+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Порядок сноса самовольных построек без решения суда 2019 год

Что произошло

Изменения в пункт 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации («ГК РФ»), закрепляющие внесудебный порядок сноса самовольной постройки – на основании решения органа местного самоуправления («ОМС») вступили в силу еще 01 сентября 2015 года. В последнее время органы государственной власти стали активно ликвидировать самовольные постройки, пользуясь, в том числе и этими полномочиями.

Ключевые моменты

УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ВНЕСУДЕБНОГО СНОСА

Решение о сносе принимают:

— ОМС городского округа, если самовольная постройка расположена в границах поселений;

— ОМС муниципального района, если самовольная постройка расположена вне границ поселений.

Основанием для принятия решения о сносе является создание постройки на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, и расположенном:

— в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зон охраны объектов культурного наследия), ИЛИ

— на территории общего пользования, ИЛИ

— в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

Порядок внесудебного сноса:

— принятие решения ОМС о сносе самовольной постройки;

— уведомление лица, создавшего самовольную постройку, о принятии решения о сносе;

— снос самовольной постройки создавшим лицом в срок указанный в решении о сносе, не превышающий 12 месяцев.

В случае, если лицо, создавшее самовольную постройку, не установлено, то ОМС обеспечивает:

— опубликование в местном СМИ сообщения о планируемом сносе;

— размещение на официальном сайте ОМС сообщения о планируемом сносе;

— размещение на информационном щите в границах земельного участка, на котором создана самовольная постройка, сообщения о ее планируемом сносе;

— поиск лица, создавшего самовольную постройку;

— если лицо, создавшее самовольную постройку, не установлено, то по истечении 2 месяцев после размещения на официальном сайте ОМС указанного сообщения, ОМС организует снос самовольной постройки.

Вывод

Изменения в ГК РФ, допускающие внесудебный снос самовольных построек, заставляют собственников недвижимости задуматься о том, имеются ли основания для ее внесудебного сноса и возможно ли эффективно этому противодействовать.

Для защиты интересов собственников и будущих приобретателей объектов недвижимости, предупреждения и снижения риска сноса объектов можно рекомендовать максимально тщательно проводить юридическую экспертизу перед покупкой недвижимости, а также провести проверку рисков в отношении уже имеющихся объектов.

Содержание

Порядок сноса самовольных построек без решения суда – Принудительный снос самовольной постройки может быть осуществлен только на основании решения суда

Правила сноса самовольных построек | Сам себе адвокат

Президент подписал Федеральный закон от 03.08.2018 № 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ и статью 22 Федерального закона „О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ“».
Указанным законом были внесены изменения в само понятие самовольной постройки, а так же появились разъяснения о том, что к ней не относится. Раньше постройку признавали самовольной, даже если на момент начала строительства определенные нормы и правила не действовали либо на момент выявления самостроя утратили свою силу. Теперь имеют значения только строительные нормы и правила, которые установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и действуют на дату, когда самовольную постройку выявили.
Названным законом сокращен перечень случаев, когда можно снести самовольную постройку в административном порядке. Теперь только суд имеет право принять решение о сносе в отношении определенных объектов недвижимости, а именно
1. самовольной постройки на земельном участке, который находится в частной собственности;
2. объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в ЕГРН или признано судом;
3. объекта недвижимого имущества, если ранее суд отказал в удовлетворении исковых требований о сносе;
4. многоквартирного, жилого дома, в том числе садового;
5. здания, сооружения или другого строения, созданного без разрешения на строительство до 14 мая 1988 года;
6. здания, сооружения или другого строения, созданного на земельном участке без правоустанавливающих документов до 30 октября 2001 года.
Органы местного самоуправления имеют право настоять на сносе сооружения, если постройка угрожает жизни и здоровью граждан или расположена в зоне с особыми условиями строительства. Однако в этом случае государство будет обязано компенсировать убытки собственника такой недвижимости.
Теперь в законе закреплены три условия, совокупность которых делает невозможным снос объектов индивидуального жилищного строительства.
1. право на него зарегистрировано до 1 сентября 2018 года;
2. нет отклонения от предельных параметров разрешенного строительства;
3. объект расположен на земельном участке, который принадлежит на праве собственности или на ином законном основании собственникам этих объектов. Даже в случае перехода прав на такие объекты после 01.09.2018.
Это правило распространяется на объект индивидуального жилищного строительства, если земельный участок, на котором он расположен:
1. предназначен для индивидуального жилищного строительства;
2. находится в границах населенных пунктов;
3. предназначен для ведения личного подсобного хозяйства;
4. создан на дачных и садовых земельных участках, а сам объект — жилой дом или жилое строение.
Способы легализации самовольной постройки
Теперь появился новый способ легализации самовольной постройки. Застройщик может привести объект в соответствие с установленными требованиями, например, с учетом правил землепользования и застройки, документации по планировке территории или обязательных требований к параметрам постройки, предусмотренных законом. После устранения недочетов можно оформить право собственности. Срок для такой легализации установлен от 6 месяцев до 3 лет в зависимости от характера самостроя. Если постройку невозможно исправить, то будет принято решение о ее сносе
Религиозные организации вправе использовать самовольные постройки в случае соответствия таких построек требованиям, установленным Правительством. Но в настоящий момент такие требования не установлены. В случае если самострой не отвечает требованиям, религиозные организации могут использовать их до 2030 года.
По новому законодательству орган местного самоуправления может принять решение о приведении самовольной постройки в соответствие с требованиями, если такая постройка:
1. расположена на земельном участке, на котором не допускается строительство такого объекта из-за вида разрешенного использования и зоны с особыми условиями использования территории;
2. она возведена без разрешения на ее строительство при условии, что границы зоны с особыми условиями использования и необходимость получения застройщиком разрешения были установлены на дату начала строительства.
Пока практика легализации самовольной постройки не сложилась. Но, так как законодатель не разделяет в норме решение о сносе либо приведении самостроя в соответствие с установленными требованиями, то вероятно, что обе процедуры будут проходить аналогично.
Какова процедура сноса
Сначало собственник земельного участка или субъект иного вещного права, либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самостроя, обращается в суд или орган местного самоуправления. Сам застройщик может лишь обратиться в суд с требованием о признании права собственности, если самостоятельно исправит постройку…
Затем суд или орган местного самоуправления принимает решение о сносе или приведении постройки в соответствие с требованиями и устанавливают срок для исполнения.
После истечения срока комиссия должна проверить исполнение решения и выдать заключение/разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Регистрация права собственности на объект недвижимости производится на общих основаниях.
ГК нет информации о проверке самостроя после его реконструкции, поэтому остается ждать как все сложится на практике.
Еще одна новела, заключается в том, что законодатель ввел новую санкцию. Суть ее в следующем. Если владелец не привел самострой в соответствие с установленными требованиями и отказался его сносить, то органы власти могут изъять земельный участок. Процедура изъятия происходит в рамках проведения государственного земельного надзора территориальными органами в следующем порядке:
1. Росреестр выявляет нарушение и выдает предписание о необходимости их устранить;
2. если виновное лицо не исполнит предписание, то госземнадзор информирует об этом орган исполнительной власти субъекта и прикладывает соответствующие документы;
3. уполномоченный исполнительный орган или ОМС направляет в суд требование об изъятии земельного участка, если установит, что виновное лицо не устранило нарушение;
4. земельный участок отчуждается путем продажи с публичных торгов.
Бывший правообладатель земельного участка получает сумму с продажи за вычетом всех расходов на проведение торгов, и на снос либо приведение постройки в соответствие с требованиями. При этом законодатель не учитывает характер постройки и размер земельного участка, подлежащий изъятию.
Таким образом, из сказанного мож выделить следующие основные моменты касаемые изменений порядка сноса самовольной постройки. В ГК РФ были внесены поправки в понятие самовольной постройки. Для постройки таковой градостроительные и строительные правила, которым она не соответствует, должны быть установлены на дату возведения и действовать на дату ее выявления.
Самостроем не признают постройку, если ее собственник не знал и не мог знать об ограничениях в отношении принадлежащего ему земельного участка.
По новым правилам самовольную постройку могут не сносить, а обязать ее собственника привести в соответствие с установленными правилами. Также органы местного самоуправления теперь ограничены в принятии решений о сносе и приведении в соответствие с правилами. Например, они не могут принять такое решение в отношении объекта, право собственности на который зарегистрировано в ЕГРН или признано судом, либо если ранее суд отказал в иске о сносе, либо в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома. Еще органы местного самоуправления не вправе принимать такие решения, если самовольные постройки возведены на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности. Исключение — когда сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан. В этих случаях решение может принять только суд.
Если собственник или арендатор самовольной постройки не выполнит требование о ее сносе или приведении в соответствие с правилами, то у собственника земельного участка могут изъять участок, на котором находится такая постройка. Установлен срок для сноса от 3 до 12 месяцев. Раньше минимального порога в три месяца не было, а срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями установлен не менее шести месяцев и не более трех лет. Такие правила действуют с 04.08.2018 года.

Снос самовольной постройки Консультант Плюс

Подборка наиболее важных документов по запросу Снос самовольной постройки (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Снос самовольной постройки

Справочная информация: «Правовой календарь на III квартал 2018 года»
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)
Устанавливается, что самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом. Снос или приведение в соответствие осуществляется лицом, возведшим самовольную постройку за свой счет. В случае отсутствия сведений о таком лице, снос или приведение в соответствие осуществляется лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование.

Это интересно:  Декларация о характеристиках объекта недвижимости 2019 год

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 03.08.2018)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018)
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее — установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Снос самовольной постройки

Судебная практика: Снос самовольной постройки

Формы документов: Снос самовольной постройки

что считается самостроем, кто принимает решение о сносе

У владельцев подобных объектов самые сложные вопросы связаны именно с процедурой сноса. Ведь чаще всего к моменту ведения, либо окончания работ по строительству и реконструкции у граждан редко присутствует полный пакет документов. Проблема связана не только с отсутствием документов, но и со сложностью, затянутостью самих процедур.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Самовольные постройки: понятия

Наличия хотя бы одного из признаков, перечисленных выше, позволит отнести постройку к самовольным:

Некоторые особенности, дополняющие данное понятие, так же были разработаны на практике:

  1. Самовольными постройками признаются объекты недвижимости, возведённые без согласия от владельца земли.
  2. Ещё одно из оснований для получения данного статуса — нарушения с правовыми последствиями и характерами. Бывают частными, общими.
  3. Если строение соответствует хотя бы одному из условий, описанных выше – то само действие является виновным.

Об обязанности по снесению в качестве санкционной меры

Статья 222 ГК РФ посвящена не только правовому статусу подобных строений.

Статья 222 ГК РФ.

В этих нормативах так же описываются вопросы, связанные с введением подобной недвижимости в гражданский оборот. Отдельные главы посвящены механизму устранения деликтов, связанных со строительством самовольных построек.

Ещё за 2015 год правительству удалось разработать и создать новую норму. Благодаря этой норме наличие определённых условий дало органам местного самоуправления возможность принять решение, используя внесудебный порядок.

Можно сказать, что снос СП – это санкция, связанная с допущенным ранее нарушением. Не важно, идёт речь о нарушениях по земельному законодательству, или о градостроительных нормах.

Но у органов местной власти нет возможности самостоятельно определяться с другими критериями, которые позволили бы признать объект самовольным.

Как складывается практика по судебным разбирательствам

Правоприменительная практика позволит понять, как действовать в случае с обнаружением нарушений, которые попадают под действие и описание из соответствующей статьи.

Приведём некоторые общепринятые положения:

  • Недвижимость, которая была реконструирована собственными силами, сносится в том случае, если возвращение первоначального облика становится невозможным.
  • У самого собственника земли есть право требовать сноса постройки другого гражданина при нарушениях по порядку общего пользования.
    Либо когда создаётся дополнительная угроза для прав и интересов у истцов, либо жизни и здоровья граждан.
  • Сносу подлежат любые СП, при строительстве которых допущено нарушение запрета.
  • Снос так же принимается, если допускается существенное нарушение действующих норм по градостроительству, которое не подлежит устранению или исправлению.
  • Процедурные нарушения не могут стать основанием для принятия решения по сносу.
    Тем более, когда предпринимались попытки разрешить спорную ситуацию.
  • Нельзя использовать в качестве единственного основания только то, что совладельцы не дали согласие на пристройку.

Как происходит снос самовольной постройки в административном порядке? Особенности процедуры в этом видео:

Решение на снос: пример на практике

Статья 222 ГК РФ время от времени претерпевает определённые изменения.

Согласно одному из последних нововведений, во внесудебном порядке разрешается сносить конструкции, которые возведены при нарушении назначения объекта, либо выполнении следующих условий:

  1. На месте, где создана полоса отвода для коммуникаций инженерного назначения.
  2. Применение территории с общим использованием.
  3. С землёй, использование которой невозможно без соблюдения особенных условий.

Органы местного самоуправления должны обязательно предупредить или оповестить владельцев, если они обнаруживают объекты, соответствующие приведённым выше требованиям.

Один из показательных примеров – одно из постановлений правительства Москвы, № 829-ПП.

А вот правоприменительной практики за последнее время сложилось не так много.

Как бороться с захватом парковочных мест во дворе многоквартирного дома? Смотрите тут.

Например, в 2016 году местные органы власти отказались рассматривать иск. Это было связано с тем, что предпринимателю ранее сообщали о наличии самовольной постройки.

Кроме того, контролирующие органы принимали решение, действовали, не нарушая рамок своих полномочий.

Признаки самовольной постройки.

Правоприменение понятия сноса, о некоторых его особенностях

Можно сделать вывод, что к настоящему времени снос построек происходит в двух вариантах:

  • Судебный порядок.
  • Административный.

В судебном порядке

Чтобы инициировать судебный порядок, необходимо составить соответствующее заявление.

Когда рассмотрение дела заканчивается, обязанность по самому сноса возлагается на того, кто признан виновным.

Если ответчик сам не выполняет соответствующее действие, то истец так же может заняться решением данного вопроса. Затраты в этом случае должен так же возместить ответчик.

Отсутствуют точные указания по субъектному составу лиц, полномочия которых состоят в возложении ответственности на гражданина по самовольному сносу постройки.

В административном порядке

Если говорить об основаниях для сноса построек с административным порядком, то с данной функцией используют решение органов местного самоуправления.

Они должны не только вынести своё требование, но и написать о том, в какие сроки требуется устранить проблему.

Действие осуществляется в принудительном порядке, если ответчики сами не осуществляют его в указанные сроки.

Как оформить разрешение на строительство частного дома? Пошаговая инструкция здесь.

Даже зарегистрированное право на саму постройку не играет функции препятствия при осуществлении процедуры. Главное – выявление серьёзных нарушений, которые не могут быть устранены.

Каков срок исковой давности по сносу самовольной постройки? Смотрите видео:

Судебная практика позволяет сделать некоторые выводы:

  • Снесение построек – это мера, которую относят к санкциям.
  • Формируются устоявшиеся понятия относительно применения действующих норм в данном направлении.
Об особенностях процедуры

Территория будет считаться общедоступной, если ей может пользоваться широкий круг людей.

Это, например, улицы и бульвары, скверы, береговые линии и так далее. В Градостроительном Кодексе имеется список с объектами, подходящими для этой группы.

Копия решения органов по сносу должна быть направлена максимум через неделю после того, как обнаружено соответствующее нарушение. Отправка корреспонденции возлагается на представителей местных властей.

При указании срока на снос надо учитывать особенности возведённой постройки и её непосредственные характеристики.

Заключение

Не в каждом случае можно установить гражданина, несущего ответственность за возведение построек.

Тогда у муниципальных властей другая обязанность – предупреждение простых жителей по поводу сноса. Чем большее их количество получит предупреждения – тем лучше.

Как законодательно регулируется нецелевое использование земли? Смотрите здесь.

Сведения необходимо публиковать с соблюдением стандартного порядка, установленного на уровне законов.

Информация размещается на официальном сайте администрации, либо уполномоченного органа.

Допустим вариант использования информационного щита, который находится рядом с незаконной постройкой, либо земельным участком.

Если застройщик не выявлен и после этого, то администрация сама занимается решением вопроса.

Бесплатная консультация

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

основания для проведения и процедура сноса незаконных построек

Самовольная постройка — это здание, которое построено без разрешения органов власти. То есть у человека нет никаких управомочивающих оснований, но он все равно возвел строение на земле. Часто суд выносит решение о сносе самовольного сооружения, так как оно является незаконным. Что представляет собой снос самовольно возведенного строения и какие для этого нужны основания, рассмотрим далее.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Что считается незаконной (самовольной) постройкой

Это объект, который создается в результате строительства. Под незаконной постройкой в первую очередь понимают недвижимость (дом, дача, коттедж и т.д.), которая построена:

  • без нужных разрешений на строительство. Как правило, выдаются они органами местного самоуправления. Нельзя строить без разрешения, надеясь получить его после;
  • с разногласиями с градостроительными правилами. Возведенное сооружение должно соответствовать противопожарным требованиям, инженерным планам и так далее. Обязательны для соблюдения нормы экологии и охраны окружающей среды;
  • на земле, которая не отведена под строительство этого объекта. Отвод участка под определенные цели производится в соответствии со строгими правилами. Более подробная информация содержится в земельном законодательстве.

Нельзя под самовольной постройкой понимать часть объекта, которая находится внутри законно возведенного здания. Это всегда самостоятельный объект.

Как узаконить самовольную постройку на собственном участке

Как оформить гараж в гаражном кооперативе в собственность

Основания для сноса самовольной постройки

Она может быть ликвидирована по решению суда или по решению муниципалитета. Рассмотрим подробнее основания для сноса самовольной постройки:

  1. Исковое требование. В большинстве случаев оно заявляется муниципалитетом, прокуратурой или администрацией города. С таким требованием в суд может обратиться гражданин, которому принадлежит земельный участок, или гражданин, чьи законные права и обязанности нарушаются таким сооружением.
  2. Муниципалитет может сам принять такое решение. Например, гражданин построил дом на территории, которая относится к особым.

Важно! Лица, самовольно построившие сооружение, несут административную ответственность.

Гражданин не приобретает право собственности на такое здание. Он не может ей распоряжаться и совершать гражданско-правовые сделки. Например, не в праве дарить или продавать самовольную постройку.

Процедура сноса самовольной постройки

До 2015 года снести сооружение можно было только по решению суда. Сейчас же круг оснований для сноса существенно расширился. В чем заключается процедура сноса:

  1. Наличие основания. Например, решение муниципалитета. В течение семи дней после принятия такого решения муниципалитет должен отправить лицу копию документа, в котором указывается срок сноса. Этот срок не должен превышать одного года и определяется в зависимости от характера и особенностей объекта.
  2. Если лицо, которое возвело сооружение, неизвестно, то предусмотрен специальный порядок информирования о сносе. Такой объект может быть ликвидирован органом, который принял решение.
  3. Срок сноса не должен быть произвольным.
  4. Суд может приостановить процесс решения о сносе. При этом, если суд отменил решение, то вынести его заново нельзя.

Можно ли отменить или оттянуть снос постройки

По данному вопросу в судебной практике разгораются настоящие дебаты. Например, Верховный суд РФ считает, что отсутствие разрешения на строительство еще не повод сносить объект. Районные суды один за другим удовлетворяли иски о сносе, а ВС следом за ними эти иски отменял.

Какие строения подлежат регистрации на дачном участке и как их узаконить и зарегистрировать

Как получить разрешение на строительство пристройки к частному дому

Как оформить земельный участок в собственность

Пленум ВС говорит следующее: при рассмотрении дел этой категории необходимо выяснить два момента:

  • опасно ли возведенное здание для жизни и здоровья граждан;
  • соответствует ли здание градостроительному регламенту.
Это интересно:  Заявление в росреестр о снятии обременения 2019 год

Например, гражданка А. является собственником дома и земельного участка, прилегающего к этому дому. Она построила на земле гостевой домик. При этом разрешения на строительство у нее не было. Муниципалитет признал его самовольной постройкой и потребовал сноса. Однако ВС установил, что гостевой домик никому не угрожает и построен по техническим правилам. Гражданка А. может быть спокойна — ее гостевой домик не снесут. Также она является законным собственником этого домика и может им распоряжаться.

Если экспертиза покажет, что здание техническим правилам соответствует, то сносить его никто не в праве. То есть отсутствие разрешения на строительство — не основание для признания постройки самовольной. Суд обязан выяснить, почему муниципалитет не выдал такого разрешения и действительно ли гражданин был вправе его получить. Если суд выяснит все эти обстоятельства и признает действия чиновников вне закона, то можете не волноваться — вы законный собственник сооружения.

Заключение

Решение суда о сносе самовольной постройки — явление частое. Прежде чем строить любое здание, нужны основания. Если их не предоставить, то объект может быть признан самовольной постройкой.

Во избежание судебных тяжб будьте внимательны и относитесь к вопросам строительства новых сооружений со всей ответственностью. Снос незаконной постройки — процесс неприятный и никому не нужный.

Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

КС разрешил местным властям сносить самострои без решения суда

Конституционный суд не стал рассматривать жалобу депутатов Госдумы на поправки в ст. 222 ГК, которые дали органам местного самоуправления право сносить самовольную постройку без решения суда.

В июле прошлого года ст. 222 ГК была дополнена п. 4, позволяющим органам местного самоуправления с 1 сентября 2015 года при соблюдении ряда условий (например, если постройка находится на территории общего пользования или в полосе отвода инженерных сетей) сносить самострои в административном (внесудебном) порядке. Эта поправка в ГК повлекла ряд серьезных последствий, таких как «ночь длинных ковшей» в Москве в феврале этого года (подробнее см. «Самосуд для самостроев: смогут ли владельцы снесенных в Москве ларьков получить компенсацию»). Тогда в столице снесли больше сотни самостроев, еще столько же построек снесли летом или пустят под снос в ближайшее время (см. «Правительство Москвы снесет еще 107 объектов самостроя»).

Депутаты Госдумы (имена заявителей не называются) потребовали признать эту норму неконституционной. Парламентарии посчитали, что неопределенность содержащихся в ней положений дает муниципальным властям право принимать решение о сносе объектов, возведенных до вступления в силу указанной поправки в ГК, а также тех, снести которые ранее не разрешил суд или право собственности на которые зарегистрировано в Росреестре в установленном законом порядке.

Определением № 1748-O от 27 сентября 2016 года КС отказал в принятии к рассмотрению запроса депутатов. Свою позицию он мотивировал тем, что, во-первых, у лица, осуществившего самовольную постройку, всегда есть возможность оспорить решение о её сносе (если он поторопится, попросит у суда обеспечительные меры и т. д.), либо признать действия по сносу незаконными и взыскать убытки. КС подчеркнул, что «указание на двухмесячный срок дополнительно подтверждает волеизъявление федерального законодателя на то, что снос не должен следовать незамедлительно за принятием решения о нем, имея в виду возможность его оспаривания».

Во-вторых, зарегистрированное право собственности не препятствует признанию постройки самовольной, то есть наличие записи в ЕГРП не мешает принять решение о сносе самовольной постройки и во внесудебном порядке. А в-третьих, принятие решения о сносе самовольной постройки, в сносе которой ранее было отказано решением суда, возможно в случае, если мотивы для сноса другие, а не те, что оценивались судом при отказе в иске о сносе самовольной постройки.

Новые правилах сноса самовольных построек

ФЗ РФ от 03.08. 2018 года № 339-ФЗ внесены изменений в ч.1 ГК РФ и ст. 22 Теперь законодатель уточнил само понятие «самовольная постройка», ограничил основания принятия решений о ее сносе постройки и защитил права тех, кто не знал об ограничениях на строительство на принадлежащих им земельных участках.

Ранее органы местной власти могли принимать решения о сносе всех самовольных построек, возведенных с нарушением законодательства на территории муниципального образования. Характер нарушения значения не имел. Изменения в ГК ограничили полномочия правила органов местного самоуправления в отношении сноса самовольных построек сократив количество случаев, в которых местные власти могут потребовать их сноса без решения суда.

Ранее самовольной признавалась постройка, которую возвели или создали с нарушением требований законодательства, в частности когда постройка возведена на земельном участке который не представлялся для этих целей в установленном порядке, когда разрешенное земельного участка не допускает строительства на нем данного объекта, не было получено разрешение на строительство, постройка возведена с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Теперь постройка может быть признана самовольной, если требования, которые были нарушены, установлены на дату начала ее возведения или создания и действуют на дату выявления самовольного строительства.

Закон № 339-ФЗ сузил объем полномочий органов местной власти по сносу самостроя

Теперь орган местной власти может принять следующие решения в отношении самовольной постройки:

  1. о сносе самовольной постройки.
  2. о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом.

Какое из двух решений принять, зависит от обстоятельств.

Если орган местного самоуправления принял решение о сносе самостроя или его приведении в соответствие с требованиями, выбор остается за тем, кто эту постройку создал. Он должен самостоятельно снести постройку или устранить нарушения либо оплатить эту работу. Если нет сведений о таком лице, то снести постройку или привести ее в соответствие с установленными требованиями придется владельцу земельного участка. При этом неважно, находится участок в его собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном пользовании или предоставлен во временное владение и пользование.

Для органов местного самоуправления введен запрет на снос самовольных построек на частных землях. Исключение составляют случаи, когда сохранение самовольного строения, возведенного на частной земле, создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Появились дополнительные гарантии того, что постройку не снесут, для тех, кто оформил права на объект по «дачной амнистии». Орган местной власти не вправе принять ни одно из двух решений в отношении объектов индивидуального жилищного строительства, жилых домов и строений, созданных на дачных и садовых земельных участках, если:

  1. права на это имущество зарегистрированы до 1 сентября 2018 года;

2 . параметры этих объектов, жилых домов и строений соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, федеральными законами;

  1. объекты расположены на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании собственникам этих объектов, жилых домов и строений.

В некоторых случаях добиться решения о сносе самовольной постройки можно только через суд. Судебное решение требуется если:

  1. Право собственности на постройку зарегистрировано в ЕГРН или признано судом.
  2. Постройка создана до 14 мая 1998 года — даты, когда вступил в силу Градостроительный кодекс. Разрешение на ее строительство отсутствует.
  3. Постройка создана до 30 октября 2001 года — даты, когда вступил в силу Земельный кодекс. Правоустанавливающих документов на земельный участок нет.

Самовольной постройкой теперь нельзя признать объект, возведенный с нарушением ограничения использования земельного участка, если собственник не знал о запрете строительства на нем, а объект возводил на основании необходимых разрешений. Такая ситуация возникает довольно часто, так как конце 1990-х — начале 2000-х годов в законодательстве менялись требования к правоустанавливающим документам, не существовало единого реестра недвижимости, в разных регионах были разные правила оформления прав на недвижимость. В результате возникали проблемы: добросовестные владельцы часто не знали, что владеют имуществом незаконно. Гражданин действовал добросовестно, когда строил объект, в том числе получал все необходимые разрешения. При этом сведений об ограничении на строительство в этой зоне в ЕГРН не было. Затем выяснялось, что здание или павильон стоит на земельном участке «с особыми условиями использования», например в полосе отвода инженерных сетей, поэтому самовольную постройку надо снести.

3 года — максимальный срок, в течение которого можно привести постройку в соответствие с требованиями закона

Новый закон освобождает от ответственности граждан, которые не знали и не могли знать о действии установленных ограничений на использование земельного участка. В этом случае самовольную постройку нельзя признать самостроем. Если вы обяжете собственника участка снести такую постройку за свой счет, суд может признать это решение недействительным.

Если приобретатель земельного участка с постройкой не мог знать, что она незаконная, то финансовые потери в связи с ее сносом или реконструкцией он не понесет. В ситуации, когда режим зоны не допускает нахождения объекта в ее границах, его можно снести, но не как самовольную постройку, а с возмещением убытков.

Ранее закон обязывал снести постройку, возведенную в охранной зоне или в отсутствие разрешения на строительство, правоустанавливающих документов, в срок от трех месяцев до одного года. Сроки сноса самовольной постройки не изменились, но установлен период, в течение которого ее можно привести в соответствие с установленными требованиями и оформить в собственность. Он составляет от шести месяцев до трех лет.

Если срок прошел, а собственник земли так и не снес самовольную постройку и не привел ее в соответствие с требованиями, он может лишиться участка. Решение об изъятии имеет право принять орган местного самоуправления. Изъятый земельный участок подлежит продаже с публичных торгов. Если собственник земельного участка не согласен с таким решением, орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии, может предъявить в суд требование о продаже участка.

Неисполнение в срок решения о сносе постройки или ее приведении в соответствие с требованиями грозит штрафом.

Снос самовольной постройки во внесудебном (административном) порядке

Позвоните сейчас и получите
предварительную консультацию:

В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ГК РФ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта.

При этом самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в статью 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в статью 222 ГК Российской Федерации введен пункт 4, который действует с 01 сентября 2015 года.

Согласно п. 4 ст. 222 ГК РФ органы местного самоуправления вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

При этом орган местного самоуправления обязан в течение семи дней со дня принятия решения направить лицу, осуществившему самовольную постройку, копию данного решения, содержащего срок для сноса самовольной постройки, который устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять более чем 12 месяцев.

Это интересно:  Как продать недвижимость с обременением 2019 год

В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 г. № 1748-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности пункта 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации» пунктом 4 статьи 222 ГК Российской Федерации закрепляется механизм принятия органами местного самоуправления решений о сносе зданий, строений или других сооружений, возведенных на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, т.е. объектов, являющихся самовольными постройками, и тем самым существенным образом ухудшающих комфортную среду для проживания граждан, подвергающих опасности их жизнь и здоровье, создающих препятствия для надлежащего функционирования объектов, представляющих повышенную опасность.

Таким образом, администрация вправе во внесудебном (административном) порядке принять решение о сносе самовольной постройки в случае ее возведении на земельном участке, не предоставленном для этих целей.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Снос незаконной постройки – иск о сносе незаконной постройки

По статье 222 ГК, самовольная постройка — объект, отвечающий одному из следующих признаков:

  1. Здание находится на не принадлежащем лицу участке.
  2. Здание находится на территории, где строительство запрещено.
  3. Здание сооружено без соответствующего разрешения и (или) с нарушением строительных нормативов.

Чаще всего незаконные сооружения возникают из-за правовой неграмотности лиц, их построивших. Долгое время в СССР дома, бани и гаражи возводились без всякого согласования и предварительного разрешения, что и отразилось в памяти россиян. Еще одна причина — это нежелание заниматься подготовкой документов, которая отнимает много свободного времени и сил. Многие граждане полагают, что раз участок принадлежит им на праве собственности, то органы власти в любом случае зарегистрируют их права на строение. Однако эта позиция ошибочна — самовольные строения подлежат сносу, если лицо не докажет, что здание безопасно, участок принадлежит гражданину на законных основаниях, а разрешенное использование надела включает также и строительство сооружений.

Не являются самостроем следующие объекты:

  • сооружения, не относящиеся к недвижимому имуществу, например, киоски, ларьки, гаражи-«ракушки»;
  • сооружения, являющиеся составной частью участка, например, капитальные заборы;
  • сооружения, возведенные до 01.01.1995 года;
  • сооружения, претерпевшие незначительную реконструкцию.

Порядок сноса и легализации самостроев

Право собственности на сооружение, построенное незаконно, констатируется судом при наличии следующих обстоятельств:

  1. Земля, на которой расположен самострой, принадлежит физлицу на праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения или праве бессрочного пользования.
  2. Вид допустимого использования надела включает строительство.
  3. Постройка соотносится с документацией по планировке территории и другими регламентами.
  4. Постройка не представляет опасности для других граждан и окружающей среды.

Судебная практика по сносу незаконных зданий сложна. Если ранее демонтаж можно было произвести только по причине серьезных и неустранимых нарушений строительных регламентов, то с 01.09.2015 года любое незначительное нарушение может повлечь уничтожение постройки. Следует отметить, что даже если права на строение были зарегистрированы Росреестром, заинтересованные лица все равно могут инициировать судебный снос незаконных построек.

Если судья принял решение о сносе построек, то истцу сначала необходимо дождаться вступления итогового акта в законную силу. После этого ответчик может снести строение за свой счет. Если же этого не происходит, судебное решение необходимо предъявить в отдел ФССП по месту расположения спорного объекта.

Общий порядок принудительного сноса закреплен в ст.107 ФЗ №229. Он включает следующие этапы:

  1. Возбуждение исполнительного производства, направление лицу постановления, в котором пристав устанавливает срок для добровольного сноса.
  2. Если постройка осталась на участке, пристав взыскивает исполнительский сбор с должника и устанавливает новые сроки для сноса.
  3. Если постройка не демонтировалась, пристав организует принудительный снос здания с привлечением понятых, специализированных организаций, полиции, МЧС и других структур. Все расходы по ликвидации здания ложатся на должника.

Уничтожение постройки без решения суда

Снос незаконных построек без решения суда возможен, если строение находится на участке, которому присущи особые условия использования, либо на наделе общего пользования или на территории нахождения инженерных сетей. Еще одно условие сноса — участок не предоставлялся лицу вообще или предоставлялся, но для других целей.

Принять решение об упразднении самостроя вправе органы местной администрации, в ведении которых находится надел. Последовательность действий следующая:

  1. Принятие постановления о сносе постройки, в котором указывается срок для добровольного демонтажа (срок не может превышать одного года).
  2. Направление документа застройщику в семидневный срок.
  3. Если застройщика установить не удалось — размещение в семидневный срок объявления о сносе, в том числе установление информационного щита вблизи постройки.
  4. Если хозяин постройки так и не был выявлен — демонтаж строения по истечение двух месяцев с даты размещения объявления.

Важно: Перед тем, как снести постройку, местные власти обязаны выяснить, действительно ли она является самостроем. Если администрация совершит ошибку и снесет законно построенное здание, она будет обязана возместить собственнику объекта все понесенные расходы.

С чего начать разрешение спора?

Заинтересованное в сносе постройки лицо должно подготовить доказательства того, что сохранение здания будет ущемлять его права. Такими доказательствами могут стать пожарные заключения о несоблюдении минимального расстояния между постройками, фотографии расположения объекта, кадастровый паспорт участка, свидетельские показания и т.д. Если приведенные доказательства будут подготовлены надлежащим образом, выиграть дело о сносе постройки будет нетрудно.

Однако следует отметить, что в каждом конкретном случае требуется разработка индивидуальной тактики. Соответственно, перечень документов будет разниться в зависимости от того, на каких основаниях был подан иск. Поэтому пытаться отстоять свои права самостоятельно, опираясь на готовую судебную практику, бессмысленно и даже рискованно. Только опытный юрист сможет добиться законного сноса постройки, поскольку суды достаточно неохотно принимают решение о сносе. Специалистам «Правового Петербурга» известны все нюансы ведения подобных дел, поэтому в 98 % случаев мы добиваемся положительных результатов.

«Подводные камни» и риски

Гражданин, которому каким-то образом мешает самовольная постройка соседа, может попытаться снести ее через суд самостоятельно, однако в случае неудачи здание останется на прежнем месте. А это значит, что в течение долгих лет гражданин будет вынужден испытать неудобства, например, видеть из своего окна глухую кирпичную стену постройки или недополучать урожай из-за тени, создаваемой самостроем. Если, к примеру, строение заходит на территорию вашего участка, продать в дальнейшем надел с нарушенными границами будет крайне сложно.

Ситуация может осложняться многими обстоятельствами:

  1. Отсутствие у заинтересованного лица прав на участок или документов.
  2. Отсутствие сведений о застройщике.
  3. Затрудненный сбор доказательств по причине напряженных отношений с соседями.
  4. Трудности в определении того, является ли здание самостроем или нет.

Наши специалисты более семи лет успешно разрешают вопросы по сносу самостроев. Приведем два примера.

Ч без всяких разрешений построил деревянную баню вплотную к жилому дому Р. Юристы «Правового Петербурга» доказали в суде, что Ч при строительстве бани не выполнил СНиПы, в частности, о соблюдении безопасного расстояния между постройками. Специалисты указали также на то, что из-за воды участок Р подтапливается, делая невозможным ведение садоводства и огородничества. Суд согласился с доводами юристов и принял решение о сносе бани Ч.

В выяснил, что пристройка к дому соседа У заходит на его участок на 2,5 метра. В суде юристы «Правового Петербурга» представили доказательства данного факта и заявили о недопустимости нарушения прав собственника участка В. Суд занял позицию В и принял решение о демонтаже постройки.

Услуги юристов «Правового Петербурга»

В делах о сносе незаконных построек имеет значение каждая деталь, начиная с даты возведения здания и заканчивая категорией участка, на которой расположен самострой. Учесть все эти моменты для неспециалиста довольно сложно, поэтому единственно правильное решение — воспользоваться услугами профессиональных юристов общественной организации по защите прав потребителей «Правовой Петербург».

  • проконсультируют вас по вопросам сноса незаконных построек;
  • подготовят необходимые документы — иски, жалобы, заявления и т.д.;
  • представят ваши интересы в местной администрации;
  • защитят ваши права в суде;
  • выступят в роли ваших представителей при взаимодействии с органами ФССП.

Огромный опыт, безупречная репутация нашей организации, отлаженные партнерские связи — все это помогает нам с успехом разрешать правовые споры любой сложности.

Преимущества сотрудничества с организацией «Правовой Петербург» очевидны:

  • снос незаконных построек «под ключ»;
  • информирование клиента о ходе дела;
  • круглосуточная доступность для связи;
  • адекватные цены;
  • соблюдение условий договора;
  • возврат денег, если проблему не удалось решить.

Организация «Правовой Петербург» обязательно заключает договор с каждым доверителем. Таким образом мы берем на себя обязательства по качественному, своевременному и полному решению вашей проблемы. От клиента потребуется лишь нотариальная доверенность и документы, имеющие отношение к делу.

Важно: Все устные консультации проводятся бесплатно.

Может ли администрация обязать снести самовольную постройку без решения суда (в административном порядке)?

В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ГК РФ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта.

При этом самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в статью 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в статью 222 ГК Российской Федерации введен пункт 4, который действует с 01 сентября 2015 года.

Согласно п. 4 ст. 222 ГК РФ органы местного самоуправления вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

При этом орган местного самоуправления обязан в течение семи дней со дня принятия решения направить лицу, осуществившему самовольную постройку, копию данного решения, содержащего срок для сноса самовольной постройки, который устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять более чем 12 месяцев.

В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 г. № 1748-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности пункта 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации» пунктом 4 статьи 222 ГК Российской Федерации закрепляется механизм принятия органами местного самоуправления решений о сносе зданий, строений или других сооружений, возведенных на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, т.е. объектов, являющихся самовольными постройками, и тем самым существенным образом ухудшающих комфортную среду для проживания граждан, подвергающих опасности их жизнь и здоровье, создающих препятствия для надлежащего функционирования объектов, представляющих повышенную опасность.

Таким образом, администрация вправе во внесудебном (административном) порядке принять решение о сносе самовольной постройки в случае ее возведении на земельном участке, не предоставленном для этих целей.

Статья написана по материалам сайтов: mr-k.ru, yurist-advokat812.ru, advokativlev.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector