+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Приватизация муп в ао порядок и этапы 2019 год

Применительно к некоторым категориям акционерных обществ устанавливаются особые условия правового регулирования их создания, т.е. иные правила, нежели предусмотренные в Гражданском кодексе и Законе об акционерных обществах. Особенности создания таких категорий акционерных обществ регулируются различными федеральными законами: банковская деятельность — Федеральным законом О банках и банковской деятельности»; инвестиционная деятельность — Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; страховая деятельность — Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования»; акционерные общества, созданные при приватизации государственных и муниципальных предприятий — Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Необходимо иметь в виду, что специальные нормы законодательства и иных правовых актов, касающиеся акционерных обществ, названных выше, действуют лишь в части, регулирующей особенности их создания, реорганизации, ликвидации и правового положения (а в отношении кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, — также особенности прав и обязанностей акционеров). В частности, акционерные общества, создаваемые в банковской и страховой сферах, обязательно должны получить лицензию для осуществления соответствующей деятельности. В инвестиционной сфере российское акционерное общество получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами. Во всем остальном на акционерные общества в банковской, инвестиционной и страховой сферах распространяется действие Закона об акционерных обществах, включая содержащиеся в нем нормы о гарантиях и способах защиты прав акционеров, порядке проведения общего собрания акционеров, формирования других органов управления общества, и др.

Особенностями обладают акционерные общества, созданные на базе реорганизованных колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а также крестьянских (фермерских) хозяйств, обслуживающих и сервисных предприятий для сельскохозяйственных производителей, которые должны определяться отдельными федеральными законами. Поскольку таковые до сих пор не приняты, совместный Пленум Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ своим Постановлением разъяснил, что до принятия и введения в действие соответствующих федеральных законов акционерные общества агропромышленного комплекса действуют на основании правовых актов Российской Федерации, принятых до введения в действие Закона об акционерных обществах. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 апреля 1997 г. N 4/8 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах»//Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, N6, 1997, п.1

Набольший интерес представляют особенности создания акционерных обществ в процессе приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, поэтому остановимся на них более подробно. Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Федеральный закон от 21 декабря 2001г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»// Российская газета, N 16, 2002, ст. 1 Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество). Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство Российской Федерации ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год, который содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В плане указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации. Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется самостоятельно соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте. Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках и о правах на них. В передаточном акте указываются все виды имущества унитарного предприятия, подлежащего приватизации, включая здания, строения, сооружения, земельные участки, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, обязательства, а также фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и другие исключительные права. Передаточный акт должен содержать также расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия и сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций создаваемого акционерного общества. Расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия производится на основе данных промежуточного бухгалтерского баланса, подготавливаемого с учетом результатов проведения инвентаризации имущества указанного предприятия, на дату составления акта инвентаризации.

Акционерные общества в процессе приватизации могут создаваться 2 способами:

1) внесением государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ при их учреждении, причем общая доля приобретенных государством или муниципальным образованием таким образом обыкновенных акций этого общества не может составлять менее чем 25 процентов плюс одна акция;

2) преобразованием унитарного предприятия, подлежащего приватизации, в открытое акционерное общество.

Унитарное предприятие при приватизации обязательно должно преобразоваться в открытое акционерное общество в случае, если размер имущества подлежащего приватизации унитарного предприятия превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества. Открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия. Размер уставного капитала такого общества определяется в порядке, предусмотренном ст.11 Закона о приватизации, а требования устава должны соответствовать ст.11 Закона об акционерных обществах. До первого собрания акционеров руководитель государственного или муниципального унитарного предприятия, преобразованного в открытое акционерное общество, назначается директором (генеральным директором) этого общества.

Правительство Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решение об использовании специального права на участие в управлении открытыми акционерными обществами (специальное право «золотая акция»), образовавшимися при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий. При этом в совет директоров и ревизионную комиссию открытого акционерного общества назначаются представители соответственно Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. «Золотая акция» используется с момента отчуждения из государственной собственности 75 процентов акций соответствующего открытого акционерного общества. В случае принятия решения об использовании специального права («золотой акции») на участие соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в управлении открытым акционерным обществом в уставе этого общества и реестре его акционеров должна содержаться соответствующая запись.

Унитарные предприятия. Вопросы реорганизации

В статье рассматриваются основы реорганизации унитарных предприятий (юридических лиц) (далее предприятия). Реорганизация действующего юридического лица является вторым способом создания юридического лица. Первым, напомним, является учреждение нового юридического лица.

Реорганизация — это способ образования новых и прекращения деятельности действующих юридических лиц.

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Иные (кроме решения учредителей (участников) либо органа юридического лица) основания и порядок реорганизации унитарного предприятия определяются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ) и иными федеральными законами.

Законодатель, в специально установленных законами случаях, указывает на наличие возможности осуществления реорганизации юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (пункт 2 статьи 57 ГК РФ).

Согласно статье 19 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» антимонопольный орган вправе выдать предписание о принудительном разделении коммерческой организации или осуществляющей предпринимательскую деятельность некоммерческой организации, занимающих доминирующее положение, либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности.

Под систематическим осуществлением монополистической деятельности понимается совершение в течение трех лет более двух выявленных в установленном порядке фактов монополистической деятельности.

Предписание о принудительном разделении (выделении) коммерческой организации принимается при наличии следующих условий:

если это ведет к развитию конкуренции;

возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений;

отсутствия между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи (в частности, если объем потребляемой юридическим лицом продукции (работ, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30 процентов общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг);

возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Предписание антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) коммерческих организаций или некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном предписании, и в определенный в нем срок, который не может быть менее шести месяцев.

И в случае, если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица.

С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

Кроме того, законодатель не исключает случаи (если таковые будут установлены законами), когда реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена исключительно лишь с согласия уполномоченных государственных органов (пункт 3 статьи 57 ГК РФ).

Это интересно:  Приватизация квартир уфа 2019 год

Пунктом 2 статьи 17 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» установлено, что лица или органы, принимающие решение о слиянии либо присоединении коммерческих организаций, представляют в антимонопольный орган помимо документов, представляемых в регистрирующий орган в соответствии с законодательством Российской Федерации, ходатайство о даче согласия на слияние либо присоединение коммерческих организаций, сведения об основных видах деятельности и объеме производимой и реализуемой на соответствующих товарных рынках продукции (работ, услуг) и иную информацию, в том числе на магнитном носителе, предусмотренную перечнем, утвержденным федеральным антимонопольным органом.

Государственная регистрация коммерческих организаций, а также внесение записи об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) коммерческих организаций осуществляются регистрирующим органом при наличии предварительного согласия антимонопольного органа (пункт 8 статьи 17 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

ГК РФ предусматривает следующие формы реорганизации юридического лица:

Унитарное предприятие (юридическое лицо) по решению собственника его имущества может быть преобразовано в следующие организационно-правовые формы:

— в государственное или муниципальное учреждение (статья 34 Федерального закона от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее Закон об унитарных предприятиях);

— в открытое акционерное общество (пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

О правопреемстве при реорганизации юридических лиц (общие положения).

При реорганизации юридического лица его права и обязанности переходят к правопреемнику (правопреемникам), что подтверждается в случаях слияния, присоединения, преобразования данными передаточного акта, а в случаях разделения, выделения — данными разделительного баланса.

Реорганизация — это процедура, которая сопряжена с соблюдением определенных требований гражданского и бухгалтерского законодательства. При этом затрагиваются интересы двух сторон:

От формы реорганизации зависит порядок ее проведения и состав оформляемой документации. В процессе реорганизации одни организации (предприятия) прекращают свое существование, другие возникают в виде новых организаций, или представляются в ином качестве.

На основании статьи 58 ГК РФ правопреемство при реорганизации юридических лиц происходит:

· при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом;

· при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом;

· при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом;

· при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом;

· при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Реорганизация унитарных предприятий осуществляется только при представлении доказательств письменного уведомления кредиторов и опубликования в органе печати сообщения о принятом решении о реорганизации (пункт 8 статьи 29 Закона об унитарных предприятиях).

Не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации предприятия, а при реорганизации предприятия в форме слияния или присоединения — с даты принятия решения об этом последним из хозяйствующих субъектов, участвующих в слиянии или присоединении, хозяйствующий субъект обязан письменно уведомить об этом своих кредиторов и опубликовать в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении.

Приказом МНС Российской Федерации от 29 сентября 2004 года №САЭ-3-09/508@ «Об учреждении средства массовой информации для обеспечения публикации сведений согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц» учрежден журнал «Вестник государственной регистрации», в котором должны публиковаться сведения согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц. Письмом ФНС Российской Федерации от 13 июля 2005 года №ЧД-6-09/570@ «О направлении методических рекомендаций» приведены бланк-заявка на публикацию сообщений, примеры текста сообщений.

Доказательства уведомления кредиторов могут быть представлены в регистрирующий орган в виде копий писем юридического лица, направленных в адрес его кредиторов, копии публикации в органе печати (в журнале «Вестник государственной регистрации»), в виде сведений, содержащихся в передаточном акте, разделительном балансе. При отсутствии указанных доказательств регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». При отсутствии доказательств публикации сведений о реорганизации юридического лица в журнале «Вестник государственной регистрации» регистрирующий орган также принимает решение об отказе в государственной регистрации.

При этом кредиторы хозяйствующего субъекта в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств хозяйствующего субъекта и возмещения им убытков..

В условиях наблюдаемых в последнее время в стране частых преобразований хозяйствующих субъектов, необходимы четкие гарантии прав кредиторов реорганизуемых юридических лиц. ГК РФ не допускает уклонения с помощью реорганизации от уплаты прежних долгов. Если эти долги четко не распределены между реорганизованными структурами, они совместно несут солидарную ответственность перед кредиторами (пункт 3 статьи 60 ГК РФ).

Немаловажным при реорганизации хозяйствующих субъектов является законодательное урегулирование вопросов имущественного и обязательственного характера.

Формирование имущества, создаваемого юридического лица возможно только за счет имущества реорганизуемых юридических лиц.

Положение пункта 3 статьи 60 ГК РФ устанавливает солидарную ответственность юридических лиц, созданных в результате реорганизации, по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами в случае, если разделительный баланс или передаточный акт не дает возможности определить правопреемника реорганизованного хозяйствующего субъекта.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (пункт 4 статьи 57 ГК РФ).

Государственная регистрация юридических лиц, вновь возникших в результате реорганизации, и внесение в государственный реестр юридических лиц записи сведений о прекращении деятельности реорганизованных хозяйствующих субъектов осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В заключении отметим, что Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации разрабатывает законопроект по реорганизации юридических лиц. Концепция законопроекта по реорганизации юридических лиц в настоящий момент уже согласована и находится в планах работы Правительства Российской Федерации. Необходимость разработки данного законопроекта вызвана потребностью консолидировать законодательные нормы, регулирующие деятельность юридических лиц, которые в настоящий момент распределены по множеству различных законов.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 года №739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» решение о реорганизации в форме разделения, выделения федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и преобразования их в федеральные государственные учреждения, а также об изменении вида указанных предприятий на федеральные казенные предприятия принимается Правительством Российской Федерации.

Проект решения Правительства Российской Федерации о реорганизации предприятия должен предусматривать цели, предмет и виды его деятельности.

Проект указанного решения вносится в Правительство Российской Федерации федеральным министерством, федеральным агентством или федеральной службой, руководство деятельностью, которое осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации;

Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме:

слияния двух или нескольких унитарных предприятий;

присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;

разделения унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;

выделения из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;

преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных Законом об унитарных предприятиях или иными федеральными законами случаях.

Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.

Не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а также изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию).

В случае изменения вида унитарного предприятия, а также передачи имущества унитарного предприятия другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию) в устав унитарного предприятия вносятся соответствующие изменения.

Передача имущества считается состоявшейся с момента государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений.

В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, имущество унитарных предприятий, возникших в результате реорганизации в форме разделения или выделения, принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизованного унитарного предприятия.

Это интересно:  Отказ от приватизации форма 2019 год

При преобразовании казенного предприятия в государственное или муниципальное предприятие собственник имущества казенного предприятия в течение шести месяцев несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к государственному или муниципальному предприятию.

Согласно статье 30 Закона об унитарных предприятиях слиянием унитарных предприятий признается создание нового унитарного предприятия с переходом к нему прав и обязанностей двух или нескольких унитарных предприятий и прекращением последних.

При слиянии унитарных предприятий права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему унитарному предприятию в соответствии с передаточным актом.

Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику. Данное положение основано на принципе неделимости имущества унитарного предприятия, а также на положении пункта 4 статьи 2 Закона об унитарных предприятиях, согласно которому не допускается создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона об унитарных предприятиях собственник имущества унитарного предприятия принимает решения:

— об утверждении передаточного акта;

— устава вновь возникшего унитарного предприятия;

— о назначении руководителя унитарного предприятия.

Согласно статье 31 Закона об унитарных предприятиях присоединением к унитарному предприятию признается прекращение одного или нескольких унитарных предприятий с переходом их прав и обязанностей к унитарному предприятию, к которому осуществляется присоединение.

При присоединении одного или нескольких унитарных предприятий к другому унитарному предприятию к последнему переходят права и обязанности присоединенных унитарных предприятий в соответствии с передаточным актом.

Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику. Данное положение основано на принципе неделимости имущества унитарного предприятия, а также на положении пункта 4 статьи 2 Закона об унитарных предприятиях, согласно которому не допускается создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

В случае реорганизации унитарных предприятий в форме присоединения договор о присоединении не заключается.

В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Закона об унитарных предприятиях собственник имущества унитарного предприятия принимает решения:

— об утверждении передаточного акта;

— о внесении изменений и дополнений в устав унитарного предприятия, к которому осуществляется присоединение;

— о назначении руководителя унитарного предприятия (при необходимости).

В соответствии со статьей 32 Закона об унитарных предприятиях разделением унитарного предприятия признается прекращение унитарного предприятия с переходом его прав и обязанностей к вновь созданным унитарным предприятиям.

При разделении унитарного предприятия его права и обязанности переходят к вновь созданным унитарным предприятиям в соответствии с разделительным балансом.

Собственник имущества унитарного предприятия принимает решения:

— об утверждении разделительного баланса;

— утверждении уставов вновь созданных унитарных предприятий;

— о назначении руководителей вновь созданных унитарных предприятий.

В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, имущество унитарных предприятий, возникших в результате реорганизации в форме разделения или выделения, принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизованного унитарного предприятия.

Согласно статье 57 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, реорганизация в форме разделения или выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц может быть произведена по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда.

В соответствии со статьей 33 Закона об унитарных предприятиях выделением из унитарного предприятия признается создание одного или нескольких унитарных предприятий с переходом к каждому из них части прав и обязанностей реорганизованного унитарного предприятия без прекращения последнего.

При выделении из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного унитарного предприятия в соответствии с разделительным балансом.

Собственник имущества унитарного предприятия принимает решения:

— об утверждении разделительного баланса;

— об утверждении уставов вновь созданных унитарных предприятий;

— о назначении руководителей вновь созданных унитарных предприятий;

— о внесении изменений и дополнений в устав реорганизованного унитарного предприятия и при необходимости о назначении его руководителя.

В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, имущество унитарных предприятий, возникших в результате реорганизации в форме разделения или выделения, принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизованного унитарного предприятия.

Согласно статье 57 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, реорганизация в форме разделения или выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц может быть произведена по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда.

Унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. При преобразовании составляется передаточный акт.

Не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а также изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию).

Согласно статье 34 Закона об унитарных предприятиях преобразование унитарного предприятия в организации иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации.

Порядок проведения, а также условия приватизации государственного или муниципального имущества регулируется Федеральным законом от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Согласно статье 1 указанного Федерального закона от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Способы приватизации установлены главой IV Федерального закона от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» имущественный комплекс унитарного предприятия может быть продан в собственность юридических лиц, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Состав подлежащего продаже имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Опубликование прогнозного плана (программы) приватизации является уведомлением кредиторов о продаже имущественного комплекса унитарного предприятия. Заявленные кредиторами требования рассматриваются в установленном порядке при определении состава подлежащего продаже имущественного комплекса унитарного предприятия, при этом не требуется согласие кредиторов на перевод их требований на покупателя.

После исполнения покупателем условий договора купли-продажи имущественного комплекса унитарного предприятия с покупателем подписывается передаточный акт. По обязательствам, не учтенным в передаточном акте, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование ответственности не несут.

Существенные изменения, произошедшие в составе имущественного комплекса унитарного предприятия после опубликования информационного сообщения о продаже этого комплекса и до подписания передаточного акта, могут являться основанием отказа от заключения договора купли-продажи имущественного комплекса унитарного предприятия.

Договор купли-продажи имущественного комплекса унитарного предприятия, передаточный акт, а также документ, подтверждающий погашение задолженности (при ее наличии) по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, является основанием государственной регистрации перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия к покупателю.

С переходом права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия к покупателю прекращается унитарное предприятие, имущественный комплекс которого продан.

Порядок внесения записи о прекращении унитарного предприятия в государственный реестр юридических лиц определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок подготовки к приватизации федеральных государственных унитарных предприятий приведен в Письме Минимущества Российской Федерации от 6 июня 2002 года №АБ-2/10099 «О приватизации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий».

Субъекты Российской Федерации вправе принимать нормативные акты, определяющие порядок приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Порядок реорганизации юридического лица можно условно разделить на несколько этапов:

Решение вопроса о реорганизации унитарного предприятия отнесено к компетенции собственника имущества унитарного предприятия.

Решение о реорганизации является основным документом для раскрытия информации о реорганизации в бухгалтерской отчетности реорганизуемого общества.

Реорганизуемое юридическое лицо обязано письменно уведомить налоговый орган о реорганизации, в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения. Уведомление производится в письменной форме по месту нахождения организации (пункт 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ)).

Реорганизуемое предприятие в течение 30 дней со дня принятия решения о реорганизации обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов и дебиторов и опубликовать сообщение о принятом решении в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. Государственная регистрация юридических лиц, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных организаций осуществляются при наличии доказательств уведомления кредиторов.

Обратите внимание, что при реорганизации унитарного предприятия в форме преобразования (приватизации), опубликование прогнозного плана (программы) приватизации является уведомлением кредиторов о продаже имущественного комплекса унитарного предприятия. Заявленные кредиторами требования рассматриваются в установленном порядке при определении состава подлежащего продаже имущественного комплекса унитарного предприятия, при этом не требуется согласие кредиторов на перевод их требований на покупателя.

Проводится инвентаризация имущества и обязательств реорганизуемого предприятия, которая носит обязательный характер.

Составление передаточного акта или разделительного баланса, на основании которого один хозяйствующий субъект передает другому имущество и обязательства.

Это интересно:  Можно ли приватизировать квартиру в доме ветеранов 2019 год

Государственная регистрация вновь возникшего юридического лица.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого хозяйствующего субъекта первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Обратимся к статье 58 ГК РФ, в которой указано, что права реорганизуемых юридических лиц при слиянии, присоединении и преобразовании переходят к вновь образуемым юридическим лицам в соответствии с передаточным актом, а при выделении и разделении юридических лиц — в соответствии с разделительным балансом.

Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного акционерного общества в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (пункт 1 статьи 59 ГК РФ).

Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном статьей 50 НК РФ.

Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются уполномоченным органом (в общество с ограниченной ответственностью — общее собрание участников, в унитарных предприятиях — собственник имущества предприятия). Непредставление передаточного акта либо отсутствие в нем положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (пункт 2 статьи 59 ГК РФ).

Пунктами 6 и 7 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 20 мая 2003 года №44н «Об утверждении методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций» указывается на то, что составление передаточного акта или разделительного баланса рекомендуется приурочивать к концу отчетного периода (года) или дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности (квартала, месяца). Стоимость имущества, отраженного в передаточном акте или разделительном балансе, должна совпадать с данными, приведенными в приложениях (описях, расшифровках) к передаточному акту или разделительному балансу в соответствующей стоимостной оценке.

Способ оценки передаваемого имущества должны избрать сами учредители. Имущество реорганизуемого общества оценивается следующим образом:

· основные средства и нематериальные активы по остаточной стоимости;

· материально-производственные запасы по фактической себестоимости;

· финансовые вложения по первоначальной стоимости.

Порядок оценки имущества унитарного предприятия реорганизуемого в форме преобразования (приватизации) установлен статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», а также Письмом Минимущества Российской Федерации от 6 июня 2002 года №АБ-2/10099 «О приватизации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий».

Определившись с оценкой имущества, следует преступить к распределению активов и обязательств между правопреемниками. Для этого следует обратить внимание на следующие особенности:

· имущество следует распределять в соответствии с уставной деятельностью выделившихся организаций и с функциональным назначением имущества, которое им передано;

· с собственным капиталом необходимо передать и соответствующую сумму добавочного капитала;

· с имуществом передается сальдо по регулирующим счетам.

Дебиторская задолженность передается правопреемнику вместе с соответствующей суммой резерва по сомнительным долгам. Резервы под обеспечение финансовых вложений передаются вместе с соответствующими финансовыми вложениями.

Кредиторская задолженность реорганизуемого юридического лица распределяется между правопреемниками пропорционально величине переходящих к ним активов. Так же происходит и распределение собственного капитала организации.

В случае, если дебиторская и кредиторская задолженности касаются одного контрагента, то ее рекомендуется передавать одному из правопреемников.

Типовой формы разделительного баланса законодательно не предусмотрено. Поэтому, рекомендуем формы разделительного баланса и передаточного акта организации разработать самостоятельно, но с учетом требований, которые предъявлены к оформлению первичных учетных документов статьей 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года «О бухгалтерском учете».

Передаточный акт или разделительный баланс должны содержать общую информацию о реорганизуемых лицах:

· организационно-правовая форма и полное их наименование, юридический адрес, вид реорганизации, организационно-правовые формы и наименование лиц, образующихся в результате реорганизации, порядок правопреемства;

· сведения о передаваемых реорганизуемыми организациями активах и пассивах с указанием их оценки.

В самом разделительном балансе должны быть отражены активы, обязательства и собственный капитал реорганизуемого юридического лица, а также распределение балансовых статей между балансами правопреемников.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации проводят инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка (статья 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 года «О бухгалтерском учете»). Разделительный баланс формируется на основе данных инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации.

Основанием для составления разделительного баланса является бухгалтерская отчетность, составленная на последнюю отчетную дату перед оформлением передачи имущества. Данную отчетность рекомендуем приложить к разделительному балансу.

Пункт 4 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 20 мая 2003 года №44н «Об утверждении методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций» рекомендует к передаточному акту или разделительному балансу дополнительно прикладывать следующие документы:

· учредительные документы организаций, возникшие в результате реорганизации;

· решения учредителей или соответствующих органов о реорганизации;

· договора о слиянии или присоединении;

· передаточный акт или разделительный баланс, которые могут включать следующие приложения:

· бухгалтерскую отчетность в составе, установленном Федеральным законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательств реорганизуемой организации, а также их оценка на последнюю отчетную дату перед датой оформления передачи имущества и обязательств;

· акты или описи инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации, перед составлением передаточного акта или разделительного баланса, подтверждающих их достоверность (наличие, состояние и оценку имущества и обязательств);

· первичные учетные документы по материальным ценностям и иного имущества, подлежащего приемке-передаче при реорганизации организаций;

· расшифровки кредиторской и дебиторской задолженностей с обязательной информацией о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов реорганизуемых организаций о переходе с момента государственной регистрации организации имущества и обязательств по соответствующим договорам и контрактам к правопреемнику, расчетов с соответствующими бюджетами, государственными внебюджетными фондами и другими.

После внесения записей о проведенной реорганизации при окончательной передаче имущества и обязательств, к передаточному акту или разделительному балансу предлагаем дополнительно приложить пояснительную записку. Даты передачи имущества и обязательств реорганизуемого юридического лица на основе передаточного акта или разделительного баланса и даты внесения в реестр соответствующей записи о возникших организациях или о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций, как правило, не совпадают. За данный промежуток времени в стоимости передаваемого имущества и обязательств возникают изменения. Изменения нужно раскрыть в пояснительной записке к заключительной бухгалтерской отчетности либо в уточнениях к передаточному акту или разделительному балансу;

· документ, подтверждающий внесение соответствующей записи регистрирующего органа в ЕГРЮЛ:

· о вновь возникших организациях в результате реорганизации в форме слияния, выделения, разделения и преобразования,

· о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций при реорганизации в форме присоединения и так далее.

Порядок проведения инвентаризации определяется организацией самостоятельно, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным. Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 года «О бухгалтерском учете»:

«Проведение инвентаризации обязательно:

при реорганизации или ликвидации организации».

Таким образом, для того, чтобы приступить к реорганизации, общество обязано провести инвентаризацию.

В соответствии со статьей 59 ГК РФ права и обязанности реорганизуемых юридических лиц переходят к их правопреемникам в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом. Сведения, которые указаны в передаточном акте или разделительном балансе подтверждаются данными проведенной инвентаризации.

Как мы уже отмечали, инвентаризация является подтверждением достоверности отражения в учете переходящих к правопреемникам имущества и обязательств и носит обязательный характер.

Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минфина Российской Федерации от 13 июня 1995 года №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» установлены правила проведения инвентаризации.

О реорганизации юридического лица налогоплательщики обязаны письменно уведомить налоговые органы по месту учета не позднее трех дней со дня принятия такого решения (пункт 2 статьи 23 НК РФ).

Рекомендуемая форма №С-09-4 «Сообщение о реорганизации юридического лица» утверждена Приказом МНС Российской Федерации от 2 апреля 2004 года №САЭ-3-09/255@ «Об утверждении рекомендуемых форм сообщений, используемых при учете сведений о юридических и физических лицах».

Налоговый орган, получив уведомление, принимает решение о необходимости проведения налоговой проверки. Такая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.

Более подробно с вопросами, касающимися налоговых проверок, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Налоговые проверки».

Более подробно с вопросами, касающимися правовых основ существования унитарных предприятий (от учреждения до ликвидации), Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Хозяйственные общества и унитарные предприятия».

Статья написана по материалам сайтов: www.audit-it.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector