+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Приватизация и национализация 2019 год

В развитой рыночной экономике

Виды и формы собственности

Собственность занимает центральное место в экономической системе. Отношения собственности формируют все остальные виды экономических отношений, являются системообразующими.

Собственностьс экономической точки зрения – это отношения между людьми по поводу присвоения, владения, распоряжения и использования материальных благ.Таким образом, собственность — это отношения по поводу вещей.

Собственность с юридической точки зрения — это закрепление отношений присвоения.

Полная форма собственности включает пучок 11 прав. Для экономики ключевое значение имеют отношения собственности на средства производства. В них можно выделить три основных момента:

— отношения присвоения средств производства — включают право владения, пользования и распоряжения;

— отношения хозяйственного использования – собственник средств производства сдает их в аренду другим лицам, т.е. во временное владение и пользование;

— отношения экономической реализации собственности – средства производства приносят доход их собственнику.

Виды собственности классифицируются по субъектам и объектам.

Субъектом собственностивыступают человек, гражданин, семья, социальная группа, производственный коллектив, местное сообщество, народ, органы управления и самоуправления.

По субъектам она может быть:

— частная (собственность граждан и созданных ими юридических лиц);

— общественная (государственная и муниципальная собственность)

По объектам собственность классифицируется:

— вещественная собственность (собственность на материальные объекты);

— интеллектуальная собственность (на духовные объекты);

— собственность на управление (на власть).

Частная собственность играет как позитивную, так и негативную роль в экономике.

Плюсы частной собственности:

— мощные стимулы к усердному труду;

— основа материального благополучия;

— гарант свободы и независимости личности.

Минусы частной собственности:

— развивает в людях индивидуализм;

— усиливает разобщенность в обществе.

Создание многообразия форм собственности предполагает определение границ государственного владения экономическими ресурсами. Эта проблема решается благодаря таким процессам, как разгосударствление, приватизация и национализация.

Разгосударствлениеэто процесс преобразования государственной собственности в различные смешанные формы.

Приватизацияэто передача государственной собственности физическим и юридическим лицам, т.е. создание частной собственности. Она может возмездной и безвозмездной. Проводя приватизацию, правительство стремиться оживить расстроенную экономику, изменить структуру собственности, обеспечить условия для реализации частной предпринимательской инициативы.

Национализацияэто обратный процесс преобразования различных форм собственности в государственную. Национализация также может быть возмездной (с полной или частичной компенсацией) и безвозмездной. С помощью национализации государство пытается подчинить себе производство.

В нормальных условиях национализация и приватизация захватывают лишь отдельные сектора экономики.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Национализация, разгосударствление, приватизация

Читайте также:

  1. Ограниченность государственного регулирования экономики. Разгосударствление и приватизация.
  2. Реформирование собственности: национализация, разгосударствление и приватизация
  3. Собственность как экономическое отношение. Формы собственности. Приватизация.

В условиях рыночной экономики господствует частная форма собственности. Поэтому переход от адми­нистративно-командной экономики к рыночной экономике необходимо начинать с процессов разгосударствления и приватизации.

Разгосударствление – ликвидация механизма прямого хозяйственного управления экономикой и передача соответствующих полномочий предприятиям, но без изменения характера собственности.

Разгосударствление включает в себя следующие меры:

1. Изменение функций государства в отношении предприятий в сфере управления ими, когда вертикальные связи по схеме «государство – министерство – предприятие» заменяются горизонтальными по схеме «предприятие – предприятие». Этот процесс в литературе называют коммерциализацией предприятий, в ходе которой предприятие наделяется экономической самостоятельностью по ряду вопросов: само разрабатывает производственную программу, получает право свободного ценообразования, выбора инвесторов, решения кадровых вопросов. Но функция определения юридической судьбы предприятия остается у государства.

2. Проведение политики либерализации рынков, т. е. проведение антимонопольной политики: ликвидируются барьеры на пути вхождения в отрасль (развивается конкуренция), поощряется малый бизнес, ослабляются таможенные ограничения и т. д. При этом государственные предприятия утрачивают власть над рынком, т. к. устраняется государственный диктат цен. Рынок становится конкурентным.

3. Оздоровление государственного сектора, т. е. постепенная ликвидация нерыночной обстановки среди государственных предприятий. Для этого проводятся такие меры: сокращаются бюджетные поступления на государственные предприятия; прекращается списывание задолженности предприятий по кредиту; отменяются налоговые льготы; предприятию предоставляется хозяйственная самостоятельность по ряду вопросов.

Приватизация — это процесс преобразования государственной собственности в частную. Существуют следующие способы приватизации:

  1. Бесплатная передача объектов в частную собственность.
  2. Выкуп государственных предприятий на льготных условиях.
  3. Продажа акций предприятия.
  4. Продажа предприятия через аукцион, по конкурсу.
  5. Сдача в аренду (частная приватизация).
  6. Реституция — возвращение бывшим собственникам когда-то национализированной собст­венности.

В Республике Беларусь процессы разгосударствления и приватизации начались после распада СССР и связаны с общим преобразованием экономики из командно-административной в смешанную экономику рыночного типа. Приватизацию государственной собственности и развитие рынка нельзя понимать как простой демонтаж механизма государственной собственности. Основной задачей формирования смешанной экономики является эффективное сосуществование различных типов и форм собственности, которые будут конкурировать, и обогащать друг друга.

Национализация– это процесс перехода из частной собственности в государственную. Национализация может иметь различное социально-экономическое значение в зависимости от того кем, в чьих интересах, каким способом и на каком историческом этапе она осуществляется.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)

Приватизация и национализация

Введение

Новейшая история на протяжении ХХ в. показывает относительно динамичные процессы изменения отношений собственности, отражающиеся, в том числе, в волнообразной смене фаз приватизации и национализации. Традиционно считается, что национализация и приватизация — два разнонаправленных процесса, предполагающих государственное регулирование экономической системы с целью изменения сложившейся системы прав собственности. Масштабная научная оценка эффективности использования приватизации и национализации в рамках государственного регулирования национальной экономики представляет собой актуальную задачу. На протяжении нескольких десятилетий научным сообществом предпринимаются попытки исследовать данные процессы.

Периодические изменения размеров государственного и частного сектора, наблюдаемые в ряде стран на протяжении длительного периода времени, позволили Е.В. Балацкому и Н.А. Екимовой ввести в научный оборот понятие «приватизационный цикл» [1]. Приватизационный цикл сформировался в развитых странах благодаря хорошо отлаженному механизму взаимообусловленного развития государственного и частного секторов экономики. Взаимодействие и конкуренция государственного и частного секторов ведет к гибкости экономики, непрерывному процессу поиска ею оптимальной доли государственного сектора, что в конечном итоге способствует повышению эффективности экономики.

В России упомянутый механизм до сих пор не сложился, оптимальная доля государственного сектора пока не определена, поэтому приватизация и национализация фактически протекают как параллельные процессы, что явно дезориентирует частных инвесторов и демонстрирует незрелость институциональной структуры.

Исходя из этого анализ причин приватизации и национализации через сравнение издержек и выгод от использования этих механизмов в рамках государственного регулирования национальной экономики позволяет более адекватно оценить протекающие процессы в современной России.

Обзор литературы

На текущий момент существует несколько теорий, объясняющих колебания распределения прав собственности между частными инвесторами и государством.

Во-первых, это теории, учитывающие политические и идеологические факторы в качестве основных причин национализации и приватизации. Как правило, пребывание у власти «левых» партий (коммунистических, трудовых, социал-демократических и т.д.) приводит к запуску процессов национализации, а приход к власти «правых» партий означает начало противоположных по сути приватизационных преобразований [6; 7].

Во-вторых, отдельно можно выделить «социально ориентированные» теории национализации. Главной целью реформирования в этом случае объявляется необходимость обеспечения определенного уровня занятости и улучшение условий труда в условиях экономического кризиса [2].

В-третьих, существуют теории, исследующие решения правительства о переводе частных предприятий в государственную собственность и наоборот по экономическим причинам: для корректировки рыночной недостаточности, необходимости стимулирования экономического роста, роста эффективности экономики и др. [3; 4; 9; 10].

В последнее время в ряде исследований приватизацию пытаются объяснить движением к жестким бюджетным ограничениям и потребностям государственного финансирования [5]. Однако этот подход сталкивается с рядом проблем. Связывая изменение режима собственности со стремлением государства получить дополнительные доходы или понести дополнительные расходы, невозможно понять, почему вместо этого государство просто не увеличит/уменьшит налоги или выпуск облигаций? Необходимо более точно определить условия, в которых правительство инициирует национализацию или приватизацию.

Это интересно:  Как приватизировать квартиру в днр 2019 год

Теория жестких бюджетных ограничений также подразумевает, что государство продает свои фирмы, потому что финансовые рынки благоприятны и продажа государственного имущества принесет значительные доходы. Но тогда логично предположить, что и частные инвесторы также должны быть заинтересованы в продаже своих акций, а не в покупке дополнительных в еще большем объеме. Таким образом, сделка по обмену правами собственности не может состояться. То же самое верно, когда рынок является недооцененным. В этом случае государственные и частные субъекты будут выступать в роли покупателя, и, таким образом, никакой обмен правами собственности не состоится. Нет никакой явной причины, объясняющей, почему государство должно систематически выигрывать у частных инвесторов на фондовом рынке и наоборот.

В целом все перечисленные теории сосредоточены только на исследовании поведения государства и его главной действующей роли в инициировании приватизации/национализации. В то время как, по мнению экономистов Дж.-Дж. Роза и E. Перрарда, необходимо учитывать поведение частных инвесторов, без которых невозможен обмен правами собственности между государством и частным сектором [8]. Действительно, национализация может рассматриваться как рыночный обмен, поскольку в открытой экономике частным владельцам национализированных фирм, как правило, возмещают потери по рыночным ценам (по крайней мере, в развитых странах). Приватизацию, очевидно, также нужно рассматривать как рыночный обмен, так как предъявляется спрос и предложение, формируется цена сделки.

Колебания распределения прав собственности между частными инвесторами и государством рассматриваются как результат конкуренции за право собственности, в процессе которой частные инвесторы и государство имеют схожие интересы — контроль за финансовыми потоками своих фирм. И частные инвесторы, и государство хотят управлять фирмами, чтобы использовать их финансовые потоки: первые для того, чтобы увеличить стоимость акционерного капитала и/или доходы менеджеров; вторые — для роста государственного потребления и/или повышения политического влияния. В конкуренции за право собственности инвестор (государство или частник), который ценит фирму больше всего, будет стремиться получить права контроля, а отсюда следуют либо национализация, либо приватизация.

В результате можно сделать вывод, что частные инвесторы являются не менее важными агентами в конкуренции за право собственности, и эмпирические наблюдения [1; 2; 6; 8] подтверждают, что их поведение влияет на равновесие на рынке корпоративного контроля. Это заключение позволяет высказать некоторые сомнения о способности исключительно только государства инициировать процессы приватизации и национализации и найти ответ на основной вопрос: какой факт является определяющим в запуске процессов приватизации или национализации в каждом конкретном случае?

Сравнительный анализ издержек и выгод от изменения системы прав собственности

На современном этапе полномочия собственников регламентируются при помощи формальных правил, закрепляемых в форме законов (и прочих подзаконных актов) или контрактов, а также неформальных норм, закрепленных в виде общественных традиций и обычаев, бессознательных установок. Принципиально для формирования института собственности наличие государства не является необходимым атрибутом, но оно играет важнейшую роль в обеспечении защиты прав собственности.

В условиях рыночной экономики национализация и приватизация являются действенным механизмом регулирования экономической системы со стороны государства, но только в случае, если на эти процессы повышается спрос со стороны частных агентов. Именно при проведении национализации проявляется сущность государства, которое, приобретая исключительные права собственника, одновременно может корректировать правила правоприменения. Формально во избежание злоупотреблений со стороны государства в большинстве стран существуют конституционные ограничения на отчуждение прав собственности, однако и ограничение возможности использования только для общественных нужд, и бремя необходимости справедливой компенсации не является гарантией от злоупотреблений со стороны должностных лиц государства. Таким образом, оценка деятельности государства по управлению собственностью предполагает соотнесение издержек и выгод сторон, добровольно или вынужденно участвующих в сделке, по изменению системы прав собственности.

Проведение как политики национализации, так и политики приватизации требует хорошо подготовленной программы, учета выгод и последствий их проведения. Анализ издержек и выгод целесообразно проводить через разграничение экономических агентов, которые могут выступать в качестве выгодополучателей и носителей издержек: государства как выразителя общественных интересов и бизнеса как носителя частнособственнических интересов (табл. 1). Под выгодой от изменения системы прав собственности понимаются блага (доходы), которые экономический агент получает от использования актива (ресурса), находящегося под его непосредственным контролем, либо от отказа владеть и распоряжаться активом. Издержки — это затраты (потери), которые он понесет вследствие инициирования изменения системы прав собственности.

В свою очередь, под государством следует понимать организацию, осуществляющую властные полномочия по управлению обществом посредством специального аппарата принуждения. Бизнес мы ассоциируем с хозяйствующими субъектами, деятельность которых направлена на систематическое получение прибыли от производства и/или продажи товаров, оказания услуг.

Таблица 1. Анализ выгод и издержек государства и бизнеса при проведении национализации и приватизации*

Национализация

Приватизация

Выгоды государства

Расширение возможностей прямого воздействия на деятельность экономических агентов

Сокращение ответственности государства перед обществом

Повышение эффективности и управляемости экономикой путем создания крупных государственных хозяйственных структур

Повышение эффективности и гибкости экономики за счет расширения частной инициативы

Расширение контроля за финансовыми и материальными потоками, рост материального богатства государства**

Рост налогооблагаемой базы за счет увеличения частных предприятий

Получение финансовой выгоды от деятельности предприятий госсектора

Получение финансовой выгоды от продажи государственного имущества и решение финансовых проблем государства

Поддержка и одобрение широких слоев населения (избирателей)

Поддержка со стороны класса собственников

Эффективное планирование и мобилизация экономики на решение масштабных национальных программ

Высвобождение государственных ресурсов для инвестиций в инфраструктуру и социальные программы

Стабилизация экономических процессов

Привлечение иностранных инвестиций

Издержки государства

Прямые издержки на проведение национализации

Прямые издержки на проведение национализации

Издержки расчетов и потери от возникновения коррупционных схем

Издержки расчетов и потери от возникновения коррупционных схем

Рост государственных расходов на содержание госпредприятий

Уменьшение прямой выгоды от хозяйственной деятельности бывших государственных предприятий

Повышение уровня агентских издержек

Высокие трансакционные издержки ведения переговоров в ходе приватизации

Уменьшение налогооблагаемой базы

Потеря управляемости экономикой путем прямого воздействия на хозяйствующих субъектов

Снижение производительности труда на государственных предприятиях

Появление крупных собственников — потенциальных конкурентов за власть

Выгоды частного бизнеса

Избавление от ненужных, убыточных, непрофильных активов

Получение исключительного доступа к ресурсу

Компенсация за объект собственности

Возможность максимизации выгод

Справедливое распределение финансовых ресурсов

Рост производственного потенциала за счет привлечения частных и иностранных инвестиций

Реорганизация структуры управления и производства

Рост производительности при создании частных благ

Внедрение новых технологий

Издержки частного бизнеса

Потеря объекта собственности и потенциальных доходов

Высокие трансакционные издержки ex ante и ex post

Нарушение налаженных микроэкономических связей

Денежные затраты на покупку объектов собственности

Нарушение налаженных микроэкономических связей

Примечания: * Разработано авторами

** Речь идет о разграничении материальных объектов, которые получает в собственность государство, и денежных средств, получаемых от продажи имущества.

Проведенный анализ показывает, что если выгоды и издержки государства при проведении процессов национализации/приватизации сопоставимы или носят исторически-ситуативный характер, то для бизнеса, очевидно, приватизация имеет явный приоритет, что, впрочем, отвечает логике развития рыночных отношений. Однако ситуацию серьезно осложняет тот факт, что неизбежные противоречия, возникающие при столкновении интересов государства и бизнеса, связаны не только с диаметрально противоположными целями, но и с необходимостью конституирования своего поведения обществом. Сопоставление выгод и издержек общества (табл. 2) при проведении национализации/приватизации показывает, что выбор общества будет определяться направленностью общественного сознания на социализацию или либерализацию экономической системы.

Таблица 2. Анализ выгод и издержек общества при проведении национализации и приватизации*

Национализация

Приватизация

Выгоды общества

Равномерное распределение богатства

Более широкое распределение собственности

Рост производства общественных благ

Рост производства частных благ

Снижение цены для потребителей вследствие эффекта экономии от масштаба

Повышение качества товаров

Контроль за ростом цен и тарифов

Использование новых технологий

Рост контроля за общественными объектами, повышение уровня безопасности

Развитие рыночной инфраструктуры

Рост занятости в государственном секторе

Это интересно:  Приватизация дачных участков в крыму 2019 год

Рост занятости в частном секторе

Улучшение производственных отношений

Увеличение инвестиционного спроса населения

Уменьшение волюнтаризма собственников

Сокращение бюрократического аппарата

Ослабление монопольного положения госсектора

Издержки общества

Рост налогового бремени и избыточные государственные расходы

Возможно повышение цен и тарифов

Снижение конкуренции и рост монополизма

Рост трансакционных издержек в социально значимых отраслях (естественная монополия)

Рентоориентированное поведение бюрократии и политиков

Нелегитимность распределения объектов собственности

Слабая ориентация на спрос

Нерациональное использование труда и капитала

Примечания: * Разработано авторами

В случае проведения национализации растет уровень общественной направленности экономики, наоборот, в результате осуществления приватизации наблюдается рост рыночной направленности экономики.

В условиях стабильно функционирующего рынка привлекательность частнособственнических отношений обществом оценивается выше. Однако в российских условиях нестабильности и трансформации экономической системы государство вынуждено было взять на себя часть несвойственных ему функций, что привело к появлению государственного предпринимательства. «Государственный бизнес» возникает в ситуации, когда государство выкупает или создает предприятия не только и не столько для закрытия «узких мест» разделения труда, а для получения дополнительного дохода. Таким образом, на рынке появляется новый игрок, оказывающий серьезное влияние на его функционирование. Анализ издержек и выгод «государственного бизнеса» показывает, что он в большей степени заинтересован в процессах национализации.

Выводы

На основе сравнительного анализа издержек и выгод хозяйствующих субъектов от изменения прав собственности можно объяснить специфические проявления этих процессов в экономике России. Колебания распределения прав собственности между частными инвесторами и государством являются результатом конкуренции за право собственности, в основе которой лежит желание контролировать финансовые потоки, поэтому процессы приватизации и национализации могут быть инициированы не только государством. В классическом варианте реализация тех или иных вариантов преобразований собственности является результатом сопоставления издержек и выгод и для государства, и для бизнеса. При этом очевидно, что для бизнеса процессы приватизации носят приоритетный характер, тогда как для государства выбор осложнен политическими и конъюнктурными факторами. Социальная эффективность процессов определяется доминирующими установками общественного сознания и конституируется через существующие формальные и неформальные нормы. Спецификой российской экономической системы является размытость формальных правил, неэффективное правоприменение и, как следствие, усиление влияние такого игрока на рынке, как «государственный бизнес», заинтересованного в большой степени в процессах национализации. Однако непосредственная хозяйственная деятельность государства снижает эффективность функционирования экономической системы и потому не может носить долгосрочный характер. Выход видится в четкой расстановке приоритетов: «государственный бизнес» может носить лишь временный характер; главной его целью должна быть не максимизация прибыли, а повышение привлекательности объектов собственности для частных инвесторов. Конечная цель государства — запуск рыночного механизма конкуренции за право собственности, что гарантирует стабильное эволюционное развитие экономики.

Рецензенты:

Гасанов М.А.-оглы, д.э.н., профессор, профессор кафедры экономики, ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск.

Еремина С.Л., д.э.н., доцент, заведующая кафедрой экономики, социологии, политологии и права, ГБОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Томск.

Система государственного управления

Приватизация и национализация государственного имущества

Для формирования класса собственников средств производства, развития индивидуального и коллективного предпринимательства проводится приватизация государственного и муниципального имущества

Под приватизацией понимается отчуждение имущества России, субъектов РФ или муниципальных образований в собственность физических или юридических лиц.

Исходя из возможности приватизации государственное имущество подразделяется на виды:

  • имущество, приватизация которого запрещена:
  • имущество, которое закрепляется в государственной собственности до принятия решения о прекращении его закрепления;
  • имущество, приватизируемое с установлением запрета на участие в его приватизации иностранных физических и юридических лиц, а также резидентов Российской Федерации, имеющих в качестве учредителей (участников) или аффилированных лиц иностранных физических и юридических лиц;
  • имущество, приватизируемое по решению Правительства РФ;
  • имущество, приватизируемое по решению федерального органа по управлению государственным имуществом по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в компетенцию которых входят координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях экономики.

Приоритеты, ограничения и порядок приватизации государственного имущества, а также основы приватизации муниципального имущества устанавливаются программой приватизации, разрабатываемой Правительством РФ.

На первом этапе приватизации ставилась задача разрушить монополию государственной собственности, внедрить социально-экономические отношения на базе частной собственности; безвозмездно передать государственное имущество гражданам путем раздачи приватизационных чеков (ваучеров) на уравнительных началах.

На втором этапе приватизация осуществляется преимущественно с использованием рыночных цен на государственное имущество, инвестиционной ориентации продаж, возможностей концентрации собственности. Кроме того, полнее учитываются интересы государства, предприятий, территорий. На этом этапе приватизация не является массовой, а проводится по индивидуальным проектам с учетом специфики каждого предприятия.

В отношении любого предприятия, за исключением предприятий, приватизация которых запрещена, может быть принято решение о продаже. При этом в единый комплекс предприятия входят основные средства, другие долгосрочные вложения, оборотные средства, финансовые активы и пассивы, имущественные права, земельные участки. Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, как правило, передаются в муниципальное управление.

Содержание не включенных в состав приватизированного имущества объектов социально-культурного и жилищно-бытового назначения, как временно состоящих на балансах приватизированных предприятии, так и переданных в муниципальную собственность, обеспечивается в пределах норм финансирования, утвержденных органами местного самоуправления, на территории которых они находятся.

На содержание и эксплуатацию переданных объектов предусматриваются средства из федерального бюджета, платежи потребителей услуг жилищно-коммунального хозяйства, средства предприятий для финансирования капитального ремонта жилищного фонда. Источником финансирования являются также дивиденды по акциям, закрепленным в государственной собственности. Они аккумулируются на счетах муниципальных структур, управляющих данными объектами.

Продажу федерального имущества осуществляет специализированное учреждение (в лице назначенных им представителей), которое:

  • владеет переданными ему объектами приватизации до момента их продажи, в том числе осуществляет полномочия акционера (участника) в хозяйственных обществах;
  • осуществляет продажу переданных ему объектов приватизации;
  • выступает учредителем хозяйственных обществ;
  • ведет отчетность о денежных средствах, полученных в результате приватизации, а также учет подлежащих приватизации акций, принадлежащих Российской Федерации;
  • получает и перечисляет денежные средства от приватизации в соответствии с установленными нормативами;
  • обеспечивает перечисление дивидендов и иных доходов по акциям акционерных обществ, в которых специализированное учреждение осуществляет полномочия акционера;
  • выпускает государственные ценные бумаги, удостоверяющие право приобретения находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.

Специализированное учреждение может создавать в субъектах РФ свои отделения.

В настоящее время функции специализированного учреждения выполняет РФФИ. Его роль сугубо техническая: продать государственное имущество, а затем новый собственник распоряжается им по своему усмотрению.

Продажу государственного имущества субъектов РФ осуществляют юридические лица, которым органами государственной власти субъектов РФ предоставлены соответствующие полномочия. Органы местного самоуправления самостоятельно назначают продавцов муниципального имущества.

Министерству обороны Российской Федерации предоставлено право реализации высвобождаемого военного имущества (кроме вооружений) через специализированные государственные хозрасчетные предприятия при Минобороны России, как правило, на биржах и аукционах, а на внешнем рынке — через управление внешнеэкономических связей Минобороны России. Продажу контролирует РФФИ и территориальные агентства Росимущества.

Способом улучшения или преодоления неблагополучной ситуации в экономике является национализация, которая также предполагает смену собственника.

Национализация проводится на основе соответствующего закона и при наличии у государства средств для выкупа частного имущества (в специфических российских условиях начала XX в. национализация осуществлялась без выкупа, т.е. путем экспроприации).

В развитых странах национализация служит мерой решения экономических задач и не имеет никакой идеологической окраски. Наблюдается процесс перехода собственности из одной формы в другую: частная собственность национализируется и становится государственной, государственная собственность приватизируется и становится частной. Интенсивность смены форм собственности повышается в период общественно-экономического переустройства или в случаях существенного ухудшения работы предприятий.

Хотя Конституция РФ провозглашает принцип многоукладности экономики, взят курс на полный демонтаж государственной собственности. Поскольку класс собственников за счет присвоения народного достояния создан, а в фиске бюджет не нуждается, то предлогом для продолжения приватизации стал тезис о якобы неэффективности государственной собственности. Однако эффективность производства зависит не от формы собственности, а от менеджмента, качества управления.

Не государство вообще, а современное Российское государство является неэффективным собственником и управляющим. Именно неэффективное управление — причина того, что федеральная собственность приносит весьма скромные доходы.

Это интересно:  Земельный вопрос приватизация 2019 год

И государственная, и частная собственность одинаково нуждаются в администрировании, но на частном предприятии его осуществляют менеджеры под контролем собственника, а за государственной собственностью должный контроль отсутствует. Неспособность управлять федеральные органы подменяют приписываемой ущербностью государственной собственности.

Распродажа государственного имущества продолжается, хотя, казалось бы, и продавать больше нечего. Особенно нелогичным выглядит стремление быстрее распродать государственные пакеты акций, ведь контрольные пакеты государство имеет в небольшом числе АО.

Общество по ряду причин не может нормально развиваться, если в государственной собственности находится менее 10—15% основных средств.

Во-первых, государство обязано удовлетворять потребности в общественных товарах (благах). Они потребляются коллективно, сообща и даже вопреки желанию отдельно взятого человека, индивидуальные потребности в них выделить невозможно. Кроме того, потребление общественных товаров (благ) равно предложению, а иена равна сумме налогов, поступающих в государственный бюджет. Это общественный товар, его предложение и сбалансированность может обеспечить только государство. Невысокое государственное потребление — признак слабости государства, его неспособности выполнять элементарные функции.

Во-вторых, при отсутствии государственной собственности власть становится вассалом крупных олигархов, которые получают возможность оказывать влияние на формирование органов власти в своих интересах. Обеспечить же финансовую мощь без собственных средств производства может лишь очень сильная государственная власть.

В-третьих, объекты государственной собственности являются символами нации, гарантией справедливости, отсутствия социальной розни, дискриминации. Без них нарушается гражданское самосознание и согласие в обществе. Не следует забывать, что социальное самочувствие служит основным барометром государственной политики и власть не может долго игнорировать его показатели.

Не случайно закономерностью мирового развития является постоянный рост доли государственных расходов на производство ВВП; в конце XIX в. она составляла 8%, а в конце XX в. — 47%. Мир идет в направлении обобществления, социализации 1 Россия идет в обратном направлении — от социализации к индивидуализации, капитализации. В Ежегодном послании Президента РФ парламенту, в частности, отмечается, что приватизация должна способствовать структурным изменениям и получению позитивного экономического, социального и бюджетного эффектов. До сих пор от приватизации не наблюдалось никакого положительного эффекта. .

В Японии 163 производственные государственные компании; функционирует государственная корпорация железных дорог; рынок ипотечного кредитования жилья на 40% контролирует государственная компания. Государственные институты финансируют малый бизнес, зарубежные проекты. В условиях финансового кризиса часть государственных компаний решено приватизировать в соответствии с долгосрочным планом. Срок приватизации корпорации шоссейных дорог определен в 50 лет.

Во Франции ведущие отрасли представлены крупнейшими государственными компаниями: «Рено» — антомобили, «Юзинор-Сасилор» — металлургия, «Томсон» — электроника, «Рон-Пуленк» — химическая промышленность, «СНЕКМА» — аэрокосмос.

В Италии государственный холдинг ИРИ контролирует черную металлургию, электротехнику, судостроение, шоссейные дороги, телефонные линии, воздушный транспорт, телекомпанию.

В США доходы федерального бюджета составляют 22% ВВП (2,1 трлн. долл.), а государственное потребление федерального уровня, штатов и местных органов — 32% ВВП. Правительство США имеет в собственности небольшую долю имущества, но обладает такой финансовой мощью, что экономика на 1/3 работает по заказам государства, т.е. социализирована.

Приватизация с самого начала преследовала идеологические цели, которые в целом и были достигнуты: производство разгосударствлено; каждый почувствовал себя владельцем кусочка государственной собственности (ваучера); советский менеджмент перешел на сторону капитализма. Выросшие на этой почве новые собственники не стали эффективными (такое требование к ним и не предъявляется), хотя продают продукцию по мировым ценам, а труд наемных работников оплачивается не по мировым ставкам.

Органом исполнительной власти, координирующим деятельность иных органов в сфере использования и распоряжения федеральной собственностью, является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество), которое:

  • проводит единую государственную политику в области имущественных отношений;
  • управляет и распоряжается федеральным имуществом, кроме лесного и водного фонда;
  • координирует деятельность органов исполнительной власти в области имущественных отношений;
  • представляет Правительству РФ проект программы приватизации, организует и контролирует ее выполнение;
  • принимает решения о приватизации федерального имущества и передает объекты приватизации для продажи;
  • осуществляет преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества;
  • является учредителем открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации;
  • осуществляет права акционера в АО, акции которых находятся в федеральной собственности;
  • создает комиссии по приватизации федерального имущества;
  • организует учет федерального имущества и ведение его реестра.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом получает от министерств, ведомств, предприятий необходимую информацию по вопросам, касающимся пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации. Оно может делегировать министерствам и ведомствам полномочия в отношении подведомственных им предприятий. В субъектах РФ Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом создаст свои территориальные органы и может наделить орган по управлению имуществом субъекта РФ правами и полномочиями территориального агентства.

Орган по управлению имуществом субъекта РФ подчиняется:

  • по вопросам управления и распоряжения имуществом края, области — главе администрации, представительному органу;
  • по вопросам приватизации объектов собственности края, области — Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом, главе администрации и представительному органу;
  • по вопросам приватизации, распоряжения и управления объектами федеральной собственности — Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом.

Принципы формирования, распоряжения и управления муниципальной собственностью устанавливаются законодательством субъектов РФ. В муниципальную собственность передаются объекты, полученные при разграничении объектов государственной собственности и созданные или приобретенные за счет бюджета РФ, внебюджетных и валютных фондов или в результате хозяйственной деятельности предприятий, являющихся собственностью субъектов РФ, а также по иным основаниям.

В соответствии с уставами муниципальных образований по решению представительных органов местного самоуправления создаются органы по управлению муниципальным имуществом.

Местные органы власти обязаны предоставлять органу по управлению имуществом всю информацию по объектам федеральной, территориальной и муниципальной собственности, расположенным на подведомственной им территории.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и комитеты по управлению имуществом соответствующего уровня являются держателями реестра собственности. Основаниями для включения или исключения объектов из реестра являются: законы или иные акты Федерального Собрания; решения Правительства РФ, органов власти субъектов РФ; договоры купли-продажи государственных (муниципальных) предприятий, представляемые продавцами собственнику. Федеральному агентству или его органам на местах; решения суда. Все министерства и ведомства, местные органы власти и управления обязаны предоставлять данные держателям реестра с необходимой периодичностью или по запросам.

Организационные и технические решения Федерального агентства по вопросам ведения реестра обязательны для предприятий и организаций, представляющих данные для реестра.

Пользователями реестра собственности являются органы государственного управления, территориальные фонды имущества, предприятия и организации, отечественные и иностранные инвесторы, участники аукционов и конкурсов.

В функции министерства входит отраслевое (вертикальное) управление государственным сектором с учетом специализации государственных предприятий и учреждений, которое осуществляется, прежде всего, в нерыночном секторе и подкрепляется административным ресурсом. Отраслевые министерства частично распоряжаются имуществом государственных предприятий, контролируют содержательную и результативную сторону их деятельности, совместно с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом назначают и аттестуют руководителей.

Механизм эффективного управления государственными предприятиями предполагает обязательную разработку и выполнение бизнес-планов, введение строгой периодичной отчетности руководителей, доведение отраслевым министерствам и ведомствам планов по получению доходов на государственные пакеты акций, передачу акций в доверительное управление высококлассным управляющим.

Концепция управления государственным сектором предусматривает сокращение числа государственных предприятий до уровня, обеспечивающего национальную безопасность, функционирование воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализацию стратегических интересов. Остальные предприятия передаются в региональную или муниципальную собственность, акционируются либо ликвидируются.

Статья написана по материалам сайтов: studall.org, science-education.ru, isfic.info.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector