+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Период российской приватизации 2019 год

Формально начало этого этапа можно вести с закона РСФСР от 3 июля 1991 г. № 1531-I «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР». Закон предусматривал пять способов приватизации государственной собственности:

продажа предприятия по конкурсу;

продажа предприятия на аукционе;

продажа долей (акций) в капитале предприятия;

выкуп арендованного имущества;

преобразование предприятия в акционерное общество.

В соответствии со статьей 3 Закона Государственная программа приватизации, утверждаемая высшим законодательным органом, устанавливала цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации. Программа содержала:

  • — перечень объектов (групп объектов) государственной собственности, намеченных к приватизации, и обоснование их выбора;
  • — требования к местным программам приватизации;
  • — задания органам государственной власти и управления по приватизации государственного имущества;
  • — определение предпочтительных способов приватизации и форм платежа, льгот членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
  • — условия кредитования и размеры кредитных ресурсов, которые предполагается использовать для приватизации;
  • — величину суммы приватизационных вкладов, распределяемых среди граждан РСФСР в планируемом периоде, и размер вклада на одного получателя;
  • — условия использования при приватизации иностранных инвестиций;
  • — прогноз поступлений средств от приватизации в данный период и нормативы их распределения в республиканский бюджет РСФСР, бюджеты республик в составе РСФСР, местные бюджеты, внебюджетные фонды и на другие цели;
  • — порядок взаиморасчетов фондов имущества разного уровня между собой и с соответствующими бюджетами по всем видам платежных средств;
  • — перечень, сроки и порядок образования за счет средств, полученных от приватизации, целевых фондов:
    • а) для инвестирования в наиболее отсталые в социально-экономическом развитии регионы РСФСР;
    • б) для структурной перестройки народного хозяйства;
    • в) для восстановления природной среды и других целей.

Согласно статье 4 данного закона приватизацию государственного имущества должен был организовывать Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом (Госкомимущество РСФСР). В республиках в составе РСФСР, краях, областях, автономных областях, автономных округах, городах Москве и Ленинграде, городах с населением свыше одного миллиона человек Госкомимущество РСФСР создает, совместно с соответствующими Советами народных депутатов, свои территориальные агентства и устанавливает их полномочия. К работе территориальных агентств привлекаются представители общесоюзных органов, в управлении которых находится имущество, являющееся собственностью РСФСР.

Для проведения единой государственной политики приватизации в ведении Госкомимущества РСФСР находилось:

  • — разработка и представление Совету Министров РСФСР проекта Государственной программы приватизации, ежегодные изменения и дополнения к ней, а также проекты законов и других нормативных актов по приватизации;
  • — организация и контроль реализации указанной программы;
  • — ежегодный отчет о выполнении программы перед Верховным Советом РСФСР;
  • — обобщение предложений по приватизации, поступивших от местных Советов народных депутатов, трудовых коллективов, общественных организаций (объединений), министерств и ведомств;
  • — осуществление через свои территориальные агентства методического руководства и контроля за проведением приватизации. В случаях нарушения законодательства РСФСР о приватизации и Государственной программы приватизации возбуждение в суде или арбитражном суде иски об отмене незаконных решений и привлечении к ответственности виновных должностных лиц;
  • — создание комиссий по приватизации предприятий, находящихся в государственной собственности РСФСР;
  • — принятие решений о приватизации предприятий, находящихся в собственности РСФСР, осуществление необходимых преобразований их организационно-правовой формы и передача свидетельства о собственности на них для продажи Российскому фонду федерального имущества в соответствии со статьей 15 настоящего Закона.

Еще один закон РСФСР от 3 июля 1991 г. № 1529-I «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР» предусматривал открытие для каждого гражданина Российской Федерации именных приватизационных счетов, зачисления на них средств, поступающих от государства для их дальнейшего использования исключительно для оплаты выкупаемого у государства приватизируемого имущества. Согласно статье 5 приватизационный вклад, перечисленный на приватизационный счет (книжку) гражданина в виде денежной суммы, на руки не выдается. Проценты по приватизационным вкладам не начисляются. Приватизационные вклады, независимо от места получения приватизационных книжек, используются гражданами РСФСР на всей территории РСФСР для приобретения у государства и местных Советов народных депутатов государственных и муниципальных предприятий, долей (паев, акций) в капитале акционерных обществ и товариществ, а также приобретения других объектов государственной и муниципальной собственности, подлежащих приватизации, если иное не предусмотрено законодательными актами РСФСР.

Оплата приобретаемых государственных и муниципальных предприятий, а также принадлежащих местным Советам народных депутатов долей (паев, акций) в капитале акционерных обществ и товариществ, иных объектов государственной и муниципальной собственности, производимая с использованием приватизационного вклада, осуществлялась путем безналичных перечислений в пределах суммы вклада с обязательным отражением направления использования перечисляемых средств в приватизационной книжке. Безналичные перечисления с именных приватизационных счетов граждан допускались только на счета фондов имущества, определенных в статьях 4 и 5 Закона РСФСР О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», и назначенных ими представителей.

Платежные документы о движении приватизационных вкладов имели гриф «Приватизация» и учитывались отдельно. Средства, перечисленные с именных приватизационных счетов граждан на счета фондов имущества национально-государственных, национальных и административно-территориальных образований и их представителей, обменивались этими фондами у Российского фонда федерального имущества на рубли. Все средства, аккумулированные с именных приватизационных счетов граждан на счете Российского фонда федерального имущества, погашались по мере поступления на счет данного фонда. Приобретенные государственные и муниципальные предприятия, а также принадлежавшие государству или местным Советам народных депутатов доли (паи, акции) в капитале акционерных обществ и товариществ, другие объекты государственной и муниципальной собственности обмену на приватизационные вклады не подлежали.

Приобретенные государственные и муниципальные предприятия, а также принадлежавшие государству или местным Советам народных депутатов доли (паи, акции) в капитале акционерных обществ и товариществ, другие объекты государственной и муниципальной собственности, более 50% цены которых было оплачено перечислением средств с приватизационных вкладов, продаже и отчуждению в иной форме не подлежали в течение трех лет с момента регистрации покупки, если иное не предусматривалось законодательством РСФСР. На ценных бумагах, оплаченных перечислением средств с приватизационных вкладов, делалась соответствующая запись. Эти ценные бумаги до истечения указанного срока банками, биржами и брокерскими конторами к продаже не принимались. Сделки, заключенные с использованием приватизационного вклада для целей, не предусмотренных настоящим Законом, являлись недействительными. Приватизационный вклад мог быть использован в течение трех лет с момента принятия решения о перечислении государством вклада на приватизационный счет гражданина. Право использования приватизационного вклада в соответствии с законодательством РСФСР могло переходить к другим субъектам в порядке наследования или завещания.

К сожалению, данные законы не были реализованы, так как в итоге возобладала «ваучерная» модель массовой приватизации.

Реально приватизация в России началась с Указа Президента РФ от 29 декабря 1991 г. № 341 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий», утвердившего Основные положения Государственной программы приватизации на 1992 год. Согласно этой программе, целями приватизации в 1992 году являлись:

  • а) содействие реализации общих целей политики экономической стабилизации, в том числе:
    • — облегчения перехода к свободным ценам путем ускоренной приватизации предприятий торговли и сферы услуг;
    • — освобождения государства от бремени содержания наиболее неэффективных предприятий и объектов (убыточных предприятий и объектов незавершенного строительства);
  • б) создание условий для широкомасштабного развертывания процесса приватизации в 1993 — 1994 годах;
  • в) обеспечение при приватизации повышения экономической эффективности деятельности предприятий;
  • г) увеличение бюджетных доходов.

В развитие этого акта был принят Указ Президента Российской Федерации от 29 января 1992 г. № 66 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий», утвердивший ряд документов, фактически создававших механизм массовой приватизации и урегулировавших основные процедурные вопросы реализации приватизационных мероприятий. Здесь следует особо отметить, что согласно п. 1 Постановления Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. № 1831-I «О правовом обеспечении экономической реформы», в период до 1 декабря 1992 г. указы Президента РСФСР и иные акты, принятые в обеспечение экономической реформы в РСФСР, подлежали приоритетному исполнению. В период же с 21 сентября по 24 декабря 1993 года законодательное регулирование в Российской Федерации осуществлялось исключительно в форме указов Президента Российской Федерации.

Первый вариант. До 25% именных привилегированных (неголосующих) акций (но в общей сумме не более 20 установленных законодательством Российской Федерации минимальных размеров месячной оплаты труда (далее — МРОТ) в расчете на одного работника) безвозмездно единовременно передавались всем членам трудового коллектива приватизируемого предприятия; до 10% обыкновенных акций продавались по подписке членам трудового коллектива со скидкой 30% от их номинальной стоимости и с предоставлением рассрочки до трех лет; должностные лица администрации имели право приобрести до 5% обыкновенных акций по их номинальной стоимости, но не более 2000 МРОТ в расчете на одного работника.

Второй вариант. Всем членам трудового коллектива приватизируемого предприятия предоставлялось право приобретения обыкновенных (голосующих) акций, составляющих до 51% от величины уставного капитала. Безвозмездная передача акций не предусматривалась.

Третий вариант. Группе работников предприятия, которая брала на себя ответственность за выполнение плана приватизации, недопущение банкротства и получала согласие общего собрания трудового коллектива на заключение соответствующего договора на срок не более года, при выполнении которого ей предоставлялось право (опцион) приобретения 20% обыкновенных акций предприятия по их номинальной стоимости. В случае невыполнения группой условий договора такое право (опцион) утрачивало силу и акции поступали в продажу в установленном порядке. На период действия договора указанной группе передавалось право на голосование 20% акций, принадлежащих соответствующему фонду имущества. При данном варианте всем работникам предприятия (включая членов группы) продавались обыкновенные акции, составляющие 20% величины уставного капитала, но на сумму не более 20 МРОТ в расчете на одного работника, со скидкой 30% от их номинальной стоимости и с предоставлением рассрочки на три года. Во всех вариантах 10% средств, поступивших от продажи акций (за исключением акций, продаваемых членам трудового коллектива приватизируемого предприятия), должны были зачисляться на личные лицевые счета приватизации его работников.

Правовой основой для «ваучерной» приватизации были также Указы Президента Российской Федерации:

  • — от 14 августа 1992 г. № 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации»;
  • — от 14 октября 1992 г. № 1229 «О развитии системы приватизационных чеков в Российской Федерации»;
  • — от 6 октября 1993 г. № 1591 «О продлении срока действия приватизационных чеков выпуска 1992 года», которые предусматривали наряду с оплатой в денежной форме использование до 1 июля 1994 года приватизационных чеков в качестве средств оплаты при приобретении объектов приватизации.

Массовая приватизация предприятий в России была начата на основании Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества». Этот документ утвердил положение о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа и типовой устав акционерного общества открытого типа. В соответствии с Указом преобразованию в акционерные общества открытого типа до 1 ноября 1992 года в обязательном порядке подлежали средние и крупные государственные предприятия, что свидетельствовало о переходе от «малой» приватизации объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания к масштабной приватизации промышленных предприятий.

Отраслевые особенности приватизации предприятий были урегулированы отдельными указами Президента Российской Федерации и (или) постановлениями Правительства Российской Федерации. Так, например, в целях создания необходимой правовой базы для приватизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса было принято постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса». Приватизация предприятий лесопромышленного комплекса происходила на основании Постановления Совета Министров Российской Федерации от 21 декабря 1993 г. № 1311 «Об учреждении лесопромышленных холдинговых компаний» с учреждением холдинговых компаний и внесением в их уставный капитал всех акций этих предприятий, за исключением предназначенных для размещения среди их работников.

Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» была утверждена новая (фактически третья по счету) программа приватизации, которая учитывала накопленный опыт главным образом при приватизации средних и крупных предприятий. Она содержала ряд совершенно новых положений, в частности, о защите в судебном порядке прав частных собственников, акционеров. Главными целями программы провозглашались:

  • — формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений;
  • — вовлечение в процесс приватизации максимально широких слоев населения путем продажи приватизируемого государственного и муниципального имущества за приватизационные чеки на специализированных чековых аукционах до 1 июля 1994 г. и за деньги на аукционах после 1 июля 1994 года;
  • — завершение приватизации с использованием приватизационных чеков;
  • — завершение приватизации большинства объектов «малой приватизации» и ускорение развития на этой основе сферы торговли и услуг;
  • — завершение в основном приватизации крупных и средних предприятий промышленности и строительства; повышение эффективности деятельности предприятий и национальной экономики в целом на основе проведения структурной перестройки экономики, развертывания послеприватизационной поддержки предприятий, создания конкурентной среды и развития фондового рынка;
  • — привлечение инвестиций в производство, в том числе иностранных;
  • — содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения, в том числе защите прав частных собственников (акционеров).

Объекты и предприятия федеральной, государственной и муниципальной собственности, учитывая возможности их приватизации, распределялись по следующим группам:

  • — объекты и предприятия федеральной собственности, приватизация которых запрещена;
  • — объекты и предприятия федеральной собственности, приватизация которых осуществляется по решению Правительства Российской Федерации;
  • — объекты и предприятия федеральной собственности, приватизация которых осуществляется по решению Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом (далее именуется Госкомимущество России) с учетом мнения отраслевых министерств;
  • — объекты и предприятия государственной (муниципальной) собственности, приватизация которых осуществляется в соответствии с Программой по решению органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт — Петербурга и местными программами приватизации;
  • — объекты и предприятия федеральной, государственной (муниципальной) собственности, подлежащие обязательной приватизации.
  • — в основу приватизационных мероприятий были заложены задания в относительных и расчетных показателях по приватизации государственных предприятий. Это свидетельствовало о том, что приватизация не была основана на объективном, дифференцированном и индивидуальном подходе к выбору объектов приватизации в зависимости от их прибыльности (ликвидности);
  • — в принимаемых нормативных правовых актах приватизационные мероприятия не увязывались с задачами повышения эффективности производства и наращивания объемов продукции. При этом законодательно не определялись единые социально-экономические, финансовые или иные условия для вовлечения различных предприятий в процесс приватизации;
  • — законодательно не были обеспечены равные права и возможности по участию в приватизации всех слоев российского общества, и не соблюдался принцип социальной справедливости;
  • — трудовым коллективам предприятий предоставлялись широкие льготы при приобретении имущества (акций) приватизируемых предприятий, при этом другие российские граждане, непосредственно не связанные с производством (здравоохранение, наука, образование, социальная сфера, государственное управление и т.д.), были фактически отстранены от приватизации и лишены права на соответствующую часть национального богатства;
  • — в нормативных правовых актах не были установлены обязательные условия и требования для приватизируемых предприятий, в частности, по сохранению профиля деятельности, созданию необходимых условий для развития производственной базы, сохранения технологических связей, решению социальных проблем, охране окружающей среды, сохранению или дополнительному созданию рабочих мест и т.д.;
  • — не определялся порядок приватизации предприятий как единых имущественных комплексов, состоящих из производственных фондов, земельных участков, зданий, сооружений, объектов инфраструктуры, объектов незавершенного строительства;
  • — не был определен принцип адекватной возмездности при отчуждении государственного имущества;
  • — не устанавливались требования по проведению независимой оценки стоимости приватизируемого имущества;
  • — не был предусмотрен выпуск ценных бумаг на международных фондовых рынках в целях привлечения иностранных инвесторов;
  • — в Законе о приватизации 1991 года, других нормативных правовых актах не был урегулирован порядок возмещения ущерба государству, причиненный в результате приватизации;
  • — не устанавливалась ответственность должностных лиц органов государственной власти и руководителей предприятий за незаконные действия в ходе приватизации:
    • а) приватизацию «запрещенных» предприятий или объектов без соответствующего решения Правительства Российской Федерации или Госкомимущества России;
    • б) занижение стоимости приватизируемого имущества в результате сговора;
    • в) несвоевременную оплату уставного капитала приватизируемого предприятия и не перечисление средств от приватизации в бюджеты и т.д.
Это интересно:  Налог при продаже квартиры после приватизации 2019 год

Законодательно не были определены полномочия и ответственность Правительства Российской Федерации за реализацию Государственной программы приватизации. В нарушение Закона Российской Федерации от 3 июля 1991 г. № 1531-I Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации была утверждена не законом, а Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284. Как показали экспертные оценки Счетной палаты и практика ее контрольной деятельности, существенные недостатки правовой базы начального этапа приватизации давали возможность (или становились причиной) для серьезных злоупотреблений и финансовых нарушений в ходе приватизационных мероприятий. Так, Правительство Российской Федерации в нарушение пункта 5.7 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации в течение всего периода массовой приватизации не утвердило Положение о проведении инвестиционных конкурсов (торгов). Вследствие этого значительная доля приватизируемого имущества, в том числе акции акционерного общества «Авиакомпания «Внуковские авиалинии», были проданы в условиях почти правового вакуума и бесконтрольности.

Утвержденное Госкомимуществом России в 1994 году Положение об инвестиционном конкурсе по продаже пакетов акций акционерных обществ, созданных в порядке приватизации государственных и муниципальных предприятий, изобиловало множеством правовых противоречий и упущений и не содержало правового механизма реализации итогов инвестиционного конкурса. В частности, в соответствии с этим Положением переход права собственности на акции от продавца (Российского фонда федерального имущества — далее РФФИ) к победителю инвестиционного конкурса осуществлялся с момента оплаты номинальной стоимости пакета акций независимо от осуществления инвестиций, чем были созданы условия для неисполнения инвестиционных обязательств.

Ускоренная модель приватизации негативно проявилась прежде всего в формировании процедуры принятия решений по приватизации предприятий по перечню раздела 2.2 Государственной программы приватизации. Территориальным агентствам Госкомимущества России было предоставлено право самостоятельно осуществлять приватизацию предприятия, если в месячный срок с момента поступления материалов в Госкомимущество России Правительством Российской Федерации не было принято решение о разрешении или запрете приватизации. В условиях безответственности должностных лиц Госкомимущества России (зачастую дела направлялись в Правительство Российской Федерации через 2-4 месяца после их поступления в Комитет) эта норма позволяла территориальным агентствам без решений Правительства Российской Федерации и заключений отраслевых министерств (ведомств) приватизировать предприятия федеральной собственности, в том числе относящиеся к оборонно-промышленному комплексу.

Так, например, без решений Правительства Российской Федерации и без заключений Госкомоборонпрома России территориальными агентствами были приватизированы Смоленский авиационный завод, Рыбинский моторостроительный завод, Рыбинский КБ моторостроения, Самарское госпредприятие «Старт», Уфимское моторостроительное производственное объединение, Уралмашзавод, ЛНПО «Пролетарский завод», производственное объединение «Знамя Октября», ЦНИИ «Румб», Балтийский завод и многие другие предприятия оборонной промышленности.

Госкомимущество России в большинстве случаев не регистрировал нормативные акты межведомственного характера в Министерстве юстиции Российской Федерации. Эти акты в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 21 января 1993 г. № 104 «О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации» не влекли за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могли служить законным основанием для регулирования соответствующих отношений. Это, с одной стороны, ставило под сомнение правомерность вполне законных сделок, а с другой — позволяло органам в сфере приватизации действовать неправомерно и нарушать положения этих же нормативных актов, ссылаясь на их незаконность. В частности, КУГИ г. Находки, в нарушение установленного порядка, не закрепил 20% акций ОАО «Нефтепорт» в государственной собственности, ссылаясь на то, что распоряжение Госкомимущества России от 4 ноября 1992 г. № 700-р на момент принятия плана приватизации не было зарегистрировано в Минюсте России. Впоследствии эти действия были признаны арбитражным судом правомерными.

С появлением ваучеров как особого типа ценных бумаг связано функционирование в нашей стране специальных инвестиционных фондов приватизации (чековых инвестиционных фондов — ЧИФ), не типичных для мировой практики. Зарубежные инвестиционные фонды — это, как правило, открытые акционерные общества, которые мобилизуют средства населения путем эмиссии собственных акций, инвестируют свои средства в ценные бумаги других организаций и ведут торговли ценными бумагами. Чековый же инвестиционный фонд может быть только закрытого типа, то есть он не имеет права выкупать свои акции у акционеров. Это связано с характером ваучеров как ценных бумаг. Дело в том, что задача накопления чеков для использования в процессе приватизации осложняется их распыленностью (владельцами чеков являются все жители страны) и сроком действия (один год). Поэтому закрытый тип отечественных чековых инвестиционных фондов позволяет успешнее централизовать чеки, а самому фонду придает более устойчивый характер.

Важно раскрыть функции чековых инвестиционных фондов, состоящие:

  • а) в мобилизации ваучеров за счет эмиссии собственных акций;
  • б) в инвестировании их в ценные бумаги приватизированных предприятий;
  • в) в торговых операциях (спекуляции) с ваучерами.

Следовательно, в задачу чековых инвестиционных фондов входило аккумулирование чеков населения и обмен их на акции предприятий. Минимальный размер уставного капитала чековых инвестиционных фондов составляет 500 тыс. руб. На начало 1994 г. в России действовало около 700 чековых инвестиционных фондов, причем всего больше их в Москве и Московской области (106), Санкт-Петербурге (44), Свердловской области (25). На эти три центра приходилось 46% всех чековых инвестиционных фондов.

При анализе законодательной базы начального этапа приватизации необходимо также учитывать тот факт, что разгосударствление собственности является лишь одной из составных частей более общего процесса трансформации отношений собственности. Не менее важной задачей является обеспечение гарантии экономической реализации новых форм собственности, которая невозможна без наличия соответствующих правовых и институциональных условий. Фактически приватизированные предприятия в начале 90-х годов были обречены на неэффективность, поскольку отсутствовали механизмы реализации новых форм собственности: не были приняты законы об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг, оказались не созданными эффективная банковская система и страховой рынок и т.д. Кроме того, следует также отметить, что массовая приватизация в Российской Федерации произошла в период, когда отсутствовали не только какие-либо органы внешнего финансового контроля, но и сами представления о необходимости вовлечения независимых контрольных институтов в приватизационные процессы. Недостаток контроля привел к серьезным нарушениям не только приватизационных процедур, но также прав граждан — простых акционеров.

Возможно, итоги «ваучерной» приватизации были бы несколько иными, если бы в нашей стране был использован зарубежный опыт участия высших органов финансового контроля в проведении массовой приватизации. Однако, как известно, история не знает сослагательного наклонения. Тем не менее, целесообразным указать, что существующие международные стандарты аудита приватизации предполагают не только возможность, но и обязательность привлечения высших органов финансового контроля к контролю за ходом массовой приватизации.

Так, например, согласно принципам, изложенным в Руководстве по стандартам аудита приватизации, ВОФК должны контролировать процесс обучения широкой общественности новым знаниям и практическим навыкам, связанным с участием граждан в массовой приватизации. В частности, контрольные органы должны внимательно оценивать эффективность просветительских кампаний, проводимых государством, оценивать механизмы, используемые для распространения ключевой информации о предприятиях, продаваемых на основании программы массовой приватизации. При этом ВОФК должны убедиться, что уровень знаний граждан и качество подаваемой им информации являются достаточными для того, чтобы потенциальные «массовые инвесторы» могли принять взвешенное решение (Раздел 5, Принцип 24).

Кроме того, международные стандарты требуют, чтобы ВОФК уделяли особое внимание контролю за действиями посредников (брокеров, дилеров, инвестиционных фондов, трастов и пр.) в условиях массовой приватизации. Согласно Принципу 25, ВОФК должны контролировать юридические и процедурные рамки, в которых действуют посредники, и убеждаться в эффективности правового регулирования в этой сфере. ИНТОСАИ специально разъясняет, что формирование рынка посредников, включая инвестиционные фонды, трасты и сеть брокеров и дилеров, является обычным следствием массовой приватизации. Причем посредниками становятся как те, кто имеет реальное представление о рыночных механизмах, так и те, кто просто выдает себя за специалиста.

«Поскольку инвесторы могут иметь недостаточно знаний о своих правах как непосредственных акционеров, они могут получить также ложное представление о своих правах, имея дело с посредниками. Такого рода факты можно увидеть на примере широко распространенных схем «финансовых пирамид» в большом числе стран. Итогом таких схем становятся не только суровые экономические потери, но также политические и социальные волнения, которые могут обернуться насилием в обществе. Для того чтобы защитить общество, государство должно установить законодательные рамки с тем, чтобы управлять как процессом возникновения, так и деятельностью подобного рода посредников». При этом ВОФК должны контролировать, насколько полно действующая правовая база устанавливает механизмы ответственности посредников за совершенные ими злоупотребления и нарушения прав граждан — участников массовой приватизации.

Кроме того, ваучер, призванный обеспечить более или менее равномерный доступ граждан к приватизируемой собственности, в конкретной социально-экономической и политической ситуации начала 90-х годов ХХ века в России, привел к прямо противоположным результатам:

  • — во-первых, в условиях высокой инфляции огромная масса народа не имела реальных финансовых возможностей участвовать в создании новой экономики через приватизацию, а также рыночных механизмов в форме предпринимательской деятельности. Средства людей, доверивших свои накопления государству — Сбербанку, Росгосстраху, были обесценены. Фактическая ликвидация вкладов населения привела к тому, что людям не на что было покупать акции. Основная масса населения, получившая ваучеры, не верила в их будущее, проявив нетерпение и не дождавшись обещанных двух «Волг»», стремилось поскорее избавиться от них, что было на руку тем, кто сумел быстро «сделать» деньги в торговле ими или на иных операциях и сконцентрировать ваучеры в своих руках в большом количестве. Эта часть формировавшихся «эффективных собственников» после объявления широкомасштабной приватизации располагала значительно большими возможностями на втором этапе приватизации — скупить по дешевке общественное богатство в форме несостоятельного предприятия, производства и т.д.;
  • — во-вторых, более благоприятные возможности для бизнеса и конкурентной среды открывались у перестроившейся номенклатуры, директоров предприятий, чиновников отраслевых министерств, представителей региональной власти, а также теневой структуры, выведенной на легальный рынок. С лета 1987 г., когда был дан старт утверждению полноты хозяйственной власти в руках руководителей предприятий, и до официального начала «гайдаровских реформ» перестроившаяся номенклатура уже приобрела определенный опыт в нелегальном перераспределения государственной собственности, спровоцировав “стихийную приватизацию”. Передача ваучеров в различные фонды или руководству приватизируемых предприятий не меняла сути проблемы, она лишь увеличивала возможности руководителей сконцентрировать их большее количество в своих руках и использовать все это с большой личной выгодой. Экономисту И. Устинову принадлежит вывод относительно того, что ваучеры как носители собственности «по отдельности ничего не стоили», а «в условиях начавшейся приватизации они в своей массе превратились в реальную силу». Реальные черты обстановки в России на момент начала чековой приватизации — отсутствие платежеспособного спроса населения, массовая скупка приватизационных чеков тогдашними директорами и владельцами свободных средств, а то и просто теневыми структурами, а также зарубежными инвесторами, максимально высокие темпы легального приватизационного процесса. Крупными и средними собственниками становились те, у кого были деньги, пусть даже «сделанные» в результате честных торговых и валютных операций, или на обмане государства, или взятые у него же в кредит. Уже на первом этапе приватизации появились олигархи, которые через свои каналы имели доступ к финансам государства;

в-третьих, в процессе первого этапа приватизации иностранные граждане, несмотря на опасения, связанные с экономической и политической нестабильностью в России, имели более благоприятные условия для участия в приватизации, чем российские граждане, поскольку они располагали неизмеримо большими материальными средствами. По данным бывшего председателя Госкомимущества В. Полеванова, в руках иностранных компаний и их подставных структур оказалось 500 крупнейших приватизированных предприятий России с реальной стоимостью не менее 200 млрд. долларов. Эти предприятия были фактически проданы за бесценок — 7,2 млрд. долл. Значительные пакеты акций нефтяных, конверсионных и авиационных предприятий приобрели такие известные зарубежные фирмы, как «Сименс», «Боинг», «Сикорский». Иностранными гражданами были скуплены 28% акций Красноярского алюминиевого завода и 48% Братского алюминиевого завода. За бесценок были проданы:

  • 77 предприятий в металлургии;
  • 85 — в машиностроении;
  • 66 — в нефтегазовой отрасли;
  • 65 — в химической промышленности.
Это интересно:  Порядок приватизации муниципальной квартиры 2019 год

По данным печати, граждане Израиля М. и Л. Черных скупили огромное количество акций «Газпрома». Иностранцы, скупавшие акции государственных предприятий, делали это порой не ради вложений капиталов в производство, а в целях их перепродажи, спекуляции. В этой связи также следует отметить, что приватизация не повлекла за собой заметного усиления притока иностранного капитала.

Приватизация предприятий в России

Приватизация в России — процесс передачи государственного имущества Российской Федерации (ранее РСФСР) в частную собственность, который осуществляется в России с начала 1990-х годов (после распада СССР). Приватизацию обычно связывают с именами Е. Т. Гайдара и А. Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность.

Приватизация в России часто подвергается резкой критике. Утверждается, что новые обладатели собственности получили её не по заслугам, а за счёт личных связей и неформальных отношений с первыми лицами государства и их родственниками. С приватизацией связывают появление в России олигархов, слишком сильное и несправедливое экономическое расслоение населения России. Значительная часть населения России воспринимает приватизацию 90-х как аморальную, преступную. В народе даже её стали называть «прихватизация».

С другой стороны, как утверждает Владимир Мау, приватизация проводилась в крайне сложной экономической, финансовой и политической обстановке: конфронтация Верховного совета РФ с Президентом и Правительством затрудняли создание правовой базы и проведение институциональных реформ; Правительство испытывало сильное лоббистское давление со стороны Верховного совета; на момент начала приватизации государство было не способно эффективно контролировать свою собственность, массовым явлением стала спонтанная приватизация — захват контроля над предприятиями их директорами, настроенными не на развитие предприятий, а на быстрое получение прибылей [1] .

По мнению Владимира Мау, главной экономической задачей приватизации было повышение эффективности экономики за счёт создания института частной собственности на средства производства. В то время как в определённых сферах экономики (обслуживание, торговля) эта задача была достаточно быстро решена, в промышленности и сельском хозяйстве нужный эффект достигался гораздо медленнее, во многом из-за того, что, считает Мау, приватизированные предприятия переходили в собственность трудовых коллективов, то есть под контроль — а в перспективе и в собственность — их директоров [1] . Сам Анатолий Чубайс позднее говорил, что один из видов приватизации — залоговые аукционы были проведены, в том числе, с целью не допустить прихода коммунистов к власти [2] .

Содержание

Подготовительный этап [ править ]

Первый проект перехода к рыночной экономике, путем массовой приватизации государственного имущества, был предложен в рамках программы 500 дней, разработанной в 1990 году группой экономистов под руководством Станислава Шаталина. В частности, к 1 сентября 1990 года программа «500 дней» и 20 проектов законов к ней были подготовлены, утверждены Верховным Советом РСФСР и представлены на рассмотрение Верховного Совета СССР. На союзном уровне, однако, программа была отклонена.

3 июля 1991 года принимается закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», согласно которому приватизацию государственного имущества организует Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом (Госкомимущество России). [4]

В ноябре 1991 года председателем Госкомимущества был назначен Анатолий Чубайс. [5]

С ноября 1991 г. начался этап форсированной приватизации. В его основу был положен указ No.341 Президента РФ от 29/12/1991, утвердивший «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год». [6] Указ No.66 от 29/1/1992 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» определял практический механизм приватизации [7] .

1992 — июнь 1994: массовая приватизация (малая и ваучерная) [ править ]

В июне 1992 года Верховным Советом РФ была утверждена Государственная программа приватизации на 1992 год, определившая возможные способы приватизации для предприятий в зависимости от их размера [8] .

Классификация предприятий Малые Крупные Остальные
Среднесписочная численность на 01.01.1992, человек 1000 200-1000
Балансовая стоимость ОС на 01.01.1992, млн руб 50 1-50)
Возможные способы приватизации
продажа акций акционерных обществ открытого типа + +
продажа на аукционе / по конкурсу + +
Иное (продажа имущества при ликвидации, выкуп арендного имущества) +
  • малые предприятия должны были распродаваться на торгах или могли быть напрямую проданы частным лицам, работающим на этих предприятиях («малая» приватизация).
  • крупные предприятия, как и часть средних, должны были быть обязательно преобразованы в акционерные общества открытого типа, и затем пройти через продажу акций. При этом не менее 29 % уставного капитала должны были быть проданы через публичные аукционы за приватизационные чеки, в обиходе называемые ваучерами («чековая» или «ваучерная» приватизация).

В ряде особо значимых отраслей (недра, лесфонд, шельф, трубопроводы, автодороги общего пользования, телевизионные станции и т. д.) приватизация была запрещена. В то же время, обязательной приватизации подлежали предприятия оптовой и розничной торговли, общественного питания, строительства, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, пищевой и легкой промышленности.

Малая приватизация [ править ]

Приватизация малых предприятий (торговля, бытовое обслуживание и т. д.) была запущена правительством с начала 1992 года, не дожидаясь одобрения Верховным Советом Госпрограммы по приватизации на 1992 год (которое произошло только в июне).

В апреле 1992 года первый в России аукцион по продаже предприятий торговли, бытового обслуживания и общественного питания, на который приехали Гайдар и Чубайс, был проведён в Нижнем Новгороде [9] .

К 1 ноября 1994 года, было приватизировано 60—70 % предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания. [10]

Ваучерная приватизация [ править ]

Предприятия, проходящие приватизацию через продажу акций, могли выбрать один из трех вариантов:

Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
Трудовой коллектив *25 % УК, но не более 20 МРОТ на человека — безвозмездно как привилегированные неголосующие акции;
*10 % УК, но не более 6 МРОТ на человека — продаются со скидкой 30 % от номинальной стоимости как обыкновенные голосующие акции, рассрочка 3 года, первоначальный взнос не менее 15 % от стоимости
*51 % УК — продаются по номинальной стоимости Х 1,7, при этом 50 % стоимости должны быть внесены приватизационными чеками (ваучерами) *20 % УК, но не более 20 МРОТ на человека — продаются со скидкой 30 % от номинальной стоимости как обыкновенные голосующие акции, рассрочка 3 года, первоначальный взнос не менее 15 % от стоимости;
*20 % УК — продаются по номинальной стоимости через 1 год после приватизации
Менеджмент (руководитель и его замы, главбух, главный инженер) *5 % УК, но не более 2000 МРОТ на человека — продаются по номинальной стоимости
ИТОГО сотрудники предприятия, не более 40 % УК 51 % УК 40 % УК

Обязательным этапом приватизации при продаже за акции была продажа части уставного капитала, не менее 29 %, за ваучеры на публичных аукционах. Для этого необходимо было обеспечить население достаточным количеством ваучеров, к моменту начала аукционов.

С 1 октября 1992 г. приватизационные чеки (ваучеры) начали выдаваться населению. Чеки распространялись через отделения Сбербанка РФ, при их получении необходимо было заплатить 25 рублей; номинальная стоимость ваучера составляла 10 тысяч рублей, что соответствовало стоимости основных фондов предприятий на душу населения в ценах января 1992 года [12] . Ваучеры были анонимизированы и могли свободно продаваться и покупаться, как напрямую между гражданами, так и через специально созданные чековые инвестиционные фонды. Фактическая стоимость ваучеров определялась балансом спроса и предложения и варьировалась от 500 до 29 тыс. рублей (от 5 до 24 долларов США по курсу) [13] .

Первые 18 аукционов были проведены в декабре 1992 года. Всего по февраль 1994 года было проведено 9342 аукциона, на которых было использовано 52 млн ваучеров. [13]

Реальная рыночная стоимость пакета акций, который можно было получить в обмен на один ваучер, колебалась в широких пределах в зависимости от компании, чьи акции приобретались в обмен на ваучер, а также от региона, где это происходило. Например, в Нижегородской области один ваучер можно было обменять в 1994 г. на 2000 акций РАО «Газпром» (их рыночная стоимость в 2008 г. составила порядка 700 тыс. рублей), в Московской области — на 700 акций Газпрома (в 2008 г. — порядка 245 тыс. рублей), а в г. Москве — на 50 акций Газпрома (17 тыс. руб. в 2008 г.). За один ваучер можно было также получить 7 акций Торгового дома «ГУМ» (менее 100 руб. в 2008 г.).

Критики чековой приватизации считали её нечестной и несправедливой, так как по их мнению она привела к незаслуженно быстрому обогащению узкой группы лиц. Например, существовало мнение, что принятый порядок приватизации давал серьёзные преимущества так называемым «красным директорам» (руководителям предприятий, получившим эти должности в советские времена). Используя административное давление, директора могли добиваться нужных результатов голосования на собраниях акционеров, а также выкупать акции у работников предприятий по заниженным ценам.

1995: Залоговые аукционы [ править ]

Залоговые аукционы были предприняты в 1995 году с целью пополнения государственной казны за счет кредитов под залог государственных пакетов акций нескольких крупных компаний (таких, как «ЮКОС», «Норильский никель», «Сибнефть»). Правительство не возвратило кредиты, таким образом пакеты акций перешли в собственность кредиторов [14] [15] .

Сумма средств, которые должно было получить правительство, составляла около 1,85 % доходной части федерального бюджета [16] .

Идею аукционов с целью пополнения бюджета выдвинул Владимир Потанин, возглавлявший «ОНЭКСИМ-банк». Инициатива была поддержана тогдашним первым вице-премьером правительства Анатолием Чубайсом и вице-премьером Олегом Сосковцом [17] (именно последний, по словам тогдашнего председателя ЦБ РФ Сергея Дубинина, первым поставил вопрос о проведении аукционов на заседании кабинета министров [18] ). Курировал проведение аукционов глава Госкомимущества Альфред Кох.

В результате залоговых аукционов появились олигархи-миллиардеры (Березовский, Ходорковский, Абрамович и другие).

Залоговые аукционы подвергались критике в связи с тем, что:

  • отчуждение федеральной собственности было произведено по значительно заниженным ценам, а конкурс фактически носил притворный характер
  • результаты залоговых аукционов в глазах значительной части общества были нелегитимными и подорвали доверие к приватизации в целом
Таблица. Залоговые аукционы 1995 г [19]

Название компании Пакет акций, выставленный на аукцион (в %) Рыночная стоимость в млн. долларов Победитель аукциона Цена, млн. долл. Текущая стоимость, млн долл. (2012)
НК «Сургутнефтегаз» 40.12 нет данных НПФ «Сургутнефтегаз» 88.9 11 200
АО «Северо-Западное пароходство» 20.5 10.23 МФК 6.05 18.3
АО «Челябинский меткомбинат» 15 4.3 «Рабиком» 13.3 нет данных
РАО Норильский никель 38 190 ООО «Реола» 170.1 15 800
НК «Лукойл» 5 150 НК «Лукойл» и банк «Империал» 141.0 2 270†
НК Сиданко 51 нет данных МФК 130.0 16 900
АО НЛМК 14.84 31 ОНЭКСИМ Банк 31.0 1 400
АО «Мурманское морское пароходство» 23.5 4.75 АОЗТ «Стратег» 4.125 20.44
НК ЮКОС 45 150 АОЗТ «Лагуна» 159.0 29 110†
АО «Новороссийское морское пароходство» 20 15.2 АО «Новороссийское морское пароходство» 22.65 нет данных
НК «Сибнефть» 51 100 банк СБС 100.3 10 500†

† — компании, которые претерпели существенные трансформации к 2012г

1996 — настоящее время [ править ]

18 июля 1997 года состоялся инвестиционный конкурс по продаже 40 % акций Тюменской нефтяной компании. Победителем конкурса стал альянс Альфа-Групп, Access Industries и Ренова, заплативший $835 млн [20] .

В июле 1997 года 25 % + 1 акция компании «Связьинвест» были проданы на аукцион за $1,875 млрд кипрскому консорциуму Mustcom Ltd. [21]

В декабре 1997 года, 48 % акций «Восточной нефтяной компании» на аукционе были приобретены компанией ЮКОС за $800 миллионов. [22]

В декабре 1999 года состоялся конкурс по продаже 49,8 % акций Тюменской нефтяной компании. Победителем конкурса стал альянс Альфа-Групп, Access Industries и Ренова.

В сентябре 2000 года 85 % пакет акций «Оренбургской нефтяной акционерной компании» был продан на тендере за $1,08 млрд компании «ЕвроТЭК»; позднее этот актив вошёл в состав Тюменской нефтяной компании [23] .

В 1997—2001 завершая реформу угольной отрасли, были приватизированы госпакеты акций ряда угольных шахт, в ходе которых 56 % общего производства угольной отрасли России (в цифрах 2000 года) перешло в частные руки. Наиболее крупные приватизационные сделки приведены в таблице ниже: [24]

Название Дата Пакет акций % пр-ва (2000 г.) Покупатель
«Южный Кузбасс» 12/97, 12/98 80,3 % 4,3 % компания «Южный Кузбасс», позднее — «Мечел»
«Кузбассразрезуголь» 12/97, 12/98 80,4 % 13,4 % менеджмент компании; позднее — УГМК
«Красноярская угольная компания» 2/2000 75,4 % 14,6 % В наст. время — СУЭК
«Читауголь» 10/2000 15,75 % 4,3 % В наст. время — СУЭК
«Востсибуголь» 2/2001, 12/2001 41,5 % 7,2 % СУЭК; В наст. время — «Иркутскэнерго»
«Кузнецкуголь» 6/2001, 7/2001 80,7 % 4,0 % В наст. время — «Евраз»
«Кузбассуголь» 8/2001, 9/2001 79,37 % 6,5 % В наст. время — ArcelorMittal

В 2001 году началась приватизация Росгосстраха, на 3 аукционах были проданы 49 % акций. В 2003 году были проданы 26 %, в 2010 — 13,1 % акций Росгосстраха. Все эти пакеты были куплены Данилом Хачатуровым с партнёрами [25] .

В декабре 2002 года 74,95 % акций «Славнефти» был продан за 1,86 миллиарда долларов консорциуму «Сибнефти» и ТНК-BP. [26] [27]

В сентябре 2004 года 7,59 % пакет акций «Лукойла» был продан за 1,99 млрд долларов ConocoPhillips. [28]

Это интересно:  Доверенность на приватизацию участка 2019 год

В 2006—2007 годах приватизация трех крупных госкомпаний состоялась в формате так называемого «народного IPO»: [29] [30]

  • В июле 2006 года 15 % акций «Роснефти» проданы за 10,4 млрд долларов. Продажа проводилась как IPO в России и Лондоне.
  • В феврале-марте 2007 года Сбербанк провёл публичное размещение дополнительной эмиссии акций (SPO), в ходе которого привлек 230,24 млрд рублей (8,8 млрд долларов). [31] При этом, частными инвесторами было выкуплено акций на 5,8 миллиарда долларов, что привело к размытию госпакета с 63,76 % до 60,2 %. [32]
  • В мае 2007 года 22,5 % акций банка ВТБ продано за 8 млрд долларов. Продажа производилась как IPO в России и Лондоне (35 % и 65 % допэмиссии соответственно).

В течение 2007 года, в рамках завершения реформы РАО ЕЭС, почти половина электростанций и 22 сбытовые компании России перешли в частные руки. Поступления от приватизации в ходе дополнительных эмиссий акций составили около 25 миллиардов долларов. [33]

В феврале 2011 года 10 % пакет акций банка ВТБ был продан за 3,3 миллиарда долларов. [34]

28 октября 2011 года 75 % — 2 акции «Первой грузовой компании» были проданы за 125,5 млрд руб. (стартовая цена аукциона) «Независимой транспортной компании», входящей в транспортный холдинг UCLH, принадлежащий предпринимателю Владимиру Лисину [35] [36] . Аукцион стал крупнейшей приватизационной сделкой в рамках разгосударствления российской железнодорожной отрасли. [37]

19 сентября 2012 года 7,6 % акций Сбербанка продано за 5,2 млрд долларов. Продажа проводилась как SPO в России и Лондоне (3 % и 97 % размещения соответственно). [38]

Доля госсектора и планы дальнейшей приватизации [ править ]

Доля госсектора в экономике России составляет, по разным оценкам, от 50 % [39] до 71 %. [40]

В январе 2014 года первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов, выступая на Гайдаровском форуме, заявил что необходимо сократить долю госсектора с текущих 50 % до 25 % к 2018 году. [41]

План приватизации, в частности, предусматривает сокращение госпакета акций [44] :

Последствия [ править ]

  1. В России произошёл переход от социализма (или согласно терминологии К.Маркса государственного капитализма) к капитализму.
  2. В России появилась группа так называемых «олигархов», владеющих собственностью, которая досталась им за сравнительно небольшие деньги.
  3. Приватизация скомпрометировала себя в глазах многих россиян. Политический рейтинг одного из главных идеологов приватизации Анатолия Чубайса до сих пор является одним из самых низких среди российских политических деятелей.
  4. На начало 2008 года — на повестке дня — те же проблемы: теперь уже приватизация социальных услуг, социальных гарантий государства, поскольку явно видна несостоятельность государственного управления социальной сферой. И новым инструментом приватизации, вероятно, будут персонифицированное бюджетное финансирование (государственные именные финансовые обязательства — ГИФО), или по-другому — Государственные сертификаты (например, Родовой сертификат и др.), которые позволят (при сохранении государственного финансирования) работать в сфере услуг частным предприятиям.
  5. Около 80 % граждан России в 2008 году продолжают считать приватизацию нечестной и готовы в той или иной степени к пересмотру её итогов.
  6. Приватизация способствовала деиндустриализации страны, значительному сокращению объёмов производства в лёгкой и обрабатывающей промышленностях.
  7. С 1992 по 2006 г. в России было приватизировано 119 951 государственное и муниципальное предприятие, за которые в бюджет поступило 505,9 млрд рублей, или (в расчёте по усредненному курсу 30 рублей за 1 доллар США) 16,9 млрд долларов [45] . Из них больше трети (42 924 предприятий) было приватизировано в 1993 году, принеся в бюджет всего 450 млрд тогдашних обесценившихся рублей, или, по существовавшему в те годы курсу рубля, около 90 млн долларов [45] .

Одним из итогов приватизации в России стало незаконное включение жилого фонда советских предприятий и строительных трестов в уставной капитал новообразованных частных компаний. По закону, этот жилой фонд (общежития и общежития квартирного типа) должен был быть передан в ведение города, однако в большинстве случаев новые собственники воспользовались слабостью законодательства, чтобы выкупить эти общежития вместе с живущими там людьми. В итоге, в течение многих лет жильцы сталкиваются с постоянными угрозами выселения. Срок исковой давности по делам о незаконной приватизации в большинстве случаев уже истек, поэтому суды и прокуратура просто игнорируют проблему.

Последствия для охраны труда, здоровья работающих и продолжительности жизни [ править ]

Новые собственники предприятий были в первую очередь озабочены получением прибыли, а сохранение жизни и здоровья обобранных ими рабочих (невольных и нежелательных свидетелей ограбления) их мало беспокоило. Это привело к неуклонному ухудшению условий труда, развалу системы охраны труда и медицины труда, ослаблению контроля за условиями труда, связанному с этим ростом числа профзаболеваний и сокращением продолжительности жизни работающих и увеличению смертности. Так, например:

Наряду со структурными изменениями системы оказания медицинской помощи работающим, сопровождавшимся значительным сокращением числа МСЧ [46] , а также санаториев-профилакториев (ныне [47] их осталось не более 40 из бывших 1600), наблюдалась структурная перестройка санитарно-эпидемиологической службы. … Только в 15 из 90 управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации были созданы отделы надзора за условиями труда. Из 85 филиалов ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах РФ только в 54 были созданы отделы (отделения) гигиены труда [48] .

Во Франции работают 5737 врачей по медицине труда … Для сравнения — в России в центрах профпатологии на конец 2009 г. работали 692 врача [49] [50] .

… Например, «в интересах производства» практически не изучаются (даже не регистрируются) целые группы крайне опасных для здоровья веществ, преднамеренно замалчиваются последствия рисков. Достаточно в этой связи отметить многократно заниженное количество (в 30-40 раз) выявляемых профессиональных заболеваний в России …

  • в США ежегодно выявляется более 420 тысяч профзаболеваний против 9-12 тысяч в России;
  • ежегодно в промышленно развитых странах выявляются тысячи и десятки тысяч онкологических профессиональных заболеваний, например, около 20 тысяч случаев в год в США;
  • в России, где численность занятых на рабочих местах с вредными условиями труда значительно выше, чем в промышленно развитых странах, число случаев выявленных онкологических заболеваний с диагнозом «профессиональное» составляет считанные единицы. [53]

Смертность трудоспособного населения страны превышает аналогичный показатель по ЕС в 4.5 раз и в 2.5 раз — средний показатель смертности по РФ… … В настоящее время на большинстве предприятий сложилась неблагополучная, а нередко критическая ситуация с условиями труда… … Практически каждый третий работник трудится в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям … … Регистрируемый уровень хронической профессиональной заболеваемости не отражает истинной ситуации, связанной с состоянием условий труда на производстве [54]

Каждый третий из всех умерших в течение года [55] умирает в трудоспособном возрасте, а среди умерших мужчин каждый второй не доживает до выхода на пенсию [56]

Падение уровня жизни и начало вымирания России [ править ]

В результате присвоения узким кругом лиц доходов от продажи природных ресурсов государство лишилось главного источника дохода. По доходам на душу населения РФ опустилась ниже уровня Индии, Бразилии и Мексики. Не хватало денег на выплату пенсий и зарплат, финансирование здравоохранения, культуры, армии, правоохранительных органов. Распад системы здравоохранения, нехватка денег на нормальную еду и лекарства, рост потребления алкоголя и резкий рост наркомании, преступность — привели к росту смертности. К концу 1990-х ежегодное количество абортов, финансируемых государством, составляло 3 млн, что почти в три раза больше рождаемости. Ветераны войны продавали свои награды, чтобы купить продукты. Быстрый рост смертности и падение рождаемости привели к демографическому кризису — если бы не приток мигрантов, население РФ сократилось бы в 1990-е на

Коррупция в ходе приватизации [ править ]

Приватизация сопровождалась масштабной коррупцией. Ответственность за использование служебной информации в целях личного обогащения несут не только российские чиновники, но и американские советники, гарвардская команда, или так называемые «гарвардские мальчики», которые оказались подвержены коррупции. Профессорам Гарвардского университета Андрею Шлейферу и Джонатану Хэю, помогавшим Анатолию Чубайсу в приватизации промышленности, министерством юстиции США был предъявлен иск и в 2005 году суд присудил им штраф в размере 28,5 миллионов долларов. Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц считает, что роль как отдельных личностей, так и США в целом в процессе обогащения российских олигархов при приватизации осталась неисследованной. [59] В 2003 году он называл российскую приватизацию 90-х «нелегитимной» [60] .

Отношение населения [ править ]

Большая часть населения России негативно относится к итогам приватизации. Как показывают данные нескольких социологических опросов, около 80 % россиян считают её нелегитимной и выступают за полный или частичный пересмотр её итогов. Около 90 % россиян придерживаются мнения, что приватизация проводилась нечестно, и крупные состояния нажиты нечестным путём (с этой точкой зрения также согласны 72 % предпринимателей). Как отмечают исследователи, в российском обществе сложилось устойчивое, «почти консенсусное» неприятие приватизации и образованной на её основе крупной частной собственности [61] .

Сотрудник «Левада-центра» Н. Зоркая в 2005 году писала, что с начала ваучерной приватизации в общественном мнении почти сразу возобладало недоверчивое или резко отрицательное отношение. По данным опросов 1993 года, более половины респондентов (50—55 %) считали раздачу ваучеров «показухой, которая реально ничего не изменит». Большинство опрошенных (по данным 1993 года, 74 %) изначально полагали, что в результате приватизации основная часть государственных предприятий перейдёт в собственность «ограниченного круга лиц», а не «широких слоёв населения». Подавляющее большинство населения выступало за пересмотр результатов приватизации, считая, что приватизация госсобственности, особенно крупных предприятий энергетики, добывающих отраслей и проч., была незаконной [62] .

Приватизация и её итоги в высказываниях участников и очевидцев [ править ]

  • Джеффри Сакс, один из разработчиков концепции «шоковой терапии», так высказался о результатах приватизации в России [63][64] :

«Главное, что подвело нас, это колоссальный разрыв между риторикой реформаторов и их реальными действиями… И, как мне кажется, российское руководство превзошло самые фантастические представления марксистов о капитализме: они сочли, что дело государства — служить узкому кругу капиталистов, перекачивая в их карманы как можно больше денег и поскорее. Это не шоковая терапия. Это злостная, предумышленная, хорошо продуманная акция, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатств в интересах узкого круга людей»

Приватизация не была вопросом идеологии или каких-то абстрактных ценностей, это был вопрос реальной политической ежедневной борьбы. У коммунистических руководителей была огромная власть — политическая, административная, финансовая. Они были неизменно связаны с коммунистической партией. Нам нужно было от них избавляться, а у нас не было на это времени. Счёт шёл не на месяцы, а на дни.

Мы не могли выбирать между «честной» и «нечестной» приватизацией, потому что честная приватизация предполагает чёткие правила, установленные сильным государством, которое может обеспечить соблюдение законов. В начале 1990-х у нас не было ни государства, ни правопорядка. Службы безопасности и милиция были по другую сторону баррикад. Они учились по советскому Уголовному кодексу, а это от трёх до пяти лет тюрьмы за частное предпринимательство. Нам приходилось выбирать между бандитским коммунизмом и бандитским капитализмом.

Если бы мы не провели залоговую приватизацию, то коммунисты выиграли бы выборы в 1996 году, и это были бы последние свободные выборы в России, потому что эти ребята так просто власть не отдают. [2]

  • Каха Бендукидзе, предприниматель:
  • Борис Березовский, предприниматель:

… Я жаждал богатства, не задумываясь, что это в ущерб другим. Прикрывая свой грех «историческим моментом», «гениальными комбинациями» и «потрясающими возможностями», я забывал о согражданах. И то, что так делал не я один, не оправдывает меня….

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ↑ 1,01,1 В. Мау Анти-Стиглиц Российские экономические реформы в представлении их западных критиковВопросы экономики. 1999. № 11, 12
  2. ↑ 2,02,1 Arkady Ostrovsky. Father to the Oligarchs // The Financial Times, November 13 2004 (перевод inopressa.ru: Отец олигархов)
  3. ↑Закон РСФСР ОТ 24.12.90 N 443-1 О СОБСТВЕННОСТИ В РСФСР
  4. ↑Закон РФ от 03.07.1991 N 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»
  5. ↑Чубайс, Анатолий
  6. ↑Указ Президента РФ от 29.12.91 Г. N 341 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 24/12/1990
  7. ↑Указ Президента РФ от 29.01. 1992 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий»
  8. ↑«Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год»
  9. ↑«1992: ни шагу назад», Нижегородская правда, 06.05.2013
  10. ↑«История приватизации в России», Берман В. Р., Филиппов П. С.
  11. ↑Working paper NO 29 ‘LAWLESS PRIVATIZATION?’ by Elena Medova & Larissa Tischenko, Centre for Financial Research, Judge Business School, University of Cambridge, 2006
  12. ↑ Бывший министр экономики экономист Андрей Нечаев так прокомментировал ваучерную схему:

С точки зрения применявшейся модели приватизации номинал ваучера не имел никакого значения. Ваучер определял лишь право что-то купить при приватизации. Реальная его стоимость зависела от конкретной приватизационной ситуации на конкретном предприятии. Где-то на ваучер можно было получить 3 акции, а где-то — 300. В этом смысле на нём можно было написать и 1 рубль, и 100 тысяч рублей, что не изменило бы его покупательную способность ни на йоту. По-моему, идея снабдить эту ценную бумагу номиналом принадлежала Верховному совету. Чтобы придать номиналу хотя бы какую-то рациональную основу, решили привязать его к стоимости основных фондов на душу населения.

4.2 млн чел, численность населения Новой Зеландии в том же году —

Статья написана по материалам сайтов: wp.wiki-wiki.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector