+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Объектом приватизации является 2019 год

Для правильного определения характера отношений, возникающих между субъектами в процессе приватизации, необходимо определить предмет и метод правового регулирования данных правоотношений.

Прежде всего отметим, что приватизация является довольно широким понятием. В соответствие с Комментариями к ст. 217 Гражданского Кодекса РФ под приватизацией понимается переход имущества (в том числе и жилых помещений) из государственной или муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц. Точнее было бы говорить о переходе государственного и муниципального имущества в частную собственность граждан и юридических лиц. Приватизация осуществляется в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При этом понятие порядка приватизации имущества трактуется достаточно широко. Оно включает в себя также право Российской Федерации на определение органов государственной власти (в том числе и в субъектах РФ) и местного самоуправления, правомочных принимать решения о приватизации государственного и муниципального имущества, а также видов имущества, подлежащего приватизации.

Общего закона о приватизации государственного и муниципального имущества не существует. Приватизация проводится по следующим основным направлениям: приватизация государственных и муниципальных предприятий, приватизация земельных участков, приватизация жилья и иных объектов социального, научного и культурного назначения. По ряду из указанных направлений были приняты законы, например Закон о приватизации жилищного фонда.

Объектом приватизации может быть любое жилое помещение, относящееся к государственному или муниципальному жилищному фонду (в т.ч. и ведомственное жилье), которое изначально предназначено для предоставления гражданам по договорам социального найма. При этом, в соответствие с требованиями ст. 4 Закона о приватизации, не может быть приватизировано жилое помещение, которое находится в аварийном состоянии. В последнем случае жилое помещение должно быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

На основании ст. 16 Закона о приватизации и п.9 Примерного положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации (утвержденного решением коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству №4 от 18.11.1993 г) приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим собственником жилого помещения сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Имеются особенности по решению вопроса о приватизации жилья, подвергшегося перепланировке и коммунальных квартир. Указанное жилье может быть признано объектом, подлежащим приватизации только при соблюдении ряда дополнительных условий.

В соответствие с п.2 ст. 25 Жилищного Кодекса РФ Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка допускается далеко не во всех случаях и не должна нарушать законных прав и интересов граждан, занимающих соседние жилые помещения, а также не приводить к нарушению противопожарных, санитарно-технических и других требований. Таким образом, приватизация жилого помещения подвергшегося перепланировке невозможна, если данная перепланировка была незаконной (т.е. не была согласована с компетентными органами и не нашла необходимого отражения в техническом паспорте).

Следует отметить, что первоначально приватизация жилых помещений в коммунальных квартирах в домах государственного и муниципального жилищного фонда была запрещена (ст. 4 Закона о приватизации жилищного фонда). Однако такой запрет фактически означал законодательное закрепление неравенства граждан в зависимости от условий их проживания. В связи с этим Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.11.98 N 25-П такое ограничение приватизации для нанимателей жилых помещений в коммунальных квартирах государственного и муниципального жилищного фонда признано не соответствующим ст. 19 (ч. 1 и 2), 46 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 3) Конституции.

В настоящее время в отношении приватизации жилых помещений в коммунальных квартирах действует следующий порядок. При оформлении сделки приватизации в отношении коммунальной квартиры, последняя может быть передана только в общую долевую собственность, т.е. при приватизации комнаты в этой квартире, проживающий в ней гражданин обретает также и долю в праве общей собственности на квартиру. Эта доля определяется исходя из отношения площади занимаемой комнаты, подлежащей приватизации, к общей жилой площади всей коммунальной квартиры.

Статья 4 Закона о приватизации устанавливает также и категорию жилых помещений, которые не подлежат приватизации. К этой категории отнесены: жилые помещения, находящиеся в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Вместе с тем, собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия (учреждения), за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения (оперативного управления), с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения (больниц, фельдшерских пунктов и др).

Перейдем далее к рассмотрению субъектов приватизации — участников сделки по передаче права собственности на жилое помещение. Статья 6 Закона о приватизации определяет, что со стороны государства передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений — органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Смена формы собственности учреждений и предприятий или их ликвидация не влечет изменение полномочий правопреемника в вопросах принятия решения о приватизации. Этот принцип закреплен в статье 18 Закона о приватизации и подтвержден Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 № 8 (ред. От 25.10.1996) О некоторых вопросах применения судами закона российской федерации «о приватизации жилищного фонда в российской федерации». Согласно данной правовой норме при переходе государственных или муниципальных предприятий (учреждений) в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в их хозяйственном ведении (оперативном управлении), должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Это интересно:  Можно ли приватизировать комнату в коммуналке 2019 год

Другим субъектом приватизации являются граждане, проживающие в жилом помещении, подлежащем приватизации. В соответствие со статьей 2 Закона о приватизации граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Следует отметить, что граждане, зарегистрированные на жилой площади, подлежащей приватизации, и являющиеся членами семьи нанимателя, которые временно не проживали там по какой либо причине, также имеют право на участие в приватизации независимо от времени отсутствия. Однако при решении вопроса об участии в приватизации эти граждане должны представить документ о причинах временного отсутствия.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

9.1. Понятие, субъект и объект приватизации

Приватизация жилых помещений — это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений.

Таким образом, необходимо сразу выделить субъект и объект приватизации.

Субъектами приватизации являются только граждане Россий­ской Федерации, так как именно им принадлежит право на при­ватизацию. Гражданами Российской Федерации согласно статье 5 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» являются:

1) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»;

2) лица, которые приобрели гражданство Российской Феде­рации в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации».

п Гражданство Российской Федерации — это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупно­сти их взаимных прав и обязанностей.

Согласно статье 6 Конституции России каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами (в том числе и правом на приватизацию) и несет рав­ные обязанности, предусмотренные Конституцией России.

В качестве объекта приватизации выступают жилые помеще­ния (жилые дома, квартиры, изолированные комнаты в комму­нальных квартирах), но не все, а только отнесенные к определен­ным категориям.

В статье 1 Закона о приватизации определено, что путем при­ватизации осуществляется приобретение в собственность жилых помещений, входящих:

1) в государственный жилищный фонд, который представляет совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве соб­ственности непосредственно Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации) и субъектам Федерации (жилищ­ный фонд субъектов Федерации);

2) в муниципальный жилищный фонд, т. е. жилые помещения, принадлежащие на праве собственности муниципальным обра­зованиям (муниципальным предприятиям, ведомствам, учреж­дениям).

Таким образом, определение понятия государственной и му­ниципальной собственности дано в гражданском законодатель­стве, но применительно к жилищным правоотношениям оно кон­кретизировано непосредственно в ЖК.

Не все жилые помещения, входящие в систему государствен­ного и муниципального жилья, могут быть приватизированы гражданами. В частности, согласно статье 4 Закона о приватиза­ции не являются объектами приватизации жилые помещения:

1) находящиеся в аварийном состоянии. По данному осно­ванию признаются непригодными для проживания жилые дома (жилые помещения) независимо от того, в жилищном фонде ка­кой формы собственности они находятся, за исключением инди­видуальных жилых домов, находящихся в частной собственности лиц, постоянно проживающих в этих жилых домах;

Это интересно:  Приватизация садового участка в году 2019 год

2) в общежитиях, так как жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения;

3) в домах закрытых военных городков, где, как правило, раз­мещаются воинские части. Под военным городком понимается комплекс зданий и сооружений, расположенных на одном земель­ном участке и используемых для расквартирования воинских ча­стей и для размещения военнослужащих, рабочих и служащих. Военные городки подразделяются на закрытые и открытые. К за­крытым военным городкам относятся:

• военные городки воинских частей, расположенные в насе­ленных пунктах и имеющие систему пропусков;

• обособленные военные городки воинских частей, располо­женные вне черты населенных пунктов;

4) служебные жилые помещения, которые предназначены для проживания граждан в связи:

• с исполнением ими трудовых обязанностей в органах госу­дарственной власти, органах местного самоуправления, государ­ственных унитарных предприятиях, государственных или муни­ципальных учреждениях;

• с прохождением службы, в связи с назначением на государ­ственную должность Российской Федерации или государствен­ную должность субъекта Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или орга­ны местного самоуправления.

При этом допускается приватизация занимаемых граждана­ми жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта (ст. 16 Закона о приватизации). Она осуществляется в соответ­ствии с Законом о приватизации. В этом случае за бывшим най- модателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Жилые помещения, входящие в систему государственного или муниципального жилищного фонда, могут быть приватизи­рованы гражданами Российской Федерации, если они занимают эти жилые помещения или забронировали их.

Несовершеннолетние лица, проживающие совместно с нани­мателем и являющиеся членами его семьи либо бывшими члена­ми семьи, имеют равные права. Они в случае бесплатной прива­тизации занимаемого помещения наравне с совершеннолетними пользователями вправе стать участниками общей собственности на это помещение.

В соответствии с Законом о введении в действие ЖК не явля­лись объектами приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 г., но Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановле­нии от 15 июня 2006 № 6-П признал данное положение не соответ­ствующим Конституции России и не подлежащим применению.

Конституционный Суд, анализируя положения законодатель­ства о приватизации жилищного фонда, пришел к выводу, что ограничение прав и свобод человека и гражданина путем опреде­ления круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, предопределяющие осо­бенности правового режима жилого помещения, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи этого по­мещения в частную собственность.

Из приведенной правовой позиции Конституционного Суда следует, что запрет на приватизацию тех или иных объектов госу­дарственного или муниципального жилищного фонда может быть обусловлен только особенностями правового режима данных объ­ектов. Жилые помещения, полученные гражданами по договорам социального найма как до, так и после 1 марта 2005 г., предостав­ляются из государственного или муниципального жилищного фонда, в период общего срока действия норм о бесплатной прива­тизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. Правовой режим этих помещений является одинаковым, что не предполагает различий в правах, приобрета­емых указанными гражданами.

Таким образом, установление в части 1 ст. 4 Закона о прива­тизации запрета на бесплатную приватизацию жилых помещений, предоставляемых гражданам по договору социального найма после 1 марта 2005 г. в пределах общего срока действия норм о привати­зации жилищного фонда, не имеет конституционного обоснования и противоречит статье 19 Конституции России, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и граж­данина независимо от пола, расы, национальности, языка, про­исхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Объекты приватизации и их классификация

4. Объекты приватизации и их классификация

Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, установленном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Объектами приватизации является государственное и муниципальное имущество. Действующий Закон о приватизации в качестве объекта приватизации называет государственное и муниципальное имущество, а не предприятие в целом (либо его часть).

И хотя это, как правило, имущественный комплекс (предприятие), тем не менее под «имуществом» понимаются и другие объекты. Возникает вопрос: какие объекты?

Закон о приватизации не дает прямого ответа на поставленный вопрос. В нем (п. 2 ст. 3) лишь содержится перечень объектов, на которые не распространяется Закон. К их числу относятся:

1) земля, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;

2) природные ресурсы;

3) государственный и муниципальный жилищный фонд;

4) государственный резерв;

5) государственное и муниципальное имущество, находящееся

за пределами территории Российской Федерации;

6) государственное и муниципальное имущество в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

7) культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иным находящимся в государственной или муниципальной собственности имуществом религиозного назначения при передаче безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях;

8) государственное и муниципальное имущество при отчуждении в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;

Это интересно:  Приватизация садового дома в году 2019 год

9) государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

10) государственное и муниципальное имущество на основании судебного решения;

11) акции в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом.

Итак, объект приватизации – это государственное и муниципальное имущество. Однако определение понятия «имущество», как известно, отсутствует в действующем законодательстве. Поэтому можно лишь высказать следующие предположения на этот счет. Сюда входят, прежде всего объекты недвижимости (предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и др.). Наряду с ними объектами приватизации может быть и движимое имущество (например, ценные бумаги). В состав объектов приватизации входят также имущественные права (например, доли Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в капитале хозяйственных обществ).

Надо признать справедливым мнение о том, что в Законе о приватизации необходимо прямо указать конкретные объекты, на которые распространяется действие этого правового акта, а не

искать объекты приватизации «от обратного». Действующее положение в значительной степени затрудняет применение названного Закона в хозяйственной практике.

Отчуждение указанного государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Приватизации не подлежит также имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.[10]

5. Этапы приватизации

Порядок приватизации – предусмотренный законодательством процесс принятия и реализации решения о приватизации государственного или муниципального имущества.

Выделяют четыре этапа приватизации федерального имущества.

1. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Прогнозный план разрабатывается Федеральным агентством по управления федеральным имуществом и утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год. Прогнозный план (программа) должен содержать перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.

2. Принятие решения о приватизации имущества. Такое решение принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества. В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:

• наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);

• способ приватизации имущества;

• срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);

• иные необходимые для приватизации имущества сведения (ст. 14 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

3. Приватизация федерального имущества предусмотренным законом способом. Перечень способов приватизации исчерпывается способами, закрепленными в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

4. Представление Правительством РФ отчета о выполнении плана приватизации федерального имущества за прошедший год в Государственную Думу РФ, которое осуществляется ежегодно, не позднее 1 мая.

Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год должен содержать перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.

Вместе с отчетом в Государственную Думу РФ представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества за прошедший год.

Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления самостоятельно.

Информация о результатах приватизации имущества субъектов РФ и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами РФ в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.[11]

Статья написана по материалам сайтов: all-sci.net, www.kazedu.kz.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector