+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Объекты и способы приватизации 2019 год

Понятие и принципы приватизации государственного и муниципального имущества

В настоящее время отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества урегулированы следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
  2. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284 О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятиях в Российской Федерации»;
  3. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 585 «Об утверждении положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и положения об организации находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе»;
  4. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» и др.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Законодательством установлен ряд принципов приватизации государственного и муниципального имущества.

1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, установленном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Под объектами приватизации понимается то государственное и муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». К объектам приватизации в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» не относятся:

  1. земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
  2. природные ресурсы;
  3. государственный и муниципальный жилищный фонд;
  4. государственный резерв;
  5. государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации;
  6. государственное и муниципальное имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
  7. культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иное находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество религиозного назначения, отчуждаемое безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях, а также отчуждаемое безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;
  8. государственное и муниципальное имущество, отчуждаемое в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;
  9. имущество, отчуждаемое государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, закрепленное за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
  10. государственное и муниципальное имущества, отчуждаемое на основании судебного решения;
  11. акции, отчуждаемые в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом (ст. 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

Отчуждение указанного государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Приватизации не подлежит также имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества

К субъектам приватизации государственного и муниципального имущества относятся перечисленные ниже лица.

1. Покупатели государственного и муниципального имущества – любые физические и юридические лица, за исключением:

  • государственных и муниципальных унитарных предприятий;
  • государственных и муниципальных учреждений;
  • юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 25 %, кроме случаев, установленных законом (ст. 25 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

2. Собственники государственного и муниципального имущества – Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функции собственника осуществляют:

  • ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;
  • издает нормативно-правовые акты по вопросам приватизации;
  • руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;
  • принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
  • осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества и т. д.

б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое:

  • подготавливает и представляет в Правительство РФ проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также отчет о результатах приватизации;
  • осуществляет мероприятия по подготовке объектов к приватизации и передает их для продажи Российскому фонду федерального имущества;
  • обеспечивает публикацию решений об условиях приватизации федерального имущества и т. д.

в) Российский фонд федерального имущества, который действует на основе Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. № 925 «О Российском фонде федерального имущества» и выполняет следующие функции:

  • осуществляет от имени Российской Федерации продажу федерального имущества;
  • обеспечивает оценку федерального имущества;
  • заключает договоры купли-продажи федерального имущества
  • ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность в отношении средств, полученных фондом от продажи федерального имущества и др.

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Порядок приватизации – предусмотренный законодательством процесс принятия и реализации решения о приватизации государственного или муниципального имущества.

Выделяют четыре этапа приватизации федерального имущества.

1. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Прогнозный план разрабатывается Федеральным агентством по управления федеральным имуществом и утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год. Прогнозный план (программа) должен содержать перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.

2. Принятие решения о приватизации имущества. Такое решение принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества. В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:

  • наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);
  • способ приватизации имущества;
  • нормативная цена;
  • срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);
  • иные необходимые для приватизации имущества сведения (ст. 14 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

3. Приватизация федерального имущества предусмотренным законом способом. Перечень способов приватизации исчерпывается способами, закрепленными в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

  1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
  5. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

4. Представление Правительством РФ отчета о выполнении плана приватизации федерального имущества за прошедший год в Государственную Думу РФ, которое осуществляется ежегодно, не позднее 1 мая.

Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год должен содержать перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.

Вместе с отчетом в Государственную Думу РФ представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества за прошедший год.

Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления самостоятельно.

Информация о результатах приватизации имущества субъектов РФ и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами РФ в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.

Объекты и способы приватизации

Объект приватизации — это государственное и муниципальное имущество. Однако определение понятия «имущество», как известно, отсутствует в действующем законодательстве. Поэтому можно лишь высказать следующие предположения на этот счет. Сюда входят прежде всего объекты недвижимости (предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и др.). Наряду с ними объектами приватизации может быть и движимое имущество (например, ценные бумаги). В состав объектов приватизации входят также имущественные права (например, доли Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в капитале хозяйственных обществ)[28].

Это интересно:  Как приватизировать служебную квартиру мвд 2019 год

Субъекты приватизации — это продавы, покупатели государственного имущества и государственные органы. В субъектах РФ функционируют территориальные органы по управлению государственным (муниципальным) имуществом. Функции по управлению государственным имуществом приведены детально рассмотрены в работе Романова О. «Изменены правила приватизации госимущества»[22].

Выступление с инициативой в проведении приватизации. Инициатором проведения приватизации имущества может быть Правительство РФ, Минимущество России, соответствующие федеральные органы, органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица. Инициатива выражается в подаче заявки. Заявка установленного образца на приватизацию подается в компетентный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Принятие решения о приватизации. Порядок принятия решения о приватизации зависит от вида приватизируемого объекта. Так же предусмотрен отказ в приватизации. Письменное извещение об отказе в приватизации с обоснованием такого решения направляется заявителю.

Создание комиссии по приватизации. В случае принятия положительного решения соответствующие органы по приватизации имущества создают комиссию по приватизации и устанавливают срок подготовки плана приватизации. Этот срок не может превышать шести месяцев со дня принятия решения о приватизации и может быть продлен органом по управлению имуществом не более чем на один год. В состав комиссии входят представители соответствующих органов по управлению имуществом, финансовых органов, иных федеральных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иные лица. К работе комиссии могут быть привлечены аудиторские, консультационные, оценочные организации. В плане приватизации определяется способ продажи объекта, сроки и условия его продажи, начальная цена объекта. План приватизации утверждают соответствующие органы по управлению имуществом.

Приватизация объекта в соответствии с утвержденным планом. Порядок осуществления данного этапа зависит от выбранного способа приватизации.

Изменен порядок применения некоторых способов приватизации государственного имущества — конкурса, аукциона, продажи через публичное предложение и без объявления цены. Корректировки в ряд правительственных актов внесены постановлением Правительства РФ от 03.03.2012 № 178 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам приватизации государственного или муниципального имущества[21].

Новации затронули три документа:

· постановление Правительства РФ от 22.07.2002 № 549 «Об утверждении положений об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены»;

· постановление Правительства РФ от 12.08.2002 № 584 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»;

· постановление Правительства РФ от 12.08.2002 № 585 «Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе».

Первая группа изменений связана с принятием Федерального закона от 11.07.2011 № 201-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О приватизации государственного и муниципального имущества“». Согласно поправкам, внесенным этим законом, приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется только путем преобразования в хозяйственные общества (п. 2 ст. 13 Закона о приватизации). Кроме того, из Закона о приватизации исключена ст. 27, регулировавшая особенности сделок, связанных с продажей ГУП и МУП.

Вторая группа изменений связана с процедурными сроками и также обусловлена изменениями, произошедшими в Законе о приватизации.

Так, в рамках всех названных способов приватизации договор купли-продажи с победителем будет заключаться не ранее десяти и не позже 15 рабочих дней со дня подведения итогов продажи, конкурса или аукциона. Ранее такой договор заключался не позднее пяти рабочих дней (при публичном предложении и проведении аукциона) и десяти рабочих дней (при продаже без объявления цены и проведении конкурса) со дня выдачи уведомления о признании участника победителем/подведения итогов продажи, конкурса или аукциона.

При продаже посредством публичного предложения по новым правилам заявку об участии нужно подавать не позднее, чем за три рабочих дня до даты рассмотрения продавцом заявок и документов претендентов (сейчас не позднее чем за один рабочий день).

При проведении конкурса лиц, признанных участниками, а также тех, кому отказано в участии, необходимо уведомить об этом не позднее рабочего дня со дня подписания протокола заявок.

Кроме того, в некоторых случаях сроки исчисляются в рабочих днях (вместо календарных) и наоборот.

Третья группа изменений касается размещения информации на официальных интернет-сайтах. Эти новшества также связаны с поправками, внесенными в п. 1 и 2 ст. 15 Закона о приватизации.

Например, информация об отказе в допуске к участию в продаже посредством публичного предложения, конкурса или аукциона публикуется не только на определенных уполномоченными государственными и муниципальными органами Интернет-ресурсах и сайте продавца, но и на официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов, который определяет Правительство РФ.

Из Положения об организации продажи государственного имущества посредством публичного предложения исключен абз. 3 п. 24, позволявший субъектам РФ и органам местного самоуправления устанавливать правила оплаты приватизируемого имущества, относящегося к госсобственности субъектов РФ.

При продаже имущества без объявления цены порядок и сроки перечисления задатка, а также денежных средств в счет оплаты приватизируемого имущества бюджеты субъектов или органов местного самоуправления определяются правовыми актами субъектов и муниципалитетов. Об этом говорится в новом п. 18(2) Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством продажи без объявления цены.

Рис 1. Способы приватизации

Субъекты и объекты приватизационных правоотношений

В качестве особого вида управленческой деятельности приватизация представляет собой совокупность взаимосвязанных и целенаправленных действий субъектов приватизации по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в частную. Причем эта деятельность осуществляется по решению и при непосредственном участии специальных органов государства и муниципальных образований в установленных порядке и формах. Как управленческая деятельность приватизация структурно состоит из двух элементов: объектов и субъектов приватизации.

Объектами приватизации является государственное и муниципальное имущество. Действующий Закон о приватизации в качестве объекта приватизации называет государственное и муниципальное имущество, а не предприятие в целом (либо его часть). И хотя это, как правило, имущественный комплекс (предприятие), тем не менее, под «имуществом» понимаются и другие объекты. Возникает вопрос: какие объекты?

К их числу относятся:

1.​ земля, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;

2.​ природные ресурсы;

3.​ государственный и муниципальный жилищный фонд;

4.​ государственный резерв;

5.​ государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации;

6.​ государственное и муниципальное имущество в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

7.​ культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иным находящимся в государственной или муниципальной собственности имуществом религиозного назначения при передаче безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях;

8.​ государственное и муниципальное имущество при отчуждении в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;

9.​ государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

10.​ государственное и муниципальное имущество на основании судебного решения;

11.​ акции в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом.

Итак, объект приватизации — это государственное и муниципальное имущество. Однако определение понятия «имущество», как известно, отсутствует в действующем законодательстве. Поэтому можно лишь высказать следующие предположения на этот счет. Сюда входят, прежде всего, объекты недвижимости (предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и др.). Наряду с ними объектами приватизации может быть и движимое имущество (например, ценные бумаги). В состав объектов приватизации входят также имущественные права (например, доли Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в капитале хозяйственных обществ).

Надо признать справедливым мнение о том, что в Законе о приватизации необходимо прямо указать конкретные объекты, на которые распространяется действие этого правового акта, а не искать объекты приватизации «от обратного». Действующее положение в значительной степени затрудняет применение названного Закона в хозяйственной практике.

К субъектам приватизации относятся государство, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, предприятия и организации независимо от формы собственности, а также граждане. В процессе приватизации государство в лице соответствующих органов реализует свою экономическую функцию. В силу ст. 6 Закона о приватизации Правительство РФ вправе наделить федеральный орган исполнительной власти полномочиями на осуществление функций по приватизации федерального имущества. Ранее эти функции осуществлял Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом (Госкомимущество), а также его территориальные подразделения (комитеты), затем

Министерство государственного имущества РФ (Мингосимущество). С 2002 г. федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ осуществлять функции по приватизации федерального имущества, является Министерство имущественных отношений РФ (Минимущество России). Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» данное Министерство упразднено.

Равным образом упразднен Российский фонд федерального имущества. Этим указом образовано Федеральное агентство по управлению федеральной собственностью, входящее в состав Министерства экономического развития и торговли. На федеральном уровне создан единый орган, осуществляющий управление федеральной собственностью.

Это интересно:  Договоры в процессе приватизации 2019 год

С точки зрения Закона о приватизации продавцами в приватизационных отношениях являются собственники государственного и муниципального имущества — публичные образования (Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования) в лице соответствующих органов. На федеральном уровне — это Федеральное агентство по управлению собственностью.

Планирование и порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Планирование приватизации осуществляется на основе ФЗ №178 -ФЗ «о приватизации гос и муниц. имущества» гл.2

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества утверждается Правительством РФ на срок от одного года до трех лет.

В прогнозном плане (программе) приватизации федерального имущества указываются основные направления и задачи приватизации федерального имущества на плановый период, прогноз влияния приватизации этого имущества на структурные изменения в экономике, в том числе в конкретных отраслях экономики, характеристика федерального имущества, подлежащего приватизации, и предполагаемые сроки его приватизации.

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем периоде.

Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.

Порядок приватизации – предусмотренный законодательством процесс принятия и реализации решения о приватизации государственного или муниципального имущества.
Выделяют четыре этапа приватизации федерального имущества.

1. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Прогнозный план разрабатывается Федеральным агентством по управления федеральным имуществом и утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год. Прогнозный план (программа) должен содержать перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.

2. Принятие решения о приватизации имущества. Такое решение принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества. В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:

• наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);

• способ приватизации имущества;

• срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);

• иные необходимые для приватизации имущества сведения (ст. 14 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

3. Приватизация федерального имущества предусмотренным законом способом. Перечень способов приватизации исчерпывается способами, закрепленными в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций ОАО;

6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке цен. бумаг;

7) продажа гос. или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО;

10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

4. Представление Правительством РФ отчета о выполнении плана приватизации федерального имущества за прошедший год в Государственную Думу РФ, которое осуществляется ежегодно, не позднее 1 мая.

Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год должен содержать перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.
Вместе с отчетом в Государственную Думу РФ представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества за прошедший год.

Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления самостоятельно.

Информация о результатах приватизации имущества субъектов РФ и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами РФ в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.

35. Способы приватизации. Общая характеристика

Перечень способов приватизации, содержащийся в гл. IV Закона о приватизации, является закрытым. Это означает, что участники приватизационного процесса не вправе выбрать иной способ приватизации.

Для приватизации государственного и муниципального имущества могут быть использованы следующие способы (ст. 13 Закона):

​· преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

​· продажа государственного или муниципального имущества на аукционе (ст. 18 Закона);

​· продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе (ст. 19);

​· продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе (ст. 20);

​· продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ (ст. 21);

​· продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг (ст. 22);

​· продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (ст. 23);

​· продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены (ст. 24);

​· внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ (ст. 25);

​· продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления (ст. 26).

Подавляющее большинство способов приватизации относятся к продаже государственного или муниципального имущества. И только два способа — исключение (преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ).

Преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество есть разновидность реорганизации юридического лица. Путем изменения юридическим лицом своей организационно-правовой формы происходят прекращение деятельности одного юридического лица и возникновение нового.

Закон о приватизации (п. 3 ст. 13) дифференцирует с учетом установленных критериев способы приватизации имущественных комплексов федеральных унитарных предприятий и находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, балансовая стоимость основных средств которых на последнюю отчетную дату превышает 5 млн. МРОТ, а также имущества, соответствующего иным критериям, установленным Правительством РФ. В частности, приватизация такого имущества может осуществляться:

​· путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

​· на специализированном аукционе;

​· посредством продажи за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

​· посредством внесения в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ федерального имущества в качестве вклада в уставный капитал стратегического акционерного общества.

Приватизация имущества, не соответствующего указанным в п. 3 ст. 13 Закона о приватизации критериям, может осуществляться:

​· путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

​· на специализированном аукционе;

​· посредством внесения акций в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества (п. 4 ст. 13 Закона о приватизации).

Следующий способ приватизации — внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

Во-первых, соответствующее решение о таком внесении принимается Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта Федерации, органом местного управления.

Во-вторых, в уставные капиталы открытых акционерных обществ могут быть внесены государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права.

В-третьих, доля акций открытого акционерного общества, находящихся в собственности Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования и приобретаемых соответственно публичными образованиями, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее чем 25% плюс одна акция, если иное не установлено Президентом РФ в отношении стратегических акционерных обществ.

В-четвертых, внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться: при учреждении открытых акционерных обществ; в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ (ст. 25 Закона).

Отличительная особенность данного способа приватизации заключается в том, что правовой формой сделки приватизации является в данном случае договор мены, а не договор купли-продажи имущества.

36. Понятие и цели государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Регулирование представляет собой государственное воздействие в отношении определенного субъекта (субъектов) предпринимательской деятельности.. Основной целью государственного регулирования является создание условий для широкомасштабного и эффективного развития предпринимательской деятельности и обеспечения защиты гражданских прав, жизни и здоровья граждан, а также безопасности страны. Регулирование может осуществляться в качестве прямого (директивного) решения вопроса (запрет, разрешение) и в качестве косвенного, когда применяются экономические рычаги и стимулы (предоставление льготных кредитов, дотаций, и субсидий, льгот по налогообложению).

Государственное регулирование Государственное регулирование экономики – деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической политики с использованием специальных средств, форм и методов.

Классификация видов государственного регулирования может основываться на степени воздействия государства на те или иные отношения в различных отраслях народного хозяйства или сегментах рынка. Так, возможно выделение максимального, среднего и минимального уровня (режима) государственного регулирования экономики. Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств (инструментов) государственного регулирования. Он установлен в отношении, например, естественных монополий. Минимальный уровень государственного регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.

Это интересно:  Заявление на приватизацию квартиры 2019 год

Виды государственного регулирования классифицируются в зависимости от территории применения тех или иных средств воздействия. В связи с этим можно выделить государственное регулирование на федеральном уровне, на уровне субъекта Федерации.

Цели государственного регулирования в сфере экономики предполагают решение ряда конкретных задач, направленных на реализацию функций государства в сфере экономики. В качестве основной цели можно выделить создание наилучших условий для развития экономики и предпринимательства на конкретной стадии развития общества.

Главная цель раскрывается через такие цели, как выравнивание экономического цикла, обеспечение стабильного развития экономики, денежного обращения, создание конкурентной среды, обеспечение нормальной занятости населения, стабильности цен, создание условий для социального партнерства и др. Функции государства в сфере экономики выполняются путем решения конкретных задач, возникающих в результате достижения поставленных целей.

Объектами государственного регулирования часто являются различные отрасли и подотрасли народного хозяйства, регионы России.

В качестве объектов государственного регулирования выступают также отдельные виды предпринимательской деятельности, например связанные с заготовкой, реализацией и экспортом древесины ценных пород. Объектом государственного регулирования служат отдельные средства (инструменты), с помощью которых осуществляется государственное регулирование, такие как цена, планирование, денежное обращение и др.

Государственный сектор экономики России включает различные части, структурные элементы. Смысл государственного предпринимательства заключается в создании условий, в том числе правовых, для деятельности государственного сектора экономики на принципах рыночной. При этом систематическое получение прибыли не всегда должно быть непременным условием предпринимательства в рамках государственного сектора экономики.

Предпринимательские отношения в рамках государственного регулирования экономики включают наряду с имущественными административные, финансовые, иные отношения..

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Субъекты и объекты приватизации. Методы и способы и основные принципы приватизации

Субъектами приватизации могут быть граждане данной страны, юридические лица, своей деятельностью связанные с негосударственной собственностью, трудовые коллективы государственных предприятий, иностранные инвесторы. [6, с. 32]

Объектами приватизации являются находящиеся в государственной собственности предприятия, здания, сооружения, оборудование, лицензии, патенты и другие виды государственного имущества. [13, с. 60]

В то же время в каждой стране существует перечень государственных предприятий, не подлежащих приватизации. Как правило, это предприятия, связанные с обороной страны, объекты, деятельность которых угрожает жизни и здоровью людей; так называемые естественные монополии: железные дороги, связь, электростанции и др. [6, с. 31]

В мире существуют два основных метода к решению проблемы приватизации собствен­ности — возмездный (платный) и безвозмездный(бесплатный).

Первый метод предусматривает в основном продажу госу­дарственной собственности юридическим лицам и гражданам, а также аренду с последующим выкупом. Могут использоваться при этом различные формы стимулирования и поддержки поку­пателей, в том числе в рассрочку, со скидкой, на основе льготно­го кредитования.

Второй метод предусматривает два подхода. Прежде всего осуществляется передача имущества государственных предпри­ятий и организаций в собственность занятых на них работников. Второй подход базируется на разделе и безвозмездной передаче основной части государственного имущества всем членам общества в равных размерах, соответственно возрасту и трудовому стажу.

Каждый из приведенных методов приватизации имеет как достоинства, так и недостатки. Например, приватизация методом купли-продажи обеспечивает действие рыночных законов, по­вышает заинтересованность хозяина в результатах труда, дает антиинфляционный эффект, предоставляет возможность выбора покупателя, способствует финансовому оздоровлению экономики.

Для того чтобы приватизация не превратилась в способ ле­гального и чрезмерного обогащения немногих при ограниченно­сти денежных средств у населения и предприятий, осуществле­ние безвозмездной передачи госимущества вызывает снижение социальной напряженности в обществе, расширяет круг потен­циальных собственников в различных сферах экономики, позво­ляет компенсировать потери от безработицы и роста цен, а также является быстрым способом раздела и преобразования государ­ственной собственности в частную.

· Сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации. Одна часть государственного имущества, подлежащего приватизации, передается в собственность страны бесплатно, а другая продается физи­ческим и юридическим лицам, основанным на негосударственной форме собственности.

· Право каждого гражда­нина на часть безвозмез­дно передаваемой госу­дарственной собствен­ности. Вытекает из общенародного характера го­сударственной собственности, практичес­ки реализуется путем выдачи именных приватизационных чеков «Имущество» на сумму, зависящую от возраста гражданина и его трудового стажа

· Дифференциация мето­дов, форм и процедур приватизации. Предполагает использование различных способов, методов и процедур при привати­зации конкретных предприятий. Необхо­димость соблюдения принципа обусловле­на отраслевыми, территориальными и дру­гими особенностями каждого предпри­ятия. Приватизируемые объекты различаются размерами производства, зна­чимостью и конкурентоспособностью про­дукции, уровнем технической оснащеннос­ти, финансовым положением и т.д. Эти факторы предопределяют специфику при­ватизации каждого из них. Практически данный принцип реализуется путем разра­ботки индивидуальных проектов привати­зации каждого предприятия

· Разграничение компе­тенции по осуществле­нию приватизации меж­ду органами государст­венной власти и управ­ления различных уров­ней. Предопределяется делением государствен­ной собственности на республиканскую и коммунальную, а также масштабами про­цесса приватизации. В соответствии с этим принципом приватизация объектов респуб­ликанской собственности осуществляется Министерством экономики и территори­альными органами, а реформированием объектов коммунальной собственности за­нимаются местные органы управления.

· Предоставление опреде­ленных гарантий чле­нам трудовых коллек­тивов приватизируе­мых предприятий. Обеспечивает защиту прав и интересов на­емных работников при смене собственника в результате приватизации и касается пре­жде всего трудовых отношений. Работни­кам приватизированных предприятий да­ются следующие гарантии: деятельность предприятия не может быть приостановлена на период подготов­ки и осуществления приватизации; до завершения приватизации ответствен­ность по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, несет государство. С момента завершения приватизации эти обязательства переходят к новому собс­твеннику. Он выполняет их до истечения ранее установленного срока действия трудовых отношений. После этого взаи­моотношения между работниками и собс­твенником регулируются действующим законодательством.

· Контроль за осущест­влением приватизации со стороны государства. Работа по приватизации осуществляется под контролем государства. Уполномоченные го­сударством органы устанавливают предпри­ятия, подлежащие приватизации; проводят оценку стоимости этих объектов, определяют способы приватизации и т.д. Контроль за осу­ществлением приватизации позволяет предо­твратить нарушение законодательных актов и защитить интересы трудящихся.

· Обеспечение широкой гласности процесса при­ватизации. Предполагает освещение средствами массо­вой информации условий и хода приватиза­ции; регулярное ознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; со­здание комиссии по преобразованию пред­приятия с участием членов трудового кол­лектива; предоставление возможности всем заинтересованным лицам в случае ущемления их прав при приватизации об­ращаться в суд, арбитраж и другие органы. Соблюдение принципа гласности не только позволяет привлечь для участия в привати­зации широкие слои населения, но и обес­печить контроль за ее ходом.

· Постепенность и по­этапность. Реформирование государственной собс­твенности осуществляется не разово, а в те­чение определенного периода времени. Не­обходимость обусловлена сложностью про­цесса приватизации, охватом большого ко­личества предприятий и их многообразием, экономической ситуацией в стране.

· Соблюдение законности. В правовом государстве является обязатель­ным при решении любых задач. Особое значе­ние оно приобретает в процессе приватизации, которая затрагивает имущественные интере­сы всех граждан и государства в целом. [10, с. 53]

Завершая выполнения первой главы, отметим следующее:

1. Одним из путей разгосударствления является приватизация, т.е. смена государственной формы собственности на частную. В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права непосредственного управления ею.

2. В экономической литературе описаны различные этапы приватизации:большая приватизация, малая приватизация, спонтанная приватизация, частичная имущественная приватизация, собственность трудовых коллективов, реприватизация собственности.

3. Субъектами приватизации могут быть граждане данной страны, юридические лица, своей деятельностью связанные с негосударственной собственностью, трудовые коллективы государственных предприятий, иностранные инвесторы.

4. Объектами приватизации являются находящиеся в государственной собственности предприятия, здания, сооружения, оборудование, лицензии, патенты и другие виды государственного имущества.

5. В мире существуют два основных метода к решению проблемы приватизации собствен­ности — возмездный (платный) и безвозмездный (бесплатный).

6. Также приватизация имеет ряд принципов: сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации; право каждого гражда­нина на часть безвозмез­дно передаваемой госу­дарственной собствен­ности; дифференциация мето­дов, форм и процедур приватизации; разграничение компе­тенции по осуществле­нию приватизации меж­ду органами государст­венной власти и управ­ления различных уров­ней и др.

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, studopedia.ru, lektsii.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector
Читайте также:

  1. A. 2. Способы расчета ВНП
  2. D. Прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы
  3. I. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
  4. I. Методы эмпирического исследования.
  5. I. Основные богословские положения
  6. I. Семинар. Тема 1. Предмет, система, задачи судебной медицины. Правовые и организационные основы судебно-медицинской экспертизы, Понятие, объекты, виды, экспертизы
  7. I.4. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦКУРСА
  8. II Биохимические методы
  9. II Методы очистки выбросов от газообразных загрязнителей.Метод абсорбции.
  10. II Методы очистки сточных вод от маслопродуктов.Принцип работы напорного гидроциклона.