+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Порядок и способы приватизации 2019 год

Законом установлены порядок и способы приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Порядок приватизации

Приватизация может быть осуществлена по инициативе: Госкомимущества России и его агентств по территориям, комитетов по управлению имуществом и других государственных органов управления в составе Российской Федерации, краев, областей и др.; руководителя предприятия, трудового коллектива предприятия, коллектива цеха, иного подразделения; покупателей и иных лиц, в том числе от предприятий-смежников, банков, кредиторов, органов власти.

Заявка трудового коллектива принимается к рассмотрению при наличии подписей не менее половины членов трудового коллектива подразделения. Заявка рассматривается как заявление о намерении членов трудового коллектива учредить товарищество (акционерное общество) в процессе приватизации предприятия либо договор о совместной деятельности. Заявка на приватизацию подается в Госкомимущество России или его территориальные агентства, комитеты по управлению имуществом и другие соответствующие органы на местах и регистрируются ими в день подачи. Срок рассмотрения заявки установлен один месяц с момента поступления. Решение соответствующий орган доводит в письменном виде до физических и юридических лиц, подавших заявку (зарегистрированную), в трехдневный срок с момента принятия решения. Отказ в приватизации возможен лишь в следующих случаях: лицо, подавшее заявку, не может быть признано покупателем; имеется в законодательном порядке оформленное на приватизацию данного предприятия; предприятие входит в перечень объектов, не подлежащих приватизации; указанное в заявке предприятие было приватизировано ранее.

При положительном решении по заявке о приватизации создается специальная комиссия и устанавливается срок подготовки плана приватизации. Срок не может превышать трех месяцев со дня подачи заявки. Этот срок может быть продлен по решению Госкомимущества России, но не более чем до шести месяцев. В состав комиссии по приватизации предприятия входят представители Госкомимущества России, его территориального агентства или соответствующего комитета по управлению имуществом национально-государственного, административно-территориального образования, работники финансовых органов, Совета народных депутатов по месту расположения предприятия, администрации и трудового коллектива. Государственный коллектив Российской Федерации по антимонопольной политике вправе направлять своих представителей в состав комиссии. Комиссия имеет право привлекать экспертов, аудиторские, консультационные и иные организации.

Комиссия рассматривает план приватизации предприятия, согласовывает его с местным Советом народных депутатов, трудовым коллективом. Если в недельный срок с момента получения плана приватизации не принято соответствующее решение, план считается согласованным. Срок согласования может быть продлен, но не более чем на две недели. Приватизация предприятий-монополистов, включенных в Государственный реестр, осуществляется по согласованной с Государственным комитетом по антимонопольной политике и при поддержке новых экономических структур. При приватизации не допускается слияние, присоединение предприятий, а также лишение предприятия статуса юридического лица.

План утверждается соответствующим комитетом по управлению имуществом. План по приватизации предприятия является важным документом; при его разработке необходимо учесть все возможности, связанные с приватизацией. Прежде всего, а плане должен быть определен способ приватизации и установлены сроки ее осуществления, определены начальная цена предприятия, величина уставного капитала акционерного общества или товарищества, рекомендуемая форма платежа (расчетов). В состав плана может также входить проект реорганизации приватизируемого предприятия (выделение его из состава подразделения для создания самостоятельного предприятия и др.)

В случае принятия плана приватизации предприятие включается соответствующим комитетом в план-график конкурсов, аукционов, акционирования. Технологическая схема процесса приватизации приведена ниже. Важным моментом является подготовка предприятия к приватизации, которая включает проведение инвентаризации производственных и непроизводственных фондов, реорганизацию предприятия, включая выделение его подразделений в самостоятельные.

В обязательном порядке определяются состав и направления использования объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе приватизируемого предприятия.

Далее комиссией по приватизации определяются начальная цена для продажи предприятия по конкурсу (на аукционе) и величина уставного капитала акционерного общества.

Обязательно должна быть сделана информация о предполагаемой продаже в специальных бюллетенях фондов имущества не позднее, чем за месяц до даты проведения конкурса (аукциона) или выпуска акций в свободную продажу. При приватизации объектов муниципальной собственности комитетом может устанавливаться более короткий срок, но не более двух недель.

Публикация должна быть осуществлена по определенной форме с сообщением конкретных сведений о приватизируемых объектах. Обязательному опубликованию подлежат следующие сведения: площадь земельного участка и характеристика расположенных на нем строений, условия их аренды или продажи; наличие принадлежащих предприятию долей (паев, акций) в капитале других предприятий; нематериальные ценности (патенты, торговые марки и др.); обязательства предприятия за последний год; укрупненная номенклатура выпускаемой продукции, среднесписочная численность. Госкомимущество России определяет форму предоставления сведений и перечень дополнительных данных.

Перечень подготовительных работ к приватизации приведен в Приложении 1.

При продаже предприятия по конкурсу от покупателей требуется выполнение определенных условий. Право собственности передается тому покупателю, предложения которого наилучшим образом соответствуют критериям, установленным продавцом.

Довольно широкое применение приобрела продажа предприятий или активов на аукционе. С аукциона продаются государственные и муниципальные предприятия, активы ликвидируемых предприятий. В этом случае от покупателей не требуется выполнения каких-либо условий. Здесь право собственности предоставляется покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.

При продаже акций акционерных обществ открытого типа, созданных путем преобразования государственных (муниципальных) предприятий, в том числе преобразованных акционерных обществ закрытого типа, по предложению трудового коллектива применяется один из следующих вариантов.

Первый вариант предусматривает бесплатное поручение трудовым коллективом 25% акций без права голоса, но не более двадцати минимальных разъемов законодательно установленного месячного уровня оплаты труда в расчете на одного работника предприятия, и приобретение обыкновенных акций до 10% величины уставного капитала со скидкой 30% от их номинальной стоимости с предоставлением рассрочки на три года, но на сумму не более шести минимальных окладов в расчете на одного работника. При этом величина первоначального взноса не может быть менее 15% номинальной стоимости акций. Кроме того, должностным лицам администрации приватизируемого предприятия (руководителю, его заместителям, главному инженеру, главному бухгалтеру) на условиях заключенных с ними контрактом предоставляется право (опцион) на приобретение обыкновенных акций по номинальной стоимости, составляющих в общей сумме на всех указанных лиц 5% от величины уставного капитала, но не более 2000 установленных законом минимальных размеров месячных оплат труда в расчете на одного сотрудника.

Второй вариант предусматривает получение трудовым коллективом приватизируемого предприятия по закрытой подписке обыкновенных (голосующих) акций — 51% от величины уставного фонда. В этом случае безвозмездная передача акций и их продажа на льготных условиях не осуществляются. При преобразовании предприятий в акционерные общества открытого типа по данному варианту комитеты по управлению имуществом по предложению администрации приватизируемого предприятия с согласия трудового коллектива могут предоставлять персонально работникам предприятий, входящих в единый технологический комплекс с приватизируемым предприятием, право участия в закрытой подписке на акции, проводимой среди работников приватизируемого предприятия. Под закрытой подпиской понимается продажа обыкновенных акций работникам предприятий и иным лицам, приравненным к ним в соответствии с законодательством о приватизации, на льготных условиях согласно Государственной программе приватизации. Началом закрытой подписки считается помещение объявления о ее проведении в печатном публичном издании.

Закрытая подписка проводится рабочей комиссией по приватизации предприятия в срок не позднее 10 дней с момента регистрации акционерного общества по определенной утвержденной форме. На специальном бланке работник указывает, какое количество акций он желает приобрести. Заявка подается в запечатанном конверте. При закрытой подписке максимальное количество акций составляет 51%, но не менее 5% от вели чины уставного капитала акционерного общества. Если при подписке сумма окажется большей, то по специальной формуле эта сумма для всех уменьшается. Однако в любом случае тот, кто подписался по закрытой подписке на большое количество акций, и получит их больше.

Работник, внесший не ниже 15% от общей номинальной стоимости акций (варианты 1 и 3) на которые он подписался, или полностью оплативший стоимость акций (вариант 2), попадает в реестр акционеров.

Третий вариант предусматривает, что группа работников предприятия берет на себя ответственность за выполнение плана приватизации, недопущение его банкротства и получает согласие общего собрания трудового коллектива на заключение соответствующего договора. Срок договора не может быть более одного года, без права продления.

Членам этой группы по истечении года и выполнении условий договора предоставляется право (опцион) на приобретение 20% уставного капитала в виде обыкновенных акций предприятия по их номинальной стоимости. При невыполнении условий договора право утрачивается и акции поступают в установленном порядке.

На период действия договора группе передается право на голосование 20% голосующих акций, принадлежащих соответствующему фонду имущества. В договоре оговариваются обязательства сторон и материальная ответственность. Группа вносит залог на сумму не менее 200 установленных законом минимальных размеров месячной оплаты труда в расчете на каждого члена группы.

При данном варианте всем работникам предприятия, включая членов группы, продаются обыкновенные акции, составляющие 20% величины уставного капитала, но на сумму не более 20 установленных законом минимальных размеров месячной оплаты труда в расчете на одного работника, со скидкой 30% от их номинальной стоимости и с предоставлением рассрочек на три года.

При этом величина первоначального взноса не может быть менее 15% номинальной стоимости акций.

Этот вариант может применяться только на предприятиях с численностью работников более 200 человек и балансовой стоимостью основных фондов от 1 до 50 млн. руб. (по состоянию на 01.01.92 г.). Решение о выборе одного из двух последних вариантов (второго или третьего) принимается общим собранием (конференцией) трудового коллектива либо удостоверяется подписными листами его членов большинством голосов, но не менее двух третей от общего числа работников предприятия. При отсутствии указанного решения применяется один из первых вариантов (первый или второй).

Расчеты и практика показывают, что первый вариант надо выбирать в тех случаях, когда предприятие находится в тяжелом финансово-хозяйственном положении. Если предприятие работает хорошо, получает нормальную прибыль, то лучше принимать второй вариант. При этом предприятие получает больше реальных прав с учетом наличия основного пакета акций (51%).

Во всех вариантах 10% средств, поступивших от продажи акций (за исключением акций, продаваемых членам трудового коллектива приватизируемого предприятия), зачисляется на личные лицевые счета приватизации.

Все государственные и муниципальные предприятия по их отношению к способам приватизации делятся на три группы:

  • 1) предприятия со среднесписочной численностью более тысячи человек и стоимостью фондов более 50 млн. руб. (балансовая стоимость основных фондов определяется по состоянию на 01.01.92 г.) преобразуются в открытые акционерные общества;
  • 2) мелкие предприятия со среднесписочной численностью до 200 человек и балансовой стоимостью менее 1 млн. руб. подлежат продаже на аукционах, конкурсах или прямой продаже;
  • 3) остальные предприятия могут быть приватизированы любым из установленных программой способы.

В Государственной программе предусматриваются различные способы приватизации: продажа акций открытых акционерных обществ; продажа предприятий на аукционах, на коммерческом конкурсе (в том числе и с ограничением числа его участников), на инвестиционных торгах; продажа имущества (активов) ликвидируемых предприятий; выкуп арендного имущества. Конкретный способ приватизации определяется соответствующим комитетом по управлению имуществом по результатам работы комиссии и с учетом мнения трудового коллектива предприятия.

§ 4. Порядок и способы приватизации

Будучи сложным явлением, порядок приватизации состоит из следующих этапов:

первый этап — разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества (ст. 7, 8 Закона о прива­тизации);

второй этап — принятие решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 14 Закона о приватизации);

третий этап — исполнение решения о приватизации имуще­ства предусмотренным законом способом.

Процедура (порядок) разработки прогнозного плана (програм­мы) приватизации федерального имущества определяется Прави­тельством РФ на очередной финансовый год. В подготовке про­гнозного плана (программы) принимают участие федеральные ор­ганы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправле­ния, федеральные государственные унитарные предприятия, а также открытые акционерные общества, акции которых нахо­дятся в федеральной собственности, а также иные юридические лица и граждане. Заинтересованные органы и лица направляют свои предложения о приватизации федерального имущества в Правительство РФ.

Порядок планирования приватизации имущества, находящего­ся в собственности субъектов Российской Федерации, и муници­пального имущества определяется соответственно органами госу­дарственной власти субъектов и органами местного самоуправле­ния (п. 1 ст. 10 Закона о приватизации).

В соответствии сп. 1 ст. 7 Закона о приватизации прогноз­ный план (программа) приватизации федерального имущества ежегодно утверждается Правительством РФ. Он (план) содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федераль­ной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогноз­ном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагае­мые сроки приватизации. Акции стратегических акционерных об­ществ и стратегические предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества после принятия Президентом РФ решения об уменьшении степени уча­стия Российской Федерации в управлении стратегическими ак­ционерными обществами или об исключении соответствующих предприятий из числа стратегических предприятий. Другая осо­бенность: акции открытых акционерных обществ «Газпром», «Единая энергетическая система России», а также являющиеся субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и находящиеся в ведении федерального органа испол­нительной власти в области управления железнодорожным транс­портом федеральные государственные унитарные предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации феде­рального имущества на основании федерального закона (п. 3, 4 ст. 7 Закона).

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества, утвержденный Правительством РФ, направляется в Государственную Думу одновременно с проектом закона о фе­деральном бюджете на очередной финансовый год в составе при­лагаемых к нему документов.

Решение об условиях приватизации федерального имущества принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации (пп. 7 ст. 6, п. 1 ст. 14 Зако­на о приватизации). В решении должны содержаться следующие сведения: наименование имущества и иные позволяющие его ин­дивидуализировать данные (характеристика имущества);

способ приватизации; нормативная цена; срок рассрочки пла­тежа (в случае ее предоставления);

Это интересно:  Повторная приватизация 2019 год

иные необходимые для приватизации имущества сведения.

Особые требования предъявляются к содержанию решения об условиях приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия. Права такого унитар­ного предприятия со дня утверждения прогнозного плана (про­граммы) приватизации до момента перехода права собственности на приватизируемое имущество к покупателю имущественного комплекса предприятия заметно ограничены (п. 3 ст. 14 Закона о приватизации).

Органы государственной власти и местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об ус­ловиях приватизации государственного и муниципального иму­щества.

Стадия исполнения решений обусловиях приватизации государ­ственного и муниципального имущества характеризуется следую­щими действиями государственных органов и органов местного самоуправления. В соответствии с принятым решением об усло­виях приватизации имущества на этой стадии реализуется избран­ный способ приватизации имущества. Итак, способ приватизации имущества — это предусмотренные Законом о приватизации, ре­шением об условиях приватизации имущества правовые формы отчуждения государственного и муниципального имущества в ча­стную собственность физических и юридических лиц 1 .

Перечень способов приватизации, содержащийся в гл. IV За­кона о приватизации, является закрытым. Это означает, что уча­стники приватизационного процесса не вправе выбрать иной спо­соб приватизации.

Для приватизации государственного и муниципального иму­щества могут быть использованы следующие способы (ст. 13 За­кона):

1) преобразование унитарного предприятия в открытое ак­ционерное общество;

2) продажа государственного или муниципального имущест­ва на аукционе (ст. 18 Закона);

3) продажа акций открытых акционерных обществ на спе­циализированном аукционе (ст. 19);

4) продажа государственного или муниципального имущест­ва на конкурсе (ст. 20);

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ (ст. 21);

6) продажа акций открытых акционерных обществ через ор­ганизатора торговли на рынке ценных бумаг (ст.

7) продажа государственного или муниципального имущест­ва посредством публичного предложения (ст. 23);

8) продажа государственного или муниципального имущест­ва без объявления цены (ст. 24);

9) внесение государственного или муниципального имущест­ва в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ (ст. 25);

10) продажа акций открьпого акционерного общества по ре­зультатам доверительного управления (ст. 26).

Мы не согласны с мнением, что способы приватизации рас­положены в Законе о приватизации в определенном порядке: пе­реход к следующему способу приватизации допускается, если предыдущий способ не может быть использован или не был реа­лизован 2 . Конкретный способ приватизации предусматривается решением об условиях приватизации, а потому переход от одного

‘См.: Тяпкина Е. А. Указ. соч. С. 18.

способа приватизации к другому возможен только посредством внесения соответствующих изменений в решение об условиях приватизации. Здесь нет очередности.

Подавляющее большинство способов приватизации относятся к продаже государственного или муниципального имущества. И толь­ко два способа — исключение (преобразование унитарного предпри­ятия в открытое акционерное общество, внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капи­талы открытых акционерных обществ). Рассмотрим их (способы) бо­лее подробно.

Преобразование унитарного предприятия в открытое акционер­ное общество есть разновидность реорганизации юридического лица. Путем изменения юридическим лицом своей организацион­но-правовой формы происходят прекращение деятельности одно­го юридического лица и возникновение нового. В силу п. 2 ст. 13 Закона о приватизации приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер уставного капита­ла, определенный в соответствии со ст. 11 настоящего Закона, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством, может осуществляться только путем преобразования унитарного предпри­ятия в открытое акционерное общество. В иных случаях привати­зация имущественного комплекса унитарного предприятия осуще­ствляется другими предусмотренными Законом о приватизации способами.

В рассматриваемом случае преобразование унитарного пред­приятия в открьпое акционерное общество приводит не только к изменению организационно-правовой формы юридического ли­ца, но и к смене формы собственности. Однако кроме решения о преобразовании унитарного предприятия в открытое акционер­ное общество Гражданский кодекс (п. 5 ст. 58) называет второй юридический факт: передаточный акт, в соответствии с которым осуществляется передача государственного или муниципального имущества акционерному обществу, возникшему в результате та­кого преобразования.

Тем не менее способом приватизации является именно преоб­разование унитарного предприятия в открытое акционерное об­щество, а не передаточный акт. Последний используется и при продаже государственного или муниципального имущества раз­личными способами приватизации, выполняя специальную (учет- но-бухгалтерскую) функцию.

Закон о приватизации (п. 3 ст. 13) дифференцирует с учетом установленных критериев способы приватизации имущественных комплексов федеральных унитарных предприятий и находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных об­ществ, балансовая стоимость основных средств которых на по­следнюю отчетную дату превышает 5 млн МРОТ, а также имуще­ства, соответствующего иным критериям, установленным Прави­тельством РФ. В частности, приватизация такого имущества может осуществляться:

путем преобразования унитарного предприятия в открытое ак­ционерное общество;

на специализированном аукционе;

посредством продажи за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

посредством внесения в соответствии с нормативными пра­вовыми актами Президента РФ федерального имущества в каче­стве вклада в уставный капитал стратегического акционерного общества.

Приватизация имущества, не соответствующего указанным в п. 3 ст. 13 Закона о приватизации критериям, может осуществ­ляться:

путем преобразования унитарного предприятия в открьпое ак­ционерное общество;

на специализированном аукционе;

посредством внесения акций в качестве вклада в уставный ка­питал открытого акционерного общества (п. 4 ст. 13 Закона о приватизации).

Следующий способ приватизации — внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные ка­питалы открытых акционерных обществ.

Во-первых, соответствующее решение о таком внесении при­нимается Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта Федерации, органом местного управления.

Во-вторых, в уставные капиталы открытых акционерных об­ществ могут быть внесены государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права.

В-третьих, доля акций открытого акционерного общества, на­ходящихся в собственности Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования и приобретаемых соответственно публичными образованиями, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее чем 25% плюс одна акция, если иное не установлено Президен­том РФ в отношении стратегических акционерных обществ.

В-четвертых, внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться: при учре­ждении открытых акционерных обществ; в порядке оплаты раз­мещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капи­талов открытых акционерных обществ (ст. 25 Закона).

Отличительная особенность данного способа приватизации за­ключается в том, что правовой формой сделки приватизации яв­ляется в данном случае договор мены, а не договор купли-продажи имущества 1 .

Порядок и способы приватизации

Порядок и способы приватизации

Порядок и способы приватизации

Способы приватизации государственного и муниципального имущества:

1) Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе. На аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество. Аукцион является открытым по составу участников. Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся. При равенстве двух и более предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе, закрытом по форме подачи предложения о цене, победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше других заявок. Продолжительность приема заявок на участие в аукционе должна быть не менее чем двадцать пять дней.

2) Продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе. Специализированным аукционом признается способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию. Специализированный аукцион является открытым по составу участников.

3) Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе. Ha конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более чем 50 процентов уставного капитала указанного общества, если в отношении указанного имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия. Передача имущества победителю конкурса и оформление права собственности на него осуществляются в порядке, установленном законодательством РФ и соответствующим договором купли-продажи, не позднее чем через тридцать дней после дня полной оплаты имущества и выполнения условий конкурса. Факт оплаты имущества подтверждается выпиской со счета, указанного в информационном сообщении о проведении конкурса, о поступлении денежных средств в размере и в сроки, которые указаны в договоре купли-продажи. Срок выполнения условий конкурса не может превышать один год.

4) Продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных на территории РФ, которая может быть осуществлена посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами. Решение о продаже акций открытых акционерных обществ посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами, принимается соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ.

5) Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг. Для продажи акций открытых акционерных обществ через организатора торговли могут привлекаться брокеры в порядке, установленном Правительством РФ.

6) Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения, которая осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. Публичное предложение о продаже государственного или муниципального имущества является публичной офертой.

7) Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены. Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась.

8) Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

9) Продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления.

Предпринимательское право
Суперека С.В.
2009

Порядок и способы приватизации

Порядок и способы приватизации государственной и муниципальной собственности

Порядок приватизации — это предусмотренный законодательством процесс принятия решения о приватизации государственного или муниципального имущества. Действующий федеральный закон, регулирующий порядок приватизации федерального имущества, предусматривает следующие этапы приватизации:

– разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества;

– принятие решения о приватизации имущества;

– приватизация государственного имущества предусмотренным законом способом.

— пакеты акций, размер которых не превышает 50% уставного капитала соответствующих акционерных обществ, за исключением пакетов акций стратегических акционерных обществ или принимающих участие в формировании интегрированных структур, а также пакетов акций, продажа которых будет осуществляться исходя из потребностей формирования доходной части федерального бюджета в 2007 году и на период до 2009 года в соответствии с перспективным финансовым планом;

— пакеты акций акционерных обществ топливно-энергетического комплекса, энерго-строительного комплекса, строительного комплекса, внешнеэкономических организаций, гражданской авиации, здравоохранения, химической, нефтехимической и полиграфической промышленности, геологии, рыболовства, птицеводства, растениеводства, животноводства, лесопромышленного комплекса, медицинской промышленности, а также акционерных обществ машиностроения (за исключением стратегических акционерных обществ);

— федеральные государственные унитарные предприятия автомобильного транспорта, дорожного хозяйства, строительного комплекса, гражданской авиации, геологии, нефтегазового комплекса, топливной промышленности, морского и речного транспорта, предприятия полиграфической промышленности, здравоохранения, предприятия растениеводства, птице-водства и животноводства;

— имущество казны Российской Федерации, не обеспечивающее государственных функций.

Из числа крупных объектов федерального имущества в 2007 году будут приватизированы находящиеся в федеральной собственности акции:

— открытого акционерного общества «ВО «Станкоимпорт»;

— открытого акционерного общества «Московский метрострой»;

— открытого акционерного общества «Аэропорт Салехард»;

— открытого акционерного общества «Международный аэропорт Уфа».

Решение об условиях приватизации федерального имущества принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества. В решении содержатся характеристика приватизируемого имущества (наименование и иные данные, позволяющие индивидуализировать его) и способ приватизации, а также иные предусмотренные законом и необходимые для приватизации имущества сведения (нормативная цена, срок рассрочки платежа). Порядок планирования и порядок принятия решений об условиях приватизации государственного и муниципального имущества определяются соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно. Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте. Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них.
В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, в том числе обязательства унитарного предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми унитарное предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права. Передаточный акт должен содержать также расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия, а в случае создания открытого акционерного общества путем преобразования унитарного предприятия — сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций.

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества, отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год, а также решения об условиях приватизации государственного или муниципального имущества подлежат опубликованию в установленном порядке в официальных изданиях. Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи в средствах массовой информации, определенных соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Обязательному опубликованию в информационном сообщении о продаже государственного и муниципального имущества подлежат следующие сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом:

– наименование государственного органа или органа местного самоуправления, принявших решение об условиях приватизации имущества, реквизиты указанного решения;

– наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);

– форма подачи предложений о цене;

– условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов;

– порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок (предложений);

– исчерпывающий перечень представляемых покупателями документов и требования к их оформлению;

– срок заключения договора купли-продажи;

– порядок ознакомления покупателей с иной информацией, в том числе с актом инвентаризации, условиями договора купли-продажи;

Это интересно:  Нужно ли приватизировать баню 2019 год

– ограничения участия отдельных категорий физических и юридических лиц в приватизации имущества;

Способы приватизации — это предусмотренные законом о приватизации действия государственных органов, направленные на возмездное отчуждение государственного и муниципального имущества в собственность граждан и юридических лиц. Приватизация государственного и муниципального имущества может осуществляться только способами, предусмотренными федеральным законом (ст. 13 Закона о приватизации 2001 г.).

Для приватизации государственного и муниципального имущества могут быть использованы следующие способы:

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управ-ления.

Способы приватизации расположены в Законе в определенном порядке исходя из степени их значимости; как правило, переход к следующему способу приватизации допускается, если предыдущий способ не может быть использован или не был реализован.

Преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество.

Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер уставного капитала превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством Российской Федерации, может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество. В иных случаях приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими предусмотренными настоящим Федеральным законом способами.

Так, приватизация имущественных комплексов федеральных унитарных предприятий и находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, балансовая стоимость основных средств которых на последнюю отчетную дату превышает пять миллионов минимальных размеров оплаты труда, а также имущества, соответствующего иным критериям, установленным Правительством Российской Федерации, может осуществляться: путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество; на аукционе; на специализированном аукционе; посредством продажи за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; посредством внесения в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации федерального имущества в качестве вклада в уставный капитал стратегического акционерного общества.

В случае, если балансовая стоимость приватизируемого имущества не превышает пяти миллионов МРОТ, приватизация может осуществляться: путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество; на аукционе; на специализированном аукционе; на конкурсе; посредством внесения акций в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества.

Вообще преобразование унитарного предприятия можно рассматривать как разновидность реорганизации юридического лица, в результате которой создается открытое акционерное общество, являющееся правопреемником этого унитарного предприятия. Обязательным условием преобразования является составление передаточного акта, порядок составления и содержание которого определяется Законом 2001 г. Акции созданного акционерного общества закрепляются в государственной собственности и, в свою очередь, могут быть приватизированы предусмотренными законом способами приватизации. Предусматриваются различные варианты участия государства в деятельности созданного акционерного общества: путем закрепления в государственной собственности 100% акций открытого акционерного общества, путем закрепления в государственной собственности иного (менее 100%) количества акций или путем использования специального права («золотой акции»). Деятельность акционерного общества, созданного в результате преобразования государственного унитарного предприятия, регулируется законодательством об акционерных обществах с ограничениями, предусмотренными законом о приватизации.

Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе.

На аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнять какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество. Данный способ приватизации регулируется Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 585 «Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе»[10] (с изм. и доп. от
11 ноября 2002 г., 4 октября 2005 г.). В соответствии с ним аукцион является открытым по составу участников. Для участия в аукционе претендент представляет продавцу (лично или через своего полномочного представителя) в установленный срок заявку по форме, утверждаемой продавцом, платежный документ с отметкой банка плательщика об исполнении для подтверждения перечисления претендентом установленного задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемого на аукционе имущества и иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в информационном сообщении о проведении аукциона.

Прием заявок начинается с даты, объявленной в информационном сообщении о проведении аукциона, осуществляется в течение не менее 25 календарных дней и заканчивается не позднее чем за один календарный день до даты рассмотрения продавцом заявок и документов претендентов. Заявка и опись представленных документов составляются в 2 экземплярах, один из которых остается у продавца, другой — у заявителя. Для участия в аукционе претендент вносит задаток на счет продавца. Размер задатка, срок и порядок его внесения, реквизиты счета продавца, порядок возвращения задатка и иные условия договора о задатке, определенные продавцом в качестве условий договора присоединения, публикуются в информационном сообщении о проведении аукциона. Задаток для участия в аукционе устанавливается в размере 20% начальной цены, указанной в информационном сообщении о приватизации государственного или муниципального имущества, но не более чем 4,5 миллиона установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

Предложения о цене государственного или муниципального имущества подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах или заявляются ими открыто в ходе проведения торгов.

Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся. При равенстве двух и более предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе, закрытом по форме подачи предложения о цене, победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше других заявок.

Уведомление о победе на аукционе выдается победителю или его полномочному представителю под расписку или высылается ему по почте заказным письмом в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.

При уклонении или отказе победителя аукциона от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества задаток ему не возвращается и он утрачивает право на заключение указанного договора. Суммы задатков возвращаются участникам аукциона, за исключением его победителя, в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.

В течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона с победителем аукциона заключается договор купли-продажи. Передача государственного или муниципального имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи не позднее чем через тридцать дней после дня полной оплаты имущества.

Продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе осуществляеться в соответствии с Положением об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе[11], утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 585 (с изм. и доп. от 11 ноября 2002 г., 4 октября 2005 г.).

Специализированным аукционом признается способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию. Заявка на участие в специализированном аукционе оформляется посредством заполнения бланка заявки и является предложением претендента заключить договор купли-продажи акций по итогам специализированного аукциона на условиях, опубликованных в информационном сообщении о проведении специализированного аукциона. Заявки подразделяются на два типа.

Заявками первого типа считаются заявки, в которых претендент выражает намерение купить акции по любой единой цене продажи, сложившейся на специализированном аукционе.

Заявками второго типа считаются заявки, в которых претендент выражает намерение купить акции по единой цене продажи, сложившейся на специализированном аукционе, но не выше максимальной цены покупки одной акции, указанной в заявке.

В заявке указывается сумма денежных средств, направляемая претендентом в оплату акций, выставленных на специализированный аукцион. Сумма денежных средств, указанная в заявке первого типа, и максимальная цена покупки, указанная в заявке второго типа, не могут быть меньше начальной цены продажи, опубликованной в информационном сообщении. Сумма денежных средств, указанная в заявке второго типа, не может быть меньше указанной в этой заявке максимальной цены покупки. Сумма денежных средств, указанная в заявке, перечисляется на один из указанных в информационном сообщении счетов продавца после подачи заявки. Решения продавца, в том числе об итогах приема заявок, об определении участников специализированного аукциона и об итогах специализированного аукциона, оформляются соответствующими протоколами. К участию в специализированном аукционе допускаются претенденты, в отношении которых продавец не выявил ни одного обстоятельства, являющегося в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» основанием для отказа в допуске к участию в специализированном аукционе. Претенденты, которым было отказано в допуске к участию в специализированном аукционе, уведомляются об этом не позднее 5 рабочих дней со дня утверждения продавцом протокола об итогах специализированного аукциона путем вручения им под расписку соответствующего уведомления либо направления такого уведомления по почте заказным письмом. После определения участников специализированного аукциона продавец определяет единую цену продажи. При определении единой цены продажи все расчеты выполняются с точностью до
1 копейки. Единая цена продажи определяется по следующим правилам:

а) при расчете единой цены продажи учитываются только денежные средства претендентов, допущенных к участию в специализированном аукционе;

б) единая цена продажи рассчитывается таким образом, чтобы она обеспечивала реализацию всех акций, выставленных на специализированный аукцион.

Единая цена продажи не может быть ниже начальной цены продажи.

После определения единой цены продажи продавец определяет победителей специали-зированного аукциона по следующим правилам:

а) количество акций, получаемых победителем, определяется путем деления суммы денежных средств, указанной в заявке победителя, на единую цену продажи (при получении дробного числа количество акций соответствует целой его части);

б) в первую очередь удовлетворяются все заявки первого типа, в которых указанная сумма денежных средств больше единой цены продажи;

в) во вторую очередь удовлетворяются все заявки второго типа, в которых указанная максимальная цена покупки превышает единую цену продажи;

г) акции, оставшиеся после удовлетворения заявок, указанных в подпунктах «б» и «в», распределяются следующим образом. В первую очередь удовлетворяются заявки первого типа, в которых указанная сумма денежных средств равна единой цене продажи. Во вторую очередь удовлетворяются заявки второго типа, в которых указанная максимальная цена покупки равна единой цене продажи. Такие заявки удовлетворяются последовательно от заявки, в которой указана большая сумма денежных средств, к заявке, в которой указана меньшая сумма денежных средств. При равенстве указанных в заявках первого и второго типа сумм денежных средств удовлетворяется заявка, принятая по времени ранее. Последняя из удовлетворяемых заявок второго типа может быть удовлетворена частично;

д) заявки первого типа, в которых указанная сумма денежных средств меньше единой цены продажи, и заявки второго типа, в которых указанная максимальная цена покупки меньше единой цены продажи, не удовлетворяются.

Для регистрации покупателей в реестре владельцев акций эмитента продавец направляет реестродержателю эмитента не позднее чем через 30 дней со дня подведения итогов аукциона передаточные распоряжения.

Законодательством предусмотрена возможность проведения специализированных аукционов как межрегиональных (прием заявок осуществляется одновременно на территориях не менее чем пятнадцати субъектов Российской Федерации), так и всероссийских (прием заявок осуществляется одновременно на территориях не менее чем двадцати пяти субъектов Российской Федерации). При этом межрегиональный специализированный аукцион может проводиться в случае продажи акций открытого акционерного общества, чистые активы которого, по данным балансового отчета за финансовый год, предшествующий году, в котором принято решение об условиях приватизации акций открытого акционерного общества, составляют от 500 тысяч до трех миллионов установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда на момент принятия указанного решения. Всероссийский специализированный аукцион может проводиться в случае продажи акций открытого акционерного общества, чистые активы которого, по данным балансового отчета за финансовый год, предшествующий году, в котором принято решение об условиях приватизации акций открытого акционерного общества, составляют более чем три миллиона установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда на момент принятия указанного решения. При проведении всероссийских и межрегиональных специализированных аукционов прием заявок обязательно осуществляется в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также в субъектах Российской Федерации, на территориях которых расположены эмитент выставляемых на специализированный аукцион акций и его структурные подразделения и дочерние общества, численность работников которых составляет не менее чем одну тысячу человек.

Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе.

Ha конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более чем 50 процентов уставного капитала указанного общества, если в отношении указанного имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия. Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе осуществляется в соответствии с Положением о проведения конкурса по продаже государственного или муниципального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584[12]. Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса. Условия конкурса подлежат опубликованию в информационном сообщении о его проведении и могут предусматривать: сохранение определенного числа рабочих мест; переподготовку и (или) повышение квалификации работников; ограничение изменения профиля деятельности унитарного предприятия или назначения отдельных объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспорт-ного обслуживания населения либо прекращение их использования; проведение реставрационных, ремонтных и иных работ в отношении объектов культурного наследия, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Условия конкурса должны иметь экономическое обоснование, сроки их исполнения, порядок подтверждения победителем конкурса исполнения таких условий и не подлежат изменению.

Это интересно:  Особенности приватизации в современной российской экономике 2019 год

Порядок проведения конкурса схож с порядком проведения аукциона, о котором говорилось выше. Так, конкурс также является открытым по составу участников. Для участия в конкурсе претенденты представляют продавцу или его полномочному представителю в установленный информационным сообщением о проведении конкурса срок заявку по форме, утверждаемой продавцом, платежный документ с отметкой банка плательщика об исполнении для подтверждения перечисления претендентом установленного задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемого на конкурсе имущества и иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в информационном сообщении. Заявка и опись представленных документов составляются в двух экземплярах, один из которых остается у продавца, другой — у претендента. Продолжительность приема заявок на участие в конкурсе должна быть не менее чем двадцать пять дней. Задаток для участия в конкурсе устанавливается в размере 20 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о проведении указанного конкурса, но не более чем 4,5 миллиона установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда. Документом, подтверждающим поступление задатка на счет (счета) продавца, является выписка (выписки) со счета (счетов) продавца.

Предложения о цене продаваемого на конкурсе имущества подаются участником конкурса в день подведения итогов конкурса в запечатанных конвертах.

Договор купли-продажи заключается с победителем в течение десяти дней с даты подведения итогов конкурса. Передача имущества победителю конкурса и оформление права собственности на него осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и соответствующим договором купли-продажи, не позднее чем через тридцать дней после дня полной оплаты имущества и выполнения условий конкурса. Срок выполнения условий конкурса не может превышать один год. Исполнение условий конкурса контролируется продавцом в соответствии с заключенным с победителем конкурса договором купли-продажи имущества. Для обеспечения эффективного контроля исполнения условий конкурса продавец обязан: а) вести учет договоров купли-продажи имущества, заключенных по результатам конкурса; б) осуществлять учет обязательств победителей конкурса, определенных договорами купли-продажи имущества, и контроль их исполнения; в) принимать от победителей конкурса отчетные документы, подтверждающие выполнение условий конкурса; г) проводить проверки документов, представляемых победителями конкурса в подтверждение выполнения условий конкурса, а также проверки фактического исполнения условий конкурса в месте расположения проверяемых объектов; д) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи имущества меры воздействия, направленные на устранение нарушений и обеспечение выполнения условий конкурса.

В случае неисполнения победителем конкурса условий, а также ненадлежащего их исполнения, в том числе нарушения промежуточных или окончательных сроков исполнения таких условий и объема их исполнения, договор купли-продажи государственного или муниципального имущества расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взысканием с покупателя неустойки. Указанное имущество остается соответственно в государственной или муниципальной собственности, а полномочия покупателя в отношении указанного имущества прекращаются. Помимо неустойки с покупателя также могут быть взысканы убытки, причиненные неисполнением договора купли-продажи, в размере, не покрытом неустойкой.

Продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в госу-дарственной собственности акций открытых акционерных обществ.

Продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных на территории Российской Федерации, может быть осуществлена посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами. Это тот случай когда иностранные эмитенты выпускают депозитарные расписки, обеспеченные акциями российских открытых акционерных обществ. Депозитарные расписки есть не что иное, как ценные бумаги, выпущенные депозитарными банками в форме сертификатов, удостоверяющих право собственности на долю в портфеле акций или облигаций иностранных эмитентов. Депозитарная расписка может представлять одну ценную бумагу, несколько ценных бумаг одного класса или часть ценной бумаги (п. 2.2.4 указания Центрального банка Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1086-У «О проведении единовременного обследования инвестиций уполномоченных банков и их клиентов (кроме кредитных организаций) в ценные бумаги, выпущенные нерезидентами»).

Решение о продаже акций открытых акционерных обществ посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами, принимается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в процессе продажи акций открытых акционерных обществ посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами, в том числе порядок их оплаты, определяются договором. Сведения, указанные в решении о продаже акций открытых акционерных обществ посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами, являются существенными условиями договора. Средства, полученные от продажи находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, конвертируются в валюту Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг.

Акции открытых акционерных обществ могут продаваться через организатора торговли на рынке ценных бумаг.

Деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг признается предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг, называется организатором торговли на рынке ценных бумаг. В качестве такого организатора в России выступает фондовая биржа. Юридическое лицо может осуществлять деятельность фондовой биржи, если оно является некоммерческим партнерством или акционерным обществом (п. 2 ст. 1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»). Юридическое лицо, осуществляющее деятельность фондовой биржи, не вправе совмещать указанную деятельность с иными видами деятельности, за исключением деятельности валютной биржи, товарной биржи (деятельности по организации биржевой торговли), клиринговой деятельности, связанной с осуществлением клиринга по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, деятельности по распространению информации, издательской деятельности, а также с осуществлением деятельности по сдаче имущества в аренду.

Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. № 845 «О привлечении брокеров для продажи находящихся в государственной и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг»[13] определяется порядок привлечения профессиональных участников рынка ценных бумаг, имеющих лицензию на осуществление брокерской деятельности для продажи находящихся в государственной и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг. Выбор брокеров осуществляется по итогам конкурса. С побе-дителем заключается договор поручения. Основными условиями договора поручения являются:

а) перечень организаторов торговли, через которых брокер может осуществлять продажу акций;

б) порядок взаимодействия брокера и продавца, в том числе порядок дачи поручения и его исполнения брокером, оформления купли-продажи и предоставления отчета брокера;

в) порядок определения размера вознаграждения брокера и премии за превышение цены продажи акций над начальной ценой;

г) порядок выплаты указанных вознаграждения и премии;

д) порядок и основания расторжения договора;

е) открытие брокером специальных счетов для зачисления ценных бумаг продавца и денежных средств и использования этих счетов исключительно для исполнения поручения продавца;

ж) совершение брокером сделок с ценными бумагами продавца только на основании заявок, адресованных неограниченному кругу участников торгов при продаже акций в порядке приватизации;

з) предоставление продавцу отчета о деятельности брокера за период действия договора поручения в отношении всех сделок по продаже приватизируемых акций акционерного общества;

и) заключение договора (договоров) купли-продажи акций только с лицами, уполномоченными выступать покупателями государственного и муниципального имущества при приватизации;

к) продажа акций по цене не ниже начальной;

л) совершение сделок купли-продажи акций по поручению продавца в первоочередном порядке по отношению к другим (собственным) сделкам брокера;

м) немедленное уведомление продавца в случае возникновения конфликта интересов.

Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли осуществляется в соответствии с правилами, установленными организатором торговли.

Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от 22 июля 2002 г. № 549 «Об утверждении положений об организации продажи государственного или муници-пального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены»[14].

Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. Цена первоначального предложения устанавливается не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже указанного имущества на аукционе, который был признан несостоявшимся. При продаже государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения нормативная цена составляет 50% начальной цены несостоявшегося аукциона. Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит заявителю, который первым подал в установленный срок заявку на приобретение указанного имущества по цене первоначального предложения. Указанная заявка удовлетворяется по цене первоначального предложения. При отсутствии в установленный срок заявки на покупку государственного или муниципального имущества по цене первоначального предложения осуществляется снижение цены предложения через периоды, установленные в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения. В этом случае удовлетворяется первая заявка на покупку указанного имущества по цене предложения. Снижение цены предложения может осуществляться до нормативной цены или цены отсечения.

Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 г. № 549 «Об утвер-ждении положений об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены» продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась. При продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены нормативная цена не определяется. Претенденты направляют свои предложения о цене государственного или муниципального имущества в адрес, указанный в информационном сообщении. В случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за государственное или муниципальное имущество наибольшую цену. В случае поступления нескольких одинаковых предложений о цене государственного или муниципального имущества покупателем признается лицо, подавшее заявку ранее других лиц.

Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

По решению Правительства Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ. При этом доля акций открытого акционерного общества, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и приобретаемых соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее чем 25% плюс одна акция, если иное не установлено Президентом Российской Федерации в отношении стратегических акционерных обществ. Внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться: при учреждении открытых акционерных обществ; в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ.

Продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления.

Лицо, заключившее по результатам конкурса договор доверительного управления акциями открытого акционерного общества, приобретает эти акции в собственность после завершения срока доверительного управления в случае исполнения условий договора доверительного управления. Договор купли-продажи акций открытого акционерного общества заключается с победителем конкурса одновременно с договором доверительного управления. Неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора доверительного управления является основанием расторжения в судебном порядке договора доверительного управления и договора купли-продажи акций открытого акционерного общества. Исполнение условий договора доверительного управления подтверждается отчетом доверительного управляющего, принятым учредителем доверительного управления.

Итак, вне зависимости от способа приватизации продажа государственного или муниципального имущества оформляется договором купли-продажи. Обязательными условиями договора купли-продажи государственного или муниципального имущества являются: сведения о сторонах договора; наименование государственного или муниципального имущества; место его нахождения; состав и цена государственного или муниципального имущества; количество акций открытого акционерного общества, их категория и стоимость; порядок и срок передачи государственного или муниципального имущества в собственность покупателя; форма и сроки платежа за приобретенное имущество; условия, в соответствии с которыми указанное имущество было приобретено покупателем; порядок осуществления покупателем полномочий в отношении указанного имущества до перехода к нему права собственности на указанное имущество; сведения о наличии в отношении продаваемых здания, строения, сооружения или земельного участка обременения (в том числе публичного сервитута), сохраняемого при переходе прав на указанные объекты; иные условия, установленные сторонами такого договора по взаимному соглашению.

Оплата приобретаемого покупателем государственного или муниципального имущества производится единовременно или в рассрочку. Срок рассрочки не может быть более чем один год. На сумму денежных средств, по уплате которой предоставляется рассрочка, производится начисление процентов, исходя из ставки, равной одной трети ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату публикации объявления о продаже.

Денежные средства, полученные от продажи федерального имущества, имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, или муниципального имущества с первого по пятнадцатое число каждого месяца, подлежат перечислению соответственно в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты не позднее двадцать пятого числа соответствующего месяца. Денежные средства, полученные от продажи федерального имущества, имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, или муниципального имущества с шестнадцатого по тридцать первое число каждого месяца, подлежат перечислению соответственно в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты не позднее десятого числа месяца, следующего за соответствующим месяцем.

Статья написана по материалам сайтов: all-sci.net, www.nalogi.ru, www.libsid.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector