+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Обременение земельного участка лэп 2019 год

Использование территорий, находящихся в зоне ЛЭП, регулируется новыми Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (Постановление Правительства РФ № 160 от 24.02.2009 в редакции от 17.05.2016 г.)

Введение таких правил обусловлено вредным воздействием электромагнитного поля на здоровье человека.

Так, по информации Центра электромагнитной безопасности, в соответствии с результатами проведённых исследований, установлено, что у людей, проживающих вблизи линий электропередачи и трансформаторных подстанций, могут возникать изменения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, нейрогорморальной и эндокринной систем, нарушаться обменные процессы, иммунитет и воспроизводительная функции.

Поэтому, чем дальше от источников электромагнитного поля находится строение, тем лучше.

В то же время существуют такие зоны, где строительство категорически запрещено.

Земельные участки, расположенные в охранных зонах ЛЭП, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются.

Они могут быть использованы ими с учётом ограничений (обременений), предусмотренных вышеуказанными Правилами.

Установление охранных зон не влечёт запрета на совершение сделок с земельными участками, расположенными в этих охранных зонах.

Ограничения (обременения) в обязательном порядке указываются в документах, удостоверяющих права собственников, владельцев или пользователей земельных участков (свидетельства, кадастровые паспорта).

Ограничения прав касаются возможности (точнее, невозможности) ведения капитального строительства объектов с длительным или постоянным пребыванием человека (домов, коттеджей, производственных и непроизводственных зданий и сооружений) в охранной зоне ЛЭП.

Для проведения необходимых уточнений при застройке участков с обременениями ЛЭП необходимо обратиться в электросетевую организацию.

Дальность распространения электромагнитного поля (и опасного магнитного поля) от ЛЭП напрямую зависит от её мощности.

Даже при беглом взгляде на висящие провода можно примерно установить класс напряжения ЛЭП.

Определяется это по числу проводов в связке, то есть не на опоре, а в фазе:

  • 4 провода — для ЛЭП 750 кВ
  • 3 провода — для ЛЭП 500 кВ
  • 2 провода — для ЛЭП 330 кВ
  • 1 провод — для ЛЭП ниже 330 кВ

Можно ориентировочно определить класс напряжения ЛЭП и по числу изоляторов в гирлянде:

  • 10-15 шт. — для ЛЭП 220 кВ
  • 6-8 шт. — для ЛЭП 110 кВ
  • 3-5 шт. — для ЛЭП 35кВ
  • 1 шт. — для ЛЭП ниже 10 кВ

Для воздушных высоковольтных линий электропередачи (ВЛ) устанавливаются санитарно-защитные зоны по обе стороны от проекции на землю крайних проводов.

Эти зоны определяют минимальные расстояния до ближайших жилых, производственных и непроизводственных зданий и сооружений:

  • 2 м — для ВЛ ниже 1кВ
  • 10 м — для ВЛ 1-20 кВ
  • 15 м — для ВЛ 35 кВ
  • 20 м — для ВЛ 110 кВ
  • 25 м — для ВЛ 150-220 кВ
  • 30 м — для ВЛ 330 кВ, 400 кВ, 500 кВ
  • 40 м — для ВЛ 750 кВ
  • 55 м — для ВЛ 1150 кВ
  • 100 м — для ВЛ через водоёмы (реки, каналы, озёра и др.).

Дословно из Постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. №160 о порядоке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон:

1.Требования к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства

  • проектный номинальный класс напряжения до 1 кВ — 2 м

для линий с самонесущими или изолированными проводами, проложенных по стенам зданий, конструкциям и т.д., охранная зона определяется в соответствии с установленными нормативными правовыми актами минимальными допустимыми расстояниями от таких линий.

  • проектный номинальный класс напряжения 1-20 кВ — 10 м

(5 м — для линий с самонесущими или изолированными проводами, размещенных в границах населенных пунктов).

  • проектный номинальный класс напряжения 35 кВ — 15 м.
  • проектный номинальный класс напряжения 110 кВ — 20 м.

Охранные зоны для ВЛ-6 (10) кВ и ВЛЗ-6 (10 кВ):

  • 10 м — воздушная линия, выполненная неизолированным проводником ВЛ-6 (10) кВ при любых условиях прохождения;
  • 5 м — воздушная линия, выполненная изолированным проводником ВЛЗ-6 (10) кВ (только в границах населённого пункта).

2. Установление охранных зон

Охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства, исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.

Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее — сетевая организация).

Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий технический контроль и надзор в электроэнергетике, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, которое должно быть рассмотрено в течение 15 дней с даты его поступления в соответствующий орган.

После согласования границ охранной зоны сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учёт и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны.

Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.

Примечание

  1. Не допускается прохождение ЛЭП по территориям стадионов, учебных и детских учреждений.
  2. Допускается для ЛЭП (ВЛ) до 20 кВ принимать расстояние от крайних проводов до границ приусадебных земельных участков, индивидуальных домов и коллективных садовых участков не менее 20 м.
  3. Прохождение ЛЭП (ВЛ) над зданиями и сооружениями, как правило, не допускается.
  4. Допускается прохождение ЛЭП (ВЛ) над производственными зданиями и сооружениями промышленных предприятий I-II степени огнестойкости в соответствии со строительными нормами и правилами по пожарной безопасности зданий и сооружений с кровлей из негорючих материалов (для ВЛ 330-750 кВ только над производственными зданиями электрических подстанций.

3. В охранной зоне ЛЭП (ВЛ) запрещается

  1. Производить строительство, капитальный ремонт, снос любых зданий и сооружений.
  2. Осуществлять всякого рода горные, взрывные, мелиоративные работы, производить посадку деревьев, полив сельскохозяйственных культур.
  3. Размещать автозаправочные станции.
  4. Загромождать подъезды и подходы к опорам ВЛ.
  5. Устраивать свалки снега, мусора и грунта.
  6. Складировать корма, удобрения, солому, разводить огонь.
  7. Устраивать спортивные площадки, стадионы, остановки транспорта, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей.

Проведение необходимых мероприятий в охранной зоне ЛЭП может выполняться только при получении письменного разрешения на производство работ от предприятия (организации), в ведении которых находятся эти сети.

Нарушение требований «Правил охраны электрических сетей напряжение свыше 1000 В», если оно вызвало перерыв в обеспечении электроэнергией, может повлечь административную ответственность:

  • физические лица наказываются штрафом в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда;
  • юридические лица наказываются штрафом от 100 до 200 МРОТ.

Порядок оформления обременения на земельный участок под опорой лэп

Работы по межеванию проводятся на основании постановлений органов местного самоуправления или по заявкам владельцев недвижимости.При проведении землеустройства земельных участков под ЛЭП в качестве объектов межевания выступают обособленные участки, составляющие единое землепользование, на которое в дальнейшем будут оформляться права как на единый объект имущества.Межевание проводится в соответствии с заданием на выполнение работ, которое подготавливается заказчиком на основе сведений государственного земельного кадастра о земельном участке.Таким образом, проблема оформления прав на земельные участки, занятые линейными объектами, является очень актуальной и требующей скорейшего решения.

Земля обремененная (кузина м.)

В — 2 мдля линий с самонесущими или изолированными проводами, проложенных по стенам зданий, конструкциям и т.д., охранная зона определяется в соответствии с установленными нормативными правовыми актами минимальными допустимыми расстояниями от таких линий.

  • проектный номинальный класс напряжения 1-20 кВ — 10 м

(5 м — для линий с самонесущими или изолированными проводами, размещенных в границах населенных пунктов).

  • проектный номинальный класс напряжения 35 кВ — 15 м.
  • проектный номинальный класс напряжения 110 кВ — 20 м.

Охранные зоны для ВЛ-6 (10) кВ и ВЛЗ-6 (10 кВ):

  • 10 м — воздушная линия, выполненная неизолированным проводником ВЛ-6 (10) кВ при любых условиях прохождения;
  • 5 м — воздушная линия, выполненная изолированным проводником ВЛЗ-6 (10) кВ (только в границах населённого пункта).

Оформление прав на землю под линейными объектами

Выход видится в развитии правового регулирования сервитутов (ограниченного пользования земельными участками) вообще и в издании нормативного акта, регламентирующего порядок установления сервитута для земельных участков, занимаемых линиями электропередачи в частности.В настоящее время в Минэкономразвития РФ готовятся проекты федеральных законов «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ с целью упрощения проведения землеустройства» и «О внесении изменений в законодательные акты в связи с совершенствованием правового регулирования сервитутов».Отвод земельных участковОбразование землепользования означает совокупность правовых и технических действий по определению местоположения, границ и площади земельного участка в качестве объекта гражданских прав и предоставления его физическому или юридическому лицу.

Плата за обременение участка линией лэп

Работы по межеванию проводятся на основании постановлений органов местного самоуправления или по заявкам владельцев недвижимости.При проведении землеустройства земельных участков под ЛЭП в качестве объектов межевания выступают обособленные участки, составляющие единое землепользование, на которое в дальнейшем будут оформляться права как на единый объект имущества.Межевание проводится в соответствии с заданием на выполнение работ, которое подготавливается заказчиком на основе сведений государственного земельного кадастра о земельном участке.Таким образом, проблема оформления прав на земельные участки, занятые линейными объектами, является очень актуальной и требующей скорейшего решения.

Высоковольтная линия лэп по участку

СЕНКОВАлексей Мосенков, нач. отдела учета капитала ОАО «Вологдаэнерго».Для юристов энергетических компаний крайне актуальным является вопрос оформления прав на земельные участки, занятые опорами линий электропередачи. В связи с тем, что государственный кадастровый учет таких земельных участков в территориальных органах Федерального агентства кадастра объектов недвижимости ранее не велся, исследование процедуры кадастрового учета земельных участков представляет значительный интерес.Действующим законодательством вопрос о правах на земельные участки, занимаемые опорами линий электропередачи (ЛЭП) и вообще под протяженными объектами, однозначно не решен.Особенностью размещения линейных объектов является то, что они лишь частично ограничивают права собственника земельного участка, на котором они расположены, и оформление прав собственности или аренды на такие земельные участки не целесообразно.

Охранные зоны линии электропередачи (лэп)

В охранной зоне ЛЭП (ВЛ) запрещается

  1. Производить строительство, капитальный ремонт, снос любых зданий и сооружений.
  2. Осуществлять всякого рода горные, взрывные, мелиоративные работы, производить посадку деревьев, полив сельскохозяйственных культур.
  3. Размещать автозаправочные станции.
  4. Загромождать подъезды и подходы к опорам ВЛ.
  5. Устраивать свалки снега, мусора и грунта.
  6. Складировать корма, удобрения, солому, разводить огонь.
  7. Устраивать спортивные площадки, стадионы, остановки транспорта, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей.

Проведение необходимых мероприятий в охранной зоне ЛЭП может выполняться только при получении письменного разрешения на производство работ от предприятия (организации), в ведении которых находятся эти сети.
После согласования границ охранной зоны сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учёт и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны. Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.
Именно с момента появления записи в документах кадастрового учета эти зоны считаются установленными, а земля под ними получает обременения. В документах на землю (например, кадастровый паспорт) наличие охранной зоны и соответствующих этому факту обременений земельного участка также должно быть прописано. При отсутствии записей об охранной зоне в документах на земельный участок его собственник может обжаловать ее установление или потребовать компенсацию за ущемление своих прав на собственность.

Это интересно:  Выкуп недвижимости с обременением 2019 год

Порядок оформления обременения на земельный участок под опорой лэп

При предоставлении земельных участков для размещения ЛЭП необходимо учитывать, что они представляют собой сооружение, которое создает вокруг себя электромагнитное поле, влияющее на окружающую среду и инженерные сооружения, а также требующее отчуждения земли на период строительства и эксплуатации и ограничения хозяйственной деятельности под проводами.Особенностью землепользований линии электропередачи является их значительная протяженность, малая площадь земельных участков, отводимых под опоры.Земельное, водное, лесное законодательства РФ предусматривают определенные ограничения в размещении ЛЭП, связанные с охраной природы и сохранением земель для сельского хозяйства.Различается постоянный отвод земельных площадей и временный отвод на определенный период (строительства, реконструкции, технического перевооружения, ремонта).
Однако следует учитывать, что, проводя землеустроительные работы с выносом границ земельных участков, занимаемых опорами ЛЭП, необходим довольно длительный промежуток времени, к тому же это довольно затратно. Необходимо учитывать, что линии электропередачи проходят в основном по землям сельскохозяйственного назначения и землям лесного фонда, для которых Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденными Росземкадастром 17.02.2003, установлена пониженная по отношению к землям промышленности точность проведения межевания земельных участков.Права ограниченного пользованияВ связи с этим более логичным и практичным было бы вести речь об установлении сервитутов. Действующим законодательством предусматривается установление как частного, так и публичного сервитута.

В то же время существуют такие зоны, где строительство категорически запрещено. Земельные участки, расположенные в охранных зонах ЛЭП, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются. Они могут быть использованы ими с учётом ограничений (обременений), предусмотренных вышеуказанными Правилами.

Установление охранных зон не влечёт запрета на совершение сделок с земельными участками, расположенными в этих охранных зонах. Ограничения (обременения) в обязательном порядке указываются в документах, удостоверяющих права собственников, владельцев или пользователей земельных участков (свидетельства, кадастровые паспорта). Ограничения прав касаются возможности (точнее, невозможности) ведения капитального строительства объектов с длительным или постоянным пребыванием человека (домов, коттеджей, производственных и непроизводственных зданий и сооружений) в охранной зоне ЛЭП.

Земля обремененная (Кузина М.)

Дата размещения статьи: 26.04.2016

Тем не менее это не означает, что имеет смысл бросаться в одну из крайностей: приобретать землю без проверки или сразу же сдаться, если на купленный участок заявляют права третьи лица либо обременяют его своими строениями. Необходимо предпринять все возможные шаги, которые направлены на минимизацию рисков. Если обременения обнаружились после покупки участка, то необходимо отстаивать свои права.

РИСК 1

Если приобретенная земля имеет недостатки, то вернуть уплаченный налог не удастся.

Необходимо проверить участок до совершения покупки.

Однако налоговым законодательством не предусмотрен возврат уплаченного земельного налога в связи с расторжением договора купли-продажи по вине продавца. В такой ситуации покупателю приходится снова обращаться с иском к продавцу для взыскания в виде убытков понесенных расходов по уплате налога.

Судом первой инстанции установлено, что предприниматель понес расходы по уплате земельного налога за 2010, 2011 год . в связи с приобретением в собственность земельного участка на основании заключенного договора купли-продажи земельного участка.

Данное обстоятельство повлекло расторжение договора купли-продажи земельного участка в судебном порядке и невозможность использования истцом земельного участка по назначению.

Налоговым законодательством не предусмотрен возврат уплаченного земельного налога в связи расторжением договора купли-продажи по вине продавца.

При таких обстоятельствах расходы истца, связанные с уплатой земельного налога, являются для истца убытками.

Заявленные требования подлежат удовлетворению на основании ст. 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

РИСК 2

Обременение участка.

Выявить данный риск возможно при помощи запроса справки из ЕГРП, а также в ходе проведения осмотра земельного участка.

Один из часто встречающихся видов обременения — расположение на участке линий электропередач (ЛЭП).

В данном случае при защите прав в суде необходимо правильно формулировать исковые требования. Например, суд удовлетворил требования и обязал в течение 3 месяцев освободить земельный участок от линии электропередач по требованию владельца земельного участка. Иск удовлетворен частично, поскольку суд отказал истице в праве устранить линии самостоятельно ввиду отсутствия специальных знаний для работы с источником повышенной опасности, однако обязал ответчика в течение 3 месяцев освободить участок от ЛЭП.

Истица является собственником земельного участка.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды удовлетворили заявленные требования в части обязания ответчика освободить земельный участок от линии электропередач, установив наличие правовых оснований для их удовлетворения.

Отказывая в удовлетворении требований в части предоставления истице права освободить земельный участок от самовольно построенного сооружения, суд исходил из того, что линия электропередач является источником повышенной опасности, работы по ее отключению и демонтажу требуют наличия специальных знаний и разрешений (лицензий), как у юридических лиц, так и их работников, при этом энергоснабжающая организация обязана соблюдать требования законодательства о заблаговременном предупреждении потребителей об отключении электроэнергии.

Во исполнение указаний суда кассационной инстанции ответчику было предложено представить доказательства наличия у ответчика или его правопредшественников какого-либо права на земельный участок, на котором возведен спорный объект.

Между тем доказательств, подтверждающих наличие у ответчика или его правопредшественников каких-либо прав на земельный участок, на котором находится спорный объект, ответчиком представлено не было, таких доказательств материалы дела не содержат.

Суды установили, что распоряжение Совета Министров от 27.02.1979 N 293-р, которым утвержден отвод земельных участков для строительства линии электропередачи, включающий в себя в том числе спорный земельный участок, является не правоустанавливающим документом в отношении земельного участка, а документом, предшествующим принятию решения по согласованию вопроса о выборе земельного участка.

Доказательств выбора земельного участка для строительства и последующего предоставления. на каком-либо праве в материалы дела не представлено и судами не установлено.

Судами установлено, что спорные объекты — ЛЭП 0,4 кВ построены ответчиком на земельных участках, собственником которых является истица.

Согласно имеющемуся в материалах дела заключению судебной землеустроительной экспертизы на земельном участке расположены девять опор воздушных линий электропередач. Провода, висящие на столбах, расположенных на земельном участке с кадастровым номером , не являются линиями электропередачи, предназначенными для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы, поскольку указанные провода не соединены с двумя пунктами энергосистемы; ЛЭП 10 кВ, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером , не являются частью сооружения под названием Электросетевой комплекс Подстанция . с линиями передачи.

Получить выписку из ЕГРП, а также произвести осмотр участка важно еще и потому, что обременение может существовать, но не быть зарегистрированным. В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу этого Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной названным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Кроме того, необходимо учитывать, что даже расположение ЛЭП за пределами земельного участка, но на его границах влечет наложение ограничений, в частности устанавливаются охранные зоны (Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (вместе с «Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»).

В такой ситуации взыскать убытки от регистрации обременений вряд ли удастся.

Истица обратилась в суд с иском к открытому акционерному обществу, в котором просила взыскать с ответчика убытки.

В обоснование заявленных требований указала на то, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок. По границам участка расположены две опоры ЛЭП 10 кВ, в связи с чем на ее участок наложено обременение в виде «охранная зона ВЛ-10 КВ ф. Мостовая от ПС К. «. Установление ЛЭП по границам ее участка влечет уменьшение его рыночной стоимости. Согласно отчету об оценке утрата рыночной стоимости земельного участка при формировании охраной зоны ЛЭП составляет руб., которую истец просит взыскать с ответчика как неосновательное обогащение.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что на момент приобретения земельного участка линия электропередач была возведена, принятие же органом государственной власти решения об установлении охранной зоны не свидетельствует о причинении истцу убытков, обогащении ответчика за счет истца и нарушений прав и интересов последнего.

. То обстоятельство, что охранная зона линии ЛЭП была зарегистрирована в государственном кадастре недвижимости в 2012 г., не свидетельствует о том, что такая охранная зона не существовала ранее, поскольку данный объект недвижимости был введен в эксплуатацию в 1997 г. до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.

В другом примере истец (ООО) вышел в суд с требованием об обязании ответчика освободить принадлежащий истцу на праве собственности земельный участок путем переноса воздушной линии электропередач за пределы названного участка.

Обременение было выявлено в ходе топографической съемки. Суды отказали в требованиях истца, поскольку обременение возникло до появления права истца на участок.

Но если истец может доказать тот факт, что обременение появилось после приобретения им участка, то требования о демонтаже незаконно возведенных конструкций могут быть удовлетворены судом. Например, если опоры ЛЭП отсутствовали на земельном участке на момент приобретения.

Истец обратился в арбитражный суд с иском о возложении обязанности на закрытое акционерное общество снести (демонтировать) с принадлежащего ему земельного участка находящиеся на участке опоры (столбы) воздушных линий электропередач ВЛ в количестве трех штук.

Факт установки опор ЛЭП на спорном земельном участке подтверждается заключением общества с ограниченной ответственностью «Уральская строительная экспертиза», письмом Белоярской межрайонной прокуратуры Свердловской области, планом объекта.

Отсутствие указанных выше опор ЛЭП на спорном земельном участке на момент приобретения предпринимателем спорного земельного участка подтверждается материалами дела (договор купли-продажи на аукционе муниципального имущества, выписка из кадастрового паспорта по участку).

Разрешения на использование земельного участка под установку опор ЛЭП истец не давал.

Таким образом, приобретая участок, необходимо предпринять возможные действия для проверки на предмет наличия/отсутствия обременений, как документально, так и визуально, а в случае выявления обременений обращаться за защитой своего права.

Приобретая участок с обременениями, следует понимать, что дальнейшая перепродажа может быть гораздо сложнее, чем реализация участка без таких «отягощений».

Это интересно:  Как оформить жилищную субсидию 2019 год

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160
«О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»

С изменениями и дополнениями от:

5 июня, 26 августа 2013 г., 17 мая 2016 г., 21 декабря 2018 г.

В соответствии со статьей 89 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2013 г. N 476 в пункт 2 внесены изменения

2. Установить, что:

проверки соблюдения особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, проводятся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении федерального государственного энергетического надзора;

ГАРАНТ:

См. Правила осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2010 г. N 103

Правила, утвержденные настоящим постановлением, не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу настоящего постановления.

3. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации в 3-месячный срок с даты вступления в силу настоящего постановления разработать и утвердить порядок осуществления государственного контроля за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства.

4. Признать не действующими на территории Российской Федерации:

Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 г. N 255 (Свод законов СССР, 1990, т. 6, с. 590);

Правила охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 11 сентября 1972 г. N 667 (Свод законов СССР, 1990, т. 6, с. 595).

Председатель Правительства
Российской Федерации

24 февраля 2009 г.

Правила
установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон
(утв. постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160)

С изменениями и дополнениями от:

5 июня, 26 августа 2013 г., 17 мая 2016 г., 21 декабря 2018 г.

ГАРАНТ:

См. Правила установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1033

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (далее — охранные зоны), а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон (далее — земельные участки), обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов.

2. В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.

3. Границы охранных зон определяются в соответствии с настоящими Правилами.

4. Земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются.

II. Установление охранных зон

5. Охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2016 г. N 444 в пункт 6 внесены изменения

6. Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее — сетевая организация).

Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства и представленными в виде электронного документа и в бумажном виде сведениями о границах охранной зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Решение о согласовании границ охранной зоны принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, в течение 15 рабочих дней со дня поступления указанных заявления и сведений.

ГАРАНТ:

См. Порядок согласования Ростехнадзором границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства, утвержденный приказом Ростехнадзора от 17 января 2013 г. N 9

После согласования границ охранной зоны федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, направляет в течение 5 рабочих дней в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, с приложением текстового и графического описаний местоположения границ такой зоны, а также перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранной зоны.

Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.

7. Охранные зоны подлежат маркировке путем установки за счет сетевых организаций предупреждающих знаков, содержащих указание на размер охранной зоны, информацию о соответствующей сетевой организации, а также необходимость соблюдения предусмотренных настоящими Правилами ограничений.

III. Правила охраны электрических сетей, размещенных на земельных участках

8. В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе:

а) набрасывать на провода и опоры воздушных линий электропередачи посторонние предметы, а также подниматься на опоры воздушных линий электропередачи;

б) размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов;

в) находиться в пределах огороженной территории и помещениях распределительных устройств и подстанций, открывать двери и люки распределительных устройств и подстанций, производить переключения и подключения в электрических сетях (указанное требование не распространяется на работников, занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ), разводить огонь в пределах охранных зон вводных и распределительных устройств, подстанций, воздушных линий электропередачи, а также в охранных зонах кабельных линий электропередачи;

г) размещать свалки;

д) производить работы ударными механизмами, сбрасывать тяжести массой свыше 5 тонн, производить сброс и слив едких и коррозионных веществ и горюче-смазочных материалов (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи).

9. В охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, запрещается:

а) складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных, материалов;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 736 в подпункт «б» внесены изменения

б) размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);

в) использовать (запускать) любые летательные аппараты, в том числе воздушных змеев, спортивные модели летательных аппаратов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);

г) бросать якоря с судов и осуществлять их проход с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи);

д) осуществлять проход судов с поднятыми стрелами кранов и других механизмов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).

10. В пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются:

а) строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений;

б) горные, взрывные, мелиоративные работы, в том числе связанные с временным затоплением земель;

в) посадка и вырубка деревьев и кустарников;

г) дноуглубительные, землечерпальные и погрузочно-разгрузочные работы, добыча рыбы, других водных животных и растений придонными орудиями лова, устройство водопоев, колка и заготовка льда (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи);

д) проход судов, у которых расстояние по вертикали от верхнего крайнего габарита с грузом или без груза до нижней точки провеса проводов переходов воздушных линий электропередачи через водоемы менее минимально допустимого расстояния, в том числе с учетом максимального уровня подъема воды при паводке;

е) проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5 метра (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);

ж) земляные работы на глубине более 0,3 метра (на вспахиваемых землях на глубине более 0,45 метра), а также планировка грунта (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи);

з) полив сельскохозяйственных культур в случае, если высота струи воды может составить свыше 3 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);

и) полевые сельскохозяйственные работы с применением сельскохозяйственных машин и оборудования высотой более 4 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи) или полевые сельскохозяйственные работы, связанные с вспашкой земли (в охранных зонах кабельных линий электропередачи).

11. В охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением до 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, без письменного решения о согласовании сетевых организаций запрещается:

Информация об изменениях:

Подпункт «а» изменен с 1 января 2019 г. — Постановление Правительства России от 21 декабря 2018 г. N 1622

а) размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, садовые, огородные земельные участки и иные объекты недвижимости, расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, объекты жилищного строительства, в том числе индивидуального (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);

б) складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных, материалов;

в) устраивать причалы для стоянки судов, барж и плавучих кранов, бросать якоря с судов и осуществлять их проход с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2013 г. N 476 в пункт 12 внесены изменения

12. Для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий.

Это интересно:  Как продать дом с обременением 2019 год

Сетевая организация в течение 2 дней с даты поступления заявления рассматривает его и принимает решение о согласовании (отказе в согласовании) осуществления соответствующих действий.

Письменное решение о согласовании (отказе в согласовании) осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, вручается заявителю, либо направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Заявитель также информируется сетевой организацией о принятом решении с использованием факсимильных или электронных средств связи в случае, если в заявлении указано на необходимость такого информирования.

Отказ в согласовании действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, допускается, если осуществление соответствующих действий нарушает требования, установленные нормативными правовыми актами, и может повлечь нарушение функционирования соответствующих объектов электросетевого хозяйства. Отказ должен быть мотивированным и содержать ссылки на положения нормативных правовых актов, которые будут нарушены вследствие производства заявителем соответствующих работ (осуществления соответствующих действий).

Лица, получившие решение о согласовании осуществления действий в охранных зонах, обязаны осуществлять их с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность объектов электросетевого хозяйства.

Письменное решение о согласовании производства взрывных работ в охранных зонах выдается только после представления лицами, производящими эти работы, оформленной в установленном порядке технической документации (проекты, паспорта и т.п.), предусмотренной правилами безопасности при взрывных работах, установленными нормативными правовыми актами.

При получении письменного решения о согласовании строительства, капитального ремонта и реконструкции зданий и сооружений одновременно с указанным заявлением сетевой организации направляется проектная документация, разработанная применительно к соответствующим объектам. В случае если разработка такой документации в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не является обязательной, одновременно с таким заявлением представляются сведения о параметрах объекта, который планируется построить (изменении его параметров при реконструкции), а также о сроках и объемах работ по строительству, реконструкции и ремонту. Требовать от лиц, заинтересованных в осуществлении строительства, реконструкции и ремонта зданий и сооружений, иные документы и сведения не допускается.

Отказ сетевых организаций в выдаче письменного решения о согласовании осуществления в охранных зонах действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, может быть обжалован в суде.

При обнаружении федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, фактов осуществления в границах охранных зон действий, запрещенных пунктами 8 и 9 настоящих Правил, или действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, без получения письменного решения о согласовании сетевой организации, уполномоченные должностные лица указанного органа составляют протоколы о соответствующих административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При обнаружении сетевыми организациями и иными лицами фактов осуществления в границах охранных зон действий, запрещенных пунктами 8 и 9 настоящих Правил, или действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, без получения письменного решения о согласовании сетевой организации, указанные лица направляют заявление о наличии таких фактов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, а также вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации обратиться в суд и (или) органы исполнительной власти, уполномоченные на рассмотрение дел о соответствующих правонарушениях.

13. При совпадении (пересечении) охранной зоны с полосой отвода и (или) охранной зоной железных дорог, полосой отвода и (или) придорожной полосой автомобильных дорог, охранными зонами трубопроводов, линий связи и других объектов проведение работ, связанных с эксплуатацией этих объектов, на совпадающих участках территорий осуществляется заинтересованными лицами по согласованию в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим порядок установления и использования охранных зон, придорожных зон, полос отвода соответствующих объектов с обязательным заключением соглашения о взаимодействии в случае возникновения аварии.

14. На автомобильных дорогах в местах пересечения с воздушными линиями электропередачи владельцами автомобильных дорог должна обеспечиваться установка дорожных знаков, запрещающих остановку транспорта в охранных зонах указанных линий с проектным номинальным классом напряжения 330 киловольт и выше и проезд транспортных средств высотой с грузом или без груза более 4,5 метра в охранных зонах воздушных линий электропередачи независимо от проектного номинального класса напряжения.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2013 г. N 476 в пункт 15 внесены изменения

15. Лица, производящие земляные работы, при обнаружении кабеля, не указанного в технической документации на производство работ, обязаны немедленно прекратить эти работы, принять меры к обеспечению сохранности кабеля и в течение суток сообщить об этом сетевой организации, владеющей на праве собственности (ином законном основании) указанной кабельной линией, либо федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему федеральный государственный энергетический надзор.

IV. Особенности использования сетевыми организациями земельных участков

16. Доступ к объектам электросетевого хозяйства для их эксплуатации и плановых (регламентных) работ осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Для предотвращения или устранения аварий работникам сетевых организаций обеспечивается беспрепятственный доступ к объектам электросетевого хозяйства, а также возможность доставки необходимых материалов и техники.

17. Плановые (регламентные) работы по техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства производятся с предварительным уведомлением собственников (землепользователей, землевладельцев, арендаторов) земельных участков.

Уведомление направляется в письменной форме почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Направление уведомления осуществляется с учетом определенных в установленном порядке контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции в срок, позволяющий обеспечить его получение не позднее чем за 7 рабочих дней до даты начала проведения соответствующих работ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18 настоящих Правил. В уведомлении указывается продолжительность работ, а также их содержание.

18. Работы по предотвращению или ликвидации аварий, а также их последствий на объектах электросетевого хозяйства могут проводиться без предварительного уведомления собственников (землепользователей, землевладельцев, арендаторов) земельных участков. При проведении указанных работ сетевые организации обязаны направить уведомление собственникам (землепользователям, землевладельцам, арендаторам) соответствующих земельных участков не позднее чем через 2 рабочих дня с момента начала работ.

В уведомлении указывается характер и вид повреждения объектов электросетевого хозяйства, а также сроки начала и окончания работ.

После выполнения работ по техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства, работ по предотвращению или ликвидации аварий на таких объектах или их последствий сетевые организации должны привести земельные участки в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению или в состояние, в котором соответствующие земельные участки находились до выполнения работ, а также возместить собственникам (землепользователям, землевладельцам, арендаторам) убытки, причиненные при производстве работ.

19. В случае если охранные зоны установлены на сельскохозяйственных угодьях, проведение плановых работ по техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства осуществляется в период, когда эти угодья не заняты сельскохозяйственными культурами или когда возможно обеспечение сохранности этих культур.

20. Плановые (регламентные) работы по техническому обслуживанию кабельных линий электропередачи, вызывающие нарушение дорожного покрытия, могут производиться только после предварительного согласования условий их проведения с лицами, владеющими на праве собственности или ином законном основании автомобильными дорогами, а в пределах поселений — также с органами местного самоуправления.

В целях согласования условий проведения работ сетевая организация, осуществляющая эксплуатацию соответствующих кабельных линий электропередачи, направляет указанным субъектам не позднее чем за 7 дней до начала проведения работ письменное заявление, в котором указываются содержание и сроки проведения работ, а также проект схемы организации движения на этот период.

Лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании автомобильными дорогами (органы местного самоуправления поселений, в пределах которых расположены соответствующие автомобильные дороги), обязаны рассмотреть указанное заявление сетевой организации в течение 2 рабочих дней с даты его поступления и принять решение о его согласовании (отказе в согласовании). Отказ в согласовании допускается в случаях, если содержание и сроки проведения работ не соответствуют установленным обязательным требованиям или проект схемы организации движения не соответствует требованиям нормативных правовых актов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

По согласованию с лицом, владеющим на праве собственности или ином законном основании автомобильной дорогой, выполнение работ по устранению повреждений, причиненных дорогам, может производиться указанным лицом за счет средств соответствующих сетевых организаций.

21. Для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются:

а) прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях;

б) вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 736 в пункт 22 внесены изменения

22. Необходимая ширина просек, прокладываемых в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил, расстояния, в пределах которых осуществляется вырубка отдельно стоящих (групп) деревьев (лесных насаждений), а также минимально допустимые расстояния до крон деревьев определяются в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе настоящих Правил.

23. Сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать:

а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах;

б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами;

в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.

24. Рубка деревьев в случаях, предусмотренных пунктами 21 и 23 настоящих Правил, осуществляется по мере необходимости без предварительного предоставления лесных участков.

Рубка деревьев (кустарников и иных насаждений), не отнесенных к лесам, в случаях, предусмотренных пунктами 21 и 23 настоящих Правил, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Сетевые организации или организации, действующие на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, представляют в уполномоченные органы государственной власти отчеты об использовании лесов в соответствии со статьей 49 Лесного кодекса Российской Федерации.

Приложение
к Правилам установления охранных
зон объектов электросетевого
хозяйства и особых условий
использования земельных участков,
расположенных в границах таких зон

Требования
к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства

С изменениями и дополнениями от:

26 августа 2013 г.

Охранные зоны устанавливаются:

а) вдоль воздушных линий электропередачи — в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на следующем расстоянии:

Проектный номинальный класс напряжения, кВ

2 (для линий с самонесущими или изолированными проводами, проложенных по стенам зданий, конструкциям и т.д., охранная зона определяется в соответствии с установленными нормативными правовыми актами минимальными допустимыми расстояниями от таких линий)

10 (5 — для линий с самонесущими или изолированными проводами, размещенных в границах населенных пунктов)

Статья написана по материалам сайтов: civilist-audit.ru, lexandbusiness.ru, base.garant.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector