+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Приватизация гуп в ао пошаговая инструкция 2019 год

Какова роль вступивших в силу 29 марта поправок в закон в арбитраже и в каком направлении будет развиваться система третейского разбирательства дальше, читайте в интервью с вице-президентом ТПП РФ.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Ваш голос важен в дискуссии по банкротству юр. лиц. Лекторы: В. В. Витрянский, В. В. Бациев, Е. Д. Суворов, О. Р. Зайцев, А. В. Юхнин.

Можно ли преобразовать ГУП в ОАО, и если да, то каков порядок такого преобразования?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Содержание

Приватизация федеральных государственных унитарных предприятий

Любимов Алексей Павлович, юрист Аналитического правового центра ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ». Специалист по гражданскому праву.

Родился 9 апреля 1977 г. в Москве. В 1998 г. окончил юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

Автор публикаций в юридических журналах, соавтор Комментария к новому Закону о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (2003).

Каковы основные этапы процесса приватизации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий при преобразовании их в открытые акционерные общества?

1. Включение ФГУП в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества

Прогнозный план приватизации федерального имущества утверждается Правительством Российской Федерации ежегодно.

Распоряжением Правительства РФ от 20 августа 2002 г. N 1155-Р (в ред. от 10 февраля 2003 г.) утвержден прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2003 г.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ (в ред. от 27 февраля 2003 г.) «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации) в прогнозном плане (программе) содержится перечень федеральных государственных унитарных предприятий, которые планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются стоимость основных средств подлежащего приватизации ФГУП и среднесписочная численность работающих.

Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2002 г. N 617 (в ред. от 5 мая 2003 г.).

2. Принятие решения об условиях приватизации ФГУП

На основании утвержденного Правительством РФ прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества принимается решение об условиях приватизации имущественного комплекса ФГУП.

Подготовка и принятие решений об условиях приватизации осуществляются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2002 г. N 512.

Решения об условиях приватизации принимаются Правительством РФ, Минимуществом России либо по поручению Министерства — его территориальным органом.

В целях организации подготовки и принятия решения об условиях приватизации конкретного ФГУП Минимущество России издает распоряжение, которым определяет структурные подразделения центрального аппарата и (или) территориальные органы, ответственные за подготовку решения об условиях приватизации ФГУП, и территориальные органы, уполномоченные принять такое решение.

Подготовка решений об условиях приватизации предусматривает определение состава имущества, подлежащего приватизации, способа его приватизации и нормативной цены, а также иных необходимых для приватизации имущества сведений. Для этого необходимо проведение следующих мероприятий.

  1. Инвентаризация имущества ФГУП.

Инвентаризация имущества проводится ФГУП самостоятельно в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49, и Методическими рекомендациями по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, утвержденными совместным распоряжением Минимущества России, Минпромнауки России и Минюста России от 22 мая 2002 г. N 1272-р/Р-8/149.

Ответственность за проведение инвентаризации и правильность оформления ее результатов несет руководитель ФГУП.

  1. Подготовка пакета документов, необходимых для принятия решения об условиях приватизации ФГУП.

В процессе подготовки решения об условиях приватизации ФГУП подготавливает следующие документы:

результаты инвентаризации (акт инвентаризации и перечень обязательств ФГУП). Результаты инвентаризации оформляются согласно унифицированным формам, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88;

промежуточный баланс. Составляется в объеме и по форме годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной Приказами Минфина России от 13 января 2000 г. N 4н и от 31 октября 2000 г. N 94н;

план земельного участка. Удостоверяется органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра. К плану прилагаются правоустанавливающие документы на этот участок.

Это интересно:  К способам приватизации не относится 2019 год

перечень (состав) подлежащего приватизации имущества ФГУП (включая земельные участки, исключительные права, обязательства). Данный перечень оформляется согласно письму Минимущества России от 6 июня 2002 г. N АБ-2/10099 и формируется на дату составления промежуточного баланса применительно к счетам, субсчетам и статьям промежуточного баланса;

расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов ФГУП. Указанный расчет оформляется в произвольной форме как приложение к передаточному акту. В расчете должны быть указаны размер уставного капитала открытого акционерного общества, равный величине балансовой стоимости подлежащих приватизации активов ФГУП, а также количество и номинальная стоимость именных обыкновенных бездокументарных акций, составляющих уставный капитал создаваемого открытого акционерного общества (как правило, 10 или 100 руб.).

Балансовая стоимость подлежащих приватизации активов ФГУП определяется как сумма стоимости чистых активов ФГУП, исчисленных по данным промежуточного бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков, за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП.

При расчете балансовой стоимости подлежащих приватизации активов ФГУП стоимость чистых активов ФГУП определяется по данным промежуточного баланса в порядке, установленном Приказом Минфина России от 28 июля 1995 г. N 81, и должна соответствовать сумме, указываемой в строке «150» справки к отчету об изменениях капитала, прилагаемому к промежуточному балансу.

Стоимость подлежащего приватизации земельного участка принимается равной пятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, при этом в расчет принимается ставка земельного налога за единицу площади земельного участка, действующая на дату составления промежуточного баланса (п. 3 ст. 11 Закона о приватизации);

перечень объектов, не подлежащих приватизации, и предложения по их дальнейшему использованию. Составляется в произвольной форме с указанием на характеристики объекта и его стоимость;

сведения об обременениях имущества (публичные сервитуты в отношении земельного участка, ограничения в отношении объектов коммунально-бытового назначения). Обременения и ограничения устанавливаются в соответствии со ст. 31 Закона о приватизации. Сведения составляются в произвольной форме, в них должны быть идентифицированы объекты недвижимости, в отношении которых установлены ограничения и срок их действия.

  1. Аудиторская проверка результатов инвентаризации и промежуточного баланса.

Проверка проводится аудиторской компанией, уполномоченной Минимуществом России.

Договор с аудиторской организацией на проведение аудиторской проверки заключает орган, ответственный за принятие решения об условиях приватизации ФГУП.

После проведения указанных мероприятий осуществляется принятие решения об условиях приватизации ФГУП.

В решении об условиях приватизации имущественного комплекса ФГУП указываются:

характеристики приватизируемого имущества;

способ приватизации ФГУП (преобразование в ОАО);

размер уставного капитала ОАО;

количество именных обыкновенных бездокументарных акций;

номинальная стоимость одной акции.

Решением об условиях приватизации ФГУП утверждаются:

состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП;

перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП;

перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП;

расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов ФГУП;

Решением об условиях приватизации ФГУП назначаются:

единоличный исполнительный орган ОАО;

члены совета директоров ОАО и его председатель;

члены ревизионной комиссии ОАО.

3. Государственная регистрация ОАО, созданного путем преобразования ФГУП

Осуществляется единоличным исполнительным органом созданного ОАО в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

4. Подписание передаточного акта

Передаточный акт подписывается, как правило, руководителем территориального управления Минимущества России и директором созданного ОАО.

Передаточный акт подписывается принимающей стороной после регистрации ОАО.

Передаточный акт составляется на основании и в соответствии с решением об условиях приватизации ФГУП. По форме и содержанию соответствует составу подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП.

В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества ФГУП, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и другие исключительные права.

В передаточный акт включаются сведения о земельном участке, подлежащем приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП.

Передаточный акт должен содержать сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций ОАО.

Приложениями к передаточному акту являются:

расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов ФГУП;

перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП.

5. Государственная регистрация возникновения права собственности у ОАО на имущественный комплекс ФГУП

Осуществляется единоличным исполнительным органом ОАО на основании обращения территориального управления Минимущества России в соответствующие органы юстиции.

Одновременно с регистрацией права собственности ОАО на имущественный комплекс регистрируются обременения (ограничения) имущества, включенного в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП.

6. Оформление договоров по дальнейшему использованию не подлежащего приватизации имущества ФГУП

Указанные договоры подписываются территориальным управлением Минимущества России с единоличным исполнительным органом ОАО.

7. Принятие решения о выпуске акций, регистрация выпуска акций, оформление отчета о размещении всех акций выпуска у Российской Федерации в лице Минимущества России

Решение о выпуске акций принимается советом директоров ОАО на основании решения об условиях приватизации имущественного комплекса ФГУП. Регистрация выпуска акций в региональном отделении ФКЦБ России осуществляется единоличным исполнительным органом ОАО в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

8. Организация ведения реестра акционеров ОАО

Осуществляется советом директоров ОАО. При этом обязательным условием является указание Российской Федерации в лице Минимущества России в качестве единственного владельца всех акций первого выпуска.

Это интересно:  Приватизация квартиры пошлина 2019 год

Преобразование гуп в ао

«Финансовая газета. Региональный выпуск», 2009, N 46

Реализация программы приватизации государственного и муниципального имущества продолжается. Рассмотрим операции, связанные с преобразованием государственных унитарных предприятий (ГУП) в акционерные общества. Как правило, процесс реорганизации включает следующие этапы:

проведение инвентаризации имущества, в том числе и прав на результаты научно-технической деятельности, и обязательств предприятия;

составление промежуточной отчетности;

проведение аудиторской проверки промежуточной отчетности;

оформление плана земельного участка и при необходимости — документов на иные объекты недвижимости и исключительные права, принадлежащие предприятию;

при необходимости проведение контрольных проверок наличия и состояния имущества и обязательств организации;

определение порядка деятельности дочерних унитарных предприятий;

определение состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия;

определение объектов, в том числе исключительных прав, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса организации, и порядок их дальнейшего использования;

составление перечня действующих обременений (ограничений) и определение необходимости установления при приватизации дополнительных ограничений и публичных сервитутов;

определение балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия;

определение размера уставного капитала, количества и номинальной стоимости акций, состава совета директоров и ревизионной комиссии, разработка устава общества.

Остановимся подробнее на основных мероприятиях.

Одним из первоочередных мероприятий при реорганизации унитарного предприятия является проведение инвентаризации имущества и обязательств, подлежащих приватизации.

В состав объектов инвентаризации включается все имущество, находящееся у предприятия в хозяйственном ведении, в том числе исключительные права и права на результаты научно-технической деятельности, а также земельные участки, подлежащие приватизации. В состав обязательств включаются все обязательства организации, включая и те, по которым не наступил срок исполнения (например, векселя, поручительства и т.п.).

Результаты инвентаризации оформляются по унифицированным формам, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88, с учетом Методических рекомендаций по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, утвержденных совместным Распоряжением Минимущества России, Минпромнауки России и Минюста России от 22.05.2002 N 1272-р/Р-8/149. К акту инвентаризации должен быть приложен перечень обязательств предприятия, существующих на дату завершения инвентаризации. Перечень должен содержать также основание возникновения обязательства, предмет обязательства, срок исполнения, контрагента по обязательству.

Выявленные в результате инвентаризации неучтенные объекты оцениваются по рыночным ценам с учетом положений Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Порядок отчуждения земельных участков при приватизации предприятий предусмотрен ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в ред. от 18.07.2009 N 181-ФЗ), где указано, что приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При оценке стоимости земельных участков следует учитывать п. 3 ст. 11 Закона N 178-ФЗ. Согласно данной норме стоимость земельных участков принимается равной их кадастровой стоимости в случае создания открытого акционерного общества путем преобразования унитарного предприятия. В иных случаях стоимость земельных участков принимается равной рыночной стоимости земельных участков, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

По окончании инвентаризации оформляется передаточный акт. Следует иметь в виду, что форма акта нормативными документами не предусмотрена, поэтому организации необходимо разработать ее самостоятельно с учетом требований к содержанию обязательных реквизитов документов, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Следующим этапом проведения процедур по преобразованию является составление промежуточной отчетности.

Промежуточная отчетность составляется в объеме и по формам годовой бухгалтерской отчетности, утвержденным Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н. Пояснения к промежуточному балансу должны быть составлены по всем статьям промежуточного баланса. При составлении отчетности следует руководствоваться Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности организаций при осуществлении реорганизации, утвержденными Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н.

Составленная промежуточная отчетность подлежит аудиту. Следует отметить, что аудитор должен быть уполномочен Росимуществом на осуществление таких проверок.

В случае обнаружения аудитором существенных недостатков территориальный орган Росимущества может инициировать проверку расхождений в документах, составленных организацией и представленных аудитором. По окончании проверки Росимущество (или его территориальный орган) составляет акт, на основании которого вносятся корректировки в учетные данные унитарного предприятия.

Еще одним ответственным этапом проведения реорганизации является определение балансовой стоимости активов, подлежащих приватизации.

Расчет балансовой стоимости активов производится на основе данных промежуточного бухгалтерского баланса, составленного с учетом результатов проведенной инвентаризации. Балансовая стоимость подлежащих приватизации активов унитарного предприятия определяется как сумма стоимости чистых активов унитарного предприятия, исчисленных по данным промежуточного бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.

Следует иметь в виду, что согласно Закону N 178-ФЗ приватизации не подлежат объекты, которые могут находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 3, п. 4 ст. 11, п. 1 ст. 30 и п. 6 ст. 43). Балансовая стоимость объектов, не подлежащих приватизации, должна соответствовать сумме стоимости объектов, включенных в перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.

Это интересно:  Как происходит приватизация квартиры с несовершеннолетним ребенком 2019 год

Если величина балансовой стоимости подлежащих приватизации активов предприятия равна или превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством Российской Федерации, то в расчете указываются размер уставного капитала, который принимается равным величине балансовой стоимости подлежащих приватизации активов организации, а также количество и номинальная стоимость именных обыкновенных бездокументарных акций, составляющих уставный капитал создаваемого открытого акционерного общества. Номинальная стоимость акции, как правило, принимается равной 10 или 100 руб.

Расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия оформляется в произвольной форме, предполагаемой для использования в качестве приложения к передаточному акту.

Реорганизация ФГУП

Реорганизация ФГУП в АО разрешена действующим законодательством и проходит в установленном порядке. В силу различных обстоятельств юридическое лицо может сменить организационно – правовую форму. Под реорганизацией понимается смена гражданского состояния юридического лица, которая производится по решению учредителей.

Под аббревиатурой «ФГУП» понимается юридическое лицо, осуществляющее коммерческую деятельность и не имеющее права собственности на имущество, которым распоряжается. Процесс реорганизации значительно меняет правовой статус предприятия.

Реорганизация унитарного предприятия

Закон допускает несколько видов реорганизации для унитарного предприятия, а именно:

  1. Выделение из одной независимой организации, или нескольких организаций.
  2. Слияние предприятий.
  3. Разделение предприятия на две, или более независимых организаций.
  4. Преобразование в юридическое лицо иной организационно-правовой формы.
  5. Присоединение одного предприятия к другому.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.

Сегодня распространена практика перевода государственной собственности в частную. Преобразование унитарного предприятия в АО проходит с учетом требований закона о приватизации. В процессе изменения правового статуса к обществу переходят все права, имеющиеся у ФГУП и все его обязательства, на основании и в соответствии со специальным документом – передаточным актом.

Решение о преобразовании ФГУП, в соответствии с законом, принимает его собственник. В случае с ФГУП право собственности имеет государство, в лице которого выступает государственный орган, само ФГУП имеет ограниченное вещное право на свое имущество.

Реорганизация унитарного предприятия проходит на основании заранее составленного плана приватизации, которым определены сроки, порядок, условия изменения юридического статуса.

Состав приватизируемого имущества ФГУП указывается в передаточном акте, уставной капитал будущего общества равен стоимости активов, закрепленных передаточным актом. В результате изменений права на имущество ФГУП государство теряет, но получает права на ценные бумаги созданного общества.

Устав АО утверждают органы по управлению имуществом, также органом управления проводится государственная регистрация реорганизации. Одновременно с принятием устава избирается наблюдательный совет, выбирается председатель, определяются члены ревизионной комиссии. Прекращается официальное существование ФГУП в момент государственного признания акционерного общества путем его регистрации.

Требования к реорганизации ФГУП в АО

Преобразование проходит в установленном порядке, с условием строгого соблюдения требований закона. Обязательными условиями реорганизации являются:

  1. Уведомление налоговой службы об изменения правового статуса.
  2. Уведомление о перемене правового статуса ФГУП всех его кредиторов письменным сообщением.
  3. Сообщение о реорганизации и преобразовании в АО в официальном печатном издании.

Путем преобразования вместо ФГУП появляется акционерное общество с разделенным на акции уставным капиталом. При образовании АО происходит размещение акций, причем этот процесс проходит одновременно с реорганизацией. Порядок размещения утвержден действующим на территории РФ гражданским и финансовым законодательством.

Процедура размещения проходит в несколько этапов:

  1. Принятие решения о размещении акций уполномоченными лицами.
  2. Утверждение и оформление решения о выпуске акций.
  3. Регистрация размещения ценных бумаг государственным органом.
  4. Размещение акций.
  5. Подведение итогов мероприятия посредством составления отчета и передача в регистрирующую инстанцию сообщения о результате выпуска.
  6. Решение о выпуске акций принимается и подписывается исполнительным органом.

Размещение ценных бумаг созданного в результате реорганизации общества осуществляется в день официальной регистрации образованного юридического лица. Акции приобретаются Российской Федерацией, государство становится их единственным собственником.

Уполномоченный орган регистрирует выпуск ценных бумаг и отчет об их выпуске. Для официальной государственной регистрации в инстанцию необходимо предъявить документы:

  1. Заявление о выпуске бумаг, заполненное в установленном порядке.
  2. Окончательное принятие решения о выпуске.
  3. Анкета организации, выпускающей ценные бумаги.
  4. Документ, которым подтверждена официальная регистрация этой организации.
  5. Копии из протоколов собрания органа управления, посвященного выпуску ценных бумаг юридическим лицом.
  6. Устав.
  7. Расчеты стоимости активов организации.
  8. Квитанция об оплате госпошлины.
  9. Опись пакета документов.
  10. Иные документы, в случае необходимости.

Реорганизация ФГУП в АО – процесс довольно сложный с юридической точки зрения, для ее проведения целесообразно обратиться к специалистам.

Возможно вам будет интересно

Об авторе

В 2000 году окончил юридический факультет НИУ «Высшая школа экономики». Работает в юридической сфере 16 лет, специализация — разрешение жилищных споров, сделки с имуществом, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела.

Статья написана по материалам сайтов: wiselawyer.ru, wiseeconomist.ru, advocate-service.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector