Основания отказа в приватизации земельных участков 2019 год

Согласно Земельному кодексу РФ владельцы зданий, сооружений и иных строений наделены правом выкупа земельных участков, на которых находятся данные строения.

В Земельном кодексе РФ также расписаны сроки и порядок рассмотрения заявлений со стороны желающих приобрести в собственность муниципальные или государственные земельные участки.

Отказать обратившимся за приобретением земельных участков лицам уполномоченный орган государственной власти может только в установленных законом случаях.

Согласно действующему законодательству, участок земли нельзя приватизировать, если он:

  • попадает под ограничение в обороте со стороны федерального закона или полностью изъят из оборота;
  • находится под запретом выкупа, установленным федеральным законом;
  • находится в списке резервных земель для муниципальных и государственных нужд.

Других, кроме перечисленных выше, причин для отказа в приобретении земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности, НЕТ.

Федеральный закон может ограничить право выкупа земельного участка , но установление подобных ограничений органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов РФ не подлежит применению.

Однако даже при отсутствии оснований для отказа в выкупе желающий может не суметь приобрести участок государственной или муниципальной собственности из-за невыполнения формальных законных требований.

Например, если заявитель не придерживается процедуры обращения за приобретением в собственность земельного участка или не предоставляет всех требуемых документов. Такие причины особенно актуальны, в случае, когда на земельном участке расположены здания, сооружения, самовольные постройки или иные строения, принадлежащие третьим лицам.

Однако не лишним будет знать, что в последнее время участились случаи, когда владельцам объектов недвижимости, расположенных на участке, и желающим приобрести его в собственность отказывают по не предусмотренным законами Российской федерации причинам.

Бывает, что в качестве основания для отказа уполномоченный орган власти ссылается на одно из установленных Земельным кодексом ограничений, однако предъявить доказательства его наличия он не может, хотя это его непосредственная обязанность. И если, принявший решение отказа в приобретении прав собственности на земельный участок, уполномоченный орган власти не предъявляет каких-либо доказательств наличия оснований для отказа, то такое решение считается незаконным и подлежит обжалованию.

Особой причиной для отказа в приватизации земельного участка со стороны уполномоченного органа власти часто выступает не соответствие площади расположенных на участке строений с площадью самого запрашиваемого участка. Но согласно действующему законодательству данный факт не способен служить поводом для отказа в выкупе, он может только стать причиной для уменьшения размера запрашиваемого участка.

В любом случае каждый может обжаловать через суд отказ уполномоченного органа власти в приобретении прав собственности на земельный участок.

Воспользоваться большим количеством организационно-правовых услуг вы можете в МЮЦ ПРАВОВЕД».

Здесь Вам помогут:

  • выявить правовой статус земельного участка и определить, существуют ли причины для отказа в приобретении прав собственности на него, а также ограничения в ведении хозяйственной деятельности, базирующиеся на рассмотрении определенных градостроительных регламентов;
  • составить заключение установление ограничений на использование определенных участков земли. Все заключения составляются исходя из документов планирования территории (проекты и планы поселений, застройки и землепользования) и градостроительного зонирования;
  • получить заключение о градостроительных регламентах определенного участка земли, выданное органами государственной власти.
  • провести изучение возможностей приватизации земельного участка и оформление сделки;
  • представлять свои интересы в органах государственной власти, как владельца объектов недвижимости, расположенных на земельном участке;
  • выявить отсутствие или наличие причин для отказа в приобретении прав собственности на участок земли
  • в письменной или устной консультации по методам защиты в суде своих прав в случае отказа в приватизации земельного участка или бездействии органов местного самоуправления и органов государственной власти;
  • составить и подать заявление (иск) в суды различных инстанций о признании неправомерным отказа в приобретении прав собственности на участок земли и бездействия со стороны органов местного самоуправления и органов государственной власти, а также принуждения к составлению договора купли-продажи на участок земли.
  • представить в суде интересы по составленному иску.

Свяжитесь с нами:

← или заполните форму обратной связи и мы свяжимся с Вами в течении 15 минут

c 08:00 до 22:00 без выходных.

ЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС, И МЫ ВАМ ПОМОЖЕМ!

Отказ в приватизации земли

В соответствии с пятым абзацем пункта 3 статьи 28 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», отказ в выкупе земли не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Земельным кодексом РФ и Законом о приватизации предусмотрен ряд норм, исключающих возможность приватизации земельного участка. Не существует в виде единого списка исчерпывающего перечня обстоятельств, являющихся препятствием для приватизации земли, на которых находятся здания, строения, сооружения, что создает определенные сложности в определении того, возможна или нет приватизация того или иного земельного участка.

Препятствием к приватизации земли является изъятие из оборота земельных участков, установленные в статье пункте 4 статьи 27 Земельного Кодекса РФ. Это:

  • земли государственных заповедников и парков;
  • земли стратегического назначения;
  • земли вооруженных сил и федеральной службы охраны;
  • земли под объектами атомной энергетики;
  • земли, занятые воинскими и гражданскими захоронениями

и другие земли, имеющие особое значение для безопасности и обороноспособности государства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Земельного Кодекса РФ не предоставляются в частную собственность земли, ограниченные в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Земельного Кодекса РФ, земли, ограниченные в обороте, это:

  • земли, в пределах особо охраняемых природных территорий;
  • земли водного и лесного фонда;
  • земли, занятые особо ценными объектами культурного наследия, историко-культурными заповедниками;
  • земли необходимые для обеспечения безопасности и обороноспособности государства;
  • земли в границах закрытых административно-территориальных образований;
  • земли, предоставленные для нужд организаций транспорта, для нужд связи
Это интересно:  Документы для приватизации дачи 2019 год

и другие подобные.

Однако не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Так, например, в соответствии с Земельным кодексом РФ земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности и земли иного специального назначения могут находиться в собственности граждан, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями использования земли для указанных нужд.

Достаточно ясный перечень обстоятельств, препятствующих приватизации земельных участков, также указан в пункте 8 статьи 28 Закона о приватизации. В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что, рассматривая дела о приватизации земли, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации земли, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).

В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта. Названные обстоятельства должны приниматься судами во внимание также при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка. Подробнее об услуге

Причины отказа на приватизацию земельных участков

Исходя из аналитических данных, наиболее необоснованные и часто употребляемые основания отказов в осуществлении признания права собственности земельных участков, которые не предусмотрены ЗК РФ, связано с:

  • Нахождением участка либо его части в красных линиях. В соответствии с ГСК РФ, красные линии — это линии, обозначающие какие-либо границы (планируемые, изменяемые, существующие и др.) территорий, находящихся в общем пользовании, на которых имеет место расположения линий связи, электропередачи, трубопроводы, линий железных дорог, автомобильные линии и другая линейная инфраструктура. Также необходимо обратить внимание на тот факт, что если участок либо его часть находится в существующих границах территорий, которые были указаны выше, то имеет место наложения нескольких границ данных участков, что в свою очередь является неоспоримым основанием для отказа в выдаче документа, такого, как, например, кадастровый паспорт участка, в пределах которого расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю. А учитывая, что кадастровый паспорт земельного участка является документом из отряда обязательных документов, которые должны прилагаться к заявлению на оформление прав собственности на данный участок. Исходя из всего выше перечисленного получается, что если кадастровый паспорт земельного участка был предоставлен ни кем иным как лицом, которое испрашивает право на него, то данный участок в соответствии с ГСК РФ не находится в красных линиях границ территорий, которые относятся к уже существующим. К таким территориям относятся уже перечисленные выше территории общего пользования, территорий, на которых расположены линии связи, линии электропередач, автомобильные и железнодорожные линии, трубопроводы и подобная инфраструктура линейного характера. В соответствии все с тем же ГСК РФ нахождение земельного участка, который испрашивают, либо его части в границах выше указанных территорий не является резервированием земельного участка и не может являться основанием, которое позволило бы отказать в признании права собственности на данный земельный участок. Определить отсутствие либо наличие красных линий Вам помогут различные консультации по земельным вопросам.
  • Нахождением участка либо его части в границах земли, определенной законодательством в качестве природного комплекса. В соответствии с ГСК РФ данное обстоятельство не может являться основанием, которое бы позволило отказать в оформлении права собственности на данный земельный участок. Определить является ли участок природным комплексом, Вам помогут различные консультации по земельным вопросам.
  • Нахождением участка в границах тех земель, в планах на которые существует такой пункт, как объявление данного участка относящегося к особо охраняемым природным территориям. Также необходимо отметить тот факт, что в соответствии с ЗК РФ земельный участок, который располагается в границах территорий, относящихся к особо охраняемым природным территориям, ограничивает подобный участок в обороте, следовательно, является полноправным основанием для отказа в признании права собственности на земельный участок в данном случае. Но как было сказано выше, земельные участки, которые только планируется объявить таковыми, законодательством в обороте не ограничиваются. В отношении подобного рода земель обязаны приниматься решения о прохождении ими процедуры резервирования. Резервирование можно расценивать как предусмотренный законом специальный правовой механизм. Данный механизм предназначен для ограничения в оформлении права собственности на земельные участки, которые расположены на землях, которые в свою очередь планируется объявить природными территориями, находящимися под особой охраной. Определить такие земли Вам помогут различные консультации по земельным вопросам.
  • Нахождением земельного участка на территории, являющейся производственной зоной, подлежащей реорганизации. Это обстоятельство, как и предыдущее не изымает из оборота, не запрещает осуществлять оформление права собственности, не ограничивает в обороте земельные участки, входящие в территорию зон различного производства. Если же данные земли планируется использовать для других целей, то такие земли обязаны пройти процедуру резервирования для муниципальных либо государственных нужд. Резервирование, произведенное в соответствии с установленными в законодательстве требованиями, является полноправным основанием для отказа в признании права собственности на земельные участки, которые располагаются в границах зарезервированных земель. Определить зарезервированы ли некоторые земли Вам помогут различные консультации по земельным вопросам.
  • Иными основаниями для отказа, которые не предусмотрены ГСК РФ. Определить имеет ли место основание для отказа в ГСК РФ, Вам помогут различные консультации по земельным вопросам.
Это интересно:  Закон о приватизации земли под частным домом 2019 год

Площадь земельного участка

Не редким основанием отказа со стороны уполномоченного органа власти в оформлении права собственности является несоответствие площади земельного участка с площадью объектов недвижимости, планируемых либо уже размещенных на данном участке. Другими словами, по мнению уполномоченного органа, площадь участка земли значительно превышает площадь, необходимую для эксплуатации объектов недвижимости, находящихся либо планируемых на данной земле. Данный случай в соответствии с ЗК РФ не является полноправным основанием для осуществления отказа в признании права собственности. Различные службы, оказывающие консультации по земельным вопросам, помогут Вам и в данном вопросе.

Также необходимо учитывать, что кадастровый паспорт земельного участка является обязательным приложением при обращении с заявлением на оформлении права собственности. Согласно ЗК РФ границы земельных участков, на которые осуществляется признание права собственности, определяется исключительно кадастровым паспортом земельного участка. Однако, если по мнению все того же уполномоченного органа площадь земельного участка превышает площадь, занятую и необходимую для использования объектом недвижимости, то орган власти в соответствии с ЗК РФ вправе инициировать процедуру формирования на оформление права собственности земельного участка и указать новые границы. В частности, согласно положением данного закона органом власти выдается графическое изображение расположения земельного участка уже в новых границах на плане территории. Именно на основании этого документа формируются новые границы участка, на который производится процесс оформления права собственности.

Получается, что если площадь земельного участка превышает площадь объектов недвижимости, расположенных на этом земельном участке, то оснований для отказа в оформлении права собственности нет, однако орган власти вправе обозначить новые границы, которые при необходимости приведут к уменьшению площади земельного участка. Частные случаи помогут решить консультации по земельным вопросам.

Основания отказа в предоставлении земельного участка и порядок обжалования решения муниципалитета об отказе

Законодательство в отношении отказов в предоставлении земельных участков является достаточно неясным. Существует множество несоответствий и неточностей. Так, к примеру, Земельный кодекс Российской Федерации в отношении оснований отказа во многом противоречит как федеральному законодательству, так и большинству законов регионального уровня.

При подаче заявления следует изучать испрашиваемый участок, не находится ли он в пределах природной зоны или особо охраняемой территории, нет ли на нем каких-либо ограничений в обороте, не включен ли он в генеральные планы администрации по использованию подведомственной территории.

В любом случае, администрация обязана дать мотивированный отказ с ссылкой на федеральное или местное законодательство. Любой отказ можно будет в дальнейшем обжаловать в судебном порядке.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Законодательство

Основания для отказа в предоставлении земли государством или муниципалитетом перечислены в статье 39.16 Земельного кодекса РФ.

К примеру, участок может быть ограничен в обороте либо на землю могут быть исключительные права покупки у других лиц.

Также земельный надел может быть изъят для государственных и муниципальных нужд, что должно быть подтверждено документацией по территориальному планированию, инвестиционными программами и так далее.

Еще одно основание для отказа в предоставлении земли содержится в части 1-ой статьи 34 Закона № 171-ФЗ, по которому земельный участок, принадлежащий государству или муниципалитету и в отношении которого до 1 марта 2015 года было принято решение о предварительном согласовании месторасположения объекта, на протяжении 3-ех лет с момента принятия такого решения не предоставляется без проведения торгов лицу, если оно отсутствует в указанном решении.

До 1 января 2020 года у субъектов РФ есть право отказывать в предоставлении земельного надела без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законодательными актами данных субъектов РФ, которые обязательно необходимо было принять не позже 1 января 2016 года (пункты 31, 32 статьи 34 Закона № 171-ФЗ).

Основания для отказа в предоставлении земли

Государственный или муниципальный орган может отказать в предоставлении земельного участка без проведения торгов, если есть одно из оснований, определенных статьей 39.16 Земельного кодекса РФ.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Приведем несколько первых:

  • Если заявление о предоставлении земельного участка подало лицо, не имеющее по земельному законодательству права на покупку земельного участка без организации торгов;
  • Если указанный в заявлении надел предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, кроме ситуаций, когда заявление подал обладатель таких прав или было подано заявление о предоставлении земли, включенной в перечень для нужд оборонной промышленности и безопасности;
  • Если указанный участок по заявлению предоставлен организации с некоммерческими целями, сформированной гражданами в целях ведения огородничества, садоводства, дачного хозяйства либо комплексного изучения земли для строительства жилья;
  • Если указанный участок содержит здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, принадлежащие физическим и юридическим лицам, муниципалитету и государству.
Это интересно:  Закон о приватизации гуп и муп 2019 год

Наиболее популярные отказы в предоставлении земли, которые являются необоснованными:

  • Испрашиваемый участок находится в красных линиях. Красные линии – это существующие или планируемые границы зон общего использования, границы земельных наделов с линиями электропередач, линиями связи (также линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автодороги, железнодорожные пути и прочие такого плана сооружения.
  • Расположение земли в пределах границ природного комплекса. Данное основание не будет являться причиной отказа в предоставлении земли в собственность.
  • Нахождение земли в границах территории, которую планируют объявить особо охраняемыми природными зонами. Земли в пределах таких территорий не ограничиваются в обороте по федеральному законодательству, но не по ЗК РФ. По российским законом такие земли следует резервировать.
  • Расположение земли в рамках производственной территории, которая подлежит реорганизации. Только, если государство или муниципалитет для своих нужд примет решение о резервировании таких земель.

Согласно таким договорам земельные участки допускается использовать по-разному:

  • В целях размещения объектов инфраструктуры, постройка которых необходима для лица, заключившего договор – земли, предназначенные для строительства таких объектов должны быть предоставлены указанному гражданину или организации;
  • В целях размещения объектов инфраструктуры, обеспечить строительство которых обязуется орган государственной власти или местный муниципалитет, заключивший договор. Земли, предназначенные для строительства таких объектов должны быть выделены уполномоченному на строительство лицу (к примеру, по государственному или муниципальному контракту).

Помимо всего сказанного, на подлежащей развитию застроенной земле может быть здание, сооружение, которым владеют на праве собственности другие лица, а также земли, ранее выделенные другим лицам.

14 пункт рассматриваемой статьи 39.16 ЗК РФ предусматривает отказ в случае указания в заявлении целей использования участка, которые не являются разрешенными для данного земельного участка. Рассматривая такой заявление, государственный орган учитывает все возможные виды разрешенного использования земли, определяемые для территориальной зоны градостроительными регламентами.

Важно отметить, что в перечисленном списке оснований отсутствует такое основание, как необходимость образования земельного участка. Суть в отсутствии земельного участка, как объекта права, в случае, если он не был образован, то есть его границы не были очерчены, ему не были присвоены собственные характеристики, которые позволяют его выделить в индивидуально определенную вещь.

Решение об отказе

Отказ оформляется постановлением администрации муниципального образования или государственного органа:

  • В «шапке» постановления: слева дата вынесения решения, населенный пункт по центру и номер постановления справа;
  • По центру ниже указывается «Об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу…»;
  • Далее фабула постановления, в которой прописывается, как правило, следующая информация: на основании публичных слушаний, проведенных уполномоченным органом – комиссией по землепользованию и застройке администрации (указывается наименование администрации), протокол № 1 от (дата), по заявлению (ФИО заявителя), о предоставлении разрешения на выдачу земельного участка, расположенного по адресу (адрес земельного участка), в соответствии с Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, Правилами землепользования и застройки (наименование населенного пункта), утвержденными Решением Совета (наименование местного муниципалитета) от (дата и номер решения), Генеральным планом (название населенного пункта), утвержденным решением (наименование населенного пункта) от (дата и номер решения), руководствуясь Уставом (название населенного пункта) п о с т а н о в л я ю: “Отказать в предоставлении разрешения на выдачу земельного участка, расположенного по адресу (указывается адрес земельного участка) для целей, указанных в заявлении на предоставление земельного участка. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы (название местного муниципалитета) и ФИО.”
  • Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Внизу постановления слева прописывается глава (название местного муниципалитета), а справа ФИО главы муниципалитета, ставится печать и подпись.

Хотите долгосрочно арендовать землю у государства? Все подробности, посвященные данному вопросу, есть здесь.

Информацию о том как оформить в собственность арендованную территорию со зданием на ней вы найдете вы найдете в этой статье.

Порядок обжалования отказа в предоставлении земли

Процедура представляет собой стандартную подачу искового заявления в суд.

От имени гражданина или организации составляется и подается иск «о признании незаконным отказ в предоставлении земельного участка» на администрацию района, отказавшую в предоставлении земельного участка.

В исковом заявлении истец указывает и разъясняет суду весь процесс подачи заявления на предоставление земельного участка, излагает цели предполагаемого использования земли.

В просительной части истец на основании изложенного, считая данный отказ незаконным, просит обязать администрацию предоставить испрашиваемый участок.

Далее суд либо отказывает в удовлетворении иска, либо удовлетворяет его. Если же суд решит удовлетворить иск за отсутствием законных оснований в предоставлении земли, администрация будет вынуждена принудительно выделить участок гражданину.

Отказ же суда в удовлетворении исковых требований будет основан на законности и абсолютной обоснованности принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка администрацией.

Решение может быть обжаловано в суде апелляционной инстанции по гражданским делам в течение 30 дней со дня принятия мотивированного решения.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Статья написана по материалам сайтов: cspps.ru, www.oblzemli.ru, zakonguru.com.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий