+7 (499) 938-65-94  Москва

+7 (812) 467-43-31  Санкт-Петербург

8 (800) 350-96-82  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Незаконная постройка статья 2019 год

1. Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

4. Органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

В течение семи дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки орган местного самоуправления, принявший такое решение, направляет лицу, осуществившему самовольную постройку, копию данного решения, содержащего срок для сноса самовольной постройки, который устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять более чем 12 месяцев.

В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, орган местного самоуправления, принявший решение о сносе самовольной постройки, в течение семи дней со дня принятия такого решения обязан:

обеспечить опубликование в порядке, установленном уставом городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;

обеспечить размещение на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;

обеспечить размещение на информационном щите в границах земельного участка, на котором создана самовольная постройка, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки.

В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, снос самовольной постройки может быть организован органом, принявшим соответствующее решение, не ранее чем по истечении двух месяцев после дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о планируемом сносе такой постройки.

Комментарий к Ст. 222 ГК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает специальное правило, определяющее правовые последствия создания новой вещи, отличное от положений ст. 219 Кодекса, в соответствии с которой право на вновь созданную вещь приобретает лицо, ее создавшее. Статья 222 устанавливает, что лицо, осуществившее самовольную постройку, права собственности на нее не приобретает. Кроме того, статья содержит ряд критериев, которые позволяют определить вещь как самовольную постройку, а также устанавливает последствия создания такой вещи.

2. Самовольной постройкой может быть жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество. Таким образом, к самовольным постройкам может быть отнесено также строение и сооружение, не предназначенное для проживания, в том числе строение и сооружение производственного назначения.

Устанавливая признаки самовольной постройки, законодатель исходит из следующих основных принципов:

— соответствие требованиям закона выбора места под постройку;

— соблюдение порядка строительства;

— наличие права распоряжения земельным участком.

С учетом этого важно, чтобы для места создания объекта отвод земельного участка был произведен в порядке, установленном законом и иными правовыми актами. Кроме того, необходимо согласие лица, имеющего право собственности на указанный земельный участок. Несоблюдение указанных требований свидетельствует о самовольности постройки.

Также о самовольности создания объекта (строительства, возведения) может свидетельствовать нарушение градостроительных и строительных норм и правил. Здесь, конечно же, имеются в виду только существенные нарушения.

3. Положения ст. 222 ГК РФ устанавливают и последствия, которые наступают для лица, создавшего самовольную постройку.

Прежде всего действует специальное правило о том, что у «застройщика» не возникает право собственности. Это означает, что соответствующий субъект не может владеть, пользоваться и распоряжаться созданной вещью. В правовом смысле вещь не возникает как предмет, по поводу которого складываются гражданские правоотношения. Законодатель прямо указывает, что такое лицо не вправе продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать иные сделки с вновь созданной вещью. Кроме того, последствием создания самовольной постройки является возложение на это лицо обязанности произвести снос постройки. При этом снос производится самим лицом, осуществившим постройку, либо за его счет.

4. В исключительных случаях право собственности может быть признано за лицом, осуществившим самовольную постройку. Такое признание происходит в судебном порядке. Основания, на которые может полагаться суд при вынесении указанного решения, также установлены комментируемой статьей и базируются на следующих принципах:

— единство судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов;

— невозможность безвозмездного изъятия у собственника его собственности;

— соблюдение прав и охраняемых законом интересов других лиц.

5. Следует отметить, что установленные в комментируемой статье основания признания права собственности на самовольную постройку претерпели ряд изменений с момента вступления в силу части первой ГК РФ.

Так, был принят Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества». Указанным Федеральным законом исключена возможность признания права собственности на условиях предоставления земельного участка под строительство в будущем.

Существовавшее до внесения изменений правило, по существу, «нейтрализовало» процедуры, установленные Земельным кодексом РФ для предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Согласно ст. 30 ЗК РФ предоставление таких участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта и исключительно на торгах. ЗК РФ не содержит положений, устанавливающих особый порядок для участков, на которых есть самовольная постройка.

Таким образом, положения комментируемой статьи с учетом указанной корректировки исключают возможность приобретения земельных участков из состава государственных или муниципальных земель по тому лишь основанию, что на участке было возведено строение.

6. Внесенные изменения предусматривают также возможность признания права собственности на самовольную постройку и во внесудебном порядке в случаях, когда это предусмотрено федеральными законами. Теперь это позволяет избежать коллизии между нормами ГК РФ и законодательными актами, определяющими упрощенный порядок оформления прав граждан на создаваемые или созданные объекты недвижимости, а также предотвратить ситуации, когда гражданам во всех случаях приходилось путем судебного разбирательства признавать права собственности на возведенные без согласования и разрешения постройки на земельном участке. Положения ч. 3 ст. 222 ГК РФ предусматривают возможность признания за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка, права собственности на самовольную постройку в установленном законом порядке и без решения суда.

Статья 222. Самовольная постройка

СТ 222 ГК РФ

1. Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

4. Органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

В течение семи дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки орган местного самоуправления, принявший такое решение, направляет лицу, осуществившему самовольную постройку, копию данного решения, содержащего срок для сноса самовольной постройки, который устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять более чем 12 месяцев.

В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, орган местного самоуправления, принявший решение о сносе самовольной постройки, в течение семи дней со дня принятия такого решения обязан:

обеспечить опубликование в порядке, установленном уставом городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;

обеспечить размещение на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет» сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;

обеспечить размещение на информационном щите в границах земельного участка, на котором создана самовольная постройка, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки.

В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, снос самовольной постройки может быть организован органом, принявшим соответствующее решение, не ранее чем по истечении двух месяцев после дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о планируемом сносе такой постройки.

Комментарий к Ст. 222 Гражданского кодекса РФ

1. Комментируемая статья, закрепляя правовой режим самовольной постройки и предоставляя возможность при определенных обстоятельствах ввести такую постройку в гражданский оборот, одновременно регулирует различные по своей правовой природе правоотношения, как административные (связанные с совершением публичного деликта — строительства с нарушением норм земельного законодательства, регулирующих предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных и строительных норм и правил, регулирующих проектирование и строительство и т.п.), так и частноправовые.

Это интересно:  Получение жилищной субсидии на оплату коммунальных услуг 2019 год

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи самовольная постройка — здание, сооружение или другое строение, характеризующиеся следующими признаками (альтернативно):

1) возведенные, созданные на земельном участке:

б) или разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта (см. ст. 7 ЗК РФ; ст. 37 ГрК РФ; Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 «Об утверждении Классификатора видов разрешенного использования земельных участков»);

2) возведенные, созданные:

а) без получения на это необходимых разрешений (см. ст. 51 и др. ГрК РФ, ст. ст. 2, 3 и др. ФЗ от 17.11.1995 N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»);

б) или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (см. п. п. 8, 9 ст. 1, ст. ст. 30, 39 и др. ГрК РФ; ФЗ от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521; Приказ Росстандарта от 30.03.2015 N 365; СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (утв. Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820) и др.).

Таким образом, в п. 1 комментируемой статьи закреплены признаки, при наличии хотя бы одного из которых строение, сооружение или иное недвижимое имущество являются самовольной постройкой.

Так, рассматривая дело об обязании осуществить снос самовольной постройки — здания магазина, исследовав представленный в дело договор аренды земельного участка, а также дополнительное соглашение к нему о продлении договора, с позиций буквального толкования содержащихся в них слов и выражений, суды выявили, что волеизъявление сторон при заключении договора было направлено на предоставление земельного участка для эксплуатации временного объекта (без наделения правом на осуществление строительства и с обязанностью арендатора по вывозу объекта после прекращения договора аренды). При этом доказательств предоставления предпринимателю земельного участка в целях строительства капитального объекта в установленном законом порядке в материалах дела не имеется.

2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности, следовательно, оно не вправе распоряжаться такое постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Пленум ВС РФ на этот счет отметил, что по смыслу ст. ст. 128, 129, 222 ГК РФ самовольное строение в гражданский оборот не введено и не может в нем участвовать: с ним нельзя совершать какие-либо гражданско-правовые сделки, право на него не может быть установлено и зарегистрировано (см. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016) (утв. Президиумом ВС РФ 06.07.2016)).

По общему правилу, предусмотренному абз. 2 п. 2 комментируемой статьи, самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет (см. письмо ФССП России от 31.03.2014 N 8 «Методические рекомендации по исполнению судебных решений о сносе самовольно возведенных строений»). Вместе с тем из этого правила имеются исключения, позволяющие при определенных обстоятельствах признать право собственности на самовольную постройку (см. п. п. 3 и 4 комментируемой статьи 222 ГК России).

3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом (в предусмотренных законом случаях также в ином установленном законом порядке) за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

— если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

— если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;

— если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

При практическом применении комментируемых норм следует учитывать разъяснения, данные Пленумами ВС РФ и ВАС РФ в Постановлении от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в том числе:

1) собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки;

3) по смыслу абз. 2 п. 2 комментируемой статьи ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство. При создании самовольной постройки с привлечением подрядчиков ответчиком является заказчик как лицо, по заданию которого была осуществлена самовольная постройка;

4) в случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной. Например, в случае отчуждения самовольной постройки — ее приобретатель; при внесении самовольной постройки в качестве вклада в уставный капитал — юридическое лицо, получившее такое имущество; в случае смерти физического лица либо реорганизации юридического лица — лицо, получивший имущество во владение;

5) если ответчик, против которого принято решение о сносе самовольной постройки, не осуществлял ее строительство, он вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков к лицу, осуществившему самовольную постройку;

6) отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию;

4. Органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен:

а) в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации);

б) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

В течение семи дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки орган местного самоуправления, принявший такое решение, направляет лицу, осуществившему самовольную постройку, копию данного решения, содержащего срок для сноса самовольной постройки. Срок для сноса устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять более чем 12 месяцев.

Для случаев, когда лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, п. 4 комментируемой статьи предусматривает следующий порядок действий:

1) орган местного самоуправления, принявший решение о сносе самовольной постройки, в течение семи дней со дня принятия такого решения обязан:

— обеспечить опубликование в порядке, установленном уставом городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;

— обеспечить размещение на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;

— обеспечить размещение на информационном щите в границах земельного участка, на котором создана самовольная постройка, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;

2) снос самовольной постройки может быть организован органом, принявшим соответствующее решение, не ранее чем по истечении двух месяцев после дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сообщения о планируемом сносе такой постройки.

Обратим внимание на то, что в соответствии со ст. 22 ФЗ от 30.11.1994 N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» положения п. 4 комментируемой статьи 222 ГК не распространяются на самовольные постройки, относящиеся в соответствии с федеральным законом к имуществу религиозного назначения, а также предназначенные для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующие с ним единый монастырский, храмовый или иной культовый комплекс. Понятие «имущество религиозного назначения» используется в значении, указанном в п. 1 ст. 2 ФЗ от 30.11.2010 N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

5. Судебная практика:

— Определение КС РФ от 03.07.2007 N 595-О-П «По запросу Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода о проверке конституционности абзаца второго пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации»;

— Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (см. п. 11);

— Постановление Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 N 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе» (см. п. 1);

— Постановление Пленума ВС РФ от 29.05.2012 N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» (см. п. 64);

— Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом ВС РФ 19.03.2014);

— Обзор практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (утв. Президиумом ВС РФ 04.12.2013);

— Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016) (утв. Президиумом ВС РФ 06.07.2016) (см. п. 2 из раздела I «Разрешение споров, связанных с использованием земельных участков для жилой застройки»);

— информационное письмо Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 143 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации»;

— Определение ВС РФ от 12.07.2016 N 22-КГ16-5 (о признании права собственности на нежилое здание);

— Определение ВС РФ от 21.06.2016 N 47-КГ16-4 (о сносе самовольного строения);

Незаконная постройка статья

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 222 ГК РФ. Самовольная постройка. Комментарии

Гражданский кодекс Российской Федерации:

Статья 222 ГК РФ. Самовольная постройка

1. Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 03.08.2018 N 339-ФЗ.

Использование самовольной постройки не допускается.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее — установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

Это интересно:  Незаконные постройки в самаре 2019 год

3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

3.1. Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).

3.2. Лицо, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, и которое выполнило требование о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в соответствии с настоящим Кодексом.

Лицо, во временное владение и пользование которому в целях строительства предоставлен земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором возведена или создана самовольная постройка, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в случае выполнения им требования о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, если это не противоречит закону или договору.

Лицо, которое приобрело право собственности на здание, сооружение или другое строение, возмещает лицу, осуществившему их строительство, расходы на постройку за вычетом расходов на приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями.

4. Органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом:

1) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;

2) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.

Срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года.

Предусмотренные настоящим пунктом решения не могут быть приняты органами местного самоуправления в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Органы местного самоуправления в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.

Вернуться к оглавлению документа: Гражданский кодекс РФ Часть 1 в действующей редакции

Комментарии к статье 222 ГК РФ, судебная практика применения

Обзор судебной практики ВС РФ по вопросам самовольной постройки

Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ

В п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» содержатся, в частности, следующие разъяснения:

Признание права собственности на самовольную постройку при отсутствии разрешения на строительство

«..Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.

Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан».

Решение о сносе самовольной постройки вправе принять орган местного самоуправления

В Определении Конституционного Суда РФ от 27.09.2016 N 1748-О Конституционный Суд РФ констатировал, что пункт 4 статьи 222 ГК РФ не может рассматриваться как нарушающий чьи-либо конституционные права в аспекте, указанном в запросе, и противоречащий Конституции РФ.

Многоквартирный жилой дом — самовольная постройка?

О перспективах признания многоквартирного жилого дома самовольной постройкой и его сносе в случае, когда помещения в данном доме уже переданы гражданам см. Признание самовольной постройкой и снос многоквартирного жилого дома.

Сервитут для проезда и прохода к самовольной постройке

Не может быть установлен сервитут для обеспечения прохода или проезда к самовольной постройке, в том числе к новому объекту, возникшему в результате самовольной реконструкции недвижимого имущества ( см. подробнее п. 3 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года)

Уголовная ответственность за незаконное возведение жилых помещений

Бозов Павел Николаевич, прокурор отдела управления прокуратуры Ростовской области.

В статье со ссылкой на судебные решения рассматриваются различные варианты квалификации незаконного строительства, в том числе по ст. ст. 159, 171, 330 УК РФ.

Ключевые слова: незаконное строительство, мошенничество, незаконное предпринимательство, самоуправство.

Criminal liability for unlawful construction of residential premises

With reference to judicial decisions, the article considers different versions of classification of unlawful construction including under Articles 159, 171, 330 of the Criminal Code of the Russian Federation.

Key words: unlawful construction, fraud, illegal entrepreneurship, arbitrariness.

В настоящее время проблема незаконных построек в крупных городах России приняла серьезный характер. В соответствии со ст. 222 ГК самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет кроме случаев, когда право собственности на самовольную постройку признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Борьба с незаконным строительством ведется, как правило, путем проведения «общенадзорных» прокурорских проверок, по результатам которых органы прокуратуры подают иски в суд о сносе самовольных построек либо привлекают застройщиков к административной ответственности. Вместе с тем, как показывает практика, гражданские и административные методы борьбы с незаконными постройками не оказывают должного влияния на ситуацию.

В Уголовном кодексе нет специальной нормы, предусматривающей уголовную ответственность за незаконное возведение жилых помещений либо за захват земли . В связи с этим вопросы разграничения ответственности и квалификации действий лиц, осуществляющих незаконное строительство жилья, подлежат разрешению в зависимости от обстоятельств совершения этими лицами определенных действий, умысла и целей, которыми они руководствовались, а также наступивших в результате такой деятельности последствий.

Статья 199 УК РСФСР 1960 г. предусматривала ответственность за самовольный захват участка земли, причинивший значительный ущерб его законному владельцу или собственнику, и рассматривалась в качестве специального случая самоуправства, однако норма об ответственности за самоуправство (ст. 200 УК РСФСР 1960 г.) была сформулирована не так, как ст. 330 УК РФ.

Привлечение денежных средств участников долевого строительства многоквартирных жилых домов без предусмотренной Градостроительным кодексом документации может свидетельствовать о наличии в действиях застройщиков признаков преступления, предусмотренного ст. 159 УК. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. N 51 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» о наличии умысла, направленного на хищение, могут свидетельствовать, в частности, заведомое отсутствие у лица реальной финансовой возможности исполнить обязательство или необходимой лицензии на осуществление деятельности, направленной на исполнение его обязательств по договору.

Так, по приговору Батайского городского суда Ростовской области от 17 октября 2011 г. гражданка Т. осуждена за совершение преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159 (3 эпизода), ч. 4 ст. 159 (5 эпизодов) УК, на 8 лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Т., не получив в установленном порядке разрешение на строительство, с августа 2005 г. по декабрь 2009 г. под предлогом осуществления строительства многоквартирных жилых домов заключала с гражданами в простой письменной форме договоры долевого участия в строительстве, не имея намерений выполнять взятые на себя обязательства, похищая, таким образом, денежные средства, полученные от граждан во исполнение условий заключенных с ними договоров. В результате преступных действий осужденной потерпевшим причинен ущерб в крупном и особо крупном размерах.

Вместе с тем факты хищения либо присвоения денежных средств при полном непроведении строительных работ единичны. В таких случаях, как правило, застройщики вообще не начинают работы либо проводят первоначальные мероприятия (ограждение территории, вырывание котлована) с целью создания видимости работ. Также действия застройщиков можно квалифицировать по ст. 159 УК в случае, когда при наличии вступивших в законную силу судебных решений о сносе построек указанное лицо продает гражданам, организациям квартиры, утаивая от них наличие решения суда.

В большинстве же случаев у нелегальных застройщиков нет умысла на обман граждан. Они принимают все возможные меры к исполнению взятых на себя обязательств перед дольщиками в части строительства жилого дома и передачи им квартир. От мошенничества необходимо отличать случаи, когда неисполнение застройщиком взятых на себя обязательств по осуществлению строительства многоквартирного дома при наличии предусмотренной законом разрешительной документации обусловлено, к примеру, нерациональным использованием денежных средств граждан — участников такого строительства, в результате которого строительство объекта не завершено по обстоятельствам, не свидетельствующим о хищении застройщиком денежных средств.

Это интересно:  Как продать приватизированную дачу 2019 год

В действиях нелегальных застройщиков также могут усматриваться признаки преступления, предусмотренного ст. 171 УК, а именно незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в крупном размере.

Диспозиция ст. 171 УК предполагает наличие совокупности определенных условий:

  • осуществление предпринимательской деятельности;
  • осуществление ее без регистрации или с нарушением правил регистрации либо без лицензии, когда она обязательна;
  • извлечение дохода в крупном размере.

Наиболее сложным в конструкции этого состава преступления является то обстоятельство, что ст. 171 УК, по сути, бланкетная, в связи с чем Пленум Верховного Суда в Постановлении от 18 ноября 2004 г. N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» разъяснил, что при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава преступления, предусмотренного ст. 171 УК, следует выяснять, соответствуют ли эти действия указанным в п. 1 ст. 2 ГК признакам предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск.

Определяющим элементом в понятии предпринимательской деятельности является «систематическое извлечение прибыли». Как правильно указывает С. Алексеев, систематический характер получения прибыли введен в понятие «предпринимательская деятельность» для того, чтобы отличать получение доходов гражданином-непредпринимателем от получения прибыли гражданином-предпринимателем .

См.: Алексеев С.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. М., 2004. С. 25.

Однако как относиться к ситуации, когда лицо собиралось заниматься предпринимательской деятельностью, но успело совершить только одну операцию? То есть связан ли признак системности при получении прибыли с числом совершаемых лицом сделок в их гражданско-правовом значении? На последний вопрос следует дать положительный ответ , что означает: в результате проверок необходимо выявлять факты неоднократного возведения одними и теми же недобросовестными застройщиками объектов недвижимости и последующей реализации этих объектов.

См.: Яни П.С. Цель систематического получения прибыли — спорный признак незаконного предпринимательства // Российская юстиция. 2005. N 6.

Также умысел на получение систематического дохода находит свою реализацию при незаконном строительстве одного многоквартирного дома и продаже квартир, расположенных в нем. Для возведения индивидуальных домов не более трех этажей получение разрешения на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом РФ не требуется, однако если индивидуальный жилой дом фактически по своим конструктивным особенностям строительства является многоквартирным, можно сделать вывод о том, что целью собственника являлось извлечение прибыли, что при условии доказывания изначального умысла на осуществление предпринимательской деятельности может расцениваться как незаконное предпринимательство.

Вместе с тем практика привлечения к уголовной ответственности по ст. 171 УК лиц, которые под видом индивидуального жилого дома выстраивают многоквартирный с последующей продажей квартир, пока не сформирована.

Так, гражданка Е., не имея регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляла предпринимательскую деятельность, направленную на реализацию квартир в построенном ею с нарушением градостроительного законодательства доме, в результате чего извлекла доход в крупном размере. По этому факту в отношении Е. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 171 УК. Указанное постановление о возбуждении уголовного дела обжаловано в суд в порядке ст. 125 УПК, решением которого жалоба удовлетворена, постановление о возбуждении уголовного дела признано незаконным.

Суд, в частности, указал, что согласно уголовному закону ответственность по ст. 171 УК возможна только в случае осуществления предпринимательской деятельности, которая в принципе может быть зарегистрирована. В связи с этим обстоятельством при решении вопроса о наличии в действиях лица состава незаконного предпринимательства необходимо выяснять, соответствуют ли эти действия указанным в п. 1 ст. 2 ГК признакам предпринимательской деятельности, которая направлена на систематическое получение прибыли, в частности, от пользования имуществом, продажи товаров и которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя. При этом систематически должна осуществляться не только сама предпринимательская деятельность, систематическим должно быть и получение прибыли от этой деятельности. При отсутствии хотя бы одного из признаков деятельность не может рассматриваться как предпринимательская.

Содержащиеся же в постановлении о возбуждении уголовного дела данные не могут служить основанием для выводов о том, что совершенные Е. возмездные сделки образуют какую-либо деятельность особого рода, с необходимостью влекущую за собой обязанность для Е. регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Кроме того, приведенные в постановлении данные не могут указывать на то, что эти сделки купли-продажи свидетельствуют о систематичности в действиях Е., так как они совершены в отношении одного объекта собственности. В соответствии со ст. 208 НК для физических лиц, участвующих в сделках купли-продажи принадлежащего им на праве собственности имущества, не установлена обязанность по получению статуса индивидуального предпринимателя, так как доходы, получаемые физическими лицами от реализации недвижимого имущества, законом признаны самостоятельным видом доходов. С учетом этих обстоятельств приведенные в обжалуемом постановлении данные суд посчитал недостаточными для возбуждения уголовного дела в отношении Е. по ст. 171 УК.

Это судебное решение представляется необоснованным в части ссылки на некую самостоятельность доходов от реализации недвижимости, поскольку если такие доходы получаются систематически, что лицом и было запланировано, то подобная деятельность вполне соответствует понятию предпринимательства, содержащемуся в ст. 2 ГК. Однако верно то, что для привлечения к уголовной ответственности по ст. 171 УК необходимо доказать умысел именно на систематическое, а не разовое получение прибыли.

О наличии умысла на осуществление предпринимательской деятельности могут свидетельствовать, например, неоднократное строительство домов с их последующей продажей либо неоднократной продажей квартир в них, объявления в газетах о продаже квартир в еще строящемся доме, планировка дома и др. Однако указанные доказательства могут быть приняты во внимание только при их сопоставлении с другими имеющимися доказательствами.

Для этого необходимо проведение комплекса оперативно-розыскных и проверочных мероприятий, предусмотренных ФЗ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», в частности: наблюдения, обследования сооружений, помещений, зданий, участков местности, исследования предметов и документов, опроса, наведения справок. Проведение указанных оперативно-розыскных мероприятий позволит установить обстоятельства, имеющие значение для вывода о том, что под видом индивидуального жилого дома строится многоквартирный и, соответственно, последующая продажа квартир в доме (как в указанном случае) должна будет квалифицироваться как предпринимательская деятельность.

Также в настоящее время еще только формируется практика привлечения лиц, осуществляющих указанную деятельность, по ст. 330 УК за самоуправство, т.е. самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным актом порядку, совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией либо гражданином, если такими действиями причинен существенный вред.

В отношении гражданина М. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 330 УК, так как он, вопреки установленному законом порядку, осуществлял строительство здания, несмотря на определение суда о принятии обеспечительных мер в виде запрета любой деятельности по строительству зданий, в результате чего причинил гражданам существенный вред.

Для квалификации действий лиц по признакам преступления, предусмотренного ст. 330 УК РФ, необходимо наличие следующих элементов:

  • причинение существенного вреда;
  • самовольность действий виновного, противоречие их закону;
  • оспаривание правомерности этих действий гражданином или организацией.

Существенный вред — оценочное понятие, и в каждой ситуации необходимо устанавливать, в чем он выражается с учетом конкретных обстоятельств дела. Вред может быть материальным. В таком случае признание материального вреда существенным зависит от объективной стоимости имущества, оценки значимости ущерба для потерпевшего, его фактического имущественного положения и т.д. Кроме того, вред может выражаться в грубом нарушении гарантированных Конституцией РФ прав и свобод граждан (например, на свободу передвижения, пользования жилой площадью и т.п.).

Самоуправные действия должны совершаться вопреки установленному законом или иным нормативным актом порядку их совершения. Установить этот признак в рассматриваемых случаях просто, что позволяет в настоящей статье глубоко его не исследовать.

Что же касается признака оспариваемости самоуправных действий, то в приведенном в качестве примера случае действия М. были еще до их совершения оспорены гражданами путем направления обращений и жалоб в контролирующие и надзирающие государственные и муниципальные органы, а также в суд.

При установлении совокупности указанных обстоятельств привлечение лиц, осуществляющих незаконное строительство, к уголовной ответственности по ст. 330 УК будет правомерным. Правда, повторим, пока судебной практики по привлечению нелегальных застройщиков по ст. 330 УК нет.

В действиях незаконных застройщиков могут усматриваться признаки преступления, предусмотренного ст. 238 УК, — выполнение работ, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей. Однако для решения вопроса о наличии или отсутствии признаков этого преступления необходима экспертиза, проведение которой на практике вызывает большие сложности, а также требует существенных затрат бюджетных средств. Кроме того, как правило, застройщики выстраивают здания «на совесть», в связи с чем обнаружить существенные нарушения, угрожающие жизни и здоровью граждан, проблематично.

Также при наличии вступивших в законную силу судебных решений о сносе незаконно возведенных объектов недвижимости следует рассматривать вопрос о наличии признаков преступления, предусмотренного ст. 315 УК. При этом для привлечения виновного к уголовной ответственности необходимо соблюдение следующих условий:

  • наличие вступившего в силу судебного решения;
  • установление факта злостного уклонения от исполнения судебного решения;
  • установление субъекта преступления.

Неисполнение судебного решения может выражаться как в непринятии необходимых мер для его реализации, так и в ненадлежащем его исполнении, т.е. в форме, не соответствующей предписаниям суда. О злостности может свидетельствовать то обстоятельство, что лицо имеет возможность (денежные средства, время, инструменты, технику) для исполнения решения суда, однако умышленно уклоняется от этого. Такой вывод можно сделать, например, в случае, когда лицо продолжает строительные работы при наличии судебного решения о сносе, о котором лицу известно. Признаком злостности также является не только его неисполнение при наличии для этого реальной возможности, но и повторное неисполнение лицом возложенных на него обязанностей, следующих из судебного акта (приговора, решения), после предписания, облеченного в соответствующую форму и сделанного уполномоченным на это органом (к примеру, судебным приставом-исполнителем).

Субъектом преступления является лицо, которое суд обязал выполнить соответствующие действия (запрет на осуществление строительства, демонтирование лишних этажей, снос постройки и т.д.). Однако в случае последующего отчуждения строительного объекта третьим лицам (в большинстве случаев — гражданам) действие вступившего в законную силу судебного акта на нового владельца не распространяется, в связи с чем нет оснований для привлечения к ответственности приобретателей этого имущества по ст. 315 УК. В указанных случаях необходимо обращаться с соответствующими исками в отношении новых застройщиков.

В каждом случае установления факта незаконного возведения жилых помещений следует рассматривать вопрос о наличии признаков налоговых преступлений. Так, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» уклонение от уплаты налогов и (или) сборов возможно только с прямым умыслом с целью полной или частичной их неуплаты.

Однако в этих случаях умысел обычно направлен на извлечение прибыли либо хищение денежных средств граждан. При этом следует исходить из того, что в соответствии с позицией Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 18 ноября 2004 г. N 23, действия лица, признанного виновным в занятии незаконной предпринимательской деятельностью и не уплачивающего налоги и (или) сборы с доходов, полученных в результате такой деятельности, полностью охватываются составом преступления, предусмотренного ст. 171 УК. Таким образом, вопрос о наличии в действиях незаконных застройщиков признаков налоговых преступлений следует рассматривать только при отсутствии оснований для их привлечения к уголовной ответственности по приведенным статьям УК.

Статья написана по материалам сайтов: grazhkod.ru, logos-pravo.ru, wiselawyer.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector