+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Недостатки приватизации в россии 2019 год

В последние десятилетия тема приватизации стала очень актуальной, так как правительства более восьмидесяти стран проводили или проводят денационализацию государственной собственности, а в России приватизация проводится и по сей день.

Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности.

В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество нерешенных проблем. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.

Завершение начального этапа приватизации в России (так называемой «чековой приватизации») требует оценки его итогов и выявления особенностей. Переход к новому «инвестиционно-денежному» этапу приватизации нуждается в прогнозе постприватизационного развития предприятий.

Таким образом, сегодня вопрос о приватизации в нашей стране имеет ярко выраженный характер. В данной работе планируется выявить основные этапы и проблемы приватизации в целом, а также, особенности приватизации на современном этапе развития. Цель данного исследования – изучение особенностей приватизации в России, с рассмотрением ее предпосылок, этапов, темпов и функций.

  1. СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИВА ТИЗАЦИИ

Приватизация (от англ. private — частный, единичный) — это переход государственной собственности в частные руки (физическим и юридическим лицам) и формирование на этой основе частной (приватной) или смешанной форм собственности в результате принятия правительством программы социально-экономических преобразований. Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. По существу, эта реформа базисных отношений — отношений собственности, фундамента социально-экономической системы. Это означает, что все другие экономические отношения как бы вторичны, и их изменения непосредственно зависят от изменений отношений собственности.

Подход к определению социально-экономического эффекта приватизации видится прежде всего в изучении взаимосвязи между процессами приватизации и процессами формирования и функционирования рыночной экономики не вообще, а конкретно, например, с позиций создания условий экономического роста в России.

Приватизация является центральным пунктом всех реформ, проводимых в Восточной Европе, но в той или иной мере характерна и для других стран с развитой рыночной экономикой. В последние десятилетия наметилась общая тенденция к росту и укреплению частного сектора во многих странах.

В развитых западных странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она — следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах.

В развивающихся странах приватизация обусловлена тяжелой экономической ситуацией, что проявляется, прежде всего, в большом внешнем долге и невозможности получения новых иностранных кредитов, без чего эти страны не могут нормально функционировать и развиваться.

Проблема приватизации присутствует в дискуссиях ее целесообразности. В ходе этих дискуссий подчеркивается, что последствия приватизации нередко оказываются отрицательными с точки зрения благосостояния нации и социальной справедливости, т. е. результатом приватизации является неоправданное обогащение незначительной части общества и обнищание большинства населения. Да, это действительно так, но только в краткосрочном аспекте. Если же приватизацию рассматривать не как акт мгновенного действия, а как продолжительный и очень сложный процесс изменений, охватывающий большой период времени, то, вероятно, ее конечной целью будет создание экономически эффективной общественной системы.

Основная цель приватизации состоит в повышении эффективности экономики. Историческая практика свидетельствует, что системы, базирующиеся на частной собственности, развиваются быстрее и успешнее, чем системы, в основе которых лежит государственная собственность. Поэтому в странах с переходной экономикой приватизации уделяется исключительное внимание и придается первостепенное значение.

Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, — инструментом государственного регулирования долговременного характера.

Основная проблема господства государственной собственности заключается в отсутствии эффективного собственника, т.е. физического лица заинтересованного в рациональном использовании и увеличении собственности. В условиях же господства частной собственности у владельца существует личный интерес в росте эффективности. Частный собственник получает прямую прибыль от максимизации прибыли. В условиях господства государственной собственности ослаблен личный интерес к защите собственности и росту эффективности производства. Поэтому все многочисленные попытки проведения экономических реформ в условиях господства государственной собственности не давали предполагаемого экономического и социального эффекта.

Государственная собственность эффективна в сфере естественных монополий или инфраструктуры. В других сферах материального производства она не может выдержать конкуренции с частным капиталом. Именно поэтому на определенном этапе общественного развития необходим процесс приватизации. Так, в России он получил место в 90-х гг. прошлого столетия в связи с преобразованием командной системы хозяйствования в рыночную.

В результате приватизации формируются новые формы собственности: частная и смешанная. Появляется свобода выбора и предпринимательства:

— личный интерес к максимизации прибыли, конкуренция, новые распределительные отношения;

— ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы.

Все это способствует формированию новых производственных отношений, известных в экономической теории как капиталистический способ производства, или рыночная система хозяйствования.

Одна из основных дилемм, возникающих при выборе концепции приватизации, сводится к выбору централизованного подхода (приватизация «сверху») или децентрализованного (приватизация «снизу»). Первый подход означает, что государство занимается приватизацией предприятий, не спрашивая на то их согласия. Второй подход подразумевает, что государство лишь устанавливает необходимые правила, а приватизацией занимаются сами предприятия. Большинство правительств и многие экономисты постсоциалистических государств являются сторонниками приватизации «сверху», так как считают, что именно этот способ обеспечивает быструю и эффективную приватизацию. Идея приватизации «снизу» имеет поддержку в основном среди персонала предприятий.

Это интересно:  Денежная приватизация это в экономике 2019 год

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации — акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.

Эти черты сближают российскую практику приватизации с восточноевропейской. Использование приватизации как постоянного инструмента государственного регулирования экономики на последующих этапах будет иметь общие характеристики с процессом приватизации в развитых странах Запада (многообразие форм приватизации, ее инвестиционная направленность, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса).

  1. ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ.

Стержнем проведения курса реформ в России являлась приватизация. Это все понимали: и политики, и экономисты, но конкретные пути предлагались разные:

1) в России нет необходимости в массовой, или так называемой «обвальной», приватизации, достаточно первоначально обеспечить коммерциализацию государственных предприятий и постепенно создать новые частные предприятия: такой эволюционный путь вполне достаточен для формирования полноценных субъектов рыночного хозяйства;

2) необходим революционный путь — быстрая ломка государственной собственности, нужна «шоковая терапия». Именно этим путем пошла Россия;

3) ни приватизация, ни коммерциализация не могут обеспечить создание условий для эффективной рыночной экономики, так как в экономике России высокий уровень государственного монополизма и нет законов, чтобы противостоять его негативным последствиям.

Несомненно одно — приватизации должна принадлежать «пальма первенства» в формировании рыночной системы, ведь механизм ее проведения уже был разработан в международной программе курса реформ в России.

Приватизация в России прошла в два этапа. Временные рамки указанных этапов были определены следующим образом: этап чековой приватизации — с июня 1992 г. по 1 июля 1994 г.; этап денежной приватизации — с 1 июля 1994 г. по настоящее время.

Первый этап приватизации — ваучерный. Правительство России решило пойти на приватизацию государственной собственности через выпуск так называемых ваучеров. Ваучер — это официальный документ, предоставляющий право владения, распоряжения и пользования определенным количеством материальных благ. Но это формально, так как никто не стал собственником бывшей государственной собственности.

Основными целями первого (чекового) этапа приватизации были:

1. массовое разгосударствление российской экономики, перераспределение и закрепление прав частной собственности в российском обществе при минимуме социальных конфликтов;

2. формирование слоя частных собственников, содействие созданию социально ориентированной рыночной экономики;

3. обеспечение условий для повышения эффективности функционирования российских предприятий;

4. расширение инвестиционной базы российских предприятий и привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику.

Процесс приватизации в России качественно отличался от приватизации, проводимой в западных странах. Сам характер разгосударствления социалистической экономики поставил более глубокие и масштабные задачи в области приватизации, а именно: служить инструментом создания не только новой структуры собственности, но и формирования класса частных собственников.

Для законодательного обеспечения процесса приватизации в кратчайшие сроки была разработана и утверждена правовая база, включающая Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», государственные программы приватизации, указы президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и распоряжения Госкомимущества России. Формы, конкретные пути и варианты приватизации были определены государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.

Оценивая качественные и количественные итоги первого этапа приватизации, сделаем выводы о положительных сдвигах в структуре собственности в российской экономике.

Решена главная задача — устранена монополия госсобственности в народном хозяйстве, заложены основы рыночной экономики многоукладного типа.

Одним из негативных результатов первого этапа приватизации стало такое распределение собственности в рамках созданных акционерных обществ, при котором значительная часть предприятий оказалась под контролем директората и менеджмента. При этом рядовой член акционерного общества только формально являлся совладельцем акционерного капитала.

Достоинства и недостатки проведения приватизации в России

В конце 80-х – начале 90-х годов XXвека в собственности российского государства находилось более 80% предприятий и организаций. Среди них были гиганты «АвтоВАЗ», «КАМАЗ», «Уралтяжмаш», стоимость которых измерялась миллиардами долларов. Вместе с тем многолетние уравнительные распределения доходов при социализме практически полностью исключили существование крупных личных состояний, а значит, и возможность прямого выкупа гос. предприятий частными лицами.

ДОСТОИНСТВА. Следовало создать условия для приобретения прав собственности частными лицами, причём теми, кто мог бы извлечь из этих прав большую пользу и способен лучше управлять предприятиями. Поэтому в нашей стране приватизация была проведена в форме безвозмездной передачи или льготной продажи большей части гос. предприятий коллективам и частным лицам. Она выполнила главную задачу периода первоначального накопления капитала: позволила перевести основные предприятия в частную собственность и создала предпосылки для рыночного функционирования фактора «капитал». Уже к 1997г. 87% всех предприятий страны стали частными, а доля частного сектора вышла на тот уровень, который существует в большинстве развитых стран с рыночной экономикой.

НЕДОСТАТКИ. Однако в ходе приватизации был резко нарушен баланс перераспределительного и сберегательного механизмов накопления капитала. Дело в том, что на всех этапах приватизации для отдельных лиц существовала возможность скупки гос. собственности за бесценок. Например, ваучеры, равно как и приобретённые на них акции предприятий, мелкому владельцу в большинстве случаев не приносили никаких доходов. Поэтому многие владельцы ваучеров были готовы продать их крайне дешёво. Массовая скупка ваучеров в этих условиях была лёгким путём к овладению предприятиями.

Таким образом, рос. первоначаотное накопление шло в основном за счёт перераспределительного механизма. В то же время сберегательный механизм не получил в новой России должного распространения. Особенно важным для экономики является то, что приоритет сбережения над потреблением не стал пока господствующей формой хозяйственного поведения предпринимательской элиты.

Это интересно:  Закон о приватизации земли 2019 год

В.24. Каковы достоинства и недостатки проведения приватизации в России

С разных точек зрения приватизация как одна из значимых реформ в законодательстве страны имеет свои положительные и отрицательные качества.

Существует множество проблем, которые проявились в ходе приватизации:

1. Приватизация сопровождалась масштабной коррупцией, которая, к сожалению, остаётся одной из насущных проблем и по сей день. Она актуальна среди чиновников и высокопоставленных лиц;

2. Нормативная база приватизации, принятая в краткие сроки часто без межведомственного согласования, естественным образом не могла быть достаточно полной. В развитие Госпрограммы приватизации был издан ряд указов президента и ведомственных документов. При этом не были определены механизмы управления госсобственностью, не сформулированы требования к новым собственникам по защите окружающей среды, механизмы обеспечения экономической независимости, безопасности и обороноспособности страны, взаимоотношений, распределения прав и обязанностей в части управления госсобственностью центра и регионов. Помимо того, отсутствовали нормы и критерии, которые ограничивали объёмы преобразований одной формы собственности в другую;

3. Мелкие акционеры, владеющие несколькими акциями предприятий или чековых инвестиционных фондов, не могут рассматриваться как реальные собственники, так как никто из них не может практически принимать управленческих решений, которые бы свидетельствовали о праве распоряжаться имуществом;

4. Приватизация пока не привела к повышению эффективности деятельности предприятий. Хотя в 1995 г. наметились некоторые пока очень незначительные положительные сдвиги в динамике основных экономических процессов очевидной связи между изменением формы собственности;

5. В условиях глубочайшего экономического спада формальное преобразование форм собственности не способно за короткие сроки существенно повлиять на повышение экономической эффективности;

6. Предполагалось, что уменьшение расходной части бюджета путем освобождения государства от необходимости поддержки приватизированных предприятий и с увеличением доходов бюджета за счет поступления средств от приватизации, будет содействовать финансовой стабилизации. Фактически этого не произошло;

7. В сфере малой приватизации разукрупнение и коммерциализация торговли и сферы услуг способствовали созданию конкурентной среды. В сфере же большой приватизации выделение структурных подразделений и предприятий из состава единых производственных комплексов привело к разрыву сложившихся хозяйственных связей и к усилению монополизма;

8. Иностранные инвестиции в российскую экономику весьма незначительны, они не соответствуют ни масштабам потребностей российской экономики, ни масштабам приватизации. При этом отраслевые приоритеты, избираемые зарубежными вкладчиками, во многом не совпадают с приоритетами структурной перестройки России;

Обобщая недостатки российской приватизации, можно сказать, что процесс приватизации в России идет сложно, а её результаты неоднозначны. А при распределении собственности между гражданами и организациями имеют место быть взяточничество и коррупция.

Неудовлетворительность результатов первого этапа приватизации требует перенесения центра внимания от раздачи и перераспределения собственности в направлении создания условий для роста эффективности и конкурентоспособности производства, проведения активной структурной перестройки, развития инвестиционного процесса и модернизации управления. В переходной экономике процесс разгосударствления должен сочетаться с формированием эффективной государственной собственности и адекватной рыночной экономике.

Однако, несмотря на то, что приватизация в России более воспринимается как негативное явление, она имеет и положительные качества.

К положительной стороне приватизации можно отнести то, что контроль экономики государством ослабился, что позволило оказать существенно влияние на экономический аппарат.

К числу таких изменений относятся: возможность частного предпринимательства и свобода в принятии экономических решений:

1. Была проведена широкомасштабная приватизация, в результате которой произошло существенное разгосударствление экономики;

2. Программа приватизации предусматривала различные варианты;

3. В приватизацию было вовлечено практически всё население страны путём раздачи ваучеров;

4. За очень короткий срок в России совершился переход к многоукладной экономике;

Так, например, приватизированная собственность становится законной собственностью владельца, и он может распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению: может её продать, подарить, завещать кому-либо и т.д.

В.25 . Характеристика рынка оборотного капитала, показатели ликвидности.
Капитал предприятия – стоимостная оценка всего принадлежащего ему имущества. Таким образом, в величину капитала фирмы помимо стоимости машин, оборудования, сооружений и т.п., т.е. собственно фактора капитал, включается:

  • Стоимость принадлежащих предприятию других факторов производства
  • Величина имеющихся у него денежных средств и других финансовых активов, которые могут быть потрачены на приобретение любого из факторов производства

^ Оборотный капитал – это когда одна составная часть капитала используется однократно и полностью потребляется в ходе каждого цикла производства.

К оборотному капиталу относят сырье, материалы, топливо, энергию и т.д. – все то, и чего изготавливается продукция. После продажи произведенных товаров оборотный капитал полностью возвращается предпринимателю и снова может быть использован в производстве.

Рынок оборотного капитала является типичным рынком ресурсов. Объем спроса на материальные ресурсы, используемые в качестве оборотного капитала, носит производный характер по отношению у спросу на конечную продукцию и зависит от размеров последнего.

Типы рынков оборотного капитала:

  1. Совершенная конкуренция
  2. Монопсония (олигопсония)
  3. Монополия (олигополия)
  4. Взаимная монополия

Совершенная конкуренция наблюдается на рынках тех материальных ресурсов, где и поставщики, и покупатели многочисленны.

Важной особенностью оборотного капитала, является то, что его элементы легко трансформируются в денежные средства, быстро и постоянно меняют товарную форму на денежную и обратно. На деньги закупается сырье, оно перерабатывается в готовую продукцию, та продается, вновь превращается в деньги и т.д. Денежная компонента оборотного капитала называется оборотными средствами фирмы.

Наличие объема оборотных средств является одним из важнейших условий нормального ведения текущего бизнеса, ведь без них становится невозможной закупка сырья, электроэнергии и других элементов оборотного капитала. С объемом оборотных средств тесно связана и финансовая устойчивость предприятия. Как бы велика не была стоимость принадлежащего предприятию имущества, мгновенно реализовать ее оно не может. На практике все подобные платежи осуществляются за счет оборотных средств. Рассчитывается даже специальный показатель – коэффициент текущей ликвидности.
^ Коэффициент текущей ликвидности = оборотные средства / краткосрочные обязательства.
В развитых странах падение коэффициента текущей ликвидности ниже единицы обычно служит предвестником банкротства

Это интересно:  Как приватизировать квартиру в днр 2019 год

Недостатки и проблемы приватизации в России

Основными негативными чертами российской приватизации являются следующие качества:

Единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей, объединяемых по величине стоимости основных фондов и численности трудовых коллективов. Отраслевые особенности приватизации были сведены к порядку согласования планов приватизации предприятий с министерствами (ведомствами) и ограничению акционирования первым вариантом с выпуском «золотой акции».

Игнорирование региональных особенностей приватизации. Различия в темпах и способах приватизации в регионах были обусловлены скорее действиями местных властей, выходящих за рамки своей компетентности.

Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ передачи собственности. Его организационная форма — введение системы приватизационных чеков на предъявителя.

Административное установление высоких «заданий» по срокам и объемам приватизации.

Внеэкономическое принуждение в процессе приватизации породило появление проблем, не решенных в рамках ее начального этапа. Среди них — порядок использования и финансирования объектов социально-культурного значения, условия закрепления и продажи пользователям земельных участков и недвижимости.

С производственно-технической точки зрения, приватизация (за исключением инвестиционных конкурсов) не дает трудовым коллективам практически ничего. Дело в том, что вырученные средства направляются не на техническое перевооружение производства или увеличение оборотных средств, а поступают в государственный бюджет. Вместе с тем, при сохранившейся в настоящее время инфляции курс акций приватизированных предприятий, несомненно, упадет. К этому же ведет и незаинтересованность трудового коллектива в выплате дивидендов сторонним инвесторам. В результате произойдет рост заработной платы и снижение дивидендов. В это же время при снижении курса акции у сторонних инвесторов и администрации АО появится возможность по низкому курсу приобрести большой пакет акций.

Еще в начале приватизационного процесса отмечалось ключевое значение оценки стоимости государственного имущества. Однако тогда считалось, что не всем предприятиям под силу выкупить государственное имущество в акционерную собственность работников. Впоследствии стоимость государственного имущества оказалась резко заниженной из-за инфляционных тенденций в экономике России. Действующая ныне система оценки стоимости имущества предприятий во многом необъективна в силу резких колебаний экономической конъюнктуры и непоследовательного поведения самих предприятий. Приступая к реализации новой программы приватизации, ряд трудовых коллективов столкнулся с трудноразрешимой задачей выкупа многомиллиардных основных фондов. Неоднозначно отношение трудовых коллективов к конкурсному и аукционному методам продажи предприятий, на которых они работают. Поэтому, хотя работники могут противостоять малой приватизации, комитеты по управлению имуществом должны привлекать их к участию в процессе приватизации. Трудовые коллективы располагают большими финансовыми средствами, чем отдельные индивиды. Они имели возможность получить скидку в 30 % с продажной цены, что делало трудовые коллективы вполне конкурентоспособными при проведении аукциона. Наконец, трудовые коллективы являются мощной политической силой.

Специфика интересов трудовых коллективов арендных предприятий обусловлена закрытым характером создаваемых на их базе акционерных обществ и бесплатным распределением имущества, заработанного за время аренды. Наибольшие разногласия в трудовых коллективах вызывают решение следующих проблем: точное определение состава и стоимости имущества, подлежащего выкупу; оценка стоимости и выявление долей членов арендного коллектива в приращенном имуществе; определение круга лиц, имеющих право на получение доли приращенного имущества; реорганизация арендного предприятия в общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество закрытого типа.

В начале приватизации ориентация на имеющийся у населения и коммерческих структур объем денежных ресурсов была практически невозможна из-за его несопоставимости со стоимостью государственного имущества, подлежащего приватизации. Кроме того, при существовавшем низком уровне дохода у большинства населения была и остается высокой предельная склонность к потреблению. Именно поэтому вполне обоснованным было безвозмездное размещение приватизационных чеков в качестве дополнительных платежных средств.

Практика обращения приватизационных чеков на предъявителя показала их двойственное влияние на объем спроса на потребительском рынке. Средства, полученные гражданами от продажи чеков, увеличивали объем спроса, но одновременно значительная доля денежной массы (в том числе наличной) была оттянута на спекулятивный рынок приватизационных чеков.

Рассмотрение проблем, связанных с механизмом и итогами чековых аукционов, сохраняет свою актуальность потому, что для денежных аукционов по продаже акций реорганизованных предприятий предлагается аналогичный порядок проведения. Ценные бумаги приватизированных предприятий в целом достаточно надежны, однако в настоящее время все же низкодоходны и малоликвидны.

Выводы: Приватизация — передача государственного или муниципального имущества (земельных участков, промышленных предприятий, банков и других финансовых учреждений, средств транспорта, связи, массовой информации, зданий, акций, культурных ценностей и т. п.) за плату или безвозмездно в собственность отдельных лиц или коллективов. Этапами приватизации в России явились: ваучерный, денежный, период совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью, современный этап. Основными способами приватизации являются: акционирование, (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство. Основными формами приватизации являются: платная, бесплатная, льготная, формальная, реальная, открытый и ограниченный тендер, Management-Buy-In, «парциальная».

Статья написана по материалам сайтов: xstud.ru, megaobuchalka.ru, studwood.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector