Основной целью приватизации является 2019 год

Цель разгосударствления экономики состоит в том, чтобы:

· снизить долю государственной собственности в национальной экономике;

· покончить с ее тоталитарной обезличенностью;

· заинтересовать производителя в результатах своего труда;

· повысить эффективность производства;

· выпускать конкурентоспособную продукцию [26].

Главными задачами приватизации являются:

1. Формирование слоя частных собственников, содействующих созданию ориентированной рыночной экономики;

2. Повышение эффективности деятельности предприятий, т. к. приватизация создает интерес людей не только к текущим доходам, но и к воспроизводственным процессам, росту технического уровня производства, росту издержек, росту прибыли;

3. Социальная защита населения и развитие и объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;

4. Стабилизация финансового положения. Продажа имущества — возможный источник государственных доходов для покрытия дефицита бюджета, а также валютной выручки для расчетов по внешнему долгу;

5. Создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;

6. Привлечение иностранных инвесторов;

7. Передача подавляющего большинства функций управления собственнику, что освободит государство от несвойственных ему задач и будет способствовать росту качества управления производством [10].

Но в каждой стране существуют специфические отклонения от вышеупомянутой общей схемы. Они зависят от уровня развития страны, исторических предпосылок, наконец, от национального менталитета, и многих других факторов. Если в странах с развитыми рыночными системами приватизация имеет ограниченные масштабы, предполагает использование рыночных (денежных) средств отчуждения, направлена ??прежде всего на оздоровление государственных финансов, сокращения расходов государственного бюджета на содержание неэффективных государственных предприятий, увеличение доходной части за счет продажи капитала и больших налоговых поступлений от предприятий, излечились» в частных руках, то в странах с переходной экономикой приватизация имеет другие параметры. Здесь целями приватизации выступают ускорения развития свободного предпринимательства, расширения частного сектора в экономике и повышение в будущем эффективности использования производственного имущества за счет включения свободной экономической инициативы и высокого личного интереса новых собственников к эффективному использованию экономических ресурсов, принадлежащих им.

Конкретные цели и подцели, вытекающие из стратегических перспективных целей приватизации в процессе проведения уточняются и меняются на разных этапах приватизационного процесса. Особенно важным в реализации поставленных целей на избрание такой модели приватизации, в рамках которой экономические цели не превращались бы в политические. Например, в процессе приватизации в нашей стране на втором ее этапе была намечена цель: быстро создать широкий слой собственников, несмотря на то, что для этого не существовало объективных предпосылок. По этой причине данная цель стала более политической, чем экономической, поэтому общество не получило существенного эффекта от ее реализации [11].

При приватизации преследуют три основные цели:

1. идеологическую — добиваться того, чтобы предпринимательство было основным саморазвивающимся институтом демократического общества;

2. экономическую — повысить эффективность работы страдающих от бюрократизма госпредприятий, а также оздоровить госбюджет путем ликвидации субсидий госпредприятиям и получения доходов от их распродажи;

3. социальную — снизить отчуждение трудящихся от средств производства, вовлекая их в число собственников [12].

Для Беларуси актуальна цель не допустить, чтобы уже запущенный механизм приватизации привел к одной из возможных опасностей:

· Формальная приватизация, когда другие элементы хозяйственной форме предприятия будут оставаться неэффективными, а цель приватизации не будет достигнута. В Польше до 1990 г. сельхозугодья на 87% были в частной собственности у крестьян. Однако государство держало в своих руках функции материально-технического снабжения и сбыта продукции сельхозпроизводителей, диктовало цены. Этого оказалось достаточно, чтобы сельское хозяйство Польши оказалось неэффективным.

· Бюрократически-мафиозная приватизация, когда контроль над экономикой останется в руках государственной бюрократии и небольшого числа предпринимателей.

Собственность приватизируемых средних и крупных предприятий в соответствии с действующим сегодня механизмом делится на три части: 50% для чековой приватизации, 25% для льготной продажи трудовым коллективам, 25% остается в госуправлении. Обращение и концентрация в одних руках контрольных пакетов именных чеков продуманно затруднена. Поэтому чеки будут концентрироваться в чековых инвестиционных фондах (ЧИФ), но не более 10% имущества для одного предприятия. Таким образом, контрольный пакет будет у госаппарата [13].

Таким образом, при приватизации преследуют три основные цели: идеологическую, экономическую, социальную.

Собственность приватизируемых средних и крупных предприятий в соответствии с действующим сегодня механизмом делится на три части: 50% для чековой приватизации, 25% для льготной продажи трудовым коллективам, 25% остается в государственном управлении.

Аналитические задачи

1. Если в Республике Бетании 1 баррель нефти стоит 200 луидоров, а в Республике Дельта 400 песо, то, исходя из паритета покупательной способности, валютный курс луидора равен:

3. Если номинальный обменный курс составляет 2 доллара за 1 фунт стерлингов, волейбольный мяч стоит в США 8 долларов и 5 фунтов в Великобритании, то реальный курс американского доллара составит _______ долларов за 1 фунт стерлингов.

а) уменьшится на 240 долларов;

б) увеличится на 168 долларов;

+в) увеличится на 240 долларов;

г) уменьшится на 168 долларов.

6. При изменении номинального курса с 30 до 25 рублей за 1 доллар США, цена билета на концерт европейской рок-группы в России за 3 000рублей в долларах:

+а) увеличится на 20 долларов;

б) уменьшится на 20 долларов;

в) увеличится на 25 доллара;

г) уменьшится на 25 долларов.

РАЗДЕЛ IV. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

4.1. Особенности переходной экономики в России.

ЗАКРЫТАЯ ФОРМА ТЕСТОВ

Для каждого задания выберите единственный правильный ответ.

1. Сторонники «шоковой терапии» перехода от командной экономики к рыночной считают, что:

а) безработица является большей проблемой, чем инфляция;

б) неэффективное использование ресурсов является меньшей проблемой, чем спад производства;

в) необходим длительный переходный период;

+г) неэффективное использование ресурсов является большей проблемой, чем спад производства.

2. Преимуществом «шоковой терапии», как одного из этапов перехода от командно-административной к рыночной экономике является:

+а) достаточно быстрое и эффективное устранение диспропорций в структуре относительных цен;

б) снижение социального недовольства, вследствие достаточно быстрых перемен;

в) ускоренное достижение устойчиво положительных темпов экономического роста;

г) эффективная интеграция России в мировое хозяйство.

3. Градуализм – это экономическая концепция, которая:

а) считает необходимым уменьшение государственного влияния на экономику для достижения бездефицитного бюджета и либерализации цен;

б) направлена на возникновение, развитие и укрепление рыночных правил экономического поведения;

в) направлена на формирование самодостаточной экономической системы;

+г) отводит государству главную роль в формировании рынка и предполагает проведение медленных и последовательных реформ.

4. Эволюционный вариант перехода от командно-административной к рыночной экономике не характеризует:

а) первоначальное реформирование сельского хозяйства;

б) проведение жесткой финансовой политики;

+в) одномоментная либерализация цен;

г) активное поощрение частного предпринимательства.

5. К недостаткам варианта радикального перехода от командно-административной к рыночной экономике нельзя отнести:

+а) отмену монополии на внешнеэкономическую деятельность;

б) отток ресурсов из производственной сферы;

в) появление высокой открытой инфляции;

г) усиление социальной дифференциации населения.

6. Бесплатное и уравнительное распределение среди граждан прав на приобретение государственных предприятий является основой:

а) концепции акционерной модели приватизации;

+б) концепции ваучерной модели приватизации;

в) китайской модели приватизации;

г) немецкой модели приватизации.

7. Ваучерная приватизация лучше всего подходит, когда:

+а) население не имеет достаточного количества денежного капитала;

б) имеется возможность притока в страну иностранного капитала;

в) население имеет значительное количество денежного капитала;

г) необходимо найти эффективного собственника.

8. Преимущества ваучерной приватизации состоят:

а) в поступлении больших денежных средств в бюджет;

б) в наличии эффективных собственников;

в) в неравенстве, способствующем повышению эффективности производства;

+г) в сохранении принципа равенства.

9. Основой бесплатной формы приватизации может быть:

10. Фундаментом бесплатной формы приватизации является метод:

а) приватизации через именные счета;

б) аренда с правом выкупа;

+в) ваучерной приватизации;

11. Одним из достоинств ваучерного метода приватизации является:

+а) равенство возможностей граждан страны;

б) непременное повышение эффективности производства;

в) непременное повышение эффективности собственников;

г) равенство доходов граждан страны.

12. В условиях недостаточности денежного капитала у населения целесообразно применять метод приватизации:

в) целевая продажа;

13. Самой управляемой программой массовой приватизации считается _________ модель.

14. Наиболее масштабная программа приватизации по охвату государственных основных фондов и населения прошла:

15. Существенное отличие приватизации в Российской Федерации по сравнению с приватизацией в западных странах с рыночной экономикой проявляется:

а) в ослаблении роли профсоюзов;

+б) в потребности формирования слоя частных собственников-предпринимателей и создания конкурентной рыночной среды;

в) в привлечении иностранных инвестиций;

г) в акционировании предприятий.

16. Российская программа массовой приватизации предусматривала завершение в течение:

г) шести месяцев.

17. Фактором, обусловившим необходимость перехода от командной к рыночной экономике в России, не является:

+а) колоссальный рост цен на товары «народного потребления»;

б) устойчивое снижение темпов экономического роста;

в) ухудшение качества жизни;

г) провал реформирования социалистической системы централизованного управления.

18. К основным направлениям реформирования экономики в переходный период в России не относится:

а) формирование идеологии свободного предпринимательства;

б) либерализация внешнеэкономической деятельности;

г) формирование рыночной инфраструктуры.

19. Ключевой проблемой России при переходе к рыночной экономике не является:

Это интересно:  Ваучерная приватизация в ссср 2019 год

а) структурные диспропорции;

+б) бюджетный профицит;

в) политическая нестабильность и изменчивость условий ведения бизнеса;

г) социальная дифференциация населения.

20. Разгосударствление не может осуществляться по такому направлению как:

+а) возложение на государство дополнительных функций хозяйственного управления;

б) формирование новых организационных структур;

в) создание многообразных форм хозяйствования;

г) признание каждого работника и трудового коллектива равноправными участниками присвоения.

21. Разгосударствление направлено на:

а) устранение социальной дифференциации;

б) повышение уровня доходов населения;

+в) преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства;

г) усиление роли государства в экономике.

22. К формам приватизации не относится:

г) частично бесплатная.

23. Приватизационные документы в Российской Федерации были в форме:

+а) документа на предъявителя;

б) именного документа;

в) записей в регистрационных журналах;

г) компьютерной регистрации.

24. Экономическую систему современной России можно охарактеризовать как:

25. Процесс перехода к рынку российской экономики сопровождался снижением относительных цен в одних отраслях промышленности (машиностроении, пищевой, легкой) и ростом относительных цен на продукцию других отраслей (топливной, энергетики, нефтехимии). Это было непосредственным следствием:

а) применения неверных способов проведения реформ;

б) закономерного роста цен на дефицитные блага;

в) наблюдавшегося в советской экономике дефицита благ;

г) роста цен на мировых рынках;

+д) изменения способа хозяйственной координации.

26. Целью приватизации является:

а) изменение отношений собственности;

б) совершенствование структуры общественного производства;

в) формирование конкурентной среды;

+г) повышение эффективности общественного производства;

д) продажа государственной собственности за бесценок.

27. Основной целью приватизации является:

+а) установление института собственности и формирование класса собственников;

б) ограничение государственного вмешательства в экономику;

в) ликвидация структурных диспропорций в экономике;

г) запуск рыночного механизма спроса и предложения.

28. Основным инструментом приватизации в Российской экономике был:

29. Первый этап приватизации в России осуществляется:

+а) с помощью ваучеров;

б) через акционирование государственных предприятий;

в) закрытую продажу государственных предприятий трудовому коллективу;

г) открытую продажу государственной собственности населению.

30. Основой процесса формирования конкурентной среды не является:

+а) переход от рынка покупателя к рынку продавца;

б) устранение барьеров вхождения в отрасль;

в) содействие развитию рыночной инфраструктуры;

г) либерализация внешнеэкономической деятельности.

31. В Российской Федерации преимущественное развитие получило направление антимонопольной политики, связанное:

а) с анализом конъюнктуры рынка;

б) с формированием естественных монополий;

+в) с регулированием прав собственности и препятствующее появлению новых монополий;

г) с формированием минимальных монопольных цен.

32. Контроль за монопольными ценами не предполагает:

а) установления предельного фиксированных цен;

+б) получения специальных лицензий;

в) установления предельных уровней рентабельности;

г) декларирования повышения свободных цен.

33. Наиболее развитые формы антимонопольное регулирование в России приняло на:

+а) товарном рынке;

б) денежном рынке;

г) фондовом рынке.

34. В функции антимонопольных органов в России не входит:

а) регулирование финансового рынка;

б) контроль за объединением и слиянием крупных фирм;

+в) регулирование валютного рынка;

г) контроль за различными видами деятельности субъектов естественных монополий.

35. По международным стандартам монополистом не считается:

а) рыночная структура, занимающая более 35% отраслевого рынка;

б) рыночная ситуация, когда 8 участников занимают 80% рынка;

в) рыночная ситуация, в которой 4 участника занимают более половины рынка;

+г) рыночная структура, занимающая 25% рынка одной отрасли.

36. Трансформационный период в экономике, как правило, сопровождается:

а) стабилизацией финансовой системы;

+б) бюджетным кризисом;

в) снижением уровня естественной безработицы;

г) экономическим ростом.

37. Одним из базовых условий формирования конкурентной среды считается:

+а) развитие инфраструктуры рынка;

б) развитие рынка продавца;

в) ограничение возможностей вхождения в отрасль;

г) ограничение внешнеэкономической деятельности.

38. Контроль за объединением и слиянием крупных корпораций в России осуществляется:

а) Президентом Российской Федерации;

б) Регистрационной палатой;

в) Счетной палатой;

+г) Антимонопольным комитетом.

39. Одним из элементов государственного контроля за монопольными ценами является:

+б) регламентирование предельных уровней рентабельности;

г) установление минимального уровня цен.

40. Развитие механизма мобильности ресурсов возможно за счет:

а) проведения фискальной политики;

б) лицензирования деятельности хозяйствующих субъектов;

+в) формирования информационного рынка;

г) проведения антиинфляционной политики.

ЗАКРЫТАЯ ФОРМА ТЕСТОВ

Для каждого задания выберите несколько правильных ответов.

1. Приватизация является:

+а) источником дохода государственного бюджета;

б) статьей расходов государственного бюджета;

+в) формой разгосударствления;

г) мерой социальной защиты населения.

2. Какая черта отвечает задачам реформирования российского государства при переходе к рыночной экономике:

+а) регулирование рынка рабочей силы;

б) административный контроль за ценами;

в) организация снабжения предприятий ресурсами;

+г) обеспечение государством оптимального хода реформ;

д) кредитование предприятий в целях избежания банкротства.

Тема 1. Предмет и метод экономической теории (стр. 3 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Различие между разгосударствлением и приватизацией сводится к тому, что разгосударствление охватывает весь комплекс преобразований хозяйственной системы, направленных на преодоление государственного диктата и создание условий для функционирования, более независимой от государства, экономики. Приватизация отражает только процесс коренной трансформации отношений собственности, целью которого является установление института собственности и формирование класса собственников.

Национализация — это обобществление (огосударствление) собственности, передача её от частников государству. Может быть возмездной – с полной или частичной компенсацией и безвозмездной – без компенсации.

Приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам.

Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» был принят 3 июля 1991 г. Он послужил основой для разработки и реализации практических программ приватизации. Указ Президента РФ от 01.01.01 г. «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» стал основой для интенсификации процесса приватизации. Широкомасштабная приватизация с предписанием количественных планов по отраслям и регионам, развернулась на основе первой программы приватизации, принятой в июне 1992 г. Указ президента РФ от 1 июля 1992 г. № 000 и утверждённый пакет положений к нему запустил процесс приватизации.

В РФ Программа приватизации предусматривала ваучерную, денежную и «малую» приватизацию. Согласно законодательно принятой программе малые предприятия должны были распродаваться на торгах или могли быть напрямую проданы частным лицам, работающим на этих предприятиях. Крупные же предприятия должны были быть обязательно акционированы до приватизации. Корпоратизация (акционирование) средних предприятий до их разгосударствления оставалась на усмотрении самих предприятий.

Выделяют этап предварительной или спонтанной приватизации, осуществлявшийся, в основном, в форме выкупа арендованного имущества и охватывал сферу социальной инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание, общественное питание и т. д.

С 1992 г. до середины 1994 г. — первый этап приватизации, называемой ваучерной. Чтобы организовать массовую приватизацию за 22 месяца, каждому гражданину страны был предоставлен приватизационный чек – ваучер, с помощью которого происходила бесплатная передача гражданам предприятий, их подразделений, имущества, акций в акционерных обществах и долей в товариществах. Имущество предприятий страны было оценено в 1400 миллиардов рублей и летом 1992 г. на эту сумму были изданы ваучеры, номинальной стоимостью 10 тысяч рублей, которые бесплатно раздавались населению.

Реальная рыночная стоимость пакета акций, который можно было получить в обмен на один ваучер, колебалась в широких пределах в зависимости от компании, чьи акции приобретались в обмен на ваучер, а также от региона, где это происходило. Например, в Нижегородской области один ваучер можно было обменять в 1994 г. на 2000 акций РАО «Газпром» (их рыночная стоимость в 2008 г. составила порядка 700 тыс. рублей), в Московской области — на 700 акций Газпрома (в 2008 г. — порядка 245 тыс. рублей), а в г. Москве — на 50 акций Газпрома (17 тыс. руб. в 2008 г.).

Основная масса населения не знала, что делать с ваучерами, поэтому их стали продавать скупщикам. Цена ваучеров стремительно падала, упав до 3—4 тысяч рублей к маю 1993 года. С целью помочь реализации ваучеров создавались чековые инвестиционные фонды, обменивавшие ваучеры на акции разнообразных компаний.

На данном этапе осуществлялась и продажа малых предприятий на аукционе, по конкурсу.

С 1 июля 1994 г. по 1997 г. – второй этап приватизации, в течение которого имущество государственных и муниципальных предприятий продавалось за деньги: продажа по конкурсу и с аукциона, продажа акций акционированных в порядке приватизации предприятий.

Конкурс по приватизации предприятий — способ продажи предприятий в частную собственность физическим и юридическим лицам
, когда от покупателей требуется выполнение некоторых условий по отношению к объекту приватизации: — сохранение профиля или назначения; — сохранение числа рабочих мест или финансирования объектов социальной сферы; — необходимые размеры инвестиций и др. Начальная цена является обязательным условием конкурса, выигрывает тот, кто предложит наибольшую цену и обеспечит выполнение определённых, отмеченных выше условий. Приватизация через аукцион — приобретение у государства и местных органов власти физическими и юридическими лицами в частную собственность объекта приватизации в случаях, когда от покупателей не требуется выполнения каких-либо условий. При этом право собственности передается покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.

На этом этапе фактически решалась задача формального закрепления результатов предшествующего спонтанного раздела госсобственности и создания нового класса частных собственников, заинтересованных развивать производство и вкладывать в него средства, повышающие эффективность хозяйственной деятельности.

Это интересно:  Консультация юриста по приватизации 2019 год

На этом этапе в 1995 г. были предприняты залоговые аукционы с целью пополнения государственной казны. Правительство планировало получить деньги, приватизировав часть государственных предприятий. На продажу был выставлен ряд крупнейших компаний. Аукционы назывались залоговыми, так как, в отличие от обычных аукционов, компании не продавались, а отдавались в залог. Но, выкуплены обратно они не были. По мнению большинства экспертов, были выставлены чрезвычайно заниженные цены. Конкурс на аукционах был очень низкий. Во многих случаях в конкурсе участвовало несколько фирм, принадлежавших одному и тому же человеку или группе лиц. Более того, госпредприятия зачастую покупались не за собственные деньги, а за деньги, взятые в кредит у государства. В результате залоговых аукционов появились олигархи-миллиардеры (Березовский, Ходорковский, Абрамович и др.).

«Точечная» приватизация с конца 1997 г. осуществляется в режиме приватизации отдельных предприятий с акцентом на прозрачность и конкурентность. Процесс приватизации в России продолжается.

Главной экономической задачей приватизации было повышение эффективности экономики за счет создания института частной собственности на средства производства.

1. Экономические отношения собственности характеризуются…

б) отношениями людей к вещам и благам

в) взаимосвязями между средствами и предметами труда

г) отношениями между людьми по поводу вещей и благ

2. Родоначальник теории прав собственности

а) А. Пигу б) Р. Коуз в) К. Маркс г) Д. Норт

3. Разгосударствление направлено на …

а) устранение социальной дифференциации

б) преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства

г) усиление роли государства в экономике

4. Основной целью приватизации является…

а) ограничение государственного вмешательства в экономику

б) запуск рыночного механизма спроса и предложения

в) установление института собственности и формирование класса собственников

г) ликвидация структурных диспропорций в экономике

5. В структуру отношений собственности не входит…

а) экономическая реализация собственности

б) интеграция собственности

в) хозяйственное использование материальных и иных средств

г) присвоение факторов и результатов производства

6. К общественной относятся _________ и __________ формы собственности (несколько ответов)

а) государственная б) общенародная

в) индивидуальная г) партнёрская

7. Государственная форма собственности в условиях рыночной экономики не характерна для предприятий… (несколько ответов)

а) по электроснабжению предприятий

б) по производству обуви и одежды

8. Существование государственной собственности обусловлено… (несколько ответов)

б) необходимостью решения общенациональных и социальных задач

в) необходимостью сокращения государственных расходов

г) наличием капиталоёмких нерентабельных отраслей

9. Бесплатное и уравнительное распределение среди граждан прав на приобретение государственных предприятий является основой концепции ____________ модели приватизации

а) ваучерной б) акционерной

в) аукционной г) тендерной

10. Ваучерная приватизация лучше всего подходит, когда…

а) имеется возможность притока в страну иностранного капитала

б) население имеет значительное количество денежного капитала

в) необходимо найти эффективного собственника

г) население не имеет достаточного количества денежного капитала

11. Второй, денежный этап приватизации начался в РФ в …

а) 1994 году б) 1993 году в) 1991 году г) 1995 году

12. Установите соответствие между терминами и их содержанием:

а) приватизация б) либерализация экономических отношений

1. расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие ограничений на экономическую деятельность, раскрепощение предпринимательства

2. процесс возмездной или безвозмездной передами государственной собственности в собственность физических и юридических лиц

3. становление сети организация, обслуживающих движение товаров, капитала, трудовых ресурсов и куплю-продажу земли и недвижимости

4. формирование конкурентной среды путём создания равных условий для всех субъектов экономики

Тема 8. Рыночный механизм

Студент должен знать

Ключевые термины и понятия: рыночный механизм, рынок, назначение рынка и его экономические функции, субъекты рынка, классификация структуры рынка (по объектам, по субъектам, по степени зрелости, по общественному разделению труда, по уровню насыщения, по степени ограниченности конкуренции), инфраструктура рынка и её основные элементы.

Теоретический материал (основы)

Рынок как экономическая категория — это совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Рыночный механизм – это взаимосвязь основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов.

Субъекты рынка (участники рыночных отношений):

Домашние хозяйства (потребители) — собственники факторов производства, покупатели товаров и услуг, основные сберегатели средств и кредиторы в экономике. Их цель – максимизация полезности (максимально удовлетворить свои потребности).

Фирмы (частный бизнес) – основные производители товаров и услуг, покупатели экономических ресурсов, основные заёмщики в экономике. Их цель – максимизация прибыли.

Государство – совокупность государственных учреждений и организаций, обладающих политическим и юридическим правом регулировать экономику. Задача государства – максимизация общественного благосостояния и устранения «провалов» рынка.

регулирующая — предполагает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, а также поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и цене;

стимулирующая — состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции с наименьшими издержками на условную единицу и максимумом прибыли;

ценообразующая – устанавливаются ценностные эквиваленты для обмена продуктов. Рынок выявляет ценность товара не только по затратам труда, но и по пользе;

контролирующая – рынок контролирует конечный результат производства по качеству и количеству товаров;

посредническая — именно на рынке происходит встреча покупателя и продавца;

информационная – через изменение цен, процентных ставок на кредит, рынок даёт объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг.

Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства.

Роль рынка в общественном производстве:

1) выдавать сигнал производству, что, в каком объеме и какой структуре следует производить с помощью обратных «первичных» связей;

2) уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики;

3) дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;

4) «санитарная» роль рынка сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.

Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер. Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров.

Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами:

1) неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними;

2) абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;

3) абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала;

4) абсолютная информированность рынка о норме прибыли, спросе, предложении и т. д.); осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов — продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации;

5) абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т. д.);

6) ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;

7) цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции;

8) отсутствие монополизма (один производитель), монопсонии (один покупатель) и невмешательство государства в функционирование рынка.

Преимущества свободного рынка в том, что он функционирует на основе саморегулирующегося механизма, поворачивается к человеку, через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство, развивает инициативу, творчество, стимулирует высокую эффективность труда. Свободный рынок — это бездефицитный рынок.

Недостатки свободного рынка

1) Рынок приводит к дифференциации в уровне жизни населения, является жестким и безразличным к бедным людям, не обеспечивает социальной защиты населения. Социальные последствия рынка: безработица, разорение, бедность отдельных групп населения. С общечеловеческих позиций рыночное распределение несправедливо, так как не обеспечивает минимального уровня жизни всем. Следовательно, нужно перераспределение.

Распределение на рынке осуществляется на основе полученных доходов. С позиций рыночных отношений любой доход, полученный на основе свободной конкуренции, справедлив. А тот, кто не в состоянии получить этот доход (по состоянию здоровья, старости и т. д.), обречен на нищенское существование. Рынок не может создать условия реализации права на труд для всех членов общества. Трудоустраиваются только те, на рабочую силу которых имеется спрос.

2) Механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику нужным количеством денежной массы для развития производства. Имеет место нехватка денег.

3) Принципы свободной конкуренции не обеспечивают соблюдение правил и норм поведения в обществе, что приводит к нежелательным эффектам (таким, как загрязнение окружающей среды, загрязнение продуктов питания вредными веществами, развитие наркомании, алкоголизма и т. д.).

4) Рынок не в состоянии обеспечить общество услугами, в которых нуждается любой человек и от которого никто не получает прибыли (оборона, государственное управление и др.).

5) Рынок реализует научно-технические достижения уже имеющиеся, но не выделяет средства для фундаментальных исследований в науке и технике, а они крайне необходимы для развития общества в отдаленной перспективе.

Свободный рынок — это абстракция. В настоящее время, да и в прошлом (в различных объемах) имеет и имело место регулирование рынка.

Это интересно:  Как приватизировать социальное жилье 2019 год

Цивилизованный (регулируемый) рынок — это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится как-то смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности.

Таким образом, рынок должен быть регулируемым с тем, чтобы снять или как-то ограничить его отрицательные последствия.

Рынок может регулироваться:

— с помощью своего собственного рыночного механизма (конкуренции, прибыли, цен, спроса и предложения);

— а также государством прямо и косвенно через госзаказы, налоги и т. д.

На сегодняшний день крайне важно найти оптимальное сочетание рыночного и государственного регулирования.

рынок товаров и услуг (потребительский рынок) — включает рынки продовольственных товаров, рынки бытовых, коммунальных, транспортных услуг, рынок услуг культуры, образования, здравоохранения;

рынок рабочей силы — развитие рынка рабочей силы предполагает признание за каждым индивидуумом права свободной продажи своей рабочей силы по собственному выбору, желанию и по рыночной цене на основе контракта между работником и нанимателем.

рынок средств производства (капитал) — объектом рыночных отношений являются капиталовложения;

рынок ценных бумаг, валюты — функционирование этого рынка потребовало создания фондовых и валютных бирж;

рынок научно-технических разработок, патентов — объектом купли и продажи здесь служат лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, использование товарных знаков и т. д. Это торговля технологией. В современных условиях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением ноу-хау (информации, предоставляющей технические знания и практический опыт, имеющей коммерческую ценность и не обеспеченной патентной защитой: спецификаций, формул, рецептур, документации, схем организации производства, характеристик технологического процесса и пр.) и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии;

рынок информации — это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и др., несущее людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и интеллектуальный, т. е. научный, культурный, духовный, образовательный продукт, то рынок подобной продукции только формируется.

рынок покупателей — предложение должно превышать спрос, тогда покупатель имеет возможность сравнить и оказать предпочтение тому или иному товару. Здесь имеет место конкуренция производителей, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков;

рынок продавцов – характерно значительное превышение спроса над предложением. Главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден;

рынок государственных учреждений — включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти;

рынок промежуточных продавцов-посредников — совокупность экономических отношений лиц и организаций, при обретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

В пространственном разрезе:

местный (локальный) рынок; — региональный рынок; — внутренний рынок; — внешний рынок; — национальный рынок; — мировой рынок.

равновесный рынок; — дефицитный рынок; — избыточный рынок.

неразвитый рынок; — развитый рынок; — формирующийся рынок.

По степени ограниченности конкуренции:

свободный рынок; — монополистический рынок;

По соответствию действующему законодательству:

автомобильный рынок; — компьютерный рынок и т. д.

Внутриотраслевая конкуренция осуществляется на одном отраслевом рынке относительно возможности реализации приобретения товара и приводит к установлению равновесия на данном рынке

Кроме структуры рынок имеет также свою инфраструктуру.

Инфраструктура – это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок. Основные элементы инфраструктуры современного рынка представлены на рисунке

Конъюнктура рынка – это совокупность складывающихся на данный момент экономических условий функционирования рынка (соотношение спроса и предложения, уровень цен, емкость рынка, платежеспособность потребителей, состояние товарных запасов и т. д.).

1. К функциям рынка не относится…

а) посредническая б) социальная

в) стимулирующая г) ценообразующая

2. К важнейшим элементам рыночной системы не относится:

а) цена б) спрос и предложение

в) наличие общей цели г) конкуренция

3. Система экономических отношений между людьми, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления; экономическая форма обмена продуктами, получила название…

а) «экономическая система» б) «биржа»

в) «собственность» г) «рынок»

4. Реализацию интересов рыночных субъектов и соединение интересов продавца и покупателя обеспечивает __________ функция рынка.

а) ценообразующая б) посредническая

в) информационная г) стимулирующая

5. Рынок НЕ обеспечивает…

а) удовлетворения потребностей всех членов общества

б) установления ценностных эквивалентов для обмена

в) согласование производства и потребления по структуре

6. Основой формирования конкурентной среды НЕ является…

а) переход от рынка покупателя к рынку продавца

б) устранение барьеров вхождения в отрасль

в) содействие развитию рыночной инфраструктуры

7. По классификационному признаку «объект» можно выделить рынок…

а) продавцов б) государственных учреждений

в) рабочей силы г) покупателей

8. Рыночными субъектами не являются…

а) домохозяйства б) фирмы в) государство г) деньги

9. Рынок продавца характеризуется тем, что…

а) спрос больше предложения б) предложение больше, чем спрос

в) спрос отсутствует г) предложение отсутствует

10. К элементам инфраструктуры рынка не относятся…

в) домашние хозяйства г) биржи

11. Основной мотив поведения фирм как субъектов рынка…

а) минимизация издержек

б) удовлетворение потребительского спроса и максимизация прибыли

в) максимизация объемов выпуска продукции

г) удовлетворение производственных потребностей

12. Основной мотив поведения домашних хозяйств как субъектов рынка…

а) удовлетворение личных потребностей

б) получение налоговых льгот

в) удовлетворение спроса на рабочую силу;

г) получение максимального дохода

13. В инфраструктуру рынка включены… (выберите не менее двух вариантов)

а) биржи б) производители товаров и услуг;

в) банки г) потребители

14. Рыночным товаром или услугой НЕ является…

а) фундаментальная наука б) медицинская услуга

в) образовательная услуга г) туристическая услуга

15. Рынок является… (выберите не менее двух вариантов)

а) механизмом регулирования побочных последствий производства

б) средством создания сбережений

в) механизмом осуществления контактов покупателей и продавцов;

г) саморегулирующейся системой взаимодействия экономических субъектов

16. В систему рынков НЕ входит рынок…

а) духовных благ б) чисто общественных благ;

в) потребительских товаров г) опытно-конструкторских разработок

17. К субъектам рыночных отношений следует отнести…(выберите не менее двух вариантов)

а) домохозяйства б) фирмы в) станки г) деньги

18. Внутриотраслевая конкуренция состоит в…

а) борьбе между предпринимателями по поводу приобретения сырья и сбыту готовой продукции

б) борьбе товаропроизводителей одной и той же отрасли за рынки сбыта и рынки факторов производства

в) борьбе предприятий разных отраслей за наиболее выгодные сферы приложения капитала

г) снижении цен на готовую продукцию одной фирмы с целью разорения конкурента

Тема 9. Рыночное равновесие

Студент должен знать

Основные термины и понятия: индивидуальный и рыночный спрос, цена спроса, величина спроса, закон спроса, функция спроса, кривая спроса, товары-субституты и товары–комплименты, детерминанты спроса, излишек покупателя. Индивидуальное и рыночное предложение, цена предложения, величина предложения, функция предложения, закон предложения, кривая предложения, детерминанты предложения, рента продавца. Рыночное равновесие, равновесная цена, равновесный объём, дефицит и излишек.

— видеть различия между понятием «спрос» и «величина спроса»; «предложение» и «величина предложения»;

— различать и отделять факторы, воздействующие на изменение величины спроса (предложения) и на изменение спроса (предложения);

— правильно определять направление смещения кривой спроса (предложения) в случае его увеличения или снижения;

— видеть различия между товарами-субститутами и товарами — комплиментами, приводить примеры подобных товаров;

— объяснять как в результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночное равновесие;

— находить на графике новую точку равновесия исходя из предлагаемых обстоятельств, оказывающих влияние на изменение местоположения кривых спроса и предложения;

— объяснять какие причины приводят к нарушению рыночного равновесия и возникновению дефицита или излишка.

Должен обладать навыками:

— расчета параметров равновесия;

— определения максимальной цены спроса (минимальной цены предложения);

— расчета величины дефицита и избытка аналитическим и графическим путём.

Задача 1. Для исследования спроса на холодильник новой марки «Снежок» населению задавался один-единственный вопрос: «Какова предельно высокая (максимальная) цена, по которой вы желали и могли бы приобрести холодильник «Снежок»?» Ответы потребителей сведены в таблицу:

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, pandia.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий