отраслях народного хозяйства и не только методами разукрупнения. Взаимосвязь приватизации и демонополизации настолько сложна, что использование разрешенных программой приватизации методов приводило к разрушению сложившихся отраслевых научных комплексов при выходе из них структурных подразделений.

Реализация целей приватизации взаимно противоречива. Явные противоречия существуют между принципами социальной справедливости и экономической эффективности. Здесь пришлось поступиться нормами справедливости в целях ускорения процесса разгосударствления и приватизации. Важным средством приватизации является перераспределение доходов и имущества.

Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы.

Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к «неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования. Проведение приватизационных мероприятий в России сталкивается с целым рядом объективных препятствий. Прежде всего масштаб предполагаемых преобразований несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практически отсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства значительно усложнил оценку потенциала низко рентабельных предприятий. Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти условия объясняют неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых коллективов, безработных и т.п.).

Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей.

Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.[20]

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска

Перейти к полному тексту работы

Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

Смотреть полный текст работы бесплатно

Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, studwood.ru, www.webkursovik.ru.

»

Это интересно:  Можно приватизировать квартиру и земельный участок 2019 год
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector
Читайте также:

  1. A1. Сущность и классификация организаций. Жизненный цикл организации и специфика управления на различных его этапах.
  2. I. Диагностика проблемы
  3. I. Судебно-следственная практика формирования системы доказательств по уголовному делу (постановка проблемы).
  4. I. Философско-нравственные проблемы
  5. II. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения курса «Актуальные проблемы уголовного права».
  6. III. Сущность и цели инвестиционного менеджмента
  7. V1: <<1>> Тема № 1.Понятие и сущность финансов.Деньги.
  8. XII. Проблемы биоэтики
  9. XIII. Церковь и проблемы экологии
  10. XVI. Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма.

Реферат/Курсовая Приватизация в России необходимость, способы, этапы, итоги
Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 04.02.13. Год: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ……………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ………………6

      Сущность и необходимость приватизации
      Формы и способы приватизации
      Опыт зарубежных стран

ГЛАВА II. ПРИВАТИЗАЦИЯ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ……………………………………………………… …………….18
2.1 Цели приватизации……….
2.2 Этапы приватизации…….
2.3 Преимущества и недостатки приватизации
ГЛАВА III. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИВАТИЗАЦИИИ…………………………31
3.1 Итоги приватизации государственной собственности в РФ
3.2 Оценка и уроки приватизации в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… ……………40
БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….43

В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы.
Истории человеческого общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная и частная собственность.
В современном мире нет ни одной страны, где бы государство активно не занималось хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю. Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.
Гипертрофированное огосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности, окостенению предпринимательских структур, препятствует функционированию рыночных механизмов. Именно поэтому необходимо разгосударствление и приватизация.
Страны с переходной экономикой переживают период всесторонних и радикальных изменений. Переходная экономика анализируется представителями всех направлений экономической науки, в том числе и экономической теорией, однако экономическая теория по-особому подходит к анализу и содержанию опыта, накопленного экономистами. Экономическая теория анализирует основные закономерности тенденции процесса преобразований, социально-экономическую структуру и экономический строй переходной экономики, а также определяет наиболее общие принципы и формы преобразований. При этом экономическая теория опирается на обобщение реальных фактов преобразования, анализируя их во внутренней взаимосвязи и противоречивости.
Рыночная экономика достаточно сложна. К тому же, как показывает практика, введение западных моделей, которые с успехом применялись в иностранных государствах, не всегда дает положительный эффект и «приживается» в местных условиях. Не будем забывать, что рыночная экономика на Западе формировалась, преобразовывалась на протяжении более 200 лет, а страны постсоветского пространства идут по этому пути только пятнадцать лет. И поэтому проблему собственности, и способы ее влияния на формирование рынка необходимо рассматривать, в основном, с точки зрения национальной экономики, однако, не исключая опыта, накопленного зарубежными экономистами.
Актуальность темы: заключается в том, что собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики и экономической теории. История экономической жизни общества в периоды повышенной социальной активности ведет, как правило, к перераспределению объектов и прав собственности. Переходная экономика России служит подтверждением этой исторической традиции.
Цель: Целью написания данной работы является анализ теории и практики приватизационного процесса, который занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами:

    Необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике;
    Постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности;
    Использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения его хода и результатов.

Объект темы: Объектом нашей работы является процесс приватизации, предметом – его содержание, сущность и роль в экономике.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:

      Изучить сущность, формы и способы процесса приватизации;
      Проанализировать опыт зарубежных стран;
      Определить цели и этапы приватизации;
      Выявить недостатки и преимущества приватизации;
      Оценить роль приватизации в экономике России.

Таким образом, общественная мысль всегда уделяла больше внимания проблеме собственности. Специальные обращения к ней содержатся в исторической, философской и художественной литературе. Богатые традиции и материал накоплены в юридической литературе, в рамках которой сложился ряд направлений в изучении прав собственности.
Экономическая наука также всегда уделяла особое внимание этой проблеме, но, тем не менее, эта проблема остается дискуссионной и недостаточно разработанной. Отсюда следует вывод, что данная проблема довольно актуальна на сегодняшний день. Несмотря на огромный багаж накопленной экономической мысли, в экономике, как и в любой другой отрасли человеческих знаний, еще существуют «белые пятна.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

    1.1 Сущность и необходимость процесса приватизации

Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет собой особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, такие как:

    переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;
    полная продажа государственных предприятий частным лицам;
    продажа части активов;
    передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.

Несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная, каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.
Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками — ваучерами.
Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Ее сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.
Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки ее проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное ее осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:

    Сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;
    Требуется время, чтобы рынок начал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;
    Монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу.

Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников — основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но, ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.
Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ — не навреди!
На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:

    приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;
    приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий;
    изменения структуры собственности должны носить постепенный характер;
    обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;
    приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;
    каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.

Основные концепции приватизации.
В условиях рыночной трансформации российской экономики в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».
В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной.
Второй подход — «трудовой» — на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность.
Третий подход, который по его собственному критерию можно назвать «субъектным», тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.
Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся — отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора.

1.2 Формы и способы приватизации

Понятие «приватизация» не всегда употребляется в одинаковом значении. Порой преобразование предприятий или сфер деятельности из государственных в частные называется приватизацией даже в том случае, если пакеты акций данных компаний продолжают оставаться полностью во владении государства. В более узком понимании приватизация имеет место лишь тогда, когда государство перестает быть основным собственником, а покупателями или владельцами долей выступают частные лица или предприятия с преобладающим частным капиталом. Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.
Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить в порядке общего или частного правопреемства. Формальная приватизация ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства не определяются заново. Для реализации этих задач государство использует инструменты частного права. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит никаких существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.
Реальная приватизация. О реальной приватизации говорят в том случае, когда государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне и имеет четыре основные формы:

    Продукция — услуги, производимые государственными предприятиями, заменяются продукцией — услугами других предприятий;
    При использовании так называемой «контрактной системы» частный продавец оказывает государственному органу определенные платные услуги, которые потребляются непосредственно населению;
    При использовании «концессионной модели» частное предприятие оказывает гражданам платные услуги;
    В случае использования «чековой системы» государство размещает финансируемые за счет налоговых поступлений чеки, которыми можно производить расчеты с любыми предприятиями — поставщиками.

Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.
Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.
Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.
Management-Buy-Out: данная форма приватизации имеет место в том случае, когда предприятие или часть предприятия переходит в собственность его руководящего состава.
Management-Buy-In: об этой форме приватизации говорят тогда, когда предприятие приобретается руководством стороннего предприятия. В этом случае новые собственники проводят полную или частичную смену прежнего руководства.
Приватизация сопровождается рядом сопутствующих мероприятий, таких как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере.

1.3 Опыт зарубежных стран

Приватизация в 70 – 80 – е годы стала общемировым явлением. К концу 80-х годов более 80 стран разных континентов – от государств Латинской и Северной Америки до Южной Кореи, Филиппин, Малайзии приняли программы сокращения государственного сектора.
Складывающиеся в жизни соотношения между государственным и частным капиталом не являются окончательно установленными, они могут изменяться в поисках более эффективного сочетания, оптимума, проникая друг в друга. Поэтому в зарубежной практике приватизация в чистом виде встречается очень редко, в основном создаются смешанные предприятия, призванные снять недостатки каждой из форм собственности и реализовать их преимущества. В настоящее время на Западе предпринимаются попытки математического расчета оптимального сочетания двух форм собственности, оптимальной структуры, в которой любые отклонения – будь то отставание или забегание вперед – чреваты снижением экономической эффективности.
Всем мировым опытом доказано, что приватизация может стать популярной и эффективной лишь при поддержке общественного мнения. Считается, что наибольшего успеха в этом плане добились Англия и Франция, убедительно доказавшие, что постепенность и добровольность при проведении приватизации «сверху» должны стать ее обязательными принципами. Существуют определенные способы достижения согласия между отдельными группами населения в реализации программ приватизации. Так, сомнения потребителей в целесообразности приватизации можно погасить установлением льготных региональных ставок; неудовлетворенность рабочих – льготными
ставками на покупку акций; менеджеров, опасающихся раздела предприятия, приватизацией его как единого целого; политиков, опасающихся распродажи родины, сохранением контрольного пакета акций в стране.
Политико-символическое значение крупных акций по приватизации обязывает в любом случае показать ее результативность. Обычно в данной связи ссылаются на опыт Великобритании, где приватизация стимулируется не только усиленной пропагандой, но и рядом экономических выгод: снижением цен при продаже государственных домов, благоприятным курсом акций госпредприятий и др. Именно здесь приватизация стала повседневной практикой, и она проникает в те сферы, которые ранее считались исключительно госмонополией (газоснабжение, электроэнергетика, почта, телефонная связь, авиатранспорт).
Подводя некоторые итоги приватизации в развитых странах Запада, можно отметить, что, во-первых, в подавляющем их большинстве под влиянием разгосударствления, составной частью которого стала приватизация, экономическое положение в 80-е годы улучшилось. В Великобритании, к примеру, отмечаются укрепление госбюджета (в результате, как увеличившегося поступления налогов, так и сокращения субсидий госпредприятиям), рост производительности труда. Во-вторых, наиболее приспособленными к новым формам хозяйствования оказались те страны, в которых идея приватизации стала популярной, и был обеспечен определенный социальный и политический консенсус (Англия, Франция).
В-третьих, условия и механизм приватизации, ее последствия в разных странах в большой мере определяются социально-культурной средой и конкретно-исторической обстановкой. В-четвертых, опыт прошедших лет вновь подтвердил, что принципы частной собственности, заложенные, например, в акционерных обществах, не обеспечивают социальной справедливости. Результаты приватизации в развивающихся странах более противоречивы и неоднозначны. Они еще раз подтверждают, что успехи в этом процессе зависят не только от наличия в обществе ряда объективных предпосылок – факторов экономического, политического и национально- культурологического характера, но и от комплексности их включения в механизм приватизации. Выпадение хотя бы одного из них из общей цепи негативно сказывается на итогах и последствиях приватизации. В одних странах реализация программ либерализации экономики привела к росту эффективности и оздоровлению, в других произошло ухудшение экономического положения.
Наиболее быстро и успешно приватизация проходит в тех странах и отраслях, которые теснее интегрированы в мировое хозяйство (авиатранспорт, телекоммуникации, порты, банки). Дальше других стран по пути приватизации продвинулась Южная Корея, где реализуется американская система ЭСОП, в соответствии с которой служащие получают в собственность на льготных условиях не менее 20% акций предприятия.
Дискуссия о приватизации в странах Восточной Европы выявила единодушие в оценке и признании многих преимуществ, которые несет в себе разгосударствление. Тем не менее, перед сторонниками реформ в настоящее время – множество проблем, не получающих однозначного решения. Имеются в виду масштабы приватизации, ее временные рамки, условия распродажи госпредприятий, возможность участия в ней иностранных инвесторов. За всеми теоретическими посылками и аргументами стоит центральный вопрос – как собственность, никому не принадлежащую и никакой выявленной ценности не имеющую, продать людям, которые не имеют денег.
Характерной чертой процесса приватизации в Восточной Европе стал отказ от какого-либо одного универсального метода приватизации: ясно, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Чтобы реализовать первые и смягчить последние, желательно наряду с принципом возмездности внедрять для определенных категорий граждан и безвозмездную передачу имущества в собственность.

ГЛАВА II. ПРИВАТИЗАЦИЯ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

2.1 Цели приватизации

Приватизация, как и любое экономическое явление, имеет множество трактовок своих целей и задач (как правило, они несколько противоречивы), и в зависимости от политической ситуации в стране на первый план выходят то одни, то другие цели. Попробуем отметить понимание задач приватизации в целом, и в России в частности.
Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими:

    Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства);
    Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки);
    Социальная (обеспечение социального мира);
    Перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.

Эксперты по-разному пишут о целях приватизации государственной собственности в России, но все они сходятся во мнении на том факте, что реформирование отношений собственности в соответствии с идеалами свободы и справедливости обеспечивает создание многоукладной экономики, в которой каждая из форм собственности и соответствующих им типов хозяйствования, секторов экономики занимает свою нишу в удовлетворении совокупных потребностей. В разумном и сбалансированном сочетании различных форм собственности, их здоровой конкуренции, как свидетельствует опыт развитых стран, — залог успешного функционирования экономики.
Учет данной закономерности трансформации мировой экономики, а также первых результатов реформирования национальной экономики убеждают в том, что:

    долю государственного сектора в структуре ВВП необходимо существенно сократить, при этом ответственность за производство большей части продукции и услуг и за принятие инвестиционных решений должна перейти от должностных лиц к частным предпринимателям;
    государственный контроль за естественными монополиями и стратегически важными отраслями экономики (энергетика, связь, транспорт, оборонный комплекс, часть банков) должен быть сохранен;
    необходимо провести инвентаризацию государственной собственности и усилить контроль за сохранностью государственного имущества;
    прозрачным и подотчетным должно стать управление государственной собственностью; ответственность за результаты хозяйственной деятельности лиц, уполномоченных управлять государственной собственностью, повысится;
    реструктуризация и модернизация государственных предприятий должна обеспечить их конкурентоспособность;
    с целью недопущения захвата государственного имущества монопольными структурами, сращивания бизнеса с государством и появления привилегированного сектора экономики, ее криминализации, необходимо изменить методы приватизации. Процесс приватизации должен быть максимально открытым, с детально разработанным правовым механизмом, поскольку только легальная приватизация способна противостоять коррупции и привести к позитивным экономическим и политическим результатам;
    должен быть усовершенствован правовой механизм банкротства и закрытия неперспективных предприятий. Нового собственника приватизированных государственных предприятий необходимо определять с учетом национальных интересов, обеспечив контроль и периодическое информирование общественности о ходе выполнения принятых им обязательств;
    должен быть создан правовой механизм деприватизации и передачи новому собственнику на выгодных государству и обществу условиях объектов, которые управляются неэффективно.

В результате этих мер государство, все в большей мере отказываясь от роли владельца, контролирующего производство, станет гарантом стабильной рыночной среды для предпринимательства, создаст правовое поле для эффективной частной экономической деятельности, будет содействовать выходу на рынок новых экономических субъектов и осуществлять регулирование экономики с помощью преимущественно экономических методов — денежно-кредитной, финансовой, налоговой, амортизационной политики.
Но все, же приватизация выполняла две основные функции. С одной стороны, она должна была стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, — инструментом государственного регулирования долговременного характера.
Также можно сказать о том, что каждый гражданин на начальном этапе приватизации в России по-разному понимал её цели: кто-то извлекал из этого собственную выгоду, «прибирая к рукам» огромное государственное имущество, а кто-то смотрел на это со стороны, удивляясь, как же быстро меняется время.
На этот счет интересен доклад, подготовленный Центральным финансово- контрольным управлением США, в котором говорилось о следующих целях приватизации государственной собственности в России:
«Стремление ранее господствующего класса номенклатуры в условиях быстрого рушения старых ограничений приватизировать де-факто, а затем и де-юре объекты государственной собственности, созданные тяжким трудом многих поколений. Именно уникальная историческая возможность в кратчайшие сроки захватить и юридически оформить государственную собственность в собственность частную – причина быстрого, относительно легкого и бескровного процесса приватизации в России».

2.2 Этапы приватизации

2.3 Преимущества и недостатки приватизации

Анализ организации приватизационного процесса в российской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер. Основными негативными чертами являются следующие:
и т.д.