+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Не подлежат приватизации земельные участки 2019 год

Содержание

С 2003 года я веду дела в судах, а с 2010 года по настоящее время специализируюсь на земельных спорах. Работаю по Москве, по Московской области и соседним областям. Мой телефон: +7 906 074 76 14 (только для записи на прием).

О приватизации земель общего пользования в населенных пунктах

По действующему законодательству одним из оснований отказа в предоставлении земельного участка в собственность граждан является установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков. В частности, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования в составе земель населенных пунктов.

Статья 85 ЗК РФ предусматривает, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами не подлежат приватизации.

В статье 1 ГрК РФ закреплено понятие территорий общего пользования, как территорий, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

В этой же статье установлено, что существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты) обозначаются так называемыми красными линиями.

Таким образом, по смыслу закона именно красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц (т.е. могут быть приватизированы).

Например, ФАС Северо-Кавказского округа по одному делу указал следующее: «Удовлетворяя заявление, суд признал незаконным отказ истцу органом местного самоуправления в предварительном согласовании места размещения объекта строительства на земельном участке. Как указал суд, отказывая истцу в предварительном согласовании места размещения объекта, орган местного самоуправления сослался на расположение участка за красной линией застройки (территория общего пользования) и в пределах проектируемой магистральной дороги, что делает невозможным предоставление данного участка для строительства (п. п. 11, 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Однако наличие утвержденных красных линий, проекта планировки территории квартала, а также решения о проектировании (либо реконструкции) магистральной дороги орган местного самоуправления документально не подтвердил, поэтому его отказ в утверждении истцу материалов предварительного согласования места размещения объекта недвижимости является незаконным…».

Соблюдение красных линий обязательно при межевании земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.

Красные линии являются основой для разбивки и установления на местности других линий градостроительного регулирования, в том числе и границ землепользований. Красные линии подлежат обязательному отражению и учету в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей.

При рассмотрении споров о приватизации земельных участков, которые могут быть отнесены к территориям общего пользования, необходимо исследовать:
— документы, в которых отражены красные линии;
— вопрос о том, расположены ли на спорном земельном участке объекты общего пользования;
— когда был утвержден генеральный план развития города, поселка, иного населенного пункта: до или после обращения лица с заявлением о приобретении в собственность земельного участка;
— были ли изменены и когда красные линии (до или после начала строительства, приобретения недвижимости или оформления права собственности и т.д.).

Вместе с тем, если на момент рассмотрения спора градостроительная документация с указанием красных линий еще не подготовлена и не утверждена в порядке, установленном ГрК РФ, то при определении статуса земельного участка как участка, отнесенного к землям общего пользования, следует руководствоваться:
— понятием земель общего пользования, закрепленным в ЗК РФ;
— градостроительной документацией, на основании которой спорная территория была застроена;
— целью отвода и фактическим использованием спорного земельного участка (действительно ли на спорном земельном участке расположены объекты общего пользования).

Это интересно:  Приватизация квартиры с детьми до 14 лет 2019 год

Так, Верховный Суд РФ по одному из дел указал следующее: «Что касается ссылки суда на пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в обоснование отказа С. в приватизации спорного земельного участка, то судом дано неправильное толкование данной правовой нормы. Данная норма не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования. Как указывается в надзорной жалобе, каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке не имеется.».

Все указанные выше обстоятельства обязательно должны быть исследованы при разрешении спора о том, относится ли земельный участок к территории общего пользования и можно ли его приватизировать.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович

Какие земельные участки не подлежат приватизации

Как приватизировать земельный участок

Все понимают, что для оформления любого объекта нужны определенные документы. Но какие именно документы входят в основной пакет, они достоверно не знают. В приказе Министерства экономического развития № 475 (от 13.09.2011 года) для примера предложен список всей необходимой документации.

Если участок арендовали или есть договор о его использовании без установленных сроков, то для приватизации необходима выписка из реестра; Оригинал кадастрового паспорта.

Статья 28

1. Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.

занимаемых объектами недвижимости, указанными в пункте 1 настоящей статьи, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.

Земля играет важную роль в жизни многих граждан.

Благодаря своим плодородным свойствам она приносит хороший урожай из года в год и тем самым кормит нас. На земельных участках часто выстраивают жилые дома.

В Земельном кодексе РФ предусмотрены ограничения на приватизацию земли. Далее будет рассмотрено, какие участки не могут быть приватизированы.

В первую очередь это государственные заповедники, объекты ФСБ и органы государственной охраны.

Немаловажно знать, что приватизации не подлежат тюремные учреждения, гражданские и воинские захоронения.

Среди запрещенных для приватизации земельных участков отмечают водохранилища, реки, лесные зоны.

В заключении следует отметить, что приватизация – процесс затяжной.

Однако она крайне необходима в наше время. Данная процедура позволяет защитить ваше имущество от махинаций.

Владелец дома и земли знает, что имущество принадлежит именно ему и никто не вправе его отобрать.

По нормам Закона участки земли, находящиеся под объектами недвижимости, кроме самовольных построек, должны быть приватизированы либо взяты в аренду у государства или муниципального образования. Законом предоставляется исключительное право на передачу участков в частую собственность гражданам, являющимся собственниками находящихся на этих участках строений.

П.3 ст. 28 ФЗ о приватизации не допускает отказа гражданам в выкупе земли, кроме случаев, указанных законом.

Какие земельные участки не подлежат приватизации

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ

«О приватизации государственного и муниципального имущества»

под приватизацией земельных участков понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Какие существуют виды собственности на землю и в чем их отличия?

Возможна ли приватизация земель в населенных пунктах?

Какую землю можно, а какую нельзя приватизировать?

Можете ли Вы оформить свой участок бесплатно? Как перевести муниципальную землю в собственность?

Придётся ли платить при оформлении «дальневосточного гектара»? Государство может признать некоторые земли стратегически важными ввиду различных факторов. Такая земля не может находиться в частной собственности.

Приватизация земельного участка в Московской области

«О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»

Приватизация земельных участков осуществляется на основании положений Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ

«О приватизации государственного и муниципального имущества»

и других нормативных актов.

Нормы Земельного кодекса и ФЗ № 178–ФЗ применяются также в случаях, когда производится приватизация земельных участков под строениями (объектами недвижимого имущества).

Это интересно:  Приватизация дачи в году пошаговая инструкция 2019 год

Приватизация частных земельных участков (пошаговый алгоритм, кто имеет права и какие участки не подлежат приватизации)

Что такое приватизация, известно, пожалуй, большинству российских граждан. И это понятие прочно связано в сознании с бесплатным переходом в собственность жилого помещения. Но подлежит приватизации не только квартира или частный дом, в котором проживает гражданин. Это право распространяется и на земельный участок – объект недвижимости, прочно связанный с жилой или хозяйственной постройкой, расположенной на этом участке. Необходимость принятия решения о приватизации земельных участков была вызвана диссонансом, возникшим в праве собственности на объекты недвижимости. Если государство признавало право на бесплатное получение в собственность строения, то логичным было распространить это право и на земельный участок, на котором строение возведено. И такое право было предоставлено гражданам.

Законодательная основа приватизации земельных участков

Правовой основой, позволяющей оформить землю в собственность, служат 2 нормативных акта . Основополагающий – Земельный кодекс РФ. С его принятием в 2001 году было положено начало переводу земель, ранее безраздельно принадлежавших государству и передаваемых хозяйствующим субъектам исключительно в аренду или с оформлением права бессрочного безвозмездного пользования в собственность.

Второй документ, позволяющий узаконить владение землей de facto и оформить его de jure . Является Федеральный закон №171 от 23.06.2015, положивший начало так называемой «дачной амнистии» — процессу бесплатного оформления в собственность земельных участков, до 2001 года выделявшихся гражданам для ведения подсобного хозяйства, огородничества или садоводства, именуемых в нашей стране «дачами».

Решения о выделении таких участков принимались местными органами власти по заявкам крупных хозяйствующих субъектов – заводов, фабрик, научных учреждений или в порядке очередности для всех категорий незанятых на производстве граждан. Земли для ведения огородничества и садоводства передавались образуемым дачным кооперативам на безвозмездной основе в бессрочное пользование. На этих участках традиционно возводились небольшие строения, обычно временного или облегченного типа, эксплуатируемые только в теплый период года. Со временем многие, ранее выделенные участки вошли в городскую черту или в черту сельских поселений. Изменился характер строений – они стали более капитальными, пригодными для круглогодичного проживания и соответствующими требованиям, предъявляемым к объектам малоэтажного строительства. Частично изменился и статус земель. Вошедшие в территорию населенных пунктов дачные участки могли уже относить к категории земель «для ИЖС », а не для «ведения подсобного хозяйства».

Чтобы облегчить процесс владения, наследования, передачи права собственности на такие объекты было принято решение о бесплатном оформлении в собственность земельных участков, на которых расположены дачные строения. Одновременно урегулировался вопрос со взыманием налогов. После оформления в собственность владелец автоматически становиться плательщиком налога на землю, поступающего в государственный бюджет.

На кого распространяется право на приватизацию земельного участка

Этим правом пользуется несколько категорий владельцев земельной недвижимости:

  • Многодетные семьи (ст. 39.5 и 39.19 ЗК РФ);
  • Получившие земельный участок на 6 и более лет бесплатно для целевого использования – строительства дома и возведшие на нем строение, имеют право приватизировать его по истечении 5 лет (39.10 ЗК РФ);
  • Арендаторы земельных участков, оформившие договор аренды до принятие Земельного кодекса РФ (25.10.2001 года);
  • Владельцы объектов недвижимости, расположенных на таких участках, приобретшие право собственности в результате совершения сделки купли-продажи, обмена, дарения, наследования до принятие ЗК РФ;
  • До 2001 года получившие/оформившие землю в бессрочное (пожизненное наследуемое владение) и построившие на ней строение/дом.

Указанные категории граждан имеют право на приватизацию земли только раз. Если они приобрели дополнительный земельный участок первоначально не связанный с жилым строением, то право на бесплатную его приватизацию не возникает. Он оформляется в собственность путем выкупа земли у соответствующего муниципалитета или государства по его кадастровой стоимости.

Не подлежащие приватизации земли

Часто выделявшиеся для ведения подсобного хозяйства участки располагались на бросовых землях – местах бывших торфоразработок, заболоченных землях, на месте выработок после проведения горных работ, вблизи автомобильных трасс, линий высоковольтных электропередач нефте — и газопроводов. Во время выделения этих земель местные органы власти не уделяли этому внимания. В связи с ростом населенных пунктов и развитием инфраструктуры многие дачные хозяйства попадали в зоны развития жилищного строительства, прокладки новых транспортных артерий лесоразработок или строительства других объектов. Чтобы не вступать в противоречие с пользователями этих участков и не порождать судебные споры, связанные с выкупом земель у пользователей, законодатель запретил приватизацию земель:

  • Находящихся в общем пользовании (парки, скверы, участок улицы, автотрассы и т.п.);
  • Расположенных в водоохраной зоне (на берегах озер, рек, водохранилищ);
  • Изъятых из обращения для госнужд или зарезервированных для строительства промышленных объектов (парки заповедники, заказники, зоны отчуждения вдоль железных дорог, автотрасс, трубопроводов и т.п.);
  • Запрещенных к приватизации по статье 28 ФЗ №178.
Это интересно:  Приватизация жилой площади 2019 год

Если принимается решение в отказе в приватизации, то муниципальный/государственный орган, в который подано заявление, должен мотивировать свое решение ссылкой на положение (норму) федерального законодательства. Отказ по мотивам принятия запрещающего/ограничивающего право акта местного органа власти не может служить основанием для отказа в оформлении в собственность земли.

Алгоритм действий по оформлению земли в собственность

Весть процесс приватизации представляет собой последовательные действия. Условно его можно разделить на 5 шагов.

Шаг 1. Комплектование пакета документов. Список необходимых документов определен Приказом Минэкономразвития от 12.01.2016 года № 1. Он включает в себя:

  • Заявление в орган муниципальной власти (Администрацию) если относиться к муниципальным землям или в отделение Росреестра – если расположен на государственных землях. В заявлении указывается конкретный земельный участок, имеющий установленные межеванием границы. Либо – проводится согласование выделения участка с неустановленными границами с последующим межеванием и присвоением кадастрового номера;
  • Если участок был получен в бессрочное пользование на строк более 6 лет – одновременно подают заявление с просьбой прекратить это пользование. Бланк заявления предоставляется бесплатно;
  • Документ, на основании которого производится пользование наделом (для исключения самозахвата земли);
  • Кадастровый паспорт (с 2017 года – выписка из ЕГРП ). Указанная выписка содержит исчерпывающую информацию об объекте недвижимости и заменяет собой несколько документов, ранее требовавшихся для приватизации земельного участка;
  • Если на участке возведено строение – справку БТИ о стоимости строения;
  • Справка из ФНС о размере налоговых платежей;
  • Согласие всех совладельцев на приватизацию земли. Если такого согласия нет – решение суда о предоставлении права на приватизацию заявителю.

Шаг 2. Подача пакета документов в Администрацию муниципалитета или в территориальное управление Росреестра (куда подавать заявление и документы можно определить по справке ЕГРП – в ней указан собственник земли). Все документы принимаются техническим работником службы по описи и находятся на проверке у специалиста не более 30 дней с момента прима. Если установлена нехватка какого-либо документа – об этом извещается заявитель и ему предоставляется срок для устранения недочетов.

Шаг 3. Является обязательным только для тех пользователей, чьи земельные владения не имеют установленных границ и соответствующего кадастрового номера. Они обязаны провести межевание земельного участка, во избежание споров с владельцами/пользователями смежных участков. Границы могут быть уточнены, либо образованы вновь (сформирован участок). Этой работой занимается кадастровый инженер. После сформирования участка/уточнения границ подается заявление в Росреестр о присвоение ему кадастрового номера и постановке на учет.

Шаг 4. Принятие решения уполномоченным органом. На рассмотрение вопроса о приватизации уходит от 10 до 15 дней. Данное действие оплачивается государственной пошлиной в размере 1200 рублей. Отказ в приватизации может быть мотивирован ссылкой на федеральные нормативные акты, действующие в отношении категории земель, на которых находится участок. Иные мотивы отказа могут быть обжалованы в суде.

Шаг 5. Заключительный этап приватизации земли – регистрация права в Росреестре . Для этого предъявляются следующие документы:

  • Паспорт заявителя;
  • Решение органа муниципальной власти о передаче земли в собственность;
  • Квитанция госпошлины на 350 рублей.

Срок составляет до 10 дней. Новому владельцу земельной недвижимости выдается выписка из ЕГРП – отныне это единственный документ, дающий право на совершение любых сделок с земельной недвижимостью. Одновременно владелец становиться плательщиком ежегодного налога на землю составляющего 0,03% от его кадастровой стоимости.

Друзья! Если статья оказалась полезной, ПОЖАЛУЙСТА, поделитесь ею с друзьями в любой социальной сети, ведь чем больше людей будет знать о своих правах (и доказывать их), тем ответственнее станут службы.

Идея сайта возникла на основе многочисленных жалоб в сфере коммунальных услуг и отсутствия нужной информации в одном источнике! Это единственный в своем роде жилищный сайт, объединяющий действительно важные и актуальные материалы.

Статья написана по материалам сайтов: juridicheskii.ru, jilishnik.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector