+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Приватизированные предприятия россии 2019 год

Приватизация предприятий в России — процесс передачи предприятий, находящихся в собственности Российской Федерации (ранее РСФСР ) в частную собственность , который осуществляется в России с начала 1990-х годов (после распада СССР ); часть общего процесса приватизации в России .

Приватизацию предприятий обычно связывают с именами Е. Т. Гайдара и А. Б. Чубайса , занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве.

В результате приватизации значительная часть предприятий России перешла в частную собственность.

Приватизация предприятий в России часто подвергается резкой критике. С ней связывают появление в России олигархов , слишком сильное экономическое расслоение населения России.

С другой стороны, как утверждает Владимир Мау , приватизация проводилась в крайне сложной экономической, финансовой и политической обстановке: конфронтация Верховного совета РФ с Президентом и Правительством затрудняли создание правовой базы и проведение институциональных реформ; Правительство испытывало сильное лоббистское давление со стороны Верховного совета; на момент начала приватизации государство было не способно эффективно контролировать свою собственность, массовым явлением стала спонтанная приватизация — захват контроля над предприятиями их директорами, настроенными не на развитие предприятий, а на быстрое получение прибылей [1] .

По мнению Владимира Мау, главной экономической задачей приватизации было повышение эффективности экономики за счёт создания института частной собственности на средства производства . В то время как в определённых сферах экономики (обслуживание, торговля) эта задача была достаточно быстро решена, в промышленности и сельском хозяйстве нужный эффект достигался гораздо медленнее, во многом из-за того, что, считает Мау, приватизированные предприятия переходили в собственность трудовых коллективов, то есть под контроль — а в перспективе и в собственность — их директоров [1] . Сам Анатолий Чубайс позднее говорил, что один из видов приватизации — залоговые аукционы были проведены, в том числе, с целью не допустить прихода коммунистов к власти [2] .

Приватизированные предприятия россии

Правительство собирается продать 8% АЛРОСА, 35% ВТБ и 25% «Российских железных дорог» в следующие три года, следует из проекта плана приватизации федерального имущества на 2017–2019 годы (копия есть у РБК). Всего за этот период власти собираются приватизировать 509 акционерных обществ, 316 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП), доли государства в 11 обществах с ограниченной ответственностью, а также 1049 объектов иного имущества госказны, говорится в проекте.

Конкретные сроки и способы приватизации не прописаны и будут определяться правительством «с учетом конъюнктуры рынка, а также рекомендаций ведущих инвестиционных консультантов», говорится в документе. План приватизации на три года в пятницу должен быть внесен в Госдуму вместе с проектом трехлетнего бюджета.

На 2017 год запланированы две крупные сделки — по продаже пакетов акций ВТБ и «Совкомфлота», эти планы сегодня подтвердил министр финансов Антон Силуанов. «В следующем году предусмотрим две крупные сделки приватизационные — это продажа 11% пакета ВТБ и продажа «Совкомфлота», который давно находится в наших планах. Надеюсь, в следующем году наши планы будут реализованы», — заявил он.

В 2017 году будет приватизировано 10,9% минус одна акция банка ВТБ, пакет оценивается в 95,5 млрд руб. Всего до 2019 года государство планирует продать 36% ВТБ, снизив долю в госбанке с текущих 60,93% до блокпакета — 25% плюс одна акция. Также в 2017 году правительство намерено продать 25% минус одна акция в «Сомкомфлоте», доход от продажи оценивается в 24 млрд руб. До 2019 года доля государства в «Совкомфлоте» сократится со 100 до 25% плюс акция, говорится в документе.

Прогнозные планы приватизации всегда расходились с фактическими результатами. Например, тот же «Совкомфлот» фигурировал еще в плане приватизации на 2011–2013 годы, как и РЖД.

В плане на 2014–2016 годы были 25% Уралвагонзавода (УВЗ), а Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) упоминалась в качестве потенциальной цели до 2024 года, но в проекте на следующие три года этих компаний нет. Минпромторг выступает за приватизацию от 25 до 49% акций УВЗ и ОСК, но в 2017 году их приватизация вряд ли возможна, говорил «РИА Новости» глава министерства Денис Мантуров. При этом министр выступил против разделения производства УВЗ на гражданское и военное с приватизацией одной из частей. «Приватизация какой-то части, гражданской либо военной, ни в коем случае», — сказал он.

До 2019 года планируется сокращение госучастия в уставном капитале АЛРОСА еще на 8%, до 25% плюс одна акция. При этом продажа федерального пакета должна быть скоординирована с реализацией акций, принадлежащих Якутии (у республики сейчас чуть больше 25%, у якутских муниципальных образований — чуть больше 8%), говорится в документе.

Что еще планируют продать

Также в течение трех лет должна сократиться доля государства:

— в «Транснефти» с нынешних 78,1 до 75% плюс одна акция;

— в Государственной транспортной лизинговой компании со 100 до 75% плюс одна акция;

— в «Зарубежнефти» со 100 до 90%, а к 2020 году — до 50% плюс одна акция;

— в РЖД со 100 до 75% плюс одна акция;

— в «РусГидро» с 66,8 до 50% плюс одна акция.

Кроме того, планируется прекращение участия государства в капитале Новороссийского морского торгового порта (НМТП), Объединенной зерновой компании (ОЗК), «Ростелекома» и производственного объединения «Кристалл». НМТП, ОЗК и «Ростелеком» уже были в плане на 2014–2016 годы, а смоленский завод «Кристалл», крупнейший в России производитель бриллиантов, вносится в план впервые.

Из проекта нового трехлетнего плана исключены долгосрочные планы по продаже долей в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), «Аэрофлоте», аэропортах Внуково и Шереметьево. Перечень компаний в плане будет дополняться с учетом результатов работы по оптимизации структуры госсобственности, говорится в проекте документа.

Из материалов к проекту также следует, что власти рассматривали возможность приватизации «Гознака» (печатает банкноты для России), но Минфин и Минэкономразвития летом договорились не включать предприятие в план.

«Внесение изменений в план может осуществляться на основании отдельных решений правительства РФ. Таким образом, отсутствие каких-либо компаний из прошлого прогнозного плана означает лишь то, что к вопросу их приватизации, по решению правительства РФ, возможно будет вернуться позже на протяжении всего прогнозного периода», — сообщила РБК представитель Минэкономразвития в ответ на вопрос, почему перечисленные компании не попали в проект прогнозного плана приватизации на следующие три года. Росимущество пока не ответило на запрос РБК.

Как заявлял ранее министр экономического развития Алексей Улюкаев, доходы от приватизации в следующие три года могут составлять по 200–300 млрд руб. Минфин заложил в бюджет следующего года поступления от приватизации в 138 млрд руб. На этой неделе заместитель министра финансов Алексей Моисеев в интервью «Интерфаксу» заявлял, что его ведомство «постарается» в поправках в проект бюджета на 2017–2019 годы ко второму чтению учесть уточненные данные по доходам от приватизации, поступившим от Минэкономразвития. «Она (оценка поступлений. — РБК) значительно больше — примерно в 2,5 раза, — чем то, что сейчас заложено, потому что кроме ВТБ, «Совкомфлота», поступлений от сделки по Sistema Shyam Teleservices (индийская «дочка» МТС. — РБК) и так называемой массовой приватизации, которые были заложены и составляли 138 млрд руб., Минэкономразвития предложило добавить несколько крупных пакетов акций», — сказал он.​

В 2014 году было проведено две сделки с крупнейшими госактивами на 21 млрд руб., значится в отчете Росимущества. Пакет «Интер РАО» в 13,76% минус девять акций был продан государственному «Роснефтегазу» за 18,8 млрд руб., а 100% Архангельского тралового флота​ за 2,2 млрд руб. — компании «Вирма» (входит в Северо-Западный рыбопромышленный консорциум). В 2015 году поступления от приватизации составили 7,4 млрд руб.: согласно отчету Росимущества, деньги выручили от продажи мелких активов в рамках «массовой приватизации». Ни один из крупных активов продан не был.

В январе—сентябре этого года поступления в федеральный бюджет от приватизации составили 67,5 млрд руб., следует из данных казначейства. В июле 2016 года состоялась сделка по продаже государством 10,9% АЛРОСА через SPO на Московской бирже за 52,18 млрд руб. До конца этого года власти рассчитывают выручить еще 706 млрд руб. за счет реализации пакета «Роснефти» (акции может выкупить сама «Роснефть»). Средства должны поступить в бюджет до конца этого года и нужны, чтобы сверстать бюджет с планируемым дефицитом. Директива о продаже 19,5% акций нефтяной компании ожидается в начале следующей недели, уточнил источник «Интерфакса». Если правительство не продаст акции «Роснефти» до конца года, придется компенсировать это тратами из Резервного фонда.

Приватизация предприятий в России

Приватизация предприятий в России — процесс передачи предприятий, находящихся в собственности Российской Федерации (ранее РСФСР) в частную собственность, который осуществляется в России с начала 1990-х годов (после распада СССР); часть общего процесса приватизации в России.

Это интересно:  Номер технического паспорта бти 2019 год

Приватизацию предприятий обычно связывают с именами Е. Т. Гайдара и А. Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве.

В результате приватизации значительная часть предприятий России перешла в частную собственность.

Приватизация предприятий в России часто подвергается резкой критике. С ней связывают появление в России олигархов, слишком сильное экономическое расслоение населения России.

С другой стороны, как утверждает Владимир Мау, приватизация проводилась в крайне сложной экономической, финансовой и политической обстановке: конфронтация Верховного совета РФ с Президентом и Правительством затрудняли создание правовой базы и проведение институциональных реформ; Правительство испытывало сильное лоббистское давление со стороны Верховного совета; на момент начала приватизации государство было не способно эффективно контролировать свою собственность, массовым явлением стала спонтанная приватизация — захват контроля над предприятиями их директорами, настроенными не на развитие предприятий, а на быстрое получение прибылей [1] .

По мнению Владимира Мау, главной экономической задачей приватизации было повышение эффективности экономики за счёт создания института частной собственности на средства производства. В то время как в определённых сферах экономики (обслуживание, торговля) эта задача была достаточно быстро решена, в промышленности и сельском хозяйстве нужный эффект достигался гораздо медленнее, во многом из-за того, что, считает Мау, приватизированные предприятия переходили в собственность трудовых коллективов, то есть под контроль — а в перспективе и в собственность — их директоров [1] . Сам Анатолий Чубайс позднее говорил, что один из видов приватизации — залоговые аукционы были проведены, в том числе, с целью не допустить прихода коммунистов к власти [2] .

25 июня 1990 года Совет Министров СССР принял постановление [3] , в соответствии с которым на базе заводов КамАЗа было создано одно из первых акционерных обществ РСФСР и Советского Союза — АО «КамАЗ». Согласно постановлению, 51 % акций должны были остаться в общесоюзной собственности, остальные предполагалось продать. 5 сентября 1991 года началась продажа акций трудовому коллективу. 10 сентября состоялся конкурс для юридических лиц, в результате которого акционерами КамАЗа стали 230 предприятий и организаций [4] .

4 июля 1991 года принимается Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», согласно которому приватизацию государственного имущества организует Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом (Госкомимущество России). [5]

В ноябре 1991 года председателем Госкомимущества РСФСР был назначен Анатолий Чубайс. [6]

С ноября 1991 г. начался этап форсированной приватизации. В его основу был положен указ No.341 Президента РФ от 29/12/1991, утвердивший «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год». [7] Указ No.66 от 29/1/1992 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» определял практический механизм приватизации [8] .

В июне 1992 года Верховным Советом РФ была утверждена Государственная программа приватизации на 1992 год, определившая возможные способы приватизации для предприятий в зависимости от их размера [9] .

Классификация предприятий Малые Крупные Остальные
Среднесписочная численность на 01.01.1992, человек 1000 200-1000
Балансовая стоимость ОС на 01.01.1992, млн руб 50 1-50)
Возможные способы приватизации
продажа акций акционерных обществ открытого типа + +
продажа на аукционе / по конкурсу + +
Иное (продажа имущества при ликвидации, выкуп арендного имущества) +
  • малые предприятия должны были распродаваться на торгах или могли быть напрямую проданы частным лицам, работающим на этих предприятиях («малая» приватизация).
  • крупные предприятия, как и часть средних, должны были быть обязательно преобразованы в акционерные общества открытого типа, и затем пройти через продажу акций. При этом не менее 29 % уставного капитала должны были быть проданы через публичные аукционы за приватизационные чеки, в обиходе называемые ваучерами («чековая» или «ваучерная» приватизация).

В ряде особо значимых отраслей (недра, лесфонд, шельф, трубопроводы, автодороги общего пользования, телевизионные станции и т. д.) приватизация была запрещена. В то же время, обязательной приватизации подлежали предприятия оптовой и розничной торговли, общественного питания, строительства, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, пищевой и легкой промышленности.

Малая приватизация

Приватизация малых предприятий (торговля, бытовое обслуживание и т. д.) была запущена правительством с начала 1992 года, не дожидаясь одобрения Верховным Советом Госпрограммы по приватизации на 1992 год (которое произошло только в июне).

В апреле 1992 года первый в России аукцион по продаже предприятий торговли, бытового обслуживания и общественного питания, на который приехали Гайдар и Чубайс, был проведён в Нижнем Новгороде [10] .

К 1 ноября 1994 года, было приватизировано 60—70 % предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания. [11]

Ваучерная приватизация

Предприятия, проходящие приватизацию через продажу акций, могли выбрать один из трех вариантов:

Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
Трудовой коллектив *25 % УК, но не более 20 МРОТ на человека — безвозмездно как привилегированные неголосующие акции;
*10 % УК, но не более 6 МРОТ на человека — продаются со скидкой 30 % от номинальной стоимости как обыкновенные голосующие акции, рассрочка 3 года, первоначальный взнос не менее 15 % от стоимости
*51 % УК — продаются по номинальной стоимости Х 1,7, при этом 50 % стоимости должны быть внесены приватизационными чеками (ваучерами) *20 % УК, но не более 20 МРОТ на человека — продаются со скидкой 30 % от номинальной стоимости как обыкновенные голосующие акции, рассрочка 3 года, первоначальный взнос не менее 15 % от стоимости;
*20 % УК — продаются по номинальной стоимости через 1 год после приватизации
Менеджмент (руководитель и его замы, главбух, главный инженер) *5 % УК, но не более 2000 МРОТ на человека — продаются по номинальной стоимости
ИТОГО сотрудники предприятия, не более 40 % УК 51 % УК 40 % УК

Обязательным этапом приватизации при продаже за акции была продажа части уставного капитала, не менее 29 %, за ваучеры на публичных аукционах. Для этого необходимо было обеспечить население достаточным количеством ваучеров, к моменту начала аукционов.

С 1 октября 1992 г. приватизационные чеки (ваучеры) начали выдаваться населению. Чеки распространялись через отделения Сбербанка РФ, при их получении необходимо было заплатить 25 рублей; номинальная стоимость ваучера составляла 10 тысяч рублей, что соответствовало стоимости основных фондов предприятий на душу населения в ценах января 1992 года [13] . Ваучеры были анонимизированы и могли свободно продаваться и покупаться, как напрямую между гражданами, так и через специально созданные чековые инвестиционные фонды. Однако Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 3 июля 1991 года предусматривал приватизацию с использованием приватизационных именных счетов. Фактическая стоимость ваучеров определялась балансом спроса и предложения и варьировалась от 500 до 29 тыс. рублей (от 5 до 24 долларов США по курсу) [14] .

Первые 18 аукционов были проведены в декабре 1992 года. Всего по февраль 1994 года было проведено 9342 аукциона, на которых было использовано 52 млн ваучеров. [14]

Реальная рыночная стоимость пакета акций, который можно было получить в обмен на один ваучер, колебалась в широких пределах в зависимости от компании, чьи акции приобретались в обмен на ваучер, а также от региона, где это происходило. Например, в Нижегородской области один ваучер можно было обменять в 1994 г. на 2000 акций РАО «Газпром» (их рыночная стоимость в 2008 г. составила порядка 700 тыс. рублей), в Московской области — на 700 акций Газпрома (в 2008 г. — порядка 245 тыс. рублей), а в г. Москве — на 50 акций Газпрома (17 тыс. руб. в 2008 г.). За один ваучер можно было также получить 7 акций Торгового дома «ГУМ» (менее 100 руб. в 2008 г.).

Критики чековой приватизации считали её нечестной и несправедливой, так как по их мнению она привела к незаслуженно быстрому обогащению узкой группы лиц. Например, существовало мнение, что принятый порядок приватизации давал серьёзные преимущества так называемым «красным директорам» (руководителям предприятий, получившим эти должности в советские времена). Используя административное давление, директора могли добиваться нужных результатов голосования на собраниях акционеров, а также выкупать акции у работников предприятий по заниженным ценам.

Залоговые аукционы были предприняты в 1995 году с целью пополнения государственной казны за счет кредитов под залог государственных пакетов акций нескольких крупных компаний (таких, как «ЮКОС», «Норильский никель», «Сибнефть»). Правительство не возвратило кредиты, таким образом пакеты акций перешли в собственность кредиторов [15] [16] .

Сумма средств, которые должно было получить правительство, составляла около 1,85 % доходной части федерального бюджета [17] .

Идею аукционов с целью пополнения бюджета выдвинул Владимир Потанин, возглавлявший «ОНЭКСИМ-банк». Инициатива была поддержана тогдашним первым вице-премьером правительства Анатолием Чубайсом и вице-премьером Олегом Сосковцом [18] (именно последний, по словам тогдашнего председателя ЦБ РФ Сергея Дубинина, первым поставил вопрос о проведении аукционов на заседании кабинета министров [19] ). Курировал проведение аукционов глава Госкомимущества Альфред Кох.

Это интересно:  Порядок сноса самовольных построек без решения суда 2019 год

В результате залоговых аукционов появились олигархи-миллиардеры (Березовский, Ходорковский, Абрамович и другие).

Залоговые аукционы подвергались критике в связи с тем, что:

  • отчуждение федеральной собственности было произведено по значительно заниженным ценам, а конкурс фактически носил притворный характер;
  • результаты залоговых аукционов в глазах значительной части общества были нелегитимными и подорвали доверие к приватизации в целом.
Таблица. Залоговые аукционы 1995 г [20]

Название компании Пакет акций, выставленный на аукцион (в %) Рыночная стоимость в млн. долларов Победитель аукциона Цена, млн. долл. Текущая стоимость, млн долл. (2012)
НК «Сургутнефтегаз» 40.12 нет данных НПФ «Сургутнефтегаз» 88.9 11 200
АО «Северо-Западное пароходство» 20.5 10.23 МФК 6.05 18.3
АО «Челябинский меткомбинат» 15 4.3 «Рабиком» 13.3 нет данных
РАО Норильский никель 38 190 ООО «Реола» 170.1 15 800
НК «Лукойл» 5 150 НК «Лукойл» и банк «Империал» 141.0 2 270†
НК Сиданко 51 нет данных МФК 130.0 16 900
АО НЛМК 14.84 31 ОНЭКСИМ Банк 31.0 1 400
АО «Мурманское морское пароходство» 23.5 4.75 АОЗТ «Стратег» 4.125 20.44
НК ЮКОС 45 150 АОЗТ «Лагуна» 159.0 29 110†
АО «Новороссийское морское пароходство» 20 15.2 АО «Новороссийское морское пароходство» 22.65 нет данных
НК «Сибнефть» 51 100 банк СБС 100.3 10 500†

† — компании, которые претерпели существенные трансформации к 2012 г.

18 июля 1997 года состоялся инвестиционный конкурс по продаже 40 % акций Тюменской нефтяной компании. Победителем конкурса стал альянс Альфа-Групп, Access Industries и Ренова, заплативший $835 млн [21] .

В июле 1997 года 25 % + 1 акция компании «Связьинвест» были проданы на аукцион за $1,875 млрд кипрскому консорциуму Mustcom Ltd. [22]

В декабре 1997 года, 48 % акций «Восточной нефтяной компании» на аукционе были приобретены компанией ЮКОС за $800 миллионов. [23]

В декабре 1999 года состоялся конкурс по продаже 49,8 % акций Тюменской нефтяной компании. Победителем конкурса стал альянс Альфа-Групп, Access Industries и Ренова. [ источник не указан 800 дней ]

В сентябре 2000 года 85 % пакет акций «Оренбургской нефтяной акционерной компании» был продан на тендере за $1,08 млрд компании «ЕвроТЭК»; позднее этот актив вошёл в состав Тюменской нефтяной компании [24] .

В 1997—2001 завершая реформу угольной отрасли, были приватизированы госпакеты акций ряда угольных шахт, в ходе которых 56 % общего производства угольной отрасли России (в цифрах 2000 года) перешло в частные руки. Наиболее крупные приватизационные сделки приведены в таблице ниже: [25]

Название Дата Пакет акций % пр-ва (2000 г.) Покупатель
«Южный Кузбасс» 12/97, 12/98 80,3 % 4,3 % компания «Южный Кузбасс», позднее — «Мечел»
«Кузбассразрезуголь» 12/97, 12/98 80,4 % 13,4 % менеджмент компании; позднее — УГМК
«Красноярская угольная компания» 2/2000 75,4 % 14,6 % В наст. время — СУЭК
«Читауголь» 10/2000 15,75 % 4,3 % В наст. время — СУЭК
«Востсибуголь» 2/2001, 12/2001 41,5 % 7,2 % СУЭК; В наст. время — «Иркутскэнерго»
«Кузнецкуголь» 6/2001, 7/2001 80,7 % 4,0 % В наст. время — «Евраз»
«Кузбассуголь» 8/2001, 9/2001 79,37 % 6,5 % В наст. время — ArcelorMittal

В 2001 году началась приватизация Росгосстраха, на 3 аукционах были проданы 49 % акций. В 2003 году были проданы 26 %, в 2010 — 13,1 % акций Росгосстраха. Все эти пакеты были куплены Данилом Хачатуровым с партнёрами [26] .

В декабре 2002 года 74,95 % акций «Славнефти» был продан за 1,86 миллиарда долларов консорциуму «Сибнефти» и ТНК-BP. [27] [28]

В сентябре 2004 года 7,59 % пакет акций «Лукойла» был продан за 1,99 млрд долларов ConocoPhillips. [29]

В 2006—2007 годах приватизация трех крупных госкомпаний состоялась в формате так называемого «народного IPO»: [30] [31]

  • В июле 2006 года 15 % акций «Роснефти» проданы за 10,4 млрд долларов. Продажа проводилась как IPO в России и Лондоне.
  • В феврале-марте 2007 года Сбербанк провёл публичное размещение дополнительной эмиссии акций (SPO), в ходе которого привлек 230,24 млрд рублей (8,8 млрд долларов). [32] При этом, частными инвесторами было выкуплено акций на 5,8 миллиарда долларов, что привело к размытию госпакета с 63,76 % до 60,2 %. [33]
  • В мае 2007 года 22,5 % акций банка ВТБ продано за 8 млрд долларов. Продажа производилась как IPO в России и Лондоне (35 % и 65 % допэмиссии соответственно).

В течение 2007 года, в рамках завершения реформы РАО ЕЭС, почти половина электростанций и 22 сбытовые компании России перешли в частные руки. Поступления от приватизации в ходе дополнительных эмиссий акций составили около 25 миллиардов долларов. [34]

В феврале 2011 года 10 % пакет акций банка ВТБ был продан за 3,3 миллиарда долларов. [35]

28 октября 2011 года 75 % — 2 акции «Первой грузовой компании» были проданы за 125,5 млрд руб. (стартовая цена аукциона) «Независимой транспортной компании», входящей в транспортный холдинг UCLH, принадлежащий предпринимателю Владимиру Лисину [36] [37] . Аукцион стал крупнейшей приватизационной сделкой в рамках разгосударствления российской железнодорожной отрасли. [38]

19 сентября 2012 года 7,6 % акций Сбербанка продано за 5,2 млрд долларов. Продажа проводилась как SPO в России и Лондоне (3 % и 97 % размещения соответственно). [39]

Доля госсектора в экономике России составляет, по разным оценкам, от 50 % [40] до 71 %. [41]

В январе 2014 года первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов, выступая на Гайдаровском форуме, заявил что необходимо сократить долю госсектора с текущих 50 % до 25 % к 2018 году. [42]

План приватизации, в частности, предусматривает сокращение госпакета акций [45] :

  1. В России произошёл переход от социализма к капитализму.
  2. В России появилась группа так называемых «олигархов», владеющих собственностью, которая досталась им за сравнительно небольшие деньги.
  3. Приватизация скомпрометировала себя в глазах многих россиян. Политический рейтинг одного из главных идеологов приватизации Анатолия Чубайса до сих пор является одним из самых низких среди российских политических деятелей.
  4. Около 80 % граждан России в 2008 году продолжают считать приватизацию нечестной и готовы в той или иной степени к пересмотру её итогов.
  5. Приватизация способствовала деиндустриализации страны, значительному сокращению объёмов производства в лёгкой и обрабатывающей промышленностях.
  6. С 1992 по 2006 г. в России было приватизировано 119 951 государственное и муниципальное предприятие, за которые в бюджет поступило 505,9 млрд рублей, или (в расчёте по усредненному курсу 30 рублей за 1 доллар США) 16,9 млрд долларов [46] . Из них больше трети (42 924 предприятий) было приватизировано в 1993 году, принеся в бюджет всего 450 млрд тогдашних обесценившихся рублей, или, по существовавшему в те годы курсу рубля, около 90 млн долларов [46] .

Одним из итогов приватизации в России стало незаконное включение жилого фонда советских предприятий и строительных трестов в уставной капитал новообразованных частных компаний. По закону, этот жилой фонд (общежития и общежития квартирного типа) должен был быть передан в ведение города, однако в большинстве случаев новые собственники воспользовались слабостью законодательства, чтобы выкупить эти общежития вместе с живущими там людьми. В итоге, в течение многих лет жильцы сталкиваются с постоянными угрозами выселения. Срок исковой давности по делам о незаконной приватизации в большинстве случаев уже истек, поэтому суды и прокуратура просто игнорируют проблему.

Приватизация сопровождалась масштабной коррупцией. Ответственность за использование служебной информации в целях личного обогащения несут не только российские чиновники, но и американские советники, гарвардская команда, или так называемые «гарвардские мальчики», которые оказались подвержены коррупции. Профессорам Гарвардского университета Андрею Шлейферу и Джонатану Хэю, помогавшим Анатолию Чубайсу в приватизации промышленности, министерством юстиции США был предъявлен иск и в 2005 году суд присудил им штраф в размере 28,5 миллионов долларов. Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц считает, что роль как отдельных личностей, так и США в целом в процессе обогащения российских олигархов при приватизации осталась неисследованной. [47] В 2003 году он называл российскую приватизацию 90-х «нелегитимной» [48] .

В 2002 году компании нефтяной отрасли республики Башкортостан «Башнефть», «Башкирнефтепродукт», Уфимский нефтеперерабатывающий завод, «Уфанефтехим», «Уфаоргсинтез» и «Новойл» были приватизированы семью никому не известными ООО, а затем переданы в «Башкирский капитал», основным бенефициаром которого считался Урал Рахимов. Счётная палата в 2003 году расценила этот факт как «беспрецедентный случай хищения активов из государственной собственности» [49] .

Большая часть населения России негативно относится к итогам приватизации. Как показывают данные нескольких социологических опросов, около 80 % россиян считают её нелегитимной и выступают за полный или частичный пересмотр её итогов. Около 90 % россиян придерживаются мнения, что приватизация проводилась нечестно, и крупные состояния нажиты нечестным путём (с этой точкой зрения также согласны 72 % предпринимателей). Как отмечают исследователи, в российском обществе сложилось устойчивое, «почти консенсусное» неприятие приватизации и образованной на её основе крупной частной собственности [50] .

Это интересно:  Дом в оренбург снять с последующим выкупом 2019 год

Сотрудник «Левада-центра» Н. Зоркая в 2005 году писала, что с начала ваучерной приватизации в общественном мнении почти сразу возобладало недоверчивое или резко отрицательное отношение. По данным опросов 1993 года, более половины респондентов (50—55 %) считали раздачу ваучеров «показухой, которая реально ничего не изменит». Большинство опрошенных (по данным 1993 года, 74 %) изначально полагали, что в результате приватизации основная часть государственных предприятий перейдёт в собственность «ограниченного круга лиц», а не «широких слоёв населения». Подавляющее большинство населения выступало за пересмотр результатов приватизации, считая, что приватизация госсобственности, особенно крупных предприятий энергетики, добывающих отраслей и проч., была незаконной [51] .

  • Джеффри Сакс, один из разработчиков концепции «шоковой терапии», так высказался о результатах приватизации в России [52][53] :

«Главное, что подвело нас, это колоссальный разрыв между риторикой реформаторов и их реальными действиями… И, как мне кажется, российское руководство превзошло самые фантастические представления марксистов о капитализме: они сочли, что дело государства — служить узкому кругу капиталистов, перекачивая в их карманы как можно больше денег и поскорее. Это не шоковая терапия. Это злостная, предумышленная, хорошо продуманная акция, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатств в интересах узкого круга людей»

«Целью приватизации является построение капитализма в России, причём в несколько ударных лет, выполнив ту норму выработки, на которую у остального мира ушли столетия» [54]

Приватизация не была вопросом идеологии или каких-то абстрактных ценностей, это был вопрос реальной политической ежедневной борьбы. У коммунистических руководителей была огромная власть — политическая, административная, финансовая. Они были неизменно связаны с коммунистической партией. Нам нужно было от них избавляться, а у нас не было на это времени. Счёт шёл не на месяцы, а на дни.

Мы не могли выбирать между «честной» и «нечестной» приватизацией, потому что честная приватизация предполагает чёткие правила, установленные сильным государством, которое может обеспечить соблюдение законов. В начале 1990-х у нас не было ни государства, ни правопорядка. Службы безопасности и милиция были по другую сторону баррикад. Они учились по советскому Уголовному кодексу, а это от трёх до пяти лет тюрьмы за частное предпринимательство. Нам приходилось выбирать между бандитским коммунизмом и бандитским капитализмом.

Если бы мы не провели залоговую приватизацию, то коммунисты выиграли бы выборы в 1996 году, и это были бы последние свободные выборы в России, потому что эти ребята так просто власть не отдают [2]

  • Каха Бендукидзе, предприниматель:

«Для нас приватизация была манной небесной. Она означала, что мы можем двинуться вперёд и скупить у государства на выгодных условиях то, что захотим … И мы приобрели жирный кусок из промышленных мощностей России… Самое выгодное вложение капитала в сегодняшней России — это скупка заводов по заниженной стоимости» [55]

  • Юрий Скуратов, генеральный прокурор:

Приватизация была проведена с чудовищными нарушениями, и ладно бы эти нарушения были только этические, нравственные, — имелись серьезные нарушения закона. Иногда ценные предприятия продавались за бесценок. Продавались своим людям. Поэтому мы создали в прокуратурах республик, краев, областей специальные отделы по работе прокуроров в арбитражных судах и процессы по арбитражу, чтобы государство не осталось голым, наращивали.

  • Александр Солженицын, писатель:

Ограбили вкладчиков — это мало. Какие богатства России достались! Вот они лежат. Ограбили Россию, причем скорей, скорей! Чубайс хвастался тогда, что никогда в мире не видели такой быстрой приватизации. Совершенно правильно. Таких идиотов нигде в мире не было больше. С огромной скоростью раздали наши благословенные недра, нефть, цветные металлы, уголь, производство. Ограбили Россию до нитки. Что это — демократия? Что, был референдум по этому поводу? Что, кого-нибудь спросили? Это народ осуществлял свою власть и свое будущее? И нарастили из мусора, из ничего каких-то миллиардеров, которые вообще ничего для своей России не сделали.

  1. 12 В. Мау Анти-Стиглиц Российские экономические реформы в представлении их западных критиковВопросы экономики. 1999. № 11, 12
  2. 12 Arkady Ostrovsky. Father to the Oligarchs // The Financial Times, November 13 2004 (перевод inopressa.ru: Отец олигархов)
  3. ↑О преобразовании производственного объединения «КАМАЗ» в акционерное общество «КАМАЗ»
  4. ↑Автомобильная промышленностьКоммерсантъ
  5. ↑Закон РФ от 03.07.1991 N 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (в редакции от 5 июня 1992 года)
  6. ↑Чубайс, Анатолий
  7. ↑Указ Президента РФ от 29.12.91 Г. N 341 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 24/12/1990
  8. ↑Указ Президента РФ от 29.01. 1992 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий»
  9. ↑«Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год»
  10. ↑«1992: ни шагу назад», Нижегородская правда, 06.05.2013
  11. ↑«История приватизации в России», Берман В. Р., Филиппов П. С.
  12. ↑Working paper NO 29 ‘LAWLESS PRIVATIZATION?’ by Elena Medova & Larissa Tischenko, Centre for Financial Research, Judge Business School, University of Cambridge, 2006
  13. ↑ Бывший министр экономики экономист Андрей Нечаев так прокомментировал ваучерную схему:

С точки зрения применявшейся модели приватизации номинал ваучера не имел никакого значения. Ваучер определял лишь право что-то купить при приватизации. Реальная его стоимость зависела от конкретной приватизационной ситуации на конкретном предприятии. Где-то на ваучер можно было получить 3 акции, а где-то — 300. В этом смысле на нём можно было написать и 1 рубль, и 100 тысяч рублей, что не изменило бы его покупательную способность ни на йоту. По-моему, идея снабдить эту ценную бумагу номиналом принадлежала Верховному совету. Чтобы придать номиналу хотя бы какую-то рациональную основу, решили привязать его к стоимости основных фондов на душу населения.

Вести.ру

Программа «Вести в 20:00»

Новости Экономика

Список приватизируемых предприятий расширен

Россия увеличивает масштабы приватизации. Государство готовится полностью выйти из капиталов крупнейших компаний, в том числе ВТБ и «Роснефти», но процесс может затянуться до 2017 года.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов направил президенту обновленный список компаний, которые государство планирует полностью или частично продать, передает Reuters.

Президент Дмитрий Медведев ранее назвал нынешние планы распродажи госсобственности «слишком скромными» и велел правительству к августу доработать программу приватизации.

Новый список предполагает полную продажу к 2017 году госдолей в банке ВТБ (сейчас у государства 75,5%), «Роснефти» (75,16%), «ИнтерРАО» (14,79%), «РусГидро» (около 60%), «Алросы» (50,93% у РФ, 32% — у Якутии).

В «Русгидро» государство планировало опустить свой пакет до контрольного до 2013 года, в «АЛРОСА»- до 50% плюс одна акция с учетом долей государства и местных властей.

Также правительство планирует полностью продать 100% «Совкомфлота», аэропорта «Шереметьево», «Зарубежнефти», ОЗК, «Россельхозбанка» и «Росагролизинга».

При этом Шувалов предлагает начать приватизацию «РусГидро» и «Роснефти» с 2012 года и оставить у государства «золотую» акцию в этих двух компаниях, а также в «Зарубежнефти», ОЗК и «АЛРОСА».

Также государство собирается продать свои 51,17% в «Аэрофлоте», но указывает на возможность дальнейшего косвенного участия в капитале перевозчика через государственный Пенсионный фонд. Правительство также предлагает снизить госдоли до 50% плюс одна акция в Объединенной авиастроительной корпорации (сейчас владеет 83%) и Объединенной судостроительной корпорации (100%) к 2017 году.

Кроме того, государство собирается снизить свою долю до 75% плюс одна акция в «Уралвагонзаводе» (сейчас владеет 100%), ФСК (79,11%), РЖД (100%) и «Транснефти» (78,1%). Акции последней могут быть проданы, начиная с 2012 года.

На этот же год запланирована продажа 10% госкорпорации «Роснано».

Кроме того, Шувалов предлагает продать межрегиональные сетевые компании, входящие в «Холдинг МРСК», с 2012 года. Чиновники и энергетики длительное время обсуждали дальнейшую судьбу холдинга, которому в результате реформы достались наиболее старые активы с износом около 70%. Медведев призывал не тянуть с этим и определиться, передавать ли сетевые активы в управление или приватизировать.

В то же время в списке не указаны параметры приватизации «Ростелекома», решение о котором правительство предлагает «принять с учетом урегулирования вопроса обеспечения доступности сетей фиксированной связи для госнужд».

Минсвязи и Минэкономразвития пока не достигли единства в вопросе приватизации актива с МВД, ФСБ, ФСО и Минобороны, нужды которых в спецсвязи обеспечивает «Ростелеком».

Акции «Ростелекома» в последнее время показывают резкий рост после появления информации о возможности приватизации.

Статья написана по материалам сайтов: www.rbc.ru, ruwikiorg.ru, www.vesti.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector