Основные цели приватизации 2019 год
В настоящее время действует Государственная программа приватизации, утвержденная указом Президента РФ от 1993 № 2284 ( в ред. от 16.08.2004 г. №- 1084), которое указывает основные цели приватизации:
- -повышение эффективности экономики в целом и деятельности отдельных предприятий на основе структурной перестройке экономики( привлечение частных управленцев приводит к более эффективной работе предприятия за счет более эффективного использования ресурсов предприятия (трудовых сил, оборудования, денежных средств, и т.д.) по сравнению с государственным регулированием);
- -формирование широкого слоя частных собственников, как экономической основы рыночных отношений(появляются денежные отношения между частными собственниками, что приводит к развитию экономики внутри страны);
- -вовлечение в процесс приватизации населения путем продажи приватизируемого государственного имущества за приватизационные чеки на специализированных чековых аукционах до 01.07.1994 г. и за деньги после 01.07.1994 г.(переход граждан от формального к реальному владению собственностью, и к более эффективному труду, т.к. люди работают с большим интересов на себя, чем на государство);
- -завершение в основном приватизации крупных и средних предприятий промышленности и строительства, а также объектов малой приватизации.
- -привлечение в производство инвестиций, а также привлечение иностранного капитала( за счет инвестируемых средств идет обновление оборудования, приобретение новых технологий );
- -содействие в проведении мероприятий по социальной защите населения, в том числе защите прав частных собственников.
Со временем некоторые цели могут меняться вследствие политических, экономических и социальных факторов, а также под влиянием внешнеэкономического воздействия.
Так основными целями приватизации можно считать:
- · Увеличение эффективности функционирования хозяйства счет передачи собственности в частные руки;
- · Увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий, а последствии за счет сбора налогов с вновь образовавшихся частных предприятий
- · Укрепление социального мира за счет увеличения доходов населения
При проведении приватизации государством должны соблюдаться несколько принципов:
- -обоснование и публичность каждого шага
- -сохранение национальной безопасности
- -постепенный характер изменений
- -обоснованность самого факта приватизации данного предприятия, государственная собственность является необходимым дополнением к рыночному механизму. Приватизация целесообразна только для неоправданных монополий.
- -необходимыми условиями должны быть новые инвестиции, совершенствование управления, дающие толчок к развитию предприятий и выходу на новый производственный уровень.
- -первоочередным условием должно быть сохранение уровня занятости и социального обеспечения, а также формирование и поддержка средних слоев.
Понятие и основные цели приватизации
В XX в. приватизация государственной собственности получила большое распространение, захватив почти все основные страны. Первое упоминание о приватизации относится к XIII в. в Англии [29].
Многие авторы по-разному определяют понятие «приватизация».
Приватизация в классическом словарном понимании — это отход от доминирования государственной собственности и переход к частной собственности.
Приватизация означает переход прав собственности от государства к частным лицам на условиях полной продажи государственных фирм частным лицам или продажи части активов и делегирования прав по распоряжению государственным имуществом [29].
В соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований имущества в собственность физических и юридических лиц (3, ст. 1).
Из данных определений следует, что основным признаком приватизации является ее возмездный характер. Некоторые авторы различают определение «приватизация» и «разгосударствление», под последним понимают передачу от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Приватизация носит возмездный характер, а разгосударствление может иметь разные формы.
В экономическом смысле под приватизацией понимается «преобразование отношений собственности путем передачи или продажи на различных условиях государственной и муниципальной собственности частным и коллективным хозяйствующим субъектам» [19].
В.А. Виноградов, С.Я. Веселовский под приватизацией предприятия понимают инициированный государством и оформленный соответствующими законодательными актами процесс ограничения правомочий государства как субъекта собственности, хозяйствования и/или управления; под приватизацией экономики — происходящий в рамках национальной хозяйственной системы процесс сокращения масштабов государственного сектора, а также структурное перераспределение прав собственников в пользу частного капитала за счет уменьшения удельного веса государства в производстве валового национального продукта [12].
По мнению Е.П. Губина и П.Г. Лахно, сущность приватизации заключается в изменении формы собственности и субъекта права собственности на имущество. Следовательно, приватизация представляет собой процесс реформирования государственной собственности путем передачи государственного имущества в собственность граждан и юридических лиц (частную собственность) в целях формирования слоя новых собственников и освобождения государства от затрат по содержанию части имущества (неэффективное производство и др.) и управлению им [28].
Понятие приватизации имеет свои отличия по объекту приватизации: жилье, предприятие, природные ресурсы.
Приватизация жилых помещений есть бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде [5, ст.1].
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических или юридических лиц [4, ст. 1].
Можно выделить несколько задач приватизации:
§ повышение эффективности предприятий;
§ сокращение правительственных расходов за счет налогоплательщиков;
§ увеличение поступлений в бюджет;
§ ликвидация или возможное уменьшение внутренней и внешней задолженности;
§ борьба с монополиями на рынке;
§ расширение рынка заемных капиталов;
§ увеличение платежеспособности и инвестиций населения;
§ привлечение сотрудников к управлению капиталом компании;
§ сокращение профсоюзного движения;
§ создание обширной социальной базы мелких и средних собственников и многое другое.
Таким образом, приватизация —это процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Данное явление осуществляется посредством безвозмездной передачи или распродажи объектов государственной собственности в собственность заинтересованных лиц с образованием на этой основе частной, акционерной или корпоративной собственности.
Основные цели приватизации государственных и муниципальных предприятий, их осуществление в России
В СССР и многих других бывших социалистических странах утвердилась и более 70 лет существовала система тоталитарного государственного социализма.
Полное огосударствление экономики выражалось в следующих моментах:
Ø Была превращена в государственную, собственность народа на основные средства производства.
Ø Государственный аппарат монополизировал право управления народным хозяйством.
Ø Было в максимальной степени централизовано и сосредоточено в руках чиновничьего аппарата распоряжение финансовыми ресурсами и основной массой производственной продукции на всех предприятиях.
В основе этой системы находятся две формы собственности:
ü Общественная (государственная)
Колхозно-кооперативная собственность всегда находится в подчиненном положении по отношению к государственной.
Сложилась командно-административная система управления страной, в следствие чего трудовые коллективы были лишены возможности участвовать в управлении производством или хозяйством.
Все это привело к тому что экономика больше не могла поступательно развиваться. Утвердился монополистический диктат производителей над потребителями. Повсеместно нарушались экономические законы функционирования рынка, а в результате деформации общественной собственности возникли три вида эксплуатации:
2. Казарменный. 35 миллионов крестьян и 3 миллиона специальных поселенцев.
3. Государственный (теневая экономика, коррумпированность, бесхозяйственность).
Итог: Встал вопрос о необходимости совершенствования собственности в нашей стране. В средствах массовой информации (СМИ) стали появляться такие категории, как: разгосударствление и приватизация. Долгое время экономисты не делали разницы между разгосударствлением и приватизацией (private (англ.) – частная собственность).
Разгосударствление — это коммерциализация деятельности предприятий. Это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, которые направлены на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Охватывает весь комплекс преобразований хозяйственной системы страны.
Приватизация – это одно из направлений разгосударствления собственности, т.е. превращения государственного имущества в объекты частного и частно-коллективного присвоения. Приватизация — это когда государственная собственность передается в собственность физических и юридических лиц.
Цели приватизации:
При осуществлении приватизации преследовались следующие цели:
ü Она должна была стимулировать рост производства и помочь экономике выйти из кризисной ситуации.
ü Должна была стать фактором ускорения научно-технического прогресса.
ü Должна была способствовать созданию многообразия форм собственности в хозяйстве нашей страны.
ü Должна была помочь формированию слоя предпринимателей.
ü Должна была способствовать созданию конкурентной среды (без чего рынок невозможен).
ü Должна была способствовать привлечению иностранных капиталов в российскую экономику.
ü Средства от приватизации должны были помочь осуществить социальную защиту населения в период перехода к рынку.
Приватизация в других странах имеет другие цели:
ü Сокращение задолжности государственного сектора.
ü Должна способствовать дальнейшему развитию рынка.
ü Способствовать стимулированию предпринимательской деятельности.
ü Расширение индивидуальных свобод граждан, предпринимателей.
ü Для ослабления правсоюзов.
Объекты приватизации:
ü Предприятия материальной сферы производства.
ü Предприятия социальной сферы.
Субъекты приватизации:
ü Физические лица.
ü Юридические лица.
Формы приватизации:
ü Частная форма (создание акционерных обществ).
ü Создание малых предприятий.
ü Создание совместных предприятий.
ü Создание арендных предприятий, с правом последующего выкупа.
Способы приватизации:
ü Бесплатная приватизация.
ü Конкурсный или конкурентный отбор.
ü Аукционная распродажа.
Средства приватизации:
ü Денежные сбережения граждан.
ü Приватизационные счета.
Методы приватизации:
Различаются по возможности оценить приватизируемые объекты (собственность):
ü По остаточной стоимости.
ü По балансовой стоимости.
ü По рыночной (текущей) стоимости.
Особенности приватизации в России:
1. Ее беспрецедентные масштабы. Нигде в таких масштабах не производилась.
2. Она осуществлялась в условиях глубокой деформации народно-хозяйственной структуры.
3. Она осуществлялась в условиях отсутствия материальных (трудовых) стимулов у основной части трудового населения страны.
4. Она осуществлялась в условиях когда практически отсутствовал опыт предпринимательской деятельности.
5. Она осуществлялась, когда было очень трудно правильно оценить приватизационную стоимость.
6. Многообразие региональных условий и региональной специфики.
Цели и принципы приватизации
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: «Приватизация как форма трансформации отношений собственности на современном этапе развития экономики»
Студент факультета МЭО и М 1 курс
группа 1127зс ____________ А.Ю.Демидович
1. Теория приватизации
1.1 Сущность приватизации
1.2 Экономическое содержание приватизации
1.3 Цели и принципы
1.4 Формы, способы и модели приватизации
2. Приватизация на современном этапе, на примере РБ
2.1 Понятие, основные принципы и формы разгосударствления и приватизации на современном этапе
2.2 Особенности приватизации в РБ
2.3 Недостатки и проблемы приватизации
Список использованных источников
Введение
Важнейшими направлениями формирования рыночной экономики являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции.
Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.
Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.
Объективные причины развития приватизационного процесса носят как макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость постоянного внерыночного согласования производственной деятельности государственных предприятий в условиях административно-командной экономики обусловила их высокие планово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками. Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от «административно-командной» системы к «социальному рыночному хозяйству», но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек.
Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, инструментом государственного регулирования долговременного характера. Непосредственными целями приватизации являются:
· формирование слоя мелких и средних собственников;
· сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
· перераспределение экономических основ власти.
Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.
В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем как методологического, так и прикладного характера. Более того, в условиях перехода к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.
Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие «приватизация», его соотношение с категориями «частная собственность», «разгосударствление». Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов и приоритетов. В данной курсовой работе я постараюсь раскрыть содержание этих процессов.
Теория приватизации
Сущность приватизации
Приватизация (от англ. рrivate — частный, единичный) всегда означает смену государственной формы собственности частной (приватной). Наряду с традиционным ее пониманием как процесса передачи объектов, определенных видов деятельности из рук государства в частную собственность, бытует также и более широкая трактовка. Согласно последней, данное понятие охватывает и приватизацию привилегий, монополию какого-либо права, предложение услуг, завоевание определенного сегмента рынка или даже возникновение новых, помимо государственных, форм хозяйствования.
Разгосударствление и приватизация близкие, но не тождественные понятия. Разгосударствление представляет собой процесс децентрализации экономики, преодоления монополизма государственной собственности. При разгосударствлении происходит передача от государства хозяйствующим субъектам части права собственности — права пользования и права владения. Приватизация — это процесс приобретения госимущества в индивидуальное или коллективное пользование, т. е. частную собственность. В результате этого государство утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами собственности, а его органы право непосредственного правления ими. Отсюда следует, что приватизация — наиболее радикальный путь преобразования отношений собственности.
Приватизацию иногда называют тихой революцией, которая завоевывает мир. В последние годы этот процесс охватил более 80 государств. Основной причиной начала широкомасштабного процесса приватизации послужило кризисное состояние экономики, признание факта, что рыночная экономика более эффективна, чем командно-административная.
Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, таких как:
· переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;
· полная продажа государственных предприятий частным лицам;
· продажа части активов;
· передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.
Экономическое содержание приватизации
Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную под непосредственным воздействием государственных органов.
При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы.
Содержание системы отношений приватизации раскрывается через ее цели. В этом аспекте приватизация — не цель реформы, а ее инструмент. Приватизация способствует демонополизации производства. К сожалению, резкий переход к акционированию крупных предприятий произошел без их предварительной реорганизации и коммерциализации. Это не позволило увязать задачи приватизации и демонополизации. Следует учитывать, что проблему демонополизации удается решить не во всех отраслях народного хозяйства и не только методами разукрупнения. Взаимосвязь приватизации и демонополизации настолько сложна, что использование разрешенных программой приватизации методов приводило к разрушению сложившихся отраслевых научных комплексов при выходе из них структурных подразделений.
Реализация целей приватизации взаимно противоречива. Явные противоречия существуют между принципами социальной справедливости и экономической эффективности. Здесь пришлось поступиться нормами справедливости в целях ускорения процесса разгосударствления и приватизации. Важным средством приватизации является перераспределение доходов и имущества.
Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое
одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы.
Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности[1].
Цели и принципы приватизации
Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, — инструментом государственного регулирования долговременного характера.
Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими[2]:
1. Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).
2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки).
3. Социальная (обеспечение социального мира).
4. Перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимнопротиворечива.
Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации — акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство. Чтобы добиться наибольшего результата надо отдать предприятие в руки умелых управляющих и суметь заинтересовать их в достижениях наилучших конечных результатов.
В основе приватизации должен лежать генеральный принцип всех реформ – «не навреди»!
На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:
ü приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;
ü приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий;
ü изменения структуры собственности должны носить постепенный характер;
ü обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;
ü приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;
ü каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.
Что относительно концепций, то в условиях рыночной трансформации экономики в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».
В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной.
Второй подход — «трудовой» — на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность.
Третий подход, который по его собственному критерию можно назвать «субъектным», тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.
Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся – отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора.
Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.
Массовый характер приватизация может принять только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и де приватизации — двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.
Статья написана по материалам сайтов: studopedya.ru, studopedia.org, lektsii.org.