Основные этапы приватизации в россии 2019 год

Официальная приватизация связана с двумя очень важными обстоятельствами. Во-первых, в КПСС уже в 1991 г. верх взяло реформистское крыло. На апрельском пленуме ЦК КПСС было принято решение о поддержке приватизации. Но августовские события того же года привели к запрету КПСС и открытому переходу власти к антикоммунистическим силам. Принятие официального решения о приватизации было в тех условиях явно недостаточным для реализации самого решения. Сложилась крайне неблагоприятная обстановка: развал старых союзных органов управления, развал потребительского рынка, отсутствие золотовалютных резервов, угроза голода, потеря управляемости народного хозяйства, бедность населения, отсутствие массированной поддержки из-за рубежа — вот далеко не полный перечень проблем, вставших перед новой государственной властью.

Поскольку в отечественной экономике опыт разгосударствления полностью отсутствовал, задачи приватизации были шире, чем в западных странах. Подавляющее преобладание в нашей стране государственной собственности делало процесс приватизации необходимым для демонополизации экономики и стабилизации экономического положения, развития демократического характера отношений собственности и управления предприятиями, для рациональной деятельности государственного сектора, повышения эффективности функционирования предприятий, для стимулирования различных форм предпринимательства, улучшения состояния государственных финансов и снижения инфляции

Каха Бендукидзе — предприниматель сказал: «Для нас приватизация была манной небесной. Она означала, что мы можем двинуться вперёд и скупить у государства на выгодных условиях то, что захотим…. И мы приобрели жирный кусок из промышленных мощностей России…. Самое выгодное вложение капитала в сегодняшней России — это скупка заводов по заниженной стоимости».

В основу выбора способов приватизации в России положен размер предприятий численность рабочих, трудящихся на нём. Для мелких предприятий с численностью работающих до 200 человек и балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 1 января 1992 г. менее 1 млн руб. рекомендуется продажа на аукционах (конкурсах). Для предприятий с численностью работающих более 1000 чел. или балансовой стоимостью более 50 млн руб. считается целесообразным преобразование в акционерное общество.

В России доступ к приватизации открыт всем гражданам, в особенности если при этом используются приватизационные чеки (ваучеры) , розданные всем россиянам вне зависимости от пола, возраста, характера занятости. В то же время в избранной системе приватизации содержится принцип — создать максимум заинтересованности трудовых коллективов в эффективной работе приватизируемых предприятий. Всё это определено «Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год».

Рассматривая процесс приватизации в России необходимо отметить, что он проходил в два этапа:

  • · Первый — безвозмездное выделение половины государственной собственности частным лицам в виде ваучеров.
  • · Второй этап приватизации начался с 1994 г. и продолжается в настоящее время (продажа на аукционах государственных предприятий и других хозяйственных объектов частным лицам, или коммерческим банкам, или объединениям).

Первый этап оказался формальным: не каждый член общества стал собственником, стоимость ваучеров многократно обесценилась.

Чековая форма приватизации как политическая кампания оправдала ожидания реформаторов: легальным путем произошло перераспределение прав собственности, но вместе с тем состоялось и закрепление значительной доли акций в собственности трудового коллектива и директорского корпуса.

На этапе денежной приватизации должна быть реализована концентрация средств производства в руках собственников и иностранных корпораций. Денежная форма приватизации позволила расширить круг субъектов частной собственности и пополнить доходы бюджета.

Анализ сложившейся структуры собственности и замедление темпов приватизации позволяет сделать вывод, что государство является и продолжает оставаться в перспективе крупнейшим собственником, а, следовательно, тоже выступает как важный субъект рыночной экономики. Поэтому главной задачей всех органов, входящих в инфраструктуру управления государственной собственностью является максимально быстрая адаптация к рынку с выработкой адекватных методов управления, обеспечивающих эффективность использования государственной собственности в условиях экономической свободы товаропроизводителей и равенство экономических прав предприятий всех организационно-правовых форм собственности.

Замедление приватизации государственной собственности, и особенно объектов естественной монополии и крупных предприятий, имеющих народно-хозяйственное значение, должно стать важной особенностью долгосрочной стратегии, рассчитанной на возрождение отечественного производства.

Приватизация должна служить не обогащению отдельных групп населения, а оздоровлению экономики страны. Основная заинтересованность новых собственников заключается в оживлении производства, поиске новых рынков и партнеров, повышении качества продукции, создании конкурентной среды, обеспечении условий для развития отечественного капитала. Приватизация может дать позитивные результаты лишь с появлением инвестиционного спроса. При этом становится реальным следующий этап развития частного сектора — трансформации его структуры. Положенные шаги в этом направлении в российской экономике уже происходят — в настоящее время возрастает роль крупных финансово-промышленных групп. Передел собственности в пользу эффективных собственников продолжается.

Анатолий Чубайс говорил о приватизации в России следующее: «Целью приватизации является построение капитализма в России, причём в несколько ударных лет, выполнив ту норму выработки, на которую у остального мира ушли столетия. Приватизация не была вопросом идеологии или каких-то абстрактных ценностей, это был вопрос реальной политической ежедневной борьбы. У коммунистических руководителей была огромная власть — политическая, административная, финансовая. Они были неизменно связаны с коммунистической партией. Нам нужно было от них избавляться, а у нас не было на это времени. Счёт шёл не на месяцы, а на дни. Руководство не могли выбирать между «честной» и «нечестной» приватизацией, потому что честная приватизация предполагает чёткие правила, установленные сильным государством, которое может обеспечить соблюдение законов. В начале 1990-х у нас не было ни государства, ни правопорядка. Службы безопасности и милиция были по другую сторону баррикад. Они учились по советскому Уголовному кодексу, а это от трёх до пяти лет тюрьмы за частное предпринимательство. Нам приходилось выбирать между бандитским коммунизмом и бандитским капитализмом. Если бы мы не провели залоговую приватизацию, то коммунисты выиграли бы выборы в 1996 году, и это были бы последние свободные выборы в России.

Финансовый и политический кризис августа 1998 г. фактически подвел черту под массовой денежной» приватизацией». В 1998 г. приватизация принимала все более «точечный» характер. Хотя задание бюджета по доходам от продажи государственного имущества снова было перевыполнено почти в 2 раза, но 66% всех доходов было получено от продажи на аукционе 2,5% акций РАО «Газпром», на сумму 13,8 млрд. руб. Если учесть, что всего за год было приватизировано 2583 предприятия, то можно сделать вывод, что стандартные приватизационные сделки не принесли весомого дохода в бюджет

Основные этапы приватизации в России.

1. Доваучерная приватизация 1992 г. Она проводилась в основном в форме выкупа арендного имущества и охватывала главным образом сферу социальной инфраструктуры: торговлю, бытовое обслуживание, общественное питание и т.д.

2. Ваучерный этап приватизации 1993−1994 гг. Его основным содержание стало преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе. Из ваучерной приватизации были исключены: земля, жилой фонд, совхозы и ряд промышленных предприятий (всего свыше 30% собственности России). От 50 до 80% стоимости пакетов акций и выпускаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками.

Ваучеры раздавались гражданам бесплатно. Можно ли было выбрать другую схему приватизации, например, продажу госсобственности? Нет, потому что население не располагало денежными средствами для покупки предприятий. Платная приватизация растянулась бы на долгие годы. Между тем в условиях острой политической борьбы первой половины 1990-х гг. было очень важно быстро изменить структуру собственности, чтобы не допустить возврата к старой экономической системе.

Можно было бы выпустить и именные приватизационные чеки, но тогда увеличились бы трансакционные издержки, связанные с передачей собственности, что так же задержало бы темпы приватизации.

С безымянными приватизационными чеками работать было легче. В силу этого многие граждане с легкостью расставались со своими ваучерами, продавая их за гроши.

Ваучерная приватизация прошла под давлением директорского корпуса, в результате чего большая часть ваучеров под разными предлогами скопилась в руках в основном неэффективных собственников. Не появилось ни нового оборудования, ни новых линий, ни новых технологий. Многие склонны оценивать ваучерную приватизацию, как неудачную.

Ваучерная приватизация связана с именем А.Б.Чубайса, который обещал гражданам, что они на ваучер смогут купить две «волги». Общество неоднозначно восприняло такую форму приватизации. Однако удачно вложенные ваучеры реально стали приносить доход. Например, на газпромовские акции, которые были получены в обмен на один ваучер, уже в 2006 г. можно было купить автомобиль.

К концу 1994 года было приватизировано свыше 70% всех малых предприятий, было создано более 25 тыс. акционерных обществ, составивших основу корпоративного сектора.

Ваучерная приватизация была направлена на социально справедливую передачу собственности, но такой способ имел и свои недостатки. Выпущенные ваучеры не могли охватить всю эмиссию ценных бумаг предприятий, т.е. они покрывали незначительную долю акций предприятий. Кроме того, ваучеризация означала фактически бесплатную передачу государственной собственности населению и не могла обеспечить притока инвестиционных ресурсов.

3. Послеваучерный(денежный) этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как самих предприятий с аукциона и по конкурсу, так и акций акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги. На этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды появления стратегических инвесторов.

Это интересно:  Как приватизировать квартиру все о приватизации 2019 год

4. Залоговые аукционы 1994−1995 гг. Государство с целью покрытия дефицита государственного бюджета отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации («Сибнефть», «Норильский никель» и др.). Считать залоговые аукционы формой приватизации следует потому, что правительство, отдавая в залог пакеты акций, не планировало их возвращения. Таким образомпоявились российские олигархи.

5. В последние годы приватизация приобрела постепенный характер, поскольку основной массив государственных и муниципальных предприятий уже приватизирован. Большое значение в процессе приватизации в настоящее время имеют конкурсные продажи принадлежащих государству пакетов акций крупных компаний.

Для того, чтобы приватизация стала реальной, нужно время. Тогда будут реализованы и важнейшие цели реформы. Например, цель пополнения доходов государственного бюджета.

Другая важная цель − это повышение эффективности производства. Простая смена собственника не приведет автоматически к повышению эффективности. К этому может привести долговременный поиск эффективного собственника. Для большинства предприятий нужен не столько «хороший» собственник, сколько умелый менеджер (руководитель).

Процесс перераспределения собственности в Росси еще не завершен, но уже сложилась новая реальность в виде социально-экономической среды функционирования экономики. Это важнейший итог приватизации.

Реституция

Говоря о приватизации, следовало бы рассмотреть и вопрос о реституции как одной из формы разгосударствления.

Структура собственности в огромной степени влияет на политическую организацию общества. Политической аксиомой является принцип, что только такое общество, где более 2/3 домохозяйств обладают приносящей доход главным образом наследственной собственностью и при том не менее 1/3 домохозяйств имеют от этой собственности основной источник своего дохода, может обеспечить стабильное существование демократических институтов.

Важна даже не абсолютная сумма дохода, а источник дохода. Большинство граждан не должно жить на зарплату. Люди должны иметь средства, не зависящие от милости другого лица, будь то государство или частный собственник. Только доход от собственного имущества делает человека вполне политически самостоятельным и потому полноценным субъектом демократического общества.

Лица, не имеющие независимых источников дохода, неизбежно становятся в зависимость от тех, кто их содержит, а когда нет и конкуренции работодателей, как при коммунистическом режиме, где единственным работодателем являлось государство, то лишенный собственности наемный работник оказывается простым рабом бюрократии.

История показывает, что демократические права распространялись не на всех. Различные цензы собственности отсекали от корпуса избирателей или существенно ограничивали в правах ту часть общества, которая не имела достаточного укоренения в собственности, приносящей доход. Делалось это не ради дискриминации рабочих и сельской бедноты, как любили писать в советских учебниках, но ради стабильности государства.

Если властную волю гражданина можно купить бутылкой водки или незначительным увеличением зарплаты – то демократия, субъектом которой он является, обречена на потрясения или гибель. В такой демократии выбирают себе начальника, а это порочный принцип.

Совсем иное дело – демократия собственников. Здесь граждане избирают себе не начальника и работодателя, но наемника, обязанного охранять их жизнь и собственность. В выборе граждане такой демократии исходят не из сиюминутных желаний. Им нужна стабильность на много поколений вперед, охрана личных и имущественных прав не только своих, но и всех своих контрагентов.

Вот почему только в ХХ веке наиболее развитые страны Запада стали переходить ко всеобщему и равному избирательному праву: большая часть их граждан начала удовлетворять требованиям «демократии собственников».

При такой социальной структуре собственности демократии Запада, Индии, Японии оказались стабильными.

В современной России собственностью, приносящей основной доход (более 1 тыс. долл. в месяц), обладают примерно 1,5% домохозяев. При этом собственность эта не наследственная, а приобретенная большей частью сомнительным путем за период рыночных реформ. Остальные домохозяйства – наемные работники. Те, кто обслуживают крупных собственников, достаточно зажиточны, но и они всего лишь наемники, не имеющие независимых источников дохода, которые можно передать по наследству. Это – экономически, а потому и политически всецело зависимые люди.

Таким образом, можно смело утверждать, что мы – общество несостоявшихся собственников. При такой структуре собственности не может быть стабильной демократии в России. Доказательством тому служит реверсирование политической ориентации электората России: от Примакова к Путину и т.п. Только обладающий собственностью гражданин может проявить свой истинный интерес в политике.

Необходимо сделать так, чтобы не менее одной трети домохозяев обладали приносящими основной нормальный доход состояниями, – важнейшая задача для сегодняшней России.

Второй путь представляется и политически более реальным, и юридически корректным, и нравственно единственно приемлемым. По нему пошли все страны, порвавшие с коммунистическим прошлым, кроме 12 республик бывшего СССР.

Если уполномочить государство вновь делить теперь уже частную собственность на более равные куски, то злоупотребления неизбежны. Юридически такое перераспределение будет некорректным потому, что права государства на приватизированную собственность отсутствуют.

Нравственный же аспект заключается в том, что и частная, и государственная собственность в сегодняшней Росси в действительности выросла из имущественных конфискаций 1917 – 1918 годов.

У всякой собственности по гражданским законам Российской Империи есть законные владельцы – потомки тех, кто владели ею на момент конфискации.

Президент В.В.Путин на встрече с архиереями Русской Церкви в Большом Кремлевском Дворце 6 октября 2004 года подтвердил необходимость возврата церковной собственности, и главный вопрос в том, как это сделать, чтобы не навредить сложившимся отношениям в обществе.

Таким образом, следует аккуратно восстанавливать справедливость, а не перепродавать краденное и награбленное в третьи руки.

Общество почему-то как само собой разумеющееся воспринимает обсуждение вопроса о том, давать землю в частное пользование или не давать. А между тем законно землю эту у крестьян и помещиков никто не отбирал. Ее национализировала 26 октября 1917 года внезаконная большевистская власть и потом насильственно обобществила. Перед революцией три четверти обрабатываемых земель находились в крестьянской собственности, остальные земли принадлежали крупным землевладельцам.

Понятно, что нынешняя власть землю, которую их политические деды обманом и насилием забрали у землевладельцев, отдавать не желает.

Но целесообразно ли возвращение награбленного имущества бывшему владельцу?

Чехи, словенцы, прибалты не богаче и не щедрее нас, но они приняли законы о реституциях. Они помнят о священном праве собственности и понимают, что никакая новая собственность не гарантирована от безнаказанных конфискаций, если не вернуть награбленное потомкам законных владельцев.

К нынешнему дню накоплен огромный опыт проведения реституции собственности и нам не придется быть в этом трудном деле первопроходцами. Итак, в первую очередь необходимо объявить беззаконными действия большевистской власти по конфискации земель, имуществ, капиталов и банковских вкладов.

Формы реституции собственности могут быть различны – от возвращения физической собственности, в первую очередь земли, а также домов, до восстановления финансовых обязательств государства перед потомками собственников и обладателей капиталов и наделения их ценными бумагами тех предприятий, владельцами или совладельцами которых являлись их предки.

Возможно, как в Латвии и Эстонии, следует предусмотреть десятилетний период между формальным подтверждением прав собственности и полным правом распоряжения ею для выявления всех встречных претензий. Огромное значение здесь имеет восстановление полного земельного кадастра Российской империи.

Имущество, которое было создано за годы большевистского режима, принимая во внимание, что оно большей частью создано подневольным или недоплаченным трудом, следует приватизировать исходя из принципа реального возмещения затрат труда, потраченного на его создание и функционирование. Акции должны выдаваться не только ныне работающим, но и ранее работавшим на предприятии людям или их наследникам с учетом реального трудового вклада работника. Те имущества, которые действительно были созданы в процессе приватизации новыми собственниками предприятий, должны остаться в их собственности.

Долг Российского государства сделать так, чтобы никакой полезный труд, свершенный в России как до 1917 года, так и в советский период, не пропал даром.

Именно процесс реституции труда и собственности приведет к созданию широкого класса мелких и средних собственников, приносящих доход имуществ. Реституции вернут в Россию множество западных инвесторов, владевших собственностью здесь до 1917 года, и, что особенно важно, сотни тысяч тех русских людей, предки которых были вынуждены покинуть Россию в годы революции и гражданской войны. Эти «старые русские» очень необходимы нашему возрождающемуся обществу, желающему продолжать не советское, а русское, досоветское государство. Они обладают исторической памятью той России, которую мы здесь потеряли. Возращение воспитанных в западной хозяйственной, политической и правовой культуре соотечественников благотворно скажется на общественном климате страны, сознание граждан которой травмировано тоталитарным прошлым. Инъекция здоровой ткани будет способствовать быстрейшему исцелению. Но русские люди, родившиеся и выросшие в зарубежье не вернутся в Россию, если здесь у них не будет имущественных оснований для достойной жизни. А такие основания наиболее естественно может им дать возвращение отеческого наследия, отнятого в годы революций и коллективизации, то есть – реституция собственнических прав.

Это интересно:  Нужно ли приватизировать дом в снт 2019 год

Реституция в Восточной и Центральной Европе в 90-е годы позволила бывшим изгнанникам занять многие ключевые посты в экономике, политике и культуре. Это возвращение «старых» латышей, венгров, чехов, литовцев, немцев, поляков исключительно благотворно сказалось на развитии их государств, на упрочении демократической системы и рыночных отношений.

Даже президенты трех балтийских республик – реэмигранты. При бывших канадцах, англичанах, французах, немцах как-то неловко, да и небезопасно брать взятки и т.п.

Часто высказывается опасение, что прошло слишком много времени и потому реституция дореволюционной собственности практически неосуществима. Это не так. В республиках Балтии период всенародной собственности лишь на 20 лет меньше чем в России, однако все потомки граждан довоенной Латвии и Эстонии прекрасно вспомнили, что кому принадлежало и разыскали в архивах соответствующие документы. Опыт этих балтийских стран для нас особенно важен, поскольку у нас во многом общая судьба.

Российские губернские архивы сохранились очень хорошо, а у многих лиц, особенно эмигрировавших, на руках остались некоторые имущественные документы. Так что технически задача реституции собственности вполне осуществима.

Но захотят ли этого сами россияне? Например, в Прибалтике, и в бывшей ГДР, и в Болгарии не за один год привыкли к мысли, что можно получить назад собственность отцов и дедов. Постепенно процесс восстановления собственнических прав пошел во всех странах Восточной Европы. Ныне он близок к завершению повсюду, кроме Польши и Югославии.

Граждане России больше эстонцев и поляков привыкли быть люмпенами, живущими на подачки власти. Но от этой пагубной привычки они быстро отучатся, когда действительно откроется возможность восстановления наследственных имущественных прав. Тем более, что собственностью станут не только дореволюционные имущества, но и результаты труда, затраченного в годы коммунистической диктатуры.

Проведение реституции собственнических прав в сегодняшней России – дело труднейшее, но других возможностей поставить восстановление нашей страны на твердое основание, у нас просто нет. (Это было мнение по вопросу реституции доктора исторических наук, профессора А.Б. Зубова.)

Формы собственности

Там, где есть экономическая деятельность, всегда присутствует проблема собственности. Отношения собственности пронизывают всю систему экономических отношений и сопровождают человека с момента его рождения до смерти.

Проблема собственности обусловлена ограниченностью ресурсов. Где ресурсы безграничны, проблемы собственности не существует. Но так как мы живем в условиях ограниченных ресурсов, то из этого вытекает проблема собственности. Таким образом, смысл собственности – обеспечить доступ к ресурсам одних лиц и ограничить доступ других лиц.

Формой собственности называют ее вид, характеризуемый прежде всего тем, кто является собственником. Форма собственности определяет принадлежность разнообразных объектов собственности субъекту какой-либо одной, единой, общей природы, например, человеку, семье, группе, коллективу, населению.

Принято выделять совокупность форм собственности, рис. 42.

Если говорить о типах собственности, то их можно выделить лишь два – «частный» и «общественный».

Частнойназывают собственность, по отношению к которой собственник персонифицирован, выделен как физическое лицо. Собственность считается частной, если правом на нее обладает либо один человек, либо сравнительно небольшая группа людей. Частная собственность принадлежит только частным лицам.

Разновидностью частной собственности является личнаясобственность. Обычно это личные вещи, предметы домашнего обихода. К частной собственности, в отличие от личной, сторонники разделения этих двух форм относят средства производства, на которых используется наемный труд.

С чисто экономических позиций следует говорить о частной собственности как об одной из основных форм собственности, оказывающих действенное влияние на экономические процессы, тогда как личная собственность характеризует скорее личное потребление и относится больше к социологии, чем к экономике.

Промежуточное место между государственной и частной занимает общая собственность нескольких субъектов. Строго говоря, уже семейная собственность может считаться общей.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации общая собственность подразделяется на совместную и долевую. Общая совместная собственность принадлежит всем собственникам вместе и не делится между ними на части. Общая долевая собственность разделена на доли, части. В кооперативах, товариществах долю каждого собственника именуют паем. Доли, паи определены, но не выделены из общей собственности. Если собственник отделяет свою часть из общей собственности, она становится частной собственностью.

Общую долевую собственность трудно отличить от частной, граница между ними размыта. Например, акционерную собственность можно считать и частной и общей долевой, так как акционер вносит свою долю в капитал акционерного общества. Акционерную собственность называют также корпоративной, так как это собственность единой корпорации. Субъектами общей собственности могут быть любые собственники, в том числе и государство.

Общая собственность, понимаемая в широком смысле слова, простирается от узкогрупповой до общенародной. В общенародной собственности не выделяется субъект собственности как индивидуум, а право собственности распространяется на всех граждан. В то же время было бы неправомерным полагать, что в общенародной собственности (называемой иногда общественной) личность как собственник вообще не фигурирует.

Общенароднаясобственность – это то, что принадлежит всем вместе и каждому в отдельности, т.е. каждый член общества хотя бы в какой-то минимальной степени обладает правами собственника. Так, грибы и ягоды в лесу, рыбу в реке, пляж на берегу моря правомерно отнести к общенародной собственности. Но если вы нашли гриб, поймали рыбу, заняли на время свободное место на пляже – это уже ваша собственность. Часто общенародную собственность отождествляют с государственной, что не совсем корректно.

Общая, в том числе общенародная собственность, иногда разделяется по территориальному признаку. В этом случае выделяются такие формы собственности, как региональная и муниципальная (местная).

Широко известна и распространена государственная форма собственности, которая в странах с федеративным устройством делится на федеральную и субфедеральную, т.е. собственность регионов – субъектов федерации.

Четко провести грань между государственной и общенародной собственностью трудно. Объектами общенародной собственности, по логике, должны быть блага, общедоступные всем гражданам на равных правах, такие как свободные земли, водные и речные просторы, открытые парки и пляжи, лесные массивы.

Такие места, как зоопарки, заповедники, находящиеся в ведении государственных органов управления, относятся уже к государственной собственности, так же, как и государственные предприятия, учреждения, основные виды природных ресурсов, оборонные объекты.

Собственность есть результат исторического развития. Ее формы меняются с изменением способов производства. Причем главной движущей силой этого изменения является развитие производительных сил. Переплетение и взаимодействие всех форм собственности оказывает положительное воздействие на весь ход развития общества.

Собственность– это основа, фундамент всей системы общественных отношений. От характера форм собственности зависят и формы распределения, обмена, потребления. Например, в рыночной экономике преобладает частная собственность, а в плановой – государственная собственность.

Правильнее всего с юридической точки зрения говорить не о собственности как таковой, а о праве собственности.

Права собственности– это совокупность властных прав, иначе сказать пучок правомочий, санкционированных обществом поведенческих отношений между людьми, возникающих в связи с существованием благ и их использованием.

Права собственности начали формироваться со времен Древнего Рима. Римское право определяло понятие собственности как право владения, пользования и распоряжения. В последующем количество прав собственности возрастало и полный пучок прав, называемый «перечнем А.Оноре» (английский юрист, впервые предложивший его в 1961 г.) состоит из 11 элементов:

1) право владения – право физического контроля над собственностью;

2) право пользования – право личного использования вещи;

3) право распоряжения (или управления) – решение, как и кем вещь может быть использована;

4) право присвоения (право на доход, прибыль) – право обладать результатами от использования благ;

5) право суверена (на остаточную стоимость) – право на отчуждение, потребление, проматывание, изменение или уничтожение вещи;

6) право на безопасность – право на защиту от экспроприации вещи и от нанесения вреда вещи со стороны внешней среды;

7) право на переход вещи по наследству или по завещанию;

8) право на бессрочность обладания вещью;

9) право на запрещение вредного использования– запрет использовать вещь, если это связано с производством отрицательных внешних эффектов (запрет использования вещи способом, наносящим вред другим лицам и их имуществу);

10) право на ответственность в виде взыскания – возможность изъятия вещи в уплату долга;

11) право на остаточный характер – право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий.

Следует отметить, что не всех обладателей разных элементов «перечня А.Оноре» можно назвать собственниками. Ими являются только те, кому принадлежит комбинация, включающая одно или несколько правомочий из первых пяти.

Права собственности являются не чем иным, как конкретизацией, проявлением отношений собственности в реальной действительности. Иначе говоря, права собственности есть не что иное, как определенные «правила игры», принятые в обществе.

Смысл и цель спецификации состоит в том, чтобы создать условия для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, кто способен извлечь из них большую пользу. Там же, где права собственности не специфицированы, правомочия не закреплены, там вероятнее всего возникновение конфликтов.

Это интересно:  Объекты и способы приватизации 2019 год

Чем определеннее права собственности, тем сильнее стимул у хозяйствующего субъекта учитывать те выгоды или тот ущерб, которые его решения приносят другому лицу. Все это будет способствовать более эффективному распределению ресурсов.

Общая собственность, или свободный доступ, порождает проблему, которая в экономической науке называется «трагедией общин». Этим термином обозначается тенденция к хищническому использованию общей собственности.

В развитых странах в целом около 10−15% вещественных факторов производства находится в индивидуальной частной собственности, 60−70% − в ассоциированных формах частной собственности и 15−20% − в государственной собственности, что позволяет называть такие экономики смешанными.

Предпринимательство

Понятие «предпринимательство» было впервые введено в научный оборот Р. Кантильоном (1680−1734) при характеристике тех субъектов, которые на свой страх и риск устремились в сферу рыночного обмена (купить товар дешевле, чтобы затем продать его дороже) с целью получения прибыли. Эти субъекты рыночных отношений и были названы предпринимателями (в переводе с французского – «посредники»).

В работах классиков экономической науки А. Смита (1723−1790), Д. Рикардо (1772−1823) предпринимательство определялось как деятельность, связанная с риском и направленная на получение дохода, а сам предприниматель отождествлялся с собственником капитала.

В дальнейшем, в связи с обособлением функций собственности и управления, представление о предпринимательстве начинает меняться. Так, Ж.-Б. Сэй (1767−1832) считал основной функцией предпринимателя организацию и управление воспроизводственным процессом в рамках нормальной хозяйственной деятельности. Именно предприниматель соединяет воедино факторы производства «труд», «земля» и «капитал» в производственном процессе. Причем не просто соединяет воедино, а, проявляя инициативу, соединяет их по-новому. Предприниматель не просто руководит предприятием, а принимает неординарные решения по управлению фирмой.

Предпринимательскую деятельность нельзя отождествлять с традиционным трудом по управлению; предпринимательство – достаточно самостоятельная, высшая ступень управленческой деятельности.

Также следует отличать предпринимательство от бизнеса. Если предпринимательству свойственен творческий поиск, новаторство, новизна, то бизнесу − ориентация на прошлый опыт.

Предприниматель– это тот бизнесмен, который делает не то, что делают остальные, и не так, как делают остальные.

Предприниматель, внедряя инновации, несет ответственность за экономический риск, поэтому в результате выполнения этих функций он вправе претендовать на определенный доход − прибыль.

Одним из авторитетных специалистов в области теории экономического развития и предпринимательства является Й. Шумпетер (1883−1950), который выделяет пять случаев «осуществления новых комбинаций»:

1) изготовление нового, т.е. еще неизвестного потребителям блага или создание нового качества того или иного блага;

2) внедрение нового в данной отрасли промышленности, еще неизвестного метода производства;

3) освоение нового рынка сбыта;

4) получение нового источника сырья или полуфабрикатов;

5) проведение реорганизации рыночной структуры, например, обеспечение монопольного положения посредством создания треста.

Именно в осуществлении этих новых комбинаций состоит специфика предпринимательской деятельности, что позволяет выделить предпринимательство в качестве фактора производства наряду с трудом, землей и капиталом.

Предпринимательство – это процесс поиска новых возможностей, использование новых технологий и новых сфер вложения капитала, преодоление старых стереотипов и границ.

Предприниматель – это менеджер-новатор, который ведет собственное дело, как индивидуальное, так и коллективное, имея в нем свою долю собственности или используя заемный капитал.

Цель предпринимательской деятельности заключается не только в получении прибыли, но и в завоевании социального статуса.

Не всякие граждане склонны заниматься предпринимательской деятельностью, а только 5-10% всего населения. Предпринимательские таланты – это такое же национальное богатство, как нефть, газ, золото и алмазы.

Предприниматель – это не только профессия, но и определенная качественная характеристика человека с его наклонностями, привычками, интеллектом, образованием.

Для предпринимательской психологии характерна ненасытная склонность организовывать, развивать, господствовать. В современных условиях предприниматель должен быть вооружен знаниями многих отраслей науки и практики, он должен быть интеллектуально развитым и смелым человеком. В определенном смысле предпринимательство – это талан от рождения.

Для развития предпринимательства необходимы следующие условия:

1) наличие частной собственности на средства производства;

2) экономическая свобода производителей и потребителей;

3) стабильность государственной политики;

4) развитость демократических институтов;

5) открытость рынков;

6) льготный режим налогообложения и кредитования;

7) позитивное общественное мнение к предпринимателям и др.

Различают следующие виды предпринимательской деятельности по сферам действия:

ü производственное предпринимательство, направленное на создание нового продукта;

ü коммерческое предпринимательство (торговая деятельность по перепродаже произведенных ранее товаров);

ü финансовое предпринимательство (торговля валютой и ценными бумагами).

Предпринимательство органически связано с экономической свободой. Отрицать экономическую свободу – значит отрицать личные достоинства и право любого человека распоряжаться своей судьбой.

Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Теневая экономика

Под теневой экономикой понимается скрытая от государства предпринимательская и иная экономическая деятельность, приносящая более высокую, чем в легальной сфере, прибыль в результате уклонения от налогов, обмана, подлога; занятие запрещенными и потому криминальными видами экономической деятельности.

Теневая экономика – это объективное социально-экономическое явление, присущее любой экономической системе независимо от уровня ее развития и социально-экономического характера. Так, с конца 1970-х годов из 17 ведущих капиталистических государств странами-лидерами по уровню «затенения» экономики являлись: Швеция (13% ВВП), Бельгия и Дания (12% ВВП), Италия (11% ВВП), ФРГ, Канада и Англия (8−9% ВВП). Несколько ниже ее удельный вес в США, Франции, Нидерландах, Ирландии, Японии.

Некоторые ученые считают, что истоки, глубинные причины теневой экономики кроются в человеческой природе, в стремлении людей получать прибыль и сверхприбыль любым путем.

«Социалистическая» теневая экономика выражалась главным образом в приписках, частном предпринимательстве, негосударственной торговой деятельности (спекуляции), коммерческом посредничестве и других формах частной экономической инициативы. Многие из этих форм удовлетворяли определенные общественные потребности, а их нелегальность была обусловлена тотальным огосударствлением общественных отношений.

В России с начала рыночных реформ основной формой выражения теневой экономики становится экономическая преступность. В настоящее время в «теневом» секторе нашей страны, по различным оценкам, производится от 30 до 50% ВВП. В СССР этот показатель был на уровне 10−15%.

Структуру современной российской теневой экономики можно представить в виде трех блоков:

1. Подпольная («серая») экономика − предпринимательская и иная экономическая деятельность, ориентированная на удовлетворение нормальных общественных потребностей (оказание бытовых услуг, ремонт и строительство жилья, обслуживание автомобилей, бытовой техники, частная медицинская и педагогическая практика), однако осуществляемая в неконтролируемых государством формах с целью извлечения неконтролируемого дохода и уклонения от налоговых и иных обязательных платежей.

2. Фиктивная (мошенническая, преступная) экономика – предпринимательская и иная экономическая деятельность, сопряженная с различного рода обманами, фальсификациями, мошенничеством (лжепредпринимательство, обман при получении кредитов и их использования, фальсификация информации при эмиссии ценных бумаг, изготовление и сбыт поддельных денежных знаков, валюты, ценных бумаг, кредитных и расчетных карт, любых иных платежных документов, фиктивное банкротство и обман кредиторов, ложная реклама и т.п.).

3. Криминальная («черная») экономика, ориентированная на удовлетворение деструктивных потребностей (проституция, торговля детьми, незаконная торговля оружием, похищение людей, наркобизнес и т.д.) или получение доходов от различных видов профессиональной преступной деятельности (скупка краденого, торговля золотом и т.д.).

Основными причинами существования и развития теневойэкономики в России являются нестабильность и разбалансированность экономики официальной, противоречивость законодательной базы, неэффективность налоговой и социальной политики государства. Важное место занимают явления социально-психологического характера (появление новых жизненных стандартов, утрата нравственных ориентиров, неготовность к жизни в условиях рынка, атрофия массового протеста к различным видам отклоняющегося поведения).

Экономическийаспект существования теневой экономики заключается в отставании роста заработной платы от стоимости рабочей силы.

Мировая практика показывает, что стандартный удельный вес теневого сектора в ВВП страны колеблется в пределах 5−10% .

Для противостояния «теневой» экономической деятельности, уменьшения ее удельного веса до стандарта необходимо воздействовать на факторы, которые обусловливают ее рост:

1) тяжесть налогообложения;

2) размеры получаемого дохода;

3) продолжительность рабочего времени;

4) масштабы безработицы;

5) количество чиновников и их роль в госсекторе и т.д.

Характерными причинами всплеска «теневой» экономики, свойственными для современной России, являются:

1) изменение социально-экономического строя;

2) высокая степень монополизма в экономике;

3) глубокий социально-экономический кризис;

4) либерализация цен;

5) слабая законодательная база;

6) открытие внешних рынков;

7) конвертируемость национальной денежной единицы и др.

Статья написана по материалам сайтов: megalektsii.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий