+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Начало приватизации в россии в 1992 2019 год

Одной из характерных черт рыночной экономики является многообразие форм собственности. Не случайно, что при переводе экономики России на рыночные рельсы одной из главных задач стали разгосударствление и приватизация собственности.

В этих и других государственных документах были определены следующие цели приватизации:

обеспечение равноправия в функционировании различных форм собственности;

балансировка доходов различных групп и слоев населения;

перераспределение доходов и имущества, создание класса собственников;

развитие фондового рынка.

Кроме того, указанным Законом и последующими нормативными документами были установлены способы проведения приватизации:

продажа предприятий, а также активов ликвидированных предприятий по конкурсу;

продажа предприятий на аукционе;

продажа долей (акций) в капитале предприятий (акционирование);

выкуп имущества предприятий, сданных в аренду.

Этапы приватизации в России

Решение целей и задач приватизации в России осуществлялось в два этапа.

Первый этап проходил с начала 1992 по конец 1994 г. Особенностями этого этапа стали:

сверхвысокие темпы приватизации (например, в 1994 г. было приватизировано в среднем 75% предприятий торговли и бытового обслуживания);

введение системы бесплатных приватизационных чеков на предъявителя (в народе такие чеки именовались ваучерами).

Эта система обеспечила безвозмездное выделение половины государственной собственности частным лицам. Явным недостатком данного способа приватизации стала его низкая доходность.

В целом, как показал отечественный опыт разгосударствления и приватизации собственности, процесс преобразования отношений собственности является сложным и противоречивым, активную роль в нем должно играть государство. Именно оно наряду с решением главных задач приватизации должно обеспечить баланс интересов частных лиц и всего общества.

Проведение и результаты приватизации в России

При рассмотрении результатов приватизации необходимо учитывать экономическую и социальную сферу. Российская приватизация носила массовый характер не только по своему содержанию, но по ее структуре и масштабам. Она была призвана обеспечить не только проблему увеличения эффективности отдельных предприятий, но коренное изменение отношений в собственности, т. е. решить задачи изменения экономического базиса общества.

С самого начала российских реформ во главу угла была поставлена стремительная и всеобъемлющая приватизация, необходимая для создания основ демократии и рынка. По многим причинам придать ей цивилизованный характер не удалось. Страну захлестнула бесконтрольная приватизация, когда государственная собственность практически без нарушения закона стала просто передаваться частным лицам.

В результате приватизации в России сформировались негосударственный сектор экономики в короткие сроки, рыночные институты и новый корпоративный сектор экономики (рынок ценных бумаг, акционерные общества, банки, система институциональных инвесторов, страховые компании), произошло распределение юридических прав собственности на приватизированное имущество, при этом социальные конфликты были сведены к минимуму.

Ряд стратегических целей приватизации достигнут не был, несмотря на то что к концу 90-х гг. ХХ в. уже была решена задача изменения форм собственности в целом:

широкий слой эффективных частных собственников не был сформирован;

увеличение эффективности деятельности предприятий в результате структурной перестройки экономики не произошло;

инвестиций, которые были привлечены, в процессе приватизации оказалось недостаточно для технического, социального и производственного развития предприятий;

в некоторых отраслях свое конкурентное положение предприятий на мировом и отечественном рынке не удалось сохранить.

На практике приватизация государственной собственности в России была такой, что созданы, были, по сути, частные системы централизованного планирования, частные монополии, которые заменили централизованное планирование государства.

В федеральный бюджет поступило в 1992 г. 0,04 млрд р. Предоставление отсрочки платежа и рассрочки до трех лет, широко используемое в тот период, и значительные темпы инфляции (около 1300 % в 1992 г.) дает основание считать, что средства от приватизации в формировании доходов бюджетов составили несущественную долю.

Характерной особенностью разгосударствления в России является массовый характер и продажа государственной собственности по минимальным ценам.

В структуре российской собственности в качественном плане является весьма специфическим преобладание акционерной формы собственности, причем преимущественно в форме открытых акционерных обществ; аккумулирование на ранних этапах приватизации основной части капитала в руках «инсайдеров» — работников и менеджеров приватизированных предприятий; обесценивание приватизируемой собственности, продажа ее лицам, происхождение капитала которых не было связано с развитием реального производства. Следует отметить, что такая структура собственности не являлась продуктом эволюции, она не была обеспечена соответствующей ей институциональной средой: отсутствовали как экономические институты, так и законодательные основы защиты и реализации прав собственности, особенно владельцев незначительных пакетов — миноритарных акционеров.

Если принимать во внимание опыт иностранных государств, в том числе и Восточной Европы, то для России следует применять следующую модель:

Акции может купить практически любой человек данной страны.

Приватизация должна проводиться гласно и удовлетворять экономические потребности всех групп населения.

Государство от продажи должно получить реальные денежные средства, которые пойдут на развитее экономики.

Соблюдение и контроль законов.

Системное повышение конкурентоспособности предприятий.

На практике эти идеи не были учтены, главным была скорейшая приватизация. В результате отсутствия профессионализма и неприменения опыта других стран произошло резкое снижение валового внутреннего продукта, продолжавшееся в течение ряда лет, резко перестроилась сама структура экономики и производства, а также увеличилось социальное неравенство. Социальное неравенство выражалось разрывом минимальной и максимальной заработной платы, способом получения денег и получением на данные средства необходимых благ.

В настоящие время нельзя изменить итоги приватизации, поэтому главным для предприятий, отраслей и экономики становится постприватизационное их развитие. Данное обстоятельство позволит решить ряд проблем, связанных с кризисными явлениями, нестабильным функционированием, выявлением слабых и сильных сторон, особенностей реструктуризации, необходимостью обновления и реинжиниринга.

ВВП России во время проведения приватизации резко уменьшился. Данное обстоятельство было вызвано занижением стоимости активов приватизируемых предприятий, что приводило к неправильному установлению цены приватизационной сделки и недополучению федеральным бюджетом средств за проданное имущество. Приватизация выявила массу лазеек для незаконных действий, коррупции, которые негативно сказались на экономике впоследствии. Нарушения привели к созданию узкого слоя богатых собственников, что усилило противоречия между населением.

Социальная и экономическая эффективность приватизации в России оказалась низкой. Не был соблюден учет интересов и прав большинства слоев населения и принцип равенства граждан при осуществлении массовой приватизации. Приватизация резко увеличила расслоение общества.

В результате приватизации был преодолен товарный дефицит и обеспечена внутренняя конвертация рубля.

При переходе к рыночной экономике приватизация должна проводиться при взаимодействии со всеми государственными структурами и общеэкономическими реформами. Приватизация должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом.

Приватизация, которая проходит в условиях полного отсутствия рынка, при переходе от плановой к рыночной экономике играет важную роль в формировании конкурентного рынка. Но в любом случае необходимо учитывать мировой опыт приватизации. Обязательным при проведении приватизации является эффективное управление, привлечение инвестиций и формирование или сохранение средних слоев. Должна учитываться национальная безопасность и влияние на будущие страны.

Основные условия приватизации

ТЕМА: Приватизация

Понятие, цели, принципы приватизации

В соответствии со ст.1 Закона «О приватизации…» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федерального имущества), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.. Тем самым государственная или муниципальная собственность преобразовывается в частную.

Первый специальный закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» появился в июне 1991 года, и через год в него были внесены ряд изменений и дополнений.

Второй Федеральный Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» конкретизировал приватизацию различных форм собственности. Данный закон изменялся, дополнялся и действовал до апреля 2002 года.

В настоящее время приватизация определяется Федеральным Законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», который вступил в законную силу 26 апреля 2002 года.

Приватизация(от лат. privatus — частный) — передача имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Этапы приватизации

Первый этап – «доваучерная» приватизация.

Приватизация началась в стране с 1988 г. и до 1991 г. осуществлялась в отсутствие необходимой нормативной базы и нередко противоречила имевшимся законодательным актам. Проходила в основном в форме выкупа арендованного государственного имущества.

Второй и третий этап – «ваучерная» и «денежная» приватизация.

Все указанные этапы принципиально отличаются друг от друга как по соотношению целей, так и по используемым методам и формам приватизации государственного имущества, используемой нормативно – правовой базе.

Главными целями приватизации в 1992 г. были:

1. Формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально-ориентированной рыночной экономики;

2. Повышение эффективности деятельности предприятий;

3. Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;

4. Содействие процессу стабилизации финансового положения в РФ;

5. Создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;

6. Привлечение иностранных инвестиций.

ПРИВАТИЗАЦИЯ ЖИЛЬЯ

Основные условия приватизации

Приватизация квартиры может быть осуществлена только гражданами, зарегистрированными в данной квартире:

· несовершеннолетние, зарегистрированные в данной квартире, участвуют в приватизации обязательно;

Это интересно:  Предложение со словом приватизация 2019 год

· лица, не желающие участвовать в приватизации квартиры, вправе выдать нотариально удостоверенный отказ от приватизации;

· лица, ранее участвовавшие в приватизации квартир, не вправе повторно участвовать в приватизации другой квартиры.

Для приватизации квартиры необходимы:

1. Копии паспортов всех зарегистрированных граждан на приватизируемой площади (на одном листе: сверху копия разворота с фотографией, снизу разворот с пропиской (если страниц с пропиской несколько, продолжить на других листах)

2. Копии удостоверения личности офицера, либо справка из военкомата, содержащая реквизиты этого документа (для действующих офицеров и офицеров запаса)

3. Оригинал и копию свидетельств о рождении несовершеннолетних, зарегистрированных на приватизируемой площади

4. Копии свидетельств о смерти граждан, которые были зарегистрированы на приватизируемой площади

5. Копии документов, подтверждающих перемену фамилии, имени, отчества

6. Нотариальные копии документов, подтверждающих участие в приватизации другой квартиры в случае, когда кто-либо из участвующих в приватизации использовал своей право на приватизацию (договор передачи, свидетельство о собственности на жилище или свидетельство о регистрации права или последующего договора купли-продажи, в котором есть ссылка на приватизационные документы)

7. Оригиналы документов на квартиру, которые хранятся на руках (ордер, обменный ордер, паспорт жилого помещения, договор социального найма, выписка из распоряжения);

8. Нотариальный отказ от участия в приватизации, выданный в пользу ВСЕХ ОСТАВШИХСЯ участников приватизации (в случае, если кто-либо из зарегистрированных в квартире отказывается от участия в ее приватизации;

9. Копии квитанций об оплате коммунальных услуг за последние три месяца.

10. Заявление на приватизацию.

11. Договор на приватизацию.

В БТИ необходимо заказать:

1. Поэтажный план.

Эти документы подробно описывают жилое помещение: адрес, общая площадь, жилая площадь, отсутствие перепланировок.

Если работник БТИ не посещал вашу квартиру больше года, то его визита избежать, скорее всего, не удастся. В его задачу входит определение перепланировок, не согласованных в установленном порядке. Такие действия изменяют площади помещения и – в случае с приватизацией – не позволяют точно описать объект недвижимости, определить его границы. Следовательно, в случае обнаружения работником БТИ перепланировки, ее необходимо будет зарегистрировать или устранить за свой счет.

Поэтажный план и экспликация действительны 1 год.

В случае, если адрес приватизируемого объекта изменялся – переименование улицы, номер дома и т.д. — следует одновременно с первыми двумя документами заказать в БТИ :

3. Справку о соответствии адреса.

Информацию об изменении адреса можно получить у работников ЖЭКа или в БТИ . Далее, у нотариуса заверяются:

4. Отказ от приватизации.

Если среди лиц, прописанных на оформляемой в собственность площади, есть те, кто в приватизации участвовать не хочет, то они должны свой отказ заверить нотариально. Граждане, которые утратили право приватизации, также составляют такой документ. Им необходимо будет предъявить нотариусу документы, подтверждающие факт участия в приватизации другого объекта недвижимости.

5. Доверенность на человека, который будет заниматься оформлением приватизации.

Очень часто в процессе приватизации будет требоваться присутствие всех участников, а это не всегда возможно. Чтобы организационные проблемы не тормозили процесс, имеет смысл сделать доверенность от всех граждан, участвующих в приватизации на одного человека, который будет представлять их интересы во всех организациях. Право подписи за несовершеннолетнего имеют только его родители. Это право нельзя передоверить. Ребенок имеет обязательную долю в приватизируемом помещении. Написать отказ от имени несовершеннолетнего нельзя. Исключение составляют случаи, когда ребенок ранее принимал участие в приватизации другого жилья.

Идеальной для приватизации можно считать ситуацию, при которой вся семья в полном составе (соответствующем ранее полученному ордеру) проживает на данной жилплощади с момента, предшествующего 1 января 1992 года. Тогда потребуется получить только копию ордера, оформить технический паспорт на квартиру и, вооружившись дополнительно формой 9 (справкой о зарегистрированных) и документами, удостоверяющими личность, отправиться в районное агентство по приватизации оформлять соответствующее заявление. Но если состав семьи менялся, есть вновь прибывшие после 1 января 1992 года, не у всех членов семьи (включая несовершеннолетних) оформлено гражданство, менялся почтовый адрес квартиры, дом имеет статус памятника архитектуры и пр. – возникнет необходимость в предоставлении дополнительных документов, о которых следует побеспокоиться заблаговременно.

Каждому, кто после 1 января 1992 года проживал в других местах, а в настоящее время хочет приватизировать жилье, занимаемое им на основании договора социального найма, придется доказывать, что однократно предоставляемая возможность приватизировать занимаемую жилплощадь не использовалась гражданином ранее, а для этого – получить ряд документов. Это архивные справки формы 9 со всех предыдущих мест проживания после 1 января 1992 года, на основании которых оформляются справки о неучастии в приватизации данных жилых помещений из соответствующих организаций, в том числе из других регионов. Проблема с такими справками возникает как из-за физической трудности их получения, так и из-за неверных формулировок, используемых чиновниками из других городов В справке должно быть четко указано, что в течение всего срока проживания на жилплощади по конкретному адресу человек не принимал участия в приватизации. Лучше уточнить необходимую формулировку в агентстве приватизации заранее и представить на местах образец требуемого документа.

Договор приватизации должен быть зарегистрирован в установленном законом порядке, но считается заключенным с момента его подписания сторонами.

В качестве участников договора о приватизации жилых помещений, с одной стороны, как было указано, выступают граждане, а с другой — два вида субъектов:

1) органы местного самоуправления, муниципальные предприятия и учреждения, осуществляющие приватизацию муниципального жилищного фонда;

2) государственные организации, осуществляющие приватизацию государственного жилищного фонда.

Указанные органы государственной власти и местного самоуправления, имеющие на праве собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении жилищный фонд:

· проводят необходимые организационные меры, позволяющие беспрепятственно осуществлять передачу жилья в собственность граждан;

· принимают решения о приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир;

· заключают с гражданами договоры о передаче им жилья в собственность и т.д.

Передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи в порядке, установленном законодательством (ст. 7 Закона о приватизации). В п. 1 ст. 420 ГК РФ дается понятие договора как соглашения (согласования воль) — юридического факта, влекущего установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Форма примерного договора передачи жилого помещения в собственность граждан установлена Примерным положением о приватизации (приложение 3 к Решению Роскоммунхоза от 18.11.1993 г. № 4). Договор заключается в простой письменной форме (ст. 161 ГК РФ). Нотариальное удостоверение этого договора не требуется. Однако, как следует из ст. 163 ГК РФ, возможно осуществление по соглашению сторон данной сделки и в нотариальной форме.

Согласно ст. 7 Закона о приватизации право собственности на приобретенное в порядке приватизации жилое помещение возникает только после его государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Указанный порядок основывается на ст. ст. 131 и 223 ГК РФ, согласно которым право собственности на недвижимое имущество, в том числе жилье, подлежит государственной регистрации; в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.

Не все члены семьи обязаны участвовать в приватизации занимаемой площади – каждый имеет право отказаться от этого в пользу остальных. Но при этом необходимо понимать: впоследствии никакими правами собственности на эту жилплощадь обладать вы уже никогда не будете. И если один из супругов отказался от приватизации в пользу другого, а затем брак распался – бесполезно уповать на то, что жилье получено в браке и якобы второй супруг при разводе имеет право на его половину – по аналогии с покупкой на совместно нажитые в браке средства. Поскольку приватизация – это безвозмездная передача. И разделу с супругом приватизированная в браке площадь не подлежит.

В целях охраны интересов несовершеннолетних дети до 18 лет обязательно участвуют в приватизации площади, на которой они зарегистрированы. Следует помнить и то, что если в жилом помещении, приватизируемом в настоящий момент, уже после 1 января 1992 года были прописаны дети (не достигшие совершеннолетия до настоящего времени), выбыв с жилплощади, они сохраняют право пользования ею. И придется доказывать, что приватизация без участия детей не нарушит их интересов. Рассматривают законность такой возможности и оформляют разрешение на неучастие в приватизации органы опеки по месту нынешней регистрации ребенка.

Важно знать, что правом приватизации помещений муниципального жилищного фонда, занимаемых по договору найма, обладают только граждане Российской Федерации. Правила же подтверждения и получения гражданства стали строже.

Есть нюансы в приватизации объектов старого фонда, имеющих статус памятника. В домах, включенных в списки памятников истории и культуры, а также во вновь выявленных объектах, представляющих научную, историческую, художественную и иную культурную ценность, «безвозмездная передача жилищного фонда» осуществляется при условии, что архитектурно-художественные элементы квартиры собственностью граждан не становятся. Собственность эта – государственная. В процессе приватизации таких квартир сотрудниками Комитета по государственной инспекции и охране памятников составляется перечень (опись) архитектурно-художественных элементов. Жильцы обязаны обеспечивать их сохранность. Если же в самой квартире подобных элементов нет, необходима соответствующая справка, а также документ, подтверждающий статус здания.

Это интересно:  Приватизация это в экономике кратко 2019 год

При приватизации комнаты в коммунальной квартире доля в праве общей собственности определяется отношением размера приватизируемой жилой площади к размеру жилой площади всей коммунальной квартиры. В таком же порядке определяется доля в праве общей собственности на места общего пользования. Ряд категорий жилых помещений в городе не подлежит приватизации: служебные квартиры, жилье в аварийных строениях.

После того как вы сдали все необходимые документы и подписали заявление на приватизацию, вам остается ждать готовности документов. Напомним, это: договор и Свидетельство о государственной регистрации.

Договор готовит агентство (бюро) по приватизации. Договор приватизации жилья заключается в письменной форме и не нуждается в нотариальном заверении, соответственно, вам не придется платить государственную пошлину.

Когда договор готов, все участники приватизации приходят в агентство с паспортами и подписывают договор. После этого агентство представляет договор на подпись уполномоченному лицу государственного органа местного самоуправления или предприятия (если квартира ведомственная).

Следующий этап — агентство представляет все документы, включая подписанный договор, в Федеральную регистрационную службу, где регистрируется право собственности на жилое помещение. Оно подтверждается свидетельством о праве собственности на приватизированную квартиру (комнату). При его получении взимается государственная пошлина в размере 500 руб. (по состоянию на 2006 г.).

После получения договора и свидетельства, вы становитесь собственником жилья — квартиры, комнаты или доли в них.

Договор выдается под подпись одного из собственников приватизированного жилья в количестве экземпляров, соответствующем количеству нанимателей. В случае, если квартира передается в общую долевую собственность, то каждому собственнику может быть выдано по экземпляру, если об этом указано непосредственно в заявлении на приватизацию. Естественно, каждый собственник получает и свое свидетельство о праве собственности на приватизированную квартиру (комнату).

1. Добровольный характер. Приватизация квартиры осуществляется с согласия всех зарегистрированных в ней лиц старше 14 лет. Никто не обязан приватизировать жилое помещение, в котором он проживает, факт неприватизации не может быть основанием для изменения условий проживания граждан, изменения размера платежей за квартиру или расторжения договора социального найма. Исключением являются помещения, в которых после смерти родителей, а также иных случаев утраты попечения родителей (например, лишение их родительских прав) остались проживать только несовершеннолетние: органы опеки и попечительства или другие лица, которые являются их законными представителями, обязаны в течение трех месяцев приватизировать такое жилое помещение.

2. Однократный характер. Реализовать свое право на приватизацию можно только 1 раз. Последующая деприватизация, т.е. передача приватизированного жилья обратно в собственность государства или муниципалитета не порождает права на последующую приватизацию того же или другого помещения. Исключение из принципа однократности предусмотрено п.2 ст. 11 Закона РФ от 4 июля 1991г.№ 1541–1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» (далее — Закон РФ «О приватизации»): несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную приватизацию после достижения ими совершеннолетия.

3. Безвозмездный характер. Однако безвозмездный характер приватизации не обозначает, что этот процесс вовсе не потребует от вас материальных затрат. Вы освобождаетесь от оплаты рыночной стоимости квартиры, но оплата всех «сопутствующих» расходов, связанных с оформлением документов, возложена на лиц, приобретающих жилое помещение. Исключение составляют случаи передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние: оформление производится за счет государственных или муниципальных органов.

Последствия приватизации

Приватизация — передача жилого помещения в собственность. Соответственно, с момента возникновения права собственности у собственника возникает комплекс прав и обязанностей:

— право владения, пользования, распоряжения имуществом,

— обязанности по содержанию имущества и риск его случайной гибели или порчи.

При этом все ранее существовавшие права (кроме права на улучшение жилищных условий за счет бесплатного предоставления другого жилья государством) сохраняются, но к ним добавляется дополнительный комплекс прав и обязанностей. Приватизированная квартира может быть предметом купли-продажи, мены, дарения, ее можно передать по наследству и т.д. Помещением, используемым на основании договора социального найма, нельзя распорядиться на случай смерти, право пользования им нельзя передать другому лицу, хотя вселить на эту жилплощадь с согласия других зарегистрированных лиц можно.

Риск уничтожения или повреждения жилого помещения также лежит на собственнике, поэтому при разрушении квартиры в результате, например, пожара никто не предоставит проживающим в нем лицам нового помещения взамен пострадавшего в результате пожара, в то время как при пользовании помещением на основании договора социального найма.

Примерный договор передачи жилого помещения в собственность граждан

Указ Президента РФ о введении системы приватизационных чеков, начало приватизации госимущества

19 августа 1992

Приватизация госсобственности в России прошла ряд этапов: 1991–92 – подготовка концепции и нормативно-правовой базы; 1993–95 – массовая приватизация в чековой (ваучерной) форме; 1995–96 – передача в частные руки крупных и потенциально привлекательных объектов через «залоговые аукционы»; с 1997 – переход к преимущественно денежной приватизации, ориентированной на пополнение гос. бюджета и стимулирование инвестиционной активности.

Выбор чековой формы массовой приватизации был, в частности, обусловлен отсутствием достаточного платёжеспособного спроса населения, низким интересом иностранных инвесторов к приватизации в условиях нараставшей политической и экономической нестабильности, отсутствием достаточного административного ресурса у государства для проведения приватизации по индивидуальным схемам – вместо них применялись типовые процедуры. Кроме того, выбор этой формы приватизации был связан с необходимостью решительного ограничения и отмены субсидирования предприятий со стороны госбюджета, решения задачи по формированию социальной базы стабилизационной политики, а также обеспечения политических предпосылок укрепления рыночной демократии.

В 1992–94 чековая приватизация проводилась как передача фактического контроля: 1) менеджменту, 2) трудовому коллективу, 3) группе потенциальных инвесторов. Часть пакетов акций предприятий закреплялась в государственной собственности с последующей продажей на «чековых аукционах» или позднее на торгах за реальные деньги.

В 1995–96 правительство пошло на передачу в частные руки ряда крупных предприятий нефтедобычи и металлургии. После 1997 государство начало продавать пакеты акций и целые предприятия на торгах.

В 1991 принят Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». С нач. 1992 начался процесс передачи в муниципальную собственность жилищного и нежилого фонда, объектов инженерной инфраструктуры городов, предприятий, осуществляющих эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.

Доля гос. имущества в ЖКХ сократилась уже в сер. 1990-х гг. с 42 до 5%.

Первые инвестиционные компании (НИПЕК и РИНАКО) появились на рос. рынке в 1991. Однако до начала проведения массовой приватизации рынок ещё не был готов к появлению подобных институтов, поэтому их деятельность начала 90-х гг. не была активной.

Появление чековых инвестиционных фондов (ЧИФ) было инициировано принятием программы приватизации и появлением в массовом обороте ваучеров (приватизационных чеков). Аккумулирование принадлежащих населению чеков, их инвестирование в крупные пакеты акций приватизированных предприятий составили основу деятельности ЧИФ и инвестиционных компаний, вкладывавших денежные ресурсы российских и иностранных инвесторов в конкретные проекты. Некоторые ЧИФ сосредоточили в своих руках крупные пакеты акций и принимали в тот период активное участие в управлении приватизированными предприятиями. Конец 1995 – начало 1996 вошел в историю рос. фондового рынка как начало нового периода – после ваучерной приватизации – массового передела собственности посредством залоговых аукционов.

По материалам Большой Российской энциклопедии.

ПРИВАТИЗАЦИЯ ЧЕРЕЗ АКЦИОНИРОВАНИЕ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

Приватизация через акционирование в постсоветской России.

Под влиянием зарубежного опыта необходимость проведения приватизации обсуждалась уже в СССР. Однако практические преобразования собственности в России начались только в 1992.

На селе произошла реорганизация колхозов и совхозов, которые, как правило, превращались в акционерные общества под руководством бывших председателей и директоров.

В сфере городской экономики процесс приватизации оказался наиболее трудным и противоречивым. На государственную собственность претендовали и рядовые работники, считавшие ее «общенародной», и представители хозяйственно-партийной номенклатуры, которая давно де-факто распоряжалась госсобственностью почти как своей. Ни те, ни другие не хотели и не могли выкупать эту собственность по ее реальной цене. Именно от решения этой проблемы зависел успех курса рыночных реформ в целом.

Основным способом приватизации в 1992–1993 стало акционирование – дробление прав собственности среди тысяч держателей акций.

Разработчиками программы реформы были подготовлены три варианта акционирования госпредприятий.

1. Базовая модель – с преимущественным контролем государства: рабочий персонал приватизируемого предприятия имеет право на бесплатное получение привилегированных (не дающих права голоса) акций в размере 25% от их общей суммы, но не более чем на 20 номинальных месячных окладов на каждого работника. Кроме этого, они могли купить до 10% обыкновенных акций со скидкой 30% их номинальной стоимости за деньги и ваучеры, но не более чем на 6 минимальных окладов на работника. Администрация и руководство предприятия имели право приобрести не более 5% обыкновенных акций и не более чем на 2000 минимальных месячных окладов на человека.

Это интересно:  Отмена приватизации через суд 2019 год

Такую модель чаще всего выбирали коллективы крупных капиталоёмких предприятий, у которых не было финансовых возможностей приобрести значительный пакет акций своего предприятия.

2. Модель с преимущественным контролем работников предприятия – трудовой коллектив имел право получить по закрытой подписке абсолютный контрольный пакет своего предприятия (51% всех акций) по цене, близкой к номиналу. При этом каждый член коллектива мог подписаться не более чем на 5% от общей суммы акций.

Такую модель избрало большинство предприятий (примерно 3/4), особенно с невысокой капиталоёмкостью. Большую часть акций при этом смогла приобрести администрация предприятия.

3. Модель с внутренним или внешним инвестором – инициативная группа заключала с фондом имущества договор о реорганизации предприятия сроком на 1 год. Согласно условиям этого договора, каждый член инициативной группы должен был вложить в реорганизацию предприятия не менее 200 минимальных размеров оплаты труда). Если через год договор был выполнен, то члены группы получали право на приобретение 20% обыкновенных акций предприятия. Трудовой коллектив (включая членов инициативной группы) мог приобрести еще 20% акций.

Данный вариант использовался наиболее редко. Главная проблема состояла в том, что при серьёзном риске собственными средствами инициативная группа не получала контрольного пакета акций.

При любой модели приватизации значительная часть акций (от 49 до 80%) уходила за пределы предприятия и попадала в руки государственных комитетов и фондов имуществ. Они, в свою очередь, торговали этими акциями на фондовой бирже, продавая их частным лицам и различным экономическим организациям (например, инвестиционным фондам).

Приватизация в постсоветской России: ваучерная компания.

Если акционирование при приватизации является общепризнанной практикой, то ваучерная компания оказалось особенностью России (за рубежом схожие методы применялись только в Чехии и Монголии).

Согласно исходному замыслу этой компании, каждый гражданин России должен был бесплатно получить свою долю общенародной собственности. По указу президента в 1992 прошла раздача ваучеров – ценных бумаг на предъявителя, которые должны использоваться до середины 1994.

Ваучер можно было либо продать по текущему рыночному курсу, либо обменять непосредственно на акции какого-либо приватизируемого предприятия, либо обменять на акции инвестиционного фонда. Многие россияне предпочли продавать свои ваучеры за наличные деньги. Организаторы приватизации уверяли, будто цена ваучера достигнет цены автомашины. Однако рыночный курс этих бумаг сравнялся с его номиналом только к осени 1993, и даже к концу ваучерной компании курс ваучера был ниже цены велосипеда.

Осуществить прямой обмен ваучера на акции приватизируемых предприятий могли, как правило, только их работники. Большинство же рядовых граждан обменивали свои ваучеры на акции различных чековых инвестиционных фондов (ЧИФов). Впрочем, начало выплаты дивидендов в 1994 вызвало сильное разочарование. Поскольку значительная часть предприятий России в первой половине 1990-х была нерентабельна, то и прибыль по акциям предприятий, держателями которых выступали инвестиционные фонды, была очень низкой. Кроме того, широкий характер приняло мошенничество в ЧИФах. Поэтому годовые доходы собственников акций инвестиционных фондов оказались в лучшем случае соразмерны со средненедельным заработком. В 1995–1997 большинство ЧИФов вообще прекратили свою работу.

Сами организаторы приватизации задним числом признали, что «недостаточный» контроль государства за чековыми инвестиционными фондами был одним из главных пороков приватизации.

ВВЕДЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИОННЫХ ЧЕКОВ

В целях ускорения передачи государственного имущества гражданам России и привлечения к процессу приватизации широких слоев населения, во исполнение требований Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год п о с т а н о в л я ю:

1. С 1 октября 1992 г. ввести в действие в Российской Федерации систему приватизационных чеков (приватизационных счетов).

2. Каждый гражданин Российской Федерации имеет право получить по одному приватизационному чеку равной номинальной стоимости каждого выпуска.

При выдаче гражданам Российской Федерации приватизационных чеков взимается комиссионный сбор.

3. Выпуски приватизационных чеков производятся на основании указов Президента Российской Федерации. Выпуск ценных бумаг или создание иных систем для безвозмездной передачи в собственность гражданам Российской Федерации и их

объединениям государственного и муниципального имущества в республиках, краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, в районах и городах не допускается.

4. Утвердить Положение о приватизационных чеках (прилагается).

5. Установить номинальную стоимость приватизационного чека выпуска 1992 года в размере 10 тыс. рублей.

Установить комиссионный сбор при выдаче приватизационных чеков выпуска 1992 года в размере 25 рублей.

Установить, что приватизационные чеки выпуска 1992 года действуют с 1 декабря 1992 года по 31 декабря 1993 года. (Действие приватизационных чеков выпуска 1992 года продлено на период до 1 июля 1994 года – Указ Президента Российской Федерации от 06.10.93 г. N 1591)

6. Правительству Российской Федерации:

до 1 сентября 1992 г. утвердить порядок взимания комиссионного сбора при выдаче гражданам приватизационных чеков;

не позднее 1 октября 1992 г. выпустить и начать выдачу приватизационных чеков выпуска 1992 года гражданам Российской Федерации.

7. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом по согласованию с Государственным правовым управлением Президента Российской Федерации:

до 15 августа 1992 г. обеспечить разработку и принятие нормативных актов, необходимых для выпуска, выдачи и погашения приватизационных чеков;

до 1 сентября 1992 г. разработать и утвердить Положение о специализированных инвестиционных фондах, аккумулирующих приватизационные чеки.

8. Советам Министров республик в составе Российской Федерации, администрациям краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов, районов в городах:

предоставить Сберегательному банку Российской Федерации, его отделениям помещения, необходимые для проведения Сберегательным банком Российской Федерации возложенных на него функций по распространению приватизационных чеков;

совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом решить вопрос о возмещении затрат Сберегательного банка Российской Федерации по выполнению указанных работ.

9. Организациям и предприятиям (в том числе и торгующим) запрещается принимать приватизационные чеки в качестве платежного средства за товары, услуги и работы.

10. Указ вступает в силу на основании и в порядке, установленных постановлением V Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. О правовом обеспечении экономической реформы».

Президент Российской Федерации Б. Ельцин

Указ президента РФ №914 “О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации” от 14 августа 1992 г.

ИТОГИ ПРИВАТИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ

На протяжении 2000-х годов подавляющее большинство опрошенных в той или иной форме поддерживают идею пересмотра итогов приватизации. Однако люди, считающие себя (и государство) ограбленными и обманутыми, по большей части не надеются, что таким путем будет восстановлена «справедливость».

По данным опросов 2004 года, респонденты, полагающие, что сегодня следует принять результаты приватизации «такими, какие они есть» или что вопрос об их пересмотре «не стоит поднимать», составляют от 15 до 22% общего числа, выступающие за полный пересмотр итогов приватизации 1990-х годов — около одной трети. Примерно от одной четверти до одной пятой опрошенных выступают за пересмотр результатов в тех случаях, когда предприятия стали «хуже работать» (уходить от налогов, задерживать зарплату), либо применительно к крупнейшим предприятиям, относящимся к наиболее важным отраслям экономики..

В отношении к итогам приватизации и возможности их пересмотра прослеживается весьма характерная двойственность, которую можно зафиксировать и при ретроспективном анализе данных, полученных в начале реформирования экономики. Подавляющее большинство людей выступает в поддержку пересмотра результатов приватизации, полагая при этом, что приватизация госсобственности, в особенности крупных предприятий энергетики, добывающих отраслей и проч., была незаконной. При этом главными проигравшими опрошенные считают, с одной стороны, «простой народ», с другой — «государство» (в патерналистской, советского образца трактовке). Однако их ожидания относительно результатов возможного пересмотра итогов приватизации весьма скептичны. По данным опроса, проведенного в июле 2004 года, подавляющее большинство респондентов считают, что подобный передел пойдет на пользу прежде всего «чиновникам и бюрократам» (35%) или же «другим олигархам» (35%). В то, что незаконно нажитые «олигархами» богатства достанутся «государству», верит всего около одной пятой опрошенных; в то, что они будут возвращены «народу», — 7%.

Статья написана по материалам сайтов: stydopedia.ru, histrf.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector