Первый этап приватизации в россии 2019 год

Приватизация в России началась после принятия Закона СССР О государственном предприятии (объединении)» в 1988 году. На этом этапе она осуществлялась в отсутствие необходимой нормативной базы. При этом реальные ее масштабы оставались неизвестными. По оценкам ОЭСР к лету 1992 года (начало осуществления программы приватизации) более 2000 предприятий были приватизированы «стихийно». Только в 1991 году началась разработка законодательства о приватизации Законом РФ от 3/7/1991 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ»

Не смотря на данный процесс и исходя из большинства мнений экспертов в нашей работе мы выделим два основных этапа приватизации в России: ваучерный и денежный этап.

На сегодняшний день многих интересует вопрос: «Можно ли было выбрать другую схему приватизации, например, продажу государственной собственности?». Ответом, конечно же, будет: «Нет», так как население не располагало денежными средствами для покупки предприятий, поэтому платная приватизация растянулась бы на долгие годы. Между тем в условиях острой политической борьбы первой половины 1990-х годов было очень важно быстро изменить структуру собственности, чтобы не допустить возврата к старой экономической системе.

Ваучеры — это приватизационные чеки на предъявителя, которые бесплатно получило все население России.

На специализированных чековых аукционах владельцы ваучеров могли обменять их на акции любых приватизируемых крупных и средних предприятий. Количество акций, получаемых на один ваучер, определялось количеством желающих вложить свои приватизационные чеки в акции данного предприятия, а также размерами пакета акций, выделенного для обмена на ваучеры.

Приватизационные чеки можно было не только обменять на ваучеры, но и купить ценные бумаги инвестиционных фондов, которые создавались для приобретения крупных пакетов акций приватизационных предприятий.

Наконец, приватизационные чеки можно было просто продать на рынке. Право продажи чеков с 1 октября 1992 года было предоставлено гражданам президентским Указом, хотя Законом Российской Федерации «Об именных приватизационных счетах и вкладах» (1991 г.) предполагалось использование приватизационных счетов без права продажи.

Класс новых собственников в процессе ваучерной приватизации формировался за счет региональной и отраслевой номенклатуры, директоров государственных предприятий, трудовых коллективов, новых предпринимателей — выходцев из различных слоев населения, которые сумели за короткое время накопить денежный капитал, так называемых бюджетников. Участие последних, однако, было жестко ограниченно отсутствием синхронности в выпуске ваучеров и акций под них, что усугублялось гиперинфляцией начала 90-х годов и обесцениванием вследствие этого ваучеров. К тому же в свободную продажу поступило акций значительно меньше 29%, предусмотренных соответствующим указом президента 1993 года.

Приватизация большинства предприятий проходила по одной из трех моделей. Первая модель предусматривала передачу работникам (трудовому коллективу) 25% привилегированных акций, льготную продажу работникам еще 10% обыкновенных акций и возможность приобретения менеджерами еще 5% обыкновенных акций. По второй модели работники имели право прибрести 51% акций. Согласно третьей модели, группа менеджеров получала 30% акций предприятия после выполнения определенных обязательств перед государственными органами приватизации по инвестированию в предприятие, избавлению его от безнадежной задолженности и т.п. На 70-75% предприятий трудовые коллективы выбрали вторую модель, которую еще называли «инсайдерской».

Инсайдеры — члены трудового коллектива или администрации предприятия, реализующие права собственности во время приватизации и после нее. (В отношении «внешних собственников», т.е. покупателей «со стороны», применяется термин «аутсайдеры»). Таким образом, формальными собственниками большинства приватизационных предприятий стали его работники, включая администрацию.

Итак, полученные населением ваучеры использовались следующим образом: при закрытой подписке на акции своих предприятий, при участии в чековых аукционах, при покупке акций у чековых инвестиционных фондов (ЧИФы), а также около 25% ваучеров поступило в свободную продажу.

В результате ваучерной приватизации право собственности и хозяйствования сосредоточилось в Российской экономике в руках трудовых коллективов и директоров. Так, на начало июля 1994 года пакет акций приватизационных предприятий распределился следующим образом: трудовой коллектив — 52%, фабрично-заводская администрация — 14,2%, крупные внешние инвесторы — 11,5%, мелкие акционеры — 8,2%, государство — 14,1%. Стартовая структура акционерного капитала в итоге выглядела так: инсайдеры — около 66%, аутсайдеры — 20%, государство — 14,1%. Как и ожидалось, возобладала инсайдерская модель акционирования, но она оказалась крайне неэффективной, так как инсайдеры не располагали собственным инвестиционным потенциалом, что ставило под сомнение устойчивость обретенного ими статуса собственника. Ситуация была усугублена для них прекращением государственного финансирования и недоступностью кредита в условиях гиперинфляции. Вследствие всех этих обстоятельств последующий передел акций в пользу аутсайдеров оказался неизбежным.

К завершению ваучерного этапа приватизации в России было приватизировано 40% общего числа государственных предприятий, появилось около 40 млн. акционеров [6].

Переход ко второму этапу приватизации — денежному — был утвержден указом президента от 22 июля 1994 г. «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г».

В отличие от ваучерного, на денежном этапе приватизации были достаточно четко сформулированы цели. Таким образом, в первые годы денежная приватизация была направлена на достижение следующих целей:

  • — дальнейшее разгосударствление экономики;
  • — привлечение инвесторов в реальный сектор экономики;
  • — реструктуризация макроэкономической структуры;
  • — пополнение доходов федерального бюджета за счет средств от приватизации.

Денежная приватизация осуществлялась лишь на основе проведения инвестиционных конкурсов и специальных денежных аукционов.

Особенностью данного этапа приватизации документально была определена в ориентации на «пополнение» бюджетов различных уровней, формирование крупных частных собственников. По имеющимся оценкам, продажа предприятий осуществлялась по мизерной стоимости, в результате чего собственность переходила в «известные руки» по ценам значительно ниже их фактической стоимости.

Так, в середине 90-х годов по инициативе представителей крупного денежного капитала, сформированного буквально за несколько лет преимущественно путем развертывания весьма прибыльной торгово-посреднической и финансово-спекулятивной деятельности, было проведено 12 залоговых аукционов, представлявших собой сочетание инвестиционного конкурса и аукциона. Их проведение, по большей части, носило вынужденный характер, и было обусловлено крайне тяжелым финансовым положением государства, обремененного огромными долгами, составляющими на тот период порядка 70% годового ВВП. Суть залоговых аукционов состояла в том, что Правительство РФ получало кредит под свой пакет акций сроком до трех лет и под минимальную процентную ставку в 6% годовых. Кредиторы, в свою очередь, брали на себя обязательство погасить задолженность предприятий в бюджет и по заработной плате. После истечения срока залога государство возвращало кредит или же выставляло пакет акций на продажу. Фактически не один кредит не был возвращен, а большая часть акций была передана в частные руки. Произошел своеобразный обмен акций на кредиты. Все 12 выставленных на аукцион объектов приобрели реальных собственников, из чего следует, что тем самым был сформирован незначительный слой собственников, который в конце XX века стал называться олигархическим. Самым важным фактором победы олигархов в этой борьбе с потенциальными претендентами, обладавшими не меньшими капиталами, явилась их особая близость к властным структурам РФ.

Так называемые «новые собственники» или же олигархи обеспечили эффективное функционирование данных предприятий и погасили их задолженность по налогам и заработной плате. К числу этих объектов относятся наиболее прибыльные предприятия РФ: это НК «Лукойл», НК «Сургутнефтегаз», НК «ЮКОС» НК «Сибнефть», НК «Сиданко», металлургический гигант «Норильский никель», Челябинский металлургический завод АО «Мечел», ОАО НЛМК, а также АО «НАФТА-Москва», Новороссийское и Мурманское морские пароходства и Северо-Западное речное пароходство.

Из этого можно сделать вывод о том, что ваучерная приватизация оказалась для России малоуспешной, так как в ходе денежной приватизации она претерпела довольно глубокие изменения. Так, доля трудового коллектива в акциях упала уже к 1997 году с 52% до 15-20%. Аутсайдеры, накопившие за короткие сроки, к середине 90-х годов довольно высокий денежный капитал, потеснили инсайдеров и оказались главными действующими лицами этапа денежной приватизации [12].

Переход к денежному этапу приватизации ограничил количественные показатели приватизации и определил тенденцию к завершению процесса приватизации в России.

Этапы приватизации в России

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

Глава 1. Понятие приватизации

Глава 2. Этапы приватизации

Глава 3. Цели приватизации

РАЗДЕЛ II. РОССИЙСКАЯ ПРИВАТИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

Глава 1. Этап внешнеэкономического закрепления новых прав собственности

Глава 2. Этап денежной (пост-чековой) приватизации

Глава 3. Конечный этап приватизации

Сейчас, во времена построения демократического общества, мы привыкли уже к деловым отношениям, к частной собственности, к частичной или полной свободы действий на коммерческом поле. Привыкли мы и к слову “приватизация”, и принято думать, что приватизация- это детище правительства и, в частности, Ельцина, которое увидело свет в 90х годах.

Но это мнение ошибочно. Проблема изменения экономической системы назревало еще в конце 60х годов. Но все попытки реформировать систему были обречены на провал. Ведь для каких-либо изменений надо было реформировать полностью весь бюрократический аппарат. А этого не мог (или не хотел) делать никто. Эти мизерные попытки продолжались до тех пор, пока к власти не пришел в 1985 году М. С. Горбачев. Это был энергичный реформатор, но именно его необдуманность решений привела к провалу перестройки.

Первое, положившее начало приватизации, событие произошло в 1989 году, когда Съездом КПСС был утвержден закон “О приватизации и денационализации государственной собственности” . Но, опять таки, из-за огромного бюрократического аппарата ничего не получилось: в частное владение перешло очень малое количество государственных предприятий. Но в 1991, благодаря известным событиям, все резко переменилось. Россия встала на демократический путь, путь реформ и превосходства человеческих прав. А всякое демократическое государство основывается на превалировании частной собственности, переход к которой от государственной возлагает на себя правительство, выполняющее всю программу приватизации. Причем с завершением приватизационной программы реформа частной собственности не завершается, но получает мощный старт, потому что только после первичной приватизации начинается формирование системы прав собственности, и открываются возможности, чтобы реализовать экономически эту систему.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ.

Глава 1. Понятие приватизации.

Исходя из второго определения становятся понятны и ключевые этапы приватизационной программы.

Глава 2. Этапы приватизации.

Приватизация делится на три этапа.

1 этап- это так называемая техническая приватизация, успех которой полностью предопределен балансом интересов в обществе. При этом начинается спонтанный процесс приватизации, причем как в легальных, так и в нелегальных формах. Поэтому первичная приватизация просто узаконивает бывшие при командной экономики нелегальными права собственности. Импульсом к началу этой приватизации является политическая воля государственной власти.

Самым важным для этого этапа становится очень быстрое количественное увеличение частных предприятий и структур регулирования прав частной собственности. Признаком завершения первого этапа является уменьшение интенсивности роста количества предприятий, и появления качественных сдвигах в сформировавшихся институтах частной собственности.

Второй этап состоит из двух параллельных процессов: интенсивное перераспределение прав частной собственности после первичной приватизации и упорядочивание хаотического вмешательства со стороны государства в этот процесс. Признаком завершения второго этапа является определенная стабилизация систем новых прав собственности и качественная и количественная стабилизация новой системы экономических механизмов.

На третьем этапе появляется устойчивая система прав собственности. Для этого необходим полностью завершенный комплекс других элементов. Третий этап является последним в программе приватизации, после которого происходит полный переход к рыночной экономике.

Глава 3. Цели приватизации.

Общая цель приватизации — обеспечение условий для функционирования будущей рыночной системы. В свою очередь общая цель состоит из трех основных: 1) Обеспечение стабильности системы отношений прав собственности; 2) Создание условий (экономических механизмов, правовых институтов) для самовоспроизводства этой системы; 3) Экономическая эффективность на микро- и макроуровнях.

Из этого вытекает и основной показатель эффективности приватизации: создание условий для экономической реализации новой системы прав собственности, ориентированной на эффективность системы хозяйства, как в целом, так и на микроуровне.

РАЗДЕЛ II. РОССИЙСКАЯ ПРИВАТИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ.

Глава 1. Этап внеэкономического закрепления новых прав собственности.

Однако все: и критики, и сторонники чековой модели, срок действия которой истек 30 июня 1994 года, — признают количественный успех программы массовой приватизации. Итоги же за рамками количественных оценок до сих пор являются причиной количественных оценок до сих пор являются причиной дискуссий аналитиков. Бесспорно одно: на решение о начале массовой приватизации реформаторов побудили, во-первых, низкая платежеспособность населения, во-вторых, нулевой интерес иностранных инвесторов, в-третьих, необходимость максимальных темпов легального процесса для остановки спонтанного процесса, и ряд менее важных причин.

Это интересно:  Новая приватизация в россии 2019 год

Каков же главный итог массовой приватизации в России? Для этого важно знать, что с окончанием массовой приватизации заканчивается и первый этап приватизационной программы. Если говорить о перспективах развития новой системы прав собственности, то важнейшим итогом стало формирование новых правовых и экономических механизмов и институциональных структур.

В частности, это: корпоративный сектор экономики (28000 акционерных обществ) ; биржевой и внебиржевой рынки ценных бумаг (капитализация в марте 1996г. Составила 12 миллиардов долларов с большим резервом роста) ; социальный слой, который можно назвать слоем собственников (40 миллионов акционеров по итогам массовой приватизации) ; Если говорить об основных нерешенных задачах в рамках массовой приватизации, то это реструктурирование предприятий и привлечение инвестиций.

Глава 2. Этап пост-чековой (денежной) приватизации.

Итак, основным итогом денежного этапа приватизации в России стала стабилизация прав частной собственности.

Глава 3. Конечный этап приватизации.

Этот этап начался в 1996 году и продолжается до сих пор. Последний этап приватизации является самым длительным, ведь конечным его итогом является появление абсолютно устойчивой системы прав собственности. С появлением в правительстве молодых реформаторов Немцова и Сысуева в приватизационной программе, как и следовало ожидать, мало что изменилось. Происходят последние (однако самые долгие) изменения во всех комплексах, связанных с системой частной собственности. Однако еще рано говорить о итогах приватизации в России, но ясно одно: Россия рано или поздно станет страной с рыночной экономической системой.

А. Радыгин Российская приватизационная программа и ее результаты

Газета “Экономика и Жизнь”

База данных Госкомимущества РФ

Зырянов И. История России. ХХ век.

Ошибка в тексте? Выдели её мышкой и нажми

Остались рефераты, курсовые, презентации? Поделись с нами — загрузи их здесь!

Этапы приватизационного процесса в России. Проблемы, ошибки и итоги приватизации

Этапы приватизации в России

Приватизация в России прошла в два этапа. Первый этап приватизации — ваучерный. Ваучер — это официальный документ, предоставляющий право владения, распоряжения и пользования определенным количеством материальных благ. Но это формально, так как фактически никто не стал собственником бывшей государственной собственности.

В нашей стране ваучеры получили применение в форме приватизированных чеков, которые давали право собственнику на приобретение акций либо на своем приватизированном предприятии, либо на приватизированных чековых аукционах.

Концепция ваучерной программы в России была принята на заседании Правительства РФ 11 июня 1992г. С 1 октября по 31 января 1993г. была выдана подавляющая часть чеков (148 млн.) на предъявителя с правом свободной продажи. В оценке изначальной стоимости ваучера правительство исходило из реальной стоимости госпредприятий и другого имущества, которое могло быть продано за ваучеры.

Мгновенно (в первые числа октября 1992 г.) сформировались биржевой и внебиржевой рынки ваучеров.

В течение 1993 г. курс чека возрос от половины до двух номиналов, а к июлю 1994 г. увеличился в среднем до 40 тыс. руб.

В результате ваучерного этапа приватизации в России сформировались: акционерный сектор экономики; рынки ценных бумаг; система инвестиционных фондов и других финансовых структур. Но самый главный результат — это рождение новой классовой структуры общества: класса частных собственников и наемных рабочих. Появилось «поле» действия новых экономических законов: спроса и предложения, ценообразования, распределение доходов, накопления капиталов, а также новая фискальная, денежно-кредитная, социальная политика. В конечном итоге Россия стала жить как бы в другом измерении — в измерении, где все проблемы решает капитал. И власть капитала впервые была продемонстрирована и де — юре, и де — факто, когда большинство населения осталось с носом, т.е. граждане выкупили у государства этот ваучер, положили его под подушку и лишь немногие вложили его в дело. Следует учесть, что номинал ваучера имел чисто условное значение. Реальная денежная цена ваучера зависела не столько от балансовой стоимости тех 35% основных фондов, подлежащих приватизации, которые выставлялись на продажу за приватизационные чеки, сколько от денежного спроса на ваучеры, определяющегося ожидаемым доходом от акций, которые можно было приобрести на эти ваучеры, и от спекуляции на колебаниях курса самого ваучера. Разговоры о том, что продажа ваучера даст человеку стартовый капитал для начала собственного дела, так и остались разговорами.

Как известно, для вложения ваучеров были разработаны чековые инвестиционные фонды (ЧИФ). После шумных рекламных кампаний этих фондов выяснилось, что самые крепкие и крупные из них в состоянии заплатить лишь мизерные дивиденды, а большинство ничего не смогли заплатить. Немалое число фондов разорилось. Реально существовала лишь одна сфера более или менее надежного применения ваучера — покупка акций своего предприятия по закрытой подписке.

Тем не менее, даже самое эффективное использование ваучера не обеспечивало приобретение значительных пакетов ценных бумаг. Одновременное занижение цены ваучера и цены приобретаемых акций представляло собой благоприятное поле финансовых спекулянтов, банков и крупных частных компаний.

То, что можно было приобрести на один ваучер, — величина ничтожная. Но ведь это — отражение балансовой стоимости основных фондов в ценах 1991г. Значит, реальная цена основных фондов, под которые выпускались акции, была многократно занижена.

Занижение реальной цены основных фондов практически ничего не меняет в доходах и имущественном статусе рядовых граждан. Однако это занижение обеспечивает солидные выгоды состоятельным приобретателям собственности, концентрирующим в своих руках контрольные пакеты акций, обеспечивающие реальную власть над собственностью. Итак, к 1 июля 1994г. почти 50% легкой и пищевой промышленности составляют частный сектор экономики, а также строительство — 35%, автотранспорт — 42%, торговля (оптовая и розничная) — около 50%, общественное питание — 55%, бытовое обслуживание — 21%.

Второй этап приватизации в России — денежный. С 1 июля 1994г. начался денежный этап приватизации в России. Основной задаче нового этапа являлось не наращивание темпов приватизации, а увеличение отдачи от нее государственных бюджетов всех уровней. Результатом такой политики стало сокращение предложений продажи имущества и повышения цен на него. Итогом денежного приватизационного процесса стало резкое падение его количественных показателей, что позволяет говорить о некотором завершении процесса приватизации.

Главная цель денежного этапа приватизации, официальное начало которого 1 июля 1994г. — переход прав собственности на приватизируемое государственное имущество в руки реально ответственных (эффективных) собственников.

Денежный этап приватизации должен обеспечить выполнение трех стратегических задач:

  • 1) Сформировать инвесторов, владеющих значительными пакетами акций, что повысит их заинтересованность в долгосрочных инвестициях;
  • 2) Обеспечить приватизируемые предприятия наличными средствами, необходимыми для их структурной перестройки;
  • 3) Способствовать решению фискальных задач, т.е. пополнению доходной части госбюджета.

Особенность денежного этапа является его направленность на осуществление перехода от системы бесплатной раздачи собственности к ее реальной продаже в ходе относительно «медленной» приватизации. В интересах привлечения стратегических инвесторов, которые ориентируются на контроль и управление предприятием, предполагалось выставлять на денежные аукционы и инвестиционные конкурсы относительно крупные пакеты акций — не менее 15-20% уставного капитала предприятия.

К основным объектам приватизации нового этапа относятся три вида имущества: государственные пакеты акций приватизированных предприятий, земельные участки приватизированных предприятий и недвижимость.

  • 1) Выведение значительной части государственного имущества из — под директивного управления государства и вовлечение его в рыночный оборот.
  • 2) Формирование основ рынка недвижимости, в том числе рынка земли под объектами приватизации.

Положительные результаты денежной приватизации состоят также в ее бюджетном эффекте.

В 1997г. запланированное бюджетное задание было превышено в 2,8 раза. Это связано с впервые примененной практикой предпродажной подготовки предприятия.

Процесс приватизации способствовал и погашению задолженности предприятий по платежам в бюджет за счет инвестиций, вносимых победителями конкурсов: в 1997г. эти средства составили 578 млрд. руб.

Следует отметить основные факторы, без наличия которых приватизация в 1997г. не принесла бы бюджетного эффекта:

  • а) снижение политических рисков в связи с отсутствием каких-либо выборов (что вызвало повышение активности фондового рынка и увеличение числа продаж);
  • б) низкая доходность по государственным ценным бумагам, которая способствовала инвестированию в реальный сектор экономики (по некоторым оценкам, кризисное состояние финансовых рынков отвлекает на операции с государственными ценными бумагами 80 — 90% средств);
  • в) совершенствование нормативной базы приватизации.

Денежная приватизация имела положительное значение с точки зрения привлечения иностранных инвесторов. Сам факт перехода к денежной приватизации является новым стимулом для многих из них в силу появления привычных средств платежа.

В ходе денежной приватизации высветился ряд проблем. Прежде всего это обострение противоречий между покупателями предприятий и менеджментом. Конфликт заключается в том, что значительная часть директората, не сумевшая приспособиться к новым условиям хозяйствования (более жесткие бюджетные ограничения), по-прежнему характеризуется склонностью к государственному патернализму и вообще менталитетом советского хозяйственника. Максимизация прибыли занимает в его приоритетах подчиненное место, а на передний план, как и раньше, выдвигается задача наращивания объемов производства. А новые собственники не обладают такими финансовыми возможностями, чтобы удовлетворить инвестиционные запросы приватизированных предприятий, да и не желают этого, опасаясь разворовывания инвестируемых средств директоратом предприятия, прокручивания денег на счетах дружественных компаний, расходования валюты в целях личного потребления, и т.п. По данным ВЦИ-ОМ, 74% новых инвесторов отказываются финансировать свой объект собственности, пока у руководства остается старый менеджмент.

Таким образом, в результате проведения массовой приватизации, как на чековом, так и на денежном ее этапах, поставленные перед органами по управлению государственным имуществом задачи не были решены в полном объеме. При этом:

  • 1) не был сформирован широкий слой эффективных частных собственников;
  • 2) структурная перестройка экономики не привела к необходимому уровню повышения эффективности деятельности предприятий;
  • 3) привлеченных в процессе приватизации инвестиций оказалось явно недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий;
  • 4) в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий отечественном и мировом рынках.

Первый этап приватизации в россии

Более тысячи работников или стоимость основных фондов более 50 млн. руб.

Малые предприятия, к которым не применялась процедура корпоратизации, подлежали продаже через аукцион или на конкурсной основе выставлялись на торги. Такой шаг был нацелен на то, чтобы узнать их рыночную стоимость и создать конкуренцию между покупателями. Предусматривалось также, что малые предприятия могут выкупаться частными лицами, работающими на них. Такой метод мог использоваться коллективами предприятий, которые заключили с государством договор аренды с правом последующего выкупа имущества предприятия.

На средних и крупных предприятиях приватизация проходила, как правило, в два этапа. Сначала проходило акционирование, затем выпускались акции, которые распределялись между членами трудового коллектива, руководства предприятия и посторонними физическими и юридическими лицами в пропорциях определяемых коллективом.

Но проведение аукционов часто сопровождалось множеством конфликтов между участвовавшими банками (их инвестиционными компаниями), а после завершения аукционов возникли конфликты также между банками-залогодержателями и менеджментом компаний. Менеджмент стремился сохранить контроль, не допуская представителей банков в корпоративные органы управления, препятствуя открытию всей финансовой информации и тормозя тем самым начало реструктуризации предприятий (таким, например, было противостояние «Норильского никеля» и ОНЭКСИМбанка).

В первый этап приватизации было вовлечено все население России. Возможно поэтому она получила название «народной». Инструментом её проведения послужили приватизационные чеки (ваучеры), розданные всем гражданам России. Одновременно приватизация преследовала цель создать максимум заинтересованных трудовых коллективов в эффективной работе приватизированных предприятий.

В связи с этим программа приватизации предусматривала три основных варианта приватизации, различающиеся между собой по наборам льгот, предоставляемых работникам предприятий.

По первому варианту работники предприятий получали следующие льготы:

право на привилегированные акции в объеме 25% уставного капитала. Эти привилегированные акции не давали права голоса (их владельцы не могут голосовать на общих собраниях пайщиков), но предоставляли приоритетное право на дивиденды по сравнению с другими акционерами. Они также получали право на получение своей доли в случае банкротства;

право на покупку 10% простых акций дающих право голоса на очень льготных условиях;

право использования ваучеров при приобретении акций — привилегированных и простых;

возможность приобретения администрацией предприятия простых акций по номинальной стоимости на сумму не более 5% уставного капитала.

Это интересно:  История приватизации тц в омске 2019 год

По второму варианту действовали следующие условия:

до 50% стоимости акций могут быть оплачены приватизационными чеками;

общее количество акций, подлежащих продаже работникам приватизируемого предприятия и работникам предприятий, входящих вместе с ним в единый промышленный комплекс, не может превышать 51% от величины уставного фонда.

При третьем варианте группе работников (не обязательно всему трудовому коллективу) предоставлялось право заключить соглашение с соответствующим фондом имущества о реорганизации предприятия. По соглашению данная группа работников должна была провести в течение года реорганизацию предприятия, вложить в него свои личные средства размере не менее 200 минимальных зарплат, установленных на территории России. В случае выполнения условия члены коллектива получают право приобрести 20% простых акций по номинальной стоимости.

Особых приемов потребовала приватизация крупных предприятий и объединений-гигантов. Здесь первым шагом стало преобразование их в акционерное общество открытого типа. Но акционирование это ещё не приватизация в общепринятом смысле, а изменение организационно-правовой формы предприятия. До продажи предприятие остается в собственности государства.

В каждом конкретном случае органам приватизации и коллективам приходилось решать, что лучше при акционировании: выделять из состава действующих гигантов конкурентно способные малые и средние предприятия или объединять некоторые группы предприятий, создавая крупные компании, владеющие акциями и получившие названия холдингов.

Холдинговые компании создаются, прежде всего, для проведения согласованной политики во всей группе подконтрольных предприятий. Важно, чтобы при этом холдинг не препятствовал их конкуренции с другими и не мог «грабить» непосредственных производителей извлекая из них сверхприбыль. Поэтому создание холдингов было запрещено в тех сферах, где конкуренция является единственным средством утверждения цен на приемлемом для потребителя уровне: в торговле, общественном питание, бытовом обслуживание, сельском хозяйстве, большинстве отраслей транспорта. Не допускается и создание суперхолдингов, объединяющих целые отрасли производства. Предусмотрены и другие меры антимонопольного характера.

Однако чековые аукционы заслуживают определенную критику. Дело в том, что установленные законом ограничения на количество приобретаемых акций мало что дают. Имеется возможность действовать через подставных лиц, о чем весьма наглядно свидетельствует опыт приватизации «Уралмаша».

К особенностям приватизации можно отнести сохранение в собственности государства значительной части акций приватизированных предприятий.

Доля госсобственности в акциях Основы теории переходной экономики (вводный курс). Глава 15. — Киров 1996.

приватизированных предприятий (на 1996 г.)

Нефте- и газодобыча

Это означает, что эти предприятия стали смешанными. Наличие в России не только государственных предприятий, неподлежащих приватизации, но и полугосударственных предприятий дает государству более широкие возможности для использования различных форм экономического регулирования и госконтроля за значительным сектором промышленности.

Рассматривая итоги ваучерной приватизации в России с точки зрения выбранных вариантов, то можно сделать вывод, что явное предпочтение было отдано второму варианту, позволяющему трудовому коллективу получить контрольный пакет акций. Этот вариант избрали около 75% предприятий. Однако такая форма перекрывает возможности внешнего влияния и контроля над ним. Эта ситуация сводится к минимуму при нормальном функционировании рынка ценных бумаг. Но, как показывает опыт, что во время закрытой подписки или по её завершению начинается скупка акций директоратом или внешним инвестором.

Приватизация в России принесла с собой чековые инвестиционные фонды (ЧИФ), которые собрали более трети всех ваучеров, а среднее количество акционеров в них составило 22,8 млн. человек или 15,4% населения России. ЧИФ должны были стать одной из опор новой финансовой структуры, они должны были играть важную роль в мобилизации и свободном переливе капиталов, интересоваться в первую очередь инвестированием в производство с учетом рыночной ситуации. Однако практика первого этапа приватизации показала, что ЧИФ, в основном, были заинтересованы в получение максимальных дивидендов, а не в реальном развитии предприятия.

Если подводить позитивные итоги первого этапа приватизации, то следует отметить, что он позволил добиться существенного разгосударствления экономики, поскольку большая часть объектов малой приватизации к середине 1994 года уже была передана в частные руки, но они были приватизированы без зданий и сооружений, что характеризует некоторую неопределенность их положения. К концу 1994 года этот процесс завершился почти по всей территории России.

К особенностям первого этапа следует отнести, что земля практически не была вовлечена в этот процесс. А на базе средних и крупных предприятий к концу 1994 было создано более 20 тыс. акционерных обществ, подлежащих приватизации.

Основные показатели приватизации в России Радыгин А. Приватизационный процесс в России в 1995 году.//Вопросы экономики.№4.1996.

Госпредприятия на самостоятельном балансе (ед.)

Подано заявок на приватизацию (ед.)

Реализовано заявок (ед.)

Продажная цена собственности (млрд. руб.)

Госпредприятия преобразованные в АО с выпуском акций в продажу (ед.)

Предприятия на аренде,

в том числе с выкупом (ед.)

По сведениям правительства более 40 млн. граждан России стали акционерами. Но невозможно по количеству участников точно оценить реальный результат, так как приватизация это не цель, а средство процесса реконструкции народного хозяйства, а следовательно, и экономики.

В России, по мнению специалистов, было допущено два серьезных промаха:

невозможность для участников приватизации, в условиях неразвитого рынка реально оценивать стоимость имущества. А следовательно, никто не знает будущую эффективность предприятия, акции которого он получает.

равномерное распределение «приватизируемых денег» приводит к тому, что АО становится плохо управляемым, и его деятельность подчиняется интересам менеджеров.

Наиболее существенной чертой ваучерной приватизации в России являлось то, что механизм обмена ваучеров на акции не предусматривал четкого соответствия количества обмениваемого, что привело к дезориентации индивидуумов и спекулятивному характеру. Как результат, несмотря на огромные усилия правительства, класс частных собственников так и не сформировался. Не решена проблема привлечения иностранных инвестиций. Это объясняется просчетами в процессе приватизации, к которым можно отнести:

трудности в приобретение пакета акций, позволяющего реально влиять на положение дел;

постоянное изменение законодательной базы;

неопределенность иностранного инвестора.

Таким образом, предоставление неоправданно больших льгот трудовым коллективам и неоправданная оценка предприятий привела к тому, что огромная часть государственного имущества за бесценок осела в частных руках. Произошел не просто переход к рыночной экономике, а ускоренная капитализация страны, приведшая к грандиозному перераспределению доходов и средств производства. Доходы большей части населения значительно упали, а очень узкого слоя — резко взлетели. Исправить сложившееся положение и внести новый интерес к процессу приватизации должен был, начавшийся с 1 июля 1994, второй этап приватизации.

Первый этап, как было сказано выше, закончился в июне 1994 г. Важнейшими моментами ваучерной приватизации в России можно считать следующие:

Разгосударствление и приватизация заняли ключевое место в процессе трансформации экономики России, охватившем все основные субъекты общества: органы государственной власти, управления и контроля; предприятия и объединения предприятий; коммерческие структуры; общественные организации; граждан.

Впервые была создана и начала работать модель приватизации, позволившая осуществить передачу в частную собственность имущества десятков тысяч предприятий. В 1993 г. было приватизировано более 60 тыс. предприятий сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания, что составляет около 70% всех приватизированных за этот период предприятий.

Центральное место в приватизации государственных предприятий заняли чековые аукционы, обладающие положительными моментами с точки зрения инвестирования: открытость, позволяющая привлечь дополнительных инвесторов; возможностью выбирать тактику инвестирования и тем самым увеличивать или снижать собственный риск (использованием двух типов заявок — содержащих и не содержащих ограничения на курс аукциона); гарантии на владение пакетами акций выставленного на продажу предприятия, поскольку результаты аукциона при внесении победителей в соответствующий протокол имеют законную силу. Следовательно, процедура чековых аукционов содержит рыночный механизм вступления инвесторов в права собственности.

Второй этап приватизации (постваучерный этап)

Ваучерную приватизацию, по замыслу, должен был сменить этап, на котором акции приватизированных предприятий продавались бы стандартными методами, за «живые» деньги.

Итак, в соответствии с Указом, подписанным Президентом РФ, с 1 июля 1994 г. начинается новый период в приватизационном процессе — так называемый денежный или постваучерный. Это этап функционирования предприятий в рыночных условиях, их полная адаптация к рыночной среде. Главные проблемы российских предприятий в этот период связаны с инвестиционной политикой. Инвестирование средств в капитал, получение прибыли от его прироста предполагают инвестиционную привлекательность как собственных, так и приобретаемых ценных бумаг приватизированных предприятий. Следовательно, такая привлекательность должна обеспечиваться. Кроме того, предприятиям надлежит заботиться о поддержании ликвидности уже обращающихся акций и активном размещении своих ценных бумаг через фондовые биржи. А увеличение уставного фонда акционерных предприятий (как минимум до 10 млн. руб. вместо 500 тыс. руб.) возможно за счет новых выпусков акций и эмиссии облигаций (для привлечения заемного капитала). Приватизированным предприятиям в этот период необходимо также осваивать новые финансовые инструменты — банковские депозитные сертификаты, векселя, фьючерсы, опционы. В свою очередь государство, используя экономические и административные рычаги, должно совершенствовать инвестиционную политику, в первую очередь с позиции налогообложения. Таким образом, на втором этапе приватизации, когда капиталы пойдут в экономику, должна реализовываться производственная, экономическая и финансовая адаптация приватизированных предприятий к рыночной среде.

Так чем же отличалась новая программа? Она ставила своей главной целью, как и прошлая, формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений. Это предопределило преемственность ее идеологии, главных принципов, методов реализации. Сохранены были все основные способы приватизации, прежние три варианта льгот (резко усилены стимулы третьего варианта) зафиксированы принципы бесплатной чековой приватизации, действующий механизм чековых аукционов и т.д.

Если сравнить «демократизм» этих двух программ, то в новой наметилось некоторое ухудшение — больше стало ведомственных запретов, введены дополнительные жесткие бюрократические процедуры. Вместе с тем, удалось отстоять в правительстве и закрепить документально все важные для чековой приватизации процедуры, существенно расширить перечень приватизируемого имущества.

В отличие от прежней программы, новая предусматривает продажи акций предприятий, имеющих стратегическое значение. Хотя и в прежнем законе существовали так называемые «запретительные списки», но в отдельных случаях правительство имело право самостоятельно исключать из этих списков какие-то объекты и проводить их приватизацию. В новом законодательном документе за правительством сохранено право только подавать свои предложения о приватизации для утверждения Государственной Думой. Принятые предложения оформляются поправкой к закону.

Предусматривается продажа всех объектов только по рыночной стоимости. Исключено неконтролируемое не соответствующее интересам страны участие в приватизации иностранного капитала.

Новое в законе то, что он предусматривает проведение конкурсов, условия которых могут включать набор «социальных обременении». Например, сохранение и увеличение рабочих мест. При этом покупателю снижается цена продажи.

Этот законопроект разграничивает также приватизацию объектов федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и муниципальной. Приватизация не будет распространяться на земли сельскохозяйственного назначения, которые находятся у сельскохозяйственных предприятий, фермеров и крестьян. Допущена приватизация коммунальных квартир. Запрещено приватизировать объекты социально-культурной сферы.

Как отмечал председатель Комитета по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности Государственной Думы П. Бунич: «Для нашей страны в ближайшие годы надо оставлять госсобственности процентов 20-25. Таким образом, ресурс дальнейшей приватизации составляет процентов 15-20. Следует повысить качество приватизации». Целесообразным, по его мнению, являлось бессрочное закрепление контрольного пакета и «золотой акции» за государством. При определенных условиях государство могло приватизировать необходимый объект «завтра», а могло и не приватизировать никогда.

Программой было также ограничено применение Указа Президента о вексельном обращении: из сферы его действия исключены предприятия с государственной долей имущества свыше 25 процентов. Таким образом, имущество этих предприятий реализовывалось за ваучеры и лишь после завершения чековой приватизации могли действовать иные принципы. Через приватизацию должны были пройти и все предприятия-банкроты.

Новый раздел об иностранных инвестициях практически снял все ограничения для участия зарубежных предпринимателей в аукционах и при покупке акций как за деньги, так и за чеки. Другое дело, что реализация этого не была стабильной из-за нестабильности политической ситуации в России.

Программа также предусматривала значительное укрепление роли инвестиционных фондов. Им, наконец, разрешено было увеличить долю акций одного предприятия в своих активах до 25 процентов, вместо прежних десяти, что позволило фондам реально участвовать в управлении акционерными обществами, некоторые из фондов собрали всего по тысяче ваучеров и, поняв, что просто не могут функционировать, вынуждены были уступить свои акции более крупным и сильным коллегам. Такая практика «поглощения» одних фондов другими была легализована Программой.

Это интересно:  Как выглядит приватизация земельного участка 2019 год

Значительное место в Программе 1994 года было уделено защите прав акционеров. Среди главных ее постулатов — защита акционерного «меньшинства», которому обеспечена возможность «коммулятивного» голосования.

Государственная программа приватизации на 1994 год, Указы Президента о новом статусе Фонда федерального имущества и мерах, активизировали механизм действия Закона о несостоятельности (банкротстве) предприятий. Однако нельзя было забывать о главном принципе приватизации — предотвращении банкротства. Таковую проблему двух параллельно действующих процессов — приватизации и банкротства, удалось решить. Это стало возможным, когда были найдены ключевые идеи и принципы, позволяющие не только не наносить ущерба приватизации, но и решительно ускорить процесс смены собственности, причем именно через приватизацию избежать массовой ликвидации предприятий-банкротов. Было создано Федеральное управление, для того, чтобы привести в действие процесс банкротства. Каким образом Федеральное управление решало судьбу отдельного предприятия-банкрота? Было несколько вариантов, которые государство как собственник могло реализовать еще в досудебной процедуре. Например, если у государства не было возможности содержать предприятие-должника, кредитором которого и собственником выступало оно само, в этом случае государство должно было, решив ряд социальных вопросов, ликвидировать предприятие и продать его имущество на аукционе. Второй способ, когда предприятие само добровольно признавало себя банкротом (правда, не без помощи Федерального управления). Тогда собственник-государство в досудебной процедуре принимало решение о внешнем управлении этим предприятием, если оно запрещено к приватизации — снимало директора, приводило реорганизацию и т.д. Само же предприятие продолжало существовать и функционировать.

И, наконец, третий путь — это была обязательная (принудительная) смена собственности, срочная приватизация, если финансовый крах неизбежен. Такая норма была заложена в Указе, который поручал Федеральному управлению по делам о несостоятельности принимать решения о принудительной приватизации. Причем ее план, принятый управлением, был обязателен для реализации. В этом случае трудовой коллектив уже не получал всех льгот, предусмотренных при обычной приватизации. Ведь речь шла не о перераспределении собственности, а об экономическом оздоровлении предприятия. Ему необходимо было находить инвестора, продавать на инвестиционном конкурсе необходимый пакет акций по тем условиям, которые одобрит потенциальный покупатель. Конкурсные и аукционные торги были в таких случаях необходимы: это предотвращало возможную коррупцию и позволяло одновременно более четко и взвешенно форсировать процесс принудительной приватизации.

Рассмотрим, на пример, АМО «ЗИЛ». Проблему банкротства было легче решить АМО «ЗИЛ» с помощью правительства России. На основании Постановления правительства России от 30.12.94 №1469 «О финансовом оздоровлении и государственной поддержке структурной перестройки АМО «ЗИЛ»» завод получил:

отсрочку по платежам в федеральный бюджет и по уплате пеней на недоимки по налоговым платежам — с выделением «инвестиционного кредита»;

сокращение мобилизационных мощностей по производству грузовых автомобилей и ежегодное финансирование затрат АМО «ЗИЛ» на содержание оставшихся мобилизационных мощностей;

возврат не позднее 1 июля 1995 г. задолженности иностранных государств перед АМО «ЗИЛ» за продукцию, поставленную им за границу по межправительственным соглашениям, заключенным до 1992 года;

включение в государственный заказ на 1995 года задания АМО «ЗИЛ» на поставку грузовых автомобилей для Минобороны и Министерства по чрезвычайным ситуациям «в количествах, согласованных с указанными министерствами и ЗИЛом»;

передача в собственность предприятий АМО «ЗИЛ» на безвозмездной основе объектов социальной и культурной сферы, находящиеся на балансе предприятий акционерного общества на праве полного хозяйственного ведения;

продажа в установленном порядке предприятиям АМО «ЗИЛ» земельных участков, находящихся в их пользовании;

предоставление в 1 квартале 1995 г. за счет средств федерального бюджета ссуды в размере 150 млрд рублей для проведения структурной перестройки;

и многое другое.

Имеется также пример полного банкротства. «Ижмаш» признан неплатежеспособным, и крупный пакет его акций должен быть продан на инвестиционном конкурсе. Но найти инвестора будет очень непросто.

Этап денежной приватизации по прогнозам должен был носить качественно новый характер, поскольку его целью являлось обеспечение перехода прав собственности, приобретенных на первом этапе, в руки реально ответственных собственников. К основным объектам приватизации нового этапа относились три вида имущества:

государственные пакеты акций приватизированных предприятий;

Положение о приватизации предусматривало преобразование крупных предприятий, с балансовой стоимостью основных фондов более 20 млн. руб., в АО открытого типа. Все остальные должны приватизироваться на аукционе или по коммерческому или инвестиционному конкурсу.

Предполагались новые следующие методы приватизации:

безвозмездная передача акций работникам;

продажа акций работникам по закрытой подписке;

продажа акций по инвестиционному конкурсу;

продажа акций по коммерческому конкурсу;

продажа акций на аукционе;

продажа предприятий на аукционах;

продажа предприятий по инвестиционному конкурсу;

продажа предприятий по коммерческому конкурсу;

выкуп арендованного имущества;

продажа предприятий должников;

Предполагалось, что переход к денежной модели приватизации должен повысить не только госбюджет, но и бюджеты предприятий. Денежный этап приватизации ставил перед собой несколько целей:

сформировать инвесторов, владеющих значительным пакетом акций, что повысит их заинтересованность в долгосрочных инвестициях;

обеспечить приватизируемые предприятия средствами;

Однако на денежном этапе продажа акций уже не могла быть массовой и единовременной. Пакеты должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно, обеспечивая бесперебойные денежные поступления в бюджет и инвестиции в развитие компаний. Несмотря на это, намеченная схема не смогла эффективно заработать, по крайней мере, по трем причинам.

Во-первых, на заключительном этапе ваучерной приватизации в целях оживления затухавшего спроса были выставлены на торги и проданы пакеты акций наиболее привлекательных для инвесторов компаний. Во-вторых, у потенциальных инвесторов именно в это время появилась серьезная альтернатива для денежных вложений-рынок государственных ценных бумаг В-третьих, из-за крайне низких темпов денежной приватизации на передний план выдвинулась задача поступлений в бюджет, оттеснив инвестиционную целевую составляющую.

Если говорить об итогах, то целом в первые два года денежной приватизации не произошло приватизационного бума. Предприятия не могли рассматривать приватизацию как источник крупных инвестиций. Это объясняется тем, что основной целью приватизации 1995 года было финансирование бюджетного дефицита. А компромисса между инвестиционными капиталовложениями и поступлениями в бюджет не бывает. Первоначально сумма доходов федерального бюджета от приватизации была определена в размере 8,7 триллионов рублей, но позже с учетом реальных показателей законом от 27 декабря 1995 года была уменьшена до 5 триллионов рублей. Для оценки эффективности работы приватизационной модели на протяжении почти всего 1995 года следует привести такой пример: в 1995 г. в бюджет было собрано 7,3 триллиона рублей от приватизации в России, причем 80% этой цифры было получено за два последних месяца, когда на практике использовался метод залоговых аукционов. Полученный годовой доход в 1,1 триллион рублей от стандартных методов продаж (15% всего дохода) свидетельствует о крайне низкой эффективности массовых аукционов и конкурсов для пополнения бюджета. Для 1995 года было характерно и применение новых методов приватизации. Указ Президента РФ 478 от 11 мая 1995 года содержал поручение правительству разработать процедуру передачи в залог и доверительное управление юридическим лицам акций АО, находящихся в госсобственности. Был использован на практике опыт передачи частным учреждениям в траст пакетов акций, находящихся в федеральном ведении.

Итак, основным итогом денежного этапа приватизации в России стала стабилизация прав частной собственности.

Необходимо отметить, что указанные процессы характерны преимущественно для той части российских АО, по поводу которых, во-первых, потенциально могли возникнуть конкурентные отношения «инсайдер — аутсайдер» (т.е. рентабельных, перспективных) и, во-вторых, сама дирекция имела конкретные стратегические планы на будущее. Если же дирекция пассивно относилась к дальнейшей судьбе АО, то в лучшем случае оно могло быть поглощено аутсайдером, в худшем — его активы использовала бы дирекция в личных интересах.

Базовым конфликтом в течение всех этих лет применительно к большинству АО был конфликт между старыми менеджерами, ожесточенно отстаивающими свои позиции, и потенциальными «захватчиками» контроля. Причины для каждого из них могли быть разные: финансовые потоки и получение прибыли; ведение счетов; экспортная ориентация; земельный участок; использование недвижимости АО; интерес к данному сегменту рынка или отраслевой специализации; стремление уничтожить конкурента и т.д.

В России борьба менеджеров за контроль (помимо чисто криминальных способов) осуществлялась с помощью следующих методов: опциона на 5% акций и закрытой подписки (1-й вариант льгот) или закрытой подписки на 51% акций (2-й вариант льгот) в процессе приватизации; покупки акций АО на приватизационных конкурсах и аукционах; покупки акций фирмами (фондами), принадлежащими менеджменту; выкупа акций АО им самим, в том числе с последующей продажей выкупленных акций работникам и администрации (ее компаниям) для увеличения доли инсайдеров в ущерб внешним акционерам.

Среди других методов борьбы следует отметить:

траст на управление государственным пакетом акций; контроль за реестром акционеров (особенно для АО с числом акционеров менее 500) и ограничение доступа к реестру акционеров или манипуляции им; изменение размера уставного капитала АО, в том числе целенаправленное уменьшение доли конкретных «чужих» акционеров через размещение акций новых эмиссий на льготных условиях среди администрации и работников, а также «дружественных» внешних и псевдовнешних акционеров;

общую стратегию распыления акционерного капитала в целом для затруднения скупки акций потенциальными «захватчиками»;

введение различных материальных и административных санкций по отношению к работникам-акционерам, намеревающимся продать свои акции «постороннему» покупателю;

привлечение местных властей с целью административных ограничений деятельности «чужих» посредников и фирм, скупающих акции работников;

осуществление фиктивных банкротств с последующей скупкой продаваемых активов, организацией контроля за рынком акций АО и др.

Что касается других институциональных инвесторов, то в структуре их инвестиционных портфелей ценные корпоративные бумаги были представлены слабо. Страховые компании и пенсионные фонды (не включая дочерние структуры ряда крупных корпораций) традиционно ориентировались на ценные государственные бумаги. Некоторым исключением являлись чековые инвестиционные фонды, в силу своего «происхождения» ставшие держателями относительно крупных пакетов акций приватизированных предприятий. Чаще всего эти фонды выполняли брокерские функции: перепродавали акции целенаправленно менеджерам предприятий или передавали последним акции в траст, составляли портфели для иностранных инвесторов. Отдельные фонды действовали как портфельные инвесторы спекулятивной ориентации. Только очень немногие из них, опять же созданные крупными корпорациями, стали долгосрочными держателями пакета акций материнской корпорации в интересах консервации контроля. Паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления как сравнительно новая разновидность коллективных инвесторов пока вряд ли могут рассматриваться в качестве серьезного института в контексте процессов перераспределения собственности.

В рамках общего процесса консолидации контроля в российских корпорациях можно выделить, по крайней мере, два существенных подэтапа.

Вследствие этого многие крупнейшие сделки сопровождались громкими скандалами («Связьинвест», «Норильский никель», крупные нефтяные компании).

Тем не менее, наиболее широко используемым способом избавления от аутсайдеров остается «размывание» доли «чужих» акционеров как в совете директоров, так и в уставном капитале эмитента в пользу крупнейших акционеров (холдинга). Для этого могут применяться и производные механизмы: конвертируемые облигации; дробление или консолидация акций; переход на единую акцию и др. В холдингах при наличии у аутсайдера «права вето» (свыше 25% голосующих акций) на дополнительную эмиссию применяются так называемые трансфертные цены и перераспределение активов между материнской и дочерними компаниями без учета интересов мелких акционеров.

К нарушениям прав акционеров можно отнести и широко распространенные действия менеджеров по бесконтрольной «перекачке» активов АО в свои личные компании или на свои счета в России и за рубежом (в том числе через трастовые схемы и ценовые механизмы), а в лучшем случае — установление для себя запредельно высоких окладов (при многомесячных невыплатах заработной платы рядовым работникам — акционерам и / или невыплате дивидендов). Одной из причин такой активности является неустойчивая ситуация в области корпоративного контроля, которая стимулирует менеджмент к подготовке «золотых парашютов».

Статья написана по материалам сайтов: studyport.ru, vuzlit.ru, studbooks.net.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий