+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Приватизация с обременением 2019 год

Вопрос: Вправе ли регистрирующий орган наложить обременение при приватизации квартиры (право пользования), если перед подачей документов на приватизацию зарегистрированные в ней моя сестра и ее совершеннолетний сын снялись с регистрации и предоставили заверенный нотариусом отказ от права на приватизацию?

Ю.Беленькая, г. Усть-Кут

В этой связи сам по себе отказ от приватизации не влечет для отказавшихся утрату права пользования данной квартирой независимо от того, был ли он заверен нотариально. Однако в данном случае, как следует из вопроса, сестра и сын владельца квартиры снялись с регистрации.

Можно также предположить следующее. С точки зрения календарной последовательности вначале были оформлены все документы, необходимые для приватизации (в том числе отказ тех, кто не участвует), а уже потом – снятие сестры и сына с регистрации. Таким образом, на момент оформления документов они еще имели право на участие в приватизации, а на момент подачи – уже нет.

Здесь возникает вопрос: что же считать моментом приватизации? Закон это понятие не разъясняет. На наш взгляд, моментом приватизации можно считать момент подачи документов или момент государственной регистрации права собственности, но никак не момент оформления заявления. Ведь пока заявители не представили заявление в соответствующий госорган, то есть не совершили действие, необходимое для оформления приватизации, заявление – это всего лишь бумага. Теоретически после его подписания заявители могут и передумать и продолжить проживать в квартире на условиях социального найма.

Если ситуация действительно такова, то действия регистрирующего органа можно оспорить в суде.

Статья 31. Обременения приватизируемого государственного или муниципального имущества

Комментарий к статье 31 Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества”

1. Пунктом 1 комментируемой статьи урегулированы вопросы о возможности установления в отношении приватизируемого имущества обременений в виде определенных ограничений, предусмотренных п. п. 2 и 3 комментируемой статьи. Такие обременения могут устанавливаться, например, в целях:

1) сохранения целевого назначения приватизируемого имущества;

2) обеспечения его содержания;

3) обеспечения возможности его использования в соответствии с целевым назначением.

Однако в судебной практике имеются случаи, когда на правообладателя, несмотря на то, что имущество не было приватизировано, возлагаются обязанности по содержанию этого имущества, то есть дополнительные обременения.

Пример: в Приморском крае имело место судебное разбирательство, в рамках которого Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к ОАО “ЗАРЯ” об обязании заключить договор о правах и обязанностях в отношении имущества гражданской обороны. Спорным объектом явилось защитное сооружение гражданской обороны, которое находилось в пользовании ОАО “ЗАРЯ” и использовалось им для складирования имущества без правовых оснований. При этом установлено, что техническое состояние защитного сооружения не позволяло использовать его по функциональному назначению.

Суды установили, что распоряжением ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае 9 августа 2011 г. N 287-р принято решение о заключении с ОАО “ЗАРЯ” договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также о выполнении мероприятий гражданской обороны и передаче на ответственное хранение и в безвозмездное пользование ответчика защитного сооружения гражданской обороны. Однако указанное общество уклонилось от заключения такого договора. Судом было установлено, что указанное имущество не было приватизировано, но отсутствие соответствующего обременения в отношении объектов и имущества гражданской обороны, не подлежащего приватизации, не лишает уполномоченный орган права требовать от правопреемника приватизируемого предприятия содержать такие объекты и имущество (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12 февраля 2013 г. N Ф03-45/2013).

Обратим внимание на то, что п. 1 комментируемой статьи особым образом определяет такое обременение, как публичный сервитут – то есть право ограниченного пользования соответствующим имуществом всеми без исключения лицами. На наш взгляд, обособление данного обременения не является правомерным и обоснованным, так как возможность установления сервитута, так же как и иных обременений, предусмотрена федеральным законодательством, и собственно сервитут также является видом обременения.

Это интересно:  Как приватизировать муниципальную квартиру 2019 год

2. Пунктами 2 – 3 комментируемой статьи установлены конкретные виды ограничений и содержание публичного сервитута, которые могут быть установлены в отношении приватизируемого имущества. Так, ограничения могут быть следующими:

1) обязанность использовать приватизированное имущество по назначению. В частности, такое ограничение предусмотрено п. 4 ст. 30 комментируемого Закона в отношении объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, поэтому норма подп. 1 п. 2 комментируемой статьи в определенной мере является дублирующей по отношению к вышеуказанному пункту;

2) обязанность содержать имущество, которое не включено в состав приватизированного имущественного комплекса унитарного предприятия, но при этом по своим техническим характеристикам, месту нахождения (для объектов недвижимости), назначению связано с приватизированным имущественным комплексом унитарного предприятия;

3) иные обязанности, предусмотренные федеральным законом или в установленном им порядке. Так, из материалов судебной практики следует, что иными обременениями могут быть арендные обязательства.

Пункт 3 комментируемой статьи определяет содержание публичного сервитута в отношении приватизируемого имущества. В частности, публичный сервитут может представлять собой обязанность собственника обеспечить ограниченное использование приватизируемого имущества неопределенным кругом лиц. Ограниченное использование такого имущества представляет собой использование приватизируемого имущества с соблюдением ряда установленных собственником такого имущества условий. Содержание публичного сервитута может представлять собой наличие следующих обязанностей собственника приватизируемого имущества:

1) обеспечивать беспрепятственный доступ, проход, проезд. Беспрепятственный доступ представляет собой возможность нахождения в пределах приватизированного имущества. Проход является доступом к приватизированному имуществу пешеходным способом, а проезд – доступом к приватизированному имуществу путем использования различных видов транспорта;

2) обеспечивать возможность размещения межевых, геодезических и иных знаков. Межевые знаки – специальные объекты, приспособления, виды оборудования, сооружения, предназначенные для обозначения границ земельных участков. Геодезические знаки – сооружения, обозначающие геодезические пункты. Иные знаки – это, например, знаки, обозначающие охранные зоны, территориальные зоны, водные пути и т.п.;

3) обеспечивать возможность прокладки и использования линий электропередачи, связи и трубопроводов, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, систем и мелиорации. Линии электропередач представляют собой линии, необходимые для передачи электрической энергии, линии связи – линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи (ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ “О связи”). Линии трубопроводов – сооружения, обеспечивающие передачу газообразных и жидких веществ. О понятиях централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения см. комментарий к ст. 30.1. Мелиорация исходя из ст. 2 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ “О мелиорации земель” представляет собой коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий.

Соответственно, прокладка и использование вышеуказанных объектов – это действия, направленные на создание (возведение) этих объектов и на дальнейшую их эксплуатацию.

3. В п. 4 комментируемой статьи содержится требование об одновременном принятии решения об установлении обременения, в том числе публичного сервитута, и решения об условиях приватизации государственного или муниципального имущества, что нам представляется вполне обоснованным и логичным, поскольку условия об обременении являются частью условий о приватизации.

По поводу существенных условий сделки приватизации также сложилась соответствующая судебная практика.

Пример: ООО “Фаэтон-Аэро” обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, которым отменено ограничение (право прохода и проезда) в отношении земельного участка. Суд установил, что ООО “Фаэтон-Аэро” приобрело по договору купли-продажи у ООО “Фаэтон” автозаправочную станцию. По договору купли-продажи ООО “Фаэтон-Аэро” приватизировало земельный участок, на котором расположена названная автозаправочная станция. Распоряжениями Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга установлено ограничение в использовании земельного участка, смежного с участком, принадлежащим ООО “Фаэтон-Аэро”, в виде прохода и проезда. Затем в связи с приобретением вышеуказанного смежного земельного участка другим юридическим лицом Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга снял установленное им обременение.

Это интересно:  Земельный кодекс приватизация 2019 год

4. В п. 5 комментируемой статьи предусмотрены гарантии сохранения установленных ограничений в случае перехода прав на приватизированное имущество, в частности в случае заключения каких-либо сделок гражданско-правового характера. На наш взгляд, установление такой гарантии является правомерным, так как она направлена на обеспечение прав тех лиц, в интересах которых данные ограничения установлены.

Безусловно, единственным исключением из данного правила является собственно принятие решения об отмене установленных обременений.

5. Пункт 6 комментируемой статьи определяет последствия нарушения собственником приватизированного имущества установленного обременения, в том числе условий публичного сервитута. Установление соответствующих последствий является частью гарантий для тех лиц, в интересах которых установлены эти обременения, поскольку позволяет им сохранить возможность пользования и осуществления иных прав в отношении этого имущества. Согласно п. 6 комментируемой статьи наступление предусмотренных в нем последствий возможно только по решению суда. Решение суда представляет собой постановление судебного органа, которым дело разрешается по существу.

В результате совершения собственником приватизированного имущества вышеуказанных нарушений наступают следующие последствия:

1) обязанность исполнения в натуре условий обременения, в том числе публичного сервитута. Данное последствие представляет собой непосредственное обеспечение заинтересованным лицам возможности пользования и осуществления иных прав в отношении приватизированного имущества;

2) взыскание с такого собственника убытков, причиненных таким нарушением в доход государства или муниципального образования, а при отсутствии последнего – в доход субъекта Российской Федерации. Убытки согласно ст. 15 ГК РФ – это расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

На наш взгляд, неправомерным является взыскание этих убытков исключительно в доход государства, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, поскольку такие убытки могут быть причинены и физическим и юридическим лицам. В этой связи считаем правомерным и обоснованным установление требования о взыскании этих убытков в пользу тех субъектов, которым они были причинены.

6. Пункт 7 комментируемой статьи устанавливает основания для прекращения или изменения условий обременения, которыми являются следующие:

– отсутствие или изменение государственного либо общественного интереса в обременении, в том числе в публичном сервитуте. Данное основание представляет собой отсутствие потребности в удовлетворении государственных либо общественных нужд в отношении использования приватизированного имущества либо удовлетворение их в полном объеме, что влечет за собой возникновение иных указанных нужд, но в отношении использования иного имущества;

– невозможность или существенное затруднение использования приватизированного имущества по его прямому назначению. Невозможность в данном случае характеризуется отсутствием каких-либо приемов и способов для использования приватизированного имущества, а существенное затруднение такого использования – наличием препятствий для использования приватизированного имущества по прямому целевому назначению.

7. Пункт 8 комментируемой статьи определяет основания для прекращения обременения, в том числе публичного сервитута, или изменения его условий:

– решение органа, принявшего решение об условиях приватизации;

– решение иного уполномоченного органа;

– решение суда, принятое по иску собственника приватизированного имущества.

Приватизация с обременением

Законодательное собрание 19 декабря приняло в первом чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в закон «О приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга».

Как пояснил автор законопроекта депутат Терентий Мещеряков (фракция «Единая Россия»), документ предусматривает возможность установления публичным собственником – городом федерального значения Санкт-Петербургом при приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга ограничений в виде обязанностей нового собственника использовать приобретенное в порядке приватизации имущество по целевому назначению, в том числе под объекты гостиничной инфраструктуры, социально-культурного и коммунально-бытового назначения. «Принятие решения об установлении подобных ограничений необходимо для реализации государственной политики Санкт-Петербурга в определенных сферах, которые не являются высокодоходными, но социально значимы для города. Даже при переходе в частную собственность гостиница, спортивный или другой социальный объект должны сохранять свой профиль», – считает г-н Мещеряков. Решение о сохранении целевого использования для зданий площадью свыше 7 тыс. кв. метров будет принимать Законодательное собрание, по объектам меньшей площади – Комитет по управлению городским имуществом.
Также законопроектом предлагается внести изменения в части возмещения расходов на подготовку имущества Санкт-Петербурга к приватизации, так как с 1 января 2008 года в соответствии с Бюджетным кодексом РФ денежные средства, полученные от продажи государственного имущества, будут перечисляться в бюджет в полном объеме, без вычета затрат на организацию продажи имущества. Законопроект устанавливает, что эти расходы возмещаются в порядке, установленном уполномоченным органом, которым является Комитет по управлению городским имуществом.
Напомним, что в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11 июля 2005 года № 1002 «О создании ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» КУГИ было поручено определить порядок и условия их взаимодействия при подготовке имущества Санкт-Петербурга к приватизации, при исполнении решений об условиях приватизации имущества, а также при осуществлении контроля этого процесса.
Отметим также Положение о порядке планирования приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга и порядке разработки программы приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга, утвержденное постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 октября 2007 года № 1369. Согласно этому документу, «в программу приватизации включаются сведения о размере предполагаемых доходов от приватизации имущества Санкт-Петербурга и предполагаемых затрат на организацию и проведение приватизации имущества Санкт-Петербурга». Положение вступает в силу с 1 января 2008 года.

Это интересно:  Приватизация чубайса кратко 2019 год

Приватизация земли с обременением

Содержание:

Если для оформления права собственности на землю используется метод выкупа, будущему собственнику следует подготовиться к тому, что процедура будет достаточно затратной. Тем не менее, в настоящее время выкуп оказывается куда более выгодным решением, чем получение права собственности на землю через заключение договора аренды.

Это связано с тем, что выкуп обойдется дешевле, чем арендные платежи в течение нескольких лет. Некоторые особенности имеет приватизация земли с обременением – например, если на участок или его часть распространяется действие частного или публичного сервитута.

Даже если участок с муниципальной инфраструктурой или иным имуществом находится во владении частного лица и все условия для получения права собственности выполнены, далеко не всегда приватизация может быть выполнена. Это объясняется требованиями федерального законодательства, согласно которому преимущественная возможность получения прав на землю принадлежит собственнику инфраструктуры, находящейся на нем.

Преимущественное право приватизации является именно правом, но никак не обязанностью. Таким образом, если собственник объектов инфраструктуры в установленное законом время не принял решение о приватизации, получить землю в собственность сможет частное лицо, инициировавшее процесс. За собственником инфраструктуры будет сохранено право ограниченного использования земли – для этого устанавливается определенный сервитут.

Единственным преимуществом для нового собственника здесь является то, что он сможет получать определенную плату за ограниченное пользование его имуществом. Разобраться с особенностями приватизации земли, имеющей обременения, вы можете при обращении за консультацией к юристу по земельным вопросам в нашу компанию.

Статья написана по материалам сайтов: zakoniros.ru, asninfo.ru, zemadvo-femida.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector