+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Приватизация это в экономике 2019 год

Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет из себя особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, такие как:

переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;

полная продажа государственных предприятий частным лицам;

продажа части активов;

передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.

Несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.

Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками — ваучерами.

Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:

1. сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;

2. требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;

3. монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу;

Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников — основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.

Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, — инструментом государственного регулирования долговременного характера.

Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими:

1. Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).

2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки).

3. Социальная (обеспечение социального мира).

4. Перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации — акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство. Чтобы добиться наибольшего результата надо отдать предприятие в руки умелых управляющих и суметь заинтересовать их в достижениях наилучших конечных результатов.

Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ — не навреди!

На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:

приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;

приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий;

изменения структуры собственности должны носить постепенный характер;

обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;

приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;

каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.

Основные концепции приватизации.

В условиях рыночной трансформации российской экономики в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».

В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной.

Второй подход — «трудовой» — на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность.

Третий подход, который по его собственному критерию можно назвать «субъектным», тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.

Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся — отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора.

Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.

Массовый характер приватизация может принять только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и де приватизации — двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.

Экономическое содержание приватизации.

Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную под непосредственным воздействием государственных органов.

При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы.

Содержание системы отношений приватизации раскрывается через ее цели. В этом аспекте приватизация — не цель реформы, а ее инструмент. Приватизация способствует демонополизации производства. К сожалению, резкий переход к акционированию крупных предприятий произошел без их предварительной реорганизации и коммерциализации. Это не позволило увязать задачи приватизации и демонополизации. Следует учитывать, что проблему демонополизации удается решить не во всех отраслях народного хозяйства и не только методами разукрупнения. Взаимосвязь приватизации и демонополизации настолько сложна, что использование разрешенных программой приватизации методов приводило к разрушению сложившихся отраслевых научных комплексов при выходе из них структурных подразделений.

Это интересно:  Какой срок приватизации земли 2019 год

Реализация целей приватизации взаимно противоречива. Явные противоречия существуют между принципами социальной справедливости и экономической эффективности. Здесь пришлось поступиться нормами справедливости в целях ускорения процесса разгосударствления и приватизации. Важным средством приватизации является перераспределение доходов и имущества.

Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы. Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к «неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования. Проведение приватизационных мероприятий в России сталкивается с целым рядом объективных препятствий. Прежде всего масштаб предполагаемых преобразований несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практически отсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства значительно усложнил оценку потенциала низко рентабельных предприятий. Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти условия объясняют неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых коллективов, безработных и т.п.).

Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Приватизация

Приватизация жилья

Приватизация , представляет собой форму преобразования собственности. В ходе данного процесса осуществляется передача государственной, чаще всего муниципальной собственности в руки частного лица или лиц.

При этом разгосударствление и приватизационные действия по сути своей не однозначные термины, хотя и взаимосвязанные.

Приватизацию можно рассматривать, как одну из возможных форм процесса разгосударствления. Но разгосударствление может осуществляться и без приватизации. В таком случае не происходит смена собственника, а весь процесс децентрализации выполняется в пределах госуправления собственностью.

Право приватизации

Под приватизацией также понимается передача общественной собственности, которая контролировалась теми или иными госорганами, в частный сектор экономики. Федеральным законом » О приватизации государственного и муниципального имущества » от21.12.2001 N178-ФЗ приватизацией гос. или муниципального имущества является возмездным отчуждением имущества, находящегося в собственности РФ (или федеральное имущество), субъектов РФ, образований муниципального уровня, в собственность юридических и (или) физических лиц.

У разгосударствления, могут быть принципиально различающиеся формы, которые, в свою очередь, можно классифицировать по определенному ряду признаков.

В частности:
– по допуску к приобретению исключительно сотрудников предприятия или любых желающих;
– по механизму перераспределения собственности, который может осуществляться в виде денег или специально выпущенных чеков;
– по технике проведения продаж;
– по изменению вида и организации структуры управления предприятием, а также роли и важности участия масштабных инвесторов в приватизационном процессе;
– другим признакам.

На деле же, как показала международная да и российская экономическая практика, большинство вариантов применяются одновременно.

  • Приватизация, как таковая сама по себе не способна обеспечить прогресс в экономике. Данные процессы лишь обостряют конкурентность в экономике страны, ведь они ведут к совмещению частных и государственных институтов владения средствами производства.

От эффективности экономики, в конечном счете, зависит степень удовлетворения имеющихся у населения потребностей. А предприятиям представляются ценности сами по себе, хотя бы по той причине, что выпуская материальные ценности для народных масс, будет неумным допускать закрытие предприятий, что предполагается «шоковая терапией» перехода прав владения в частные руки.

  • Зачастую же приватизация, то есть сам процесс приватизации (приватизация земли, приватизация квартиры. ), не связан напрямую с проблематикой формы собственности. Ведь понятие собственности на самом деле имеет два значения. С точки зрения юридической, собственность – это право владения имуществом или, говоря обыденным общепонятным языком, само имущество.

Однако в смысле экономическом понятие собственности включает в себя и совокупность внутриэкономических отношений. Собственность как общественные отношения, не только предоставление определенных прав, но также обязательное накладывание общественных обязательств на собственника.

Приватизация , как форма смены собственника, не может ограничиваться формальной передачей оной из одних рук (государства) в другие (негосударственные). Например, следует говорить о несостоятельности приватизация земли в условиях и наличия, и, одновременно, отсутствия такого понятия, как юридическая частная собственность на землю.

Приватизация это в экономике

Приватизация в переводе с латинского privatus означает частный, представляет передачу государственной или муниципальной собственности (земельных участков, промышленных предприятий,банков, средств транспорта и связи, зданий, акций, культурных ценностей и т. п.) за плату или безвозмездно в частную собственность.

Выход из углубляющегося социально-экономического кризиса и оздоровление народного хозяйства страны российское правительство, опирающееся на разработки зарубежных и отечественных придворных специалистов, видело и продолжает видеть в приватизации государственной собственности.

Но, может быть, начиная приватизацию, ее организаторы и их идейные «отцы» в первую очередь преследовали не преодоление развала экономики, а политические цели? Ведь замена государственной собственности частной собственностью неизбежно приведет к смене одного социального строя другим. Правда, эти цели скрывались, в ход была пущена демагогия: сделаем многомиллионных собственников. Один лишь Е. Гайдар откровенно заявлял, что Россия переходит к капитализму. Позднее, когда народ понял, что собственником бывшего государственного имущества стал не он, а кучка ловкачей мафиозного типа, правительство, вновь скрывая свои стратегические цели, заявило, что приватизация необходима для того, чтобы пополнить бюджет, используя его доходы на выплату зарплаты, пенсий, пособий, стипендий и т. п.

С экономической точки зрения приватизация необходима и целесообразна при двух основных условиях. Во-первых, если она обеспечивает более высокую эффективность производства. Во-вторых, если она не обостряет социальные отношения в обществе, социально удовлетворяет народ.

Отвечает ли нынешняя приватизация собственности в нашей стране этим условиям? Ответ однозначен: нет, не отвечает ни одному из них. Подтверждением этому является спад производства, приведший к сокращению валового внутреннего продукта вдвое, резкое социальное размежевание, о чем свидетельствует многократный разрыв в доходах между самыми богатыми и самыми бедными слоями российского общества.

Осуществление «криминальной» приватизации противозаконно, по крайней мере, по двум основаниям: юридическому и экономическому. Начнем с юридического. В объектах государственной собственности, как известно, воплощен труд многих поколений советских (и не только) людей. При этом не только тех, кто занят в материальном производстве, но и занятых в нематериальной сфере народного хозяйства. К тому же, финансирование социально-экономического развития страны осуществлялось и за счет государственного бюджета, который в значительной мере формируется за счет налогов с населения. Из этого следует, что государственная собственность должна реализовываться в доходах всего общества, а не отдельных частных лиц или групп. В противном случае это будет означать безвозмездное отчуждение труда многих миллионов трудящихся.

Не отвечает она и экономическим интересам народа. Обобщающий критерий эффективности производства — развитие и обогащение человека и общества. Следовательно, повышение эффективности производства — не самоцель, а средство обеспечения высокого качества жизни трудящихся. Приватизацию с восторгом восприняли дельцы «теневой экономики», спекулянты всех мастей и разновидностей. Это и понятно, поскольку, как и ожидалось, она сопровождается нарастанием экономической, политической и идеологической власти буржуазии. Что касается роли ее идеологов, то она будет окончательно сведена к апологетике буржуазной собственности, буржуазных производственных отношений.

Это интересно:  Зачем приватизировать дачу 2019 год

Важно заметить, что не успела российская наука осмыслить такой феномен в нашей экономике и политике, каким является приватизация, как она стала их фактом, реальным процессом. Явления повторяются. Подобное в нашем обществе было несколько раньше. Закон о кооперации еще не был принят, а кооператоры уже вовсю действовали, растаскивали общественную собственность.

Приватизация

Найдено 7 определений термина Приватизация

Приватизация

передача или продажа государственной собственности в частные руки.

Приватизация

передача государственного имущества из государственного в частный сектор, позволяющая государству сократить сферу своей ответственности.

Приватизация

от лат. privatus частный)

передача государственного или муниципального имущества (земельных участков, промышленных предприятий, банков и других финансовых учреждений, средств транспорта, связи, массовой информации, зданий, акций, культурных ценностей и т. п.) за плату или безвозмездно в собственность отдельных лиц или коллективов. Приватизация может иметь скрытый характер, когда осуществляется в юридической форме аренды государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, напр., лишь определенная часть акций; может осуществляться в форме денационализации (реприватизации), когда национализированное прежде имущество передается в частную собственность прежних или иных владельцев. По своему содержанию приватизация близка к более широкому процессу разгосударствления, который включает передачу государственного имущества в собственность органов местного самоуправления (т. е. муниципализацию имущества). Термин «разгосударствление» часто применяется для обозначения крупномасштабной приватизации.

ПРИВАТИЗАЦИЯ

акт передачи ранее предоставлявшихся государством услуг предприятиям частного сектора. В Российской Федерации приватизация была осуществлена А. Б. Чубайсом и его прихвостнями. За 1992 год Государственным комитетом по управлению государственным имуществом под руководством А. Б. Чубайса была разработана программа приватизации и осуществлена ее техническая подготовка. В период с 1992 по 1997 год практически полностью была осуществлена приватизация предприятий России. Было выдано 150 миллионов приватизационных чеков (ваучеров). К началу 1997 года было приватизировано 127 тысяч государственных предприятий, при этом большинство предприятий было роздано за бесценок при помощи различных финансовых схем, которые специально были подготовлены «приватизаторами» для себя и своих приближенных. В итоге в 2001 году, по оценкам аналитиков, всего восемь олигархических кланов контролировали 85 % стоимости 64 х самых богатых российских частных компаний. Совокупный оборот всего двенадцати первых компаний был равноценен доходной части правительственного бюджета. Итог приватизации плачевен для страны и Русского народа. Людям не досталось ничего, в то время как олигархи, ставшие таковыми в период приватизации, пользуют полученное в большей степени на личное обогащение, на нужды же общества смотрят исключительно как на нечто, могущее принести им прибыль.

См. также: бизнес, ваучер, глобализация, оффшорная зона, пересмотр итогов приватизации, политзаключенный, прогрессивное человечество, самоуправление, свободный рынок, смертная казнь, социальная политика, экономическая политика, эффективный менеджмент.

ПРИВАТИЗАЦИЯ

(privatization) Передача государственной собственности частному сектору путем продажи или на договорной основе. После некоторых нерешительных и мелких экспериментов в годы правления Хита (1970–74 гг.) приватизация в Великобритании в крупных масштабах была предпринята правительством Тэтчер после 1979 г., когда в частные руки были переданы электроэнергетика, газовая и телекоммуникационная отрасли. С точки зрения правительства, преимущества приватизации состояли в получении крупных средств для погашения государственных долгов, ослаблении влияния профсоюзов государственного сектора, увеличении числа держателей акций, предоставлении руководству бывших национализированных отраслей нормальной коммерческой самостоятельности, а также в уменьшении бремени принятия решений, налагаемого на правительство государственной собственностью. Критики английских приватизационных мер утверждали: они проводились таким образом, что максимальное развитие конкуренции было принесено в жертву интересам получения как можно больших доходов от продажи и защиты монополистических позиций существующих предприятий. Внешний успех политики приватизации в Англии привел к тому, что по ее пути пошли многие другие страны. В частности, такие организации, как Всемирный Банк (World Bank), поощряли развивающиеся страны к тому, чтобы расстаться с убыточными государственными отраслями промышленности. Существуют значительные возможности для дальнейшей приватизации во Франции и Италии, но самым большим потенциалом обладают бывшие коммунистические страны. Ваучерные схемы применяются в таких странах, как Чешская Республика; в то же время в бывшем Советском Союзе усиливается успешное политическое сопротивление приватизации со стороны руководителей принадлежащей государству промышленности.

ПРИВАТИЗАЦИЯ

Политика приватизации была характерна для «новых правых», делавших ставку на свободный рынок. После 1989 г. приватизация стала проводиться в ряде бывших коммунистических стран, правительствам которых стал очевиден тот факт, что государственный контроль над производством не способен существенно повысить благосостояние рабочего класса.

Приватизация в Великобритании ассоциировалась преимущественно с денационализацией многих прежде находившихся под контролем государства предприятий и их возвратом в частный сектор экономики, что, соответственно, уменьшало долю государственного сектора. Некоторые производства (например, «Ferranti» в 1980 г.) были проданы по частному соглашению, что касается других, в частности «British Telecom» (1984), «British Gas» (1986) и «British Airways» (1987), то пай государства был реализован в виде акций на открытых торгах. В итоге министерство финансов сразу получило огромные суммы денег, и теоретически кампания должна была работать на реализацию концепции «народного капитализма», при котором рядовые представители общества получают возможность обзавестись собственными акциями (и регулярно получать по ним дивиденды).

Приватизация также включала такие процессы, как передача контрактов в частный сектор и дерегулирование. В итоге услуги, которые прежде оказывались государственным сектором, стали предоставляться организациями частного сектора вследствие либо полного отделения данного вида услуг от государства, либо размещения заказов на оказание услуг среди предприятий частного сектора. В последнем случае органы центральной власти и местного самоуправления формулируют условия контракта и выставляют его на тендер, а затем следят за действиями тех, кто выиграл тендер и получил заказ на выполнение работ. В реформах такого рода расчет делается на конкуренцию, которая призвана сделать сферу услуг более чуткой и отзывчивой к общественным потребностям. Этими же соображениями руководствовались при попытках организации внутренних рынков (представленных закупщиками и поставщиками) в контролируемых государством сферах обслуживания, в частности в системе Государственной службы здравоохранения Соединенного Королевства.

Передача контрактов в частный сектор практиковалась после 1980 г. в США. В 1980 — е годы такой порядок действий был установлен для органов власти в Великобритании, а в 90-е годы было проведено широкомасштабное тестирование рынка, которое должно было выяснить преимущества от передачи правительственными учреждениями заказов на выполнение определенных услуг в частный сектор.

См. также статьи «Консерватизм», «Новые правые», «Социализм».

ПРИВАТИЗАЦИЯ

от лат. privatus частный) — передача или продажа государственного или муниципального имущества (земельных участков, промышленных предприятий, банков и других финансовых учреждений, средств транспорта, связи, массовой информации, зданий, акций, культурных ценностей и т. п.) в собственность отдельных лиц или коллективов.

Приватизация — один из инструментов экономической политики. В связи с увеличивающимся разделением труда и усложнением процессов производства, распределения, обмена, продаж (автомобиль 1970-х гг. делался в 30 странах мира, тогда как в начале века тот же Форд все комплектующие производил сам; простой мобильный телефон устроен сложнее, чем первый искусственный спутник Земли и т. д.) на предприятиях с середины XX в. стали расти транзакционные издержки, которые делали невозможным управление с правительственного уровня. Стало понятно, что вертикальные пирамидальные структуры уступают место горизонтальным связям, в них в частные руки должны быть переданы и функции планирования и тактического руководства.

Государство определяет правила игры, но само перестает быть экономическим игроком. Через процедуру разгосударствления в 1970–80 е гг. прошло более 80 стран мира, от стран бывшего социалистического лагеря с плановой экономикой, где госсектор доминировал, до государств с развитой рыночной, где доля государственных предприятий была сравнительно невелика. Но и там необходимость повышения эффективности производства заставляла правительства передавать и продавать часть госсобственности в частные руки. Порой речь шла даже о целых отраслях промышленности.

Естественно, меры эти были непопулярными, потому что неизбежно вели к массовым увольнениям и росту социальной напряженности. Так это было, например, в Великобритании во времена премьерства М. Тэтчер, когда правительство тори приняло решение о разгосударствлении угольной отрасли.

При этом результаты приватизации в разных странах были отнюдь не однозначными. Если, например, в той же Великобритании разгосударствление части предприятий привело к укреплению госбюджета (в результате как увеличившегося поступления налогов, так и сокращения субсидий госпредприятиям) и росту производительности труда, то приватизация в Сирии и Бразилии не помогла выходу этих стран из кризиса.

На порядок сложнее происходил этот процесс в государствах с плановой экономикой. Отсутствие опыта хозяйствования в условиях рынка, квалифицированных специалистов, законодательной базы, соответствующей психологии — все это обусловило противоречивый, зачастую драматический характер приватизации в бывших социалистических странах и особенно в России.

Начавшаяся как составная часть монетаристских реформ, проводимых правительством Е. Гайдара, приватизация, по замыслу ее инициаторов, должна была покончить с монополией государства в сфере производства и обращения и запустить механизм рыночной конкуренции. Предполагалось, что это стимулирует личную заинтересованность каждого россиянина в результатах реформ и создаст класс здоровых, честных предпринимателей.

Но слабая организационная подготовка, проведение приватизации не правовыми, а номенклатурными методами, отсутствие нужных законов и в целом самой концепции ее проведения обусловили крайне неэффективный, полукриминальный способ разгосударствления.

Свою роль сыграла спешность осуществления перевода в частные руки большинства предприятий огромной страны. Из 240 тыс. государственных и муниципальных предприятий с 1992 по 1994 гг. было приватизировано 110 тыс., в то время как разгосударствление 12 госпредприятий в Англии длилось 10 лет, а приватизация 676 предприятий в ФРГ заняла 8 лет (1983–90 гг.). Концепция проведения приватизации государственной собственности в Российской Федерации предусматривала 2 этапа ее реализации: чековый (ваучерный) и денежный.

По поводу метода приватизации еще в начале 1990-х гг. шли жаркие дискуссии. Предлагались, например, такие способы как передача — безвозмездно или на основе льготного выкупа — государственных предприятий в собственность трудовым коллективам; акционирование и продажа государственных предприятий непосредственно в частные руки.

Однако эти методы были отвергнуты как не отвечающие критериям социальной справедливости в пользу бесплатной раздачи собственности всему населению посредством выдачи специальных платежных средств — ваучеров, или приватизационных чеков, которые затем должны быть использованы на покупку акций приватизируемых предприятий и другого государственного имущества.

Приватизационные чеки граждане Российской Федерации начали получать с 1 октября 1992 г. Их номинал — 10 тыс. руб. — отражал долю каждого в общественном богатстве.

Уже вскоре ваучеры в условиях чиновничье-криминального произвола и правовой неразберихи стали предметом спекулятивных махинаций. Стоимость приватизационных чеков в условиях галопирующей после либерализации цен инфляции падала вместе с рублем, они обесценивались и в массовом порядке скупались дельцами.

За короткое время владельцами крупнейших предприятий, где трудились порой десятки тысяч работников, стали не трудовые коллективы, а вчерашние директора, представители номенклатуры и откровенно криминальные структуры.

Таким образом, приватизация, проведенная Гайдаром и Чубайсом вначале 1990-х гг., на этом этапе не стала фактором повышения эффективности производства, а свелась к «черному переделу» бывшей общенародной собственности и ускоренному созданию класса новых собственников.

Подавляющее большинство россиян оказались ограбленными второй раз — после того, как в результате либерализации цен обесценились все их сбережения.

А установленных целей приватизация так и не достигла: члены трудовых коллективов остались наемными работниками, предприятиямонополисты сохранили свое монопольное положение, производительность труда осталась на прежнем уровне.

Приватизация «ваучерного образца» проводилась и в странах Центральной и Восточной Европы. Но в большинстве из них столь серьезных социальных издержек, как в России, удалось избежать. Там даже при господстве плановой экономики функционировал развитый частный сектор, который в сфере торговли, услуг, сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности часто преобладал даже над государственным. Свою роль сыграло и то обстоятельство, что в отличие от нашей страны, где после 1917 г., если не считать короткого периода НЭПа, элементов рыночной экономики просто не было, страны, вступившие на социалистический путь в 1940–50 гг., сумели сохранить существовавший до революции опыт рыночной экономики.

Этап чековой приватизации длился с июня 1992 г. по 1 июля 1994 г. Затем наступил этап денежной приватизации, задачей которого было формирование инвесторов, владеющих значительными пакетами акций, что должно было повысить их заинтересованность в долгосрочных инвестициях.

Особым этапом российской приватизации стала инвестиционная приватизация, предполагавшая переход государственного имущества в частные руки при условии обязательств со стороны нового владельца инвестировать дальнейшее развитие производства, и последовавшие за ними залоговые аукционы, в результате которых государство утратило контроль над крупнейшими российскими предприятиями, остававшимися в его собственности после ваучерной приватизации.

Акции этих предприятий отдавались крупным банкам в залог кредитов, необходимых для выполнения бюджетных обязательств, однако в установленный срок государство не смогло рассчитаться по этим кредитам, и в результате предприятия флагманы российской экономики попали под контроль олигархических структур, заплативших за них цену, в десятки раз ниже рыночной. Всего за время приватизации Гайдара — Чубайса — Коха за 10 лет в результате продажи 145 тыс. предприятий бюджет России получил сумму по разным оценкам от 10 до 20 млрд долларов! За столько была продана львиная часть второй по величине экономики в мире, какой была экономика СССР! Для сравнения: английский бюджет только в результате приватизации одной кампании «Бритиш Телеком» получил 23 млрд долларов. Приватизация «Дойче Телекома» принесла немецкой казне 13 млрд долларов.

Неудовлетворительные итоги приватизации привели к тому, что собственность частных лиц до сих пор является морально нелегитимной в глазах населения, во-вторых, не может стать капиталом, т. е. легальным, белым рыночным механизмом экономического роста (из-за юридической нечистоты сделок затруднены IPO, займы, кредиты, продажа, участие в белых сделках, сотрудничество на международном уровне и проч.).

Кроме того, экономического эффекта, т. е. повышения производительности труда и прибыльности прежде всего у крупных предприятий не наблюдалось (более того, налицо было массовое нарушение экологического, трудового законодательства, тяжелые социальные последствия от хищнического отношения к собственности, вызванного общим ощущением нелегальности и временности пользования у новых «хозяев»).

Сегодня правительство предпринимает попытки восстановить контроль над государственным имуществом в стратегически важных отраслях.

Статья написана по материалам сайтов: www.fabricaidey.ru, ecouniver.com, politike.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector