+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Приватизация самовольная постройка 2019 год

1.3 Самовольная постройка как препятствие для приватизации земельного участка

Исключительное право на приватизацию земельного участка обусловлено наличием у претендента права собст­венности на расположенный на таком земельном участке объект недвижимости. Согласно ст. 222 ГК РФ лицо, осуще­ствившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности, тем самым это лицо не имеет и исклю­чительного права на приобретение земельного участка под такой постройкой. Обязанность приобрести в собственность или аренду земельный участок возложена на собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными по­стройками и расположенных на земельных участках, относя­щихся к государственной или муниципальной собственности (ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципаль­ного имущества»).

Попытки самовольных застройщиков защитить свои предполагаемые права на земельный участок, занятый само­вольными постройками, отвергаются арбитражными судами с вполне понятной формулировкой — самовольное строи­тельство не порождает права собственности, а раз нет пра­ва собственности, то нет и прав на земельный участок (см. п. 5 Указателя судебной практики). К такому выводу суд мо­жет прийти и при наличии зарегистрированного права соб­ственности заявителя на самовольно возведенный объект недвижимости в случае, если, например, для строительства такого объекта участок был предоставлен незаконно.

Наиболее распространенными являются случаи, когда спор возникает между лицом, возведшим самовольную по­стройку и лицом, которому такой участок был предоставлен органом власти как участок, свободный от прав других лиц. Это moivt быть как случаи, когда такой участок как свобод­ный, продается с торгов, так и когда участок предоставляется в аренду другому лицу, а также когда участок переоформляет­ся лицом, имеющим на него право постоянного (бессрочно­го) пользования, в аренду или в собственность (см. п. 5 Указа­теля судебной практики).

Однако существуют случаи, когда арбитражные суды счи­тают, что наличие самовольных построек не препятствует выкупу земельного участка.

  • Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассматривая иск ООО «Г.» (истец) о признании недействительным заключенного между СГУ «Российский фонд федерального имущества» и ОАО «М.» догово­ра купли-продажи земельного участка, отказал ООО «Г.» в удовлетво­рении данного требования, так как установил, что возведенная истцом постройка является самовольной, и тем самым доказательств исключи­тельного права истца на приватизацию спорного земельного участка в материалах дела не имеется, а следовательно, и нарушений требований п. 3 ст. 35, п. 1 ст. 36 ГК РФ при совершении оспариваемой сделки не до­казано. Одновременно судуказал, что ссылка истца на то, что наличие са­мовольной постройки на земельном участке препятствует приватизации этого земельного участка иному лицу, которое является собственником иных строений на таком участке, необоснованна (постановление Сем­надцатого арбитражного апелляционного суда № 17АП-1031/2007-ГК от 16 августа 2007 г. по делу № А50-18495/2006-Г21).
  • ФАС Волго-Вятского округа, рассматривая иск ООО «МАМИ» к администрации г. Саранска о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка, указал, что отказ администрации в выкупе участка по тому основанию, что на участке располагаются са­мовольные постройки (два пристроя к магазину), правоустанавливаю­щие документы на которые у истца отсутствуют, является незаконным. Судуказал, что у заявителя имеется право постоянного (бессрочного) пользования на весь участок, а также зарегистрированное в ЕГРП пра­во собственности на здание магазина, для эксплуатации которого и был предоставлен участок, в связи с чем возведение пристроев к зданию магазина не повлекло за собой утраты у ООО «МАМИ» как собственника здания права выкупа земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования для эксплуатации этого зда­ния (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16 ноября 2005 г. по делу № A39-2221/2005-U3/16).
  • ЗАО «Парапет» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации г. Ир­кутска в предоставлении в собственность за плату земельного участка, на котором расположены административное здание и объект незавер­шенного строительства, принадлежащие заявителю на праве собствен­ности. Отказ администрации был мотивирован тем, что на земельном участке находится подземный гараж площадью 753 кв. м, право собст­венности на который ЗАО «Парапет» не подтвердило, и указанный под­земный гараж является самовольной постройкой. Арбитражный суд Иркутской области, удовлетворяя требования, указал, что ЗАО «Пара­пет», являясь собственником недвижимого имущества, расположенно­го на спорном земельном участке, имеет основания реализовать свое право на выкуп данного земельного участка вне зависимости от факта наличия на нем самовольных строений.
  • ФАС Уральского округа, рассматривая заявления ООО «НПО Строй и индивидуального предпринимателя С. о признании незаконными действий администрации г. Екатеринбурга в виде отказа в продаже земельного участка по мотиву наличия на таком участке самовольных построек, признал такой отказ администрации незаконным. На данном неделимом участке находились как здания, принадлежащие заявителям, так и самовольные строения, собственниками которых заявители не являлись. Поэтому, по мнению администрации, исходя из толкования п. 1 ст. 36 ЗК РФ, п. 2 ст. 222 ГК РФ, п. 3 ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», приватизация спорного земельного участка, на котором находятся самовольные строениия, не допускается. Однако, как указал суд, на указанном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителям, и данный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет с целевым использованием — под существующие нежилые здания. При этом площадь данного сформированного земельного участка и его границы не изменятся в связи с нахождением на данном земельном участке самовольных построек. Поэтому суд пришел к выводу о том, что лица, являющиеся собственниками объектов недвижимого имуще ства, расположенных на спорном земельном участке, имеют основания реализовать свое право на выкуп спорного земельного участка вне зависимости от факта наличия на нем самовольных строений, сослав шись при этом на п. 7 ст. 36 ЗК РФ (постановление ФАС Уральского] округа № Ф09-1656/08-С6 от 19 марта 2008 г. по делу № А60-25566/ 2007-С5).
  • ФАС Уральского округа указал, что так как общество (истец) яв­ляется собственником 4-х объектов недвижимого имущества, рас­положенных на спорном земельном участке, то оно имеет основания реализовать свое право на выкуп спорного земельного участка вне зависимости от факта наличия на нем самовольных строений (п. 7 ст. 36 ЗК РФ), так как площадь сформированного участка и его грани­цы не изменятся в связи с возведением на данном земельном участке самовольных построек (постановление ФАС Уральского округа № Ф09-9541/06-С6 от 19 июня 2007 г. по делу № А47-737/2006).
  • Семнадцатый арбитражный апелляционный суд указал, что нали­чие надстройки мансардного этажа не лишает собственника объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке, осно­ваний реализовать свое право на выкуп земельного участка, на кото­ром расположен этот объект недвижимости (постановление Семнад­цатого арбитражного апелляционного суда № 17АП-621/2008-ГК от 14 февраля 2008 г. по делу №- А60-14332/2007).

Приобретение земельных участков с самовольными постройками возможно при наличии двух условий:

  • На земельном участке помимо самовольных построек находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие заявителю на праве собственности, либо приобретаемый земельный участок принадлежит заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования.
  • Наличие самовольной постройки не изменяет площадь и грани­цы приобретаемого земельного участка, в частности, если самоволь­ная постройка не требует в силу своих особенностей дополнительного земельного участка (подземный гараж, пристройка к существующему зданию).

Доказать, что самовольная постройка по своим физи­ческим свойствам не влияет на площадь и границы участка, необходимые для эксплуатации иных зданий, достаточно трудно. Любая пристройка изменяет внешние границы зда­ния, а строительство подземного гаража требует устройства отдельного входа (въезда).

Аргументом в пользу заявителя может послужить и уста­новленная каким-либо образом неделимость приобретаемо­го участка, однако данный подход скорее исходит из смысла, чем буквы закона.

Существенной трудностью при обосновании исключи­тельного права на приватизацию земельного участка является то, что на участке могут располагаться самовольные построй­ки, возведенные не лицом, которому участок принадлежит

Арбитражным судом Краснодарского края рассмотрено следующее дело.

При обращении за реализацией исключительного пра­ва на выкуп земельного участка в собственность собствен­нику расположенных на земельном участке зданий (и/или обладателю права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком) необходимо представить документы, подтверждающие, что не принадлежащие заявителю на праве собственности постройки являются самовольными.

Такими документами являются:

  • в отношении «своих» самовольных построек — доку­менты, подтверждающие создание таких построек заявите­лем;
  • в отношении «чужих» самовольных построек — соот­ветствующие судебные решения.

при наличии на земельном участке возведенных третьим лицом построек лицо, претендующее на выкуп земельного участка, обязано доказать отсутствие исключительного права на приватизацию земель­ного участка у такого третьего лица. Если же установить самовольность возведенной третьим лицом постройки не удастся, то в реализации ис­ключительного права землепользователю будет отказано (см. п. 6 Ука­зателя судебной практики).

В ряде регионов сложилась административная практика, при которой соответствующий орган считает возможной приватизацию земельного участка собственником зданий, если на находящиеся одновременно с таким зданием само­вольные строения землепользователем получены документы, подтверждающие возможность их эксплуатации.

Например, приказом Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 2 августа 2006 г. № 82 утвержден «Порядок рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц, обладающих правом приватизации земельных участков, о возможности сохране­ния самовольно возведенных построек на данных земель­ных участках», согласно которому лица, обладающие правом приватизации земельных участков, подают в Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижего­родской области заявление о возможности сохранения само­вольно возведенных построек на данных земельных участ­ках, к которым прикладываются, в частности, заключение территориального органа санитарно-эпидемиологического надзора о возможности сохранения самовольно постро­енных объектов, заключение территориального органа го-спожнадзора о возможности сохранения самовольно по­строенных объектов, заключение территориального органа государственной охраны объектов культурного наследия о возможности сохранения самовольно построенного объекта (в случае, если самовольная постройка расположена в грани­цах территории объекта культурного наследия или в зоне с особыми условиями использования территорий), заключе­ние территориального органа охраны окружающей среды.

возможности сохранения самовольно построенных объек­тов, заключение органов местного самоуправления, уполно­моченных в области градостроительной деятельности, о воз­можности сохранения самовольно построенных объектов, заключение государственной экспертизы градостроитель­ной, предпроектной и проектной документации, заключение специализированной организации о возможности сохране­ния самовольно построенных объектов.

После экспертизы поступивших документов Комиссия по рассмотрению заявлений граждан и юридических лиц о возможности предоставления земельных участков, занятых самовольными постройками, и заявлений лиц, обладающих правом приватизации земельных участков, о возможности сохранения самовольно возведенных построек на данных земельных участках, принимает решение о возможности приватизации такого земельного участка. Такое решение Ко­миссии о возможности сохранения самовольно возведенных построек на земельных участках граждан и юридических лиц, обладающих правом приватизации данных земельных участ­ков, является одним из оснований приватизации земельных участков в установленном порядке.

Несмотря на то что в Положении указано, что решение Комиссии носит рекомендательный характер, очевидно, что решение соответствующего уполномоченного органа будет соответствовать таким рекомендациям.

Однако с правовой точки зрения данная административ­ная процедура весьма уязвима, так как возможность реа­лизации исключительного права на приобретение земельного участка определяется не технической при­годностью самовольных строений для эксплуатации, а наличием прав на постройку у иных лиц и влиянием такой самовольной постройки на определение площа­ди и границ участка:

Таким образом, может быть сделан следующий вывод:

Наличие самовольных построек не может служить препятствием для выкупа в собственность земельного участка лицом, являющимся соб­ственником других объектов недвижимости на таком земельном участ­ке, в случае, если данное лицо обладает правом постоянного (бессроч­ного) пользования таким земельным участком.

В случае наличия арендных отношений на такой участок либо от­сутствия оформленных отношений по землепользованию собственник объектов недвижимости должен будет доказать, что такие самовольные строения не влияют на площадь и границы приобретаемого земельного участка как необходимого для эксплуатации тех зданий и строений, ко­торые уже находятся в собственности такого лица.

59) Статья 222. Самовольная постройка

1. Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Это интересно:  Приватизация без прописки в квартире 2019 год

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Самовольная постройка недвижимости не порождает возникновения права собственности на нее. Сама постройка не становится объектом гражданских прав и не может участвовать в гражданском обороте. Самовольным признается строительство при наличии любого из нарушений, указанных в п. 1 ст. 222 ГК РФ:

— нарушение порядка землеотвода или его целевого назначения;

— отсутствие необходимой проектной документации и, как следствие, разрешения на строительство;

— существенное нарушение строительных норм и правил.

Однако признание права собственности на самовольную постройку возможно. Застройщик может приобрести право собственности на самовольно возведенное строение, если при этом не нарушаются законные интересы других лиц и не создается угроза жизни и здоровью граждан, что подтверждается наличием необходимых разрешений органов пожарного и санитарного надзора, архитектурного или строительного контроля, а лицо, осуществившее такую постройку, надлежащим образом оформило право на соответствующий земельный участок (п. 3 ст. 222 ГК РФ). При наличии перечисленных условий суд может признать право собственности на данную постройку за собственником или иным законным владельцем земельного участка, на котором она осуществлена .

Статья 234. Приобретательная давность

1. Лицо — гражданин или юридическое лицо, — не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

2. До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.

3. Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.

4. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.

Приобретательная давность (ст. 234 Гражданского кодекса РФ).

Институт приобретательной давности сравнительно новый для российского гражданского права, хотя он и был известен дореволюционному законодательству России. Лицо — гражданин или юридическое лицо, — не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество. При этом должны иметь место следующие условия:

в течение определенного срока (для движимого – 5 лет, для недвижимого имущества – 15 лет).

60) К производным способам приобретения права собственности относятся:

Приобретение права собственности:

договорам. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

по наследству. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

в результате реорганизации. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица.

При этом право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 223 Гражданского кодекса РФ). Передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки. Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица.

61) Важной гарантией защиты права собственности выступает

правовое регулирование оснований и порядка прекращения права собственности. Так, право собственности прекращается при:

отчуждении собственником своего имущества другим лицам,

отказе собственника от права собственности,

гибели или уничтожении имущества,

при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Принудительное прекращение права собственности допускается только по основаниям, предусмотренным законом.

Принудительное безвозмездное изъятие у собственника имущества допускается только в случаях:

обращение взыскания на имущество по обязательствам;

конфискация (статья 243);

Изъятие имущества путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника производится на основании решения суда, если иной порядок обращения взыскания не предусмотрен законом или договором. На некоторые объекты обращение взыскания не допускается. Их перечень определен в ст. 446 Гражданского процессуального кодекса РФ, в частности, взыскание не может быть обращено на:

принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением;

земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в абзаце втором настоящей части, а также земельные участки, использование которых не связано с осуществлением гражданином-должником предпринимательской деятельности;

предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;

имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает сто установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда и др.

Приватизация. Низкая эффективность функционирования государственных предприятий и большие расходы государства на их содержание часто ведут к осуществлению приватизации.

Приватизация представляет собой преобразование отношений собственности путем передачи или продажи на различных условиях государственной или муниципальной собственности частным или коллективным хозяйствующим субъектам.

Приватизация — это процесс передачи государственной или муниципальной собственности в частную собственность непосредственным участникам производства товаров или другим экономическим агентам негосударственного сектора за плату или безвозмездно.

В развитых странах среди множества способов приватизации можно отметить распродажу и безвозмездное распределение акций, подряды на оказание услуг, продажу государственного жилья квартиросъемщикам, отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. В России главными способами стали купля-продажа по конкурсу (при выполнении определенных условий) или на аукционе по максимальной цене, продажа акций (долей) в капитале предприятия после их преобразования в акционерные общества, а также выкуп имущества предприятия сданного в аренду полностью или частично. При этом в основу выбора способов приватизации положен размер предприятий.

В современной экономике в зависимости от изменения формы и субъекта собственности выделяют несколько видов приватизации:

— большая приватизация — преобразование предприятий в акционерное общество и распределение акций среди частных лиц путем их продажи или бесплатной раздачи;

— малая приватизация — продажа мелких объектов сферы услуг и торговли частным лицам или группам инвесторам;

— спонтанная приватизация — приватизация по «закону джунглей», при которой государство отказывается от регулирующей роли;

— частичная имущественная приватизация — продажа имущества каждого отдельного предприятия по частям.

Каждый из названных видов приватизации имеет собственные достоинства и недостатки. Так большая приватизация сопряжена с большими издержками, но она имеет большую скорость осуществления. Малая и частичная имущественная приватизация не требуют огромных затрат и с этой точки зрения являются более эффективными, однако в условиях российского монополизма их выбор не всегда целесообразен. Спонтанная приватизация к тому же ведет к наделению правами собственности представителей номенклатуры. Приватизация является одной из сторон разгосударствления.

Правила приватизации государственного и муниципального имущества:

1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.

Используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

— преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

— продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

— продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе, через организатора торговли на рынке ценных бумаг, по результатам доверительного управления;

— продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

— внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

Приватизация жилых помещений — это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

При условии, что собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации является несовершеннолетнее лицо, то сохраняется его право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения им совершеннолетия.

Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения.

Национализация это — отчуждение имущества у частных лиц в собственность государства, осуществляемое на основании специального акта компетентного государственного органа.

Национализация затрагивает преимущественно отрасли и производства, требующие больших и долгосрочных вложений, либо наиболее пострадавшие от мирового кризиса и ставшие нерентабельными, предприятия в которых находятся под угрозой закрытия.

К широкой практике национализация отдельных производств или отраслей промышленности прибегли многие европейские государства после второй мировой войны; эта мера используется и до настоящего времени. Законодательство определяет порядок национализации как проводимой в общественных интересах меры с выплатой собственнику национализируемого имущества компенсации.

Целью национализации является обеспечение потребности Российской Федерации в продукции (работах, услугах), необходимой для обеспечения обороны страны и безопасности государства (стратегическая продукция) и в производственных мощностях, необходимых для выпуска указанной продукции.

Объектом национализации может выступать производственно — технологическое и вспомогательное оборудование, предназначенное для выпуска стратегической продукции и неотъемлемо связанные с ним права на объекты недвижимости, в объеме, необходимом для обеспечения выпуска стратегической продукции (производственно-технологический комплекс).

Основной принцип национализации состоит в невозможности удовлетворения потребности Российской Федерации в стратегической продукции в необходимые сроки без проведения национализации.

Национализация может быть осуществлена одним из следующих способов:

— путем приобретения стратегической продукции на открытом рынке;

— за счет организации нового производства по выпуску стратегической продукции;

— за счет мобилизационных заданий, за счет запасов материальных ценностей государственного материального резерва (в том числе мобилизационного резерва).

Между тем, обязательно выплата возмещения собственнику рыночной стоимости имущества и убытков, вызванных национализацией.

Выплата возмещения происходит в денежной форме в предварительном порядке за счет ассигнований, предусмотренных в Законе «О федеральном бюджете» на соответствующий год на указанные цели.

Все выплаты должны осуществляется на основании Федерального закона «О Федеральном бюджете» на соответствующий год предусматривающего в составе федеральной целевой программы, финансируемой из федерального бюджета перечень и необходимые объемы выпуска стратегической продукции, обоснование выделения ассигнований на национализацию конкретных объектов, состав указанных объектов и размер средств, необходимых для выплаты возмещения собственникам.

Это интересно:  Госпошлина приватизация земельного участка 2019 год

При всем при этом, обязательно заключение соглашения с собственником о размере возмещения за объект национализации, в случаях не согласия собственника — размер возмещения устанавливается на основании решения суда.

В случае, если для выпуска стратегической продукции необходимо использование исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, осуществляется национализация имущественных прав на указанные результаты. Собственники указанных прав обязаны заключить договоры с государством о передаче этих прав, предусматривающие выплату возмещения в соответствии с общим порядком выплаты возмещения собственнику при национализации. Исключительные неимущественные права собственников, а также их имущественные права на патенты, полезные модели, промышленные образцы и товарные знаки национализации не подлежат. Размер возмещения за объект национализации устанавливается на основании рыночной стоимости этого объекта, а также размера убытков, причиненных собственнику в результате национализации, определенных в соответствии с отчетом независимого оценщика.

Национализированное имущество является имуществом государственной казны Российской Федерации и может быть закреплено за существующим федеральным казенным предприятием, либо такое казенное предприятие создается путем закрепления за ним национализированного имущества.

Решение о национализации должно приниматься Правительством Российской Федерации с указанием состава национализируемого производственно -технологического комплекса, размера и срока выплаты возмещения собственнику, а также с указанием федерального казенного предприятия, за которым закрепляется этот комплекс, либо с указанием о создании на базе этого комплекса нового федерального казенного предприятия.

После принятия решения о национализации обязательно подписание соглашения с собственником о размере и сроках выплаты возмещения.

Прием имущества в собственность Российской Федерации осуществляется по акту приема, подписываемого сторонами.

62) Принудительное изъятие у собственника принадлежащего ему имущества допустимо только в случаях, прямо перечисленных п. 2 ст. 235 ГК. Перечень таких случаев сформулирован исчерпывающим образом, не допускающим его расширения даже иным законом. В этом состоит одна из важных гарантий прав собственника. Конкретные основания изъятия имущества у собственника помимо его воли и в этих случаях должны быть прямо предусмотрены законом.

Изъятие имущества у собственника в названных случаях по общему правилу производится на возмездных основаниях, т.е. с компенсацией собственнику стоимости изымаемой вещи (вещей).

Принудительное возмездное прекращение права собственности осуществляется в следующих случаях:

1-при отчуждении имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу. Согласно ст. 238 Гражданского кодекса РФ если в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать (например, по наследству перешло охотничье ружье, а у наследника нет соответствующего разрешения), это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество. В противном случае данное имущество подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом.;

2-при отчуждении недвижимого имущества в связи с изъятием участка. Согласно ст. 239 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда изъятие

3-земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов;

4-при выкупе бесхозяйственно содержимым культурных ценностей, домашних животных. Согласно ст. 240 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда собственник культурных ценностей бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.

5-при выкупе бесхозяйственно содержимым домашних животных. В случаях, когда собственник домашних животных обращается с ними в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным, эти животные могут быть изъяты у собственника путем их выкупа лицом, предъявившим соответствующее требование в суд (ст. 241 Гражданского кодекса РФ);

6-при реквизиции – изъятии у собственника в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов с выплатой ему стоимости имущества (ст. 242 Гражданского кодекса РФ);

-при выплате компенсации участнику долевой собственности взамен причитающейся ему части общего имущества при ее несоразмерности выделяемой доле в соответствии с п. 4 ст. 252 Гражданского кодекса РФ;

7-при приобретении права собственности на недвижимость по решению суда в случаях невозможности сноса здания или сооружения, находящихся на чужом земельном участке в соответствии с п. 2 ст. 272 Гражданского кодекса РФ;

8-при выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с решением ссуда в соответствии со ст. 282 Гражданского кодекса РФ;

9-при изъятии у собственника земельного участка, используемого им с грубым нарушением предписаний законодательства, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки (ст. 285 Гражданского кодекса РФ);

10-при продаже с публичных торгов по решению суда бесхозяйственно содержимого жилого помещения в соответствии со ст. 293 Гражданского кодекса РФ;

11-при национализации имущества, т.е. обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в государственную собственность. Национализация может быть произведена только на основании специального закона с обязательным предварительным возмещением собственнику стоимости имущества и других убытков (абз. 10 ст. 235 Гражданского кодекса РФ).

Приватизация самовольная постройка

К одному из способов возникновения права собственности Гражданский Кодекс РФ относит приобретение права собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов. Как мы видим, факт создания новой вещи еще не является основанием для приобретения на нее права собственности. Для этого необходимо, что бы такая вещь была создана лицом для себя и, что не менее важно, с соблюдением закона и иных правовых актов. При этом чем сложнее вещь, тем больше разрешительной документации необходимо подготовить.

Конечно, в соответствии с Гражданским Кодексом собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Однако, при реализации этого права возникает обязанность собственника земельного участка не наносить ущерб окружающей среде и не нарушать прав и законных интересов других лиц.

Поэтому для приобретения права застройщику помимо самого создания объекта недвижимости необходимо будет также обратиться за совершением определенных административных актов в органы местного самоуправления, выдающие разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, и орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость, которые проверяют наличие предусмотренных законом условий правомерности создания объекта недвижимости.

Возведение объекта недвижимости без соответствующей разрешительной документации влечет за собой признание такого объекта самовольной постройкой. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Во многих субъекта Российской Федерации (в том числе и в Магаданской области) принято положение о порядке освобождения самовольно занятых земельных участков и сносе (вывозе) самовольных построек, а также самовольно установленных некапитальных строений (сооружений).

Однако, законодатель дает возможность «собственникам» самостроя легализовать свое право. До 1 сентября 2006 такое признание прав могло быть осуществлено только в судебном порядке.

В связи с принятием Федерального закона от 30.06.2006 г. №93-ФЗ («дачная амнистия») внесены соответствующие изменения и в Гражданский Кодекс РФ. В частности, «право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка». Этот пункт содержит оговорку о другом порядке признания права собственности – внесудебном.

Кто же имеет право на внесудебный порядок признания права собственности на самовольную постройку?

Во-первых, это граждане, которым земельные участки предоставлены до 25 октября 2001 года, т.е. до вступления в силу Земельного Кодекса.

Во-вторых, земельные участки должны быть предоставлены для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства

В-третьих, земельные участки должны быть предоставлены гражданам на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования. Если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающем или удостоверяющем право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, то государственная регистрация осуществляется с учетом этой особенности.

Какие документы представляются для государственной регистрации права на самовольно возведенный объект индивидуального жилищного строительства?

На государственную регистрацию права собственности на объект индивидуального жилищного строительства представляются:

— документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание, к которым относится кадастровый паспорт и выдается ГУ «Магаданское областное государственное учреждение технической инвентаризации» (ул. Пролетарская, 14) или ФГУ «Ростехинвентаризация» (ул. Берзина, 11);

— правоустанавливающий документ и кадастровый паспорт на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

При этом представления правоустанавливающего документа, а также кадастрового паспорта на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном порядке.

Обратите внимание! До 1 января 2010 г. кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание.

Следовательно, необходимо поспешить с изготовлением кадастрового паспорта построенного дома, чтобы успеть подать документы в Управление Федеральной регистрационной службы по Магаданской области и Чукотскому автономному округу до этой даты. В противном случае придется получать в органах местного самоуправления разрешение на ввод в эксплуатацию построенного дома.

Гаражи, дачные или садовые домики…

Для оформления права собственности на жилые дома, расположенные на земельных участках, предназначенных для ведения дачного хозяйства или садоводства, т.е. дачные или садовые домики законодателем предусмотрен еще более простой порядок.

Для государственной регистрации права собственности на них необходимо представить документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание, а также правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Документом, подтверждающим факт создания такого объекта недвижимого имущества, является декларация об объекте недвижимого имущества. Причем такая декларация составляется потенциальным собственником недвижимости самостоятельно по установленным формам.

Упрощенный порядок государственной регистрации права собственности предусмотрен также для гаражей и иных строений и сооружений вспомогательного использования (сараи, бани и т.д.). Как уже отмечалось, получать разрешение на строительство в этом случае не надо. Достаточно представить декларацию об объекте недвижимого имущества, которую гражданин заполняет сам.

Что касается кадастрового паспорта, то по общему правилу его представлять нужно, однако из этого правила есть два исключения:

1) члены садоводческого или дачного некоммерческого объединения могут вместо него представить заключение этого объединения о том, что построенный объект расположен в пределах фактических границ соответствующего участка;

2) граждане, регистрирующие право собственности, на указанные объекты, расположенные на землях, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, вместо кадастрового плана могут представить заключение органа местного самоуправления о том, что этот объект расположен в пределах фактических границ участка.

Издание «Магаданская правда»

Если Вы находитесь в Ярославле,
то можете просто заказать обратный звонок » и приехать к нам в офис
Агентства Недвижимости ИНФО г.Ярославль, Б.Октябрьская,67 »

Некоторые услуги Агентства можно заказать через сайт »

Дело о приватизации, узаконивании самовольной постройки и признании утратившим право пользования жилым помещением

Адвокат в Новосибирске — Новости — Адвокатская практика Спиридонова М.В. — Гражданские дела — Дело о приватизации, узаконивании самовольной постройки и признании утратившим право пользования жилым помещением

Дело о приватизации, узаконивании самовольной постройки

и признании утратившим право пользования жилым помещением

В данной статье речь пойдет об одном жилищном деле, в котором переплелись наиболее сложные категории жилищного права: приватизация, самовольная постройка и признание утратившим право пользования жилым помещением.

Это интересно:  Заявление о приватизации жилого помещения образец 2019 год

Фабула дела:

В 1966 году Иванову И.И., являющемуся отцом моей доверительницы (назовем её Петрова А.И.), на основании ордера был предоставлен для проживания жилой дом. Помимо Иванова И.И. в дом были вселены его супруга, дочь (моя доверительница) и два сына. В 1983 году моя доверительница зарегистрировала брак и выселилась из указанного дома. Выселился также и младший сын (назовем его Иванов В.И.), который вселился обратно в 1989 году. В 1991 году умер старший сын, который проживал в указанном доме. В 2002 году умер Иванов И.И., а в 2009 году умерла его супруга, мать моей доверительницы.

В 2010 году в доме была зарегистрирована моя доверительница, однако фактически вселилась в дом еще при жизни своей матери, при этом вовремя не успела встать на регистрационный учет. Примерно с 2010 года Иванов В.И. перестал проживать в спорном жилом доме, однако был зарегистрирован в нем. Куда он выехал, моей доверительнице не было известно, связь она с ним не поддерживала.

Доверительница решила воспользоваться своим правом на приватизацию указанного жилого дома, однако в приватизации ей было отказано по нижеследующим причинам.

Правовые препятствия приватизации:

Причина № 1

Жилой дом на основании распоряжения комитета по управлению государственным имуществом Новосибирской области в 1995 году был передан в муниципальную собственность г. Новосибирска из собственности завода, которому принадлежал ранее. Однако указанный жилой дом мэрией не был принят на баланс, право собственности за муниципалитетом на него зарегистрировано не было. То есть получалась такая ситуация, что из собственности завода дом выбыл, но в собственность муниципалитета принят не был. Соответственно мэрия г. Новосибирска на обращение о приватизации жилого дома дала ответ, что дом им не принадлежит, соответственно они не могут распоряжаться данным имуществом, и передать его в собственность в порядке приватизации. Собственно на данном основании в приватизации было отказано.

Причина № 2

В ордере, согласно которому предоставлялся жилой дом, был указан адрес: ул. Весенняя, 15, кв. 17 (адрес изменен), однако дом, который желала приватизировать доверительница, имел адрес: Весенняя, 12. Кроме того ордер имел исправления в реквизитах. Соответственно доверительница не могла подтвердить факт предоставления её отцу именно того дома, на который она претендовала.

Причина № 3

Законность вселения. Доверительница была зарегистрирована в доме в 2010 году, тогда когда её мать умерла в 2009 году. Брат доверительницы в доме практически не проживал, таким образом, ведение совместного хозяйства и, как следствие, вселение доверительницы как члена семьи её брата, также вызывало определенные сомнения в обоснованности таких доводов, а без законности занятия жилого помещения нельзя вести речь о дальнейшей приватизации.

Причина № 4

В доме был зарегистрирован Иванов В.И., брат доверительницы, который фактически в доме не проживал, связь с доверительницей не поддерживал, а, как известно, приватизация осуществляется с согласия всех проживающих лиц, соответственно факт указанной регистрации выступал дополнительным препятствием к приватизации дома.

Причина № 5

На момент предоставления дома его площадь составляла 30 кв. метров, после вселения в дом доверительницы с 2010 года дом подвергся реконструкции, и его площадь увеличилась до 60 кв.м. Разрешения на реконструкцию дома никто не получал. Соответственно реконструированный дом представлял собой не что иное, как самовольную постройку. Таким образом, при разрешении вопроса о приватизации необходимо было разрешить вопрос об узаконивании самовольной постройки и сохранении дома в реконструированном состоянии. Но и здесь возникли проблемы, согласно п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка. В данном случае доверительница не только не владела земельным участком, но и сам земельный участок не существовал (не имел установленных границ, не состоял на кадастровом учете). Как следствие возникали проблемы с заявлением требований об узаконивании самовольной постройки возведенной на земельном участке, не принадлежавшем доверителю.

Вот с такие правовые проблемы возникли при разрешении рассматриваемого дела.

Линия защиты:

Позиция по делу была построена следующим образом:

1. Спорный жилой дом на основании распоряжения комитета по управлению государственным имуществом Новосибирской области был передан в муниципальную собственность г. Новосибирска. На основании адвокатского запроса в мэрии г. Новосибирска было получено постановление 1995 года, согласно которому спорный жилой дом не был передан в собственность муниципального образования г. Новосибирска, так как подлежал оформлению в частную собственность жильцов проживающих в нем. То, что имущество не значится в реестре муниципальной собственности не должно являться препятствием для его приватизации, так как из государственной собственности имущество было исключено в установленном порядке, а муниципалитет не предпринял меры к принятию на баланс указанного имущества, так как изначально принял решение о его передачи в собственность проживающих в нем граждан.

2. Далее необходимо было преодолеть тот факт, что в ордере указан адрес, отличающийся от адреса дома, который желала приватизировать доверительница. Для этого была получена выписка из домовой книги, из которой следовало, что мать моей доверительницы была зарегистрирована в указанном доме с 1966 года, отец с 1967 года. Допрошенные в судебном заседании свидетели пояснили, что родители доверительницы и она сама проживали с 1965 года в одном и том же доме. Кроме того по адвокатскому запросу был получен корешок выданного ордера. Таким образом, указанными документами и показаниями свидетеля, было подтверждено, что доверительница просила признать право собственности именно на тот дом, который был предоставлен её отцу и членам его семьи на основании ордера в 1966 году.

3. Относительно законности вселения было указано следующее. Моя доверительница проживала в указанном доме с 1966 года. В 1983 году была снята с регистрационного учета. Повторно зарегистрирована в указанном доме 2010 года, фактически проживать стала ранее, а именно была вселена своей матерью при её жизни в марте 2009 года. Так как в указанный период времени мать доверительницы была в преклонном возрасте и нуждалась в постороннем уходе. По этой причине Петрова А.И. вселилась в дом к своей матери в качестве члена её семьи, вела с ней совместное хозяйство, следила за домом. Мать доверительницы непрерывно проживала в указанном доме с момента его предоставления в 1966 году. После смерти матери доверительница продолжила проживать в доме. Указанные обстоятельства были подтверждены показаниями свидетелей, документами, указывающими на оплату коммунальных платежей, осуществление ремонта и содержание спорного жилого дома.

4. Препятствием для приватизации выступал факт регистрации в доме брата доверительницы Иванова В.И., который фактически утратил право пользования жилым помещением. К моменту вселения доверительницы в 2009 году Иванов В.И. на постоянной основе проживал у своей сожительницы, желания проживать в доме не высказывал, каких-либо попыток к вселению и проживанию не предпринимал. Права и обязанности нанимателя жилого помещения Иванов В.И. не исполнял, коммунальные платежи не оплачивал, за сохранностью дома не следил, ремонта и текущего содержания не осуществлял, личных вещей в доме не хранил.

В свою очередь препятствий со стороны доверительницы для проживания Иванова В.И. не чинилось. Отсутствие Иванова В.И. по месту регистрации на протяжении длительного периода носило добровольный характер, а регистрация являлась формальной, так как он фактически утратил право пользования жилым помещением.

Проблема заключалась также в том, что доверительнице не было известно, где находится Иванов В.И. Для установления его местонахождения было подано заявление в отдел полиции, откуда был получен ответ о заведении розыскного дела. Поиск местонахождения Иванова В.И. путем истребования сведений из Специализированного отдела ЗАГС о смерти по городу Новосибирску, ИЦ ГУ МВД России по Новосибирской области, Пенсионного фонда РФ, операторов сотовой связи результатов не принес.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», указанные обстоятельства являются основанием для признания лица утратившим право пользования жилым помещением.

5. Оставался вопрос относительно сохранения жилого дома в реконструированном состоянии и узаконивании самовольной постройки.

Однако оставался вопрос относительно земельного участка, а именно как узаконивать самовольную постройку, если истец не является владельцем земельного участка, кроме того не определены границы земельного участка, не понятно вообще может ли быть предоставлен участок отвечающий минимальным требованиям по площади застройки и минимальным требованиям по площади земельных участков в г. Новосибирске.

Для устранения указанных препятствий, на основании адвокатского запроса был получен ответ из Мэрии г. Новосибирска, что в случае признания права собственности на жилой дом, муниципалитетом будет решен вопрос о предоставлении истцу земельного участка.

Далее последовало назначение по делу строительной и землеустроительной экспертиз, согласно выводам которых:
  1. Обследуемая постройка (жилой дом) соответствует требованиям зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-6), в котором она располагается, отвечает градостроительным, строительным, пожарным нормам и правилам.
  2. Конструкции постройки находятся в работоспособном и исправном состоянии пригодны для дальнейшей эксплуатации и не создают угрозу жизни и здоровья граждан.
  3. В процессе обследования были определены площадь и границы земельного участка, занимаемого объектом капитального строительства (жилым домом). Фактическая площадь земельного участка – 361 кв.м (т.е. 0,036 га). Площадь застройки – 74 кв.м. В процессе обследования был определен процент застройки в границах земельного участка, на котором расположен объект капитального строительства (жилой дом), который составляет – 20,5%.
  4. Объект капитального строительства (жилой дом) – соответствует требованиям правил отступа от других смежных земельных участков.
  5. Объект капитального строительства (жилой дом) – соответствует требованиям пожарной безопасности в части отступов от границ земельного участка до зданий на прилегающих участках.

Из приведенных заключений следовало, что жилой дом возведен с соблюдением строительных норм и правил, без нарушения требований пожарной безопасности и не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни и здоровью. мэрия г. Новосибирска в лице администрации района не возражает относительно сохранения самовольной постройки.

После проведенной экспертизы возникла проблема с тем, что площадь земельного участка на котором расположен жилой дом (361 кв.м, т.е. 0,036 га) не соответствует минимальному размеру земельного участка с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», который составляет 0,045 га (п.п. 1 п. 2 ст. 41 Решения Совета депутатов г. Новосибирска от 24.06.2009 № 1288 «О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска»). Относительно данного аспекта была избрана позиция, что указанное обстоятельство не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, так как жилой дом был возведен в 1965 году, когда указанных требований о минимальной площади земельного участка не было. Соответственно жилой дом может быть сохранен в переустроенном и перепланированном состоянии и на него может быть признано право собственности в порядке приватизации.

Итог по делу:

Исковые требования были удовлетворены судом в полном объеме. Иванов В.И. признан утратившим право пользования жилым помещением (спорным жилым домом). За доверителем было признано право собственности на самовольную постройку (спорный жилой дом) в порядке приватизации.

Автор статьи – адвокат Спиридонов Михаил Владимирович (г. Новосибирск).

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, info.yarnet.ru, xn—-7sbahcid5aaq2bfgbjroq.xn--p1ai.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector