Новый закон о приватизации 2019 год

Что такое приватизация

Законодательство определяет приватизацию как передачу имущества, которое находится в собственности у государства (на федеральном и региональном уровнях) или муниципалитетов, в частные руки, то есть физическим или юридическим лицам. Возможно разгосударствление следующих объектов:

  • имущественных комплексов вместе с земельными участками, на которых они располагаются;
  • зданий и сооружений совместно с земельными участками;
  • объектов незавершенного строительства;
  • исторических и культурных памятников;
  • акций акционерных обществ;
  • земельных участков. Исключение: земли, специально отведенные для государственных или муниципальных нужд;
  • жилых помещений.

Иными словами, суть разгосударствления – это передача имущества из государственных в частные руки. Собственность при этом теряет публичный статус.

Невозможно приватизировать следующие объекты жилого фонда:

  • общежития;
  • помещения, находящиеся в аварийном или ветхом состоянии;
  • служебное жилье;
  • дома и квартиры, расположенные на территории ЗАТО.

Закон о приватизации жилья (ст.13) содержит следующие способы передачи:

  • превращение государственных и местных предприятий в акционерные общества;
  • продажа на открытом аукционе (ст.18). Если у участников имеются одинаковые ценовые предложения (то есть они выставили одну и ту же цену на имущество), то победителем признается лицо, которое подало соответствующее предложение раньше по времени;
  • конкурс, публичное предложение и иные подобные формы торгов. Конкретно публичное предложение применяется тогда, когда аукцион был признан несостоявшимся;
  • внесение собственности в качестве вклада в капиталы частных организаций.

Каждый из способов конкретизируется в положениях. Всего насчитывается около 11 различных путей передачи имущества от государства к частникам.

Кто может быть приобретателем? Физические или юридические лица (п.1 ст.5 Закона). Не могут выступать в роли покупателей государственные и муниципальные предприятия, а также компании, в которых государственная доля составляет больше 25%.

Сама процедура вводилась не просто так. Рыночные отношения требуют свободного обмена, который возможен только при частной собственности. К тому же, изменилась идеология государства. Определившись с понятием, следует разобрать особенности регулирования данной сферы отношений.

Правовое регулирование

Основной регулирующий федеральный закон — №178 «О приватизации государственного и муниципального имущества», принятый в 2001 году. Помимо этого, существует также закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», который на практике используется редко (многие статьи акта попросту потеряли свою силу). ФЗ №178 содержит следующую информацию:

  • понятие приватизации государственного и муниципального жилищного фонда;
  • принципы приватизации;
  • способы передачи имущества;
  • порядок получения и реализации;
  • отдельные особенности и нюансы.

Интересно: закон о приватизации жилищного фонда содержит положения о так называемых «прогнозных планах». Иными словами, приватизация осуществляется не спонтанно, а строго в соответствии с установленными задачами и прогнозами. Политика тут играет решающую роль.

Принципиально значимый вопрос: как соотносится ФЗ с Гражданским кодексом? Ответ хранится в самом ГК РФ, где указано, что иные акты должны соответствовать главному гражданскому нормативному акту.

Законодательство о приватизации находится в совместном ведении России и входящих в нее субъектов. Регионы могут устанавливать собственные акты в данной сфере. К примеру, в Москве имеется специальный закон, регулирующий подобные отношения. Нормы, установленные на уровне субъектов, не должны противоречить положениям федерального закона. Следует отметить, что акты муниципальных органов в общую систему не входят и вопросы решаются на основании федерального закона.

Фундаментом любого государственного регулирования являются принципы. Все строится на основе следующих положений:

  • равенство приобретателей;
  • открытость. Деятельность государственных органов известна широкому кругу лиц;
  • возмездный характер:
  • добровольность. Никакого принуждения со стороны.

Особый принцип, стоящий особняком от остальных – одноразовость. Получить собственность у государства можно только один раз в жизни и никогда больше.

Интересно: приватизация жилья не всегда была платной. В самый начальный период (с 1991 по 1994 год) использовались так называемые чеки, благодаря которым лица имели право на приобретение собственности. К слову, закон Украины о приватизации государственного жилищного фонда содержит аналогичные чеки в настоящее время.

Правовой «костяк» в виде закона есть. Остается вопрос: каким образом гражданину или организации получить заветное имущество?

Оформление

Вооружившись ФЗ №178, можно разделить процесс на следующие стадии:

  1. подготовка документов;
  2. обращение в департамент;
  3. получение согласия;
  4. регистрация в Росреестре.

Первый шаг включает в себя подготовку следующих документов:

  • заявления;
  • паспорта РФ;
  • технического паспорта объекта;
  • выписки из домовой книги;
  • справка, свидетельствующая об отсутствии долгов и финансовом благополучии.

Обращаться надо в жилищный департамент местной администрации. Орган рассмотрит пакет документов и выдаст обратившемуся договор о передаче имущества, который необходимо зарегистрировать в Росреестре. После успешного прохождения лицо становится полноценным собственником. Общий срок рассмотрения документов составляет около 1 месяца.

Разгосударствление жилищного фонда имеет множество нюансов и тонкостей, с которыми следует познакомиться поближе.

Особенности

Соответствие требованиям – первое и ключевое правило грамотного прохождения процедуры. Если имело место нарушение закона, то договор будет признан ничтожным. Толковый юрист может помочь в решении трудностей. Можно обойтись и без него, если лицо уверенно чувствует себя в юридических вопросах. Сама по себе приватизация имеет следующие достоинства:

  • экономическая выгода. Потратиться придется только на оформление документов, в то время как покупка недвижимости на рынке потребует несравнимо больше денежных средств. Отсюда вытекает огромная привлекательность передачи;
  • собственность. Лицо становится полноправным хозяином объекта. Можно прописывать кого угодно, сдавать имущество в аренду и т.д.;
  • легкость перепланировки. Изменение приватизированной квартиры не требует согласования с местными властями. Необходимо лишь договориться с жилищной инспекцией;
  • владельца нельзя выписать или выселить с объекта, даже если он задолжал по-крупному.

Несомненно, плюсы передачи недвижимости в частные владения весьма привлекательны. Однако у каждой медали есть обратная сторона:

  • сложность наследования. Завещание существенно облегчает проблему, но если такового не имеется, то наследникам придется договариваться самостоятельно;
  • неприятным сюрпризом может оказаться то, что приватизированное недвижимое имущество уже нельзя будет обменять на неприватизированное;
  • трудоемкость и затянутость процесса, который потребует много времени и сил.

Легче всего подводные камни можно проанализировать в конкретной жизненной ситуации. Рассмотрим наиболее популярные из них.

Что можно сказать о малоимущих гражданах? Все довольно неоднозначно: с одной стороны, недвижимое имущество можно будет продать и купить жилье поменьше, а разницу использовать на свое усмотрение. С другой стороны, приватизированная квартира точно также требует расходов и уплаты налогов. Более того, став владельцем, гражданин потеряет возможность улучшения жилищных условий. Это воспринимается особо болезненно, если объект находится в аварийном или ветхом состоянии. Перед процедурой необходимо тщательно взвесить все за и против.

Следующая категория – пенсионеры. Пожилым людям должна понравиться идея, связанная с оформлением договора ренты. Новый владелец возьмет на себя финансовое бремя и будет обязан заботиться о пенсионере. Иными словами, это отличная возможность беззаботно провести старость. Из минусов: если произойдет несчастный случай, к примеру, пожар, то придется искать жилье уже собственными силами.

Другая ситуация связана с кооперативным недвижимым имуществом. Нужно ли ее приватизировать в случае выплаты пая? Закон не содержит подобной необходимости. Объекты, принадлежащие кооперативам, не входят в государственный или муниципальный жилищный фонд.

Суммируя все плюсы и минусы, можно с уверенностью сказать, что приватизация – это благо. К настоящему моменту она никуда не пропала: Президент издал указ о введении бессрочной процедуры. Если ранее предполагалось ввести такую возможность до 1 марта 2017 года, то теперь беспокоиться не о чем: каждый может приобрести жилье. За границей передача государственной собственности частникам уже давно приобрела массовый характер, в то время как в России этот процесс только начинается. До выхода в свет специального закона царила полная неэффективность и неразбериха. В настоящее время имеются веские основания полагать, что разгосударствление никуда не пропадет и общество будет полноценно переходить на рыночные рельсы.

Изменения в законодательстве в вопросе приватизации муниципального жилья

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, продлевающий период бесплатной приватизации жилой недвижимости.

Данный нормативный акт подразумевает под собой возможность тем гражданам, которые еще не успели приватизировать свое жилье, провести данную процедуру без каких-либо финансовых затрат.

Рассмотрим подробней имеющиеся нововведения.

Законодательное регулирование вопроса

Возможность бесплатной приватизации муниципальной недвижимости имеется у всех без исключений граждан РФ, которые по каким-либо причинам не сделали этого раннее. Именно об этом указано в подписанном законе от 22 февраля 2017 года.

Это интересно:  Отказник от приватизации выписался из квартиры 2019 год

Согласно ему старый период действия возможности бесплатного оформления в частную собственность отменяется (ранее он действовал до 1 марта 2017 года).

Необходимо напомнить, что вначале весны Правительство РФ планировало ввести для населения нашей страны приватизацию на платной основе. Если бы эти нововведения были приняты, граждане РФ вынуждены были для возможности приватизировать муниципальную недвижимость выкупить ее по установленной рыночной цене.

До недавнего времени закон о бесплатном оформлении в частную собственность муниципальной недвижимости действовал на протяжении 25 лет. За весь этот период, гражданами нашей страны было приватизировано свыше 25 миллиона квартир, причем, не беря во внимания порядка полумиллиона, которые находятся в праве собственности по договору социального найма.

По предварительным подсчетам, нашими согражданами было приватизировано свыше 30% жилого фонда.

Стоит отметить: за весь период действия закона данная процедура продлевалась минимум 10 раз.

До 1 марта поднимался еще один вопрос Правительством РФ. Им планировалось ввести ограничения на бесплатную приватизацию. Говоря простыми словами, чиновники планировали ограничить данную возможность для определенным категориями граждан.

По плану, с марта 2017 года бесплатной приватизацией могли бы воспользоваться только жители Крымского полуострова, дети-сироты, вынужденные переселенцы из аварийных домов и граждане, проживающие в городках военного типа и общежитиях. Однако, эти нововведения было принято решение отклонить.

Что предполагают данные изменения

“После принятия решения об отмене завершения периода действия бесплатной приватизации, мы видим возможность выровнять права жителей РФ по всем регионам, которые по каким-либо причинам не смогли либо же не захотели оформить в частную собственность муниципальное жилье”, — заявил заместитель председателя Комитета Торгово-промышленной Палаты РФ по предпринимательскому делу в сфере экономической недвижимости.

Виктором Журбой было отмечено, что право на бесплатное оформление в частную собственность муниципального жилья получили свыше 1 миллиона жителей РФ. Причем большая часть все-таки смогла ранее воспользоваться такой возможностью.

Со слов самого чиновника, если же граждане РФ не готовы в данный период времени оформить в частную собственность аварийную жилплощадь, либо же наоборот, двухкомнатную квартиру в центре города, то это их личное право, которое закрепляется за ними Конституцией РФ.

Со слов Журбы, после принятия нововведений, граждане, проживающие в муниципальных квартирах, не должны переживать за то, что их могут выселить оттуда в любое время. Законодательством РФ это категорически неприемлемо. При возникновении подобных ситуаций необходимо сразу обращаться в правоохранительные органы.

Последствия

Вследствие этого, граждане РФ, которые на сегодняшний день проживают в такой жилплощади, по законодательству выступают нанимателями и не могут при своем желании покупать, реализовывать, оформлять дарственную, либо же выдвигать данную недвижимость в качестве залога по ипотечному займу. Более того, она не подлежит унаследованию после смерти нанимателя.

Единственное, что предусмотрено законодательством РФ, обмен жилья на иную муниципальную квартиру.

На сегодня в государстве остается еще внушительное число малоимущих граждан, которые не оформляют в частное право собственности свои одно- или трехкомнатные квартиры. Это объясняется дальнейшей необходимостью в оплате налога на имущество, который исчисляется по кадастровой себестоимости.

Однако существуют и иные причины, дабы отложить вопрос с приватизацией на неопределенный срок. Речь идет о возможных семейных неурядицах, которые могут повлечь за собой распределение долей недвижимости между всеми родственниками.

Исходя из всего вышеуказанного, можно отметить, что принятый закон несет положительные последствия для жильцов муниципального жилья.

Законодательные инновации

Гражданам Российской Федерации, проживающим в государственных квартирах или планирующим получить муниципальное жилье, необходимо знать о возможных законодательных инновациях, которые будут действовать в будущем:

  1. Приватизировать государственные квартиры могут российские граждане, которым на момент подачи документов исполнилось 14 лет.
  2. Если в муниципальной квартире проживает несколько человек, то человеку, планирующему перевести в собственность объект недвижимости, необходимо от каждого домочадца получить письменное согласие либо отказ в участии;
  3. Жильцы, которые не достигли совершеннолетия, имеют право на часть муниципальной квартиры, в которой они проживают, именно поэтому они также, как и взрослые, должны принимать участие в приватизации;
  4. Бесплатно человек может принять участие в такой программе только один раз в жизни;
  5. Для оформления в собственность муниципального объекта недвижимости претендент должен подать в соответствующий орган заявление и полный пакет документации.

Что в 2019 году?

Изначально Государственная Дума планировала продлить действие программы приватизации на весь 2019 год, объясняя это тем, что такого срока будет достаточно для проведения всех этапов переоформления. Но по инициативе Владимира Путина было внесено предложение об отмене временных лимитов бесплатной приватизации жилого фонда для россиян. В 2019 году программа приватизации жилого фонда в России считается продленной на неопределенный срок.

О рассмотрении изменений в правилах использовании муниципального жилья гражданами рассказано в следующем видеосюжете:

Новый закон о приватизации

Ю. Насонов, Старший прокурор отдела по надзору за исполнением налогового законодательства управления Генеральной прокуратуры РФ.

Новый закон о приватизации состоит из преамбулы, трех глав и 31 статьи. Впервые в законодательном порядке установлены цели нового закона, организационные и правовые основы преобразования отношений собственности в РФ посредством приватизации государственного и муниципального имущества для повышения эффективности экономики, а также в целях ее социальной ориентации, улучшения платежного баланса РФ, осуществления протекционизма по отношению к российским товаропроизводителям. Ранее действовавший закон такой нормы не содержал.

Закон (ст. 1) установил новое понятие приватизации государственного и муниципального имущества: возмездное отчуждение находящегося в собственности РФ, ее субъектов или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц (в законе 1991 г. использовался термин «приобретение». Таким образом, безвозмездное отчуждение государством имущества не будет признаваться приватизацией). Определены и отношения, на которые действие нового закона не распространяется (ст. 3). В частности, им не регулируется приватизация земли, природных ресурсов, объектов социального и культурного назначения, а также отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Ранее действовавшее законодательство о приватизации регулировало не только приватизацию государственного, но и муниципального имущества. Теперь произведено разграничение общественной собственности на федеральную, государственную собственность субъектов Федерации и муниципальную. Новый закон не регламентирует процедуру приватизации муниципальной собственности и полномочия государственных органов по управлению муниципальным имуществом, поскольку это — право органов местного самоуправления. Закон установил лишь общие и для государственной и муниципальной собственности способы приватизации.

Значительно изменены требования к Государственной программе приватизации, которая в соответствии со ст. 4 должна утверждаться Федеральным законом «О государственной программе приватизации». Кроме того, Правительство РФ ежегодно до 1 апреля обязано предоставлять Федеральному Собранию страны отчет о реализации Программы за прошедший год.

В ней существенно изменена система классификации объектов приватизации. Введено новое понятие — имущество, которое закрепляется в государственной собственности до принятия решения о прекращении его закрепления. В Государственной программе должен быть определен перечень государственных унитарных предприятий, которые намечается преобразовать в открытые акционерные общества, а также прогнозный список открытых акционерных обществ или акций, находящихся в федеральной собственности, которые надлежит продать. В Программе также определяются обоснование выбора указанных предприятий и открытых акционерных обществ, намечаемые способы и сроки их приватизации, предполагаемые ограничения, размеры подлежащих продаже пакетов акций открытых акционерных обществ и прогноз начальной цены таких пакетов акций. В указанные перечни включаются государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, балансовая стоимость основных фондов которых на дату включения в программу приватизации превышает пять миллионов минимальных размеров оплаты труда. Также в перечни включаются открытые акционерные общества, созданные в процессе приватизации и производящие продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства. Впервые введен запрет на продажу не включенных в перечни акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации и производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства. Таким образом, Федеральный закон усилил государственный контроль за продажей государственного имущества, определил приоритет государственных интересов.

Введена новая статья, определяющая специальное право («золотую акцию») Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований на участие в управлении акционерными обществами, имеющими стратегическое или важное социально — экономическое значение для государства и муниципальных образований. Законодатель обязывает (ст. 5) открытое акционерное общество, в отношении которого принято решение об использовании специального права («золотой акции»), уведомлять государственные либо муниципальные органы о сроках проведения общего собрания акционеров и предлагаемой повестке дня. Здесь законодательство о приватизации дополняют положения Закона «Об акционерных обществах». Представители РФ, ее субъектов, муниципальных образований имеют право на участие в общем собрании акционеров, а также на вето при принятии общим собранием акционеров решения: о внесении изменений и дополнений в устав открытого акционерного общества в новой редакции; о реорганизации открытого акционерного общества; о ликвидации открытого акционерного общества; о ликвидации открытого акционерного общества, назначении ликвидационной комиссии и утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов; об изменении уставного капитала открытого акционерного общества; о заключении акционерным обществом крупных сделок.

Это интересно:  Ваучерная приватизация в рф 2019 год

Действие специального права «золотой акции» не ограничено сроком и продолжается вплоть до его отмены Правительством РФ, органами государственной власти субъектов.

Усилена роль государства и при представлении интересов РФ, ее субъектов и муниципальных образований по пакетам акций открытых акционерных обществ: представителями государства по закрепленным пакетам акций могут быть государственные и муниципальные служащие и иные лица. При этом государственные и муниципальные служащие не могут получать в открытых акционерных обществах вознаграждение в денежной или иной форме, также покрывать за их счет и счет третьих лиц представительские расходы, связанные с выполнением своих функций. Вместе с тем не отменен Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой», согласно которому представителями государства в органах управления общества могут быть не только государственные служащие, но и иные граждане. При заключении договоров на предоставление интересов государства в хозяйственном обществе с гражданином определяется размер вознаграждения, получаемого представителем государства.

Ранее действовавший закон о приватизации определял органы, осуществляющие управление государственным имуществом и приватизацию, их полномочия (Госкомимущество РФ и территориальные комитеты). Продажу объектов приватизации, в том числе ценных бумаг, призваны были осуществлять фонды имуществ (Российский фонд федерального имущества). В новом законе не говорится о Госкомимуществе России как федеральном органе исполнительной власти, имеющем полномочия по управлению государственным имуществом (в соответствии с Конституцией РФ они в компетенции Президента РФ и Председателя Правительства РФ). В то же время в законе дан перечень функций, которые обязан выполнять федеральный орган по управлению. Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления муниципальных образований предоставлено право самостоятельно определять структуры органов, в компетенции которых находятся полномочия по управлению государственной собственностью республики, края, области и муниципальными объектами. Ранее действовавший закон о приватизации обязывал местные органы создавать соответствующие комитеты по управлению имуществом.

Статьей 7 Федерального закона предусмотрено создание в субъектах РФ территориальных подразделений федерального органа по управлению государственным имуществом. Территориальные агентства по управлению имуществом Госкомимущества России действовали и раньше. Их полномочия выполняли комитеты по управлению государственным имуществом субъектов РФ. Представляется, такая практика сохранится, поскольку создание новых органов потребует значительных средств.

Новый закон не определяет название органа, осуществляющего продажу федерального имущества. В соответствии со ст. 10 ее осуществляют специализированное учреждение и назначенные им представители (по ранее действовавшему закону — это Российский фонд федерального имущества, фонды имущества субъектов РФ). В основном система продавцов осталась без изменений, только теперь это регулируется законодательством, а не постановлением Правительства РФ. Согласно п. 5 упомянутой статьи порядок деятельности назначенных специализированным учреждением представителей устанавливается в соответствии с ГК РФ, другими федеральными законами и заключенными в соответствии с планами приватизации договорами между специализированным учреждением и такими представителями. Отбор представителей производится на конкурсной основе. Их деятельность финансируется за счет отчислений денежных средств, полученных в результате продажи федерального имущества.

Снято существовавшее ранее ограничение на участие в приватизации в качестве покупателей общественных объединений.

Наиболее существенная новелла нового закона — ст. 13, регулирующая порядок распределения денежных средств, полученных в результате приватизации государственного и муниципального имущества (в частности, сроки их перечисления в бюджеты). В случае несвоевременного их перечисления Госналогслужба вправе производить списание в бесспорном порядке указанных средств со счетов продавцов. Определена материальная ответственность продавца государственного имущества за несвоевременное перечисление денежных средств, полученных в результате приватизации, установлены пени за каждый день просрочки в размере одной трехсотой процентной ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Изменены способы приватизации (ст. 16). Теперь их семь (вместо четырех). Из ранее действовавших сохранены: продажа на аукционе (в том числе продажа акций), коммерческий конкурс с инвестиционными и (или) социальными условиями и выкуп арендованного государственного или муниципального имущества. Существенно изменен и механизм применения этих способов приватизации. В частности, при продаже объекта приватизации по коммерческому конкурсу с социальными условиями на покупателя возлагаются обязательства социального характера, исчерпывающий перечень которых определен законом: сохранение определенного числа рабочих мест или создание дополнительных рабочих мест; переподготовка или повышение квалификации работников; сохранение существующей системы охраны труда и здоровья работников; ограничение на изменение профиля деятельности объектов социально — культурного, коммунально — бытового или транспортного обслуживания населения либо на прекращение их использования; реализация мероприятий по охране окружающей среды и здоровья граждан.

Право собственности на государственное или муниципальное имущество, которое приватизируется на коммерческом конкурсе, теперь переходит к победителю такого конкурса после выполнения им инвестиционных и (или) социальных условий в отношении объекта приватизации. Победитель коммерческого конкурса не вправе до перехода к нему права собственности на объект приватизации отчуждать его или распоряжаться им иным образом. Установлены значительные ограничения имущественного и неимущественного характера в случаях, когда объектом приватизации являются акции открытого акционерного общества.

Введены новые способы приватизации: преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых находятся в государственной или муниципальной собственности; внесение государственного и муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ; отчуждение акций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, владельцам государственных и муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право их приобретения.

Первый и второй из перечисленных способов приватизации применялись и раньше. Однако такие преобразования и внесение имущества в качестве вклада не признавались приватизацией. А когда органами прокуратуры такие факты выявлялись, то принимались меры прокурорского реагирования. Характерный пример — иск Генеральной прокуратуры РФ к Госкомимуществу России, компании «Стар Текнолоджи Системе Лимитед», АОЗТ «Лензолото» и Государственной регистрационной палате при Министерстве экономики РФ о признании недействительной регистрации АОЗТ «Лензолото». Исковые требования были удовлетворены, в частности, потому, что преобразование государственного производственного объединения «Лензолото» происходило с одновременным привлечением иностранного инвестора и незаконной передачей имущества госпредприятия в частную собственность акционерному обществу в качестве вклада.

Теперь само преобразование государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества, а также внесение государственного и муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ законодательство определяет как приватизацию.

В качестве отдельного способа приватизации предусмотрен выкуп акций открытых акционерных обществ работниками преобразуемых в них государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Установлен запрет на погашение внешних и внутренних долговых обязательств путем передачи кредиторам государственного и муниципального имущества, равно как и обмен государственного и муниципального имущества на иное имущество (деньги, товары) и услуги.

Обеспечение долговых обязательств государства приватизированным имуществом не предусматривалось и ранее действовавшим законодательством. Однако запрет не устанавливался. Это позволило Минфину России, Госкомимуществу (сейчас — Мингосимущество), Российскому фонду федерального имущества на основании Указа Президента РФ «О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности» организовать аукционы о передаче в залог акций крупнейших предприятий (таких, как РАО «Норильский никель», АО «ЮКОС» и др.) взамен кредитов банковско — промышленных групп. Полученные кредиты возвращены не были, что позволяло кредиторам реализовать на конкурсной основе заложенные акции. Так, один из кредиторов — ОНЕКСИМ банк — реализовал на конкурсной основе акции РАО «Норильский никель», что не могло бы осуществиться при наличии запрета погашения долговых обязательств государства государственным и муниципальным имуществом.

Введена статья «Социальные гарантии работникам открытых акционерных обществ, созданных в процессе преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий», в которой определены гарантии сохранения действия коллективных трудовых договоров, заключенных между администрацией государственного предприятия и его работниками. В законе 1991 г. такое положение отсутствовало.

В новом законе впервые определяется перечень положений, которые должны в обязательном порядке содержаться в договоре купли — продажи объектов приватизации: сведения о продавце и покупателе, наименование объекта приватизации, его местонахождение, состав и цена имущества, условия аренды (пользования) земельного участка, количество, категория (тип) и цена акций открытых акционерных обществ, порядок передачи имущества, форма и сроки платежа, обязательства по дальнейшему использованию имущества, инвестиционные и (или) социальные условия, на которых это имущество было приобретено покупателем, порядок прекращения их действия.

Это интересно:  Коммунальные платежи после приватизации 2019 год

В ст. 29 установлено, что ничтожными с момента заключения и не влекущими правовых последствий являются все договоры купли — продажи государственного и муниципального имущества, которые не содержат стоимостной оценки приватизируемого имущества.

Из числа подлежащих продаже акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, которыми владеет специализированное учреждение, осуществляющее продажу федерального имущества (РФФИ), право голоса на общих собраниях акционеров может иметь не более 25% акций плюс одна акция от общего числа акций указанного открытого акционерного общества. Другие его акции, которыми владеет специализированное учреждение, независимо от их числа в соответствии с новым законом являются неголосующими и не учитываются при определении кворума и при подсчете голосов на общих собраниях акционеров (в законе 1991 г. эта величина ограничивалась 20%).

Значительно расширен круг субъектов, которые вправе ставить вопрос о расторжении незаконных сделок приватизации.

В случае, если приватизация государственного или муниципального имущества осуществлялась в нарушение законов и иных нормативных правовых актов, а также условий договоров купли — продажи, Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, соответствующие органы по управлению имуществом, продавцы имущества, покупатели, органы прокуратуры РФ вправе в судебном порядке предъявить иски (возбудить дела) о расторжении сделок приватизации государственного или муниципального имущества, применении мер ответственности, признании указанных сделок недействительными, применении последствий недействительности ничтожной сделки, ставить вопрос об устранении нарушений законодательства о приватизации и о привлечении к ответственности виновных лиц.

Изменены основания для признания сделок приватизации недействительными. К ним относятся: нарушение положений закона, иных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок приватизации государственного или муниципального имущества; приобретение указанного имущества лицом, не имеющим на это права; использование незаконных средств платежа; наличие сговора между продавцом имущества и покупателем, в том числе о занижении цены имущества; предоставление покупателю льгот и преимуществ перед другими покупателями; иное основание, предусмотренное законодательством РФ.

Договоры купли — продажи государственного или муниципального имущества, не содержащие его стоимостной оценки, признаются ничтожными с момента их заключения и не влекут правовых последствий. Осуществление приватизации способами, не указанными в Федеральном законе, не допускается, а соответствующие сделки приватизации признаются ничтожными с момента их заключения и не влекут правовых последствий.

Если основания для признания сделок приватизации в прокурорской правоприменительной практике особых трудностей не вызывали, то вопрос привлечения к ответственности за нарушения законодательства о приватизации практически не решался. В законе 1991 г. (ст. 31) была установлена административная ответственность за конкретные нарушения.

Определялось, что порядок и сроки рассмотрения дел о перечисленных в нем правонарушениях регламентируются Кодексом РСФСР об административных правонарушениях. Однако в Кодексе не регламентирован порядок рассмотрения дел о нарушениях законодательства о приватизации. В результате нарушения были, а к ответственности виновные не привлекались. Не решает эту проблему и новый закон. В ст. 30 определено, что за нарушение федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ о приватизации физические и юридические лица несут ответственность в случаях и в порядке, которые предусмотрены гражданским, административным и уголовным законодательством РФ.

Изменения в закон о приватизации

В данной статье подробно рассказывается какие внесены изменения в закон о приватизации, и все что об этом надо знать. В настоящем законе установлены действующие нормы, носящие принципиальные характер. Осуществить приватизацию государственной или муниципальной собственности, а также её использование на Российской территории в социальном намерении, можно только в соответствии с правовыми, социальными и экономическими основами. Другими словами приватизировать какое-либо здание не совсем просто. Этот процесс стал ещё сложнее после того, как в закон о жилищной приватизации был внесен целый ряд поправок и изменений.

Более того разгосударствление должно проходить в соответствии со всеми законами и нормами. Иначе у человека, который задумал приватизировать ранее государственную собственность, и сделать из неё личное. Итак, этап присвоения довольно непрост, но чтобы сделать всё максимально правильно, просим вас ознакомиться с основными изменениями в данном законе. И также обратите внимание, что некоторые статьи вообще потеряли свою юридическую и государственную силу. Если вы с должным вниманием подойдёте к прочтению статьи, то вопросов касающихся изменений в законе о приватизации, у вас остаться не должно.

Основные статьи, и о чём они говорят

Какая основная цель закона, спросите вы. Регламент призван создать условия для ведения личного выбора у каждого свободного гражданина на удовлетворение его желаний, касающихся жилищного выбора. Ещё одним важным фактором является сохранение и более улучшенное использование фонда жилищных домов.

Вступить в правовую собственность на конкретную площадь можно, более того после приватизации у каждого гражданина появляется шанс максимально плодотворно вкладывать свои финансовые средства. Человек, благодаря закону о приватизации свободно может:

  • Накапливать недвижимую собственность (дома, квартиры, жилищные комплексы и так далее);
  • Свободно продавать, а также покупать жилища на рынке;
  • Беспрепятственно владеть своими домами.

Первая статья: Любой род приватизации, бесплатной передачи жилищ третьим лицам, а также бронирование помещений осуществляется в соответствии со всеми требованиями всероссийского закона о приватизации.

Вторая статья: Все граждане РФ вправе претендовать на приватизацию любого имеющего на территории страны жилищного комплекса. Также можно осуществить разгосударствление и взять конкретное жильё в собственность, только при условии, что все остальные претендующие напишут письменное согласие, о том, что они не имеют никакой необходимости в приватизации этого здания.

Жилые дома, квартиры и другие комплектующие жилищного фонда передаются людям, чей возраст равен четырнадцати годам по письменной просьбе родителей. Также помещения, в которых находятся несовершеннолетние, могут передаться в их собственность, также и по письменному заявлению усыновителей. Также в случае непредвиденной кончины одного или сразу обоих родителей или опекунов, Специальные ведомства оформляют в течение нескольких месяцев документ, который говорит, что отныне этот жилищный комплекс принадлежит несовершеннолетним детям, которые остались без родителей.

Оформленный акт о возможной передачи жилого помещения несовершеннолетним, готовится исключительно за счёт финансовых средств людей, которые являются владельцами этого помещения.

Какие помещения не принадлежат приватизации?

Приватизировать запрещено помещения, которые являются:

  • Аварийными, или непригодными для проживания;
  • Общежитиями;
  • Домами в военных городках;

Исключением обладают дома, находящиеся в различных сельскохозяйственных совхозах. Также если вы являетесь собственником, какого ни будь фонда, но одновременно за этим комплексом закреплена комиссия жилищного владения, вы не можете в полной мере владеть вашим помещением.

Стоит помнить, что непосредственная передача помещений, речь идёт о квартирах, домах и других жилых комплексах, происходит только собственниками этого владения. Но бывает, что передача может осуществиться специальным муниципальным учреждением, так как некоторые здания могут быть закреплены не за одним человеком, а за конкретным предприятием или органом. Во время передачи оформляется специальный документ, который называется договор передачи. Заключают этот документ органы власти или местное само управленское поселение, если таковое имеется. Приятным бонус является то, что документ не требует нотариального заверения, и за него нет необходимости платить государственную пошлину. В акт передачи можно внести также несовершеннолетние лица, которые будут также иметь право владеть этим жильём в полной мере.

Несмотря на то, что многие статьи были убраны из закона о разгосударствлении, на их место пришли другие положения, которые компенсируют их недостаток. Выше были предоставлены самые основные положения.

В этой статье вы узнали, какие внесены изменения в закон о приватизации. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

Статья написана по материалам сайтов: posobie-help.ru, wiselawyer.ru, www.cherlock.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий