Общая цель приватизации 2019 год

Приватизация — одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц (9).

Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна быть элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, — инструментом государственного регулирования долговременного характера.

Непосредственными целями приватизации являются:

  • 1) повышение эффективности российской экономики в целом и деятельности отдельных предприятий на основе структурной перестройки экономики;
  • 2) формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений;
  • 3) вовлечение в процесс приватизации населения путем продажи приватизируемого государственного и муниципального имущества за приватизационные чеки на специализированных чековых аукционах до 1 июля 1994 г. и за деньги после 1 июля 1994 г. ;
  • 4) завершение в основном приватизации крупных и средних предприятий промышленности и строительства, а также объектов «малой приватизации»;
  • 5) привлечение в производство инвестиций, включая иностранные;
  • 6) содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения, в том числе защите прав частных собственников (акционеров).

Приватизация может осуществляться на основе:

  • 1) бесплатной передачи собственности;
  • 2) выкупа предприятий на льготных условиях;
  • 3) продажи акций;
  • 4) сдачи предприятий в аренду;
  • 5) продажа мелких предприятий с аукциона по конкурсу и без него.

Формы приватизации в развитых странах:

  • 1) продажа предприятий непосредственно в частные руки;
  • 2) выкуп акций государственных предприятий менеджерами;
  • 3) продажа акций работникам предприятий;
  • 4) распространения акций предприятия среди населения;
  • 5) сдача государственных предприятий в аренду;
  • 6) заключение контракта на управление предприятием.

Продажа государственных предприятий в частные руки осуществляется путем организации аукционов и конкурсных торгов. Аукцион позволяет стать владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую цену. С помощью аукциона государственные предприятия приватизируются в относительно короткие сроки и с существенной финансовой прибылью для государства. В то же время аукционная торговля ограничивает число вероятных собственников, так как только действительно богатые лица могут позволить себе участвовать в аукционах. Владелец предприятия, купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороны государства, поэтому волен поступать со своей собственностью, как ему захочется (ликвидировать, перепрофилировать), не согласуясь с интересами общества (9).

Преодолеть этот недостаток аукционных торгов можно с помощью конкурсных торгов. Конкурсные торги — это продажа государственной собственности частным лицам в соответствии с требованиями и условиями, выдвинутыми государством (8). Но проведение конкурсов увеличивает текущие расходы (содержание специальных комиссий), снижает доходы (более низкая цена приватизации) и требует более длительного времени.

Это интересно:  Как приватизировать квартиру через суд 2019 год

Выкуп акций государственного предприятия менеджерами осуществляется не только за наличные средства управляющих, но и за счет банковских кредитов, средств пенсионных и страховых фондов. Поэтому «управленческие выкупы» выступают своеобразным видом кредитования менеджеров под залог имущества предприятия. При этом доходы от функционирования таких предприятий с лихвой покрывают ссуды.

Приватизация в форме продажи акций работникам предприятия означает развитие рабочей акционерной собственности. Продажа акций рабочим является эффективным средством повышения их заинтересованности в результатах своей работы, росте производительности труда и прибыльности предприятий.

Одна из наиболее распространенных форм приватизации — публичная продажа акций населению, при которой государственное предприятие превращается в акционерное общество открытого типа. Продажа акций населению осуществляется по фиксированной или конкурсной цене. При продаже акций по фиксированной цене возможны завышение и занижение стоимости имущества. При конкурсной цене достигается более точная оценка имущества государственных предприятий. (10)

Публичная продажа акций ориентируется на сбережения населения. Ее главное преимущество состоит в открытости и доступности для всех желающих.

Приватизация не всегда сопровождается продажей государственного имущества. Нередко государственная собственность «разбавляется» частным капиталом, образуя смешанные предприятия. Практикуется также аренда, когда физические или юридические лица приобретали часть государственного имущества в пользование на определенный период и за определенную плату.

Арендатор получает возможность самостоятельно организовать производственный процесс, нанимать персонал, осуществлять контроль за производством и нести финансовую ответственность за хозяйственную деятельность предприятия. Как правило, аренда использовалась для малорентабельных предприятий с целью повышения эффективности их работы. В этих же случаях могла использоваться такая форма, как заключение контракта на управление предприятием.

Подписание контракта предоставляет управляющим полный контроль над функционированием предприятия и все необходимые полномочия для эффективного управления предприятием.

Соглашение об аренде и контракты на управление зачастую являются временными мерами для улучшения экономических показателей деятельности государственных предприятий или переходной ступенью к полной приватизации.

При проведении приватизации нужна большая подготовительная работа по разукрупнению монополистических объединений, созданию ряда компаний, эффективного механизма ценообразования, с помощью которого можно было бы более достоверно оценить стоимость предприятия.

Это интересно:  Закон о приватизации снт 2019 год

Чтобы государственная собственность не досталась криминальным кругам, с точки зрения экономической теории важно создать большое количество конкурентов.

Цели и задачи приватизации

2. Цели и задачи приватизации

В настоящее время цели приватизации сформулированы в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. №2284[5], а также в Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утвержденных Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. №1535[6]. Собрание законодательства РФ[7] вносит изменения в Правила определения нормативной цели подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества.

К числу таких целей указанные нормативные акты относят:

– повышение эффективности российской экономики в целом и деятельности отдельных предприятий на основе структурной перестройки экономики;

– формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений;

– привлечение в производство инвестиций, в том числе иностранных;

– содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения, в том числе по защите прав частных собственников (акционеров).

Ранее же государство выделяло такие цели приватизации, как:

– вовлечение в процесс приватизации максимально широких слоев населения путем продажи приватизируемого государственного и муниципального имущества за приватизационные чеки на специализированных чековых аукционах до 1 июля 1994 г. и за деньги на аукционах после 1 июля 1994 г.[8];

– завершение приватизации с использованием приватизационных чеков;

– завершение приватизации большинства объектов «малой приватизации» и ускорение развития на этой основе сферы торговли и услуг;

– завершение в основном приватизации крупных и средних предприятий промышленности и строительства; повышение эффективности деятельности предприятий и национальной экономики в целом на основе проведения структурной перестройки экономики, развертывания послеприватизационной поддержки предприятий, создания конкурентной среды и развития фондового рынка.

В процессе приватизации некоторые цели меняются с учетом политической, экономической ситуации в стране, других факторов. Так, на первом этапе приватизации была достигнута главная ее цель – перераспределение государственной и муниципальной собственности между участниками приватизации (государством, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, физическими и юридическими лицами).

3. Субъекты отношений по приватизации государственного и муниципального имущества

К субъектам приватизации государственного и муниципального имущества относятся перечисленные ниже лица.

Это интересно:  Можно ли приватизировать нежилое помещение 2019 год

1. Покупатели государственного и муниципального имущества – любые физические и юридические лица, за исключением:

• государственных и муниципальных унитарных предприятий;

• государственных и муниципальных учреждений;

• юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 25%, кроме случаев, установленных законом (ст. 25 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

2. Собственники государственного и муниципального имущества – Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функции собственника осуществляют:

а) Правительство РФ, которое:

• ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;

• издает нормативно-правовые акты по вопросам приватизации;

• руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;

• принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;

• осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества и т.д.

б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое:

• подготавливает и представляет в Правительство РФ проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также отчет о результатах приватизации;

• осуществляет мероприятия по подготовке объектов к приватизации и передает их для продажи Российскому фонду федерального имущества;

• обеспечивает публикацию решений об условиях приватизации федерального имущества и т.д.

в) Российский фонд федерального имущества, который действует на основе Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. №925 «О Российском фонде федерального имущества» и выполняет следующие функции:

• осуществляет от имени Российской Федерации продажу федерального имущества;

• обеспечивает оценку федерального имущества;

• заключает договоры купли-продажи федерального имущества

• ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность в отношении средств, полученных фондом от продажи федерального имущества и др.

г) органы исполнительной власти субъектов РФ;

Статья написана по материалам сайтов: www.kazedu.kz.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий