+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Приватизация и национализация в россии 2019 год

Национализация (англ. nationalization) представляет собой переход в собственность государства средств производства, имущества, земли, предприятий ранее находившихся в частной или акционерной собственности. Национализация может осуществляться при помощи полного или частичного выкупа предприятий (т.е. выплаты компансаций за национализируемое имущество), или их безвозмездной экспроприации (англ. expropriation). Термин «ренационализация» (англ. renationalization) означает, что принадлежавшее государству имущество было вначале приватизировано, а затем национализировано снова. Наконец, категория «муниципализация» (англ. municipalization) означает переход различных имущественных объектов в собственность местных органов власти.

Приватизация (англ. privatization)– это процесс преобразования государственных и муниципальных предприятий в частные, коллективные и акционерные.

Приватизации не подлежат предприятия, которые обеспечивают эффективное функционирование всей экономической системы[38]:

· Предприятия энергетического комплекса;

· Автодороги общего пользования;

· Объекты инженерной инфраструктуры (водопроводно-канализационное хозяйство, электроснабжение и т.д.);

· Объекты культурно-художественного и исторического значения;

· Объекты санитарно-эпидемологической и ветеринарной служб;

· Предприятия оборонного комплекса;

· Учреждения, осуществляющие фундаментальные научные разработки.

Существует 4 основных способа приватизации:

· Продажа предприятия на аукционе;

· Продажа по конкурсу;

· Преобразование в открытое акционерное общество;

· Выкуп арендованного предприятия.

Главной целью приватизации в условиях переходной экономики является достижение эффективного функционирования предприятий, убыточных в рамках государственной собственности.

Приватизационные процессы в России проходят, начиная с 1992 г. На начальном этапе приватизация осуществлялась при помощи выдачи населению ваучеров, представляющих собой документы, дающие право на получение доли государственной собственности. Всего было выпущено ваучеров на сумму 1,4 трлн. руб., номинал одного ваучера – 10 тыс. руб. Кроме России ваучерная приватизация была осуществлена в Словении, Польше, Чехословакии.

70. Ликвидация фирмы и банкротство

Фирма может быть ликвидирована в 3 случаях:

Фирма объявляет себя банкротом;

Фирма нарушает законодательство;

Фирма оказывает неблагоприятное воздействие на экологию.

Для ликвидации фирмы создается ликвидационная комиссия, которая:

Объявляет о ликвидации;

Рассчитывается с кредиторами.

В 1 очередь удовлетворяются требования граждан за причинение вреда жизни и здоровью.

Во 2 очередь – выплачиваются выходные пособия и выплачивается зарплата работникам.

В 3 очередь удовлетворяются требования по кредитам, обеспеченных залогом имущества ликвидируемого предприятия.

В 4 очередь выплачиваются средства в бюджет и внебюджетные фонды.

В 5 очередь удовлетворяются остальные требования.

Банкротство (англ. bankruptcy), или несостоятельность, представляет собой неспособность дебитора полностью удовлетворить требования кредиторов по долгам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Фирма (юридическое лицо) может быть объявлена банкротом, если она неспособна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Процедура осуществления банкротства фирмы включает:

Конкурсное производство (конкурсный управляющий проводит инвентаризацию и оценку имущества предприятия);

Имущество банкрота распределяется между кредиторами.

Банкротство признается имеющим место после признания фирмы несостоятельной арбитражным судом.

Внешнее управление имуществом должно проводиться в течение максимум 18 месяцев.

В России процедура банкротства регулируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Закон включает 12 глав (233 статьи): I. Общие положения (129); II. Предупреждение банкротства (2); III. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде (30); IV. Наблюдение (14); V. Финансовое оздоровление (17); VI. Внешнее управление (31); VII. Конкурсное производство (26); VIII. Мировое соглашение (18); IX. Особенности банкротства отдельных должников – юридических лиц (34); X. Банкротство гражданина (22); XI. Упрощенные процедуры банкротства (7); XII. Заключительные и переходные положения (3).

В законе в частности отмечается, что «гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества»[39]

Федеральный закон «О несостоятельности(банкротстве)кредитных организаций» устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их последующей ликвидации.

В соответствии с законом осуществляются следующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций[40]:

финансовое оздоровление кредитной организации;

назначение временной администрации по управлению кредитной организацией (далее – временная администрация);

реорганизация кредитной организации.

Национализация и приватизация в России: век ХХ-й

Получилось прямо по Достоевскому: У миллионов демоса на первом месте, во главе всех желаний, стоит грабёж собственников. . Эти миллионы несчастных и слепых людей. наивнейшим образом думают, что именно через этот-то грабёж они и разбогатеют и что в том-то и состоит вся социальная идея, об которой им толкуют их вожаки» (19-13,98).

Но могло быть хуже, осуществись мечта большевиков о «мировой революции». Тогда грабёж произошёл бы во всемирном масштабе и уже по Маяковскому, который в 1925 грозил Америке: «Ишь — капитал! Ну и дома застроил. Всё отберём ни за пятак при социалистическом строе» (35-1,317).

В итоге коммунистической национализации был уничтожен цвет российского предпринимательства — надежда будущего прогресса страны, а общество получило (вместо успешно развивавшегося рыночного хозяйства) плохую, неэффективную экономику: сверхцентрализованную, забюрократизированную, затратную, дефицитную и с перекошенной структурой (военная и тяжёлая промышленность непомерно раздуты, а потребительский сектор крайне скуден). Люди, призванные коммунистами строить «светлое будущее», вполсилы работали на казённых заводах и фабриках и в «ничейных» сельхозах, получая уравнительную, мизерную оплату труда. У большинства не оказалось ничего своего (даже жильё, и то государственное).

Это интересно:  Приватизация квартиры симферополь 2019 год

А гем временем коммун ист и ческая верхушка в одночасье создала для себя «светлое настоящее» в виде особых спецблаг (спецжильё, спецмагазины, спецдачи); она распоряжалась «общей» собственностью как своей и жила припеваючи. Эти безнравственные правители (по Ленину, «ум, честь и совесть эпохи») лгали про социализм и знали, что довели свой народ до бедности и бесправия, но продолжали цепляться за власть ради личного благополучия. Анекдот 1964: снятый с должности очередной генсек впервые осчастливил визитом обычный советский продмаг. Увидев скудность прилавков, горько посетовал: «Ну вот, только меня сняли, и колбаса пропала!»

Суровой для народа оказалась и приватизация (или, как ещё говорят, разгосударствление) бывшей соцсобственности в 1990-х годах. То был период крушения социализма и господства коммунистов, но вместе с тем время дележа собственности и острой политической борьбы. Дерущимся же политикам не до государственной мудрости, не до интересов страны и компетентного управления ею. Озабоченные самоустройством, они ввергли общество в раскол, беззаконие, в «демократическую» вседозволенность и «смрадную неразбериху» (Солженицын), допустив чиновничий произвол и самоуправство больших и малых начальников на местах.

В результате приватизация 1990-х обернулась набором судорожных, непоследовательных, зачастую келейных мер с бесчисленными лазейками для злоупотреблений. Россия в очередной раз ярко проявила себя как «надувательская земля» (Гоголь): демократия превратилась в «ворократию», а приватизация (на основе раздачи народу так называемых ваучеров (чеков) — в «прихватизацию» общей собственности кучкой бессовестных ловкачей. Большинство же россиян снова оказалось у разбитого корыта, утешаясь верой в библейскую мудрость: «алчных людей всегда губит взятое у других» (Пр 1:19).

собственности (по объектам)

Вторая линия видов собственности предполагает различать их по объектам собственности, то есть в зависимости от того, что находится во владении. С этой точки зрения, можно выделить собственность вещественную, интеллектуальную и на управление. Так, вещественная собственность — это собственность на материальные объекты (вещи) — на землю, предприятия, оборудование, денежные ресурсы, жилые дома и пр. Главными собственниками здесь выступают землевладельцы, фабриканты, торговцы и др. предприниматели. В свою очередь интеллектуальная собственность представляет собой собственность самых различных авторов (учёных, изобретателей, конструкторов, архитекторов и др.) на созданные ими духовные, невещественные ценности — идеи, знания, открытия, компьютерные программы, литературные, музыкальные и другие произведения духовно-творческой деятельности. В то же время многое из перечисленного в итоге может воплощаться и в материальные формы — в новые приборы, технологические линии, здания, книги, компакт-диски и пр.; они живут уже своей собственной вещественной жизнью. Интеллектуальная собственность более уязвима, с точки зрения её неприкосновенности и возможности незаконного использования. В связи с этим важными для цивилизованной экономики являются проблемы защиты её законом и всеобщего уважения чужих авторских прав, патентов, торговых марок.

И третий вид — собственность на управление (власть). Этот вид можно назвать собственностью лишь условно, поскольку её объект в бесформен и «потрогать» его нельзя. Здесь имеет место «собственность» на процесс управления обществом, на руководящую роль в нём. Иначе говоря, это власть тех, кто на деле осуществляет госуправление, а это — чиновники, ибо государственная власть «есть частная собственность бюрократии» (Маркс).

Приватизация и национализация в РФ

Приватизация и национализация в РФ.doc

Содержание

Просматривая множество тем и статей по экономической жизни современной России для выбора темы курсовой работы, меня привлек вопрос о приватизации и национализации в Российской Федерации. Мне кажется, что в современных условиях это достаточно актуальный вопрос, тем более что в нашем обществе сейчас всё чаще можно услышать высказывания по поводу не законности проведенной приватизации, её экономической и политической не целесообразности. А некоторые известные политические деятели высказываются за пересмотр итогов проведенной приватизации. Это же касается и национализации.

Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходила быстро и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.

Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем как методологического, так и прикладного характера. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.

Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие «приватизация», его соотношение с категориями «частная собственность», «разгосударствление». Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов приоритетов.

Это интересно:  Бесплатная приватизация земли продлена 2019 год

Процесс приватизации и в нашей стране подходит к концу, и его завершение требует от нас подведения итогов важнейшего экономико-политического процесса за последние десятилетия. В своей работе я постараюсь обозначить основные черты и подвести итоги процесса приватизации , а также национализации .

Теория приватизации

1.1 Сущность и цели приватизации

Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет собой особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, такие как:

  • переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;
  • полная продажа государственных предприятий частным лицам;
  • продажа части активов;
  • передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.

Несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная, каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.

Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками — ваучерами.

Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:

1. сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;

2. требуется время, чтобы рынок начал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;

3. монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу.

Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников — основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.

Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, — инструментом государственного регулирования долговременного характера.

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации — акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство. Чтобы добиться наибольшего результата надо отдать предприятие в руки умелых управляющих и суметь заинтересовать их в достижениях наилучших конечных результатов.

Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ — не навреди!

На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:

  • приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;
  • приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий;
  • изменения структуры собственности должны носить постепенный характер;
  • обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;
  • приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;
  • каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.

Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.

Приватизация, как и любое экономическое явление, имеет множество трактовок своих целей и задач (как правило, они несколько противоречивы), и в зависимости от политической ситуации в стране на первый план выходят то одни, то другие цели. Попробуем отметить понимание задач приватизации в целом, и в России в частности.

Это интересно:  Как приватизировать дом на дачном участке 2019 год

Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими:

1. Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).

2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки).

3. Социальная (обеспечение социального мира).

4. Перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.

Эксперты по-разному пишут о целях приватизации государственной собственности в России, но все они сходятся во мнении на том факте, что реформирование отношений собственности в соответствии с идеалами свободы и справедливости обеспечивает создание многоукладной экономики, в которой каждая из форм собственности и соответствующих им типов хозяйствования, секторов экономики занимает свою нишу в удовлетворении совокупных потребностей. В разумном и сбалансированном сочетании различных форм собственности, их здоровой конкуренции, как свидетельствует опыт развитых стран, — залог успешного функционирования экономики.

Учет данной закономерности трансформации мировой экономики, а также первых результатов реформирования национальной экономики убеждают в том, что:

  • долю государственного сектора в структуре ВВП необходимо существенно сократить, при этом ответственность за производство большей части продукции и услуг и за принятие инвестиционных решений должна перейти от должностных лиц к частным предпринимателям;
  • государственный контроль за естественными монополиями и стратегически важными отраслями экономики (энергетика, связь, транспорт, оборонный комплекс, часть банков) должен быть сохранен;
  • необходимо провести инвентаризацию государственной собственности и усилить контроль за сохранностью государственного имущества;
  • прозрачным и подотчетным должно стать управление государственной собственностью; ответственность за результаты хозяйственной деятельности лиц, уполномоченных управлять государственной собственностью, повысится;
  • реструктуризация и модернизация государственных предприятий должна обеспечить их конкурентоспособность;
  • с целью недопущения захвата государственного имущества монопольными структурами, сращивания бизнеса с государством и появления привилегированного сектора экономики, ее криминализации, необходимо изменить методы приватизации. Процесс приватизации должен быть максимально открытым, с детально разработанным правовым механизмом, поскольку только легальная приватизация способна противостоять коррупции и привести к позитивным экономическим и политическим результатам;
  • должен быть усовершенствован правовой механизм банкротства и закрытия неперспективных предприятий. Нового собственника приватизированных государственных предприятий необходимо определять с учетом национальных интересов, обеспечив контроль и периодическое информирование общественности о ходе выполнения принятых им обязательств;
  • должен быть создан правовой механизм деприватизации и передачи новому собственнику на выгодных государству и обществу условиях объектов, которые управляются неэффективно.

Национализация и приватизация в России: век XX

Россия в XX веке пережила два крупных потрясения в сфере собственности: и национализацию, и приватизацию. Причём оба процесса в целом носили антинародный характер. Так, национализация (экспроприация), проведённая коммунистами после захвата власти в 1917 году, насильственно лишила миллионы трудолюбивых и активных россиян накопленной ими собственности (земли, домов, заводов, мастерских, магазинов и пр.). Среди экспроприированных оказались предприимчивые (и потому «капиталистые») крестьяне («кулачьё», как презрительно называли их в СССР), фабриканты, купцы, инженеры, учёные и другие зажиточные слои общества.

Получилось прямо по Достоевскому: «У миллионов де́моса (греч. demos – народ). на первом месте, во главе всех желаний, стоит грабёж собственников. . Эти миллионы несчастных и слепых людей. наивнейшим образом думают, что именно через этот-то грабёж они разбогатеют и что в том-то и состоит вся социальная идея, об которой им толкуют их вожаки» (15-13,98). 1 2

Однако могло быть и того хуже, осуществись мечта большевиков о «мировой революции». Тогда грабёж собственников произошёл бы во всемирном масштабе и уже по Маяковскому, который в 1925 году грозил Америке: «Ишь – капитал! Ну и дома застроил. Всё отберём ни за пятак при социалистическом строе» (27-1,317).

В результате коммунистической национализации был уничтожен цвет российского предпринимательства – надежда будущего прогресса страны, а общество получило сверхцентрализованную [1] , забюрократизированную, неэффективную, дефицитную [2] экономику с непомерно раздутой военной и тяжёлой промышленностью и крайне скудным потребительским сектором.

Люди, призванные коммунистами строить «светлое будущее», вполсилы работали на казённых заводах и фабриках, в «ничейных» сельских хозяйствах, получая уравнительную, мизерную оплату труда. У большинства не оказалось ничего своего (даже жильё, и то государственное), в то время как коммунистическая верхушка в одночасье создала для себя «светлое настоящее», распоряжалась «общественной» собственностью как своей и жила припеваючи.

Суровой для народа оказалась и широкая приватизация, или разгосуда́рствление, бывшей социалистической собственности в 1990-х годах. То был период окончательного крушения социализма и коммунистического господства, но в то же время этап острой политической борьбы между сторонниками тоталитарного [3] и демократического государства, «командной» и рыночной экономики.

Короче говоря, приватизация 1990-х годов обернулась набором судорожных, непоследовательных, зачастую келейных мер с бесчисленными лазейками для злоупотреблений. Россия снова проявила себя как «надувательская земля» (Гоголь): демократия превратилась в «ворократию», а приватизация – в «прихватизацию» общей собственности кучкой бессовестных ловкачей. Большинство же россиян снова оказалось у разбитого корыта, утешаясь верой в библейскую мудрость: «алчных людей всегда губит взятое у других» (6-Пр 1:19).

Статья написана по материалам сайтов: bstudy.net, stud24.ru, studme.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector