+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Порядок сноса самовольных построек 2019 год

Разъясняет заместитель начальника управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры г. Москвы Виталий Сергеевич Мирошниченко

Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности, а сама постройка подлежит сносу.

До 01 сентября 2015 года принудительный снос самовольной постройки мог быть осуществлен только на основании решения суда.

Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 258-ФЗ внесены изменения в статью 222 ГК РФ и Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Изменения, вступившие в действие с 01 сентября 2015 года, наделяют органы местного самоуправления городского округа полномочиями о принятии решения по сносу самовольной постройки во внесудебном порядке.

Согласно пункту 4 статьи 222 ГК РФ такое решение органы местного самоуправление вправе принять в случае создания или возведения самовольной постройки на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен:

  • в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации);
  • на территории общего пользования;
  • в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

Таким образом, круг случаев, когда решение о сносе может быть принято в административном порядке, ограничен определенным перечнем видов земельных участков, на которых возведена самовольная постройка.

При этом в течение семи дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки орган местного самоуправления, принявший такое решение, обязан направить лицу, осуществившему самовольную постройку, копию этого решения, в котором указан срок для сноса самовольной постройки (устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять более чем 12 месяцев). Важно, что срок для сноса самовольной постройки должен определяться в зависимости от ее характера.

Специальные правила установлены в пункте 4 статьи 222 ГК РФ для случаев, если лицо, осуществившее возведение самовольной постройки, неизвестно. Для таких случаев законодатель устанавливает специальный порядок информирования о принятии решения соответствующим органом о сносе самовольной постройки и предусматривает срок, в течение которого постройка не может быть снесена.

Если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, то снос самовольной постройки может быть организован органом, принявшим соответствующее решение, не ранее чем по истечении двух месяцев после дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сообщения о планируемом сносе такой постройки.

Хотелось бы отдельно обратить внимание, что под «территориями общего пользования» согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Порядок сноса самовольных построек

С 1 сентября 2015 года существенно изменилось правовое регулирование вопросов, связанных со сносом самовольных построек. Но единого подхода и однозначного понимания, как на практике должны применяться новые положения, в частности, связанные с расширением полномочий органов местного самоуправления, пока нет. Поговорим об этом подробнее.

Старый порядок

Особенности правового режима самовольной постройки закреплены в ст. 222 ГК РФ. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее права собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Продолжительный период времени действовало правило, согласно которому принудительный снос самовольной постройки мог быть осуществлен только на основании решения суда.
На необходимость обязательного получения судебного решения для сноса самовольной постройки в том числе обращал внимание Президиум ВАС РФ, отмечавший в п. 1 информационного письма от 09.12.2010 N 143, что в ст. 222 ГК РФ не был закреплен административный порядок сноса самовольных построек.
В связи с этим решение о сносе постройки, принятое в административном порядке, противоречило бы ст. 35 Конституции РФ, а также общим началам гражданского законодательства (в частности, признанию равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, обеспечению судебной защиты нарушенных прав).
Дополнительно в обоснование этого вывода Президиум ВАС РФ указывал на следующее: в случае принудительного сноса самовольной постройки во внесудебном порядке собственник земельного участка лишается права требовать признания права собственности на самовольную постройку. Кроме того, принятие в административном порядке распоряжения о сносе самовольной постройки и последующее исполнение этого решения привели бы к ее уничтожению, а поэтому восстановление положения, существовавшего до издания такого распоряжения, при последующем судебном контроле было бы невозможно.

Новый порядок

Федеральным законом от 13.07.2015 N 258-ФЗ О внесении изменений в статью 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ст. 222 ГК РФ была подвергнута ряду изменений: дано новое уточненное определение понятия «самовольная постройка», сформулирован перечень условий, требуемых для признания судом права собственности на самовольную постройку, а также закреплено право органа местного самоуправления принимать решение о сносе самовольных построек во внесудебном порядке.
Изменение существующего исключительно судебного порядка сноса самовольных построек было реализовано посредством дополнения ст. 222 ГК РФ п. 4, предусматривающим возможность органов местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей.
При этом круг случаев, когда решение о сносе может быть принято в административном порядке, ограничен определенным закрытым перечнем видов земельных участков, на которых возведена самовольная постройка, а именно расположение земельного участка а) в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или б) на территории общего пользования либо в) в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
Под зонами с особыми условиями использования территорий понимаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
К территориям общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (п. 12 ст. 1 ГрК РФ).
Что касается понятия «полоса отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения», то его четкого определения в действующем законодательстве нет, но при установлении его содержания можно принимать во внимание определения схожих понятий. Так, под полосой отвода автомобильной дороги имеются в виду земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса (п. 15 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»).
Административная процедура сноса самовольной постройки предусматривает направление органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе самовольной постройки, в адрес лица, осуществившего самовольную постройку, в течение семи дней со дня принятия указанного решения его копии. В ней указывается срок для сноса самовольной постройки, устанавливаемый с учетом характера самовольной постройки, но его продолжительность в любом случае не может составлять более чем 12 месяцев.
В случае если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, орган местного самоуправления, принявший решение о сносе самовольной постройки, в течение семи дней со дня принятия такого решения обязан максимально публично уведомить о планируемом сносе самовольной постройки, для чего он должен опубликовать подобные сведения в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, а также разместить информацию о планируемом сносе самовольной постройки на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и на информационном щите в границах земельного участка, на котором создана самовольная постройка.
Если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, то снос самовольной постройки может быть организован органом, принявшим соответствующее решение, не ранее чем по истечении двух месяцев после дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сообщения о планируемом сносе такой постройки.
Рассматриваемые изменения в ст. 222 ГК РФ, включая и п. 4 ст. 222 ГК РФ, вступили в силу 1 сентября 2015 года.

Это интересно:  Декларация на недвижимость по дачной амнистии 2019 год

В чем опасность?

Возможность есть — надо воспользоваться

Органы местного самоуправления не преминули воспользоваться предоставленной им новой возможностью.
Так, в целях реализации положений п. 4 ст. 222 ГК РФ Правительством Москвы было принято Постановление от 08.12.2015 N 829-ПП «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы».
Данным актом утверждено положение об организации работы по сносу самовольных построек, созданных (возведенных) в городе Москве на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, в зонах с особыми условиями использования территории или на территориях общего пользования либо в полосах отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения, а также определен перечень подобных объектов, отнесенных к самовольным постройкам.
По общему правилу, сформулированному в абз. 2 п. 2 ст. 222 ГК РФ, снос самовольной постройки происходит за счет осуществившего ее лица. Но в случае сноса самовольной постройки во внесудебном порядке данное общее правило не применяется. В отсутствие каких-либо официальных разъяснений на данный счет не представляется возможным определить, чем руководствовался законодатель, принимая подобное решение.
В пункте 11 указанного Постановления предусмотрено, что после осуществления мероприятий по сносу самовольной постройки лицо, являющееся собственником самовольной постройки по состоянию на момент принятия решения о ее сносе, вправе обратиться в префектуру соответствующего административного округа г. Москвы за получением компенсации за снос самовольной постройки. Но не совсем понятна природа подобной компенсации. Видимо, ее следует квалифицировать как предусмотренную ст. 16.1 ГК РФ компенсацию ущерба, причиненного имуществу правомерными действиями органов местного самоуправления. Тогда неясно, о какой самовольной постройке может идти речь, ведь ее строительство рассматривается как гражданское правонарушение, которое не может рассматриваться как обстоятельство, причиняющее ущерб совершившему его лицу.
Для реализации права на получение компенсации за снос самовольной постройки Постановление Правительства Москвы N 829-ПП требует представления документов, подтверждающих прекращение права собственности на снесенную самовольную постройку и внесение соответствующих сведений в ЕГРП. Очевидно, что необходимость представления подобных сведений для получения компенсации свидетельствует о том, что лицу, осуществившему самовольную постройку, предлагается согласиться с законностью произведенного сноса и отказаться от борьбы за свои права.
Предполагается, что размер компенсации за снос самовольной постройки будет определяться в соответствии с методикой, утверждаемой Департаментом экономической политики и развития города Москвы. Ознакомиться с содержанием подобной методики ввиду ее отсутствия в настоящий момент не представляется возможным. Но вряд ли стоит рассчитывать на компенсацию в размере рыночной стоимости снесенного объекта, что, в свою очередь, способно породить лишь новые споры.
С нормативным закреплением возможности внесудебного порядка сноса самовольных построек остается лишь надеяться на добросовестность органов местного самоуправления, которые будут пользоваться данной нормой лишь в действительно необходимых случаях, а не как возможностью и рычагом давления на собственников недвижимости. Но судебным органам потребуется провести серьезную работу, прежде чем будут сформулированы единообразные подходы к разрешению возможных спорных ситуаций.

SRG в СМИ

Новые правила сноса самовольных построек и строительства индивидуальных жилых домов

директор направления «Налоги и право» Группы компаний SRG

4 августа вступили в силу новые правила сноса объектов капитального строительства, а также получения разрешительных документов на строительство объектов ИЖС и садовых домиков (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Ключевой новацией стало введение структурированного порядка принятия решений о сносе самовольных построек, который устранил многие пробелы в правовом регулировании данного вопроса.

Снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо на основании решения суда или органа местного самоуправления (ч. 1 ст. 55.30 Градостроительного Кодекса). При этом в отличие от ранее действовавших норм, новые положения закона вводят более четкое регулирование вопроса сноса самовольных построек. Рассмотрим основные нововведения подробнее.

1. Вместо разрешения на строительство теперь потребуется проект организации работ по сносу.

Для осуществления сноса больше не нужно получать разрешение на строительство – вместо него необходимо представить проект организации работ по сносу с учетом технических условий по отключению объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения (ч. 2 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ). Подготовить такой документ сможет только специалист, имеющий необходимый допуск саморегулируемой организации. Конкретных требований к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства пока нет – они будут установлены Правительством РФ (ч. 5 ст. 55.30 Градостроительного кодекса РФ).

При этом проект организации работ по сносу не потребуется, если речь идет о сносе гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или о сносе на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, а также о сносе сооружений вспомогательного использования (п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

Очевидно, что указанные положения закона значительно облегчат процесс согласования сноса объектов недвижимости.

2. Регламентирован порядок сноса объектов капитального строительства.

Снести объект капитального строительства сможет лицо, которое его построило, если у него есть необходимый допуск саморегулируемой организации, либо юридическое лицо, заключившее договор подряда на снос с правообладателем данного объекта или земельного участка, на котором расположен объект (ч. 4-5 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ). Стоит отметить, что раньше осуществлять снос объекта мог только его собственник в административном порядке или правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект, в рамках сложной судебной процедуры.

Чтобы приступить к сносу, необходимо уведомить уполномоченные органы о планируемом сносе объекта капитального строительства не позднее, чем за семь рабочих дней до начала работ. Подать соответствующее уведомление следует в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения объекта капитального строительства или, если объект капитального строительства расположен на межселенной территории, – в орган местного самоуправления муниципального района (ч. 9 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ).

При этом в законе отдельно отмечено, что указанные положения не распространяются на случаи сноса объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта капитального строительства или реконструкции объекта капитального строительства (ч. 8 ст. 55.30 Градостроительного кодекса РФ).

3. Уточнен круг лиц, имеющих право выявлять незаконные постройки.

В законе теперь четко оговорено, кто имеет право выявлять незаконные постройки. Такими полномочиями наделены исполнительные органы государственной власти в сфере:

  • государственного строительного надзора;
  • государственного земельного надзора;
  • государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;
  • государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
  • государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия;
  • федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и подведомственных государственных учреждений (ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Помимо этого, такое право предоставлено должностным лицам государственных учреждений, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющимся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, а также органам местного самоуправления, осуществляющим муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Все это, по моему мнению, качественно упорядочит правовое регулирование в данной сфере.

4. Конкретизирован порядок действий при выявлении незаконных построек.

Это интересно:  Как узаконить незаконную постройку 2019 год

При выявлении самовольно возведенной постройки или нецелевого использования земельного участка указанные выше органы смогут направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в орган местного самоуправления муниципального района (ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ). Это уведомление должно быть рассмотрено в течение 20 рабочих дней, и по результатам рассмотрения уполномоченный орган совершит одно из следующих действий (ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

1. Примет решение о сносе самовольной постройки, если она:

  • возведена или создана на земельном участке, на который нет правоустанавливающих документов. При этом необходимость наличия таких документов должна быть установлена законом на дату начала строительства объекта;
  • возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования.

2. Примет решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, если:

  • она возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта;
  • в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство. Необходимость наличия этого разрешения должна быть установлена законом на дату начала строительства такого объекта.

3. Обратится в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

4. Направит уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.

Стоит обратить внимание на то, что такие решения не могут быть приняты в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, когда сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 4 ст. 222 Гражданского кодекса).

Вместе с тем органы местного самоуправления в любом случае не смогут принять решение о сносе самовольной постройки либо о приведении ее в соответствие с установленными требованиями в отношении:

  • объекта недвижимого имущества, если право собственности на него зарегистрировано в ЕГРН;
  • объекта недвижимого имущества, если ранее суд принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе данной самовольной постройки;
  • многоквартирного дома, жилого дома или садового дома (п. 4 ст. 222 ГК РФ).

Такие постройки могут быть снесены только по решению суда.

Новые правила также предусматривают, что уполномоченные органы после принятия соответствующего решения о сносе направляют уведомление об этом собственнику объекта недвижимости. Если же собственника объекта найти не удалось, они публикуют информацию об этом в СМИ и Интернете, а также на информационном щите в границах земельного участка, где расположена самовольная постройка (ч. 4-5 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Напомню, что срок для сноса самовольной постройки зависит от ее характера, но не может составлять менее 3 месяцев и более 12 месяцев. А срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями – менее 6 месяцев и более 3 лет (п. 4 ст. 222 ГК РФ).

Снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице – правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка (ч. 6 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Если правообладатель земельного участка или собственник объекта недвижимости не снесут самовольную постройку, органы власти осуществят снос за счет бюджета с последующим взысканием с указанных лиц затрат на снос (ч. 15 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Если давать оценку этим положениям, очевидно, что они позволят установить более четкие «правила игры» при решении вопроса о сносе самовольной постройки. Вместе с тем предоставленная органам местного самоуправления возможность решать вопрос о сносе постройки во внесудебном порядке может стать причиной злоупотреблений с их стороны.

5. Определен порядок прекращения прав на земельный участок под самовольной постройкой.

Нововведения предполагают, что права на земельный участок под ранее существовавшей самовольной постройкой прекращаются путем одностороннего отказа от договора аренды, прекращения права постоянного бессрочного пользования или изъятия земельного участка по решению суда (п. 4-7 ст. 46 Земельного кодекса). При этом прекращение прав на земельный участок, если на нем, помимо самовольно возведенной постройки, имеются объекты, построенные в установленном законом порядке, не допускается (п. 6.1-6.3 ст. 54 Земельного кодекса РФ).

Закон предусматривает, что после прекращения прав на участок он должен быть реализован с публичных торгов. Причем собственнику земельного участка, в отличие от арендатора или лица, которому земельный участок был передан в постоянное бессрочное пользование, будут переданы средства, полученные от такой продажи за вычетом расходов на организацию торгов (ст. 54.1 Земельного кодекса РФ).

Лицо, которое по результатам публичных торгов приобрело земельный участок, на котором расположена самовольная постройка, подлежащая сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями, обязано исполнить обязательства по сносу постройки или по представлению в уполномоченные органы утвержденной проектной документации по ее реконструкции и приведению в соответствие с установленными требованиями за свой счет (ч. 8-9 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Тем самым новые положения законодательства, в отличие от ранее действовавших норм, вводят новый тип обременений при продаже земельных участков в виде обязательств по сносу самовольных построек или приведения их в соответствии с установленными требованиями. Указанные нововведения позволят вовлечь в хозяйственный оборот земельные участки и объекты недвижимости, которые ранее не могли быть использованы по причине невозможности узаконивания указанных объектов недвижимости или их демонтажа в связи с отсутствием у собственников средств для этого.

6. Уточнены сроки рассмотрения судами дел о сносе самовольных построек.

Согласно поправкам дела о сносе самовольной постройки и решения уполномоченных органов о сносе самовольных построек должны рассматриваться судами за один месяц, включая время на подготовку дела к судебному разбирательству (ч. 1 ст. 152 Арбитражного процессуального кодекса). Учитывая сложившуюся судебную практику, очевидно, что данный срок является очень коротким для того, чтобы рассмотреть такие дела по существу.

Рассмотренные выше поправки, по моему мнению, систематизируют и структурируют имеющиеся положения законодательства по вопросу сноса самовольных построек. Однако в связи с тем, что органам местного самоуправления теперь предоставлены значительные полномочия по сносу подобных объектов без решения суда, это может привести к злоупотреблениям и ослабит позиции пользователей таких построек. Кроме того, изменения, касающиеся сроков рассмотрения судами дел по сносу самовольных построек, практически исключают возможность качественного рассмотрения таких дел судами.

Другая существенная часть поправок касается вопросов строительства дачных домиков и объектов ИЖС. Так, закон исключает необходимость получения разрешения на строительство объекта ИЖС, вместо которого теперь необходимо подать уведомление о планируемом строительстве, в котором должны быть указаны параметры планируемого к строительству объекта (ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ). Указанное уведомление следует подавать в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления.

По итогам его рассмотрения уполномоченные органы выдадут уведомление о соответствии указанных параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке (ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ).

Данный порядок несколько упрощает жизнь застройщикам, так как исключает необходимость подачи обязательных ранее документов, необходимых для получения разрешения на строительство: схемы планировочной организации земельного участка и градостроительного плана земельного участка. Однако для ввода таких объектов в эксплуатацию потребуется подготовить технический план, который нужно будет заказать у кадастровых инженеров, что, конечно, приведет к дополнительным затратам (ч. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).

Указанные изменения в целом облегчают жизнь застройщикам таких объектов, хотя и не отменяют требования к получению дополнительных согласований. Например, если указанные объекты будут располагаться в санитарно-защитной зоне аэропортов, то для начала их строительства потребуется получить согласование Росавиации (ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 1 июля 2017 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны»).

Это интересно:  Авто с последующим выкупом тюмень 2019 год

Очевидно, что новый закон значительно ужесточает требования к порядку сноса самовольных построек и дает уполномоченным органам расширенные права по принятию решений по данному вопросу во внесудебном порядке. Кроме того, судебный порядок рассмотрения данных вопросов значительно искажается и предполагает совсем иной подход к рассмотрению дел о сносе самовольных построек, что, скорее всего, негативно скажется на качестве рассмотрения данных дел. Видимо, единственным выходом для пользователей самовольных построек будет принятие мер по их узакониванию, в том числе и в рамках вновь предоставленных местным органам власти полномочий по сохранению самовольных построек (п. 4 ст. 222 ГК РФ).

Вместе с тем закон делает более простым согласование строительства индивидуальных жилых домов и садовых домиков.

Насколько указанные новации будут успешными с точки зрения правоприменительной практики, покажет время. Возможно, в ходе наработки практики по данному закону выявится необходимость в дальнейшей корректировке Градостроительного кодекса РФ.

Порядок сноса самовольных построек

В России часто встречаются самострои. Владельцы, которые их создают, должны знать о своих правах — тем более, что недавно были внесены изменения в статью 222 ГК РФ о самовольных постройках.

Расскажем подробнее о порядке признания строения самостроем, процедурах сноса и узаконивания самовольных сооружений.

Содержание статьи:

Что такое самовольная постройка – признаки

Самовольная постройка — это сооружение, строение, возведенное на земельном участке без соответствующей разрешительной документации или ведома владельца этого участка земли.

Отметим, какими признаками может обладать самовольная постройка:

  1. Прежде всего, постройку засчитают самовольной, если она расположена на земле, не предназначенной для строительства. Об этом будет свидетельствовать вид разрешенного использования земельного участка.
  2. Сооружение будет возведено без сопроводительной, разрешительной документации.
  3. Строение было создано с нарушением градостроительных, строительных норм, требований, правил.
  4. Постройка была возведена на участке, не предоставленном для этого по закону или по решению судебных органов.

Заметьте, что самовольная постройка не может представлять жилое строение. Постройку признают самовольной, если она будет удовлетворять хоть один из вышеперечисленных признаков.

Порядок признания постройки самовольной, экспертиза и решение

Порядок признания постройки самовольной не изменен законодательством. Он представляет собой сложный процесс, который будет проходить в судебном порядке, или в некоторых случаях — без обращения в судебную инстанцию.

Рассмотрим, каков порядок признания постройки самовольной

Этап 1. Оформляется исковое заявление

Выступать в качестве истца может: орган местного самоуправления, прокурор или собственник земельного участка, на котором располагается строение.

Ответчиком по иску будет выступать собственник участка земли, если он возвел данное строение, или гражданин, который создал самовольную постройку.

Этап 2. Иск и документы подаются в суд

Доказательства самовола должны быть подтверждены документами. Заявитель должен подготовить их и подать вместе с иском в суд.

В какие суды можно обратиться?

  1. Суд общей юрисдикции. Права на данное обращение есть у прокурора, если при строительстве ответчик нарушил нормы экологического законодательства.
  2. Районный суд, по месту нахождения объекта.

Этап 3. Рассматривается дело

В судебных разбирательствах могут участвовать все граждане, права и интересы которых были нарушены.

Этап 4. Внесение решения и получение исполнительного листа

В зависимости от выставленных требований, заявитель должен определить — нужно ли направлять исполнительный лист в службу судебных приставов.

Конечно же, если вопрос касался не только признания незаконности строения, но и выплаты компенсации пострадавшим, то лучше обратиться в ФССП.

Суд вправе вынести отказ по обращению гражданина. Чтобы постройку признали самовольной должны быть веские основания на это.

Кроме того, будет учитываться и то, сможет ли владелец земельного участка, или лицо, воздвигшее строение, оформить в собственность эту постройку.

Снос самовольных построек – основания для сноса и порядок выполнения

Уполномоченные лица могут подготовить документацию, доказательственную базу — и потребовать через суд сноса самовольного сооружения.

Заметьте, наличие прав собственности на данную постройку не будет препятствием для обращения в суд и предъявления требований по сносу.

Важно: внесудебное решение может быть вынесено органом местного самоуправления в незамедлительном порядке, если самовольная постройка создает угрозу жизни и здоровью граждан!

Ответчик должен исполнить решение суда или органов местного самоуправления по сносу.

Если он не выполнит требования, то истец вправе выполнить их за ответчика, но — не за свой счет. Расходы «ложатся» на плечи ответчика, который и должен был произвести снос самовольной постройки.

Можно ли узаконить самовольную постройку, в каких случаях – 2 веских основания для узаконения самостроя

Зарегистрировать постройку, как собственность, возможно. Однако построившему самовольное сооружение придется пройти судебный порядок, чтобы признать самострой своей собственностью.

Суд будет учитывать соблюдение одновременное соблюдение таких условий (часть 3 статьи 222 ГК РФ):

  1. Если самострой был возведен на участке, владелец которого имеет допускающие, разрешительные документы на создание данного объекта.
  2. Если постройка соответствует всем выдвинутым требованиям законодательства.
  3. Если сооружение не будет влиять на жизнь и здоровье граждан.
  4. Если сохранение постройки не нарушит права и интересы россиян.

Стоит понимать, что просто так обратиться для узаконивания постройки в собственность нельзя. Для этого необходимы веские основания.

Перечислим их:

  1. Арендатор государственной или муниципальной земли должен иметь документацию, в которой будет прописано, что строительство самовольной постройки разрешено. Конечно же, данное разрешение не должно нарушать российских законов, а также прав и интересов граждан.
  2. Собственник должен пожизненно владеть земельным участком, на котором разместил самострой. Получится, что постройка была создана на частной собственности.

В других случаях и при других обстоятельствах также потребуется решение суда.

Порядок признания права собственности на самовольную постройку – документы, сроки, права владельца

Признать самострой своей собственностью возможно только через судебные органы. Ранее это было возможно во внесудебном порядке, теперь же, с 2018 года, право собственности может наступить по суду.

Запомните, что право возбудить дело об узаконении самостроя есть у того гражданина, на участке которого был возведен этот самострой.

Рассмотрим, каков порядок признания права собственности на самовольное строение.

1. Гражданин подготавливает документационный пакет

  1. Документы, подтверждающие факт возведения истцом самовольной постройки (документы, подтверждающие расходы на строительство, договоры подряда и акты приемки работ по строительству).
  2. Документы, свидетельствующие о том, что права на данный объект не принадлежат третьим лицам (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
  3. Документы, содержащие техническое описание самовольной постройки и ее адрес (выписка из Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности).
  4. Документы, подтверждающие соответствие возведенной постройки санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, техническим, экологическим нормам (заключения экологического аудита, документы государственных органов охраны окружающей природной среды, заключение технического обследования).
  5. Иные документы, подтверждающие, что сохранение самовольной постройки не нарушает права и законные интересы третьих лиц (письма владельцев соседних земельных участков).

Данный перечень является приблизительным. В зависимости от конкретных обстоятельств, могут понадобиться другие бумаги.

2. Заявитель составляет исковое заявление

3. Документы и иск подает в судебную инстанцию

4. Затем истец участвует в судебных заседаниях

Его права может представить адвокат. Наши опытные юристы грамотно и быстро отстоят ваши права, обращайтесь!

5. По результатам гражданин получает решение или постановление суда, исполнительный лист

Обычно в таких судебных делах назначаются строительно-технические экспертизы или экспертизы по пожарной безопасности, поэтому срок рассмотрения может затянуться от 2 месяцев — до полугода, или даже больше.

Если же экспертиза не требуется, то иск рассмотрят быстро — в течение 2-3 месяцев.

Бывает и такое, что суд выносит частично удовлетворительное решение по вопросу узаконения.

Например, это возможно, когда требуется привести в соответствие нормам законодательства постройку.

После исправления недочетов истцу вновь придется обращаться в суд.

Есть ли исковая давность по сносу самовольных построек и признания права собственности на самострой?

В соответствии со статьей 208 ГК РФ, исковая данность в вопросе сноса или узаконивания постройки в собственность не распространяется.

Исковое заявление о сносе в судебные инстанции может быть подано в защиту прав собственника земельного участка, который не был лишен прав владения этой землей.

Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Статья написана по материалам сайтов: www.mosuruslugi.ru, www.srgroup.ru, pravo812.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector