+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Приватизация консультант 2019 год

Горячая линия

(347) 291 20 70

В продолжение темы бесплатной приватизации жилья

Средства массовой информации России уже сообщили своим читателям о том, что бесплатная приватизация жилья продлена, ведь премьер-министр РФ Дмитрий Медведев одобрил перспективу продления сроков.

Однако, в жизни происходит так, что информация, обнародованная в СМИ, еще не подтверждена законодательно. Поэтому мы решили обратиться к системе КонсультантПлюс, чтобы окончательно прояснить данный вопрос по состоянию на январь 2016 года.

Напоминаем, с 01.03.2016 бесплатная приватизация жилых помещений прекращается (пп. 1 п. 2 ст. 2 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ в ред. Закона 28.02.2015 N 19-ФЗ), т.е. последний день подачи заявления и всех необходимых документов для бесплатной приватизации — 29 февраля 2016 года.

Обратите внимание!

За регистрацию права собственности подлежит уплате госпошлина в размере 2000 руб. (пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ; ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ). Если квартира приобретается в долевую собственность, то госпошлину уплачивает каждый сособственник в размере 2000 руб., умноженной на размер доли в праве собственности.

Кроме договора передачи жилого помещения, если он не содержит соответствующих сведений, вам, в частности, потребуются: документ об однократности использования права на приватизацию (справка выдается органами технической инвентаризации); документы, подтверждающие отказ от приватизации других граждан, имеющих право на участие в ней, если не все проживающие в квартире лица в ней участвуют (в случае, если договор передачи не содержит указанной информации); договор социального найма, при его отсутствии — ордер на квартиру (в случае, если договор передачи не содержит сведений об основаниях, по которым вы занимали квартиру); документ, содержащий сведения о лицах, зарегистрированных в квартире (п. 8 Методических рекомендаций от 06.08.2007 N 176).

Примечание. С 01.01.2015 г. свидетельство о государственной регистрации права оформляется в форме бумажного документа на официальном бланке Росреестра с изображением Государственного герба РФ. Свидетельство должно содержать свой учетный номер, при этом какие-либо степени защиты (например, водяные знаки и т.п.) действующим законодательством не предусмотрены (Информация Росреестра от 25.05.2015 г.).

Обратите внимание!

Став собственником жилья, вы должны платить налог на имущество физических лиц (ст. ст. 400, 401 НК РФ).

Источник: Ситуация: Как приватизировать квартиру? (Электронный журнал «Азбука права», 2016)

Между тем, программу бесплатной приватизации жилья, действительно, хотят пролонгировать. Соответствующий законопроект, разработанный группой депутатов во главе с Сергеем Мироновым, внесен в Госдуму .

Предлагается продлить срок бесплатной приватизации жилых помещений. Согласно действующему законодательству, граждане утратят возможность приватизации жилых помещений с 1 марта 2016 года. Депутаты считают целесообразным продлить этот срок еще на год – до 1 марта 2017 года. «Разумность и актуальность такой меры подкрепляется тысячами писем и обращений, которые поступают из разных регионов России», – подчеркнул Сергей Миронов. Кроме того, принятие законопроекта поможет реализовать свое право на бесплатную приватизацию жилого помещения жителям новых регионов России – Республики Крым и г. Севастополя.

«О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ С.М. Мироновым, Н.В. Левичевым, М.В. Емельяновым, О.А. Ниловым, А.В. Руденко, А.А. Шеиным, И.Р. Самиевым).

Указанный проект федерального закона включен в проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2016 года (февраль) п. 102 Протокола №278 Заседания совета Государственной Думы от 18.01.2016 г.

Вся эта информация доступна в информационных банках справочной правовой системы КонсультантПлюс, где можно детально изучить не только действующие законы, но и законопроекты.

Консультант пульс

всегда в курсе событий

Приватизация

Обратите внимание: гражданам следует помнить, что после того, как они становятся собственниками жилого помещения, на них возлагается обязанность по уплате налога на имущество физических лиц. А данный фискальный платеж в последнее время имеет тенденцию расти значительными темпами.

Кто имеет право на приватизацию жилых помещений

В настоящее время право на участие в приватизации распределено следующим образом:

· совершеннолетние граждане, у которых есть право пользования жилым помещением, самостоятельно решают – участвуют они в приватизации или нет;

· несовершеннолетние граждане, имеющие право пользования на жилье, участвуют в приватизации в обязательном порядке.

Приватизация квартиры: с чего начать

Для начала «приватизаторам» необходимо оформить ряд документов. В основной пакет, собрать который придется в любом случае, входят:

· документы, удостоверяющие личность заявителя и всех членов его семьи, а также лиц, зарегистрированных в приватизируемом жилом помещении, лиц, имеющих право пользования данным помещением на условиях социального найма;

Имейте в виду: к указанным документам относятся паспорт и свидетельство о рождении (для лиц, достигших и не достигших необходимого возраста соответственно). Кроме того, на ребенка может потребоваться документ, подтверждающий российское гражданство. Если кто-то действует через представителя, то понадобится также документ, удостоверяющий полномочия доверенного лица.

· документы на квартиру (чаще всего – договор социального найма).

Но для определенных категорий лиц указанный перечень не является исчерпывающим. Дополнительно может потребоваться предоставление таких форм:

· для граждан, которые прибыли из иных российских субъектов или с территории республик в составе бывшего СССР – выписка из домовой книги за период с 21 июля 1991 г. до прибытия на данное место жительство или другой аналогичный документ;

· для граждан, проживавших в период с 21 июля 1991 г. до прибытия на приватизируемое место жительства за пределами Москвы (другого города) – документ полномочного органа, который подтверждает неиспользованное право на участие в приватизации по месту жительства, а также документ, подтверждающий полномочия указанного органа;

· для «военных» категорий граждан – выписка из личного дела с указанием периода прохождения службы, состава семьи и отражения регистрации при воинской части по периодам службы;

· для осужденных во время «приватизационного» периода граждан – справка об освобождении, либо копия приговора суда и документ, подтверждающий отбывание гражданами наказания (см. постановление КС РФ от 23 июня 1995 г. № 8-П);

· при спорных ситуациях – копия решения суда о наличии, отсутствии или лишении прав на жилое помещение, а также о признании проживающего лица недееспособным или ограниченно дееспособным;

· в случаях, когда в квартире зарегистрированы недееспособные или ограничено дееспособные граждане, а также поднадзорные дети или дети, оставшиеся без попечения родителей – согласие органа опеки и попечительства на передачу жилого помещения в собственность, а также доверенность (распорядительный документ).

Запрос на предоставление государственной услуги по приватизации жилого помещения гражданам следует подавать лично или с использованием интернет-портала государственных и муниципальных услуг (для Москвы – www. pgu . mos . ru ).

Имейте в виду: в Москве документы можно подать через многофункциональный центр предоставления государственных услуг (МФЦ).

Если запрос подается в электронном виде через интернет-портал предоставления услуг, то гражданину следует заполнить соответствующую интерактивную форму. В частности, запрос должен содержать реквизиты документов, удостоверяющих личность (например, паспорта или свидетельства о рождении). При этом документы сканируются и прилагаются к запросу. Другой вариант – предоставить документы лично.

Обратите внимание: подать заявление и документы по «электронке» можно только в том случае, когда на приватизируемой жилплощади проживают исключительно совершеннолетние граждане, которые с 21 июля 1991 г. (или с рождения) проживают на законных основаниях в Москве (другом городе). Причем среди них не должно быть недееспособных лиц или сирот.

Подписываем договор приватизации и регистрируем право собственности

Следующий этап – подписание договора передачи жилого помещения в собственность. Документ должен быть подписан всеми лицами старше 14 лет, которые зарегистрированы в приватизируемом жилом помещении (их законными или уполномоченными представителями).

Жильцы должны при себе иметь подлинники документов, которые бы удостоверяли их личность (паспорта и свидетельства о рождении).

Далее лицам, желающим приватизировать квартиру, следует зарегистрировать свое право собственности. Сделать это можно в соответствующем органе Росреестра (например, в столице этими вопросами занимается Управление Росреестра по г. Москве).

Так, например, в Москве процедуру регистрации права собственности можно совершить:

· лично (в этом случае при подаче документов на регистрацию необходимо присутствие другой стороны договора приватизации – сотрудника Департамента жилищной политики и жилищного фонда, который обладает соответствующими полномочиями и правом подписи);

· через уполномоченное должностное лицо Департамента жилищной политики и жилищного фонда (потребуется нотариальная доверенность на представление документов по госрегистрации).

Имейте в виду: государственная услуга по регистрации права предоставляется бесплатно. Одновременно должна быть уплачено пошлина в сумме 2 тыс. руб. Причем, если приватизация осуществляется на несколько человек, то госпошлина уплачивается каждым собственником пропорционально его доле.

Небесполезно знать и официальный сайт Департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы – www. housing . mos . ru .

При посещении уполномоченного органа Росреестра рекомендуем также запастись:

· документом, подтверждающим однократность использования права на приватизацию (можно получить в БТИ);

· отказами от участия в приватизации лицами, имеющими права на нее (при наличии таковых);

· договором социального найма или ордером на квартиру;

· документом, который содержит сведения о лицах, зарегистрированных в квартире.

ЮА Оптимист

Юридические услуги

Закон о приватизации консультант

Приватизация жилья
1-я часть. Понятие приватизации, субъекты и объекты приватизации

Под приватизацией жилья понимается бесплатная передача в собственность граждан РФ занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, которая позволила не только стать собственником жилья, но и предоставила право совершать впоследствии различные сделки со своей недвижимостью, будь то продажа или передача квартиры по договору дарения и т.д.

Приватизация проводится только на добровольной основе и осуществляется, как известно, безвозмездно.

Рассмотрим подробнее вопросы, касающиеся приватизации жилья в РФ.

Продление приватизации жилья до 2015 года

Для начала необходимо отметить, что Федеральным законом от 25.02.2013 года № 16-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» срок окончания бесплатной приватизации жилых помещений в очередной раз был продлен.

Теперь приватизация жилья в РФ разрешена до 01.03.2015 года.

В пояснительной записке к законопроекту о продлении приватизации было указано, что необходимость принятия такого закона прежде всего вызвана тем, что значительная часть граждан, занимающих жилые помещения в аварийном и ветхом жилье и ожидающих расселения, лишится после 1 марта 2013 года возможности воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию.

Кроме того, указывалось, что граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, получив свое жилье после 1 марта 2013 года, также не смогут воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию. Таким образом, эти граждане будут поставлены в неравное положение с теми, кто получил и приватизировал жилье до указанной даты.

В связи с этим вопросы приватизации жилых помещений в настоящее время особенно актуальны.

Субъекты (участники) приватизации

В приватизации жилого помещения (жилого дома, части жилого дома, квартиры, части квартиры, комнаты) могут принять участие все лица, зарегистрированные в нем по месту жительства, в том числе несовершеннолетние.

Однако приватизировать квартиру или комнату могут только граждане РФ, при этом необходимо согласие всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, включая несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Иностранные граждане ни при каких условиях в приватизации жилья не участвуют.

Жилые помещения в порядке приватизации передаются в общую долевую собственность заявителей либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, а жилые помещения, в которых зарегистрированы исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов.

Жилье, в котором зарегистрированы только дети в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

В этих случаях органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение 3 месяцев должны оформить договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Объекты, не подлежащие приватизации

в домах, находящихся в аварийном состоянии;

в закрытых военных городках;

служебные жилые помещения, за исключением некоторых находящихся в сельской местности.

В Постановлении от 03.11.1998 года № 25-П Конституционный Суд РФ, анализируя положения законодательства о приватизации жилищного фонда, пришел к выводу, что «ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, предопределяющие особенности правового режима жилого помещения, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи этого помещения в частную собственность».

Таким образом, Конституционный Суд РФ указал на то, что запрет на приватизацию жилищного фонда может быть обусловлен только особенностями правового режима данных объектов, а не простым желанием законодателя, и вышеуказанный перечень жилья, не подлежащего приватизации, это доказывает.

Так, согласно ЖК РФ жилые помещения в общежитиях (как, впрочем, и служебное жилье) являются строго специализированными и имеют целевое назначение как жилье для временного проживания определенного круга лиц: работников, служащих, учащихся.

Однако здесь существуют некоторые особенности.

Приватизация жилья в «бывших общежитиях»

При принятии нового Жилищного кодекса РФ законодатель пошел на некоторые уступки в отношении приватизации жилья, в так называемых «бывших общежитиях».

Так, в ст.7 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» было установлено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Следовательно, такие «бывшие общежития» возможно приватизировать в общем порядке.

Однако на практике возникало и возникает в настоящее время очень много вопросов о передаче таких общежитий после вступления в силу ЖК РФ.

Не счесть судебных процессов, где граждане пытались отстоять свои права на приватизацию жилья в «бывших общежитиях».

Например, в четвертом Бюллетене Верховного Суда РФ 2009 года было изложено очередное решение по данному вопросу (Определение ВС РФ от 02.09.2008 года № 5-В08-69), в котором четко и ясно было сказано, что жилищный фонд, ранее закрепленный за государственными или муниципальными предприятиями, с 23.12.92 года не подлежал включению в состав приватизируемого имущества в случае приватизации таких предприятий и в любом случае должен был быть передан в ведение местной администрации.

В то время многие муниципалитеты, учитывая требования ЖК РФ, «шли на уступки» гражданам и просто переводили «бывшие общежития» в многоквартирные дома путем принятия соответствующих правовых актов.

Так, в соответствии с распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 20.07.2011 года № 953 к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение города Москвы, согласно статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Однако часто встречались и случаи, когда органы местного самоуправления, имеющие в собственности (на балансе) такие жилые помещения считали, что режим общежития такого жилья утрачивается, и появляется возможность их приватизации только тогда, когда жилой дом передан муниципалитету до 1 марта 2005 года.

И только в апреле 2011 года неоднозначность правоприменительной, в том числе судебной практики стала предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ.

Так, Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.04.2011 года № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в связи с жалобой граждан А.С. Епанечникова и Е.Ю. Епанечниковой» была признана не соответствующей Конституции РФ статья 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в той мере, в какой она не допускает возможности применения норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма к «бывшим общежитиям», если они были предоставлены после 1 марта 2005 года (даты введения в действие ЖК РФ) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.

После выхода этого Постановления КС РФ дело, наконец, сдвинулось с «мертвой точки».

Возможно ли приватизировать жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений

Согласно ст.2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991г. №1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее — Закон о приватизации) граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получившим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

При приватизации жилья государственной регистрации подлежит переход права собственности к гражданам, приватизирующим жилье, в результате чего граждане подают заявление на регистрацию права собственности, а передающий жилье орган или организация – заявление о регистрации ранее возникшего права и (или) перехода права собственности к гражданам.

Для сведения сообщаем, что решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (ст.8 Закона о приватизации).

О бессрочной приватизации жилья

22 февраля 2017 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 14-ФЗ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон), предусматривающий бессрочную приватизацию жилья для всех категорий граждан. Документ вступил в силу со дня официального опубликования – 22 февраля.

Закон отменил норму, в соответствии с которой срок бесплатной приватизации жилых помещений должен был закончиться 1 марта 2017 года.

Так, новым Законом признана утратившей силу часть 2 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», которая предусматривала отмену с 1 марта 2017 года статей 1, 2, 4, 6–8, 9.1 и раздела II Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541–1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Теперь для граждан, желающих бесплатно приватизировать жилье, каких-либо временных ограничений не существует.

Первоначально законопроектом предусматривалась не отмена, а продление срока приватизации жилья до 1 января 2020 года. Возможность такого продления была предусмотрена только для отдельных категорий граждан:

•для проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя;

•для граждан, подлежащих переселению из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;

•для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании срока действия договора найма предоставленного им специализированного жилого помещения.

Однако в ходе рассмотрения законопроекта законодатель от такого варианта отказался.

Принятый Закон называют законом социальной справедливости. Отмена срока окончания бесплатной приватизации ставит в равные условия всех граждан, которые ранее, в силу различных жизненных обстоятельств, не смогли или не захотели приватизировать свое жилье.

ЕКАТЕРИНА ЧЕЛЫШЕВА, ЗАВЕДУЮЩИЙ СЕКТОРОМ ПО ОРГАНИЗАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ РАБОТЕ И СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ ЮРИДИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАБАРОВСКА

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 4 (174) дата выхода от 20.04.2017.

Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

Раздел: ПРИВАТИЗАЦИЯ

ЗАКОН О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 5. Пользование земельными участками, на которых размещены приватизированные жилые дома и придомовые территории, осуществляется в порядке и на условиях, установленных нормами Земельного кодекса РСФСР.

Статья 8. Решение вопроса о приватизации жилья должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.
В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилья он вправе обратиться в суд.

Статья 10. В период перехода к рыночным отношениям для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняется действующий порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями.

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЬЯ

Статья 11. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.
(в ред. Федерального закона от 11.08.94 N 26-ФЗ)

Статья 17. Местные Советы народных депутатов, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилье, принадлежащее им на праве собственности, с целью более рационального его перераспределения.

Раздел III. ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ПРИВАТИЗИРОВАННОГО ЖИЛЬЯ

Статья 21. Обслуживание и ремонт приватизированных жилых помещений осуществляются с обязательным соблюдением единых правил и норм эксплуатации и ремонта жилищного фонда на условиях, установленных для домов государственного и муниципального жилищного фонда, за счет средств их собственников. В этих целях собственники могут образовывать товарищества и иные объединения.

Статья 22. За государственными жилищно — эксплуатационными и ремонтно — строительными организациями сохраняются обязательства по обслуживанию и ремонту приватизированных жилых помещений по договору с их собственниками (товариществами и иными объединениями).
Оплата расходов, связанных с обслуживанием и ремонтом приватизированных жилых помещений, производится собственниками по ставкам, установленным для обслуживания государственного и муниципального жилищного фонда.

Статья 25. Контроль за техническим состоянием и своевременным ремонтом приватизированного жилищного фонда осуществляют местные Советы народных депутатов и органы местного самоуправления.

Статья 26. Нарушение правил эксплуатации приватизированных жилых помещений, инженерного оборудования, коммуникаций и придомовой территории влечет ответственность в установленном порядке.

Председатель
Верховного Совета РСФСР
Б.ЕЛЬЦИН

  • Сделки с недвижимостью
  • Регистрация товарных знаков
  • Представительство в суде
  • Юридический аутсорсинг
  • Внутренний аудит
  • Законодательство
  • Статьи

Верховная Рада установила новые правила приватизации государственного и коммунального имущества

«За» проголосовали 266 народных депутатов

Законопроект предусматривает упрощение градации объектов приватизации — остается только большая со стоимостью активов более 250 млн грн и малая. Перечень объектов большой приватизации утверждает Кабмин по представлению Фонда государственного имущества Украины; малой приватизации — Фонд госимущества; коммунальной собственности — местные советы.

При этом объекты малой приватизации намерены продавать исключительно на электронных аукционах.

При доработке ко второму чтению в законопроекте расширили перечень объектов, которые нельзя приватизировать — к ним отнесли государственные медучреждения и учреждения образования.

В перечень тех, кто не может быть покупателем, добавили представителей Российской Федерации; юрлиц, данные о бенефициарных владельцах которых не раскрыты; физических и юридических лиц, находящихся под санкциями и проч.

Чтобы контролировать осуществление приватизации, образуется Специальная контрольная комиссия Верховной Рады Украины по вопросам приватизации.

Отмечается, что органы приватизации должны обнародовать в СМИ данные о приватизационных процессах.

Закон должен подписать спикер ВРУ и президент Украины; затем текст опубликуют в официальном издании. На следующий день документ вступит в силу.

И.о главы Фонда госимущества Виталий Трубаров отметил, что для проведения по приватизации по новым правилам закона мало — нужно изменить подзаконные акты.

«Для того, чтобы приватизация в дальнейшем прошла, самого закона мало. Первое действие, которое должно произвестись, оно как-бы многогранно, но оно одно. Под этот закон необходимо внести изменения практически в 20 подзаконодательных актов. Часть нормативных документов идет на уровне Фонда госимущества Украины, и у нас уже наработаны эти изменения, мы их примем достаточно быстро», — сказал Трубаров.

По его словам, в половину документов должен внести изменения Кабмин.

«И тут будет зависеть от того, насколько быстро мы сможем пройти с Кабмином, Минэкономики, Минфином и Минюстом всю эту процедуру по согласованию. Следующий этап после принятия подзаконодательных актов – вопрос, который связан с разблокировкой ситуации связанных объектов, запрещенных к приватизации. Та программа МЭРТ, которая вместе с нами разработана, где есть перечень объектов госсобственности предприятий, которые будут выставляется на приватизацию, их около 900, это хороший список, но из него больше 200 предприятий находятся в списке запрещенных к приватизации», — добавил и.о. ФГИУ.

Закон о приватизации консультант

Нынешний 2016 год с точки зрения приватизации должен бы стать беспрецедентным по объемам активов, которые выставлены на продажу. Среди них — крупные энергетические предприятия, такие как «Центрэнрего», шесть облэнерго и миноритарные пакеты государства в таких компаниях как ОПЗ и «Сумыхимпром». При этом политики наперебой публично называют возможные сроки продажи и суммы активов, которые государство предположительно сможет продать.

Hubs поговорил о подготовке ключевых объектов приватизации и перспективах их продажи с нынешним главой Фонда госимущества Украины Игорем Билоусом. На этот пост он пришел в июне 2015 года с должности главы Государственной фискальной службы. Стоит отметить, что это не первый опыт Билоуса по участию в приватизации. В 2005 году он успел поработать в качестве консультанта индийского бизнесмена Лакшми Миттала, когда тот в результате реприватизации купил крупнейший украинский металлургический комбинат «Криворожсталь».

Теперь Игорь Билоус рассказал Hubs о том, что нынешнее руководство Фонда стремится изменить для того, чтобы продажа госпредприятий перестала быть «адресной» и непрозрачной, а также прокомментировал недавнее назначение на должность одного из своих заместителей Владимира Державина, который до этого работал вместе с зампредседателя пропрезидентской парламентской фракции «Блок Петра Порошенко» Игорем Кононенко.

Об изменениях в приватизационном законодательстве

Какие изменения в закон о приватизации, на ваш взгляд, наиболее важны? Какой эффект мы сможем получить от них уже в нынешнем году?

— Всего поправок в законе пять. Самая важная состоит в том, что мы больше не дробим пакеты акций стратегических предприятий перед продажей. Теперь мы будем продавать не 5% плюс потом отдельно 94,567%, а одним пакетом 99,567%. И так по всем компаниям. Сразу становится понятно, что мы предлагаем потенциальным инвесторам и за что просим деньги.

Раньше часто государство при продаже оставляло себе около 23% акций. Почему решили отойти от такой практики?

— Раньше надо было продавать 5% или 10% на бирже, как будто у нас есть фондовый рынок. Это действительно работает на фондовых рынках, например, в Варшаве, Нью-Йорке, Лондоне, Гонконге. Так можно тестировать спрос на акции предприятия, и уже исходя из этого решать, продавать акции портфельному инвестору или же ждать стратегического. Но у нас, к сожалению, нет фондового рынка в привычном понимании. Все наши методики были устроены так, что работая по ним, государство должно было продавать преприятия себе в убыток!

Почему? Как именно это происходит?

—Например, когда мы прошлым летом занялись подготовкой к приватизации Одесского припортового завода, выяснилось, что по старой методике 5% акций завода стоят всего 39 млн грн. Удивительно? Да. Мы решили, что так дальше продолжаться не будет. Привлекли международный совет, поставили вопрос на Кабмине, подняли цену. Поэтому изменения закона о приватизации и действовавших методик были жизненно необходимы. За последние полгода мы изменили методику оценки, порядок отбора оценщиков и много других документов.

А что насчет «адресной» приватизации, когда условия конкурса прописывались под конкретного инвестора? Как вы можете гарантировать, что такого не повторится и теперь?

— Для этого мы изменили квалификационные условия на приватизационных конкурсах. Я не хочу сейчас говорить о фамилиях, но «адресная» приватизация у нас действительно происходила довольно часто. Условия прописывались таким образом, чтобы не допустить к аукциону конкурентов. Сейчас условия будут очень общими, без «эксклюзивов».

Мы оставили всего несколько требований к потенциальным участникам для допуска к торгам: они должны будут предоставить информацию о том, кто они, откуда у них деньги, информацию о конечных бенефициарах компании, о том, находятся ли эти люди под санкциями, где зарегистрирована компания — в офшорной зоне или нет. Это простые вопросы, которые помогут выяснить, что из себя представляет компания: «пустышка» ли это без копейки за душой или реальный бизнес? Те, у кого нет денег, или те, кто находится под санкциями, не смогут претендовать на крупную покупку и брать на себя инвестиционные обязательства. Кстати, второе важное изменение в приватизационном законодательстве состоит в том, что в приватизации не смогут принимать участие и представители страны-агрессора.

Кроме того, если выяснится, что конечный бенефициар компании — никому не известный гражданин Кипра, проверкой таких случаев будет заниматься рабочая группа, в которую войдут, среди прочих, представители правоохранительных органов и контрразведки. Достаточно будет одного голоса «против», чтобы мы подходили к вопросу о проверке особенно аккуратно.

Как сейчас изменились полномочия советников, которых ФГИ нанимает для подготовки предприятий к приватизации?

— Это третье фундаментальное изменение в приватизационном законодательстве. Все эти возгласы в парламенте: «У вас столько людей в Фонде, что же вы не можете сами попродавать?», неуместны. Удачно продать крупную стратегическую компанию без советника практически невозможно.

Если мы хотим выручить хорошие деньги, создать конкуренцию вокруг актива, правильно его преподнести и подготовить с точки зрения раскрытия информации, то без советника — никак. Поэтому, в конце концов, все согласились на участие в подготовке к продаже стратегических предприятиях. И это правильно. Они помогают искать покупателей, готовят предприятие и необходимую документацию в соответствии с международными требованиями.

В чем суть оставшихся изменений в законе о приватизации?

— Разрешение зарубежным компаниям с госдолей более 20% участвовать в приватизации в Украине. По старым правилам такие компании, как, например, норвежская Yara, госдоля в которой составляет 25%, не могли покупать у нас активы. Теперь это ограничение распространяется только на украинские компании с госдолей более 20%. То есть отныне в конкурсе по приватизации «Центрэнерго» сможет участвовать, например, финская компания Fortum, где есть значительная госдоля.

И наконец, пятое изменение: мы предусмотрели для инвесторов возможность решать споры по купленным предприятиям в международном арбитраже. Это правильно. Ведь когда иностранный инвестор приносит в экономику страны миллиард долларов, он должен иметь право судиться не в украинском, а в международном суде.

О выполнении плана приватизации

Планируется, что в 2016 году от приватизации будет выручено 17 млрд грн. Исходя из каких планов формировался этот показатель?

— Когда я пришел в ФГИ в июне прошлого года, эту цифру уже утвердили. Костяк составляют энергетические компании: шесть облэнерго, четыре ТЭЦ, «Центрэнерго» и, конечно же, Одесский припортовый завод. Всё это стоит больше 17 млрд грн. Почему не продали в прошлом году? Объясню: если бы мы начали продавать за 39 млн грн 5% акций ОПЗ, это было бы преступлением – по отношению к стране, к заводу и к будущему крупному инвестору.

С лета прошлого года мы готовим ОПЗ к продаже. Сейчас специалисты UBS, Ernst&Young и Baker&Mckenzie работают в полную силу. Без лишней скромности могу сказать, что настолько профессионального, хорошо подготовленного и прозрачного процесса наша страна ещё не видела.

Сегодня инвесторы могут подписать с нами договор о неразглашении информации и получить все необходимые им сведения о предприятиях, выставленных на продажу, доступ к объекту, менеджменту, условиям договора купли-продажи — и отработать всё со своими советниками.

Такого не было никогда. Раньше вам давали пару бумаг, с которыми инвесторы мучились, пытаясь понять, что это такое. Сейчас же есть вся информация на английском, русском и украинском языках.

Вы были советником Лакшми Миттала, когда он купил по реприватизации «Криворожсталь». Как тогда искали информацию о предприятии, если, как вы говорите, инвесторам ничего не давали?

— Рынок тогда был совсем другой. Это был рынок продавца. Мы бегали по всем министерствам и ведомствам, собирали информацию. Все делали сами, нанимали юристов, много чего делали вместо ФГИ. Сейчас ситуация изменилась: рынок переориентировался на покупателя. Он хочет — покупает, не хочет — не покупает.

Учитывая эти изменения, не стоит ли государству повременить с продажей стратегических предприятий? Подождать до того момента, пока за них можно будет больше выручить?

— Да, есть такие комментарии: «А давайте не продавать! Давайте продадим завтра». Но я вас уверяю: завтра продавать уже будет нечего.

Почему?

— По двум причинам. Во-первых, очень сложно противодействовать огромному количеству коррупционных схем, которые есть на каждом предприятии, и которые медленно, но верно ведут предприятия к так называемой теневой приватизации – к банкротству. Во-вторых, большинство украинских предприятий построены довольно давно, используемые на них технологии и оборудование давно устарели. Все это с каждым годом обесценивается. Чтобы поддерживать предприятие в рабочем состоянии, нужны серьезные инвестиции, которые Украине взять неоткуда – не из дефицитного же бюджета доставать миллиарды на модернизацию при существующем уровне коррупции?!

О перспективах «большой» приватизации

Министр экономразвития Айварас Абрамавичус считает, что ОПЗ можно успеть продать уже до конца нынешнего лета. Эти сроки реальны?

— Да. До 5 июня мы объявим конкурс. Сейчас ориентировочная дата — 30 мая. А на 30 июня предварительно запланирован аукцион. Где-то в конце июля — начале августа закроем сделку и получим деньги.

А «Центрэнерго» как быстро можно продать? Министр энергетики Владимир Демчишин считает, что это можно сделать до начала следующего отопительного сезона, то есть до середины октября текущего года.

— Нет, это нереально. На подготовку к продаже этой компании необходимо много времени, мы же сейчас только на начальном этапе. Как минимум, компанию нужно описать. Но даже этого еще нет. Мы только в начале марта получили в управление акции «Центрэнерго». Сейчас нам необходимо сменить наблюдательный совет, посмотреть на менеджмент, нанять оценщика, привлечь советников, наконец, найти деньги на все это.

Сколько может стоить подготовка к продаже «Центрэнерго»?

— Минимум — $1 млн. Ведь компания физически большая. Это три станции, 18 блоков — и куча проблем. Подготовить ОПЗ как актив гораздо проще, поскольку он работает на экспорт. С ним всё понятно.

А за сколько, в таком случае, можно продать «Центрэнерго»? Вот тот же Демчишин считает, что за 1 млрд грн…

— Демчишин назвал миллиард — я могу назвать 10 миллиардов. Это всё ни о чем, пока нет оценки предприятия. Мы пока не знаем, какая конкурентная среда вокруг этого актива. Могу сказать, что международные эксперты до нас оценивали эту компанию не супер-позитивно.

Есть мнение, что «Центрэнерго» намеренно довели до банкротства, чтобы продать потом за долги. Такой вариант приватизации возможен?

— Вряд ли. У нас некоторые компании перманентно живут в состоянии банкротства. И «Центрэнерго» в банкротстве, по-моему, с 2004 года. И «Черкассыоблэнерго» живут в банкротстве. Это те недостатки закона о банкротстве, которые нужно убрать. Мы даже подготовили проект соответствующих изменений в закон. Банкротство — это настолько большой бизнес в нашей стране, что вы просто представить себе не можете. Мы активно с ним боремся – как минимум относительно тех предприятий, которые попадают в Фонд для приватизации.

В «Центрэнерго» много проблем. Есть существенный износ основных фондов. Есть японский кредит, который давали на модернизацию энергоблоков. Есть проблемы с бесперебойной поставкой угля. Все это бьет по стоимости.

Я говорил со всеми крупными европейскими энергетическими компаниями. У них ситуация сложная: у всех упала капитализация, у всех повышенные требования к эмиссии, они тратят огромные деньги на модернизацию и соответствие экологическим нормам. Как идти к ним с украинским активом, на который надо потратить миллиард? И это только по предварительным оценкам! У них нет таких денег, они не готовы.

Соответственно, среди покупателей могут быть либо азиатские компании, либо турки. В любом случае, это будут инвесторы, умеющие эффективно работать с угольными станциями. Или же может быть какой-то микс инвесторов, знающих, как работать с непростыми активами на развивающихся рынках. Есть американцы, в том числе несколько консорциумов, готовых рассмотреть это как emerging market opportunity.

В самой же Украине нет инвесторов, которые заплатят хотя бы полмиллиарда за эту компанию.

То есть украинским олигархам, например, тому же Ахметову, купить «Центрэнерго» не интересно?

— Вот Ахметов точно не придет. Забудьте…

Почему?

— Ему этого не даст сделать Антимонопольный комитет, поскольку ДТЭК и так владеет тепловой генерацией и входит в тройку доминирующих производителей электроэнергии.

Когда вы рассчитываете продать «Сумыхимпром» и Запорожский титаномагниевый комбинат (ЗТМК)?

— «Сумыхимпром» выставят на продажу обязательно уже в этом году. А ЗТМК пока что нет в списке на приватизацию. Я бы хотел объединить его с профильными ГОКами, которые сейчас в управлениии у МЭРТ, чтобы это была правильная вертикально интегрированная компания, собственник которой не сушил бы голову над тем, где брать сырье.

А что вы собираетесь делать для того, чтобы привлечь к приватизации энергокомпаний наиболее надежных инвесторов, которые могли бы обеспечить развитие украинской энергетики?

— Мы хотим, чтобы на приватизационные аукционы пришли крупные международные компании, хоть это и непросто. У нас бизнес сегодня очень зарегулирован, ограничен вывод валюты из страны, есть моменты, связанные с корпоративными войнами. В апреле планируем провести специализированную конференцию для потенциальных инвесторов. Цель — привлечь западный взгляд к украинским энергокомпаниям в целом.

Ведь нашим покупателям можно облэнерго продать хоть завтра, стоит только свистнуть. Но правильно ли это будет? Нет! Иначе зачем мы сюда пришли?

Сейчас все немного напуганы, поэтому нам нужна большая победа под названием «Одесский припортовый». Мы хотим развернуться лицом к народу, который живет по старинке, не веря в прозрачные правила приватизации. И мы хотим показать, что можно работать прозрачно.

О малой приватизации

Кому и как планируете продавать небольшие пакеты облэнерго — 20-25%, которые есть в плане на этот год? Возможно, что их продадут без конкурса владельцам контрольных пакетов предприятий?

— Придется придумывать, что можно сделать с этими акциями. Дело в том, что собственникам контрольных пакетов они не нужны. Они даже не здороваются с теми, кто владеет долей 25% или меньше, поскольку такие миноритарии не имеют никакого влияния на предприятие. Я надеюсь, что это изменится, когда в силу вступит новый закон об акционерных обществах. Эта проблема возникла из-за того, что раньше во время приватизации дробили пакеты. Тогда просто сэкономили покупателям деньги, а государство оставили в дураках.

Как же вы собираетесь выходить из этой ситуации?

— Есть вариант продать эти пакеты на международных биржах. Но, судя по тому, что все эти компании глубоко убыточны, пакеты никому не нужны.

Можно, конечно, попробовать использовать механизмы корпоративного права и каким-то образом заставить собственников выкупить оставщшиеся пакеты. Но, боюсь, не выйдет. Поэтому пока де-факто у нас есть либо конкурс, либо биржа. Хотя есть еще и «военный вариант».

Это какой?

— Продать пакет конкуренту. Бывает, кто-то из них может купить, если предложить ему прямо. Мы уже провели «пристрелочный» опрос, но пока никто не хочет. Вся эта ситуация доказывает, что продавать актив, оставляя за государством мизерную долю, — это преступление. Это создает впоследствии масштабную проблему. И речь не только об облэнерго. У государства остались миноритарные пакеты и вовсе по 8%-11%. Вот как у Фонда могло остаться 9% акций Черноморского судоремонтного завода?

А потом нас спрашивают: «Почему это вы ничего не продаете?» А что продавать? Кому? 9% судоремонтного завода? Кто это купит?

Сколько сегодня у ФГИ таких мелких пакетов?

—У нас около 3000 объектов малой приватизации. Это маленькие компании, имущество, которое не вошло в уставные фонды, какие-то недострои, проходные, столовые, туалеты и так далее. Все это приносит государству убытки в десятки миллионов гривен ежегодно в виде недозаработанных налогов, неоплаченной аренды, неоплаченных платежей за электроэнергию, воду и так далее.

Мы иногда не можем найти активы, оказывается, что их раньше самовольно захватили и перестроили, что у них даже изменился адрес. Мы проводили такой рейд в Киевской области. Приехали по адресу, а там — давно другой дом стоит.

Каким может быть глобальное решение проблемы малой приватизации?

— Мы сейчас изучаем польский и румынский опыт. Там есть хорошие примеры, когда миноритарные пакеты отдавались в управление большим западным структурам. Те, в свою очередь, используя улучшенное законодательство об акционерных обществах, требовали от собственников нормальной работы.

Кроме того, мы ввели систему электронных аукционов. Наша задача — продать всю мелочь в частные руки. Эти активы создают рабочие места в регионах, стимулируют предпринимательство. Никто из иностранцев туда не пойдёт.

Это, знаете, как государственная земля. Если вы думаете, что там ничего не растёт, то вы ошибаетесь. Там всё растет как надо. Просто на этой земле никто системно ничего сеять не хочет, потому что знает: сегодня дали посеять, а завтра — заберут, поэтому сеем, быстро собираем и уезжаем. Соответственно, там нет ни рабочих мест, ни инвестиций, ни нормальной техники — ничего нет.

Сейчас наша задача – донести до украинцев информацию о продаже мелких объектов, иначе продать их не удастся.

Как вы собираетесь ее доносить?

— Для этого мы создали веб-портал с базой объектов, предназначенных для приватизации и аренды. Планируем еще создать отдельно более простую landing page, поскольку портал слишком громоздкий, людям бывает сложно в нем разобраться. У landing page будет простой, интуитивно понятный интерфейс, на этой странице любой человек сможет оставить информацию о том, какой объект он хотел бы найти и купить. А дальше через колл-центр будем к нему обращаться и что-то предлагать. Вообще мы хотим проводить приватизацию по заявке — разумеется, речь идет не о крупных и стратегических предприятиях, а о мелких и средних объектах. Например, приходит инвестор и говорит: «Хочу купить у вас предприятие «Рога и копыта». Мы должны будем изучить объект и запустить процесс приватизации, провести аукцион.

То есть, чтобы инициатива перешла к покупателю?

— Да. Мне постоянно говорят: «Ну что ты ничего не продаешь?» Я объясняю, что продаю, но не могу каждый день выходить на центральное телевидение и рассказывать о тысячах мелких объектов.

Малая приватизация — это очень важно. Надо дать людям возможность выкупить все эти ларьки, магазины, недострои. Но это лишь часть проблемы. Нужно еще забрать то, что осталось у министерств.

А они охотно отдают Фонду свои предприятия? Вот министр аграрной политики Павленко недавно объявил, что все предприятия, которые сейчас управляются его ведомством, будут распроданы.

— На самом деле министерства тяжело расстаются со своими предприятиями. Тому есть разные причины, но желание передавать на приватизацию у некоторых уже появилось. С Павленко у нас очень горячий диалог. Он даже нашу презентацию выставил на сайт, как есть.

Если есть желание, то почему министерства отдают предприятия тяжело?

— Дело в том, что добрая половина этих министерских предприятий уже ничего не стоит. Все годы независимости эти ведомства ими как-то управляли, и делали это плохо. В результате от предприятий ничего не осталось.

Куда оно всё испарилось, одному богу известно! Чтобы разобраться там в чем-то, нужна, как минимум, инвентаризация. А после нее кто-то должен ответить за то, чего нет. И здесь возникают проблемы, потому что никто не хочет брать на себя ответственность, проводить инвентаризацию и признавать ее результаты.

О кадрах

Вы говорили, что еще летом подавали на согласование в правительство кандидатуру вашего нового заместителя Владимира Державина. В СМИ его связывают с зампредседателя фракции БПП Игорем Кононенко и утверждают, что этого человека назначили на эту должность с определенной целью. И то, что вы сами подавали эту кандидатуру, вовсе не говорит о том, что вы сделали это по собственной инициативе. Вас могли попросить об этом. Откуда взялась кандидатура Державина?

—Я представил всех заместителей: и Лебедь, и Гайдуцкого, и Державина — чтобы соблюсти политический нейтралитет, достичь компромисса, чтобы в Фонде были представители из разных сфер. Я очень хочу, чтобы эта организация была политически нейтральна. Это очень важно для всех нас. Потому что победа здесь вовсе не связана с победой какой-то фракции или партии.

Я сам беспартийный, и это очень важно для всех.

А в чем состоит компромисс, о котором вы говорите?

— Владимира Державина я знаю довольно давно. Он юрист по корпоративным делам. Мы так и планировали, чтобы пришел человек, который будет заниматься этим направлением.

Мой зам Андрей Гайдуцкий тоже в прошлом работал со мной. Он занимался вопросами международных доноров и организаций. Поэтому я хотел, чтобы он занялся вопросами подготовки приватизации, что у него хорошо получается. Заместитель Наталья Лебедь — сама оценщик. Пришла из бизнеса. Дмитрий Парфененко — наша «книга знаний», человек, который знает все о Фонде, о процедурах.

Вот вам и компромисс: у всех за плечами очень разный опыт, все пришли из разных сфер, но все – профессионалы. Поэтому я бы не политизировал этот вопрос.

Можно писать разное, рассказывать, кто откуда, с кем работал. Ну и что? Я из этого проблемы не делаю. Предлагаю судить о назначениях по результатам. Мы уже сейчас видим результаты работы Лебедь, Гайдуцкого. Если бы Державина назначили еще 9 месяцев назад – сейчас можно было бы говорить о результатах его работы. А сплетничать и раздувать скандалы я считаю неправильным. Каждому своему заместителю в Фонде я даю карт-бланш и требую результатов. Поэтому политика политикой, но я бы предложил судить по итогам работы.

Беседовал Вадим Болотник.

Статья написана по материалам сайтов: consultantpuls.ru, optimistsm.ru.

»

Это интересно:  Порядок приватизации земель 2019 год
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector